Программа дисциплины "Введение в историю искусства"



бет1/6
Дата19.07.2016
өлшемі0.69 Mb.
#208851
түріПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Введение в историю искусства" для направления 50.03.03 «История искусства» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории



Программа дисциплины «Искусство Древнего мира. Ч.1»
для направления 50.03.03 «История искусств» подготовки бакалавра
Автор программы:

С.А.Зинченко, кандидат наук, доцент

А.В. Гусева, PhD, доцент
Одобрена на заседании кафедры политической истории

«__»____________2014 г.

Зав. кафедрой А. Б. Каменский
Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2014 г.

Председатель Е.Б.Смилянская


Утверждена УС факультета истории «__»____________2014 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 50.03.03 «История искусства», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Всеобщая история искусства».

Программа разработана в соответствии с:

— стандартом НИУ ВШЭ;


    — образовательной программой 50.03.03 «История искусства», обучающихся по программе бакалавриата.

    — рабочим учебным планом обучающихся по программе бакалавриата по направлению 50.03.03 «История искусства», утвержденным в 2014 г.

    Разделы 1-7, 10-13, сценарии семинарских занятий №№ 1-4, 6-9, темы эссе и вопросы к экзамену написаны кандидатом искусствоведения, доцентом С.А.Зинченко; раздел 13, сценарий семинарского занятия № 10 написан PhD, доцентом А.В.Гусевой; раздел 8, сценарий семинарского занятия № 5, написаны кандидатом искусствоведения, доцентом Л.К. Масиэль Санчесом.






  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Искусство Древнего мира. Ч.1» являются:

— формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории;

- о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира;

- ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира;

- выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира;

- выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира;

- выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры;

— выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам

— освоение студентом основных методов анализа и терминологии




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Искусство Древнего мира. Ч.1» студент бакалавриата должен



Знать:

• стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства Древнего мира;

• технико-технологические особенности основных памятников искусства Древнего мира;

• основные произведения искусства Древнего мира;

• основные труды по истории искусства Древнего мира;

основные термины, применяемые при изучении искусства Древнего мира

• основные периоды в истории искусства Древнего мира;

• музейные собрания и коллекции памятников искусства Древнего мира.



Уметь:

• понимать специфику художественно-образной структуры искусства Древнего мира;

• анализировать памятники искусства с точки зрения проблем культуры его создавшей;

• атрибутировать произведения искусства Древнего мира;

• уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Древнего мира;

• представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства Древнего мира;



Владеть:

• понятийным аппаратом истории искусства;

• основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;

• основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы — основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции



Системные

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач


СК- Б6

Владеет общепринятой периодизацией истории искусства Древнего мира, понимает возможности и ограничения ее изучения, может сопоставлять данные о произведениях искусства.

Лекции, семинарские занятия, тесты





Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества


СК-Б7


Умеет осуществить постановку проблемы, выделить цели и задачи исследования, проанализировать источниковую базу работы и оценить ее результаты


Подготовка докладов


Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9


Умение слышать высказанные точки зрения, аргументировать свою позицию, вести дискуссию

Семинарские занятия

профессиональные

Способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач



ПК-9

Может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию. Способен соотнести во времени произведения искусства Древнего мира, созданные в разных регионах.

Лекции, семинарские занятия, подготовка докладов



социально-личностные

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе



СЛК-Б6


Способен подходить к истории искусства Древнего мира с ценностных позиций. Обладает представлениями о «качестве» произведений искусства.



Семинарские занятия, подготовка докладов





  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин базовой части профессионального цикла первого года обучения в бакалавриате по направлению «История искусства».

Прочные знания в области истории искусства, умение применять их в процессе изучения других гуманитарных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности, связаны со следующими общекультурными компетенциями - владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Курс тесно связан с другими дисциплинами базовой части такими как «Введение в историю искусства», «Введение в историю человечества», а так же и с курсом «Историческая география искусства» вариативной части.

Предпосылкой успешного освоения данного курса является сформированное у студентов общее представление об историческом и историко-культурном контексте. Оно предполагает знание основ истории, археологии, истории культуры, литературы, религии, необходимое для более глубокого понимания художественных процессов и явлений, содержательных аспектов произведений искусства. Взаимосвязь вышеупомянутых учебных дисциплин позволяет наиболее полно реконструировать культурную специфику искусства Древнего мира.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



    — знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы уметь работать с библиотечными фондами и справочными материалами;

    — мировой художественной культуры на уровне программы средней общеобразовательной школы.

    — уметь работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах;


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других дисциплин бакалаврской программы.




  1. Тематический план учебной дисциплины «Искусство Древнего мира. Ч.1»: 60 часов лекций, 32 часа семинаров, 136 часов самостоятельной работы; первый год обучения в бакалавриате, 3,4 модули






Название раздела

Всего часов

Лекции, семинары, практикум

Самостоятельная работа

1.

Введение в изучение первобытного искусства

2

2 ч.лекц.

10

2.

Проблема генезиса изобразительной деятельности

3

1 ч.лекций

+2 ч.сем.



10

3.

Искусство верхнего палеолита

6

4ч.лекц.

+2 ч.сем.



10

4.

Искусство мезолита

2

2 ч.лекц.


5

5.

Искусство неолита

8

4 ч. лекции+ 4ч. семинары

10

6.

Искусство бронзового века

3

1 ч. лекции+2 ч. семинары

5

7.

Искусство Тропической Африки

4

4 ч. лекции

7

8.

Искусство Доколумбовой Америки

6

4 ч. лекции+ 2 ч.семинары

5

9.

Введение в изучение Древнего Востока

2

2 ч. лекции

8

10.

Искусство цивилизаций Месопотамии и соседних стран. Искусство Древнего Ирана

20

12 ч. лекции+ 8 ч. семинары

20

11.

Искусство Древнего Египта

16

12ч.лекции+ 4ч.семинары

20

12.

Искусство Крито-Микенского мира

10

6ч.лекции+ 4ч.семинары

20

13.

Искусство Китая

10

6ч.лекции+ 4ч. семинары

6




Итого

92




136



  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Параметры

3

4




Текущий


Контрольная работа

х

х

х


Тест на знание изобразительного материала курса, тест на знание архитектуры Древнего Востока. 24 часа.




Эссе




х


Письменная работа по темам, предложенным для письменных работ. 30 часов.

Итоговый

Экзамен

х




Устный ответ на 2 вопроса из списка тем для экзамена



Критерии оценки знаний, навыков

При оценивании знаний студентов по отдельным элементам текущего контроля преимущественно применяется десятибалльная система оценивания).

В ответах на вопросы теста проверяется способность студента к узнаванию произведений искусства, знания хронологии искусства Древнего мира. Тест, состоящий из 10 вопросов, оценивается по 10-балльной шкале, где ответ на один вопрос приравнивается к 1 баллу.

Эссе (письменная работа объёмом до 5-6 стр.) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа. В качестве тем для эссе предлагаются отдельные памятники и их сопоставление. Оценивается точность описания, умение оперировать терминологией и логика изложения. Эссе оценивается по 10 бальной шкале.

При подготовке доклада (устное выступление с прилагаемым текстом 6-8 тыс.слов), студент должен показать способность самостоятельно анализировать памятники, понимание контекста и условий его создания, уделить внимание датировке, состоянию сохранности и технике, а также пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронным каталогом РГБ. При оценке результатов семинаров учитывается знание коллекций отечественных музеев, что предполагает как обращение к музейным сайтам и электронным базам данных, так и знакомство с подлинниками в экспозиции музеев и выставок. В докладе, сопровождаемом показом слайдов в формате Power Point (или его аналоге), студент должен показать владение логикой презентации, умение делать подписи к иллюстративному материалу, в том числе указывать ссылки на источники (в том числе и изобразительные); находить нужные изображения. При оценке доклада учитывается: качество презентации: логика, качество изображений и правильность подписей. Доклад сопровождается дискуссией, в которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов. В итоговой оценке за доклад учитываются: качество презентации, способность отвечать на вопросы в ходе дискуссии, и качество письменной работы. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа визуального источника, в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций (СК-М2; СК-М6; СЛК-М2; СЛК-М3.И; СЛК- М8.И; ИК-М 1.1.ПД; 1.1.НИД; ИК —М2.2/3.1/2_3.1 (И) история; ИК-М2.5.2_3.1_3.2).

В устных выступлениях на семинарах (доклад и оппонирование доклада) студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции (СК-М-7, СК-М1; ИК-М2.1_2.2._2.4.1; ИК —М2.1/3_3.1(И); ИК-М2.5.2_3.1_3.2). Работа в семинаре складывается из доклада и оппонирование доклада и оценивается каждый вид работы по 10 балльной шкале


Порядок формирования оценок по дисциплине.

Накопленная оценка, за каждый оцениваемый период, формируется по формуле:

Онакопленная= 0,6*Отекущий + 0,4*Оауд
Оценка за текущий контроль (Отекущтй) является результатом оценок за контрольные работы и эссе и формируется по формуле: Отекущтй = (Отест1 + Отест2+ Отест3+ Оэссе1)/ b

(b — общее количество тестов/эссе, проводимых в ходе текущей работы)


Оценка за аудиторную работу (Оаудиторная): преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: оценивается активность студентов в дискуссиях, правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка за каждый вид работ выставляется по 10-ти балльной шкале на семинарских занятиях (доклад + оппонирование доклада).
Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за текущий период определяется перед промежуточным или итоговым контролем
При выставлении результирующей оценки за текущий период учитывается: накопленная оценка (60%) и оценка за экзамен (40%).
Результирующая оценка за промежуточный контроль в форме экзамена, в конце оцениваемого периода выставляется по следующей формуле

Орезультирующая1часть = 0,6* Онакопленная+ 0,4*Оэкзамен
Способ округления накопленной оценки к ближайшему целому.



  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Введение в изучение первобытного искусства (2 часа лекции. Зинченко С.А)
Тема 1 История изучения первобытного искусства. Основные понятия и проблемы в изучении первобытного искусства.

Эволюция в открытиях первобытного искусства: от введения в научный оборот до интерпретаций. Основная профессиональная литература, периодические издания. Основные научные центры по изучению первобытного искусства.

Понятие “первобытный синкретизм”, «ритуал», “изобразительная деятельность”, “пещерная живопись”, “наскальная живопись”, “петроглифы”, “геоглифы”.

Источники для изучения первобытного искусства. Методы, применяемые в изучении первобытного искусства: абсолютное и относительное датирование, семантическая интерпретация. Методы описания памятников первобытного искусства. Микротопография памятника, его членение на естественные части, отображение в отчёте. Унификация языка описания. Сочетание словесного и графического описаний.

Периодизация первобытного искусства.

Функции искусства в первобытном обществе.

Основные черты искусства первобытного общества: коллективность, гомогенность, ограниченный репертуар тем и сюжетов.

Техники и технологии, применяемые в первобытном искусстве. Активное использование плоскости камня в творческом процессе. Взаимосвязь (композиционная и смысловая) искусства и окружающей среды.

Основные темы и сюжеты первобытного искусства.

Стиль и стилизация в первобытном искусстве. Стиль и периодизация. Изобразительные инварианты как неделимые элементы, из которых складываются стили первобытного искусства.

Первобытный синкретизм. Мифо-ритуальная деятельность и ее выражение через искусство. Мифологизм первобытного искусства. Анималистический и антропоморфный комплекс как отражение мироустройства в представлении первобытного человека. Отражение основных мифов в первобытном искусстве. Основные ритуалы для эпохи первобытного общества. Проблемы реконструкции первобытной культуры. Основные черты первобытного сознания. Восприятие времени и пространства в первобытном обществе.

Особенности интерпретации памятников первобытного искусства. Языковые и изобразительные универсалии и архетипы. Техника сравнительного изучения основных тем и сюжетов первобытного искусства: поиск аналогий, составление сравнительных таблиц. Качественное различие изобразительного и словесного языков. Изобразительная и словесная метафора. Невозможность «жёсткой» интерпретации. Критерии непротиворечивости.

«Сквозные сюжеты». Стадиальность и влияния в развитии первобытного искусства. Сюжетные «универсалии» и их локальные особенности.

Первобытное искусство и современный художественный процесс. Образы и стилистика первобытного искусства в творчестве профессиональных и народных художников.


Тема 2. Топографические и хронологические рамки первобытного искусства

Проблема распространения памятников первобытного искусства.

Франко-кантабрийский регион и его роль в проблеме определения топографических рамок искусства первобытности. Статья А. Брейля “Франко-кантабрийский регион как родина первобытного искусства”. Палеолитическое искусство - европейский феномен или всеобщее явление? «Белые пятна» - отсутствие памятников или недостаточная изученность? Открытие во второй половине XX века памятников палеолитического искусства. Новейшие находки в Англии, Южной Африке, Австралии и на Ближнем Востоке, существенно расширившее представление о рамках искусства палеолита.

Проблемы хронологии в первобытном искусстве. Условность хронологических рамок искусства мезолита и неолита.

Хронологические классификации А.Брейля и А.Леруа-Гурана. Поправки А.Д. Столяра. Радиоизотопные методы датирования живописи. Метод AMS и его роль для датирования памятников первобытного искусства. Открытие пещеры Шове и необходимость обновления хронологических классификаций. Обновлённая хронология М.Лорбланше, П.Бана и Ж. Комбье.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет