Программа обучения по классу виолончели



Дата14.07.2016
өлшемі67.5 Kb.
#199252
түріПрограмма


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы

"Детская музыкальная школа имени Н. А. Алексеева"


УТВЕРЖДАЮ

Директор ____________ Е.К. Попова

приказ № 53 01.09.2012 г.

ПРОГРАММА

обучения по классу виолончели

Составитель: Абрамова И.А.


Зам директора ДМШ


им. Н.А. Алексеева по

учебно-воспитательной работе Е.В. Крюкова

Зав. струнным отделом А.Е. Безинская

Москва


ПО СЕМИЛЕТНЕЙ ПРОГРАММЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА


  1. Ознакомление с инструментом. Работа над посадкой за инструментом; освоение постановочных моментов в левой руке; изучение приема игры «pizzicatto». Работа над постановкой правой руки (упражнения на открытых струнах; распределение смычка; изучение простейших штрихов: деташе; н.п.; ср.с.; игра всем смычком, н.п.; в.п.; комбинированные штрихи; переходы со струны на струну). Простейшие упражнения для левой руки. Изучение узкого расположения пальцев. Паралльльно проводится изучение нотной грамоты в басовом ключе; пристейшие аппликатурные, штриховые и динамические обозначения. Освоение чтения с листа. Ритмические и динамические упражнения.

Используемые сборники:

  • Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели.

  • Сапожников Р. Школа игры на виолончели.  М.: 1987.

  • Ли С. Школа игры на виолончели.

  • Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы. Изд. 2. – М.: 1977.

  • Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы. Р. Сапожников, 1967.




  1. Изучение однооктавных гамм; соединение правой и левой руки. Упражнения. Работа над качеством звукоизвлечения; устойчивой интонацией. Изучение перехода в IV позицию. Работа над сменой смычка при переходе со струны на струну. Изучение перехода при смене позиций. Выработка начальных навыков перехода из позиции в позицию. Обращать внимание на качество перехода из позиции в позицию; работа над качеством звукоизвлечения.

Используемые сборники:

  • Сапожников Р. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды. №№ 1-8.

  • Сапожников Р. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы. №№ 1-8.



Программа:





  1. Сапожников Р. Этюд № 4 D-dur (Хрестоматия педагогического репертуара).

Р.н.п. «Ходит зайка»

Р.н.п. «Во саду ли, во огороде»

Укр.н.п. «Лисичка»


  1. Левидова Л. Этюд № 16 D-dur.

Бакланова Н. Романс.

Захарьина Колыбельная,

«Сказочка».


  1. Захарьина «Сказочка».

Моцарт В. Алегретто.

Р.н.п. «Там за речкой».


ПЕРВЫЙ КЛАСС
Продолжение работы над развитием музыкально-образного мышления. Закрепление постановочно-двигательных навыков. Изучение широкого расположения. Упражнения, гаммы на закрепление широкого расположения. Симметричные штриха. Несимметричные штрихи. Триоли. Закрепление перехода в IV позицию. Дальнейшая работа на штрихом, деташе, легато до 8 нот. Изучение размера . Изучение 2-х октавных гамм.

Программа:





  1. Сапожников Р. Этюд № 17 J-dur (Хрестоматия педагогического репертуара. 1-2 кл. Этюды.).

Люлли Ж. Песня (Хрестоматия педагогического репертуара. 1-2 кл. Пьесы. Ред. Р. Сапожникова).

Калинников В. «Журавель» (Хрестоматия педагогического репертуара. 1-2 кл. Пьесы. Ред. Р. Сапожникова).

Чешская н.п. «Шла Марина» (Хрестоматия педагогического репертуара. 1-2 кл. Пьесы. Ред. Р. Сапожникова).


  1. Левидова Л. Этюд № 19 D-dur.

Армянская народная песня.

Бакланова Н. «Песня».

Армянский народный танец.

Болгарская народная песня «Песня болгарских школьников».



  1. Куммер Этюд № 9 e-moll.

Бетховен Л. «Сурок».

Чешская народная песня «Богатый жених».

Бакланова Н. Мазурка.
ВТОРОЙ КЛАСС
Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления. Закрепление постановочно-двигательных навыков, звукоизвлечения, ритма. Изучение акцентов, пунктирного ритма. Закрепление навыков широкого расположения пальцев на грифе (1-ый и 2-ой виды). Изучение IV позиции; полупозиции; флажолеты. Изучение смены позиций. Настройка инструмента. Развитие навыков чтения с листа. Подготовка к игре в ансамбле. Знакомство с крупной формой в конце года.

Программа:





  1. Сапожников Р. Этюд № 38.

Моцарт В. «Весенняя песня»

Гречанинов Вальс.

Бетховен Л. Экосез.

Чайковский П. «Неаполитанская песенка».



  1. Куммер Этюд а-moll.

Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни».

Гречанинов «Весельчак».

Шуман Р. «Веселый крестьянин».

Чайковский П. Колыбельная.



  1. Дотцауэр Этюд J-dur.

Евлахов Романс.

Хачатурян А. Андантино.

Бетховен Л. Контрданс J-dur.

Чайковский П. «Колыбельная в бурю».

Вивальди А. Концерт C-dur I ч.

Иордан Вариации.

Ромберг Б. Соната t-moll I ч.
ТРЕТИЙ КЛАСС
Работа над качеством звука, интонацией, сменой позиции переходами со струны на струну. Изучение деташе, легато до 8, 16 нот на смычок в медленном и подвижном темпах, комбинированные штрихи. Упражнение для развития беглости пальцев левой руки. Подготовительные упражнения в работе над трелью Изучение позиции II, V, VI,VII. Ознакомление с позицией ставки. Начальное изучение двойных нот на простейшем материале: аккорды, натуральные флажолеты. Изучение тенорового ключа. Обучение навыкам вибрации. Изучение 2-х октавных гамм до 3-х знаков. Игра в ансамбле. Чтение с листа. Настройка инструмента.

Программа:





  1. Нельи Этюд B-dur.

Римский-Корсаков Н. Мазурка.

Аренский Баркарола.

Бетховен Л. Песня.

Моцарт В. «Песня пастушка».

Гольтерман «Непогода».

Чайковский П. «Колыбельная».

Балакирев М. «У ворот, ворот»

Шостакович Д. «Шарманка»,

Колыбельная.

Дусик Танец.

Евлахов Романс.

Рамо Ригодон.



  1. Мардеровский Н. Этюд C-dur.

Дворжак А. Мелодия.

Гречанинов «Весельчак».

Маттесон Ария.

Шлемюллер «Непрерывное движение».

Балакирев М. Полька.

Чайковский П. «Грустная песенка».

Бабаджанян А. Танец.


  1. Комаровский Этюд № 12 a-moll.

Гедике «Миниатюра».

Ромберг Б. Рондо (из e-moll сонаты).

Бетховен Л. Контрданс J-dur.

Чайковский П. «Вариации».

Марчелло Соната a-moll (III, IV ч.).

Бреваль Соната C-dur I ч.

Гольтерман Концерт № 4 I ч.
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Дальнейшее развитие штриховой техники: деташе, легато, мартле, стаккато. Закрепление навыков игры в первых четырех позициях. Развитие беглости пальцев; трель. Изучение 3-х октавных гамм; арпеджио. Изучение двойных нот, аккордов. Самостоятельный разбор нового материала. Дальнейшая работа над развитием навыков вибрации. Упражнения на закрепление навыков вибрации.

Программа:





  1. Нельи Этюд d-moll.

Куммер Этюд g-moll.

Вивальди А. Концерт C-dur II, III ч.

Шуман Р. Колыбельная.

Гречанинов А. Вальс.

Иордан И. Вариации.

Аренский Колыбельная.



  1. Мардеровский Н. Этюд D-dur.

Дюпор Соната J-dur I ч.

Бреваль Соната C-dur I ч.

Марчелло Б. Соната a-moll I, II ч.,

Соната J-dur I, II или III, IV ч.

Бах И. Песня.

Давыдов К. Романс без слов.



  1. Дотцауэр Этюд C-dur.

Бреваль Концерт D-dur I ч.

Гольтерман Концерт № 4 II, III ч.,

«На охоте»

Вивальди А. Соната e-moll I, II ч.,

Адажио,

Бах И. Ариозо.



Дженкинсон Танец.

Власов Мелодия.

Айвазян Грузинский танец.
ПЯТЫЙ КЛАСС
Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Развитие самостоятельности учащегося. Повышение требования к выразительному исполнению. Работа над штрихами, различные их сочетания. Закрепление приемов игры в высоких позициях. Изучение двойных нот в пределах первых четырех позиций (терции, сексты). Работа над соединениями позиций при игре двойными нотами. Работа над 2-х, 3-х октавными гаммами. Изучение хроматической гаммы. Работа над беглостью.

Программа:





  1. Дотцауэр Этюд № 42.

Дюпор Соната J-dur I ч.

Эрвелуа. Соната d-moll I, II ч.

Дворжак Мелодия.

Маттесон Ария.

Гендель Бурре.

Гайдн Аллегро.



  1. Ли Этюд № 4 a-moll.

Кленгель Концертино C-dur.

Марчелло Б. Соната F-dur I, II ч.

Гендель Ларгетто.

Власов Мелодия.

Форэ «Пробуждение».

Гольтерман Каприччио.

ЧайковскийП. Романс F-dur,

«Песня без слов».



  1. Нельи Этюд d-moll,

Этюд J-dur,

Концертино D-dur.

Гольтерман Концерт № 5 I ч.,

Этюд-каприс.

Шостакович Д. Романс

Корелли А. Соната g-moll I, II ч.

Саммартини Соната J-dur I ч.

Капорале Соната I, II ч.

Порпора Концерт a-moll I, II ч.
ШЕСТОЙ КЛАСС
Дальнейшее развитие исполнительских навыков. Совершенствова-ние штрихов. Развитие техники левой руки. Трели, двойные ноты, различные виды соединения позиций. Закрытие позиции, ставки. Гаммы в двойных нотах. Изучение октав. Хроматические гаммы. Чтение нот с листа. Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром. Изучение доминантсептаккорда.

Программа:





  1. Дотцауэр Этюд № 44 с-moll.

Давыдов К. Романс.

Кабалевский Д. Этюд.

Корелли Соната e-moll I, II ч.

Марчелло Б. Соната e-moll I, II ч.

Ромберг Б. Концертино III ч. (Рондо)


  1. Малкин Этюд g-moll.

Марчелло Б. Соната a-moll I, II ч.

Вивальди А. Соната В-dur I, II ч.

Маттесон Ария.

Филидор Рондо.



  1. Грюцмахер Этюд C-dur соч. 38 № 1.

Гайдн И. Концерт С-dur I ч. (малый).

Бах И. Концерт c-moll I ч.

Шредер К. Концерт I ч.

Гольтерман Концерт № 3 I ч.,

Каприччио,

Этюд-каприс.

Форэ Г. Элегия,

«Пробуждение».

Лядов Прелюдия.

Кюи Восточная мелодия.

Грандос Интермеццо.

Власов Мелодия.

Поппер Д. Тарантелла.

Гоэнс Скерцо.

Мендельсон «Песня без слов».

Клочков «Вечерняя песня».


СЕДЬМОЙ КЛАСС
Работа над 3-х октавными гаммами и арпеджио в медленном и подвижном темпе. Развитие пальцевой беглости и штриховой техники. Гаммы в различных штриховых вариантах. Гаммы в двойных нотах, хроматические гаммы. Повторение ранее пройденных гамм. Работа над штрихами. Самостоятельная работа над произведениями. Чтение с диста. Подготовка выпускной программы.

Программа:





  1. Нельи Этюд A-dur, соч. 32 № 7.

Гольтерман К. Концерт № 4 I ч.

Вивальди А . Соната e-moll I  IV ч.

Кюи «Восточная мелодия».

Айвазян «Грузинский танец».



  1. Дотцауэр Этюд D-dur.

Иордан Концерт I ч.

Гайдн Концерт С-dur I ч.

Рахманинов Вокализ.

Прокофьев «Танец антильских девушек».

Мендельсон «Песня без слов».

Гоэнс Скерцо



  1. Куммер Этюд D-dur.

Бах И. Концерт c-moll II, III ч.

Ромберг Б. Концерт № 2.

Бони П. Ларго и аллегро.

Глазунов «Песня министреля»,

«Испанская серенада».

Шапорин Скерцо.



ПО ПЯТИЛЕТНЕЙ ПРОГРАММЕ
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Знакомство с инструментом. Освоение навыков посадки за инструментом. Работа над постановкой левой и правой руки. Изучение нотной грамоты в басовом ключе, простейшие аппликатурные и штриховые обозначения. Изучение простейших штрихов в правой руке. Изучение узкого расположения пальцев в левой руке. Минорный и мажорный терахорд. Гамма в одну октаву. Трезвучие, арпеджио. Штрих легато по 2, 4 ноты на смычках. Динамические обозначения. Ритмические и динамические упражнения. Упражнения для развития беглости пальцев левой руки. Освоение навыков чтения с листа.
Программа:


  1. Гамма в одну октаву (Ре-мажор или Соль-мажор).

Сапожников Этюд № 4 (Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 кл. ред. Сапожникова).

Гайдн И. Тема из симфонии (Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 кл. ред. Сапожникова).

Моцарт В. Алегретто (Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 кл. ред. Сапожникова).

Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч» (Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 кл. ред. Сапожникова).



  1. Этюд № 9 (Хрестоматия педагогического репертуара 1-2 кл. ред. Сапожникова).

Захарьина Полька.

Украинские народные песни «Лисичка»,

«Не летай, соловей».
ВТОРОЙ КЛАСС
Закрепление постановки навыков. Работа над интонацией, звукоизвлечением. Изучение широкого расположения в левой руке. Изучение перехода в IV позицию, полупозицию, флажолеты. Изучение смены позиций. Настройка инструмента. Работа над штрихами деташе, легато по 2, 4, 8 нот. Развитие навыков чтения с листа. Гаммы в две октавы.
Программа:


  1. Сапожников Этюд № 38.

Армянская народная песня.

Армянский народный танец.

Сладек Колыбельная.

Калинников «Журавель».



  1. Левидова Этюд № 16 D-dur.

Бетховен Л. «Сурок».

Сладек «Богатый жених».

Евлахов Романс.

Шуман «Веселый крестьянин».


ТРЕТИЙ КЛАСС
Изучение комбинированных штрихов. Дальнейшая работа над качеством звукоизвлечения, интонацией, переходами из позиции в позицию; переходы со струны на струну. Ознакомление с легкими крупными формами. Работа над штрихом легато по 2, 4, 8, 16 нот на смычках в медленном и подвижном темпе. Гаммы до 3-х знаков. Освоение II, III, IV, V позиций. Изучение приемов вибрации.
Программа:


  1. Нельи Этюд Ре-мажор.

Балакирев «У ворот, ворот».

Бетховен Песня.

Дусик Танец.

Шостакович Колыбельная.



  1. Куммер Этюд a-moll.

Бетховен Сонатина Соль-мажор,

Контрданс Соль-мажор.

Чайковский Колыбельная.
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Закрепление навыков игры в первых четырех позициях. Дальнейшее развитие беглости пальцев левой руки. Работа над интонацией, звукоизвлечением. Закрепление навыков вибрации. Упражнения на закрепление навыков вибрации. Самостоятельный разбор произведений, доступных ученику. Чтение с листа. Игра в ансамбле. Дальнейшее развитие штриховой техники: деташе, легато, мартле. Гаммы 2-х октавные; арпеджио. Изучение 1 позиции ставки.
Программа:


  1. Куммер Этюд соль минор (Хрестоматия педагогического репертуара 1-4 кл. ред. Сапожникова).

Марчелло Соната a-moll III, IV ч.

Аренский Колыбельная.

Глинка «Ходит ветер у ворот».

Римский-Корсаков Колыбельная песня из оперы «Садко»

Рамо Ригодон


  1. Куммер Этюд ми минор (№ 71) Хрестоматия педагогического репертуара 1-4 кл. ред. Сапожникова.

Иордан Вариации.

Хачатурян Андантино.

Балакирев Полька.

Бабаджанян Танец.

Чайковский «Колыбельная в бурю».
ПЯТЫЙ КЛАСС
Работа над техникой левой и правой рук. Изучение трели. Простейшие двойные ноты. Самостоятельная работа над произведениями. Работа над штрихами. Повторение ранее пройденных гамм. Подготовка выпускной программы.
Программа:


  1. Мардеровский Этюд D-dur.

Ромберг Б. Соната е-moll I ч.

Римкий-Корсаков Колыбельная.

Гендель Бурре.


  1. Дотцауэр Этюд Соль мажор.

Дюпор Соната Соль мажор Iч.

Гедике Миниатюра.



Филидор Рондо
Используемые сборники:


  1. Ли С. Школа игры на виолончели.

  2. Сапожников Р. Школа игры на виолончели.

  3. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели.

  4. Мардеровский Школа игры на виолончели.

  5. Мардеровский Гаммы и арпеджио.

Этюды:

  1. Бакланова Методические упражнения и соединение позиций.

  2. Грюцмахер 24 этюда Соч. 38. Тетрадь № 1.

  3. Дотцауэр Избранные этюды.

  4. Куммер 10 мелодичных этюдов.

  5. Ли. С. 12 мелодичных этюдов.

  6. Мардеровский Сорок легких этюдов (на I-ые позиции), 1968.

  7. Мардеровский Избранные этюды для старших классов.

  8. Сапожников Р. Этюды для начинающих виолончелистов.

  9. Сапожников. Р. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели (I, II ч. Этюды, гаммы, упражнения для 1-2 классов).

  10. Сапожников Р. Хрестоматия педагогического репертуара (Этюды для V класса).


Пьесы:


  1. Арутюнян «Экспромт».

  2. Александров «Четыре пьесы».

  3. Бакланова 12 легких пьес для виолончели и фортепиано.

  4. Бах Пьесы. Соч. Челкаускас, М.: 1978.

  5. Лядов Соч. II № 1. Прелюдия Ми мажор.

  6. Сапожников Р. Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы 1-2 классы.

  7. Сапожников Р. Хрестоматия педагогического репертуара. Пьесы. 3-4 классы.

  8. Педагогический репертуар ДМШ 5-6-7 классы.

  9. Хрестоматия для виолончели. Вып. 2. III класс ДМШ. Сост. И. Куус; И. Оликова; Н. Полупан), 1981, 1999.

  10. Хрестоматия для виолончели IV класс ДМШ. Сост. И. Куус; И. Оликова; Н. Полупан), 1981, 1999.

  11. Хрестоматия для виолончели V класс ДМШ. Сост. И. Куус; И. Оликова; Н. Полупан), 1995.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет