Рабочая программа традиционная культура Китая



Дата06.07.2016
өлшемі373.84 Kb.
#181132
түріРабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский государственный университет»








Утверждаю




Проректор по УР

____________В.В. Проказин






«____» ___________20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_________________________Традиционная культура Китая__________________________

(наименование учебной дисциплины/модуля)

для направления подготовки 032000.62 «Зарубежное регионоведение»



(шифр и наименование специальности/направления)

по профилю Азиатские исследования

Степень выпускника Бакалавр зарубежного регионоведения

Курс 4 Семестр 6

Лекции 18 (час.)

Практические занятия 18 (час.)

Зачет _6_

(семестр)

Самостоятельная работа 36 (час.)

Общая трудоемкость дисциплины__72_(час.), _2_ (з.е.)

Составитель __С.В. Филонов, д.и.н., профессор, доцент______



(И.О.Ф., должность, ученое звание)

Факультет международных отношений

Кафедра китаеведения

2014 г.


Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки 032000.62 «Зарубежное регионоведение»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры китаеведения

« » _______ 2012 г., протокол № __


Заведующий кафедрой _____________________А.В. Шатравка
Рабочая программа одобрена на заседании УМСС 032 000.62

(наименование специальности/направления)

«____» _____________20___ г., протокол № _____

Председатель ________________________С.С. Косихина

(подпись, И.О.Ф.)

Рабочая программа переутверждена на заседании кафедры от ____________ протокол № _________

Зав.кафедрой _________________________ А.В. Шатравка


СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УМУ

_______________



(подпись, И.О.Ф.)

Председатель УМС факультета

__________________С.С. Косихина



(подпись, И.О.Ф.)

«__» _____________20___ г.

«__» _____________20___ г.






СОГЛАСОВАНО


СОГЛАСОВАНО



Заведующий выпускающей кафедрой

__________________А.В. Шатравка



(подпись, И.О.Ф.)

Директор научной библиотеки

_______________ Л.А. Проказина



(подпись, И.О.Ф.)

«__» _____________20___ г.

«__» _____________20___ г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Традиционная культура Китая» предназначен для студентов четвертого года обучения, изучающих китайский язык как основной иностранный и специализирующихся в области изучения Китая.

Курс «Традиционная культура Китая» предполагает показать слушателям величие творческого проявления человеческого духа на конкретных примерах культурно-исторического процесса в Китае, а также привить уважительное отношение к иной социально-культурной традиции и сформировать мотивационные факторы изучения китайского языка и специальных областей синологии.



Настоящий курс преследует следующую цель — изучить некоторые важнейшие черты творческого воображения и самосознания, которые посредством переживания и осмысления внутренних противоречий бытия реализуются в эстетике и искусстве, в отношении к жизни и смерти, в области философско-религиозных и этических исканий, характерных для китайской традиции.

Исходя из поставленной цели, курс решает следующие задачи:

— знакомит студентов с наиболее характерными чертами китайской культуры; способствует интеграции знаний о Китае, полученных на других занятиях; помогает достаточно всесторонне и адекватно оценить культурное наследие народов Китая;

— способствует осознанию китайской культуры как одной из жемчужин общемировой сокровищницы, а общечеловеческого культурного опыта — как сложного и противоречивого многоединства;

— намечает общие концептуальные подходы к формированию объективных ценностных критериев, необходимых при изучении исторического движения духовных и познавательных структур человеческого разума;

— формирует отношение к культуре Китая не только как к предмету исследования, но и как к инструменту, необходимому для размышлений о мире и ориентации в нем;

— развивает навыки творческого критического мышления, резистентного к бытовым и политическим мифам, а также к проявлению любого рода авторитаризма и национализма; способствует индивидуализации и социализации личности, ориентированной на моральный самоконтроль, на социальную и личную ответственность.

В структурном отношении курс строится из нескольких разных по объему блоков:

— культура Китая в свете общей теории и философии культуры;

— история изучения культуры Китая в нашем Отечестве;

— исторический обзор сущности важнейших явлений китайской духовной цивилизации.

Первый блок — философско-теоретический, он включает краткое изложение философских и культурологических концепций. Здесь же рассматриваются и некоторые важнейшие проблемы общей теории культуры применительно к китайской традиции — динамика и ретрансляция культуры, ее сферы и функции. Занятия по данному блоку строятся с упором на такие проблемы, как

— многоединство человеческого опыта;

— критика китаецентризма и европоцентризма в компаративных построениях типа «Восток-Запад» и «Запад-Восток»;

— причины, осложняющие анализ культурного наследия народов Востока и задачи, вытекающие из существования неоднозначных реконструкций страт китайской культуры.

Второй блок — историографический, он обеспечивает обзор истории изучения культуры Китая в России и СССР. Лекции данного блока включают краткий анализ деятельности крупнейших отечественных синологических школ и отдельных ученых, особое внимание уделяется рассмотрению вклада отечественных специалистов в мировую синологию, а также оценке деятельности Российской духовной миссии в Пекине. Геополитическое положение Амурской области определило необходимость включения в данный блок пограничных вопросов, которые связаны с краеведением, но при этом имеют прямое отношение к истории изучения Китая (например, оборона и падение Албазина, что непосредственно связано с истоками Российской духовной миссии в Пекине, чья деятельность определила весь начальный этап отечественного китаеведения).

Третий блок включает темы, посвященные краткому анализу содержания и исторического движения важнейших явлений китайской духовной цивилизации в их комплексном рассмотрении. Лекции данного блока содержат фактологический материал, необходимый для познания механизмов сохранения, функционирования и ретрансляции культурных ценностей, выработанных китайским народом. При анализе культурных феноменов большое внимание уделяется характеристике культурно-исторического контекста, на фоне которого разворачивались те или иные искания человеческого духа.

Все проблемы, связанные с анализом религиозных учений Китая, рассматриваются в проекции религии на культуру, что обеспечивает религиозную нейтральность курса. Особое внимание обращается на отражение религиозных идей в этике. Кроме того, при изложении материала последовательно подчеркивается, что религии Китая (равно как и все другие конфессии мира) не могут ответить на все вопросы современной эпохи, поскольку остаются погруженными в глубокое прошлое и объективно не в состоянии учесть отчетливо стучащиеся в сердце радикально изменившегося человечества новые проблемы нашего времени.

Каждая тема третьего блока представляет собой определенный угол зрения на человека, конкретный же культурный феномен рассматривается как актуализация бесконечного начала человеческой личности или как проявление той или иной творческой ипостаси человека и очередной этап осознания человеком противоречивости бытия.

При изложении материалов курса контаминируются два подхода:

— культурно-информационный, ориентированный на краткое изложение истории и специфики той или иной сферы культуры Китая;

— сравнительно-проблемный, предполагающий включение слушателей в активный процесс анализа через диалог различных культур.

В связи с этим подходом лекционный материал подается в форме зримого или незримого диалога с аудиторией. Поскольку каждый слушатель является существом социальным и коммуникативным, т.е. носителем современной культуры и ее достижений, сегодняшних бытующих догм и заблуждений, постольку диалогический характер лекций позволит студентам постоянно соотносить изучаемый материал с опытом своих современников. Такой принцип делает возможным анализ явлений культуры не только в хронологическом порядке их развития, но и в парадигматическом — сопоставляя элементы культур разных времен и народов, постоянно «замыкая» прошлое и настоящее, прямо соотнося исторические судьбы культур Китая и России. Аудиторию, однако, следует сразу же ознакомить с ограничительными условиями такого соотнесения: при интерпретации извне необходимо добиваться максимально возможного приближения к самоинтерпретации изнутри (принцип Р.Панникара). При этом признается правомочным многовариантный характер выводов, получаемых при таком анализе. Цель сравнительно-диалогической подачи материала заключается в том, чтобы:

— во-первых, сформировать у слушателей первичные навыки анализа символов иной духовной традиции;

— во-вторых, привить студентам уважительное отношение к различным проявлениям творческого духа;

— в-третьих, помочь аудитории осознать разницу между зримостью и зрячестью каждой культуры («Не то важно, что мы видим, а то, что видит китаец. Наше суждение начнется лишь с того момента, когда мы поймем, наконец, почему китаец наслаждается там, где мы бываем только ошарашены» . В.М.Алексеев).

Указанные методологические принципы определяют, что лекция, являясь основной формой подачи материала, вместе с тем чередуется с такими активными формами работы, как блиц-опрос, коллективная дискуссия, мозговой штурм, научный доклад и другие.

Содержание лекций определяется подходами к культуре Китая, которые были сформулированы и разработаны академиком В.М. Алексеевым и другими представителями Санкт-Петербургской – Ленинградской школы синологии. При организации лекционного материала в качестве важнейшего принципа принимается тезис о необходимости взаимосвязи изучения китайского языка с изучением культуры Китая. «Изучить Китай без изучения культуры невозможно. Здесь существует целостное соотношение: изучай язык, чтобы изучить культуру, ибо она понятна только владеющему языком; изучай культуру, чтобы изучить язык, ибо он является ее отражением» (В.М.Алексеев).

Завершающим профессиональным испытанием глубины усвоения проблематики днного курса служит экзамен, на который выносятся как теоретические вопросы, так и свободная беседа по кругу проблем, отраженных в современной синологической научной литературе. Настоящий курс открыт для совершенствования и адаптации в различных социо-культурных контекстах.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Традиционная культура Китая» относится к Профессиональному циклу Б3. Вариативная часть. Обязательные дисциплины. Б3.В. ОД. 8.

Для освоения программы студент должен обладать знаниями, предусмотренными документом государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании. Программа составлена с учетом подготовки студентов, имеющих школьное гуманитарное образование.

Для успешного освоения курса «История литературы Китая» необходимо предварительное освоение следующих дисциплин:

Этнография Китая;

Новые информационные технологии;

Китайский язык;

История Китая (древность, средневековье).
Основные положения дисциплины «Традиционная культура Китая» получают дальнейшее развитие при изучении следующих дисциплин ООП:

Введение в даологию;

Современный китайский язык.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
а) общекультурные (ОК):

уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культур ные различия (ОК-1);

выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития, проявлять готовность к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7);

творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15);


б) профессиональные (ПК):

составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1);

объяснять основные тенденции и закономерности исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса (ПК-2);

владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7);

владеть основами общепринятой системы русскоязычной транслитерации имен и географических названий на языке (языках) региона специализации, систематически применять ее в профессиональной деятельности (ПК-13);

в культурно-просветительской деятельности:

владеть базовыми навыками восприятия мультимедийной информации на языке (языках) региона специализации (ПК-17);
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

1) основные этапы формирования традиционной культуры Китая;

2) содержательные и исторические особенности китайской духовной цивилизации;

3) важнейшие концепты и представления, составляющие китайскую «картину мира» эпохи древности и средних веков;



Уметь:

1) анализировать явления китайской культуры в их историческом развитии;

2) давать характеристику базовым ценностям китайской духовной цивилизации;

2) применять полученные знания при анализе явлений современной китайской культуры.



Владеть:

1) методами исторического анализа явлений из сферы духовной и материальной культуры;

2) навыками использования знаний о традиционной китайской культуре при переводе современных социально-политических и художественных текстов на китайском языке;

3) методикой применения полученных знаний в аналитической и практической работе регионоведа, специализирующегося в области изучения Китая.


4СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет:

2 зачетные единицы, 72 часа, в т.ч. 36 часов аудиторной и 36 часов самостоятельной работы.


п/п


Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)















ЛК

ПР

СМ







1

Важнейшие методологические подходы к изучению культуры Китая

6

1-2

2

2

4




Блиц-опрос

2

История изучения китайской духовной цивилизации в России

6

3-4

2

2

4




Блиц-опрос

3

Китайская мифология

6

5-6

2

2

4




Блиц-опрос

4

Истоки китайской традиционной культуры: эпоха неолита

6

7-8

2

2

4




Блиц-опрос, мультимедийная презентации

5

Период формирования основ китайской духовной цивилизации: первые государственные образование

6

9-10

2

2

4




Блиц-опрос, мультимедийная презентация

6

Создание парадигмы китайской духовной цивилизации: период Чжаньго и эпоха Хань

6

11-12

2

2

4




Блиц-опрос

7

Картина мира китайской духовной цивилизации

6

13-14

2

2

4




Блиц-опрос, мультимедийная презентация

8

Особенности религиозного сознания китайцев

6

15-16

2

2

4




Блиц-опрос,

9

Роль книги в китайской духовной цивилизации

6

17-18

2

2

4




Блиц-опрос

Зачет: 18 неделя




ИТОГО







18

18

36









5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Важнейшие методологические подходы к изучению культуры Китая
Предмет, цель и задачи курса. Учебная и научная литература, а также важнейшие информационные ресурсы, необходимые для освоения программы данной дисциплины.

Аксиологическое и описательное значения понятия «культура». Культура как социальный феномен. Сквозной характер культуры. Гипотеза «культура как ошибка». Культура как антропологическая реальность.

Особенности категориального аппарата китайской культуры. Многозначность категорий китайской культуры. Важнейшие черты китайский представлений о мире: натурализм, рассмотрение объектов в их целостности, связь философских учений с этикой и политикой. Соотношение религиозных, философских и политических представлений в традиционном Китае. Религия и искусство. Религия, философия и литература; культурологические факторы, влияющие на развитие филологической традиции в Китае.

Европоцентризм и синоцентризм как типичные методологические ошибки, допускаемые исследователями китайской культуры.


Тема 2. История изучения китайской духовной цивилизации в России
Освоение Сибири и первые контакты России и Китая. Миссия И.Петлина. Первая российская экспедиция на Амур. Экспедиция Хабарова и укрепление Албазина. Миссия Байкова в Пекин. Падение Албазина (1685), Нерчинский договор (1689). Появление в Китае поселения православных христиан. Формальное создание в Пекине Российской духовной миссии. Цели, задачи и функции миссии. Значение РДМП для становления и развития российской синологии. Общая периодизация истории отечественного китаеведения. 1 этап: конец 17 - перв. пол. 19 в. 2 этап: втор. пол. 19 века. Общая характеристика и основные результаты. Научная деятельность В.П.Васильева (1818-1900). 3-ий этап: перв. полов. 20 века. Научно-педагогическая деятельность В.М.Алексеева (1881-1951). 4-ый этап: вторая половина 20 в. Продолжение традиций школы академика Алексеева в Петербурге: деятельность В.В.Петрова, Е.А.Серебрякова, Л.Н.Меньшикова, С.Е.Яхонтова, Н.А.Спешнева, Т.Н.Никитиной, Т.А.Малиновской. Состояние отечественного китаеведения на рубеже XX и XXI вв.: позитивные и негативные тенденции. Направления исследований китайской культуры в АмГУ.
Тема 3. Китайская мифология
Определения понятия “мифология”. Роль мифа в древнем обществе. Мифология как общественного сознания. Мифология как сказания о богах и героях. Особенности мифологизированного сознания. Логика мифа. Мифологическое время. Герои мифов. Важнейшие сюжеты. Понятие «бродячий сюжет».

Проблемы изчения китайской мифологии: фрагментарность, лапидарность, языковые трудности. Проблема эвгемеризации.

Китайская мифология как первый опыт объяснения истоков и происхождения китайской цивилизации. Китайские мифологические (легендарные) правители. Важнейшие сюжеты о первых легендарных императорах Китая.

Творение мира, его упорядочение, периодическое обновление и возвращение к первоначальному хаосу как темы древнекитайских мифов. Первопредки как важнейшие герои китайской мифологии и легендарных сказаний. Культурные герои. Человек и общество в китайской мифологии.

Общая характеристика даосской и буддийской мифологий. Поздняя народная синкретическая мифология. Мифология в жизни современного человека. Политика и мифология. Современные политические мифы, алгоритм их создания и бытования. Пути воспитания сознания, резистентного к современным политическим мифам.
Тема 4. Истоки китайской традиционной культуры: эпоха неолита
Зарождение неолитической культуры Яншао конец 6 — начало 5 тыс. до н.э. (Бэйшоулин, близ г. Баоцзи), а расцвет и широкое распространение — 5—4 тыс. до н.э. (Баньпо, Мяодигоу 1; стоянки в полосе от Лояна до Чжэнчжоу). Наиболее ранние образцы яншаоской культуры концентрируются в бассейне Вэйхэ.

Типологическим признаком культуры Яншао: специфическая крашенная керамика и характерная стилистика в росписи посуды. Эталонные образцы керамики: из Баньпо (5 тыс. до н.э.). Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные виды инструментов и оружия, о чем свидетельствует инвентарь из Мяодигоу 1 (4 тыс. до н.э.).

В середине 3 тыс. до н.э. в Хэнань стали проникать носители культуры Цюйцзялин со среднего течения Янцзы. Одновременно, на территории Шаньдунского п-ва также происходят значительные перемены. В середине 3 тыс. до н.э. на смену культуре Давэнькоу постепенно приходит культура Луншань. Происходит широкое проникновение присущих ей черт в районы, где ранее господствовала культура Яншао. Складывается обширная область, где господствует такой эталонный для Луншань элемент, как черная лощеная и серая глиняная посуда, изготовленная на гончарном круге. Особенности этой культуры были обусловлены не только привнесенной с Шаньдуна луншаньской традицией, но и местными этнокультурными факторами, о чем свидетельствуют памятники шаньдунского и хэнаньского Луншаня.
Тема 5. Период формирования основ китайской духовной цивилизации: первые государственные образование
От Яншао тянется прямая нить к некоторым другим неолитическим культурам, а от них - к первым государственным образованиям китайского протоэтноса. Полулегендарная династия Ся и «проблема Ся».

Династия Шан (18/17 по 12/11 до н.э.). Главный источник по истории Шан — артефакты из городища близ деревни Сяотунь, которая находится в районе города Аньян в излучине р. Хуань, а также первые письменные исторические источники – «цзя гу вэнь» (надписи на панцирях черепах и костях жертвенных животных). Как впоследствии стало понятно ученым, в этом месте некогда находилась столица шанцев — древний город Инь. Для шанской культуры было характерно одушивление явлений и объектов природы, а также почитание духов предков. Первым и, видимо, наиболее высокочтимым сверхъестественным существом, которому шанцы присвоили термин ди, был Шанди. Шанди мыслился верховным распорядителем мира и устроителем человеческого сообщества. Основная функция Шанди - господство над божествами небесной сферы. Над восточной и западной матерями, которых отождествляют с солнцем и луной, над божествами облаков, ветра, дождя, снега и над земными божествами, ведавшими сторонами света, горами, потоками, а также предкам правящего рода. При этом Шанди мыслился и как центр мироздания. По четырем направлениям располагали его периферию, управлявшуюся четырьмя фанами, божествами четырех главных сторон горизонта.

Агрессивная шанская политика, нуждавшегося в постоянном притоке военной добычи, не могла не вызвать сопротивление соседних племен. Одно из них – Чжоу – собрало антииньскую коалицию и его глава, вошедший в историю Китая под именем У-ван, в 1122 г. до н.э. нанес поражение иньцам. Иньская династия перестала существовать и в истории Китая началась эпоха Чжоу. Чжоусцы заимствовали у иньцев письменность, а также другие важнейшие культурные достижения: бронзолитейную технику, боевые колесницы, умение возводить городские стены и многое другое. Чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем. Ниже удельных князей и крупных чиновников в социальной структуре находился класс образованных людей, состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Именно из них выходили книжники, составители хроник и советники удельных князей. В самом низу социальной лестницы находились крестьяне.
Тема 6. Создание парадигмы китайской духовной цивилизации: период Чжаньго и эпоха Хань
С приходом периода Чжаньго (5 в. до н.э.) начинаются глубокие перемены в общественной и хозяйственной жизни древних китайцев. Распространение железных орудий, создание больших оросительных систем, применение достижений агротехники позволили заметно увеличить производительность земледелия. Начинается быстрый рост населения и активизация интеллектуальной жизни.

Наследство, оставленное Китаю династией Чжоу, оказало решающее влияние на его будущее. Территория, ранее заселенная туземными племенами, принадлежавшими к самым разным этническим группам, при династии Чжоу стала китайской. Главные речные системы, соединенные между собой каналами, обеспечивали орошение основных районов страны. Общество приобрело определенную разветвленную структуру, в которой ученый пользовался высочайшим авторитетом, а чиновник — величайшими полномочиями. Весь мир рассматривался как единое целое с Китаем, как «центром Поднебесной», у которого в идеале должно быть единое руководство и один монарх. В наследство от эпохи Чжоу остались величайшие научные достижения, а китайская духовная цивилизация обогатилась идеологическими системами, которым суждена была тысячелетняя история - концепцией власти верховного правителя (доктрина императорской власти), конфуцианством, даосизмом; величайшими письменными памятниками, которые впоследствии стали основой китайского образования; многочисленными мировоззренческими системами, элементы которых в дальнейшем были восприняты идеологами китайской империи.

В 206 г. до н.э. в Китае устанавливается правление дома Хань (206 до н.э. — 220 н.э.). В эпоху Хань в Китай стал проникать буддизм и страна впервые соприкоснулась с культурой другой великой цивилизации, в этот же период началась складываться традиционная китайская система многоуровневых государственных конкурсных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, а в идеологии закрепляется сознательная установка на продуктивный синкретизм. Тогда же сложились незыблемые до 20-го века основы имперского правления и стала очевидной главенствующая роль культуры в деле консолидации нации. Именно в ханьскую эпоху, как считают признанные специалисты-этнологи (М.В.Крюков, Н.Н.Чебоксаров, В.В.Малявин, М.В.Софронов), закончился период этногенеза и начинается этническая история китайской нации.
Тема 7. Картина мира китайской духовной цивилизации
Понятие «картина мира». Соотношение категорий «картина мира» и «образ мира». Вклад отечественных исследователей в разработку проблемы средневековой «картины мира» (А.Я. Гуревич). «Картина мира» традиционной китайской культуры в исследованиях Е.А. Торчинова и К.М. Тертицкого.

Содержательные аспекты китайской средневековой «картины мира». В основе китайской картины мира лежит особый тип мировоззрения, называемый «астробиологией», или «космобиологией». Такое мировоззрение характерно для древневосточных цивилизаций. Оно предполагает, что мир, с одной стороны, наполнен жизнью, с другой – подчиняется космическим периодическим законам. Такая картина мира восходит к архаическим представлениям, связаннным с культом плодородия, и с наблюдениями за сезонными изменениями в окружающем мире. Мир, как и в архическом сознании, воспринимался «единотелесным» (и ти), т.е. как единый, целостный организм. Микрокосм, социум и человек рассматривались китайцами как гомоморфные и, нередко, как взаимопорождающие структуры. С другой стороны, социум уподоблялся семье: государь – отец, подданные – члены семьи. Сообщество же семей – в свою очередь уподоблялось единому телу. Император был частью «тела династии», а отдельный человек обладал общей со своими предками пневмой ци.


Тема 8. Особенности религиозного сознания китайцев
Понятие «религиозное сознание». Религиозное сознание как тотальный феномен в традиционном Китае. Причины, обусловившие его тотальный характер.

Характерные черты религиозного сознания жителей китайских империй периода средневековья:

— синкретизм;

— тотальная этизация;

— селективная релегиозность.

Сущность перечисленных феноменов.

Психологической основа селективной религиозности — «ситуацентризм». «Ситуацентризм» означает, что принципы, которые являются правильными для одного стечения обстоятельств, могут быть неприемлемы для другого, но в каждом случае они не подвергаются сомнению и пользуются равным уважением. Из этого вытекает и неоднократно отмечавшийся исследователями китайский «прагматизм», когда «правильным» для данной ситуации признается то, что оказывается наиболее эффективным.

Наличие указанных особенностей религиозности китайцев обусловливают и иной подход к оценке религиозной жизни современных китайцев. Главным показателем в этой сфере является не отнесение себя к той или иной религии, а то, разделяет ли китаец идеи конкретного религиозного института и участвует ли он в отправлении конкретных религиозных культов и практик.


Тема 9. Роль книги в китайской духовной цивилизации
Легенды о появлении письменности в Китае. Первые достоверные памятники китайской письменности на панцирях черепах и костях жертвенных животных. Техника письма и содержание текстов. Магико-религиозная функция письменного слова.

Тексты на бронзовых сосудах и бамбуковых планках (11-8 вв.до н.э.). Появление книжной терминологии. Тенденции в изменении функции письменного текста. Тексты на бамбуковых планках, каменных барабанах и нефритовых дисках (8-3 вв. до н.э.). Появление бумаги. Исторические предания о Цай Луне. Расцвет книжного рукописного дела. Письменный текст в системе идеологических учений старого Китая. Представления о связи словесности (вэнь) с высшими законами мироздания. Эстетики китайского письма и книга. Иероглиф и искусство.



6. Самостоятельная работа


№п/п

№ раздела (темы) дисциплины


Форма (вид)

самостоятельной работы



Трудоёмкость в часах

1

1

Изучение дополнительной литературы по теме

4

2

2

Изучение дополнительной литературы по теме

4

3

3

Изучение дополнительной литературы по теме

4

4

4

Работа с интернет-ресурсами и подготовка мультимедийной презентации;

4

5

5

Работа с интернет-ресурсами и подготовка мультимедийной презентации

4

6

6

Изучение дополнительной литературы по теме

4

7

7

Работа с интернет-ресурсами и подготовка мультимедийной презентации

4

8

8

Изучение дополнительной литературы по теме

4

9

9

Изучение дополнительной литературы, систематизация знаний по всем темам курса и подготовка к экзамену

4

7. Матрица компетенций учебной дисциплины


Компетенции

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Тема 9

ОК-1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ОК-7

+







+

+




+

+




ОК-15

+

+

+







+







+

ПК-1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ПК-2

+




+










+




+

ПК-7

+







+

+

+

+

+




ПК-13




+

+













+

+

ПК-17










+

+

+




+

+

Итого

Σ

общее количество компетенций



6

4

5

5

5

5

5

6

6


8.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При преподавании данной дисциплины предусмотрено использование следующих активных и интерактивных форм проведения занятий: метода мозгового штурма, мультимедийных технологий, интерактивных блиц-опросов, контекстного обучения с использованием технологии развития критического мышления, групповых дискуссий, проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода.


На занятия с использованием интерактивных форм обучения отводится 8 часов аудиторных занятий (20%), что соответствует федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования:

интерактивные блиц-опросы (quiz-метод) (Темы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9);

коллоквиумы (Темы 3, 9);

групповая дисскусия с демонстрацией мультимедийных презентаций (Темы 4, 5, 7);

использование информационных ресурсов и баз данных (Тема 3, 4, 6, 8).
9. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
9.1. Оценочные средства для текущего контроля:
Тема 1

Вопросы для самостоятельной подготовки и обсуждения:

1. Сущность культуры

2. Культура Китая и мировая культура

3. Основные термины и категории китайской культуры

4. Важнейшие черты духовной культуры Китая

Тема 2


Вопросы для самостоятельной подготовки и обсуждения:

1. Освоение Приамурья и результаты первых территориальных контактов России и Китая

2. Русская духовная миссия в Китае

3. Основные этапы развития отечественной синологии

4. Современное состояние китаеведения в России
Тема 3

Вопросы для самостоятельной подготовки и обсуждения:

1. Важнейшие пласты китайской мифологии

2. Мифы о творении мира и сюжет о Пань-гу: мифологема или идеологема?

3. Аксиологические ориентиры китайской цивилизации в сюжетах о первопредках Фу-си и Нюй-ва

4. Борьба с водной стихией и сюжеты о Гуне и Великом Юэ

5. Особенности мифологии даосизма, буддизма и поздней народной мифологии.


Тема 4

Используя интерент-ресурсы и удаленные базы данных составить мультимедийный доклад-презентацию на одну из тем:

1. Пекинский человек (синантроп) — истоки китайской нации или тупиковая ветвь антропогенеза?

2. Эпоха неолита на территории Китая: важнейшие аспекты материальной и духовной культуры;

3. Особенности неолитической культуры Яншао: среда обитания, бытовая жизнь и религиозные представления;

4. Матриархат в Китае — поселение Баньпо;

4. Неолитическая культура Луншань — новый этап в истории китайской цивилизации.


Тема 5

Используя интерент-ресурсы и удаленные базы данных, составить мультимедийную презентацию на одну из тем:

1. Эпоха бронзы на территории Китая;

2. Архив шанских царей — «надписи на панцирях черепах и костях жертвенных животных»;

3. Особенности материальной культуры Аньянского периода;

4. Духовная культура шанской цивилизации.
Тема 6

Вопросы для самостоятельной подготовки и обсуждения:

1. Вклад эпохи Чжаньго в формирование основ китайской духовной цивилизации;

2. Важнейшие философские школы эпохи Чжаньго;

3. Доктрина императорской власти, сформировавшаяся в период Чжаньго — Хань.

4. Роль чиновничества в жизни империи Хань.
Тема 7

Используя интерент-ресурсы и удаленные базы данных, составить мультимедийную презентацию на тему: «Общекитайская картина мира»
Тема 8

Вопросы для самостоятельной подготовки и обсуждения:

1. Что такое религиозное сознание?

2. Какие особенности присущи религиозному сознанию китайцев периода поздней древности и средневековья.

3. В чем выражается синкретизм религиозного сознания китайцев?

4. Что такое селективная релегиозность?

5. Дайте развернутое определение понятию «тотальная этизация».


Тема 9

Вопросы для самостоятельной подготовки и обсуждения:

1. Эволюция китайской письменности, письменных принадлежностей и формы книги;

2. Появление в Китае библиотек: их структура, содержание и функции;

3. Особенности китайской традиционной библиографии;

4. Даосские и буддийские книжные собрания;

5. Отношение к книге в традиционном Китае.


9.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов на зачете:
1. Важнейшие изобретения китайской цивилизации

2. Буддизм в китайской культуре

3. Важнейшие герои и сюжеты китайской мифологии

4. Важнейшие категории и концепции даосской классической философии

5. Важнейшие категории и концепции раннего конфуцианства (учение о человеке, обществе и государстве)

6. Важнейшие категории китайской культуры: представления о мире

7. Важнейшие категории китайской культуры: представления о человеке

8. Гипотезы о происхождении китайской цивилизации

9. Жизнь и деятельность Конфуция

10. Культура неолита в Китае (на примере Яншао и Луншань)

11. Общекитайская картина мира

12. Основные вехи отечественной синологии

13. Основные этапы в истории конфуцианства

14. Особенности религиозного сознания китайцев

15. Особенности тибетской школы буддизма

16. Религия и государство в современном Китае

17. Российская духовная миссия в Китае

18. Синкретические религии в Китае (на примере движения «Фалуньгун»)

19. Техника книжного дела в Китае

20. Эволюция китайской письменности, кисти и материалов для письма


Критерии оценки на зачете
1. На зачете предусматривается два основных вопроса и один дополнительный.

2. Если полностью не раскрыт один из основных вопросов, зачет переносится на другой срок.

3. При неточностях и упущениях во время ответа студенту задаются дополнительные вопросы, позволяющие уточнить уровень его компетентности. Содержательный объем вопросов не может выходить за пределы тематики настоящего курса.

4. Объем освоенной проблематики, отраженной в программе настоящего курса, должен быть не менее 90%; интегрированных в его состав тем и вопросов из других дисциплин блока ОПД направления 032300.62, — не менее 70%, в противном случае студенту предлагается пересдача зачета.


10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная литература:

1. Грушевицкая, Т.Г. Культурология [Электронный ресурс] : учебник / Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин. — Юнити-Дана, 2012. — 688 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115383 (дата обращения 27.03.2014).

2. Культурология. История мировой культуры [Электронный ресурс] : учебник / Ф.О.Айсина, И.А.Андреева, С.Д.Бородина и др. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 760 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115386 (дата обращения 27.03.2014).

3. Меликсетов, А.В. История Китая [Электронный ресурс] : учебник / А.В.Меликсетов. — М.: Изд. МГУ, 2004. — 752 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115758 (дата обращения 27.03.2014).



Дополнительная литература:
1. Алексеев В.М. Наука о Востоке: ст.и документы / Алексеев В.М. — М. : Наука, ГРВЛ, 1982.

2. Алексеев В.М. Труды по китайской литературе: в 2 кн. / Сост. М.В. Баньковская, Отв. ред. Б.Л. Рифтин. — М.: Вост. лит. РАН, 2002-2003.

3. Духовная культура Китая: Энциклопедия в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: ИФ «Восточная литература» РАН, 2006—2010.

4. Духовный опыт Китая / сост., пер., коммент. В.В. Малявина. — М.: АСТ : Астрель, 2006.

5. Кравцова М. Е. История культуры Китая: учеб. пособие. — СПб.: Лань, 1999.

6. Лёве, М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура [Электронный ресурс] / М.Лёве. — Центрполиграф, 2005. — 240 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=218850 (дата обращения 27.03.2014).

7. Малявин В.В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. — М. : Астрель, АСТ, 2000.

8. Пути обретения бессмертия: даосизм в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. — СПб.: Азбука – классика; Петербургское Востоковедение, 2007.

9. Тань, А. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность [Электронный ресурс] / А.Тань. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. — 272 с. — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219928 (дата обращения 27.03.2014).

10. Филонов С. В. Введение в даологию: учеб. пособие / С. В. Филонов; АмГУ, ФМО. — Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2010.

11. Филонов С.В. Амурское востоковедение. Учебное пособие для студентов АмГУ, обучающихся по специальности «регионоведение (востоковедение)». — Благовещенск, 2003. (СD – диск).

12. Филонов С.В. Берега: [Электронный ресурс]: Учеб.-метод. пособие по курсу "Введение в китаеведение". — Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2002. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).


Периодические издания:

1. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность: Научно-исторический журнал. Москва. ISSN 0869-1908.

2. Религиоведение: Научно-теоретический журнал. Благовещенск-Москва. ISSN 2072 – 8662.

3. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке: Научно-теоретический журнал. Хабаровск. ISSN 1992-2868.


Программное обеспечение и интернет-ресурсы:




Наименование ресурса

Краткая характеристика

1

http://jinshu.amursu.ru

Золотые книги и нефритовые письмена: Даосизм и даосское письменное наследие: Персональные страницы профессора С.В. Филонова.

Ресурс содержит полнотекстовые научные статьи и учебно-методические разработки по даосизму и религиозной культуре Китая, а также аннотированную базу данных по даологии на русском и иностранных языках.



2

http:// biblioclub.ru

Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»: специализируется на учебных материалах для ВУЗов по научно-гуманитарной тематике.

3

http://elibrary.ru/defaultx.asp

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

Крупнейший российский информационный портал в области гуманитарного знания, содержит рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций. Поисковая система позволяет легко найти публикации отечественных авторов, связанные с различными областями даосской философии, религиозной практики, культами и традициями. Удобный навигатор позволяет делать поисковые запросы как по интересующей тематике, так и по учебным (научным) учреждениям или названиям периодических изданий или фамилии автора. Интеллектуальная система ресурса по результатам запроса также выдает полную статистику, связанную с конкретным запросом. Рекомендуется для подготовки обзорных докладов. Ресурс обязателен к использованию в ходе СРС, НИРС, при написании курсовых и дипломных работ.



4

http://www.amursu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=394&Itemid=377&lang=ru

Научно-теоретический журнал «Религиоведения»

Электронная версия ведущего российского периодического издания в области религиоведения. Содержит полные тексты всех публикаций журнала с 2001 г. Доступ — свободный.



5

http://cnki50.csis.com.tw/kns50/

中國知識資源總庫——CNKI

Китайская национальная база данных (Тайвань).

Богатый информационный ресурс, включает разделы:

— китайская периодика;

— зарубежная периодика;

— лучшие китайские магистерские диссертации;

— база докторских диссертаций;

— материалы конференций;

— материалы прессы;

— биобиблиографическая база данных;

— словарно-справочный отдел.

Обеспечивает быстрый поиск и легальный доступ к полным текстам статей и диссертаций по всем областям синологии.


6

http://www.sscnet.ucla.edu/history/elman/ClassBib/

Classical Historiography For Chinese History. Compiled by by Benjamin A. Elman.

Библиографическая и историографическая база данных. Рекомендуется для подготовки обзорных научных докладов. База данных обязательна к использованию при написании курсовых и дипломных работ, связанных с историческим изучением различных аспектов китайской духовной цивилизации..



7

http://www.cnki.net/

CNKI — China National Knowledge Infrastructure. 

Китайская национальная база данных. Обеспечивает доступ к научным периодическим изданиям, материалам конференций, локальным базам данным, монографиями и диссертациям, изданных или подготовленных в Китае. Интеллектуальная система поиска позволяет формировать запрос по любому аспекту даологии и получать на него исчерпывающую биобиблиографическую справку. CNKI также предоставляет доступ к полным текстам запрашиваемых публикаций и дает возможность легально ими пользоваться. Рекомендуется для подготовки к семинарам, к зачету, в ходе СРС и НИРС.



8

http://www.ceps.com.tw/ec/ecjnlbrowse.aspx

CEPS — Chinese Electronic Periodical Services.

CEPS — официальная национальная база данных публикаций периодических изданий континентального Китая и Тайваня. Ресурс обеспечивает быстрый поиск любых статей и сообщений из журналов, издаваемых в материковом Китае и на Тайване. Поисковый запрос выдает не только библиографические сведения, но и общую информацию (включая аннотации на разных языка) о статьях по запрашиваемой теме. CEPS также предоставляет доступ к полным текстам запрашиваемых публикаций. Рекомендуется использовать в ходе самостоятельной работы, а также при выполнении НИР. База данных обязательна к использованию при написании курсовых и дипломных работ.



9

http://www.members.tripod.com/~etor_best/tr.html

Персональный сайт Евгения Алексеевича Торчинова: Содержит полнотекстовые работы проф. Е.А. Торчинова, посвященные исследованию китайской культуры. Рекомендуется использовать при подготовке к семинарам, а также при написании курсовых и дипломных работ.

11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1) Специализированные аудитории:


Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Форма владения, пользования (собственность, аренда и т.п.)

В Центре синологических исследований, ауд. 106 (7):

1. Восемь рабочих мест для персональных компьютеров (компьютеров всего – 6 шт.);

2. 8 рабочих мест для учебных занятий и самостоятельной работы;

3. Рабочее место руководителя занятий с компьютером и доступом к управлению презентационной и мультимедийной аппаратурой;

4. Телевизор;

5. Видеомагнитофон;

6. Музыкальный центр — аудиомагнитофон + VCD- проигрыватель;

6. Стол дежурного библиографа с картотекой и каталогами;

7. Мультимедийный проектор, экран, DVD-плеер;

8. Вспомогательная аудио и видеотехника, специальное оборудование, в том числе для презентации и демонстрации учебных мультимедийных курсов, а также специальное программное обеспечение, позволяющее работать с любыми электронными ресурсами на китайском языке в любых форматах и в любой кодировке.



Оперативное управление

Типовая лекционная аудитория

№ 504 (7) (переносной DVD – плеер, видеодвойка, карты Китая, плакаты)



Оперативное управление

Аудитории № 513 (7), лингафонный кабинет:

1. Мультимедийный проектор, экран, вспомогательная аудио и видеотехника, а также специальное оборудование, в том числе и презентационное (для презентации и демонстрации учебных мультимедийных курсов).

2.Стол-пульт преподавателя – 1 шт.

3.Интерактивная доска – 1 шт.

4.Телевизор – 1 шт.

5.Видеомагнитофон – 1 шт.

6.Аудиомагнитофон – 1 шт.

7.Музыкальный центр с VCD- проигрывателем



Оперативное управление


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет