Рабочая программа по предмету «Музыкальный инструмент. Аккордеон» оп «Общее эстетическое образование»



Дата12.07.2016
өлшемі120.17 Kb.
#194617
түріРабочая программа


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Новосибирска

«Детская музыкальная школа № 3»

Принято протоколом УТВЕРЖДАЮ

Пед. cовета № __3____ Директор МБОУДОД ДМШ № 3

от «_27___» _12___2010г ___________А. Н. Гайкова


Рабочая программа по предмету

«Музыкальный инструмент. Аккордеон»

(ОП «Общее эстетическое образование»)
Срок освоения: 1 год

Дети возраста 12-18 лет

Составитель:

Морозова Л.В. преподаватель

второй квалификационной

категории

Новосибирск

2010

Содержание:

1.Пояснительная записка........................................3

2.Учебно-тематический план................................ 5

3.Содержание предмета............................................6

4.Методическое обеспечение..................................11

5.Используемая литература...................................12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В силу своей доступности, приятного тембра, звучания, распространённости на эстраде аккордеон сегодня стал поистине народным инструментом. Желание освоить этот инструмент у учащихся огромно – это и способ самоутверждения, самореализации и, наконец, дань увлечению молодёжи современной музыкой, желание приблизить к своим эстрадным кумирам. Все выпускники музыкальных школ после окончания обучения на любом инструменте хотели бы свободно музицировать, играть «на слух», аккомпанировать и т.д. Но лишь незначительная часть способны это сделать.

Данная образовательная программа ориентирована на выпускников (или старшеклассников) ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Она возникла из опыта работы, особенно актуальна для учащихся, обучающихся на «сольных» инструментах и вокалистов, т.к. в силу специфики в программы обучения на этих инструментах в недостаточной степени включены занятия по гармоническому подбору, игре по слуху, собственной аранжировке и аккомпанементу.

Критерии и требования, обозначенные в программах, нацелены на однородный контингент учащихся, без должного внимания к детям, которые впоследствии не станут профессионалами-музыкантами, а останутся активными слушателями, любителями музыки и искусства, и смогут культурно организовать свой досуг, отдых, владея таким музыкальным инструментом как аккордеон.

Качество своего музыкального образования выпускник может определить сам, ответив себе на вопрос: «На сколько мне пригодится опыт, приобретённый в музыкальной школе, насколько он мне востребован, как я использую те знания, умения, навыки, которые я получил?»

Безусловно, полученные навыки при обучении, дают возможность быстрее освоить первоначальные исполнительские навыки игры на аккордеоне. Выпускники достаточно хорошо ориентируются в тональностях, знают функции аккордов, они могут свободно читать с листа, способны отобрать средства выразительности для воплощения своего исполнительского замысла, у них развита координация, чувство ритма и общий музыкальный вкус, они знакомы с ансамблевым исполнением и т.д. Всё это и определяет ускоренный темп освоения образовательной программы обучения игре на аккордеоне.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения и включает в себя освоение основных приёмов игры на аккордеоне, изучение эстрадного репертуара, занятия по обучению навыкам ансамблевого исполнения.

Очень важно правильно подобрать репертуар для каждого ученика, учитывая последовательность «от простого к сложному», с учётом индивидуальных особенностей обучаемого. Не завышая технической сложности, надо подбирать доступные и хорошо звучащие произведения, учитывая интерес и желание ученика. Движущая сила – любопытство, возрастной интерес, заинтересованность родителей.



Общая задача – формирование мотивации – способствовать превращению первоначального интереса в зрелую устойчивую потребность общения с искусством.

Мотивация зависит от форм преподавания, способов работы с материалом, организации учебной деятельности, от прагматической значимости, процесса обучения (положение в социальной группе, статус, необходимость изучаемого для жизни).

Наиболее сильную мотивацию имеют подростки, которые самоопределились в выборе, именно поэтому темп их продвижения достаточно велик, а степень усвоения материала гораздо глубже и сильнее.



ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ:


  • развитие интереса к деятельности через осознание её смысла для жизни;

  • обучение на начальном этапе универсальным операциям, действиям (игровым навыкам), которые позволяют учащимся очень быстро использовать их в самостоятельном творческом процессе (подкрепление мотива умением);

  • обеспечение каждому ученику комфортного эмоционального климата, с учётом разноуровневых и разнонаправленных интересов и возможностей;

  • формирование волевых качеств – умение довести начатое дело до конечного результата;

  • формирование адекватной самооценки;

  • подбор репертуара в зависимости от технических и эмоциональных способностей и возможностей ученика;

  • постоянный контакт с родителями.



ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ СПОСОБСТВУЮТ:


  • успешность обучения, получения положительного результата, понимание значимости данного вида творчества;

  • интересное и эмоционально - окрашенное изложение материала учителем, желательно с ярким показом на инструменте;

  • положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке;

  • сотворчество на уроке (нахождение общих подходов в решении интерпритационных задач).

Образование, общая культура – это не только накопление знаний и умений в какой-либо области. Общая культура нацелена на развитие соответствующего поведения и образа действий для того, чтобы вписаться в жизнь, участвовать в её преобразовании.

Качество учебно-воспитательного процесса можно определить по тому, как учащийся мотивирован на общение с искусством, как понимает его язык, умеет эстетически оценить произведение, насколько полно он владеет различными навыками исполнения на инструменте, насколько продуктивна его творческая деятельность в данном направлении.

Главный результат: сформировать у учащихся устойчивую потребность к музыкальной деятельности, к общению с музыкой вне урока, к чтению дополнительной литературы и посещению концертов классической, джазовой и эстрадной музыки по собственной инициативе.

КОНТРОЛЬ УСПЕВЕМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА КОНТРОЛЬНЫХ УРОКАХ



Примерные требования к контрольному уроку 1-го полугодия:

  1. исполнение эстрадной пьесы;

  2. чтение нотного текста с листа;

  3. подбор по слуху знакомой мелодии;

  4. исполнение пьесы в ансамбле.


Примерные требования к контрольному уроку 2-го полугодия:

  1. исполнение народной или эстрадной пьесы;

  2. чтение нотного текста с листа;

  3. подбор несложной мелодии;

  4. подбор аккомпанемента на слух основными функциями в любой тональности;



Учебно-тематический план
(основные разделы программы)
1. Работа над репертуарными произведениями.

2. Работа над инструктивным материалом (упражнениями, гаммами).



3. Освоение базовых знаний по теории музыки. 4. Знакомство с музыкальными стилями и жанрами. 5. Музицирование (чтение с листа, транспонирование, игра в ансамбле, подбор по слуху).

Содержание предмета


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ АККОРДЕОНА

ОДНОГОДИЧНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ
Основные задачи 1-й четверти:

  • постановка игрового аппарата;

  • знакомство с историей и развитием инструмента;

  • знакомство с устройством инструмента;

  • чтение нот с листа;

  • навык игры в ансамбле;

  • работа над качеством звука, освоение технических приёмов;

  • самостоятельная работа над пьесами.



ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ




Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Устройство инструмента

Правильно держать инструмент (постановка)

Меховедение

Ровно вести мех, интонировать

Историю развития инструмента

Чтение нотного текста с листа

многоголосие

Исполнять пьесы с выделением мелодии в верхнем, среднем голосе или басу


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК 1-й четверти:



  1. П. Пиццигони «Свет и тени» вальс-мюзет

  2. В. Бовиль «Вальс-мюзет»

  3. С. Джоплин «Артист эстрады»

  4. Р. Паулс «Золотая свадьба»

  5. Р. Лехтинен «Летка-йенька»

  6. Цыганочка обр. С. Павина

  7. М. Блантер «В лесу прифронтовом»

  8. Венгерский нар. Танец «Чардаш»

  9. Кадриль «Ристру-кодра»

  10. Н. Чайкин «Вальс»


Основные задачи 2-й четверти:


  • Игра на инструменте;

  • штрихи: Legato, Staccato, Non legato;

  • гаммы, арпеджио, аккорды;

  • меховедение (по возможности тремоло мехом);

  • игра в ансамбле;

  • развитие навыков художественного исполнения музыкального произведения на основе расширения круга используемых выразительных и исполнительских средств.



ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Освоить левую и правую клавиатуры

Исполнять Staccato, Legato, акценты

Аппликатура

Выразительно исполнять штрихи, динамические оттенки, темпы в пьесах


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК 2-й четверти:


  1. Р.Н.П. «Вот мчится тройка почтовая»

  2. Х. Родригес «Кумпарсита»

  3. Барыня обр. В. Алёхина

  4. А. Гурилёв «На заре ты её не буди»

  5. В. Савельев «Первый вальс»


Основные задачи 3-й четверти:


  • гаммы мажорные и минорные;

  • самостоятельно выучить и исполнить понравившееся произведение;

  • навык чтения с листа;

  • игра в ансамбле (слышать фактуру, чувствовать партнёра), уметь музицировать.



ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Ориентироваться в правой и левой клавиатурах

Исполнять гаммы

Меховедение

Играть нотный текст с листа в умеренных темпах




Самостоятельно выбирать ритмическое сопровождение мелодии или вокалу, учитывая темп, стиль, характер



ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК 3-й четверти:


  1. А. Пахмутова «Старый клён»

  2. Р.Н.П. «То не ветер ветку клонит»

  3. В. Савелов «Непоседа»

  4. Я. Френкель «Вальс расставания»

  5. Т. Тарасова «Вальс на лунной дорожке»

  6. В. Кокорин «Помолчим»

  7. Б. Фиготин «Мотылёк»

  8. Е. Дербенко Сюита из 2-х пьес: «Осенью», «Вальс снежинок»



Основные задачи 4-й четверти:


  1. Закрепление всех полученных навыков;

  2. Гаммы, аккорды, арпеджио;

  3. Чтение нот с листа;

  4. Совершенствование навыков игры в ансамбле;

  5. Подбор знакомых мелодий по слуху двумя руками.



ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Аппликатурная дисциплина

Исполнить пьесу (чтение нотного текста с листа) в обозначенном темпе, характере, с динамическими оттенками




Подобрать аккомпанемент к песне «на слух» основными аккордами (T- S-D)

Типы мелодики, метроритма, фактуры, средства выразительности

транспонирование




Подобрать аккомпанемент к предложенной мелодии


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК 4-й четверти:



  1. Р.н.п. «Тонкая рябина»

  2. Соловьёв-Седой В. «Подмосковные вечера»

  3. А. Музикини «До упора» обр. А. Романова

  4. А. Цфасман «Весёлый вечер»

  5. Шахнов «Карусель»

  6. Г. Тьерни «Рио-рита» пасодобль обр. В. Герасимова

  7. В. Мотов «Баркарола»

  8. Албанское танго обр. Г. Левкодимого

  9. А. Корчевой «Кодры»

  10. А. Корчевой «Рок-н-ролл»


Методическое обеспечение

(методические рекомендации)

Особенность данной программы в соединении основных направлений музыкально - эстетического развития учащихся с личностно - дифференцированным подходом к обучению каждого ученика в классе баяна. Это организация обучения в соответствии с делением всех учащихся на три группы А, В, С, где уровень подхода соответствует способностям и возможностям каждого ученика.

На протяжении всего периода обучения в школе учащиеся осваивают и совершенствуют под руководством преподавателя навыки звукоизвлечения, работают над динамикой, штрихами, фразировкой и различными характерными приемами. Учитывая слабую, еще не развитую координацию движения и двигательную память детей, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьезным препятствием на пути технического и музыкального развития ученика. Преподаватель должен научить учащегося самостоятельно работать над произведениями.

В воспитании музыкального - эстетического вкуса учащихся качество художественного репертуара играет решающую роль. Репертуар должен включать разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения композиторов - классиков, современных советских и зарубежных композиторов, обработки песен и танцев народов мира.

Преподаватель должен придерживаться ровного, спокойного тона в отношениях с учениками. Чрезмерные похвалы, как и резкие порицания, излишне возбуждают детей и отвлекают от выполнения стоящих перед ними задач

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Нотные сборники


  1. «Веселый аккордеон» составитель Горбунов Ю. Новосибирск 1998г.

  2. «Пчелка» Хрестоматия педагогического репертуара, составители Ю. Зуева, А.Ручин. - Новосибирск 1999г.

  3. «Маленький виртуоз» составитель А. Корчевой. - Новосибирск 1997г.

  4. Н.Бажилин «Самоучитель».– М., 2000г.

  5. Н.Бажилин «Школа игры на аккордеоне».– М., 2001г.

  6. «Деревенские проходки» составитель А. Корчевой. Новосибирск 2001г.

  7. Л.Панайотов «Самоучитель игры на аккордеоне». – М., «Музыка» 1980г.

  8. М. Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне». – М., «Советский композитор» 1990г.

  9. В. Лушников «Школа игры на аккордеоне», – М., «Музыка» 1980г.

  10. «Хрестоматия аккордеониста» составитель А. Талакин». – М., «Музыка» 1980г.

  11. «Аккордеон в музыкальной школе», вып. №40. – М., «Советский композитор» 1981г.

  12. А. Талакин «Аккордеонисту любителю». – М., «Музыка» 1980г.

  13. Т. Тарасова «Танцующий аккордеон. - Новосибирск 2000г.

  14. Ю. Зуева, А. Ручин «Соловейко» Iч. - Новосибирск 2001г.

  15. Ю. Зуева, А. Ручин «Соловейко» IIч.- Новосибирск 2002г.

  16. З.Бётман «Сборник пьес». – Лейпциг 1980г.

  17. В.Габор «Детский мир музыки». – Будапешт 1975г.

  18. Старинные русские романсы в переложении для аккордеона, составитель Л. Говорушко, ». – М., «Музыка» 1980г.

  19. «Аккордеон в музыкальной школе» вып. 33. – М., «Музыка» 1979г.

  20. «Эстрадные миниатюры» составитель С. Михачев. – М., «Музыка» 1998г.

  21. А. Фоссен «Эстрадные композиции для аккордеона» вып. 1. – М., «Музыка» 2001г.

26.А. Фоссен «Эстрадные композиции для аккордеона» вып. 2. – М.,

«Музыка» 2001г.


Методическая литература


  1. Б. Асафьев «О народной музыке» сб. статей, составитель И. Земцовский, А. Тунанбаева, М., 1987г.

  2. Б. Теплов «Избранные труды в 2х томах», М., 1985г.

  3. Ю. Тюлин «Строение музыкальной речи», М., 1969г.

  4. Л. Мазель «Строение музыкальных произведений», М., 1986г.

  5. Л.Коган «У врат мастерства». – М., 1988г.

  6. Н. Очертовская «Содержание и форма в музыке», Л., 1985г.

  7. Л. Баренбайм «Музыкальная педагогика и исполнительство», Л., 1973г.

  8. А. Корыхалов «Интерпретация музыки», М., 1979г.

  9. Е. Назайкинский «О психологии музыкального восприятия», М., 1972г.




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет