Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Кафедра культурологии
Рабочая учебная программа
по дисциплине «История культурологической мысли»
по специальности «050403.65 - Культурология»
по циклу СД.Ф.4 дисциплины предметной подготовки,
федеральный компонент
Очная форма обучения
Курс – 3, 4
Семестр – 5, 6, 7, 8
Объем в часах всего – 288 ч.
В т.ч. лекции – 82 ч.
практические занятия – 62 ч.
лабораторные занятия – 0
самостоят. работа – 144 ч.
Зачет – 8 семестр
Экзамен – 5, 6 семестр
| Заочная форма обучения
Курс – 5, 6
Объем в часах всего – 288 ч.
В т.ч. лекции – 26 ч.
практические занятия – 12 ч.
лабораторные занятия – 0
самостоят. работа – 250 ч.
Зачет – 6 курс
|
Екатеринбург 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «История культурологической мысли»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. – 27 с.
Составитель: Осетров В.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ
Протокол № 1 от 27 августа 2012 г.
Зав.кафедрой _____И.Я. Мурзина
Директор ИФКиМК __________ Н.И. Коновалова
I. Пояснительная записка
Цель курса: «История культурологической мысли»: знакомство студентов с историей зарубежной и отечественной культурологической мысли, с проблемами становления и развития культурологии как отрасли научного знания, с особенностями современных концепций культуры. Задачи курса: -
рассмотреть донаучные представления о культуре;
-
проанализировать историю становления предмета и методов культурологии;
-
рассмотреть основные этапы формирования культурологии как науки;
-
дать представление о кризисе классической философии культуры и рождении новых направлений культурологических исследований: антропологического, аксиологического, психологического, социологического, филологического характера;
-
представить основные культурологические школы современности.
Специфика содержания программы
Изучение истории культурологической мысли как самостоятельной науки является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «050403.65 – Культурология».
Курс «История культурологической мысли» обращает внимание студентов в первую очередь на становление и развитие взглядов отдельных мыслителей исследовавших проблемы культуры в разные исторические эпохи, на формирование разнообразных направлений и научных школ. Курс находится в тесной связи с курсами «Теория культуры», «Философия культуры», «Социальная и культурная антропология». Важным элементом программы является наличие семинарских занятий, в процессе которых большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов непосредственно с текстами и работами зарубежных и отечественных культурологов.
Курс состоит из лекционных, практических, контрольных занятий и самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по данной дисциплине.
Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины.
Формы и методы реализации практического
компонента дисциплины
Практические занятия, проводимые в форме семинарских, предназначены для углубления знаний по изучаемой дисциплине и контроля самостоятельной работы студентов.
Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий (семинаров). Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения семинарских занятий и контрольного тестирования, а итоговый – в ходе проведения экзамена.
Рекомендации по формам контроля и
организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с разделами дисциплины по рекомендованным педагогом материалам с целью углубления знаний, полученных на лекционных занятиях.
Самостоятельная работа студента предполагает изучение, анализ и конспектирование рекомендованных источников.
II. Учебно-тематическое планирование II. Учебно-тематическое планирование
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п
|
Наименование темы,
Раздела
|
Всего
Трудоемкость
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
|
1.
|
Проблемы становления наук о культуре
|
8
|
4
|
4
|
|
4
|
2.
|
Истоки культурологии как науки
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
3.
|
Предыстория культурологии. Изучение культуры и понятия «культура» от древности до конца XIX века
|
28
|
12
|
12
|
4
|
14
|
4.
|
Философские основания культурологии.
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
5.
|
Этнографическо-антропологические основания культурологии.
|
16
|
6
|
8
|
2
|
8
|
6.
|
Западная культурология XX века.
Антропологическая традиция.
|
12
|
4
|
6
|
2
|
6
|
7.
|
Западная культурология XX века.
Психологическая традиция
|
16
|
4
|
8
|
4
|
8
|
8.
|
Западная культурология XX века.
Философская традиция.
|
24
|
12
|
8
|
4
|
12
|
9.
|
Западная культурология XX века. Религиозно-этическая традиция.
|
16
|
8
|
6
|
2
|
8
|
10
|
Западная культурология XX века. Социологическая традиция.
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
11.
|
Западная культурология XX века. Историческая традиция.
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
12.
|
Западная культурология XX века. Мистическо-мифологическая традиция
|
12
|
6
|
4
|
2
|
6
|
13.
|
Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Историософская традиция
|
24
|
12
|
8
|
4
|
12
|
14.
|
Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Философская традиция.
|
24
|
8
|
12
|
4
|
12
|
15.
|
Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Религиозно-философская традиция.
|
16
|
6
|
8
|
2
|
8
|
16.
|
Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Литературно-мистическая традиция
|
8
|
4
|
2
|
2
|
4
|
17.
|
Отечественная культурология XX века. Зарубежная.
|
16
|
8
|
4
|
4
|
8
|
18.
|
Отечественная культурология XX века. Советская.
|
20
|
6
|
10
|
4
|
10
|
|
Итого
|
288
|
144
|
82
|
62
|
144
|
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п
|
Наименование темы,
Раздела
|
Всего
Трудоемкость
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Всего
|
Лекции
|
Практические
|
1.
|
Проблемы становления наук о культуре
|
8
|
2
|
2
|
|
6
|
2.
|
Истоки культурологии как науки
|
12
|
2
|
2
|
|
10
|
3.
|
Предыстория культурологии. Изучение культуры и понятия «культура» от древности до конца XIX века
|
28
|
2
|
2
|
|
26
|
4.
|
Философские основания культурологии.
|
28
|
2
|
2
|
|
26
|
5.
|
Этнографическо-антропологические основания культурологии.
|
16
|
2
|
2
|
|
14
|
6.
|
Западная культурология XX века.
Антропологическая традиция.
|
16
|
2
|
|
2
|
14
|
7.
|
Западная культурология XX века.
Психологическая традиция
|
24
|
4
|
2
|
2
|
20
|
8.
|
Западная культурология XX века.
Философская традиция.
|
24
|
4
|
2
|
2
|
20
|
9.
|
Западная культурология XX века. Религиозно-этическая традиция.
|
24
|
2
|
2
|
|
22
|
10
|
Западная культурология XX века. Социологическая традиция.
|
12
|
2
|
2
|
|
10
|
11.
|
Западная культурология XX века. Историческая традиция.
|
12
|
2
|
2
|
|
10
|
12.
|
Западная культурология XX века. Мистическо-мифологическая традиция
|
12
|
2
|
|
2
|
10
|
13.
|
Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Историософская традиция
|
24
|
2
|
2
|
|
22
|
14.
|
Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Философская традиция.
|
24
|
4
|
2
|
2
|
20
|
15.
|
Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Религиозно-философская традиция.
|
16
|
|
|
|
16
|
16.
|
Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Литературно-мистическая традиция
|
8
|
|
|
|
8
|
17.
|
Отечественная культурология XX века. Зарубежная.
|
16
|
2
|
|
2
|
14
|
18.
|
Отечественная культурология XX века. Советская.
|
16
|
2
|
2
|
|
14
|
|
Итого
|
288
|
38
|
26
|
12
|
250
| III. Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Проблемы становления наук о культуре.
Донаучные представления о культуре. История становления предмета и методов культурологии. Соотношение культурологических научных дисциплин: культурологии, философии культуры, теории культуры и социологии культуры. Различие методов исследования культуры. Место частных культурологических наук. История культурологии как учебная дисциплина. Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.
Тема 2. Истоки культурологии как науки
Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. Исследование культуры в классической немецкой философии.
Развитие представлений о культуре в XIX в. Кризис идеи европоцентризма и осознание необходимости объективного изучения всего многообразия культур.
Кризис классической философии культуры и рождение новых направлений культурологических исследований: антропологического, аксиологического, филологического характера.
Общее состояние гуманитарного знания и влияние на него естественнонаучных методов исследования в XIX веке. Вклад антропологии, этнографии, демографии, истории, социологии, филологии и других наук в становлении культурологии как науки. Претензии культурологии на объективизм.
Тема 3. Предыстория культурологии. Изучение культуры и понятия «культура» от древности до конца XIX века
Античные представления о культуре: cultura и paideia (Катон, Цицерон, Платон, Аристотель). Средневековые представления о культуре (Блаженный Августин), влияние христианства на понимание места и роли культуры: культура как долг и культура как грех. Экзегетика. Эпоха Возрождения и приоритет творческой деятельности человека (Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский).
Осознание феномена культуры и его рациональное прочтение Френсисом Беконом, Томасом Гоббсом и Джоном Локком.
Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения. Европейское Просвещение: проблемы философии истории, культура и цивилизация. Естественное право и общественный договор, линия Вольтер – Кондорсе и Жан-Жак Руссо. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. «Новая наука» Дж. Вико – наука об историческом мире культуры. «Идеи к философии истории человечества» Иоганна Готфрида Гердера, своеобразный итог философии истории XVIII в., целостная философия культуры национального своеобразия. Теория народной поэзии Гердера и ее влияние на европейский романтизм («Буря и натиск»).
Исследование культуры в классической немецкой философии. Немецкая классическая философия и изучение культуры. «Критика способности суждения» Иммануила Канта – культура, как последняя цель природы в отношении человека. «Культура воспитания» и «культура умений». Человек как культурное (моральное) существо. Эстетизация культуры Фридрихом Шиллером (игра – освобождение от реальности, эстетическая видимость) и Фридрихом Шеллингом («Философия искусства»). Философия культуры Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Влияние идей Гегеля на Вильгельма фон Гумбольта: язык как форма выражения национального духа. Марксистская трактовка проблем культуры: необходимость преодоления отчужденности человека; культура – сфера практической деятельности человека.
Тема 4. Философские основания культурологии.
Становление антропологического знания. Методология эволюционизма. Диффузионизм. Структурный функционализм. Стадиальный и цивилизационный подходы. Антропологический и культурный поворот науки XX века. Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм. Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм. Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм.
Позитивистские основания культурологии.
Огюст Конт о трех стадиях общественного развития: теологической, метафизической и позитивной. Применение Ипполитом Тэном методов социологии и позитивистских идей О. Конта в культурологии и искусствоведении. Искусство как социальный феномен и обобщение «основного характера» эпохи. Причинно-следственная обусловленность мира и отражающего его художника.
Неокантианские основания культурологии.
Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт – разделение наук о природе и наук о культуре (духе). Выделение ценностей (истины, красоты, блага и святости) как внеисторических, «надбытийных» принципов на которых основывается человеческое существование.
Иррационализм в культурологии («философия жизни»).
Эстетизм и иррационализм Артура Шопенгауэра. Культура как способ религиозно-этического преодоления жизни. Развитие Фридрихом Ницше идей иррационализма. Культура как следствие счастья, а счастье как результат страдания. «Рождение трагедии из духа музыки, или эллинство и пессимизм» Ницше – гимн греческой культуре. Неприятие фигуры Сократа, и апология аристократизма. Роль трагедии в становлении культуры. «Утренняя заря», и «Антихристианин».
Вильгельм Дильтей. Разработка принципов герменевтики как «искусства истолкования письменных текстов». Георг Зиммель о культурных формах и «трагедии культуры».
Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм.
Тема 5. Этнографическо-антропологические
основания культурологии
Материализм Л.Г.Моргана, «дикость», «варварство» и «цивилизация» в истории человечества. Эволюционизм Э.Б.Тайлора, культура как процесс непрерывного поступательного развития и превращения продуктов человеческой мысли и труда, из менее совершенных в более совершенные. Д.Д.Фрейзер: «Золотая ветвь». Ф.Боас – основатель школы исторической этнологии. Приоритет полевых исследований, в противовес спекулятивным теоретическим обобщениям. М.Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф. Боаса.
Тема 6. Западная культурология XX века. Антропологическая традиция.
Американская (Л.Уайт, А.Кребер, Д. Мердок, Д.Фейблман) и британская (Б.Малиновский, А. Радклиф-Браун, Э.Эванс-Причард) антропологическая школы – культурная и социальная антропология. Дискуссия о выделении науки о культуре: «культурология» Уайта, «метаантропология» Бидни и «наука о культуре» Фейблмана. Концепции эволюции культуры (неоэволюционизм Л.Уайта). Фундаментальные характеристики культуры Дж.Мердока. Идеальные модели культурных типов Дж.Фейблмана.
Тема 7. Западная культурология XX века. Психологическая традиция
Культурно-исторический метод и физиологическая психология В.Вундта. О.Вейнингер: жертвенность «объективной» культуры, и культовый характер «субъективной» психической культуры. Фрейдизм и психоанализ. Биологическая обусловленность культуры. Материализм и атеизм З. Фрейда. Культура как механизм подавления внутреннего мира индивидов, подавление природных страстей. Религия – «особая форма коллективного невроза». Критика К.Г. Юнгом «пансексуализма» Фрейда. Культурные архетипы и коллективное бессознательное. К. Хорни и Э.Фромм. Социальная психо-культурология. «Одномерный» человек и «одномерная» культура современного общества – Г. Маркузе.
Тема 8. Западная культурология XX века. Философская традиция.
Продолжение традиций «философии жизни» в «Закате Европы» О.да Шпенглера. Отрицание единства исторического процесса, полицентризм. «Гениальная органология» (Трельч) Шпенглера.
Символизм Кассирера – попытка преодолеть кризис неокантианства за счет выхода в новое, культурологическое проблемное поле. Миф как важнейшый объединительный элемент культуры, иллюзорность мифа.
Структурализм и постструктурализм. Семиотический подход. Культура как язык, культурные изменения как обмен сообщениями. К.Леви-Строс и Р. Барт. Культурообразующая роль мифа.
Феноменология и экзистенциализм. «Жизненный мир» Э. Гуссерля. «Язык дом бытия», метод «деструкции» М. Хайдеггера. Необходимость преодоления метафизического взгляда на мир. Герменевтический метод: Х.-Г. Гаддамер и П. Рикер.
Тема 9. Западная культурология XX века. Религиозно-этическая традиция
Собственно этические представления о культуре. Оптимизм А.Швейцера. Протестанские доктрины культуры. Универсализм П.Тиллиха, и «демифологизация» Р. Бультмана. Творческий характер человека современности, человека эпохи «безрелигиозного христианства» в работах Д. Бонхеффера. Проблема соединения культуры и Христа у братьев Нибур. Католическая доктрина культуры. Католический экзистенциализм (неосократизм) Г.Марселя. Противоречивость, дегуманизация современного общества. Требования христианизации всех областей духовной жизни и интегральный гуманизм в работах Ж.Маритена. Тейяр де Шарден о христогенезе и ноосфере. Православная доктрина культуры. Влияние русской эмиграции на развитие экуменизма и религиозной мысли Европы и Америки. О. Г.Флоровский и С. Булгаков, Н.Бердяев и Л. Карсавин. О. Серафим (Роуз) о судьбе культуры и православия в XXI веке.
Ф. Розенцвейг и М. Бубер. Проблема веры и неверия, диалог культур и диалог людей.
Тема 10. Западная культурология XX века. Социологическая традиция.
Концепция социокультурной динамики П.Сорокина. Идеациональная, идеалистическая и чувственная культуры. Классическая работа М.Вебера «Протестанская этика и дух капитализма». Понимание культуры и цивилизации в творчестве А. Вебера. Кризис европейской культуры. Х.МакЛюэн: коммуникационная теория развития исторических эпох. Идея «глобальной деревни».
Тема 11. Западная культурология XX века. Историческая традиция
История и культурология (Школа «Анналов»). «Новая историческая школа» во Франции. Влияние психоанализа на разработку понятия «ментальность». Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф, Ж. Дюби, Л. Февр и М. Блок. Философия истории Й. Хейзинги и К. Ясперса, игровая культура и осевое время. А. Тойнби: развитие культуры как ответ на «вызов истории».
Тема 12. Западная культурология XX века. Мистическо-мифологическая традиция
Традиционализм Р.Генона. Критика оккультизма, разочарование в западной культуре и преклонение перед Востоком. Понятие крипторелигиозности в философии М.Элиаде. Исследование мифа и религии. Критика христианства. Западноевропейская увлеченность собственной историей, как свидетельство кризисного состояния общества. Консервативно-революционный мифологизм Ю. Эволы.
Тема 13. Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Историософская традиция
Критика многовекового развития русской культуры в «Философических письмах» П. Я. Чаадаева, и реакция русского общества на них.
Концепция «культурно-исторических» типов Н.Я.Данилевского. Циклизм развития культур. Четыре сферы культурной деятельности: религиозная, собственно культурная, политическая и социально-экономическая.
«Византизм» К.Н.Леонтьева. Развитие европейской культуры по пути гибельной уравнительности, и «смесительной» упрощенности.
Культурологические взгляды Л.П. Карсавина. Культура как особая симфоническая личность. Два принципа развития культуры: всеединства (статика) и триединства потенциальности – становления – актуальности (динамика).
Тема 14. Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Философская традиция.
Соловьев В. С. о природе красоты и роли искусства. Идеи: Истины, Добра и Красоты, и их раскрытие в природном, материальном мире. Историческое развитие через религиозное. Богочеловечество и всеединство в понимании Соловьева. Пессимизм последних лет.
Исследования фундаментальных проблем культуры представителями русского позитивизма и эмпириокритицизма: культура и природа, принципы целостности культурных типов, типология культурно-исторических общностей, проблемы искусства, религии и морали и т. п. Организационная теория культуры А. А. Богданова, культура как творчество в эмпириосимволизме П. С. Юшкевича, эврология П. К. Энгельмейера (всеобщая теория творчества).
Понимание культуры как творчества языка в лингвистической теории искусства (харьковская школа последователей А. А. Потебни: Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. И. Харциев, Б. А. Лезин и др.).
Философия творчества Николая Бердяева. Культура и цивилизация. Октябрь как неизбежный результат развития русской культуры.
«Аморализм» Льва Шестова. «Экзистенциалист до экзистенциализма». Афины и Иерусалим, как две культурных парадигмы. Процесс творчества – переход от одной неудачи к другой.
Тема 15. Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Религиозно-философская традиция
Священник П. Флоренский: разрыв с существующей культурной традицией, требование покончить с «игом возрожденческой цивилизации». Принцип противопоставления. Близость к символистам.
И.А.Ильин о христианской культуре и бесплодии атеистической культуры. Проблема веры как акт личного выбора и пути национальной культуры.
С.Н.Булгаков о возможных путях становления христианской культуры. о. Г.Флоровский о вере и культуре.
Тема 16. Отечественная культурология конца XIX – начала XX веков. Литературно-мистическая традиция
В.В.Розанов о развитии культуры от простого к сложному: сложность явления символ жизни, простота – умирания. Женственность русской культуры. Роль литературы в развитии культуры страны (Пушкин и Гоголь). Ответственность русской литературы. Особое место Ф. М. Достоевского.
Андрей Белый о мистическом характере культуры. Кризис русской и всей европейской культуры. Символизм Белого и символизм культуры в понимании Белого.
Вячеслав Иванов: символизм и религиозное творчество, проблемы мифотворчества и искусства.
Тема 17. Отечественная культурология XX века. Зарубежная (в изгнании).
Русская философская мысль в изгнании. Богословская традиция: Париж - Нью-Йорк. Булгаков С.Н., Флоровский Г.В. Литературная эмиграция. Евразийство Русского Зарубежья: Карсавин Л.П., Трубецкой Н. С., Савицкий П. Н..
Тема 18. Отечественная культурология XX века. Советская и постсоветская.
Марксизм как основа советской культурологии. Плеханов Г.В., Ленин В.И. и Сталин И.В. – основоположники концепции «двух культур».
Ницшеанство 20-х годов. Горький о культуре как «организованном разумом насилии над зоологическими инстинктами людей». Аксиологический (Карпов Г. Г., Зворыкин А. А.), деятельностный (лично-деятельностный: Коган Л. Н., Межуев В. М., Арнольдов А. И. и коллективно-деятельностный: Каган М. С., Маркарян Э. С., Давидович В. Е.), семиотический (Лотман Ю. М., Успенский, Топоров), морфологический (Орлова), диалоговый (Бахтин М. М., Библер В.), социодинамический (Кондаков И. В.) подходы в исследовании культуры в нашей стране.
Религиозная культурология С.С. Аверинцева. Космо-психо-логос и национальные образы мира экзистенциальной культурологии Г.Д. Гачева. Культурогенез А.Я. Флиера. Философия культуры В.М. Межуева. Смыслогенетическая культурология А.А. Пелипенко.
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
-
Соотношение культурологических научных дисциплин: культурологии, философии культуры, теории культуры и социологии культуры.
-
Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.
-
Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико.
-
Кризис идеи европоцентризма и осознание необходимости объективного изучения всего многообразия культур.
-
Вклад антропологии, этнографии, демографии, истории, социологии, филологии и других наук в становлении культурологии как науки.
-
Эпоха Возрождения и приоритет творческой деятельности человека (Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский).
-
Осознание феномена культуры и его рациональное прочтение Френсисом Беконом, Томасом Гоббсом и Джоном Локком.
-
Естественное право и общественный договор, линия Вольтер – Кондорсе и Жан-Жак Руссо. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. «Новая наука»
-
Теория народной поэзии Гердера и ее влияние на европейский романтизм («Буря и натиск»).
-
Эстетизация культуры Фридрихом Шиллером (игра – освобождение от реальности, эстетическая видимость) и Фридрихом Шеллингом («Философия искусства»). Философия культуры Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
-
Влияние идей Гегеля на Вильгельма фон Гумбольта
-
Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм.
-
Современная философия культуры.
-
Постструктурализм и постмодернизм.
-
Огюст Конт о трех стадиях общественного развития: теологической, метафизической и позитивной..
-
Иррационализм в культурологии («философия жизни»).
-
Эстетизм и иррационализм Артура Шопенгауэра.
-
Георг Зиммель о культурных формах и «трагедии культуры».
-
Материализм Л.Г.Моргана, «дикость», «варварство» и «цивилизация» в истории человечества.
-
М.Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф. Боаса.
-
Концепции эволюции культуры (неоэволюционизм Л.Уайта).
-
Фундаментальные характеристики культуры Дж.Мердока.
-
Идеальные модели культурных типов Дж.Фейблмана.
-
Культура как механизм подавления внутреннего мира индивидов, подавление природных страстей.
-
Религия – «особая форма коллективного невроза».
-
Культурные архетипы и коллективное бессознательное. К. Хорни и Э.Фромм.
-
«Одномерный» человек и «одномерная» культура современного общества – Г. Маркузе.
-
К.Леви-Строс и Р. Барт.
-
Культурообразующая роль мифа.
-
«Жизненный мир» Э. Гуссерля.
-
«Язык дом бытия», метод «деструкции» М. Хайдеггера.
-
Герменевтический метод: Х.-Г. Гаддамер и П. Рикер.
-
Протестанские доктрины культуры.
-
Католическая доктрина культуры.
-
Тейяр де Шарден о христогенезе и ноосфере.
-
О. Г.Флоровский и С. Булгаков, Н.Бердяев и Л. Карсавин.
-
О. Серафим (Роуз) о судьбе культуры и православия в XXI веке.
-
Проблема веры и неверия, диалог культур и диалог людей.
-
Х.МакЛюэн: коммуникационная теория развития исторических эпох.
-
А. Тойнби: развитие культуры как ответ на «вызов истории».
-
Консервативно-революционный мифологизм Ю. Эволы.
-
«Византизм» К.Н.Леонтьева.
-
Развитие европейской культуры по пути гибельной уравнительности, и «смесительной» упрощенности.
-
Культурологические взгляды Л.П. Карсавина.
-
Соловьев В. С. о природе красоты и роли искусства. Идеи: Истины, Добра и Красоты, и их раскрытие в природном, материальном мире.
-
Организационная теория культуры А. А. Богданова, культура как творчество в эмпириосимволизме П. С. Юшкевича, эврология П. К. Энгельмейера (всеобщая теория творчества).
-
Понимание культуры как творчества языка в лингвистической теории искусства (харьковская школа последователей А. А. Потебни: Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. И. Харциев, Б. А. Лезин и др.).
-
Афины и Иерусалим, как две культурных парадигмы.
-
Священник П. Флоренский: разрыв с существующей культурной традицией.
-
И.А.Ильин о христианской культуре и бесплодии атеистической культуры.
-
о. Г.Флоровский о вере и культуре.
-
Андрей Белый о мистическом характере культуры.
-
Евразийство Русского Зарубежья.
-
Марксизм как основа советской культурологии.
-
Ницшеанство 20-х годов.
-
Космо-психо-логос и национальные образы мира экзистенциальной культурологии Г.Д. Гачева.
-
Культурогенез А.Я. Флиера.
-
Философия культуры В.М. Межуева.
-
Смыслогенетическая культурология А.А. Пелипенко.
Самостоятельная работа студента предполагает изучение, анализ и конспектирование рекомендованных источников.
Темы контрольных работ:
-
Сultura и paideia (античные взгляды на культуру).
-
Представления о культуре в трудах Блаженного Августина.
-
Естественное право и общественный договор (линия Вольтер – Кондорсе и Жан-Жак Руссо).
-
Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. «Новая наука» Дж. Вико – наука об историческом мире культуры.
-
«Идеи к философии истории человечества» Иоганна Готфрида Гердера как своеобразный итог философии истории XVIII в.
-
Культура, как последняя цель природы в отношении человека (И. Кант).
-
Эстетизация культуры Ф. Шиллером (игра – освобождение от реальности, эстетическая видимость) и Ф. Шеллингом.
-
Философия культуры Г. В. Ф. Гегеля.
-
Марксистская трактовка проблем культуры
-
Огюст Конт о трех стадиях общественного развития: теологической, метафизической и позитивной.
-
В.Виндельбанд и Г.Риккерт – разделение наук о природе и наук о культуре (духе).
-
Эстетизм и иррационализм А.Шопенгауэра.
-
Развитие Ф.Ницше идей иррационализма.
-
В.Дильтей. Разработка принципов герменевтики как «искусства истолкования письменных текстов».
-
Г. Зиммель о культурных формах и «трагедии культуры».
-
«Культурология» Л.Уайта.
-
«Метаантропология» Бидни.
-
«Наука о культуре» Фейблмана.
-
Британская антропологическая школа (Б. Малиновский, А.Радклиф-Браун, Э.Эванс-Причард)
-
Культурно-исторический метод и физиологическая психология В.Вундта.
-
О. Вейнингер: жертвенность «объективной» культуры, и культовый характер «субъективной» психической культуры.
-
Материализм и атеизм Зигмунда Фрейда.
-
Критика К.Г. Юнгом «пансексуализма» Фрейда.
-
К. Хорни и Э.Фромм: система взглядов.
Вопросы к экзаменам и зачету по «Истории культурологической мысли»
Вопросы к экзамену 5 семестр:
-
Соотношение культурологических научных дисциплин: культурологии, философии культуры, теории культуры и социологии культуры.
-
История культурологической мысли как учебная дисциплина. Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.
-
Античные представления о культуре: cultura и paideia (Катон, Цицерон, Платон, Аристотель).
-
Проблемы культуры в Древнем Китае.
-
Место человека в философско-этических концепциях Древнего Китая.
-
Человек и культура в философии и религии Индии.
-
Сравнительные характеристики философско-этических концепций Конфуция и Будды.
-
Идеальное устройство общества у Платона и Аристотеля.
-
Искусство в философии Платона и Аристотеля.
-
Человек в философии Платона и Аристотеля.
-
Значение личности Сократа в античной истории.
-
Представления о культуре в древнегреческой философской традиции.
-
Представления о культуре в древнеримской философской традиции.
-
Арабо-исламская традиция понимания культуры.
-
Суфии о месте и предназначении человека в мире.
-
Влияние христианства на понимание места и роли культуры (Ориген, Блаженный Августин, Тертуллиан).
-
Средневековые представления о культуре (Фома Аквинский).
-
Эпоха Возрождения и приоритет творческой деятельности человека.
Вопросы к экзамену 6 семестр:
-
История культурологической мысли как учебная дисциплина. Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.
-
Вклад антропологии, этнографии, демографии, истории, социологии, филологии и других наук в становлении культурологии как науки.
-
Утопические представления в философии Европы позднего Возрождения.
-
«Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы.
-
Зарождение «культа разума» и появление либерализма в Англии и Франции.
-
Эпоха Просвещения и изменение представлений о культуре и человеке. Французские просветители (Вольтер, Дидро, Монтескьё).
-
Ж.-Ж. Руссо о человеке, воспитании и культуре.
-
"Новая наука" Джамбаттисты Вико – наука об историческом мире культуры.
-
"Идеи к философии истории человечества" Иоганна Готфрида Гердера.
-
Культурологические идеи в философских системах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.
-
Критика европейской культуры в иррациональных философиях Шопенгауэра и Ницше.
-
Этнографическо – антропологические основания культурологии.
-
Франц Боас – как основатель школы исторической этнологии.
-
Маргарет Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф.Боаса.
-
Западная культурология XX века. Американская и британская антропологическая школы – культурная и социальная антропология.
-
Дискуссия о выделении науки о культуре: "культурология" Л.Уайта.
-
"Метаантропология" Бидни.
-
"Наука о культуре" Дж.Фейблмана. Идеальные модели культурных типов.
-
Концепция неоэволюционизма Лесли Уайта.
-
Фундаментальные характеристики культуры Дж. Мердока.
-
Паттерны Альфреда Кребера.
-
Функционализм Бронислава Малиновского.
-
«Метод в социальной антропологии» Альфреда Радклифф-Брауна.
-
Марксистская трактовка культуры. Классический марксизм (Маркс К., Энгельс Ф.) и русский марксизм XIX века (Плеханов Г.В., Аксельрод)
-
Марксистская трактовка культуры. Троцкий и Луначарский о новой и старой культуре.
-
Марксистская трактовка культуры. Ленин и Сталин о пролетарской и буржуазной культуре.
-
Критика марксизма. Бердяев Н.А и Булгаков С.Н.
-
Критика марксизма. Вышеславцев Б.П. и Новгородцев П.И.
-
Современная апологетика марксизма. Ильенков Э.В., Кагарлицкий Б.Ю., Межуев В.М.
-
Неомарксизм и евромарксизм. Грамши А., Лукач Д., Маркузе Г.
Вопросы к зачету 8 семестр:
-
История культурологической мысли как учебная дисциплина. Различные подходы к выделению основных направлений, школ и концепций в культурологии.
-
Проблемы культуры и место человека в философско-этических концепциях Древнего Китая.
-
Человек и культура в философии и религии Индии.
-
Сравнительные характеристики философско-этических концепций Конфуция и Будды.
-
Арабо-исламская традиция понимания культуры. Суфии о месте и предназначении человека в мире.
-
Идеальное устройство общества у Платона и Аристотеля.
-
Искусство в философии Платона и Аристотеля.
-
Человек в философии Платона и Аристотеля.
-
Влияние христианства на понимание места и роли культуры (Блаженный Августин, Тертуллиан).
-
Средневековые представления о культуре (Фома Аквинский).
-
Утопические представления в философии Европы позднего Возрождения («Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы).
-
"Новая наука" Джамбаттисты Вико – наука об историческом мире культуры.
-
"Идеи к философии истории человечества" Иоганна Готфрида Гердера.
-
Культурологические идеи в философских системах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля.
-
Этнографическо – антропологические основания культурологии.
-
Франц Боас – как основатель школы исторической этнологии.
-
Маргарет Мид, ученица и продолжательница научных принципов Ф.Боаса.
-
Западная культурология XX века. Американская и британская антропологическая школы – культурная и социальная антропология.
-
Дискуссия о выделении науки о культуре: "культурология" Л.Уайта, "Метаантропология" Бидни и "Наука о культуре" Дж.Фейблмана. Идеальные модели культурных типов.
-
Концепция неоэволюционизма Лесли Уайта и фундаментальные характеристики культуры Дж. Мердока.
-
Паттерны Альфреда Кребера.
-
Функционализм Бронислава Малиновского и «Метод в социальной антропологии» Альфреда Радклифф-Брауна.
-
Традиционализм как философская, культурологическая и политическая теория.
-
Рене Генон: от спиритуализма к суфизму. Запад и Восток как два пути духовного и материального кризиса.
-
Юлиус Эвола о людях традиции и разрушении современного мира.
-
Мирча Элиаде – единство религиозного и мифологического становления разных культур.
-
Современный традиционализм. Консерватизм как разновидность традиционализма.
-
Современный традиционализм. Ал. Дугин и Гейдар Джемаль.
-
Современный традиционализм. Юрий Мамлеев и Евгений Головин – литература и традиционализм.
-
Организационная теория культуры А.А.Богданова.
-
Марксистская трактовка культуры. Троцкий и Луначарский о новой и старой культуре.
-
Марксистская трактовка культуры. Ленин и Сталин о пролетарской и буржуазной культуре.
-
Советская культурология второй половины ХХ века.
-
Деятельностный подход в исследованиях культуры (М.С. Каган, Л.Н. Коган).
-
Семиотические концепции культуры (Ю.М. Лотман).
-
«Культурогенез» А.Я. Флиера.
-
Культурологические идеи Георгия Гачева.
-
Национально-этническое своеобразие культур (Л. Н. Гумилев «Этногенез и биосфера Земли»).
-
Франкфуртская школа. Т. Адорно и М. Хоркхаймер о новоевропейской культуре.
-
Франкфуртская школа. Ю. Хабермас и Э. Фромм – проблемы культурной коммуникации.
V. Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по данной программе
По окончании изучения курса «Философия культуры» студенты должны:
знать
-
историю зарубежной культурологической мысли в основных работах исследователей;
-
историю отечественной культурологической мысли в основных работах исследователей;
-
представлять проблемы становления и развития культурологии как отрасли научного знания;
уметь
-
анализировать концепции культуры.
VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендованная литература
Основная литература:
Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии. М.: Юрайт, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3608
Засурский Я. Н. К мобильному обществу: утопии и реальность. М.: МГУ, 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/56892_K_mobilnomu_obschestvu_utopii_i_realnost.html
Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2005. 474 с. [2 экз.]
Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры. Учебник.. М.: Юнити-Дана, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/115402_Kulturologiya_Teoriya_filosofiya_istoriya_kultury_Uchebnik.html
Дополнительная литература:
Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 720 с. [6 экз.]
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М. : Изд-во РГТУ, 1998. 239 с. [46 экз.]
Бердяев Н. А. Избранные труды. - М. : РОССПЭН, 2010. - 648 с.
Бердяев Н. А. Самопознание. - М. : Вагриус, 2004. - 232с.
Вико Дж. Основания новой науки о природе наций. – М., 1994.
Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М., 1995.
Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира [Текст] / Георгий Гачев. - М. : Акад. Проект, 2007. - 511 с.
Гачев Г.Д. Ментальности народов мира [Текст] / Г. Гачев. - М. : Эксмо : Алгоритм, 2008. - 544 с.
Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь, 1997.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа : взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому . - М. : РОССПЭН, 2010. - 664 с.
Дианова В.М. Культурология: основные концепции: Учебное пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 280 с.
Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1995. 283 с. [3 экз.]
Иванов В. И. Родное и вселенское. – М., 1994.
Ильин И. А. Путь духовного обновления. Основы христианской культуры. Кризис безбожия. // Ильин И. А. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 1.– М., 1993.
Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры. //Москва, 1996, № 1-12.
Каган М. С. Философия культуры. СПб. : Петрополис, 1996. 416 с.
Карсавин Л. П. Философия истории. – СПб., 1993.
Киреевский И. В., Хомяков А. С. Избранные сочинения. - М. : РОССПЭН, 2010. - 544 с.
Кондаков И. В. Культура России : Учеб.пособие для студентов вузов. - М. : Университет, 1999. - 360с.
Культурология. ХХ в. Энциклопедия в 2 т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 447 с.
Леонтьев К. Н. Избранное. - М. : РОССПЭН, 2010. - 728 с.
Малиновский Б. Научная теория культуры. - М. : ОГИ, 2005. - 184 с.
Межуев В.М. Идея культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М. : Академический проект, 2003. 400 с. [23 экз.]
Пелипенко А.А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории: Учебное пособие. М. : МГУКИ, 2007. 434 с.
Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система . - М. : Яз. рус. культуры, 1998. - 376 с. 6 экз.
Рэлклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. - М. : КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. - 416с.
Соловьев В. С. Избранное. - М. : РОССПЭН, 2010. - 791 с.
Трофимова Р.П. История русской культурологии. М. : Академический проект, 2003. 608 с. [15 экз.]
Уайт Л. Избранное: Наука о культуре - М. : РОССПЭН, 2004. - 1064 с.
Философия культуры. Становление и развитие. СПб. : Лань, 1998.448 с. [25 экз.]
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М. : Айрис-пресс, 2003. - 496 с. 5 экз.
Чаадаев П. Я. Избранные труды.– М. : РОССПЭН, 2010. - 968 с.
Шпенглер О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории: в 2 т. Т. 1 : Образ и действительность / Освальд Шпенглер; пер. с нем. И. И. Маханькова. - М. : Акад. Проект.- 2009 .- 648 с. 2 экз.
Шпенглер О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории: в 2 т. Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы. - М. : Акад. Проект, 2009 .- 764 с. 2 экз.
6.2. Информационное обеспечение дисциплины
Культурология: классические труды: раздел представляет собой обширное собрание классических трудов по теории и истории культуры выдающихся русских и зарубежных мыслителей: Р. Барта, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, А. Белого, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, Х. Г. Гадамера, А. Я. Гуревича, Н. Я. Данилевского и др. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/60/
Современная философская мысль. В раздел включены произведения современных российских и зарубежных мыслителей, охватывающих весь спектр проблем древней и новой философии. Анализируются и критически осмысливаются теоретические положения и развитие различных направлений философской мысли - религиозной философии, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, аналитической философии, постмодернизма и др. В состав раздела вошли труды по всем основным философским дисциплинам – онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, философии науки, этики и др. Основу коллекции составило собрание трудов сотрудников Института Философии РАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/75/
VII. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины:
Тесты по курсу.
При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать
-
Тексты источников;
-
Тестовые задания;
Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://diss.rsl.ru)
Научная электронная библиотека eLibrari (http://www. elibrari.ru);
Электронные библиотеки:
Культурология: классические труды: раздел представляет собой обширное собрание классических трудов по теории и истории культуры выдающихся русских и зарубежных мыслителей: Р. Барта, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, А. Белого, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, Х. Г. Гадамера, А. Я. Гуревича, Н. Я. Данилевского и др. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/60/
Современная философская мысль. В раздел включены произведения современных российских и зарубежных мыслителей, охватывающих весь спектр проблем древней и новой философии. Анализируются и критически осмысливаются теоретические положения и развитие различных направлений философской мысли - религиозной философии, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, аналитической философии, постмодернизма и др. В состав раздела вошли труды по всем основным философским дисциплинам – онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии, философии науки, этики и др. Основу коллекции составило собрание трудов сотрудников Института Философии РАН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/75/
Библиотека Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info;
Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden». Режим доступа: http://imwerden.de/
Библиотеки «Ихтик» (Уфа) и «Философия.ру». Режим доступа: http://ihtik.lib.ru;
http://www.Philosophy.ru
Рабочая учебная программа
по дисциплине «История культурологической мысли»
по специальности «050403.65 - Культурология»
по циклу СД.Ф.04
Пописано в печать Формат 60х84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л .
Тираж экз. Заказ .
Уральский государственный педагогический университет.
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
Достарыңызбен бөлісу: |