Профессиональное самопознание педагога в контексте компетентностного подхода



бет1/8
Дата07.07.2016
өлшемі0.83 Mb.
#182387
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальный научно-практический,

образовательный и оздоровительный центр «Бөбек»
А.К.Рысбаева, Ш.Ж.Колумбаева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА

В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

(для студентов педагогических вузов)

Алматы, 2012


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (для студентов педагогических вузов). – А.К.Рысбаева, Ш.Ж.Колумбаева. – Алматы, 2012. – 128с.

Рецензенты: Ш.Таубаева – доктор педагогических наук, профессор КазНУ им.Аль-Фараби

А.Айтпаева – кандидат педагогических наук, доцент КазНПУ имени Абая
В учебном пособии для будущих учителей «Профессиональное самопознание педагога в контексте компетентностного подхода» рассматриваются некоторые теоретические положения формирования профессионально значимых качеств педагога через профессиональное самопознание как эффективного становления компетентностного специалиста. Даются практические рекомендации по профессиональному самопознанию учителя и предлагаются программы тренингов самопознания, самосовершенствования, личностного роста.


ВВЕДЕНИЕ

Важным фактором, определяющим конкурентоспособность государства, является интеллектуальный потенциал его граждан, уровень которого в значительной степени зависит от компетентности и профессионализма педагогических кадров.

В свою очередь, для определения уровня профессиональной подготовки учителя, его компетентности и профессионализма необходима система профессионального развития, в основе которой лежит профессиональное самопознание.

Автор идеи нравственно-духовного образования «Самопознание» Сара Алпыскызы Назарбаева обращает особое внимание педагогов на формирование у подрастающего поколения качеств гуманного человека, обладающего любовью, добротой, милосердием: «Наша с вами задача – переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами…

Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить» ( Алматы, 2003).

С целью содействия развитию и обогащению духовных возможностей будущего педагога, его сущностных сил как личности, субъекта культуры, социального и профессионального творчества в учебный процесс казахстанских педагогических вузов введена дисциплина инновационного характера «Самопознание».

Дисциплина, которая призвана создать условия для того, чтобы каждый человек мог осознать свою идентичность и предназначение, сформировать собственную линию системы ценностей, которая согласуется с общечеловеческими и определяется нравственно-духовным содержанием.

Личностно-ориентированный характер учебной дисциплины «Самопознание» позволяет развивать у будущих педагогов глубокий интерес к проблемам самопознания и саморазвития, осваивать пути и способы, формирующие целостную личность.

Личностное развитие будущего учителя посредством изучения учебной дисциплины «Самопознание» представляет собой сложный, многоплановый процесс, имеющий индивидуальную направленность, осознание мотивов, субъективные и объективные результаты и многое другое.

Вузовский процесс обучения, направленный на осмысление студентами системы общечеловеческих ценностей, развитие умения понимать другого человека, формирование ценностного отношения к окружающим людям, имеет потенциальные возможности для осознания обучающимися необходимости профессионального самопознания и саморазвития.

Важно осознать, что главная миссия каждого учителя в современном мире заключается в том, чтобы побудить ученика на самопознание. Учитель должен научить ученика не только познавать окружающий мир, но, прежде всего, помочь познать себя, свои возможности, способности, природные задатки и дарования, помочь каждому воспитаннику в развитии его индивидуальности, неповторимом своеобразии личности.

Глубоко прав известный психолог А.Н.Леонтьев в том, что личность не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся». Личность педагога, его талант и мастерство раскрываются через профессиональное самопознание и саморазвитие.

Как показывают исследования педагогов и психологов потребность в самовыражении является одной из основных для человека.

Потребность обучать, воспитывать, способствовать разностороннему развитию ребенка, подростка, молодого человека присуща педагогу, который постоянно работает над собой, над формированием и совершенствованием своих личностных и профессиональных качеств.

Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим актуальными становятся вопросы формирования личностно и профессионально значимых качеств нравственности, ответственности, компетентности. Задачей профессионального становления учителя становится изучение структуры, содержания и способов профессионального самопознания и саморазвития.

В настоящем учебном пособии, адресованном будущим учителям, изложены некоторые вопросы теории и практики профессионального самопознания. Рассматриваются структура и содержание профессионального самопознания, его роль в развитии культуры педагогического общения.

Мерилом успешной деятельности учащихся является собственный успех учителя. Это еще одно доказательство необходимости умения педагога делать самоанализ, самоконтроль, самооценку в профессиональной деятельности.

Вопросы для контроля и самоконтроля студентов будут способствовать теоретическому осмыслению знаний и развитию практических навыков в профессиональном самопознании.

Предлагаемое учебное пособие для студентов педвузов является одной из первых попыток теоретического и практического обоснования вопросов профессионального самопознания учителя в аспекте нравственно-духовного образования «Самопознание».

Функциональные задачи педагога по формированию профессионального самопознания рассматриваются нами в контексте компетентностного подхода, где компетентность определяется направленностью деятельности учителя на создание условий в педагогическом процессе для развития индивидуальности, уникальности, неповторимого своеобразия каждого обучающегося.

Личность учителя, обладающего профессиональным самопознанием, должна быть яркой, притягательной для учащихся, отличаться особенностями этико-эстетической выразительности, высоким уровнем культуры педагогического общения, толерантностью, твор­ческим потенциалом.

Компетентный специалист в сфере нравственно-духовного образования «Самопознание» характеризуется открытостью и готовностью к сотрудничеству, сотворчеству, умением критически мыслить, способностью вдохнов­лять учеников на самостоятельный познавательный поиск и побуждать их к саморазвитию и самосовершенствованию.

Авторы на основе изучения теоретических источников и опыта профессиональной деятельности педагогов, работающих по программе нравственно-духовного образования «Самопознание», разработанного Национальным научно-практическим, образовательным и оздоровительным центром «Бобек», попытались представить некоторые теоретические положения, упражнения и другие материалы рекомендательного характера для использования в профессиональном самопознании будущих учителей.

Все пожелания и рекомендации будут приняты с благодарностью.


Аршагуль Рысбаева, Шолпан Колумбаева

Раздел 1 Теоретические основы формирования профессионального самопознания учителя

1.1.Структура и содержание профессионального самопознания педагога в контексте компетентностного подхода

В профессиональной деятельности педагога особую значимость имеют вопросы самопознания, саморазвития, самовоспитания личности. Профессиональное самопознание, по сути, является первым шагом к профессиональному саморазвитию.

На основе изучения литературных источников и опыта учителей предмета «Самопознание» попытаемся определить структуру и содержание профессионального самопознания педагога. Для этого следует, в первую очередь, выявить сущность ключевых понятий, определить контекст, в котором мы рассматриваем профессиональное самопознание.

Современные теории и практика свидетельствуют об актуальности проблемы формирования компетентностного подхода к образованию в общем контексте тенденций глобализации мировой экономики. Применительно, к общему образованию отмечается, что необходимо формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» [1, С.10 ].

Смена образовательной парадигмы с традиционных ЗУНов на формирование личностно-ориентированной и практико-ориентированной личности актуализировала компетентностный подход в образовании.

Подобный подход способствует новому видению содержания образования, внедрению в педагогический процесс инновационных методик и технологий обучения и воспитания, направленных на формирование личности, способной самостоятельно мыслить, анализировать события, ситуацию, принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки и дела.

По мнению аналитиков образовательных реформ, в современных условиях «смещены акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений» [2, С.33]. Происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность». Соответственно фиксируется «компетентностный подход» [3 , С.1] .

Исходное содержание понятия «подход» обозначает «идти под низ чего-то», то есть находиться в основе чего-либо [4] . Исследователь И.А.Зимняя объясняет понятие «подход» некоей идеей, концепцией, принципом, который основывается на ключевых для него одной или двух-трех категориях ( понятиях).


В становлении личности учителя особую значимость приобретают категории самопознание, саморазвитие, деятельность, компетентность, профессионализм, соответственно, для изучения основ профессиональной деятельности педагога необходимо изучение структуры и содержания профессионального самопознания в контексте компетентностного подхода.

Для определения содержания контекста компетентностного подхода важно обратится к программным документам, в которых определены основополагающие принципы профессиональной деятельности педагога, требования к формированию его личностно и профессионально значимых качеств.

Социальный заказ в развитии отечественного образования изложен в выступлениях Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. Так, в Послании Президента Республики Казахстан к народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» говорится о мерах по осуществлению модернизации системы образования, которые определяются необходимостью:


  • внедрения в процесс обучения современных методик и технологий;

  • повышения качества педагогического состава;

  • создания независимой системы подтверждения квалификации;

  • усиления воспитательного компонента процесса обучения.

В Послании отмечено: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности…У нас нет таких учебников, таких преподавателей, которые работают с молодежью именно по таким вопросам. Нашей молодежи это жизненно необходимо» [5, С.2].

Разработка программы нравственно-духовного образования «Самопознание», учебников, учебно-методических пособий по учебной дисциплине «Самопознание» является одним из направлений деятельности педагогов по привитию общечеловеческих ценностей учащейся молодежи.

Летом 2012 года Глава государства поставил перед обществом задачу создания эффективной системы адаптации молодых казахстанцев к самостоятельной жизни, к инициативному труду. В этой связи одной из главных целей подготовки специалистов в вузовской системе педагогического образования является формирование созидательного мировоззрения у учащейся молодежи, воспитание нравственности и патриотизма, ответственного отношения к приобретению знаний, к овладению будущей профессией [6].

Задачи модернизации образовательного процесса педвуза и усиление его направленности на формирование компетентностного специалиста актуализируют изучение проблемы профессионального самопознания.

В проектировании учебно-воспитательного процесса педвуза профессиональное самопознание должно рассматриваться как один из важнейших компонентов формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности. Внедрение в педагогический процесс учебного предмета «Самопознание» как инновационной дисциплины направлено на формирование ценностных ориентиров обучающихся.

Согласимся с исследователями в том, что самопознание восполняет недостающее звено в системе современного образования, способствуя личностному и социальному развитию детей и молодежи. Основу данной дисциплины составляют «стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и и миром…самопознание содействует воспитанию учащихся в духе гуманности, человеколюбия и милосердия».

И далее: «Предмет «Самопознание» не имеет аналогов в мировом образовательном пространстве. Данный образовательный проект можно считать отечественным брендом, позволяющим сквозь призму человеческого измерения осознать миссию современного образования – помогать каждому ученику становиться самим собой, найти свое предназначение, максимально раскрывать и реализовывать природный потенциал» [7, С.5].

Сущность понятия «самопознание» в энциклопедиях и словарях определяется как «изучение личностью собственных психологических и физиологических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь.

Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя» [8].

В психологии высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

• самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

• самопознание — средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

• самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно. В той или иной психологической концепции (а их большое множество) лишь акцентируется какая-либо одна сторона [9].

По мнению ученых, самопознание – это сложный, многоуровневый процесс. Условно его можно разделить на два уровня:


  1. Соотнесение самого себя с другими людьми. Основными приемами внутреннего самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение.

  2. Оперирование готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными когда-то. Основными приемами являются: самоанализ и самоосмысливание.

В профессиональном самопознании умение учителя соотносить имеющиеся у себя качества с качествами идеального педагога, ориентироваться на образцы мастеров педагогического труда в истории просвещения и в реальной действительности дает возможность постоянно совершенствоваться, саморазвиваться, состояться как компетентный специалист. Познавая личностные качества, позитивный опыт педагогов, учитель начинает всматриваться в себя, сравнивает себя, пытается перенять лучшие качества, изучить интересные методики и технологии и т.п.

Профессиональное самопознание позволяет расширить свое представление о себе, как об учителе. И в этом значима роль самопонимания. Самопонимание выступает внутренним условием развития личности учителя и формирования его личностных и профессиональных качеств. Самопонимание зависит от образа жизни, от жизнедеятельности. Человек, который в силу своей профессиональной деятельности, должен учить детей честности, доброте, порядочности, ответственности, в первую очередь, сам должен быть носителем этих качеств. Воспитатель должен быть воспитан сам.

Следовательно, для учителя самопознание тесно связано с самовоспитанием, в особенности, с интеллектуальным самовоспитанием.

Доказано (С.Б.Елканов, Н.Д.Иванова, С.Т.Каргин и др.), что центральной проблемой интеллектуального самовоспитания будущего учителя является развитие у него качеств педагогического мышления. При этом очень важно научиться анализировать педагогические ситуации, решать на профессиональном уровне задачи, возникающие в ходе обучения и воспитания учащихся. Чувствительность к педагогическим явлениям, так называемое, педагогическое чутье, по С.Б.Елканову, позволяет учителю придерживаться правильных ориентиров в своей деятельности: верить в возможности развития воспитанников и в роль обучения и воспитания, видеть диалектику педагогического процесса, его внутренне противоречивый характер, совершающиеся в нем количественные и качественные изменения, верно разбираться в педагогической ситуации, правильно анализировать ее.

Содержание интеллектуального самовоспитания включает:


  1. Развитие способности к педагогическому анализу и синтезу.

  2. Развитие качеств мышления: критичность, самостоятельность, широта и гибкость, активность, быстрота.

  3. Развитие наблюдательности, педагогической памяти и творческого воображения[10, С. 10].

Самые существенные составные нравственно-духовного облика учителя – это глубокое знание общечеловеческих ценностей, умение на их основе обучать и воспитывать учащихся, знание теории и практики гуманной педагогики, убежденность в возможности воспитания доброго человека, высокое чувство ответственности за содержание профессиональной деятельности.

Достижение человеком творческой зрелости является результатом самоактуализации. По мнению ученых (К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Шостр и др.) , каждый человек обладает стремлением к самоактуализации, то есть каждый человек стремится удовлетворить свои потребности, полностью реализовать свой личностный потенциал, самосовершенствоваться. Самоактуализирующиеся личности реализуют все, на что они способны, именно они достигают вершин профессионализма. Самоактуализация в профессиональном самопознании учителя определяется как призвание «учить всех и всему», как говорил Я.А.Коменский. Самоактуализирующиеся учителя стремятся в профессиональной деятельности реализовать высшие ценности: добро, милосердие, истину, справедливость, любовь, человечность и др.

У каждого человека в жизни бывают трудности, проблемы, барьеры. Учитель, как самоактуализирующася личность, найдет в себе силы, побороть эти трудности, преодолеть барьеры и продвигаться дальше, к вершинам профессионального мастерства.

Основными параметрами, составляющие самоактуализацию личности педагога, можно назвать:



  • Ценностные ориентации, определяющие нравственный потенциал личности.

  • Богатство духовного мира, являющегося показателем высокой духовной культуры.

  • Гибкость ума, умение внести изменения в себе.

  • Сензитивность и спонтанность поведения. Умение наблюдать за собой, оперативно вносить коррективы и презентовать себя как педагога.

  • Обладать самоуважением, уважать и любить себя как профессионала.

  • Склонность к гармоничному восприятию окружающего мира, видеть и знать свою роль в обществе как носителя гуманных качеств.

  • Контактность, межличная чувствительность и эмпатия. Умение вступать в диалог с людьми разных категорий, быть образцом культуры общения.

На пути к профессионализму учителя А.К.Маркова выделяет этап самоактуализации, который характеризуется следующим образом:

- самодиагност, осознанная индивидуальность;

- самоэкспериментатор;

- целостная личность с Я – концепцией;

- самопрогнозирующий свой профессиональный путь учитель;

- самосохраняющийся учитель, профессионально обучаемый, имеющий внутренний локус профессионального контроля;

- учитель, готовый к дифференцированной оценке своего труда;

- конфликтоустойчивый [11, С.55].

Выявление содержания и структуры профессионального самопознания тесно связано с изучением психологических основ развития человека, механизмов его самоорганизации и саморегуляции. Для эффективного познания себя необходимо знание основ психологии чувств и психологии личности: «…Для того, чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо, прежде всего, знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции … Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…» [12].

Психологи выделяют следующие способы самопознания:



  • самонаблюдение

  • самоанализ

  • сравнение с другими людьми

  • моделирование собственной личности

  • осознание противоположностей в поведенческой характеристике, которое включает самопринятие.

Самопринятие является отправной точкой для саморазвития и самовоспитания [9].

Для учителя профессиональное самопознание важно с двух точек зрения:



  • во-первых, в познании себя как педагога, своих собственных возможностей и способностей в профессиональном развитии;

  • во-вторых, в выполнении главной миссии в профессиональной деятельности – быть побудителем самопознания и саморазвития своих учеников, раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала.

Таким образом, в структуре профессионального самопознания можно выделить два направления, которые, определяют суть закономерности целостного педагогического процесса о двустороннем характере деятельности в системе: Учитель – Ученик

Влияние учителя на ученика обусловлено личностными качествами, жизненной позицией, нравственно – духовными ценностями, осознанием роли педагога в современном обществе, его ответственностью за обучение и воспитание подрастающего поколения. Соответственно, для педагога профессиональное самопознание становится одной из важнейших функций его профессиональной деятельности.

По Е.И.Артамоновой, самопознание учителя есть познание личностью себя в процессе оформления собственных мыслей, проявления чувств, эмоций, выполнения обязанностей: растущее осознание и признание собственной уникальности, развитие самоуважения. Самопознание есть проявление духовной культуры личности, осознание причастности к Космосу, человечеству, нации и своих возможностей по самосовершенствованию [13, С.22].

Обращение учителя к профессиональному самопознанию дает возможность развивать личностные качества в соответствии с гуманистическими ценностями образования. Гуманные качества личности вкупе с профессионально-педагогическими знаниями способствуют формированию компетентного специалиста.



Многие ученые, исследуя проблему компетентностного подхода в образовании, отмечают, что его содержание зависит от того, как определяются понятия «компетенция» и компетентность». Исследователь И.А.Зимняя изучила труды В.Хутмахера по проблеме формирования ключевых компетенций молодых европейцев, сделала перевод основных положений, которые изложила в своей работе [3]. По В. Хутмахеру есть разные подходы к определению компетенций (key), их может быть две – это умение писать и думать, или их может быть семь:

  1. Учение.

  2. Исследование.

  3. Мышление.

  4. Общение.

  5. Кооперация, взаимодействие.

  6. Уметь делать дело, доводить до конца.

  7. Адаптироваться к себе, принимать себя.

Однако, изучив множество различных определений, В.Хутмахер приходит к выводу, что наиболее значимыми в определении личности профессионала, настоящего специалиста, следует выделить следующие:

  1. политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

  2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе…принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий.

  3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией. В этом контексте все большую важность приобретает владение более, чем одним языком.

  4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями.

  5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Пять следующих ключевых компетенций, выделенных В.Хутмахером, созвучны проблеме профессионального самопознания учителя. Педагог должен владеть ими, так как в профессиональной деятельности ему приходится решать задачи:

  • по устранению конфликтов, принятию ответственности за решение какого-либо вопроса, касающегося жизнедеятельности людей, воспитания и развития детей;

  • учитель Казахстана в работе с детьми должен все время иметь ввиду, что в классе могут находиться дети разных национальностей, представители диаспор. Многонациональный уклад нашей страны обязывает учителя быть компетентным в вопросах межкультурного диалога, толерантности, культуры межнационального общения;

  • владение письменной и устной речью является показателем фундаментальной грамотности каждого человека, который считает себя образованным. Рефлексивная культура учителя способствует самоанализу, самоконтролю, самооценке.

  • среди требований к профессиональной подготовке современного учителя, компетенция, определяющая функциональную грамотность, имеет особую значимость, тем более становится очевидной актуальность профессионального самопознания.

  • информационный бум заставляет людей учиться взаимодействовать с электронными носителями информации, изучать различные коммуникационные устройства. Для учителя компетенция владения информационно-коммуникационными технологиями становится одной из первоочередных задач в профессиональном развитии.

Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке будущих учителей, тем актуальнее задача формирования профессионального самопознания и саморазвития.

Исследователи проблемы профессиональной компетентности учителя ( И.Никольская и др.) обращают наше внимание на то, что у педагога есть три возможности в определении перспектив своего развития:



Первая – это путь адаптации. Для того, чтобы научиться быстро адаптироваться в любой среде, надо достаточно хорошо знать себя. Суметь ответить на вопросы: умею ли я находить быстро общий язык с незнакомыми мне людьми? Как следует быстро установить контакт с «новичком» в классе, его родителями? Достаточно ли моих знаний для адаптации в новой среде, в новом коллективе?

Вторая – это путь саморазвития. Саморазвитию предшествует самопознание. Сначала надо узнать: какие качества, способности требуют дальнейшего развития и какие существуют правила, методы, способы профессионального саморазвития учителя?

Третья – это путь стагнации. Стагнация - это есть распад деятельности, деградация личности. Для учителя этот термин неприемлем, так понятия «учитель» и «деградация личности» не имеют ничего общего. Тем не менее, о существовании такого пути надо знать. Учитель, который работает так, что ничего не меняет в профессиональной деятельности, пользуется старыми конспектами поурочных планов, живет за счет эксплуатации стереотипов, очень скоро может оказаться не на должном уровне предъявляемых требований к нему как к специалисту. Профессиональное самопознание поможет избежать стагнацию, поможет в выявлении способностей творческого отношения к педагогическому труду, в становлении компетентностным специалистом.

Компетентность учителя, основанная на выполнении профессиональных задач и деятельности, включает:

      • личные качества;

      • педагогический опыт;

      • личные характеристики (знания, образование, уровень профессиональной подготовки и др.), которые позволяют ему эффективно выполнять труд педагога.

Профессиональное самопознание учителя способствует эффективности его взаимодействия с учениками. «Взаимодействие, - пишет Н.Е.Щуркова, - обусловлено характером воздействия педагога на детей. Воздействие – тот краткий момент операционной акции, производимый одним человеком на другого самыми различными средствами: собственным психофизическим аппаратом (голосом, мимикой, пластикой, жестами, позой), ответное воздействие (реакция) производится тем же самым человеческим аппаратом, а также действиями, поступками, продолжая тональность и содержание начального воздействия» [14, С.325].

Вспомним И.Г.Песталоцци, который писал о необходимости мягкого прикосновения к ребенку.



Работа над собой, над профессиональным самосовершенствованием требует от педагога профессионального самопознания. Готовность учителя к профессиональному самопознанию определяется совокупностью 4-х компонентов:

  1. мотивационного

  2. познавательного

  3. эмоционального

  4. волевого.

Первый компонент – мотивационный - состоит из следующих показателей:

  • потребность учителя в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании;

  • проявление интереса к профессии педагога;

  • стремление к самореализации в профессиональной деятельности;

  • стремление достичь успеха в профессиональной деятельности.

Второй компонент – познавательный - включает следующее:

  • умение осмыслить и усвоить профессионально-педагогические знания:

  • умение осмыслить задачи профессионально-педагогической деятельности;

  • умение оценить значимость задач нравственно-духовного образования;

  • умение определять средства достижения целей профессиональной деятельности;

  • умение самостоятельно определять трудности, возникающие в профессиональной деятельности и возможности их преодоления;

  • умение изучать и проектировать программу профессионального самопознания, что будет способствовать постоянному профессиональному саморазвитию;

  • умение работать над развитием личностно и профессионально значимых качеств.

Третий компонент – эмоциональный - состоит из:

  • позитивного настроя учителя к выполнению профессиональных задач педагогической деятельности;

  • чувства ответственности за воспитание ребенка, за его нравственно-духовное образование;

  • любви к самому себе, к воспитанникам, к стремлению на основе любви строить взаимоотношения, способствующие взаимопониманию, взаимодействию, педагогическому сотрудничеству;

  • стремления создать психологический комфорт в обучающей среде;

  • уверенности в успешности профессиональной деятельности.

Четвертый компонент – волевой – определяется следующими признаками:

  • управление самим собой, стремление к формированию опыта поведенческой культуры, являющейся образцом для окружающих;

  • умение сконцентрироваться на возникшей педагогической задаче;

  • умение осуществлять саморефлексию, состоящую из самосознания, самонаблюдения, самоанализа, самонаблюдения, самооценки;

  • преодоление неуверенности, способность проявить силу воли ;

  • саморегуляция своего состояния и мобилизация сил на решение задач для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Внедрение предмета «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений системы непрерывного образования «детский сад – школа – колледж - вуз» налагает ответственность на воспитателей, учителей за компетентность в организации педагогического процесса, направленного на формирование духовной культуры учащихся, воспитание нравственных качеств. Дошкольники, учащиеся школ, студенты колледжей и вузов, изучая предмет «Самопознание», стремятся к самопознанию в контексте личностного роста, саморазвития своих возможностей и способностей и т.п.

Следовательно, для учителя особо значимым становится проблема профессионального самопознания в контексте компетентностного подхода к решению профессионально-педагогических задач, к выполнению функций в нравственно-духовном образовании.

Каждый учитель-предметник обязан знать основное назначение дисциплины «Самопознание». По К.К.Жампеисовой, оно заключается «в создании условий для нравственного и духовного совершенствования личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитания любви к жизни, к осмыслению своей человеческой сущности и смысла жизни, потребности и способности к самовыражению и самореализации, умению ориентироваться в духовном мире и в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.

Человек, являясь сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала

посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.



Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу» [15, С.6].

Слово «поддержка» в толковых словарях определяется как помощь, содействие. Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько зна­чений: «1) придержав, не дать упасть; 2) оказать помощь, содействие; 3) выразив со­гласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; 4) не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь» [ 16].

Особенностью профессиональной деятельности учителей предмета «Самопоз­нание», безусловно, является определенная специфика взаимо­отношений между педагогом и учеником. В данном случае педагог это не только тот, кто дает новые знания и умения. Педагог самопознания в большей степени – это старший товарищ и наставник, способный направить поток мыслей обучающегося в нужное русло, стимулировать творческую активность учащегося, проявить к нему внимание, оказать поддержку.

По мнению авторов учебников «Самопознание» ( Б.К.Кудышевой, Ж.Б.Кажгалиевой, Л.В.Калачевой, Р.О.Изгуттыновой и др.), педагогическая поддержка — это модель СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества педагога и обучащихся в решении их жизненных и академических проблем.

Мы согласимся с мнением исследователей о том, что педагогическая поддержка — это такая организация образовательного процесса, когда он полностью обра­щен к внутренним силам и способностям человека и его САМОпроцессам, проявляемым в действии. Их великое множество: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОвнушение, САМОпожертвование, САМОкритика, САМО­­прогноз, САМОанализ, САМОорганизация, САМО­управление, САМОдеятельность, САМОразвитие, САМОреа­лизация, САМОдостаточность, САМОвоспитание, САМО­актуализация [17 ].

Педагогическая поддержка предполагает отказ от авто­ритарного стиля общения, где наблюдаются назида­ния, наказание, прямое принуждение, нетер­пимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичные проработки, мани­пулирование общественным мнением, требование беспрекос­ловного повиновения, использование информации в своих интересах, нетерпение к инакомыслию. Вне сомнения, такого рода воздействия приводят к отчуждению учащихся, замыканию их на своих проблемах, «смысловому барьеру», «аффекту неадекватности».

В противовес авторитарному стилю общения педагогу следует представить такой стиль общения, который будет способствовать формированию отношений взаимного доверия, содружества, сотворчества. Профессиональное самопознание способствует работе над собой таким образом, чтобы научиться исключить отрицательную частицу «не» в диалоге с детьми. Вместо фраз «Нет, неверно, неправильно. У тебя ошибка» следует найти такого рода выражения, которые способствуют не торможению активной мыслительной деятельности, а наоборот, проявлению творчества, инициативы, уверенности в себе.

Условия успешности педагогической поддержки можно выразить в следующих основных положениях [18]:


  • Воспитание терпимости обеспечивает принятие других людей.

  • Позитивное подбадривание обучающегося обеспечивает появление ответной благодарности.

  • Честность в отношениях преподавателя и обучающегося обеспечивает развитие чувства справедливости.

  • Постоянная критика со стороны педагога вызывает лишь ненависть.

  • Враждебное отношение преподавателя стимулирует агрессивные проявления обучающегося.

  • Насмешки со стороны педагога приводят к тому, что обучающийся замыкается в себе.

В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных от­ношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ори­ентаций, психологический климат... Но главное — обучающийся должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБ­ВИ».

Мы согласимся с мнением академика Д.М.Маллаева о том, что для учителей гуманной педагогики любовь является основой воспитания и образования. Более того, она должна стать «законом» в воспитательно-образовательной среде. «Важнейшей основой для воспитания и образования человека, - пишет он, - является любовь. Любовь рассматривается как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Любовь одного человека делает счастливым другого, учить радоваться успехам и благополучию других … Что такое духовность? Ответ простой: «Любить всех бескорыстно, служить всем» [19, С.17,].

В современной гуманистической педагогике сформулированы необходимые нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагогов [18, С.11]:


  1. Любовь к воспитаннику и, как следствие, безусловное при­нятие его как личности и индивидуальности; душев­ная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.

  2. Приверженность диалоговым формам общения с учащимися, умение говорить с ними по-товарищески, умение слушать, слы­шать и услышать.

  1. Уважение достоинства и доверие, вера в предназна­чение каждого человека.

  2. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.

  3. Признание права на свободу поступка, выбора, само­выражения; признание воли обучающегося и его права на собственное волеизъявление.

  4. Поощрение и одобрение самостоятельности, незави­симости и уверенности в его сильных сторонах, сти­мулирование самоанализа.

  5. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Гуманная педагогика видит в поддержке ключ к постро­ению глубокого общения, постоянным душевным кон­тактам, доверительности и надежности, созданию усло­вий для решения проблем обучающегося им самим и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно. Аналогичная позиция выражена в «пяти глаголах» учи­теля-новатора Е.Н.Ильина: «Любить, понимать, прини­мать, сострадать, помогать».

Содержание профессионального самопознания определяется потребностью учителя в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании.

Известно, что источником активности личности являются ее потребности. Потребность в познании собственного «Я» относится к фундаментальным соци­альным потребностям личности наряду с потребностью в труде, общении, в достижениях и т.п.

Потребность в профессиональном самопознании определяется педагогом, когда объектом его познания становится он сам, его внутренний мир, его профессиональные знания и устремления.

Необходимо отметить, что потребность в профессиональном самопознании связана с другими потребностя­ми Я. К их числу отно­сятся: потребность в самоуважении, потребность в целостности Я, потребность в самоидентичности, потребность в признании себя со стороны других. Последнее имеет особое значение для педагога в аспекте признания его личности, как компетентного специалиста со стороны коллег, родителей, признания авторитета со стороны учеников.

Для педагога, вне сомнения, важную роль играет потребность в самоуважении. Исследователи отмечают, что «потребность в самоуважении отражает тенденцию человека отвечать своим внутренним требованиям и требованиям окружающих. Потребность в целостности Я характеризуется стремлением создавать целостный, завер­шенный образ своего Я. Потребность в само­идентичности обеспечивает единство, «нераздвоенность» Я, а потребность в признании со стороны других определяет желание жить, трудиться, учиться, общаться так, чтобы обеспечить это признание» [20].

Все эти потребности тесно взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, они усиливает потребность в самопознании. Со своей стороны, удовлетворенная потребность в самопознании облегчает удовлетворение и всех других потребностей. Например: чтобы быть на уровне требований к себе, как к педагогу, надо хорошо себя знать, как педагога. Попробуйте ответить на вопросы:

Достаточно ли моих знаний для того, что обучать и воспитывать ребенка?

Над чем еще следует мне поработать, чтобы дети относились ко мне с доверием?

Люблю ли я детей? Смогу ли стать для них настоящим другом?

У меня есть способность к общению с детьми?

Какие качества мешают мне оттачивать профессиональное мастерство?

Отвечая на эти и другие подобные вопросы, учитель стремится к профессиональному самопознанию, стремиться выявить свои достоинства и недостатки, а это дает возможность стать компетентностным специалистом.

Хорошее знание себя - залог создания целостного, непротиворечивого образа Я, хорошее знание себя как учителя – залог любви и признания учеников, родителей, коллег, всех, кто видит в вас гуманного человека, кто ценит вас как специалиста.



Вопросы для контроля и самоконтроля:


  1. Какие задачи стоят перед системой педагогического образования Казахстана?

  2. В чем суть современной образовательной парадигмы?

  3. Как вы понимаете сущность понятия «конкурентоспособный специалист»?

  4. Чем характеризуются современные ключевые компетенции?

  5. Дайте определение понятиям «компетенция», «компетентностный подход».

  6. Что составляет основу предмета «Самопознание»?

  7. В чем сущность понятия «самопознание»?

  8. Каковы составляющие профессионального самопознания педагога?

  9. Знаете ли Вы себя, свои возможности, способности к профессиональной деятельности педагога?

  10. Проанализируйте себя с точки зрения 4-х компонентов готовности к профессиональной деятельности педагога ?

  11. Чувствуете ли Вы потребность в обучении и воспитании школьников?

  12. Любите ли Вы детей как педагог?

  13. Сможете ли Вы построить грамотные взаимоотношения с детьми ( младшего, среднего, старшего возрастов)?

  14. Обладаете ли Вы умениями самонаблюдения и самоанализа?

  15. Оцените свою духовную культуру, на каком она уровне?

  16. Что, на Ваш взгляд, надо искоренить среди личных качеств, то, что мешает полному овладению мастерством учителя?

  17. Над чем надо поработать, чтобы овладеть педагогикой как наукой и искусством?

  18. Ответьте на вопросы для себя: Умею ли я наблюдать за собой? Умею ли я делать самоанализ? Умею ли я объективно оценить себя?

  19. Отвечают ли моя теоретическая и практическая подготовка тем требованиям, которые предъявляет общество к современному учителю?

  20. Назовите условия успешности педагогической поддержки учащихся.


Литература:


  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: 2002.

  2. Реформы образования: аналитический обзор / Под ред. В.М.Филиппова. – М.: Центр образовательной политики, 2003.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.- М.: 2004.

  4. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка. –Т.1. -М.: Гос. изд. иностр. и нац. слов. – 1955.

  5. Послание Президента Республики Казахстан – лидера нации

Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» – Казахстанская правда. – 28.01.2012.

  1. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда. / Казахстанская правда. – 06.07.2012.

  2. Джакубакынов Б.Б., Кудышева Б.К. Образовательная программа «Самопознание» как технология личностного развития учащихся: учебно-методическое пособие. – Алматы, 2012. – 112с.

  3. Википедия – свободная энциклопедия.

  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256с.

  5. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. – М., 1989. – 189с.

  6. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. / Педагогика. - № 6 – 1995.- С.55-63.

  7. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М.: Просвещение, 1987. – 224с.

  8. Артамонова Е.И. Самопознание как деятельностная сущность духовной культуры учителя. / Самопознание: педагогика любви и творчества: материалы международных педагогических чтений. – Алматы, 2012. – Т.1. 22-26.

  9. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366с.

  10. Жампеисова К.К.Самопознание – педагогика нового времени. / Самопознание: педагогика любви и творчества: материалы международных педагогических чтений. – Алматы, 2012. – Т.1. – С.4-10

  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. член. – кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986. – 796с.

  12. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников» - М., 1999.

  13. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. - С. 126-127.

  14. Маллаев Д.М. Методология любви – основа воспитания и образования. / В сб. «Самопознание: педагогика любви и творчества: материалы международных педагогических чтений». – Алматы, 2012. – Т.1. – С.15 – 19.

  15. Адлер А. Понять природу человека. – СПб. - 1997.



1.2. Роль профессионального самопознания учителя в развитии культуры педагогического общения

Культура педагогического общения как составляющая духовной культуры учителя является условием, при котором возрастают возможности утверждения гуманистических идеалов среди школьников, проявления причастности каждого к происходящим в мире событиям, проявления ответственности каждого за свои поступки и дела.

В программе нравственно-духовного образования «Самопознание» культура общения учителя с учащимися, с родителями, с коллегами имеет особую значимость, так как формирование знаний об общечеловеческих ценностях тесно связано с умением строить грамотно отношения с окружающими людьми, с уважением к личности каждого участника педагогического процесса.

Требующий большого напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и любви к детям, труд учителя требует постоянного профессионального саморазвития, которое берет свое начало в самопознании своих способностей как педагога, как компетентностного специалиста в деле воспитания и обучения.

О результатах труда учителя мы судим по его умению донести знания детям, по умению общаться с ними, беседовать, отвечать на вопросы, дискутировать и т.п.

Одним из показателей успешности профессиональной деятельности учителя является уровень культуры педагогического общения. Умею ли я общаться? С детьми, коллегами, родителями своих учеников? Как решить возникшие проблемные ситуации, связанные с установлением взаимодействия с учеником, его родителями? Как следует строить грамотно общение между участниками педагогического процесса? Что делать, если назрел конфликт? Эти и другие подобные вопросы часто возникают в профессиональной деятельности учителя. Поиск ответов связан с профессиональным самопознанием, являющимся одним из важнейших условий формирования культуры профессионально-педагогического общения.

Профессиональное самопознание прямо связано с осознанием себя как специалиста, в данном случае, как учителя, с самооценкой своих профессиональных качеств, в том числе, культуры педагогического общения.

Культура общения любого человека является показателем его духовной культуры. Академик Е.И.Артамонова пишет, что «личностную сущность составляют 3 компонента:



  1. Духовные знания.

  2. Духовные ценности.

  3. Духовное совершенствование.

Возможность диагностировать индивидуальные особенности личности позволяет проводить работу по самопознанию и определять реальные пути самосовершенствания учителя» [1]. Например, изучая индивидуальные особенности , учитель выявляет какой у него темперамент, каковы особенности эмоционального восприятия информации и т.п. Соответственно это помогает ему устранить барьеры в построении взаимоотношений с учениками, с коллегами и др.

Исследования Т.Н.Мальковской, К.М.Левитана, Я.Л.Коломинского показывают, что нижеуказанный перечень качеств затрудняет взаимодействие учителя с учащимися:



  • вспыльчивость

  • прямолинейность

  • торопливость

  • резкость

  • обостренное самолюбие

  • самоуверенность

  • упрямство

  • отсутствие чувства юмора

  • излишняя мягкость

  • нерешительность

  • простодушие

  • обидчивость

  • сухость

  • медлительность

  • неорганизованность

  • непонимание учащихся

  • несправедливость

  • раздражительность

  • малая или излишняя требовательность

  • педантизм и навязывание своего мнения

  • бестактность

  • противоречие между словом и делом

  • нечестность

  • недостатки в преподавании.

Профессиональное самопознание влияет на постановку цели, выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в том, что принятое вами решение является наиболее оптимальным. Формированию отношения к себе как к специалисту, отношения к коллегам по профессии, отношения к профессиональной деятельности способствует профессиональное самопознание.

Процесс самопознания регулирует способы взаимоотношений с окружающими людьми, влияет на профессиональное развитие специалиста.

В профессиональной деятельности учителю следует обратить внимание на два момента: 1.Взаимосвязь общей культуры учителя и стиля педагогического общения.

2. Владение педагогической техникой в общении.

Слагаемые общей культуры состоят из культуры внешнего вида учителя, двигательной культуры, культуры речи, культуры соблюдения норм этикета, знаний этнокультуры в общении с представителями разных народов.

Педагогическая техника состоит из мимики, жестов, пантомимики, владения психофизиологическим состоянием, владения голосовым аппаратом в общении с участниками педагогического процесса с учетом индивидуальных, психологических и возрастных особенностей.

Рассматривая общение как один из основных видов деятельности учителя и, учитывая его универсальный характер, мы вправе утверждать, что культура как явление общественное не существует вне общества, вне общения. Культура, существуя через общение, влияет на него в свою очередь. С одной стороны она регулирует различные виды деятельности, в том числе общение, с другой – само общение может оцениваться как явление культуры, то есть как, каким образом оно способствует развитию, формированию личности.

В методических рекомендациях авторов учебников самопознания Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра «Бобек» предлагаются разработки уроков по теме «Культура человека». «В них можно увидеть особенности педагогических подходов в раскрытии значения понятия «культура человека» на уроках в начальной и основной школе, - пишет И.В.Калачева, - Являясь одним из ключевых понятий, культура личности рассматривается в курсе самопознания и с точки зрения поведения человека в семье, и с точки зрения его поведения в коллективе, и в обществе» [2, С.3-5].



Ниже в таблице представлена не только тематика рекомендуемых уроков, но и ключевые понятия, используемые на каждом из этих уроков ( см. Таблицу 1).
Таблица 1. Тематика уроков самопознания по изучению культуры человека.

Класс

Тема урока

Содержательная основа

1

Азбука общения

Общение как необходимое условие существования человека. Правила общения дома, в коллективе, общественных местах. Культура поведения. Вежливость как важнейшее качество личности. Проявление вежливости в повседневной жизни.

2

Учимся уважать себя и других

Коммуникативная культура человека. Достоинство человека. Социальная интуиция. Внимательное отношение к людям.

3

Культура общения

Правила этикета. Культурный человек. Позитивное общение как проявление уважения к людям.

3

Понимать себя и других

Ценность взаимопонимания. Согласие. Чуткое и внимательное отношение к людям.

3

С нами – мальчики, с нами - девочки

Позитивное общение мальчиков и девочек. Мужской характер. Особенности поведения девочки. Взаимопомощь в классе.

3

Правила общения

Этика поведения в коллективе. Общительный человек. Человек как собеседник.

4

Учимся взаимопониманию

Взаимодействие в паре, в группе, в коллективе. Взаимопонимание как основа согласия. Умение слушать, слышать и понимать друг друга.

4

Ровесницы, ровесники

Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола. Гендерное равенство. Мужское дело. Женское дело.

4

Культура человека

Культура человека как определяющее качество личности. Культурный человек. Достоинство человека.

5

Мир человеческих взаимоотношений

Внимание к человеку. Чуткость как важное условие общения между людьми. Взаимоуважение.

5

Рядом с человеком

Человек в коллективе, обществе. Уважительное отношение к мнению другого человека.

5

Уважаем себя, уважаем других

Достойное поведение в коллективе. Самоуважение и взаимоуважение.

5

Тактичность и вежливость

Тактичность в отношениях между людьми. Сущность вежливости. Слова, жесты, мимика человека.

6

Жить в мире с людьми

Добрые отношения между людьми. Мера ответственности каждого за установления мира и согласия в отношениях. Проявление доброты и чуткости по отношению к окружающим.

8

Истоки уважения

Уважение к себе. Уважение к окружающим. Качества уважаемого человека. Верность себе.

9

Сила мысли и слова

Единство слова и дела. Поступок как отражение личности. Ответственность за мысли, слова и действия.











Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет