Рабочая программа дисциплины Древняя русская литература Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование



бет1/4
Дата19.07.2016
өлшемі422.77 Kb.
#210755
түріРабочая программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


Балашовский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор БИ СГУ

доцент А.В. Шатилова

_________________

«____» ___________ 20____ г.



Рабочая программа дисциплины
Древняя русская литература
Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки



Русский язык и литература

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная, заочная
Балашов

2014
СОДЕРЖАНИЕ




1. Цель освоения дисциплины 3

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы 3


3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины 3


Планируемые результаты обучения по дисциплине 3

4.1. Объем дисциплины 4

4.2. Содержание дисциплины 4

4.3. Структура дисциплины 8

5. Образовательные технологии,
применяемые при освоении дисциплины 10


Информационные технологии, используемые
при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 10


6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11


Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации по дисциплине 12


7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС 15

8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины 17


Литература по курсу 17

Основная литература 17



Интернет-ресурсы 18

Программное обеспечение 18


1. Цель освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины (модуля) «Древняя русская литература» заключается в формировании у студентов представления о специфике древнерусской литературы в целом и о наиболее существенных ее достижениях.

2. Место дисциплины
в структуре образовательной программы


Учебная дисциплина «Древняя русская литература» (Б3. В.8.1) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования («Устное народное творчество», «Введение в литературоведение»). Дисциплина занимает важное место в системе курсов, ориентированных на изучение основного языка и литературы в их историческом развитии, соотнесении с гражданской историей и культурой. Изучение дисциплины «Древняя русская литература» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин базовой части профессионального цикла.

3. Компетенции обучающегося,
формируемые в процессе освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК - 1);

- владеет приемами анализа художественных текстов различных видов и жанров (СК-12);

- готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-14);

Планируемые результаты обучения по дисциплине


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- этапы историко-культурного процесса;

- содержание и художественные особенности произведений древнерусской литературы;

уметь:

- читать тексты древнерусской литературы в оригинале;

- четко осознавать тенденции литературного процесса разных исторических периодов древнерусской литературы;

владеть:

- основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области истории литературы;

- навыками литературоведческого анализа художественного текста;

приобрести опыт:

- пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;

- излагать устно и письменно свои выводы и наблюдения по вопросам истории древнерусской литературы;

- применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;

- демонстрировать способность и готовность к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач, к устной и письменной коммуникации.
4. Содержание и структура дисциплины

4.1. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов, из них:

по очной форме обучения: 72 часа аудиторной работы (28 часов лекций и 44 часа практических занятий), 72 часа самостоятельной работы. Дисциплина изучается во втором семестре, ее освоение заканчивается экзаменом (36 часов).

по заочной форме обучения: 14 часов аудиторной работы (6 часов лекций и 8 часов практических занятий), 157 часов самостоятельной работы. Дисциплина изучается во 2 и 3 семестрах, ее освоение заканчивается экзаменом (9 часов) в 3 семестре. В 3 семестре учебным планом предусмотрена контрольная работа.



4.2. Содержание дисциплины



Введение. Специфика древнерусской литературы.

Древнерусская литература – начальный этап развития русской литературы. Хронологические и географические границы древнерусской литературы. Специфические особенности: рукописный характер, «анонимность», взаимосвязи с фольклором, деловой и церковной письменностью. Характер средневекового историзма, публицистичность. Художественный метод древнерусской литературы, система жанров, понятие жанрово-стилевого канона, «литературный этикет». Основные понятия текстологии древнерусской литературы. Понятие литературного памятника. Рукопись и печатная книга. Списки, редакции, изводы. Критика текста: научное установление родства списков и первоначального текста памятника. Эволюция писчего материала и письма. Древнерусские почерки и орнаментика рукописей. Определение по этим данным места и времени написания списка. Проблема авторства и хронологического приурочивания памятника.

Краткие сведения по источниковедению древнерусской литературы. Этапы ее изучения. Значение трудов Ф.И.Буслаева, А.Н.Веселовского, А.Н.Пыпина, Н.С.Тихонравова, А.А.Шахматова. Достижения советской литературоведческой науки в исследовании древнерусской литературы. Курс лекций А.С.Орлова, учебник Н.К.Гудзия, работы И.П. Еремина, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, А.М. Панченко.

Возникновение древнерусской литературы. Место и роль фольклора в формировании литературы. Вопрос о начале письменности у восточных славян. Политическое и культурное значение принятия христианства Киевской Русью. Культурные и литературные связи Руси с Византией, южными и западными славянами, со странами Западной Европы и Востока. Трансформация жанровой системы византийской литературы.

Культура и искусство Древней Руси. Остромирово евангелие, Софийские соборы (Киев, Полоцк, Новгород), иконопись (икона Владимирской богоматери) как явления стиля монументального историзма.

Периодизация древнерусской литературы. Основные принципы изображения человека.



Раздел 1. Литература Киевской Руси (ХI-первая половина ХII в.- XV в.).

Русское летописание XI – ХII вв.

Литература раннефеодального древнерусского государства (вторая половина XI–XII в). Основные темы и жанры оригинальной русской литературы XI–XII в. Стиль монументального историзма в литературе XI–XII в.



«Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, редакции и источники.

Ораторская проза XI –XII в.в.

«Слово о законе и благодати» Илариона: политическая и публицистическая направленность. Композиция и стиль.

Лирико-драматический характер «слов» Кирилла Туровского, элементы символического пейзажа. Риторические приемы в ораторской прозе.

«Поучение» Владимира Мономаха. Образ выдающегося государственного деятеля. Идеал князя-воина и правителя в «Поучении». Элементы автобиографии. Соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле «Поучения».

Агиографическая литература Х1 – Х11 в.в.

Переводные и оригинальные жития. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». Сходство и отличие от канонических житий. Элементы исторической повести в «Сказании». Стиль «Сказания». Агиографическая схема и элементы воинской повести в «Чтении о житии и погублении Бориса и Глеба», написанное Нестором.

«Житие Феодосия Печерского», созданное Нестором. Особенности композиции, приемы изображения центрального героя.

«Киево-Печерский патерик». История создания патерика. Идейная направленность. Отражение монастырского быта и характера взаимоотношений монастыря с князьями. Пушкин о патериковых рассказах. Их литературное значение.



Паломническая литература

«Хожение» как литературный жанр. «Хожение игумена Даниила в «святую землю». Две редакции памятника и проблема их соотношения. Обличительный пафос «Моления». Вопрос о социальной принадлежности автора. Книжное и фольклорное начало памятника.

Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы. Демократизм содержания и формы апокрифов. Основные тематические группы. Связь апокрифов с фольклором. Отражение в них социальных противоречий. Элементы «реалистичности».

Раздел 2. Литература периода ХII – ХV в.

«Слово о полку Игореве» как памятник к. Х11 века

История его открытия, опубликования и изучения. Споры о подлинности «Слова». Историческая основа памятника и хронологическое его приурочивание. Идея «Слова», сюжет и композиция. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи. Мифологические представления в «Слове». Образная система, жанровое своеобразие и стиль «Слова». Проблема автора «Слова». Мировое значение «Слова». Особенности перевода. «Слово» в литературе и культуре последующих эпох.


Литература 13 века

«Моление Даниила Заточника». Обличительный пафос «Моления», его антибоярская, антиклерикальная направленность. Элементы сатиры в «Молении».

Повести о татарском нашествии. Тема общенародного единства и героизма. «Повесть о разорении Батыем Рязани» (1237 г.).

Поучения Серапиона Владимирского, отражение и оценка в них событий, связанных с татарским нашествием.

Гражданский и патриотический пафос «Слова о погибели Русской земли» и поэтические формы его выражения. «Житие Александра Невского». Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и жития в памятнике.



Повести Куликовского цикла

Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. и ее изображение в литературе. «Сказание о Мамаевом побоище», особенность содержания и стиля. Поэтическая повесть о Куликовской битве – «Задонщина». Соотношение «Задонщины» и «Слова о полку Игореве». Художественное своеобразие стиля «Задонщины», связь с устной народной поэзией.



Агиография Х1V – начала ХV веков

Идеи Предвозрождения на Руси. Исихазм. Открытие эмоционального мира человека. Живопись Феофана Грека и Андрея Рублева как отражение нового уровня постижения человека. Экспрессивно-эмоциональный стиль (стиль «плетения словес»). Агиографическое творчество Епифания Премудрого («Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского», «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского»). Новый тип святого. Традиционный и новаторский элемент в житиях Епифания Премудрого.



Литература ХV века

Борьба церковных и антицерковных группировок во второй половине XV в. Ересь «жидовствующих», ее социальное, рационалистическое содержание.



Новгородская литература XV века. Защита прав Новгорода на политическую и церковную самостоятельность. Ересь «стригольников». Отражение борьбы против ереси в «Повести о новгородском посаднике Щиле». Идейная направленность и художественное своеобразие «Повести о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим», «Повести о новгородском белом клобуке».

Тверская литература. «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Описание Индии, личность путешественника. Патриотизм Афанасия Никитина, общерусский характер его произведения. Особенности языка и стиля «Хожения».

Муромо-рязанская литература. «Повесть о Петре и Февронии». История создания повести, ее жанровое своеобразие, политические и общественные тенденции. Фольклоризм. Приемы изображения центральных героев. Прославление красоты и силы женской любви. Элементы агиографического стиля в «Повести». Разрушение житийного канона.

Раздел 3. Литература периода укрепления русского централизованного государства (ХVI - ХVII вв.)

Расцвет публицистики в связи с острой политической борьбой служилого дворянства и родовитой боярской знати. Сочинения Максима Грека и Ивана Пересветова. Публицистические сочинения Ивана Пересветова: «Челобитная», «Сказание о царе Константине и Магомет-салтане». Политический идеал Пересветова. Стиль его произведений.

Письма Андрея Курбского к Ивану Грозному, выражение в них идеологии опального и реакционного боярства. Стиль писем Курбского. Иван Грозный как писатель. Его письма к Курбскому и послание в Кирилло-Белозерский монастырь. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм, способы их выражения. Элементы просторечия в стиле посланий Грозного.

Обобщающие литературные работы ХУ1 века

Начало кногопечатания в Москве. «Великие Четьи - Минеи» митрополита Макария – свод памятников древнерусской литературы. Литературные элементы «Домостроя»: повествовательные, бытовые эпизоды, просторечие.

«Степенная книга» и ее политическое значение. Сочетание в ней публицистических, исторических и агиографических элементов. Стиль идеализирующего биографизма в исторической прозе XVI в.

«Казанский летописец», его историко-публицистическая концепция, своеобразие стиля, связь с фольклором. Исторические песни о взятии Казани и об Иване Грозном.



Литература XVII в.

Произведения о «смутном» времени: новая постановка проблемы народа и его роли в исторических событиях. «Повесть 1606 года» и «Иное сказание». Отражение в данных произведениях боярской идеологии. «Новая повесть о Российском царстве». Новые принципы изображения характеров исторических деятелей. Обновление форм исторического повествования.

Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы.



Агиография. Изменение традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. «Житие Юлиании Лазаревской». Изображение в нем жизни и быта дворянской усадьбы конца XVI – начала XVII в. Приемы раскрытия характера героини. Стиль «Жития».

Историческая повесть первой половины XVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Демократизация жанра исторической повести, ее связь с устной народной поэзией и отношение к книжной традиции. Новый герой повести.

Литература XVII века как начало перехода от литературы средневекового типа к литературе нового времени: секуляризация, демократизация. Появление новых жанров в русской литературе: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, «комедии». Зарождение первого литературного направления барокко. Различные точки зрения в литературоведении на проблему барокко в русской литературе XVII века. Барокко в архитектуре и живописи второй половины XVII в.



Бытовая повесть второй половины XVII в.

«Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове». Новые конфликты, герои; появление вымысла. Тема «двойничества»; тема «блудного сына». Связь повестей с фольклором.



Демократическая сатира второй половины XVII в.

Исторические причины возникновения самостоятельных сатирических жанров в русской литературе. Обличение несправедливости и взяточничества судей и судебной волокиты в повестях о Шемякином суде и Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове. Обличение социального неравенства и протест против власти богатых в «Азбуке о голом и небогатом человеке». Антиклерикальная сатира: «Калязинская челобитная», «Притча о бражнике», «Повесть о Куре и Лисице», «Повесть о попе Савве», «Праздник кабацких ярыжек». Приемы и средства сатирического обличения. Использование пародийных форм и форм аллегорической сатиры. «Смеховой мир» как мир абсурдный.



Старообрядческая литература.

Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение. Старообрядческая литература XVII в. Протопоп Аввакум и его сочинения. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Отражение в нем социальных противоречий эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Место «Жития» в истории агиографического жанра.



Стихотворство второй половины XVII в.

Причины возникновения стихотворства, его истоки. Досиллабические вирши. Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. Просветительский характер его поэзии. Симеон Полоцкий как поэт барокко.

Зарождение придворного театра и его репертуар. «Комедия-притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого как образец школьной драмы конца XVII в. Злободневность проблематики «Комедии» и художественные приемы ее раскрытия. Интермедии и их отношение к школьной драме.

Значение древнерусской литературы для дальнейшего историко-литературного развития.

Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Использование образов и сюжетов древнерусской литературы писателями XVIII, XIX, XX веков.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет