|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа государственного экзамена для направления
072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет дизайна
Программа государственного экзамена
для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра
Автор программы:
Аристова У.В., д.п.н., доцент,
uaristova@hse.ru
Утверждена УС факультета дизайна НИУ ВШЭ «___»_____________20 г.
Ученый секретарь Е.Н.Цховребадзе _______________________
Москва, 2013
Цели государственного экзамена
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлению 072500.62 - «Дизайн» государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний в области дизайна, усвоенных студентом во время обучения.
В соответствии с этим экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы в области истории дизайна, науки и техники. Исходя из изложенного целями государственного экзамена являются:
-
Проверить и оценить знания выпускников в области общепрофессиональных дисциплин «История дизайна» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500.62 Дизайн (квалификация (степень) "бакалавр"), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 780 (номер государственной регистрации 16272 иск/бак от 22.12.2009 г.), достаточные для компетентного выполнения обязанностей в соответствии с квалификацией «Дизайнер», а также для последующего обучения в магистратуре и аспирантуре.
-
Выявить и оценить конкретные возможности студента-выпускника, его способности к самостоятельным суждениям и выводам на основе имеющихся знаний.
-
Определить наличие и оценить уровень развития профессиональных навыков и умений в области исследовательской и практической деятельности по направлению «Дизайн».
В программе междисциплинарного экзамена по направлению 072500.62 -«Дизайн» представлен материал, который может быть использован для определения профессиональных квалификационных качеств дипломированного специалиста.
Основное значение вопросов, составленных для государственного экзамена, заключается в том, что они отражают краткие, основополагающие, «стержневые ориентиры» в профессиональной подготовке дизайнеров.
Такой профессионально ориентированный принцип построения программы государственного экзамена позволяет увидеть и оценить знания студентов именно в совокупности междисциплинарных связей между отдельными дисциплинами.
Вопросы, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению 072500.62-«Дизайн». Экзаменационный билет включает в себя два вопроса по истории дизайна, науки и техники и третий вопрос-тест на узнавание объектов дизайна.
Кроме того, студенту будет предложен визуальный ряд произведений, список которых прилагается, для выявления степени знакомства с конкретным историко-художественным материалом.
В рамках предлагаемой программы по дисциплинам «История дизайна, науки и техники» дизайна (с момента формирования) и до конца ХХ века.
Так же, выпускнику необходимо ориентироваться в художественных приоритетах различных регионов в зависимости от нюансов их общественного развития, религиозных представлений и т.п.
Знание школ западного дизайна и отечественных достижений в этой области расширяет рамки профессиональных представлений молодых специалистов. Без знаний основ истории искусства и истории дизайна затрудняется активизация креативного мышления и практически невозможно грамотное проектирование.
При составлении вопросов, из-за большого объема фактического и культурологического материала по истории культуры и искусства, мы посчитали целесообразным вынести на итоговый экзамен западноевропейское искусство в виде обзорных (по эпохам, по школам, по направлениям и т.п.) тем. Вопросы такого рода подразумевают не только общее представление о проблематике конкретного исторического периода, но и творчестве его больших мастеров.
Основной упор сделан, однако, на отечественное искусство, освещение которого в программе дано в хронологии, с учетом рассмотрения основных проблем художественной культуры и достаточно подробного анализа творчества отдельных мастеров.
В программе широко представлен материал по западноевропейскому и отечественному дизайну XIX - ХХ веков, являющийся наиболее актуальным для современного специалиста.
Программа составлена таким образом, чтобы вопросы по разным дисциплинам не дублировали, а, напротив, углубляли и дополняли друг друга.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Общекультурные компетенции:
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);
- способность к самостоятельному обучению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
- способность к активному общению в творческой, научной, производственной и общекультурной деятельности (ОК-8).
Профессиональные компетенции:
- обладание навыками научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов); способность представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати; владение опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями (ПК-6);
- знание современных стилей и направлений искусства с целью формирования профессиональной творческой позиции, ориентации в конкурентной среде (ПК-10);
- готовность использовать полученные знания о тенденциях развития в своей творческой деятельности (ПК-11).
В результате изучения дисциплины «Современные проблемы дизайна» студент должен
Знать:
-
Основные направления развития актуального искусства, ориентироваться в стилях и тенденциях актуального искусства;
-
Средства и системы передачи более выразительно художественного образа;
-
Принципы художественной гармонизации;
-
Основы трансформации человеческого сознания и психологического восприятия при использовании мультимедийных технологий;
Уметь:
-
Выражать замысел не стандартными художественными наборами;
-
Пользоваться различными мультимедийными технологиями;
-
В рамках проекта подбирать наилучший набор выразительных средств для усиления восприятия;
-
«Ярко, громко» и доступно выражать проектируемый образ;
-
Мыслить целостно, но не придерживаясь классической схемы формирования образа, вне рамок классических и общепринятых пониманий;
-
Анализировать развитие и трансформирование «слова» - как одного из основных видов передачи информации, для внедрения такового в различных его воплощениях в проект;
Владеть:
Методами анализа соответствия смыслового, визуального и музыкального наполнения дизайн – проекта; Навыками гармонизации различных информационных и визуальных систем в рамках проектируемого образа.
Требования к уровню подготовки выпускника
Выпускник ВУЗа, усвоивший профессиональную образовательную программу по направлению «Дизайн», должен знать:
-
Эволюцию развития искусства, архитектуры и дизайна различных культур, эпох и народов , а так же основные понятия истории искусства и истории дизайна: виды и жанры; образные средства каждого вида искусства; стили, направления, школы).
-
Место стилей, направлений, художественных школ в истории и культуре и, соответственно, их теснейшую связь с историей человеческого общества.
-
Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств.
-
Творчество крупнейших мастеров изобразительного искусства, архитектуры и дизайна
Уметь:
-
на основе накопленных теоретических знаний ориентироваться в явлениях классического и современного искусства и художественной культуры, разбираться в сложностях современной художественной ситуации, опознавать эпоху, стиль, автора, сюжет (если таковой имеется) произведения из предъявляемого иллюстративного материала по истории искусства и истории дизайна
-
использовать в практической, прикладной деятельности достижения мирового искусства разных эпох
-
использовать технологии современного искусства в решении практических задач различных направлений
-
грамотно пользоваться профессиональной терминологией, анализировать произведения искусства.
Методические рекомендации по подготовке к экзамену и формы экзаменов
Государственный экзамен выявляет степень соответствия знаний и умений выпускника в области общепрофессиональных и специальных дисциплин требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Дизайн».
При подготовке к итоговому экзамену следует пользоваться данным методическим пособием, которое содержит всю необходимую информацию для того, чтобы качественно подготовиться к аттестационному испытанию. Подготовку необходимо осуществлять по вопросам, которые впоследствии войдут в экзаменационные билеты.
В процессе подготовки полезно составить расширенный план ответа по каждому вопросу. Пользуйтесь при подготовке ответов рекомендованной обязательной и дополнительной литературой, а также лекционными конспектами, которые вы составляли при прослушивании курсов «История культуры и искусства» и «Истории дизайна, науки и техники» в процессе обучения в вузе. В случае возникновения трудностей при подготовке к государственному экзамену обращайтесь к преподавателям за соответствующими разъяснениями. Обязательным является посещение специальных консультаций и обзорных лекций, которые проводятся перед итоговыми экзаменами.
При подготовке к итоговому экзамену следует обратить внимание на списки литературы (как основной, так и дополнительной), рекомендуемой для изучения каждой темы.
В период подготовки к итоговому экзамену читаются обзорные лекции и проводятся консультации.
Экзамен проводится в назначенное время в присутствии председателя и всех членов ГАК в устной форме.
На подготовку к ответу отводится 60 минут. При этом выпускнику разрешается пользоваться соответствующими учебными программами государственного экзамена, а так же пользоваться иллюстративным материалом (представленным в цифровом варианте), который структурирован в соответствии с программой итогового экзамена.
Не допускается использование учебной литературы.
На ответ по билету дается 20-30 минут. После ответа могут быть заданы вопросы, количество которых не регламентируется.
Ответы на вопросы экзаменационных билетов должны продемонстрировать то, что студент:
-
знает основные этапы развития изобразительного искусства, архитектуры и дизайна и возможности применения этих знаний в своей практической художественной деятельности;
-
понимает специфику предметов «История культуры и искусства» и «История дизайна, науки и техники» и их отношение к смежным дисциплинам.
Материал по раскрываемому вопросу должен излагаться структурировано и логично. По своей форме ответ должен быть уверенным и четким. Следите за культурой речи, не допускайте ошибок в произношении специальных терминов, имен и фамилий известных мастеров, правильно называйте литературные источники, также обратите внимание на даты важных событий в истории художественной культуры.
Оценка ответа обсуждается коллегиально и осуществляется на основании определенных критериев в соответствии с требованиями ГОС ВПО и сообщается после сдачи экзамена группы или подгруппы студентов.
Апелляция подается в день сдачи экзамена на имя председателя ГАК. Решение комиссии оглашается незамедлительно.
Критерии оценки знаний выпускника
В своих ответах студенты должны показать знание по каждому из трех вопросов. Оценка каждого из вопросов проводится по пятибалльной шкале:
«отлично» - высокий уровень знаний;
«хорошо» - средний уровень знаний;
«удовлетворительно» - низкий уровень знаний;
«неудовлетворительно» - недостаточный уровень знаний
Подготовленность выпускника определяется знанием специальной литературы, умением раскрыть тему, используя теоретические знания по основной и смежным дисциплинам. Оцениваются знания, полученные в процессе обучения.
Выпускник на экзамене должен:
-
показать хорошие теоретические знания
-
раскрыть закономерности художественных процессов
-
уметь применять знания из смежных дисциплин при рассмотрении вопросов
Оценка «отлично» выпускнику выставляется при выполнении следующих условий:
-
Изложение ответа на вопрос полностью раскрывает его содержание.
-
Выпускник показал прочные знания по основной и смежным дисциплинам
-
В ответе прослеживается четкая логика изложения материала и его аргументация.
-
Выпускник укладывается во время, отведенное для ответа, и по окончании отвечает на вопросы членов ГАК.
Оценка «хорошо» при соответствии ответа следующим требований:
-
При изложении ответа содержание вопроса раскрывается достаточно.
-
Выпускник демонстрирует хорошее владение материалом
-
Логика ответа и его аргументация прослеживается достаточно хорошо.
-
Выпускник укладывается во временной интервал, отведенный для ответа, и по его окончании может ответить на большинство вопросов членов ГАК.
Оценка «удовлетворительно»:
-
При изложении материала ответа содержание вопроса не раскрывается полностью.
-
Выпускник демонстрирует посредственное владение материалом
-
Выпускник отвечает сбивчиво, логика ответа практически отсутствует.
-
Выпускник не укладывается во время, отводимое для ответа, и по окончании отвечает только на некоторые вопросы, задаваемые членами ГАК.
Оценка «неудовлетворительно»:
-
При изложении вопроса его содержание не раскрывается.
-
Выпускник не может продемонстрировать знаний при ответе на вопрос в пределах материала учебника.
-
Логика построения ответа отсутствует.
-
Выпускник не укладывается во время, отведенное для ответа, и не может ответить на вопросы ГАК.
Оценки за каждый вопрос заносятся каждым членом ГАК в оценочный лист, раздаваемый перед началом проведением экзамена. Итоговая оценка ответа выпускника определяется путем вычисления средней оценки всех представителей ГАК. В случае возникновения спорных моментов вопрос выставления оценки решается в пользу студента. Уровень подготовки выпускника, оцененный на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», может быть признан соответствующим требованиям ГОС ВПО, на основании чего студент может быть допущен к защите выпускной квалификационной работы, в случае успешной защиты ему может быть присвоена соответствующая квалификация, свидетельствующая о возможности самостоятельного выполнения выпускником профессиональных функций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Раздел . ДИЗАЙН. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 1. Отрасли дизайна. Понятие «дизайн». Категории и критерии качества дизайна.
Связь характера деятельности человечества с уровнем развития общества. Дизайн как вид художественно-творческой деятельности в процессе преобразования предметной среды. Ремесленное творчество в системе развития рыночных отношений. Понятие канона в ремесленном производстве. Понятие «проектирование». Экономические и социокультурные истоки развития дизайна.
Связь дизайна с другими видами деятельности человека. Основные задачи и реальные возможности дизайнеров в процессе организации предметно-пространственной среды. Дизайн в системе «человек-машина-среда».
Критерии качества дизайна. Определение дизайна. Разделы дизайна: индустриальный, графический, компьютерный, дизайн среды, экспозиционный, дизайн одежды и аксессуаров, арт-дизайн, арт-кар. Эргономика в дизайне.
Основная литература: 1, 2, 5, 7, 9
Дополнительная литература: 19, 21, 24, 30, 34
Раздел II. ИЗ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ, ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ И ИЗОБРЕТЕНИЙ. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР В ЭПОХУ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Тема 2. Первые орудия труда и механизмы. Первобытное общество и Древний мир.
Первобытное общество. Корни протодизайна. Зарождение проектного сознания – рисунки первобытных людей в пещерах. Появление первых орудий. Искусственное добывание огня (ок. 40 000 г. до н.э.). Весло и лодка (ок. 10 000 г. до н.э.). Ручные рубила (ударники). Составные орудия труда: каменный топор-колун, каменная мотыга (4-3 тыс. до н.э., поздний неолит). Лук, тетива, стрелы (мезолит, ок. 12(10) – 7(5) тыс. до н.э.). Колесо (ок. 4 000 г. до н.э.). Искусственные материалы: плетение и ткачество, керамика (5-3 тыс. до н.э.). Папирус (4 тыс. лет до н.э.). Обработка металлов (ок. 3 000 до н.э., неолит).
Древний Египет. Бытовые предметы древних египтян. Мебель древнего Египта. Типы мебели, технология изготовления, материалы, декор. Климатические и культурные специфические признаки древнеегипетских предметов быта. Сокровища «гробницы Тутанхамона». Ювелирное искусство. Строительная техника Древнего Египта. Типы колонн. Книга Древнего мира – папирусный свиток.
Древний Китай. Основы металлургии, химии, медицина. Цай Лунь. Изобретение бумаги (105 г. н.э.).
Древняя Греция. Гончарный круг. Керамика. Дифференциация гончарных изделий. Типы сосудов. Вазопись. Стили вазописи (чернофигурная, краснофигурная, белофонная). Мебель Древней Греции. Типы мебели, технология изготовления, декор. Клисмос. Греческий орнамент (пальметта, меандр, киматий и др.). Жилой перистильный дом. Мозаика. Ордерная система. Типы колонн (ионическая, дорическая, композитная). Основной тип храма – периптер.
Этруски и Древний Рим. Мебель. Римский домус: атриумно-перистильный дом. Инсулы. Мозаика, фреска.
Войны Древнего мира. Военные машины и механизмы. Архимед. Диад.
Основная литература: 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 15, 16
Дополнительная литература: 15, 24, 25, 30, 31, 34
Тема 3. Ремесло в Средние века. Эпоха Возрождения, 17 век – разделение труда, предпосылки машинной техники.
Средневековье – зарождение, развитие и разложение феодализма. Развитие городов. Цеховая система. Открытия и изобретения средневековья. Порох и огнестрельное оружие. Колесный плуг.
Раннее средневековье (дороманский период, или эпоха переселения народов). «Варварское» декоративно-прикладное искусство. Ювелирное искусство: фибулы, гривны. Англо-ирландская книга. «Ковровые» орнаменты, плетенка. «Звериный» («чудовищный», или «тератологический» стиль).
Романский период. Мебель – сундук. Донжон – жилище феодала. Книга периода Каролингской и Оттоновской империй, эволюция изображений.
Готический период. Мебель. Витраж – эволюция. Фахверк – жилой дом позднего средневековья. ДПИ: предметы культа (реликварии, дарохранительницы, потиры, монстранцы и пр.). Рукописная книга готики – кодекс. Структура, оформление, оклад. Книжная миниатюра, орнамент, бестиарий.
Развитие оптики. Скальвино Армати, очки (1285 г., Флоренция).
Изобретение компаса, изучение явления магнетизма. 14-16 вв. Компас, подзорная труба – толчок развития «морского дела». 16 век – эпоха великих географических открытий.
Изобретение книгопечатания. Немецкий печатник Иоганн Гуттенберг (1400-1468). Наборная печать. «42-строчная Библия» (1450 г.). Инкунабулы. Палеотипы. Франциск Скорина, печать книг на старославянском языке (к. 15 в.). Первопечатник Иван Федоров «Апостол» (1564 г.), «Азбука».
Возрождение. Цеховые объединения Европы. 14 век – первые мануфактуры в Италии. 16 век – цеха Германии, Англии, Нидерландов, Франции кооперируются в мануфактуры. Разделение труда.
Великие ученые и изобретатели эпохи Возрождения. Леон-Баттиста Альберти, «Десять книг о зодчестве». Леонардо да Винчи – художник, ученый, мыслитель, экспериментатор, инженер. Методика творчества. Проекты Леонардо. Машины Агостино Рамелли. Часы Джуанелло Турриано.
Барокко. Христиан Гюйгенс. Часы. Водяное (гидравлическое) колесо. ДПИ. Мебель барокко – конструкция, декор, отделка. Типы мебели. Стукко. Русское барокко. «Петровское барокко». Развитие архитектуры и мебельный дизайн 18 в. в России. Ремесленное искусство Петровского времени и 18 в.
Рококо. ДПИ. Мебель: Франция, Англия (Чиппендейл). Рокайль. Шинуазри. Буазери. Фарфор рококо. Гарднер, ИФЗ, Лимбах, Мейсен, Севр.
Основная литература: 2, 3, 5, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 22, 25, 26, 29, 30, 31, 33, 34
Раздел III. ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕВРОПЕ. СЛИЯНИЕ НАУКИ И РЕМЕСЛА.
Тема 4. Европейское прикладное и ремесленное искусство 18 – первой половины 19 века. Научно-технические открытия и изобретения.
Классицизм. Становление новых принципов развития архитектуры, прикладного искусства, ремесел. Мебель. Франция. Жакоб Демальте. Ткани Филиппа де Лассаля. Англия. Мебель: Хепплуайт, Шератон. Интерьеры братьев Адам. Ампир. Типы мебели: кресло-корытце, кресло-гондола. Отделка. Эгломизе, готлис и др. Русский классицизм и ампир. Дворцовые ансамбли в усадьбах Кусково, Останкино, в Павловске, Царском селе, Гатчине. Проекты предметов дворцового убранства А. Воронихина, К. Росси, интерьеры Ч. Камерона и др. Фарфор эпохи классицизма. Веджвуд, Мейсен, Севр, ИФЗ.
Машинная техника. Генри Модсли. Механический суппорт. Станочная линия для поточного производства однотипной продукции. Джон Клей. Механический (самолетный) челнок. Джеймс Харгривс. Механическая прядильная машина «Дженни». Джеймс Уатт. Паровой двигатель. «Лошадиная сила» («ватт»). Генри Форд. Конвейер. Народный автомобиль.
Транспортные средства. Н.Ж. Кюньо. Паровая повозка. Р. Фултон. Пароход. Р. Тревик. Паровоз. Дж. Стефенсон. Локомотив. Братья Черепановы. Паровоз. Велосипед. К.В. Драйс и др. Двигатель внутреннего сгорания. Э. Ленуар, Н. Отто. Г. Даймлер, К. Бенц. Автомобиль. Генри Форд. Модель «Т». Электродвигатель. В. Сименс, И.Г. Гальске. Электровоз.
В. Рентген. Рентгеновские лучи. П. Кюри и Мария Складовская-Кюри. Радиоактивность. Нильс Бор. Квантовая теория. Альберт Эйнштейн. Теория относительности.
Телефон и радио. К. Шапп. Телеграф. Александр Белл. Телефон. Г. Герц. Электромагнитные волны. А. Попов. Радиоприемник. Т. Эдисон. Многоканальный телеграф, системы электрического освещения, микрофон, фонограф. Э. Берлинер. Граммофон.
Фотография и кино. Камера-обскура. Л.Ж. Дагер. Дагерротип. Фотограф Надар (Франция). Англия. Прерафаэлиты. Россия. А. Карелин. Л. и О. Люмьер. Кинематограф.
Бытовые механизмы. Швейная машина. Зингер. Пишущая машинка. Ремингтон.
Воздухоплавание и авиация. Отто Лилиенталь. К. Циолковский. Ф. Цеппелин.
Основная литература: 2, 3, 4, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 21, 24, 25, 27, 29, 30, 31, 34
Тема 5. Вторая половина 19 века: Всемирные промышленные выставки, первые теории дизайна.
Роль общенациональных и международных торгово-промышленных выставок во второй половине 19 в. Первая Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне. «Хрустальный дворец» (Chrystal Palace) Джозефа Пакстона – новое слово в мировой архитектуре. Отделения выставки. Награды выставки. Мебель М. Тонета. Стул модель № 14. Всемирная выставка 1867 г. в Париже на Марсовом поле. «Дворец промышленности». Всемирная выставка 1889 г. в Париже. Дворец машин. Башня Г. Эйфеля – олицетворение промышленной революции 19 века.
Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца 19 века. Инженерный стиль. Архитектурный стиль. Китч.
Первые теории дизайна. Готфрид Земпер: «Наука, промышленность и искусство. Предложения по улучшению вкуса народа в связи со Всемирной лондонской промышленной выставкой»; «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». Джон Рёскин: «Современные живописцы», «Семь светочей архитектуры», «Камни Венеции», «Лекции об искусстве». У. Моррис и движение «Моррис и Кº», «Искусства и ремесла». «Сассекские стулья» («мебель добрых граждан»), «Красный дом» (арх. Ф. Уэбб), обои У. Морриса, ткани, искусство книги и др.
Русская инженерная школа на рубеже 19-20 вв. Русское техническое общество. Инженеры-мостовики. Д. Журавский, Н. Белелюбский, Г. Кривошеин. Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий 1829 г. в СПб. Критерии оценки экспонатов. Художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. Владимир Шухов. Выставочные павильоны – сетчатые конструкции («гиперболоиды»). Нефтепровод (1878), нефтеналивные суда, установки для переработки нефти (1887-1890), водотрубный котел («паровые котлы Шухова»), железнодорожные мосты на основе с типовых решений (с пролетами от 25 до 100 м, 1878 г.), конструкции арочных перекрытий московских магазинов ГУМ и Петровский пассаж, гостиницы «Метрополь», дебаркадера Киевского вокзала в Москве. Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Дальнейшая модификация сетчатых гиперболоидных конструкций - конструкция радиобашни на Шаболовке (Москва, 1919-1920 гг.).
П. Страхов: «Техника и красота жизни». Я. Столяров, «Несколько слов о красоте в технике».
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 21, 24, 25, 27, 29, 30, 31, 34
Раздел IV. РУБЕЖ XIX – ХХ ВЕКОВ. СТАНОВЛЕНИЕ ДИЗАЙНА.
Тема 6. Стилевая ситуация на рубеже 19 – 20 веков.
Стремительный научно-технический прогресс, преображение быта на рубеже веков. Китч и эклектика. Потребность эстетического формообразования. Предпосылки зарождения нового стиля.
Стиль модерн. Возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к прошлому и национальным традициям. Стилизация, рождение новых форм. Сочетание ретроспективизма и новаторства. Хронологические рамки (1887-1914 гг.). Национальные школы модерна. Франция – ар нуво, «стиль Гимар», «стиль метро». Бельгия – «ар нуво», «стиль Орта», «стиль 1900 года», «стиль лилий», «студио», «стиль волн», «вермишель», «солитер», «угорь», «яхт-стиль». Австрия – «сецессион»; Германия – «югендштиль»; Италия – «цветочный стиль», «либерти». Англия – «модерн стайл». Россия – стиль модерн. Варианты модерна: флореальный, графический, живописный, поздний (предконструктивизм), неоклассический, национально-романтический и др. Кукурбита («усы тыквы»). Обрист Герман, «удар бича».
Модерн в дизайне среды.
В. Орта. Бельгия. А. Ван де Вельде. Бельгия. Г. Гимар. Франция. Л. Мажорель. Франция. Э. Галле. Франция. Р. Лалик. Франция. А. Гауди. Испания. А. Эндель. Германия. Ф. Шехтель. Россия. Л.К. Тиффани. США. Ч. Макинтош. Англия. О. Вагнер, Й. Ольбрих, Й. Хофманн. Австрия. Венские мастерские. К. Мозер, Й. Хофманн. Мебель.
Графический дизайн.
Западная Европа. Стиль модерн. О. Бердслей, Англия; рождение плаката, Франция: Ж. Шере, А. де Тулуз-Лотрек, П. Боннар и др. Т. Стейнлен, А. Муха.
Россия. «Русский стиль», «ропетовский стиль»: В. Васнецов, И. Билибин. Стиль модерн. «Мир искусства»: А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Добужинский, Остроумова-Лебедева и др. Коммерческая графика. Социальная графика: Л. Пастернак «Раненый солдат» и др.
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 20, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 32, 34
Раздел V. ДИЗАЙН ХХ ВЕКА.
Тема 7. Начало промышленного дизайна как профессиональной деятельности в ХХ веке. Развитие дизайна и возникновение школ.
США. Первый лифт в Нью-Йорке (1857). Использование электрического света в архитектуре (Лейтер-хаус в Чикаго, У. Дженни, 1879 г.) Первая система кондиционирования воздуха (Ларкин-билдинг, Буффало. Ф.Л. Райт, 1905 г.) Новые типы зданий. Выставочные павильоны, вокзалы, библиотеки, универмаги. Торговые галереи, рынки, административные здания. Небоскребы США. «Чикагская школа». Л.Г. Салливен. У. де Барон Дженни. «Органическая архитектура». Ф.Л. Райт – «дома прерий».
Первые идеи функционализма в Европе. Германский Веркбунд. А. Лоос – «Орнамент как преступление». А. ван де Вельде, «Школа прикладных искусств» в Ваймаре. П. Беренс в АЭГ. Комплекс чайников-кипятильников, комплекс электрических ламп и др. «Беренс-антиква». 1907 г. – Мюнхен, Германский Веркбунд («Производственный союз»). Цели союза. Р. Римершмидт.
Баухауз. Понятия «функционализм» и «конструктивизм». «Форма следует за функцией». В. Гропиус. Баухауз в Ваймаре – с 1919 г., Дессау – с 1925 г., Берлине – 1932-33 гг. Директора Баухауза: Вальтер Гропиус (до 1928 г.), Ханс Майер (1928-1930 гг.), Л. Мис ван дер Роэ (1930-1932 гг.). Цели объединения. Программа Баухауза. Художественная школа нового типа. Система обучения в Баухаузе. Преподаватели Баухауза. В. Гропиус (Здание Баухауза в Дессау, 1926. Кабинет директора Баухауза). В. Кандинский, О. Шлеммер, П. Клее, Й. Иттен, П. Клеммер (детская люлька), Й. Альберс, Л. Файнингер, Г. Маркс, Л. Мохой-Надь, М. Бройер (самобалансирующиеся стулья. Кресло «Василий»), К. Юкер (настольная лампа «Баухауз») и др. Архитектура Баухауза. Предметный дизайн Баухауза, дизайн мебели. Графический дизайн Баухауза.
Де Стейл. Голландия. П. Мондриан. Неопластицизм. Тео ван Дусбург. Г.Т. Ритвельд. Дом Шрёдер в Утрехте. «Красно-голубое кресло».
Основная литература: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 20, 25, 29, 34
Тема 8. Художественный авангард в Европе и России. Архитектурно-художественное творчество, производственное искусство.
Фовизм. Искусство «диких». А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, К. Ван Донген, Р. Дюфи.
Кубизм. Ж. Брак, П. Пикассо, А. Дерен. Фазы кубизма: «сезаннистская», «аналитическая», «синтетическая».
Орфизм. С. и Р. Делоне. Трубизм. Ф. Леже.
Футуризм. Италия. Манифесты футуризма. Т. Маринетти, Дж. Балла и др. Русский футуризм и кубофутуризм. Н. Гончарова, О. Розанова и др. Футуризм в русском графическом дизайне.
Абстракционизм. В. Кандинский. «Живописная» абстракция. П. Мондриан. Геометрическая абстракция (неопластицизм). К. Малевич. Геометрическая абстракция (супрематизм). Архитектоны. Супрематический фарфор. Рисунки для тканей. Э. Лисицкий. Супрематизм, конструктивизм. Графический дизайн. Проуны.
Конструктивизм. Вл. Татлин. Памятник III Интернационала. «Летатлин». А. Родченко. Средовый дизайн, графический дизайн. В. Степанова, А. Экстер, Л. Попова. Дизайн костюма, рисунки для тканей. Г. Клуцис. Графический дизайн. Н. Суетин. Супрематический фарфор. С. Телингатер, А. Цейтлин, Вл. Маяковский. Графический дизайн. Советский киноплакат 20-30-х гг. Братья Стенберги, Н. Прусаков.
Агитационно-массовое искусство СССР. Э. Лисицкий, Н. Альтман, Н. Колли, Н. Суетин. Окна РОСТА. Л. Бродаты, Вл. Маяковский, В. Лебедев, Козлинский. Плакат. Г. Клуцис. Агитфарфор.
ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН. Структура обучения, цели и задачи. Э. Лисицкий, Н. Ладовский, А. Родченко, Л. Попова, А. Лавинский.
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 19, 20, 25, 30, 31, 32, 34
Тема 9. Развитие дизайна в Европе, США и СССР между первой и второй мировыми войнами.
Функционализм и «интернациональный стиль». Продолжение идей Баухауза. Людвиг Мис ван дер Роэ. Принцип «кожи и костей», «свободный план». Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне в 1929 г. Дом Тугендхата в Брно. Мебель. «Барселонское» кресло, кресла «Брно», «Тугендхат».
Германия. Ф. Порше, автомобиль «Фольксваген» («KDF-Wagen») 1933 г. «Биоформа» (обтекаемая форма). Предметный дизайн «интернационального стиля». В. Вагенфельд и др.
Франция. Ле Корбюзье. Павильон «Эспри Нуво» на Выставке Декоративных искусств в Париже в 1925 г. Вилла Ля Рош-Жаннере, 1932 г. «Пять отправных точек современной архитектуры». Вилла Савой в Пуасси (1928-1931 гг.). Мебель. Шезлонг с регулированием (1927), «Комфортабельное кресло».
Великобритания. Эйлин Грей.
США. Ф.Л. Райт. «Органическая архитектура». «Дом над водопадом» Э. Кауфмана в Пенсильвании (1935-1939 гг.). «9 принципов органической архитектуры»
Финляндия. Алвар Аалто. «Органическая архитектура». Мебель.
Ар Деко. Выставка Декоративных искусств в Париже 1925 г. Ж.-Э. Рюльманн. «Павильон коллекционера». «джаз-модерн», «зигзаг-модерн», «стиль голливудских кинозвезд». А. Гру, П. Шаро, А. Рато, Ж. Депре. Ар Деко в США. Мода «эпохи джаза». П. Пуаре, М. Вионне, Ж. Ланвен, Коко Шанель.
«Стримлайн». США. «Обтекаемые» формы. Г. Форд, модель «Т». Р. Лоуи (упаковка сигарет «Lucky Strike», имитация идеального дизайн-бюро на выставке 1934 г. в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке), Б. Фуллер. Г. Дрейфус. Н.Б. Геддес («Горизонты», проекты транспортных средств будущего: международний двухэтажный автобус, океанский корабль-катамаран, гидросамолет для полетов над океаном).
Европейский графический дизайн предвоенных лет. Ш. Жесмар, П. Колен, Кассандр.
СССР.
Транспортный дизайн. А. Кириллов, Ю. Долматовский, К. Шарапов. Вл. Мещерин Глиссер «ОСГА-25». Агитсамолет «Максим Горький». Туполев, Кошкин.
Архитектурная среда. Бр. Веснины. Дворец культуры Пролетарского района г. Москвы. И. Голосов. Клуб союза коммунальников. К. Мельников. Дом культуры им. И. Русакова. Собственный дом в Кривоарбатском переулке. Павильон СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 г.
Московский метрополитен. «Аэродинамический» стиль. Конструктивизм. Псевдоклассицизм.
«Социалистический ампир» в архитектуре. Гостиница «Москва» (А. Щусев и др.). И. Жолтовский.
Б. Иофан, В. Мухина. Советский павильон на Всемирной выставке в Париже 1937 г. «Рабочий и колхозница».
Советский плакат 30-х годов. А. Дейнека. Добровольский. Дени. Страхов-Браславский. Корецкий. Соколов-Скаля. «Сталинская тема».
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Дополнительная литература:15, 25, 26, 29, 34
Тема 10. Послевоенный дизайн. 50-60-е годы.
США.
Неофункционализм («интернациональный стиль»). Л. Мис ван дер Роэ. Кроун-холл ИТИ (1950-56 гг., Иллинойс). Фэрнсуорт-хаус в Фоксривер, Иллинойс (1945-1950 гг.).
Ф.Л. Райт. Интерьер унитарианской церкви в Мэдисоне, штат Висконсин (1950 – 1951 годы) и интерьер синагоги в Пенсильвании (1954 – 1959 гг.). Музей Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943, строительство – 1956 – 1959 гг.).
Л. Мохой-Надь. «Новый Баухауз» в Чикаго.
Элитарный дизайн. Стайлинг. Американская реклама. Дизайн упаковки. Оживление потребительского спроса.
Рассел Райт. Обеденные сервизы из керамики. Биоморфичный стайлинг как противовес европейским движениям «хорошая форма». Пять этапов американского стайлинга по Г. Джексону: близкий формам ар деко, аэродинамический, конусный, «ящичный», скульптурный.
Автомобильный стиль. Харли Эрл – отец автомобильного стайлинга. «Американская мечта»: автомобиль – второй дом. Принцип макетирования кузова в натуральный размер из глины. Автомобили «dream-car» для компании «Дженерал Моторс». «Аэростиль» в автомобилестроении. Бьюик «Ла Саль», бьюик «Ле Сабр», понтиак «Страто-Стрейк», каддилак «Эльдорадо». Уолтер Дорвин Тиг. Экспериментальные работы для компании «Боинг». Интерьер самолета «Боинг 707». Идеи автомобильного дизайна в дизайне бытовых приборов. «Идеальные кухни» 50-х гг.
Органический дизайн. Ееро Сааринен. Аэровокзал им. Кеннеди в Нью-Йорке (1958 – 1962 годы). Мебель Е. Сааринена, Чарльза и Рей Эймс. Новые материалы: полиэстер, алюминий, фанера. DAR-стул Ч. Эймса (с цельнолитой чашей для сидения), «womb-стулья» Сааринена, стул «151 S» и стул «Тюльпан».
Развитие профессии «дизайнер». Дизайнерские группы и фирмы. Американская реклама – один из истоков дизайна. Первые дизайн-бюро. Бюро Джорджа Нельсона. Серия настенных часов 1949 г., диван «Слинг софа», светильники «китайские фонари», набор посуды «Флоренс». Дизайн Американской национальной выставки в Москве (1959), павильона ф. «Крайслер» на Международной выставке в Нью-Йорке (1964). Раймонд Лоуи. Витрины магазинов, рисунки для журнала «Харперс». Логотип компании «Shell». Проекты для автомобильной компании «Студебеккер»: «Чемпион» (1947), «Старлайн» (1953), «Аванти» (1962). Работы для автобусной компании «Грейхаунд» (1952). Пол Рэнд. Логотип фирмы IBM. Элиот Нойс. Модульно-блочный стиль первого компьютерного оборудования. Алекс Бродович. Графический дизайн.
Дизайн костюма. Мода 50-х. Массовое производство готового платья. Эпоха американского влияния: рок-н-ролл, «стиль Элвиса Пресли». Брюки-«дудочки», галстук-шнурок, узконосые штиблеты. Футболки и джинсы. Голливудский «аутсайдер». Начало истории «прет-а-порте».
Скандинавские страны.
Принцип скандинавского дизайна: «лучшее для большинства». Функциональный анализ предметов.
Финляндия. А. Аалто. Стулья и кресла для фирмы «Артек», «органические» вазы Тапио Вирккала. Кай Франк: фарфор фирмы «Арабия».
«Шведский модерн» и «датский стиль тикового дерева». Демократичная атмосфера квартиры средних слоев населения. Стандартизация общего вкуса.
«Органический дизайн» в Скандинавии. Кааре Клинт. Арне Якобсен. Стул «Муравей». Финн Джулс. Кресло «Вождь». Ханс Вегнер. Круглый стул «JH 501» из тикового дерева.
Принцип «сделай сам». 1951 г. – Ингвар Компрад, первый каталог, 1952 – первая выставка товаров IKEA. 1965 г. – сеть магазинов. Стандартизация. Дизайнеры, работающие по заказу IKEA: Тапио Вирккала, Вико Магистретти, Томас Эриксон, Эрик Санделл и др. Девизы: «мы не перевозим воздух», «мы не храним на складе», «мы делаем прочно».
Транспорт и бытовые приборы. Сикстен Сасон. Автомобиль «Сааб 92» (1947), пылесосы, фотокамеры. Телефон «Эриксон» (Швеция, 1956), детский конструктор «Лего» (Дания, 1958). Появление фирмы «Тетра-пак» (1952).
Великобритания.
«Совет по промышленному дизайну», дизайн-выставки послевоенного периода («Британия это может», девиз «хороший дизайн – хороший бизнес», 1949), журнал «Дизайн». Критика американского стайлинга. Консультативные дизайн-бюро.
Транспортный дизайн. Алекс Иссиджонис. Автомобиль «мини» («Моррис мини Майнор») для «Бритиш мотор корпорейшн» (1959). Дэвид Бэхе. Внедорожник Лэндровер, серия II (1958). Дуглас Скотт, лондонский автобус «Рутмастер» (1953). Велосипед Алекса Моултона (1962 – приз герцога Эдинбургского за лучшее произведение промышленного дизайна).
Брутализм. Выставка 1956 г. - «Дом будущего», выполненный полностью промышленным способом, как корпус машины. Элисон и Питер Смитсоны. Л. Кан. Здание Лабораторий медицинских исследовнаний Ричардса в Пенсильванском университете (1957-1961).
Независимые дизайн-бюро. Роберт и Люсьен Дей – «представители хорошего стиля». Дизайн выставок, графики и индустриальный дизайн. «Полипропстул». Дизайн текстиля Л. Дей.
Дизайн костюма. Изобретение мини-юбки. Мери Куант и Анри Куреж. 1955 г. – открытие магазина «Bazaar» в Лондоне (М. Куант). Продажа готовых моделей и отрезов с выкройками.
Германия.
Неофункционализм. «Ульмская школа», Макс Билл – выпускник Баухауза. «Хорошая форма» и «германский дизайн». Антикоммерческая направленность ульмской концепции. «Ульмский табурет». Ганс Гугелот и Отл Айхер. Имидж продукции компании «Браун». Фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза» (1962). Дитер Рамс – концепция дизайна электробытовых приборов «Браун» - продолжение ульмских традиций. Стиль «Браун» - образец функционального формообразования, «экономный стиль».
Мультидисциплинарные дизайн-бюро. «Гугелот-дизайн». Отделы бюро. Заказчики: «Варта», «Браун», «Дорнье»», «BMW», «Кодак».
Базельская школа графического дизайна (Швейцария) – преемница Баухауза. Э. Рудер, «Die Typographie».
Франция.
Неофункционализм. Ле Корбюзье. «Жилая единица» в Марселе (1947-1950 гг.). «Капелла в Роншане» (1950-1955 гг.).
Дизайн костюма. Коллекция К. Диора 1950-х гг. «Новое направление». Узкие плечи, подчеркнутая талия, пышные длинные юбки. Возрождение престижа парижской высокой моды. Ж. Вьено. Институт промышленной эстетики.
Транспортный дизайн. «Ситроен DS-19» (Ф. Бертони, 1938, 1955). Символ французского автомобиля 60-х.
Италия.
Индустриальный дизайн. Стиль «Оливетти». Независимые дизайнеры-консультанты. Э. Сотсасс, М. Занузо, М. Беллини. Марчелло Ниццоли. Пишущие машинки «Лексикон-80», «Леттера-22». Рабочая поверхность компьютера для фирмы «Оливетти» М. Беллини (1966). Реклама «Оливетти» Джиованни Пинтори.
Мебельный дизайн. Концепция «бель дизайн» и «радость эксперимента». «Итальянский Гауди» Карло Моллино. «Туринское барокко». Ж. Пиретти, стул «Плия». Мебель фирмы «Картель»: детский стул (1961, авторы - Марко Занузо и Рихард Заппер), стапель-стул дизайнера Джо Коломбо. Братья Кастильоне: табурет «Allunagio» («Прилунение») (1965), кресло «Сан Лука» (1961), табурет «Mezzadro» (1957), сделанный из тракторного сиденья, табурет для телефонных разговоров «Sella» (1957).
Транспортный дизайн. Мотороллер «Веспа» («Римские каникулы», Э. Пьяджио, 1946). Фиат: «Фиат-15», «Фиат-124», «Фиат-600», «Фиат-500 Нуова» (Д. Жиакоса, 1957), он же «Фиат-Тополина» («Мышонок»). Фирма «Пининфарина»: спортивный кабриолет Альфа Ромео «Джульетта» (1954).
Япония.
Периоды «Мейдзи» и «Тайсё» в японском дизайне. Деятельность Шарлотты Перрио. Соцу Янаги: Ассоциация народного искусства. Стул «Баттерфляй» фирмы «Тендониокко» (1954).
Американское влияние, «потребительская революция». Отделы дизайна в крупных фирмах: «Мацусита», «Мицубиси», «Хитачи». Отделения дизайна в токийских университетах. Японская ассоциация промышленного дизайна. Сверхскоростной поезд «Хикари» (1960-е).
СССР.
Строгановское училище в Москве (1945) и Ленинградское Высшее Художественно-промышленное училище им. Мухиной (1948). Дизайнерские бюро широкого профиля. Архитектурно-художественное бюро Ю. Соловьева: проект троллейбуса, речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола «Ленин», трансформирующаяся мебель, модернизация пассажирского вагона (1945) – геометрический функционализм с элементами стримлайна.
Транспортный дизайн. «М 20 Победа» (1943), Горьковский автозавод. Фирменный стиль Аэрофлота, аэропорты в Москве и Ленинграде. Центральное конструкторское бюро в Горьком, дизайн судов на подводных крыльях серии «Метеор», «Вихрь», «Комета», «Буревестник». Сверхзвуковой самолет «ТУ-144».
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 15, 24, 34
Тема 11. Массовая культура и поп-дизайн. Дизайн-эксперименты и дизайн-утопии. Футуристический и антидизайн. 60-70-е гг.
Поп-культура, попдизайн и оп-арт.
Поп-арт. Оптимизм и раскрепощенность попкультуры. Шелкографии Энди Уорхола. Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Дж. Джонс, Дж. Розенквист, Р. Хамилтон (коллаж «Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными?»). Яркие радужные цвета, необычные смелые формы, ориентация на массовое потребление. Символы поп-культуры. Дж. де Пас, Донато д'Урбино, П. Ломацци. Пневматическое кресло. П. Мердок. Детский стул из гофрокартона (1963). А. Джонс. «Стол, кресло и вешалка» из женских фигур. Теренс Конран. Открытие магазина «Habitat» в Лондоне (1964). Продажа «стиля жизни», «целостного интерьера» по каталогу.
Ив Сен-Лоран. Коллекция «Мондриан» (1965). Джанни Версаче. «Платье Уорхола», «Боб Дилан» (1967).
Оп-арт – оптическое искусство. Виктор Вазарелли. Бриджит Рейли. Людовико де Сантиллана. Ваза из стекла для фирмы «Филипс» (1965). Пирелли Чинтурато. Оп-арт в рекламе, 1966-67 гг. Гае Ауленти. Мери Каунт. Уильям Клейн. Стиль оп-арт для фильма «Qui est-vous Polly Maggoo?».
Эксперименты, футуродизайн и дизайн-утопии.
Футуристический дизайн. Интерес к «космическому» формообразованию. 60-е – эра космических полетов. Цвета – белый и серебряный. От «космического» дизайна – к «футуристическому» и «дизайн-утопиям». «Космическая» мода. Коллекция Андре Куррежа «Зима 1968/69». Футуристический стиль Пако Рабанна (1966). Пьер Карден, коллекция «Мода будущего» (1967). «Космическая» фотография – Ричард Эведон. «Космическая Одиссея» в кинематографе. Мебель для фильма по эскизма Оливера Мурга.
Мебель и предметный дизайн. Еэро Арнио (кресло «Шар»), Вальтер Пихлер (кресло «Galaxy I»). Луиджи Колани. Бионическое формообразование. Аэродинамический грузовик «Мерседес» (1960-е), фотоаппарат «Canon», прибор для сидения «Colani» (1972).
Архитектурные утопии. Проекты многофункциональных мобильных микропространств и мебель Джо Коломбо (Италия). Город Бразилия (группа архитекторов под руководством Люсиа Коста и Оскара Нимейера) - однин из материализованных памятников утопических идей 60-х. Футуристические предложения о новых формах расселения, проекты «городов будущего». Париж, 1965 г.: Конгресс Международного союза архитекторов, выставка 12-ти проектов «городов будущего». Группа «Архигрэм» (Великобритания): Уоррен Чок, Деннис Кремптон, Питер Кук, Дэвид Грин, Майкл Уэбб, Рон Херрон, Питер Тэйлор, Бен Фитер. «Мувинг-сити» («Движущийся город», 1964). Б. Фуллер (США). Высокотехнологичное направление в дизайне и архитектуре: геодезические купола, безопорные оболочковые конструкции. Машина для жилья «Димаксион» («Вичита-хаус»).
Компьютерный дизайн 70-х. Стив Возняк, Стив Джоб. Первый Apple 1977 г. Великобритания. Дизайн-студия «Пентаграм». Алан Флетчер, Колин Форбс, Боб Гилл, Мервин Курлянский. Дизайн-студия «Аттик». Саймон Нидхем, Джеймс Соммервиль. Франция. Роже Таллон. Мультидисциплинарное дизайн-агентство «Дизайн-программы». Студия «Техне» в Париже.
Метаболизм – японская версия рационалистической архитектуры. Связь с культурными традициями Японии. 1960 г. Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Фимихико Маки, Масато Отака, Нобуру Кавадзоэ. Архитектурные структуры, открытые к дальнейшему развитию, росту и изменениям. Процесс обновления и развития – метаболизм - аналогия с растениями и живыми организмами. Кендзо Танге: «Токио-1960», центр коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1962-67), административное здание «Джорнал Сидзуока» в Токио (1966-67), планировочная структура выставки ЭКСПО-70 в Осаке. К. Курокава: дом Накагин в Токио (1972) - идея «капсульной архитектуры».
«Архитектура больших пространств». США. Кевин Рош, Джон Дикнелу, Джон Портмен.
Радикальный дизайн. Антидизайн.
Италия. Протест против «хорошего дизайна» и концепции «бель дизайн». Группа «Архизум». Андреа Бранци, Паоло Деганелло, Гильберто Коретти, Массимо Мороцци. «Жилые ландшафты», «Wind Sity», «no-stop-Sity». Пьеро Гатти и др. Кресло «Sacco» («Мешок», 1968). Джонатан де Пас, Донато д'Урбино, Паоло Ломацци. Кресло «Joe». Гаэтано Пеше, серия «UP». Группа «Суперстудио»: Адольфо Наталини, Кристиано Торальдо ди Франция. Группа «Струм». Жоржио Жиретти, Пьетро Деросси, Карло Жиамарко, Рикардо Россо, Маурицио Воглиацо. Мебель для сидения и лежания «Praton» («большой луг», 1966-70). Свободная школа-лаборатория дизайна «Global Tools». Студия «Алхимия». Алессандро Гурьеро, Алессандро Мендини, Этторе Сотсасс. Коллекция «Бау. Хауз 1» и «Бау. Хауз 2». Мебель в стиле «Ре-дизайн», серия Мендини «Бесконечная мебель». Инго Маурер. Германия. Хартмут Эслингер, Андреас Хауг. Студия «Фрог-дизайн». «Форма следует эмоции».
Концептуальные поиски советских дизайнеров.
Всесоюзный институт технической эстетики (ВНИИТЭ, 1962). Журнал «Техническая эстетика» (1964). Региональный стайлинг. Проект специализированного автомобиля-такси (1963-65, Ю. Долматовский, А. Ольшанецкий, А. Черняев).
Дизайн-программы. Фирменный стиль «Союзэлектроприбор» (Д. Азрикан, Д. Щелкунов).
Эксперименты и утопии. Сенежская студия. «Бумажное проектирование». Макеты городской среды. III Всесоюзный конкурс бытовой мебели (1975). И.И. Лучкова, А.В. Сикачев. Система мобильных щитовых элементов «Мебар». Кинетические композиции 70-х. В. Колейчук, группа кинетического искусства «Движение», к/б «Прометей».
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 25,26, 28, 34
Тема 12. Дизайн эпохи постмодерна. 70-90-е.
Постиндустриальное общество. От модернизма к постмодернизму. Плюрализм эстетических взглядов и мнений 70-х гг. Оппозиция «современному движению» - «постмодерн». Корни постмодерна – поп-культура 60-х, «радикальные» течения дизайна. Р. Вентури «Сложность и противоречия в архитектуре» (1966). Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма» (1980).
Постмодернизм. Декоративность, китч, красочность, шик, ироничность, цитирование исторических стилей. Пародия. Нарушение привычных пропорций и классических схем.
США. Ч. Мур. Полуинтерьерная площадь Пьяцца д'Италия в Новом Орлеане. М. Грейвз. «Нью-Йоркская пятерка». Интерьерная работа. Принцип «процессуальности». Работы для «Мемфиса». Чайник со свистком в виде птицы. Р. Вентури. «Утки» и «декорированные сараи». «Инклюзивный» дизайн. «Эклектический дом». Предметный дизайн – «коллекция Вентури» (1984) для фирмы «Кнолл», чайно-кофейный сервиз «Пьяцца» для «Алесси» (1983).
Италия. Альдо Росси. Театральные постройки в Генуе и Торонто, проекты домашней утвари для фирмы «Алесси». Отель «Палаццо» в Кукуоко. Марио Беллини. Мебельные системы, предметный дизайн. Марио Ботта – «геометрия есть гармония». Алессандро Мендини. Сервиз для чая и кофе из 6-ти предметов.
«Мемфис». Свобода самовыражения, проектный реализм. Острота жеста, игра материалами, фактурами и формами, смешение стилей. Этторе Сотсасс: «нейтральная форма» и «альтернативный дизайн». Мебельный и предметный дизайн. Андреа Бранци. Матео Тун: «семантический хаос», «барочный Баухауз». Микеле де Лукки: мебель, оправы для очков, канцпринадлежности, кухни, пластмассовые изделия, интерьеры магазинов. Ксавье Марискал. «Форма следует за игрой».
Германия. «Новый дизайн»: необарокко, китч, гротеск, минимализм. «Mobel perdu» «Pentagon», «Cocktail», «Kunstflug», «Bellafast», «Berlinetta». Норберт Бергноф, Майкл А. Ландес, Франкфуртский стул «Звездное кресло» (1985-86). «Фрог-дизайн». Хартмут Эслингер. Работы для: AEG, Erco, Аpple Computers, Sony. Разработка фотоаппаратов.
Франция. Интернациональная группа «Тальер». Рикардо Бофилл, С. Вергано, Х.А.Гойтисоло, М. Нуньес-Яновски. Район Марн-ля-Валле в Париже (комплекс «Абраксас», 1979-83), Сен-Кантен-ан-Ивлин (квартал «Озерные аркады», 1974-83), Сержи-Понтуаз (жилой комплекс «Зеленый полукруг», 1985) и др.
Влияние «Мемфиса». Группы «Немо», «Тотем». Филипп Старк. «Мессия французского дизайна». Оформление парижских ночных клубов «Синяя рука» (1976) и «Бани-душевые» (1978). Проекты декорирования апартаментов Ф. Миттерана в Елисейском дворце (1982) и кафе «Кост» (1984). Реконструкция старинных отелей Нью-Йорка, ночные бары Токио, офисы Мадрида. Увлечение научной фантастикой. Предметный дизайн.
Дизайн костюма. Жан Поль Готье. Вульгарность и «высокое искусство».
Австрия. Ханс Холляйн. Оформление витрин, ювелирных магазинов, интерьеров турагентств. Четырехколонный портик на венецианской выставке «Присутствие прошлого» (1980). Интерьеры музеев. Мебель для «Мемфиса». Мебельный дизайн.
Великобритания. Рон Арад. Новейшие технологии в дизайне. Бюро «One Оff». Жаспер Моррисон. «Новая простота», минималистическая фанерная мебель, «но-дизайн». Бюро «Дизайн-офис».
Чехия. Борек Чипек. Дизайн-бюро «Альтерэго» в Амстердаме.
Япония. Широ Курамата. «Поэт креативной пустоты». Интерьеры бутиков и ресторанов. Работа с «Мемфисом». Новые материалы и технологии.
Хай-тек. «Машинность» архитектуры, предметного дизайна. Формирование среды по образу и подобию машины. Ирония словосочетания: «хай-стиль» («высокий» стиль), «технолоджи» (технология). Ассимиляция машинных форм в средовый дизайн. Возможность быстрого монтажа и демонтажа, окраска с целью эксплуатационного маркирования, раскрытие коммуникаций. Использование электроники. Мебель из стандартных металлических элементов, посуда – «лабораторное стекло». Технические детали из военной и научной областей электронного технического оборудования.
Франция. Ричард Роджерс, Ренцо Пиано. Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду на площади Бобур в Париже (1977). «Храм искусств» - подобие нефтеочистительной установки. Интегрируемое внутреннее пространство. Ио Минг Пей. Пирамиды Лувра в Париже (1979-1983), комплекс Ле Аль в Париже, архитекторы К. Васкони, Ж. Панкреаш (1979-1986). Жан Нувель. Институт арабского мира в Париже (1981-1987).
Великобритания. Ричард Роджерс. Купол «Миллениум» в Лондоне. «Ллойдс оф Лондон» (1979-1986). Сэр Норман Фостер. Галерея визуальных искусств «Сайнсбери-центр» (1980), «Гонконг-Шанхай-банк» (1981-85): 47 этаже, 50-метровый в высоту атриум со стеклянным полом-потолком. Терминал лондонского аэропорта Стенстед (1981-1991). Центр искусств «Каре д’ ар» в Ниме (1987-93). Реконструкция здания Рейхстага в Берлине (1994-99). Здание лондонской мэрии (1999-2002) –«кривобокое яйцо». Система канцелярской мебели «Номос» Н. Фостера (1987). Мебель. Рон Арад, Джаспер Моррисон, Том Диксон.
Испания. С. Калатрава. Международный центр искусств и науки в Валенсии (1991). Оперный театр в Тенерифе (1991). Олимпийский спорткомплекс в Афинах (2001).
Австрия. Густав Пейхль, Ханс Холляйн.
Япония. Ицуко Хасегава. Ателье в Томигайа (1985-86). Жилые дома в Нерима (1985) и Хигашитамагава (1987). Кишо Курокава. Понятие «серой зоны» в японском жилом интерьере. Здание мультимедиацентра Софтопиа в японской префектуре Гифу, 1990-96. Арата Исодзаки: музей Такасаки.
Деконструктивизм. «Упорядоченность беспорядка». Влияние архитектурно-художественного авангарда 1920-х гг. Постмодернистское ироничное, пародийное отношение к разным направлениям дизайна ХХ века, приемы которых используются. Случайные смещения форм, несоответствие структуры плану. «Беспокойная сложность», «неопределенность формы», «смещение пространственных ориентиров», «визуальные наслоения».
США. Фрэнк Гери – экспрессивно-скульптурная версия деконструктивизма. Ресторан Кобе, Япония (1984). Рекламное агентство в Венисе, Калифорния (1984-1991). Дом Шнебеля в Бренвуде, Калифорния (1986-89). Музей мебели Витра в Германии в Вайле-на-Рейне (1989). Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания (1990-1997). Центр рок-музыки в Сиэтле. 1995-2000. Эрик Оуэн Моос. Реконструкция заброшенных киностудий в пригороде Лос-Анджелеса Калвер Сити (1998-99). «Зонт», «Бокс».
Австрия. Группа «КООП Химмельблау». Интерьеры и оборудование, витрины магазинов и кафе. Перестройка чердака под офис в историческом доме в Вене, 1983-88 гг. Нетрадиционный метод проектирования – «хаотический поток сознания». Гюнтер Домениг – «неоэкспрессионист». Центральная сберкасса на Фаворитенштрассе в Вене (1979).
Неомодернизм. Усложненное и рафинированное развитие идей раннего Ле Корбюзье. Ричард Мейер. Марио Ботта, Витторио Греготти.
Постмодернизм в графическом дизайне.
США. Нью-Йоркская школа. В. Вайнгарт, Ш. Гайсбулер и др.
Великобритания. Дизайн-студия «Пентаграм». Алан Флетчер, Колин Форбс, Боб Гилл. Дизайн-студия «Аттик». Проектирование брендов. «Адидас», «Найк», «Дженерал Моторс» и «Тойота».
Япония. 80-90-е – расцвет японского дизайна. Современный японский плакат и логотип. Кейдзо Мацуи. Танадори Йоко. Японские комиксы «манга» - традиции и современность.
Современный компьютерный и телевизионный дизайн.
Основная литература: 1, 3, 6, 7, 8, 9
Дополнительная литература: 15, 31, 34
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная литература.
-
История дизайна. Ковешникова Н.А.. М.: Омега-Л, 2011
-
Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. ТТ. 1,2. М.: Союз дизайнеров России, 2001
-
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. Под общ. редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004
-
Журнал «Мир дизайна» №№ 1995-2011
-
Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие. М.: Гадарики, 2007
-
Михайлов С.М. История дизайна. ТТ.1,2. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Союз дизайнеров России, 2002
-
Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). М.: Союз Дизайнеров России, 2002
-
Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие. Кн. 1. М.: Архитектура-С, 2006
-
Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм – концепция формообразования. М.: Стройиздат, 2003
Дополнительная литература.
-
Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М., 2003
-
Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р. Томана. Könemann, 2000
-
Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели. Учеб. пос. для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону, 2004
-
Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. СПб, 2003
-
Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под ред. Р.Томана. Könemann, 2000
-
Дайксель А, Брандмейер К, Глинтерник Э. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории. СПб, 2002
-
Демиденко Ю. Интерьер в России. СПб.: Аврора, 2000
-
де Моран А. История декоративно-прикладного искусства. Пер с франц. М.: Шевчук, 2011
-
Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. Под ред. Р.Томана. Könemann, 2000
-
Кес Д. Стили мебели. М.: Изд-во В. Шевчук, 2001
-
Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок. 1750-1848. Под ред. Р. Томана. Könemann, 2000
-
Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: Грантъ, 2000
-
Нащокина М. Московский модерн. М., 2003
-
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Молодая гвардия, 1984
-
Ньюарк К. Что такое графический дизайн? Пер. с англ. М.: АСТ; Астрель, 2005
-
Романское искусство. Архитектура, скульптура, живопись. Под ред. Р.Томана. Könemann, 2000
-
Рубец А.Д. История автомобильного транспорта в России. М., 2003
-
Русский киноплакат. М.: Контакт-культура, 2002
-
Рыжов К.В. Сто великих изобретений. М.: Вече, 2000
-
Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., 2001
-
Семенов О. Русская мебель позднего классицизма. М.: Трилистник, 2003
-
Соловьев Н.К. История современного интерьера. М.: Сварог и К, 2004
-
Соломатин В.А. История науки. Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2003
-
Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы: учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: 2003
-
Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Könemann, 2000
Контрольные вопросы
-
Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств.
-
Протодизайн. Предметный мир в эпоху ремесленного производства. Первобытное общество и Древний мир (Египет, Древняя Греция, Древний Рим).
-
Декоративно-прикладное искусство Средневековья. Научные открытия и изобретения 13-16 вв. Развитие оптики, книгопечатание.
-
Материальная культура эпохи Возрождения. Декоративно-прикладное искусство, машины и механизмы. Леонардо да Винчи.
-
Промышленная революция в Европе. Машинная техника, транспорт, телефон и радио, фотография и кино, бытовые механизмы, воздухоплавание и авиация.
-
Роль общенациональных и международных торгово-промышленных выставок во второй половине 19 в. Первые теории дизайна. Готфрид Земпер, Джон Раскин, Уильям Моррис.
-
Стиль модерн и его влияние на развитие дизайна конца 19 – начала 20 в. Национальные школы модерна. Модерн в дизайне среды, в графическом дизайне. Модерн в России. Средовый дизайн, графический дизайн.
-
Развитие дизайна и возникновение школ. Ранний американский функционализм, «Чикагская школа». Производственный союз «Веркбунд» в Германии, Питер Беренс и Всеобщая электрическая компания (АЭГ).
-
Вальтер Гропиус. Баухауз в Ваймаре, Дессау, Берлине. Цели, программа, структура обучения. Архитектура, предметный дизайн, дизайн мебели, графический дизайн.
-
Неопластицизм П. Мондриана. «Де Стейл»: особенности пластического языка. Универсальность графического и объемного формообразования.
-
Супрематизм К. Малевича. Супрематизм в дизайне. Э. Лисицкий, Суетин и др. Конструктивизм 20-х годов. Пионеры советского дизайна. Вл. Татлин, А. Родченко, Л. Попова и др. Средовый дизайн, графический дизайн.
-
Советский плакат 20-30-х годов. Коммерческий, агитационный, киноплакат. Дизайн в развитии агитационно-массового искусства.
-
Дизайнерская школа ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (1920-1930-е гг.).
-
Функционализм и «интернациональный стиль» в Европе, СССР и США между первой и второй мировыми войнами.
-
Развитие Ар Деко в Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами.
-
«Стримлайн» в США, транспортный дизайн в СССР перед второй мировой войной.
-
Социалистический ампир. Советский плакат 30-х годов. «Сталинская тема».
-
Послевоенный дизайн в США. Неофункционализм, элитарный дизайн (стайлинг), «автомобильный» стиль, «органический» дизайн.
-
Скандинавский дизайн в послевоенный период. Дизайн в Великобритании, Германии и Франции в послевоенный период.
-
Итальянский дизайн 50-60-х годов. Стиль «Оливетти». Концепция «бель дизайн» и «радость эксперимента». Дизайн в СССР после ВОВ. Дизайнерские бюро широкого профиля (Ю. Соловьев). Транспортный дизайн.
-
60-70-е годы: поп-дизайн и оп-арт. Футуристический дизайн, «космическое» формообразование.
-
60-70-е годы: Радикальный дизайн, антидизайн. Италия. Студии «Алхимия», «Суперстудио», «Струм». Германия. «Фрог-дизайн».
-
Постмодернизм. США (Р. Вентури, Ч. Мур), Италия («Мемфис»), Германия.
-
Постмодернизм. Франция (Филипп Старк. Жан Поль Готье), Австрия (Ханс Холляйн), Великобритания, Япония.
-
Хай-тек. Франция (Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду), Великобритания (сэр Норман Фостер, Рон Арад), Испания (С. Калатрава), Австрия (Х. Холляйн), Япония. Деконструктивизм.
Содержание Цели государственного экзамена Требования к уровню подготовки выпускника -
Методические рекомендации по подготовке к экзамену и формы экзамена
-
Критерии оценки знаний выпускника
-
Содержание программы государственного экзамена по «Истории дизайна, науки и техники»
-
Раздел I. Дизайн. Основные понятия и определения
-
Раздел . Из истории техники, великих открытий и изобретений. Предметный мир в эпоху ремесленного производства.
-
Раздел . Промышленная революция в Европе. Слияние науки и ремесла.
-
Раздел I. Рубеж - веков. Становление дизайна.
-
Раздел . Дизайн века.
-
Список литературы по «Истории дизайна, науки и техники»
-
Контрольные вопросы по «Истории дизайна, науки и техники»
|
|
|
Достарыңызбен бөлісу: |