Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету основы музыкального исполнительства «Балалайка» разработана в соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ, на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013г. № 191 -01 -39/06-ГИ.
К освоению дополнительной общеразвивающей программы по учебному предмету основы музыкального исполнительства «Балалайка» допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету основы музыкального исполнительства «Балалайка» реализуется для детей. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 7 – 10 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа по учебному предмету основы музыкального исполнительства «Балалайка» направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительная общеразвивающая программа основы музыкального исполнительства «Балалайка» учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Настоящая, дополнительная, общеразвивающая программа обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися в процессе освоения учебного предмета. Содержание учебных предметов направлено на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся, овладение духовными и культурными ценностями народов мира. Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание дополнительной общеразвивающей программы по учебному предмету основы музыкального исполнительства «Балалайка» направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. Основной формой проведения учебных занятий является урок, проводящийся в индивидуальной форме.
Целью освоения данной образовательной программы является:
-обеспечение качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;
-духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности учащихся;
-создания условий для художественного образования и развития.
Задачами для достижения освоения данной образовательной программы являются:
-развитие обучающихся в области музыкального искусства «Балалайка»;
-построение содержания программы "Балалайка" с учетом индивидуального развития обучающихся;
-овладение знаниями, умениями и навыками игры на балалайке, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
-использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования.
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Балалайка» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков
В области исполнительской подготовки:
-
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
-
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
-
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
-
навыков публичных выступлений;
-
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
В области историко-теоретической подготовки:
первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
-
знаний основ музыкальной грамоты;
-
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
-
знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
-
формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству;
-
самостоятельному музыкальному исполнительству;
-
формирование знаний основ музыкальной грамоты;
-
формирование и развитие основных исполнительских навыков, развитие интонационного и ритмического слуха;
-
знание основных исторических сведений об инструменте;
-
знание конструктивных особенностей и правил ухода за инструментом, уметь их применять при необходимости;
-
знание основных средств музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрихи, темп и т.д.);
-
знание основных жанров музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.);
-
знание технических и художественно-эстетических особенностей, характерных для сольного исполнительства на балалайке;
-
умение самостоятельно настраивать инструмент;
-
умение самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
-
умение творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов,приемов и других музыкальных средств выразительности;
-
первичные знания о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
-
знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
Реализация программы обеспечивает:
-
наличие обучающего интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
-
комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
-
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
-
знание художественно-исполнительских возможностей балалайки;
-
знание музыкальной терминологии;
-
наличие навыка по чтению с листа несложных музыкальных произведений;
-
умение транспонировать и подбирать по слуху;
-
навыки по воспитанию слухового контроля.
Основные методы обучения
-
словесные методы (рассказы, беседы, объяснения);
-
наглядно-слуховые методы;
-
практический метод показа;
-
объяснительно - иллюстративный;
-
метод эмоционального воздействия;
-
метод сравнения;
-
анализ музыки;
-
педагогической установки;
-
широких ассоциативных связей музыки с другими искусствами;
-
закрепление знаний.
Формы и методы контроля. Критерии оценок
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости являются:
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
-
качество выполнения домашних заданий;
-
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Промежуточная аттестация в рамках академического концерта предусматривает исполнение двух разнохарактерных произведений. Академические концерты проводятся систематически, 1 раз в учебное полугодие, где учащийся исполняет 2 разнохарактерных произведения в соответствии с программой класса. Отметка, полученная на академическом концерте, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация. При прохождении итоговой аттестации по окончании всего периода обучения выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего отдела (отделения), в том числе преподавателем, который вел учебный предмет, кандидатуры которых были согласованы и утверждены руководителем образовательного учреждения. Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Итоговая аттестация предусматривает исполнение двух разнохарактерных произведений в соответствии с программой класса.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего дополнительную общеразвивающую программа в области музыкального искусства «Балалайка» является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, уровень сложности программы, качество и эмоциональность исполнения образного содержания произведения.
В оценке учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
-
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
-
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;
-
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте выставляется оценка по пятибалльной шкале. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки.
При проведении академического концерта качество подготовки обучающегося фиксируется в экзаменационной ведомости и оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценивая выступление учащегося следует иметь в виду:
-
уровень сложности программы;
-
качество исполнения;
-
эмоциональность исполнения образного содержания произведения;
-
наличие исполнительской культуры;
-
понимание стиля исполняемых произведений.
Распределение учебного материала по годам обучения
1 год обучения
Учебно-тематический план
-
Знакомство с историей создания инструмента и его устройством.
-
Освоение нотной грамоты.
-
Развитие музыкального слуха и образного мышления.
-
Изучение расположения нот на грифе инструмента.
-
Посадка, постановка исполнительского аппарата. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на балалайке
-
Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание. Начальные навыки развития игры левой рукой: изучение полупозиции и 1 позиции. Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато.
-
Простейшие ритмические рисунки. Знакомство с музыкальными терминами.
В течение 1 года обучения ученик должен пройти:
-
гаммы: E-dur, e-moll в одну октаву. Тоническое трезвучие. Pizz. (б.п.), четвертыми длительностями. Штрихи легато, стаккато;
-
2-3 этюдов на приемы игры: пиццикато большим пальцем, бряцание;
-
4-6 разнохарактерных пьес.
Примерные программы промежуточной аттестации
1 год обучения - 1 полугодие
I.
1. Р.н.п. - Ходит зайка по саду.
2. Р.н.п. - Как под горкой, под горой.
II.
1. М. Качурбина - Мишка с куклой танцуют полечку.
2. Л. Ревуцкий - Я коза злющая.
III.
1. А. Филлипенко - Цыплятки.
2. Р.н.п. в обр. А. Тихомирова - Как со горки.
1 год обучения - 2 полугодие
I.
1. Ж.Б. Люлли - Жан и Пьеро (старинная французская песенка).
2. Р.н.п. в обр. В. Кирейко - Ой, звоны звонят.
II.
1. Р.н.п. в обр. А. Шалова - С горки камешек катился.
2. А. Тихомиров - Сеяли девушки яровой хмель, из «Сюиты на народные темы.
2 год обучения
Учебно-тематический план
Уточнение и корректировка посадки и постановки исполнительского аппарата.
Совершенствование приемов игры: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание.
Освоение приема игры двойное пиццикато. Начальные навыки овладения гитарным приемом. Развитие навыков игры левой рукой: игра двойными нотами и аккордами (с использованием открытых струн). Работа по развитию навыка игры в разных позициях.
Развитие музыкально-образного мышления. Знакомство с основными музыкальными терминами.
Годовые требования:
гаммы: A-dur, a-moll, C-dur, g-moll в одну октаву. Арпеджио тоники в одну октаву. Pizz. (б. п.) – четвертыми, восьмыми длительностями, пунктирный ритм. Pizz. (2) – двойное пиццикато на каждую ноту;
-
6- 8 разнохарактерных пьес;
-
Г. Шрадик - Упражнения 1, № 1-5;
-
1-2 этюда на приемы игры: бряцание, двойное пиццикато;
-
чтение нот с листа (4-6 произведений);
-
подбор по слуху;
-
ансамбли;
-
ансамбли. Чтение нот с листа. Транспонирование. Игра по слуху.
Примерные программы промежуточной аттестации
2 год обучения - 1 полугодие
I.
1. Р. Шуман - Песенка.
2. Р.н.п. в обр. А. Тихомирова - Во саду ли, в огороде.
II.
1. Ж. Бизе. - Хор мальчиков» из оперы «Кармен».
2. А. Иванов - Полька.
III.
1. Р.н.п. в обр. Е. Авсентьева - Светит месяц.
2. В. Котельников - Веселый муравей.
2 год обучения - 2 полугодие
I.
1. В. Котельников - Ехали медведи.
2. Р.н.п. в обр. В. Городовской - За реченькой диво.
II.
1. Ж. Б. Люлли - Песенка.
2. Д. Кабалевский - Клоуны.
III.
1. Р.н.п. в обр. А. Шалова - Все б я по горенке ходила.
2. Й. Гайдн - Песня.
3 год обучения
Учебно-тематический план
-
Закрепление и совершенствование приемов игры: двойное пиццикато, гитарный прием.
-
Освоение приема игры вибрато колористических приемов: малая дробь, большая дробь, глиссандо, натуральные флажолеты. Пиццикато пальцами левой руки (нисходящее). Подцеп в бряцании.
-
Начальные навыки по освоению тремоло (ритмизованное тремоло по всем струнам). Развитие навыка игры левой рукой при смене позиций (скачки), работа над беглостью пальцев и аккордовой техникой.
-
Работа над координацией. Агогические нюансы.
-
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с крупной формой (вариации, сонатина).
Годовые требования:
- гаммы: F-dur, h-moll, C-dur, fis-moll (натуральный минор) в одну октаву. Арпеджио тоники в одну октаву. Исполнять различными длительностями, пунктирным ритмом. Pizz. (2) – двойное пиццикато на каждую ноту;
-
4-6 пьес различных эпох и стилей;
-
Г. Шрадик - Упражнения 1, №1-10;
-
2-3 этюда с использованием освоенных приемов игры;
-
чтение нот с листа (4-6 произведений);
-
подбор по слуху и транспонирование;
-
ансамбли.
Примерные программы промежуточной аттестации
3 год обучения - 1 полугодие
I.
1. В.А. Моцарт - Вальс.
2. М. Мусоргский - Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
II
1. В. Глейхман - Осень.
2. Р.н.п. в обр. В. Глейхмана – Коробейники.
III.
1. Л.В. Бетховен – Экосез.
2. Р.н.п. в обр. В. Глейхмана - А я по лугу.
3 год обучения - 2 полугодие
I.
1.В.А. Моцарт - Менуэт.
2.А. Зверев - Ку-ку из «Детского альбома».
II.
1. В.А. Моцарт – Полонез.
2. Р.н.п. в обр. Б. Троянского - Ай, все кумушки домой.
III.
1. Р.н.п. в обр. А. Тихомирова - Барыня.
2. А. Шалов - Веселый барабанщик» из сюиты «Аленкины игрушки».
Методическое обеспечение учебного процесса
Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и учащегося над музыкальным произведением, рекомендации преподавателя относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учащимся, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями учащегося и педагога.
Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста. Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки. Одна из основных задач – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных музыкальных представлений ребенка, всесторонне расширяя его музыкальный кругозор.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Преподаватель должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося.
При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата. Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.
При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В этой связи преподавателю необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения. Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи. Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно рекомендовать учащемуся выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента – балалайки. В классе балалайки при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и целесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Учебная литература:
-
Г. Андрюшенков - Школа-самоучитель игры на балалайке. Учебное пособие с хрестоматией. 1-2 ч. СПб., 2002.
-
М. Васильев - Этюды для балалайки в сопровождении фортепиано. Старшие классы ДМШ. СПб.: Союз художников, 2007.
-
А. Лачинов, Н. Бекназаров – Избранные произведения для балалайки и фортепиано. М.: Музыка, 2004.
-
В. Болдырев - Из репертуара П. Нечепоренко. Произведения для балалайки. М., 2011.
-
В. Болдырев - Нотная папка балалаечника №1. М.: Дека ВС, 2004.
-
В. Панин - Русские песни для балалайки и фортепиано. Реутов, 2003.
-
А. Сахарюк - Педагогический репертуар балалаечника для ДМШ. Вып. 1. СПб., 2000.
-
А. Сахарюк - Педагогический репертуар балалаечника для ДМШ. Вып. 2. СПб., 2000.
-
И. Дьяконова - Произведения Н. Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки. Тетр. 1. М.: Классика XXI, 2004.
-
И. Дьяконова - Произведения Н. Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки. Тетр. 2. М.: Классика XXI, 2004.
-
Произведения русских и зарубежных композиторов. Перелож. В. Бедняка. Вып. 1. СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2007.
-
А. Зверев - Пьесы для балалайки и фортепиано. Старшие классы ДМШ. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2003.
-
А. Горбачев - Пьесы для балалайки и фортепиано. «Поиграй-ка, балалайка». Вып. 2. М.: Классика XXI, 2003.
-
Пьесы русских композиторов и русские народные песни. Перелож. А. Шалова. Л., 2001.
-
Русские народные песни для балалайки и фортепиано. Ч. 1. Обр. М. Трутко, 2006.
-
Русские народные песни для балалайки и фортепиано. Ч. 2. Обр. М. Трутко, 2007.
-
В. Щербак - Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ. М., 2004.
-
А. Зверев – Юный балалаечник. Пьесы для балалайки и фортепиано. Л.; М., 2012.
-
А. Зверев - Юным исполнителям. Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано. Младшие классы ДМШ. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2000.
-
Е. Быков - Детская тетрадь. 1-е изд. Челябинск, 2000.
-
Л. Блохина - Пьесы русских и зарубежных композиторов «Листок из альбома». 1-4 классы ДМШ. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2003.
-
В. Глейхман - Репертуар балалаечника. Вып. 27. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2010.
-
О. Светлов - Юному балалаечнику. Тайны старых мелодий. Хрестоматия для ДМШ. 1-5 классы. Новосибирск: Арт-классика, 2004.
-
М. Белавин - Библиотека юного музыканта. Хрестоматия для 1-2 классов ДМШ. Дуэты балалаек. Л.: Советский композитор, 1999.
-
В. Глейхман - Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып. 4. М., 2001.
-
В. Глейхман - Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. М., 2000.
-
В. Глейхман - Хрестоматия балалаечника. 1-2 классы ДМШ. Вып.1. М.,2000.
-
В. Глейхман - Балалайка. Народные песни. 1-3 классы ДМШ. М.: Кифара, 2001.
-
А. Козин - Прима балалайка. 1-3 классы ДМШ. М.: Композитор, Санкт-Петербург, 2001.
-
В. Глейхман - Хрестоматия балалаечника. 1-3 классы ДМШ. М., 2010.
-
В. Глейхман - Хрестоматия. Балалайка. 1-3 классы ДМШ. М.: Кифара, 2004.
-
В. Глейхман - Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып. 4. М., 2004.
-
П. Нечепоренко, В. Мельников - Школа игры на балалайке. М., 2001.
-
Н. Бекназаров - Альбом начинающего балалаечника. Вып. 1. М., 2012.
-
Б. Феоктистов - Русские народные песни. М., 1969.
-
А. Шалов - Пьесы советских композиторов. Л.; М., 1977.
-
А. Зверев - Детский альбом. М., 1980.
-
А. Илюхин - Самоучитель игры. М., 1980.
-
В. Бубнов - Репертуар начинающего балалаечника. Вып. 2. М., 2003.
-
В. Бубнов - Репертуар начинающего балалаечника. Вып. 3. М., 2004.
-
И. Шелмаков - Альбом начинающего балалаечника. Вып. 6. М., 2004.
-
Юный балалаечник. Л., 2000.
-
В. Андреев - Избранные произведения. М., 2000.
-
П. Манич - Балалайка. 2 класс ДМШ. Киев, 2010.
-
А. Зверев - Букварь балалаечника. Л.; М., 2003.
-
А. Зверев - Юный балалаечник. Вып. 2. М., 1986.
-
Е. Данилов - Педагогический репертуар. Этюды. М., 2010.
-
В. Глейхман - Репертуар балалаечника. Вып. 22. М., 2003.
-
Альбом начинающего балалаечника. Вып. 7. М., 2010.
-
В. Панин - Балалаечнику-любителю. Вып. 6. М., 2011.
-
В. Медведев - Альбом для детей. Вып. 2. М., 2001.
Учебно-методическая литература
-
Г. Андрюшенков - Школа-самоучитель игры на балалайке. Учебное пособие с хрестоматией. 1-2 ч. СПб., 2002.
-
А. Дорожкин - Самоучитель игры на балалайке. М., 2001.
-
П. Нечепоренко, В. Мельников - Школа игры на балалайке. М., 2005.
-
А. Илюхин - Самоучитель игры. М., 2000.
-
А. Зверев - Букварь балалаечника. Л.; М., 2001.
-
А. Зверев - Азбука балалаечника. СПб., 2009.
-
В. Цветков - Школа игры на балалайке. М., 2000.
Методическая литература
-
Г. Андрюшенов - Начальное обучение игре на балалайке. Л., 2001.
-
Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 2010.
-
З. Ставицкий - Начальное обучение игре на домре. Л., 2003.
-
А. Шалов - Основы игры на балалайке. Л., 2000.
-
Ф. Соколов - Русская народная балалайка. М., 2010.
-
Ю. Васильев, А. Широков - Рассказы о русских народных инструментах. М., 2001.
-
П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская - Методика музыкального воспитания. М., «Музыка», 2002.
-
А. Переседа - Справочник балалаечника. М., 2012.
-
В. Панин - Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер. М., 1986.
Интернет ресурсы
1. Нотный архив Бориса Тараканова - http://notes.tarakanov.net/
2. Культурно образовательный портал - http://orpheusmusic.ru
3. Для струнников и не только... - http://geige2007.narod.ru
4. Аудио и видео архив - http://intoclassics.net
5. Портал для начинающих: новости и история классической музыки, биографии и факты из жизни великих композиторов, описание различных музыкальных инструментов, музыкальные термины и другое - http://www.olofmp3.ru
6. Классическая русская академическая музыка - http://aca-music.ru
Достарыңызбен бөлісу: |