I
Vvedenie
ФИЛОСОФИЯ
РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ
ГАРМОНИИ
(философские основы мировоззрения)
АВТОРСКИЙ КУРС В трех частях
Часть 1. Введение: философия и жизнь
ББК87
1 С12
Надо претворять жизнь в гармонию, — всю жизнь, во всех ее проявлениях. Разве не в этом культура? Не в этом человечность? Павел Флоренсхий
С12
ББК 87
Р.мензенты: докт. философских наук В.В.Ильин (СПб. гос. Рецензенты * ^^ ^^ сооб|це11Ия), докт. философских
ниукВ.П.Кобляков(СПб. гос. академия аэрокосм, приборостроения)
Печатается по постановлению
совета
С.-Петербургского университета
Сагатовский В.Н. nrfw.
Философия развивающейся гармонии: философс
о, новы мировоззрения. В 3 ч. Ч. 1: Введение: философия и жизнь. -СПб, Издательство С.-Петербургского университета, 1997. —224с. ISBN 5-288-01616-Х (ч. 1) ISBN 5-288-01626-7
Вниманию читателей предлагается книга, исследующая философские осноВы мировоззрения. Позиция автора «;гр«-ч«.а памками какой-то уже имеющейся философии (например марк сиГтской) Точкой отсчета являются достижения мировой и оте-е™-!й философии, способные ^«^«^^ZZ зрение и базовые ценности, достойные человека XXI столетия. Для всех интересующихся вопросами философии.
Тематический план 1996 г., № 13
© В.Н. Саратовский, 1997
© Издательство
С.-Петербургского университета, 1996
ISBN 5-288-01616-Х (ч.1) ISBN 5-288-01626-7
ПРЕДИСЛОВИЕ: ПРАВО НА АВТОРСКИЙ КУРС
Мы стоим ... на космическом перевале. Николаи Бердяев
Трудно в наши дни и в нашей стране излагать систематический курс философии. Говорят, что философия дискредитировала себя: она была служанкой идеологии, участвовала в гонениях на генетику и кибернетику и т.д. Но какая философия? Подлинная философия, которая в России в начале века, как и другие области нашей культуры, переживала расцвет и пострадала куда больше генетики и кибернетики? И разве можно считать философами тех, кого Сталин произвел в академики? Приходится удивляться неисчерпаемости культурных потенций народа, когда несмотря ни на что в нашей философии появлялись все же светлые головы и кое-что удалось сделать.
Но полностью сохранить философскую культуру и донести до нас эстафету удалось только таким «последним из могикан», как М. М. Бахтин и А. Ф. Лосев. Выросшие в ненормальной атмосфере, мы не можем не нести на себе ее отпечаток: «Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего» (А. Блок). Мне, например, всегда казалось, что я — человек самостоятельно мыслящий и лишь вынужденный идти на компромиссы (процитировать вполне прилично сформулированную для Брежнева мысль, но зато и опубликовать кое-что свое). И лишь в последние годы я понял, что это далеко не так. «Развитой социализм» я_ не прославлял, но в том, что основная задача человека — преобразовать мир или в правиле «Если враг не сдается -— его уничтожают» серьезно не сомневался и не считал их в принципе чем-то неприемлемым. Теперь другого пути, как осознавать и по капле выдавливать из себя догматические стереотипы, нет.
Так, может, не спешить? Подождать, пока сами собой разрушатся философские построения, уходящие корнями в краткий курс ВКП(б)? До философии ли сейчас?
В том-то и дело, что в такую эпоху, как наша, философствование неизбежно, хотя и приходится учиться размышлять, как
приходится учиться демократии, культуре диалога и многому другому — на ходу. Что делать людям, утратившим традиции, религию и разочаровавшимся в догматической идеологии? Как избежать еще более постыдной манипуляции — со стороны очередной моды, от политической до эстетической, не стать.марионетками очередного варианта старого плебейского лозунга «хлеба и зрелищ» («комфорт и балдеж»— в современной интерпретации)? Вернуться к забытым в суете сует источникам мудрости или открывать новые? А философия — подлинная — и есть любовь к мудрости, такова этимология этого слова.1 Только так можно выйти на какой-то Путь в нашей мозаичной цивилизации, определить жизненную стратегию.2
Человечество стоит сейчас перед выбором: близкая катастрофа (если не термоядерная, то экологическая) или движение к ноосфере.3 Философия ноосферы — вот основание мировоззрения XXI столетия, а идея развивающейся гармонии —
'А в этимологии часто содержится глубокая истина: недаром сам термин переводится как «правдословие».
2Не легче ли, не вернее ли не ломать и так уставшую голову, а найти спасение в вере, в откровениях Бога, в обрядах религии? К этому вопросу мы не раз ещё вернемся.
3Ноосфера — сфера разума — понятие, которое приобретает все более широкое применение и большее значение и в то же время не имеет единого общепринятого толкования. В том, что понятие, являющееся центральным для какой-либо теории, уточняется по мере становления этой теории, нет ничего странного. Внести вклад в решение этой задачи — основная цель предлагаемого изложения философских основ «ноосферного» мировоззрения. Пока же выделим основные трактовки понятия ноосферы: во-первых, вто — «сверхжизнь», «покров сознания», охватывающий планету и образующий «Дух Земли», антиэнтропийнаяэнергетика духа», (см.: Тейяр де Шарден. Феномен человека М., 1987). Такой подход еще требует своего глубокого осмысления и анализа (а не простого отбрасывания с порога — как «безусловно идеалистического»); во-вторых, это сфера взаимодействия природы и общества, разумно организуемая человеком в соответствии с потребностями своего развития. Такая — антропоцентрист-ская — позиция представляется неприемлемой и будет подвергнута критике; в-третьих, это становящееся всеединство человека, человечества и Вселенной, в котором духовность человека делает его не самым сильным хищником-потребителем, но основным ответственным — за развивающуюся гармонию мира —• существом. Традиции такого подхода (наиболее адекватного) заложены в русской мысли (В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров) и науке (В.Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский). Сама идея ноосферы была намечена В.И.Вернадским и в настоящее время подвергается активному осмыслению и развитию {см.: Русский космизм и ноосфера. В 2 ч. Ч. 1/Пол ред. О.Л.Куракиной. М., 1989, С. 3-4).
4
центральная ее идея. Но этот тезис надо доказать и такую философию — построить (и заделов для нее накоплено уже не мало). Мы привыкли говорить, что диалектический материализм был синтезом лучших философских тенденций и ответом на коренные проблемы того времени. Теперь нужны новый синтез и новый ответ.
Предвижу недоуменные вопросы: «И вы на это претендуете?! Зачем новый ответ, не лучше ли привести в соответствие с современностью уже имеющийся (марксистско-ленинский, диа-лектико-материалистический)? А если и будет новый синтез, то готовы ли мы к нему?»
Отвечаю. Я ни на что не претендую, но беру на себя риск сделать первый шаг. Марксистская философия не может быть сброшена с корабля современности4, она содержит в себе существенные моменты, необходимые для обоснования ноосферного мировоззрения, но она недостаточна для этой цели. (Разумеется, такое утверждение придется дальше обосновывать). Новый синтез потребует больших коллективных усилий, но надо расчистить к нему путь, подвезти строительные блоки и с первых шагов стремиться двигаться системно. Если мне удастся выполнить хотя бы часть этих задач, значит, я взялся за дело не зря.
Попробуем вернуться к доброй старой традиции авторских курсов.5 Предварительно и здесь возникает каверзный вопрос: а не изжила ли себя традиция систематически излагать философию, «онаучивать» ее? Сократ не оставил письменных текстов, он считал, что философию (живую беседу, диалог) записывать нельзя. Платон написал диалоги, где главным действующим лицом, как правило, был Сократ. И хотя диалоги Платона —
4 Вчера не сметь чихнуть не сославшись на «классиков», а сегодня чихать на них самих — это две стороны одной медали — бескультурья. Одна из них называется догматизмом, а другая, простите, — пижонством (а отнюдь не радикализмом!). Я всегда — если нужно, если действительно лучше не скажешь, буду цитировать Маркса, как и других выдающихся мыслителей. Но точно так же можно и нужно говорить и о нерешенных проблемах, ошибках, о своем несогласии с классиками марксизма — как и любыми другими классиками.
5По той структуре (программе) и с тем идейным содержанием, которые отражают собственный философский путь автора, а не его — в лучшем случае — интерпретацию какого-то канонического текста; в диалоге с другими мыслителями, а не в «разоблачении» их с позиций единственно верного «Учения», излагаемого и комментируемого в курсе.
отнюдь не профессорский курс, все же под конец жизни он создал «Государство»— первую социальную утопию в духе «казарменного социализма». Маркс называл философию «живой душой культуры.»6 А Сталин разложил диалектический материализм на упрощенные формулировки, «черты», законы — и требовалось их заучивать назубок.
Нынче эта проблема ставится так: «Философия — наука или не наука?» Обоснованный ответ мы попытаемся дать дальше, а сейчас скажем так: задача наша — пройти «по лезвию бритвы» между уподоблением философствования изложению строгой науки и безответственным потоком высказываний по типу «взгляд и нечто». Иными словами наша задача не свести любовь к мудрости ни к знаниям, ни к эмоциональным ассоциациям. Философия не должна быть «однополушарной.»'
Дважды я пытался изложить целостный подход к философии, стремясь к синтезу эссеистики и научности, — в одном случае с акцентом на первую,8 в другом — на вторую.9 Даже доброжелательному читателю не всегда легко разобраться, что в этих книгах по-прежнему разделяется автором, что было вынужден-ной и данью времени, а что искренними и ныне осознанными догматическими заблуждениями. Надеюсь сейчас быть более цельным. Идея цельности — ключевая идея русской культуры и философии. Она должна одухотворять не только стиль изложения и моральную ответственность автора (в идеале, разумеется), но также само содержание и метод философии.
В классической форме метод целостного философствования был изложен и реализован русским мыслителем Владимиром Соловьевым. Различные философские системы и подходы содержат для него истинные моменты целостного взгляда на мир и человека как на становящееся всеединство, но они же оказываются ложными, превращающимися в «отвлеченные начала», будучи вырванными из контекста целостности. «Под отвлечен-
6Маркс К.// Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 105.
Человеческий мозг нормально работает только в режиме единства двух полушарий: левого, отвечающего за логику, и правого, отвечающего за эмоции и ценностные предпочтения.
8См.: Сагатовский В.И. Вселенная философа. М., 1972.
9Сагатовский В.И. Философия как деятельность. Депонирована в ИНИОН СССР 13 май 1988 г. № 33876.
°Вынужденной, ни не оправданной, ибо, как известно, были и тогда
примеры совсем другого поведения, на которые автор изволил закрывать
глаза. . , ,,
ними началами — писал философ — я разумею те частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер, вступая в противоречие и борьбу друг с другом, повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится. Критика этих отвлеченных и в своей отвлеченности ложных начал должна состоять в определении их частного значения и указания того внутреннего противоречия, в которое они необходимо впадают, стремясь занять место целостного».11 Не борьба во имя победы и на уничтожение «противника»— смысл такого пути, но выявление всего лучшего и снятие его в высшем единстве. Это — добрый, созидательный Путь. О деятельности идущих по нему можно было бы сказать словами другого нашего замечательного мыслителя: «Сотворчество понимающих».12
Идея целостности определяет также и основное содержание философии развивающейся гармонии: обоснование единства, коэволюции (совместного развития, а не отношений господства — подчинения) человеческой индивидуальности, общества и природы; свободы творческой самореализации человека и благодатной сопричастности к целостному жизни культуры и космоса.
Эти традиции заложены в истории отечественной культуры и философии. Не удалось до конца порвать связь времен, перерубить все корни, заасфальтировать всю почву, манкуртизиро-вать13 весь народ. В самое мрачное время XX в., в начале 30-х годов философ Ф. А. Степун, находясь в эмиграции, писал: «... Мы, участники и свидетели духовного роста довоенной России (т. е. того, что получило название «золотой» и «серебряной» эпох русской культуры. — В. С), должны ... твердо сказать, что на социологически перепаханной почве завтрашней России культурный расцвет начинается с воскрешения тех проблем и идей, над которыми думали и страдали люди ... »14 этих эпох.
"Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал// Соловьев B.C. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. СПб, 1902. С. 1. Согласие с методом Вл. Соловьева не означает, что, как будет показано дальше, мы однозначно принимаем все его посылки и результаты.
12Б а х т и н М.М. Эстетика словесного творчества. М-, 1986. С. 365.
13 Манкурт — образ в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день ... », раб, голову которого сдавливали сырой кожей так, что он терял память о прошлом и как робот исполнял любые приказания хозяев.
"Степун Ф.А. Вячеслав Иванов// Русская литература. 1989. Хэ 3.
«Упование Вячеслава Иванова (поэта и оригинального мыслителя начала века.15 — В. С):
... Железным поколеньям Взойдет на смену кроткий сев ...
остается по-прежнему в силе.»16
В заключение о структуре нашего авторского курса.
Она состоит из предисловия, введения, двух центральных разделов и заключения.
Во введении «Философия и жизнь» рассматривается вопрос о связи философии, мировоззрения и человеческой жизни в целом, раскрываются содержание, структура и значение мировоззрения и философии, сопоставляются различные типы мировоззрений и дается проблемный анализ возможностей основных направлений философской мысли для выбора этого пути, от которого сейчас зависит судьба человечества и планеты.
В разделе «Мир и Человек: укоренен ли Человек во Вселенной? (Онтология)» с определенных позиций строится философская картина мира, включающая в себя атрибуты (неотъемлемые свойства) и их отношения, характеризующие инвариантную основу мира, а затем анализируется их развитие вплоть до появления человека, сущностные характеристики которого оказываются укорененными в фундаментальных свойствах и отношениях мировой субстанции. Человек не чужд этому миру и, следовательно, ответствен перед ним.
В разделе «Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке? (Антропология)» дается целостная картина человеческой деятельности в мире и выясняется, действительно ли человек по отношению к космосу стал или может стать «микрокосмом во плоти» (Гете), т. е. оказаться в своих ценностях и образе жизни
С. 132, 133.
1ьКаковы были духовная глубина и бескорыстие этих людей, читатель может получить представление, например, из брошюры: ГершензонМ., Иванов В. Переписка из двух углов. М., 1920. В ней два мыслителя, получившие путевку в подмосковный писательский Дом отдыха и поселенные в одной комнате, из ее «двух углов» продолжали разговор о самых глубинных проблемах бытия и человеческого духа. Прямо по В.Брюсову: А мы — мудрецы и поэты, Хранители тайны и веры Унесем зажженные светы В катакомбы, пустыни, пещеры ...
16Степун Ф.А. Вячеслав Иванов// Русская литература. 1989. Ш 3. С. 132, 133.
сопричастным, а не враждебным породившему его миру.
Мир рождает Человека, а Человек реализует в Мире свои жизненные смыслы. Могут ли творчество Мира и творчество Человека стать единым процессом, сотворчеством? Не в этом ли суть движения к ноосфере?
Употребляя философскую терминологию, можно сказать, что в разделе, где акцентируется движение от Мира к Человеку, доминирует онтологическая проблематика (онтология — наука о бытии), а в разделе, где акцент поставлен на обратном движении— от Человека к Миру, преобладает социальная и антропологическая проблематика. Но, благодаря обоснованной во Введении инвариантной «клеточке» философского знания, эти два ряда проблем органически увязываются друг с другом, оформляются в единую, развивающуюся от абстрактного к конкретному категориальную структуру, и общий, объединяющий их подход может быть назван онтоантропологическим.1'
Заключение авторского курса«Мировоззрсние для XXI в.?» представляет собой попытку итоговой оценки возможностей изложенной философии для обоснования мировоззренческой стратегии решения фундаментальных противоречий человеческой жизни, глобальных проблем современного развития, поиска оптимального и достойного Пути.
Таким образом, работа предполагает целостный охват философской проблематики и ее систематическое изложение. Это и делает ее курсом, вводящим в философскую проблематику. Но и по содержанию, и по стилю данная работа не просто учебный курс, но именно авторский — самостоятельный по видению проблем, достаточно раскованный по манере изложения.
Работа публикуется тремя частями. Часть первая включает в себя «Предисловие: Право на авторский курс» и «Введение: Философия и жизнь». Часть вторая (в печати) образует раздел «Мир и Человек: укоренен ли Человек в Мире? (Онтология)». В часть третью, над которой автор еще работает, входят раздел «Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке? (Антропология)», а также «Заключение: мировоззрение для XXI в.?».
Это является существенным обобщением ранее предложенного нами онтогносеологического подхода, (см.: Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973).
8
1. ЗАЧЕМ НУЖНА ФИЛОСОФИЯ?
Что такое мировоззрение? — фундаментальные противоречия человеческой жизни и типология мировоззрений.
Можно сколько угодно спорить о словах и заявлять:«Я под философией понимаю то-то и то-то». Не выход из положения и утверждение о том, что философия — то, чем занимаются философы. А, может быть, то, чем они занимаются, значимо не более, чем коллекционирование спичечных коробков, и тогда не стоит делать это предметом всеобщего внимания. Гораздо перспективнее задуматься над тем, что может и должна делать философия для решения общечеловеческих проблем; затем посмотреть, насколько она готова к этому; и, наконец, обсудить пути ее перехода из реального состояния в состояние должное, соответствующее стоящим перед ней задачам.
Философствование бесспорно относится к духовной жизни. Как и любая другая ее форма (наука, искусство, религия и т.д.), философия живет и для внешних и для внутренних нужд, т.е. нужна кому-то и зачем-то, кроме самих философов, а для последних — если они действительно философы — необходима сама по себе, самоценна, задает смысл и определяет образ их жизни.
Внешний результат любой духовной жизни — это программа, управляющая тем или иным видом человеческой деятельности: технический проект, политическая платформа, нормы морали и т. д. Внутренний результат — определенный тип переживаний (эстетических, религиозных и т. п.), форма духовной жизни. Попробуем найти место философии в обеих сферах.
Чтобы ухватиться за кончик путеводной нити, обратимся снова к «правдословию». Философия — любовь к мудрости, которая явно не сводится к специальным знаниям. Мы никогда не скажем «мудрый инженер» (уместнее будет сказать «знаю-щий»или «толковый»); эпитет «мудрый» характеризует, скорее, человека в целом, его жизненную позицию, отношение к миру в целом. Не надо быть специалистом, чтобы согласиться, что философия как-то ближе мировоззрению, чем любой отдельной области человеческой деятельности. С этого и начнем: поняв, что значит в нашей жизни мировоззрение, мы сможем ответить и на вопрос о предназначении философов.
1.1 ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ? Уровни знания. — Мировоззрение в системе знаний. -- Основной вопрос мировоззрения. — Ядро мировоззрения: ключевые ценности и идеалы. — Стратегия Пути: от идеала до поступка.
Что управляет нашей деятельностью? «Конечно, знания, — ответит достаточно типичный представитель современной цивилизации. — Знание — сила!» Согласимся пока с этим ответом и попробуем представить себе структуру совокупности знаний, управляющей человеческой деятельностью в целом. Эту совокупность можно представить в виде пирамиды, разделенной на уровни так, что каждый нижерасположенный уровень заставля-ет переходить к вышерасположенному, а каждый вышерасположенный управляет расположенным ниже.
Непосредственно управляет деятельностью технологический уровень, отвечая на вопрос как; как обрабатывать металл, лечить больного, принимать управленческие решения.
Для того чтобы выработать «рецепты» технологического уровня, надо знать, что представляет собой тот предмет, с которым мы имеем дело. Это уровень эмпирического описания явлений действительности.
Технологические рекомендации и эмпирические описания всегда имеют ограниченную область применения. Естественно, возникает вопрос: почему? Ответ на него, вскрывающий те закономерности, которым подчиняются различные явления и которые определяют, что надо о них знать и как следует с ними обращаться, дается уже на теоретическом уровне.
А теперь переходим к самому главному. Сциентист (человек, верящий во всесилие науки) скажет, что перечисленные уровни, т. е. инженерия, эмпирическая и теоретическая науки, вполне достаточны чтобы управлять нашей деятельностью. От всего остального в принципе можно отвлечься, абстрагироваться, как от чего-то само собой разумеющегося. Основные потребности и интересы всегда одинаковы.1 Эмоции? Это не более, чем фон.
1 Научная фантастика, изображает самые необычные технику, внешний вид разумных существ, среду их обитания. Но основные «страсти» остаются ... вполне стандартными. Действие в «Звездных королях» Гамильтона происходит через 200 000 лет. Однако наш современник, попавший
10
11
Представим, однако, общество или отдельного человека, которые в достаточном объеме владеют технологическими, эмпирическими и теоретическими знаниями, т. е. средствами, необходимыми для осуществления современного научно-технического прогресса (НТП) и личного в нем участия. Гарантирует ли это разумное развитие общества и счастье отдельного человека? Вопрос этот теперь уже риторический. Современная наука и техника могут как привести мир к расцвету, так и погубить его в термоядерной или экологической катастрофах. Знания — сила, но скальпель, вскрывающий тайны бытия, легко превращается в «меч в руках умалишенного» (Д.И.Менделеев). Все зависит от того, во имя чего используются эти мощные средства и каков путь, стратегия их применения. Ответ на эти вопросы дается на мировоззренческом уровне, с позиций которого и осуществляется управление деятельностью в целом.2
Получается такая пирамида уровней знания:
Мировоззренческий уровень аккумулирует в себе знания, но не сводится к ним и не определяется ими. Его наличие сциен-
в эту эпоху, без особого труда адаптируется к ситуации галактических войн, пружинами которых оказываются все те же жадность, властолюбие, страсть и т. п.
2Так весь потенциал современной науки и техники можно было бы направить на достижение счастья (а что мы под ним понимаем?) большинства людей или на неограниченную диктатуру меньшинства, манипулирующую остальными людьми, или на воскрешение умерших (мечта русского мыслителя конца XIX в. Н.Ф.Федорова), или вообще отказаться от этого потенциала, если признать, что мы живем во имя созерцания Бога в своей душе или естественного соединения с природой.
12
тист еще кое-как признает, заметив, однако, что все это одни тривиальности,3 С тем, что в этих «тривиальностях» есть что-то более высокое, чем знания, он уже никак не может согласиться.
Мировоззрение отличается от предшествующих уровней знания, во-первых, по функциям, во-вторых, по предмету и, в-третьих, по составу и структуре.
Роль мировоззрения заключается не в выдаче отдельных «рецептов» (технологический уровень) и не в отражении мира как такового (эмпирический и теоретический уровни), но в управлении деятельностью в целом. А для этого и надо выполнить две функции: задать в данной системе деятельности исходные «аксиомы» {во имя чего?) и стратегию движения по избранному пути (каков путь?), т. е. соотнести все средства с конечными высшими (для данной системы деятельности) целями. К примеру, для избравших в качестве «высших целей» (точнее, как мы сейчас увидим, смыслов или ценностей) слияние с духовной основой мира или неограниченную власть над миром эти ориентиры (пока не произведена «переоценка ценностей») не подлежат сомнению, иначе движение к ним просто не состоится. Но как реализовать ценности, избранные «во имя чего»? В 1917 г. нашей стране были предложены в качестве высшего мировоззренческого ориентира социализм и коммунизм, но двигаться к ним можно было разными путями, руководствуясь разной стратегией. Выбор пути предполагает не только конкретные политические и экономические расчеты, но и' ответы на мировоззренческие вопросы, например: «Одна ли дорога ведет к Храму?», «Оправдывает ли цель средства?» К сожалению, как мы знаем, оба вопроса получили утвердительные ответы ... Изменение функций ведет к изменению предмета. Теоретические и эмпирические науки изучают отдельные части или аспекты (срезы) действительности: часть (физика, биология) или аспект (математика как структурный аспект) мира, человека, отношений между человеком и миром. Мировоззрение, во-первых, делает акцент на отношении человека к миру, рассматривает человекомирные отношения, определяющие место человека в мире. Во-вторых, человек, мир и отношения между
3На самом деле такое заявление свидетельствует лишь о тривиальности, стандартности, внешней заданности («как все», «не хуже других») мировоззренческих установок самого сциентиста.
13
ними берутся в их целостности.4
Особые функции и предмет мировоззрении определяют специфику его состава и структуры. По отношению ко всем их компонентам системообразующим началом ныстумягт основ-ной вопрос мировоззрения {ОВМ) — вопрос о месте человека в мире, или — более точно — о месте человека в мире (статический аспект) и об отношениях между человеком и миром (динамический аспект), о смысле человечегкой жизни (во имя чего живет человек? —аксиологический аспект ):5 Человек—Мир.
Далее мировоззрение структурируется по объему и по содержанию: из чего складывается целостность челонекомир-ных отношений? Чем задается эта целостность и как она достигается?
Общее отношение Человек— Мир складывается из отношения человека к природе, к другим людям (включая человечество в целом, различные народы, социальные группы, отдельных людей и, возможно, иных разумных существ), к созданной людьми искусственной среде обитания или «второй природе» (назовем ее «Домом»6), к самому себе, к способу своей деятельности (по отношению к другим людям, Дому, самому себе); приведенный выше пример о том, оправдывает ли цель любые средства, относится как раз к этому компоненту мировоззрения. В результате ОВМ может быть структурирован таким образом:
Человек
{Способ деятельности)
Люди
Дом
Природа
Попробуйте проверить свое собственное мировоззрение (оно есть у каждого человека, даже если он никогда об этом не задумывался). Но как только вы начнете отвечать на вопросы «Как
4 Совместимо ли допущение целостности с представлением о бесконечности, неисчерпаемости реальности? К этому нелегкому вопросу мы еще не раз вернемся.
bAxis — ценность, аксиология —- наука о ценностях.
6Это понятие мы рассмотрим специально, но уже сейчас «чувство правдословия» должно подсказать: Дом это не «машина для жилья»
14
я отношусь к самому себе, природе и т. д.», возникнет и другой вопрос: «А в какой, собственно, форме существует это мировоззрение?». Кто не знает, что в отношении к другим людям надо быть гуманистом, беречь природу и т.п. Все знают. Ну и что?' Многознание, увы, как учил древнегреческий философ Демокрит, не научает быть мудрым. Мировоззрение не может быть спроектировано «инженерами человеческих душ»8, даже если захочешь быть таким «инженером» по отношению к самому себе: Обломов многое знал и понимал, каждый вечер намечал прекрасные планы на завтра и всю жизнь пролежал на диване. В чем тут дело? В том, что знания, хотя и входят в мировоззрение, но не являются его сердцевиной, его живой душой.9 Содержательное ядро мировоззрения образуется именно той формой жизни нашего духа, которая дает ответ на вопрос «во имя чего?»— ответ, который, как не подлежащая суду аксиома, организует всю систему человекомирных отношений. Такой фор-мой и является ценность, или жизненный смысл. В ценности, в итоговой, концентрированной форме, выражаются основные потребности и интересы человека: с помощью ценностей осуществляется выбор того или иного отношения к миру и любой его части (формы регуляции человеческого поведения в дальнейшем будут рассмотрены, конечно, более детально).11 Вот почему абстрактное знание «так надо», если оно не подкрепля-
7 Вспомните, как один из персонажей фильма «Курьер» бодро отвечал на вопрос, в чем он видит смысл жизни (что-то вроде: в гуманистическом служении высоким идеалам передового человечества!), но в действительности был озабочен поисками нового пальто.
8Так И. Сталин назвал писателей, позднее это распространили на всех идеологов («работников идеологического фронта»).
9Смешно и грустно, когда иной «специалист по мировоззрению» искренне полагает, что рядом с ним Достоевский или Тютчев, пусть даже гениальные, но всего лишь дилетанты. Их, вспоминая Блока, «печальная участь» в том, чтобы «стать достояньем доцента и критиков новых • плодить». Не случайно и сейчас публицисты, а не обществоведы, ведут основную работу по перестройке мировоззрения.
10Термин «ценность» употребляется как для обозначения значимых для человека явлений («ценная вещь»), так и для той формы нашего сознания, которая производит оценку чего-либо, выбор (допустим, добро и справедливость как ценности или красота как обоснование эстетического выбора, эстетического вкуса). Здесь мы употребляем термин только во втором смысле.
11Понятие ценности можно проиллюстрировать старой притчей. Прохожий последовательно спрашивает трех рабочих, везущих тачки с кирпичом: «Что ты делаешь?». Первый отвечал: «Не видишь разве? Кир-
15
ется реальными «хочу» и «готов», как правило, оказывается лишь благим пожеланием. Ценность, конечно, может быть прояснена знанием, но корни ее уходят в гораздо более глубокие горизонты.
Ценности лежат в основе любого вида человеческой деятельности. Но нас сейчас будут интересовать лишь те, которые, организуют деятельность в целом, позволяют дать ответ на ОВМ, т. е. не специфические ценности, допустим, представителя определенной профессии или возрастной группы, но такие, которые выражают целостное отношение человека к миру, его сущностные силы (качества, делающие человека человеком, необходимые и достаточные, чтобы отличить его от всех иных существ или явлений). Такие ценности называются базовыми, ключевыми ценностями или'жизненными смыслами. Естественно, в них и содержится ответ на вопрос о смысле человеческой жизни: скажи мне, что ты выбираешь, и я скажу тебе, для чего ты живешь.
Система ценностей, лежащая в основе мировоззрения, разворачивается далее в более конкретный образ, позволяющий представить себе место человека в мире, к которому он стремится, исходя из данного мировоззрения. Таким образом является идеал (мира, т. е. других людей, Дома и природы, самого себя, способа деятельности). В формировании идеалов приходится искать путь между Сциллой и Харибдой - полного отрыва от жизни и полного «заземления». Идеал есть образ должного (того, что должно быть с нашей точки зрения), а не сущего (того, что есть). Однако если этот образ «высосан ил пальца» и совсем не учитывает состояния и тенденции развития сущего, то перед нами пустые мечтания, всем надоевший утопизм. После очередной попытки «внедрить в жизнь» такие идеалы наступает нигилистическая реакция: «Никаких идеалов!» Вез идеалов человек превращается в животное на подножном корму или, что еще хуже, в того ослика, которым манипулируют и заставляют двигаться к чужой цели, работать на чужой идеал, помахивая морковкой перед его носом. Идеал есть единство
пич вожу». Второй: «На хлеб семье зарабатываю». А третий: «Собор строю». Действия вроде бы одинаковые, а деятельность в целом, отношение к жизни — разные. Вот и подумайте, что важнее: знать, чем нанят человек или что стоит за этим занятием? А заодно стоит задуматься и над тем, пустое ли это философствование — размышлять над подобными вопросами.
16
ценностей относительно основных компонентов мировоззрения и знаний о них, образующих картину мира (человека, способа деятельности).
Что представляет собой такая картина? В каждую эпоху в каждой культуре возникает эталонный образ, в соответствии с которым изучается сущее и формируются представления о должном. Так во времена Ньютона в Европе сформировалась механическая картина мира; Вселенная казалась огромным механизмом, часами, которые однажды завел Бог, а потом ушел на покой и дальнейшее предоставил ученым и инженерам. Французский философ Гельвеций в соответствии с такой картиной мира представлял себе и человеческие взаимоотношения как единство сил отталкивания (эгоизм) и притяжения (общность интересов). Соответственно, идеалом оказывалось такое регулирование этих сил, которое позволяло бы поддерживать между ними равновесие, — так называемый «разумный эгоизм»: пойми, что быть абсолютным эгоистом тебе невыгодно, ибо у каждого есть свой эгоизм; вот и спроектируйте такие нормы, которые удовлетворили бы эгоизм каждого и не дали бы обществу рассыпаться из-за центробежных сил личных эгоизмов (вот куда, кстати, уходит корнями идея об инженерии человеческих душ ... ). XIX столетие, сохранив жесткий детерминизм механической картины мира (все последующее определено условиями предыдущего, и, следовательно, в принципе его можно «вычислить»), дополнило эту картину представлениями об эволюции (все развивается), прогрессе (все развивается от низшего к высшему) и окончательно устранило из мироздания Бога («Бог умер!»). Осознав свою общественную природу, человек решил, что общество вполне способно занять вакантное место Творца Вселенной и по своему разумению определить, в чем заключается прогресс (т. е. проранжировать мир по шкале «высшее — низшее»: «отсталые» и «передовые» теории, народы, общественные устройства, культуры; человек как самовластный хозяин «низшей природы», которая должна склониться перед ним «в рабском поклоне»), а затем, в соответствии с идеалом прогресса, преобразовать мир. Исследователь уступает первенство идеологу, инженер-механик претендует уже на роль «со-циотехника».
В своем месте мы рассмотрим и современную ситуацию, но уже сейчас можно предложить любознательному читателю мобилизовать свою эрудицию и представить картину мира и вы-
17
текающие из нее идеалы, приличествующие нашему времени.
Идеал всегда исторически ограничен12 и выражает общий дух эпохи, служит стратегическим ориентиром. Поэтому всякая попытка редуцировать его (свести без остатка) к жесткой системе показателей неизбежно ведет к догматизму, а невозможность следовать таким предписаниям в реальных условиях — к очковтирательству. Пережитая нашей страной эпоха как раз характеризовалась и утопизмом идеалов, их абстрактностью и неукорененностью в органической жизни народа, и попыткой «расписать» эти абстракции до детальнейших категорических инструкций. Вот от этих искривлений, а не от идеалов вообще, — и нужно отказаться. Идеал — это путеводная звезда, а алгоритмы каждого шага на пути к нему в изменяющихся условиях, технология движения в нем не содержатся; задачи по их выработке требуют творчества, а не дедукции из идеалов.
Однако не любая технология годится на пути к идеалу: цель не оправдывает средства (к этой проблеме мы еще будем не раз возвращаться). В соотношении идеала и пути движения к нему возможны такие варианты: а) найден оптимальный путь; б) путь увел в сторону; в) в пути выяснилось несовершенство идеала (разумеется, могут иметь место и различные сочетания этих вариантов, разная степень их выраженности). В любом из этих случаев, кроме разработки технологии каждого шага, требуется целостное видение Пути, его стратегическое осмысление. А это уже относится к мировоззренческому уровню.
Мировоззрение включает в себя такую форму, в которой идеал — образ Храма, сияющего в конце Пути, соединяется с образом самого Пути. Так же как идеал не может быть сведен к системе показателей, так и образ Пути к идеалу не сводится к сумме отдельных шагов и приемов, к технологии движения. Он есть идея движения, схватывающая его суть, объединяющая в едином образе стратегические ответы на вопросы, во имя чего двигаться и как сделать способ движения достойным его высокой цели. Так, если мировоззренческим идеалом является уход из бренного внешнего мира страстей и страданий внутрь души, сливающейся с всегда себе равной духовной стороной мира, пе-
12Великий Аристотель высказал о мире и человеке много такого, что актуально и сейчас. Но ему и в голову не могло прийти, что считать всех неэллинов естественно предназначенными к рабству есть проявление исторической ограниченности. Что-то скажут маши потомки о том, как мы относимся к другим живым существам ...
18
реход в состояние нирваны (мировоззрение буддизма), то одна из основных мировоззренческих идей — полное овладение своим духом и телом во имя угасания всех желаний. Если же идеал заключается в максимальной власти над внешним миром (мировоззрение буржуазной культуры нового времени13), то основная идея сводится к познанию и преобразованию мира, дающим такую власть.
Далее идея конкретизируется в принцип — основное правило, предписывающее способ реализации идеи на пути движения к идеалу. Идея овладения духом и телом на пути к нирване разворачивается в правила поведения, такие как сдерживание чувств и желаний, нестяжание и т. п. Стратегические принципы мировоззрения, опять-таки, не надо смешивать с технологическими предписаниями. Человек буржуазной культуры может отлично владеть техникой хатха-йоги (физических упражнений), но не для сдерживания желаний, а, напротив, для самого энергичного их удовлетворения; не во имя самоугасания в
единстве с миром, но во имя покорения этого мира14.
В идее и принципе, так же как и в идеале, имеет место синтез ценностей человека и его знаний о мире и о самом себе. Через всю историю философии проходит мысль о трех основных моментах духовной жизни человека. Немецкий философ Л.Фейербах (1804—1S72) назвал их сердцем, разумом и волей.15 Сплав этих трех сил мы видим и в мировоззрении. Ценности выражают «линию сердца», знания — «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реальным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется по-
13Буржуазность, как это будет показано ниже, не сводится нами к той ее форме, где господствует частная собственность. Деформированный социализм, например, не выходит за пределы буржуазности (лозунг «Догнать и перегнать!» далеко не случаен). Предупреждения на атот счет не раз высказывались в конце XIX — начале XX в. русскими философами Вл. Соловьевым, Н.Бердяевым, С.Булгаковым и др. В наше время констатация такой общности содержится, например, в книге американского мыслителя Э.Фромма «Иметь или быть?» (М., 1986), где основная идея буржуазности выражается в максимальном «иметь». Как «две дороги к одному обрыву» рассматривает западный и «социалистический» варианты буржуазности в своей статье под таким названием И. Р. Шафаревич (Новый мир. 1989. № 7).
14 Все это пока не более чем примеры. От каких-либо оценок возДдержимся до более основательного анализа различных типов мировоззрений.
15Эти термины мы пока употребляем на интуитивном уровне, не претендуя на точность и детальные различения.
19
средством установки: состоянием готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Ценности освящают твой выбор, знания обосновывают его. Но готов ли ты следовать на деле выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое — в лучшем случае умственная игра или приятные мечтания, а в худшем — мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом. В последнем случае подсознательно индивид руководствуется совсем другим мировоззрением.16
Мировоззрение может существовать на очень разных уровнях духовной жизни и в очень разных формах. Ценности, идеалы и т. д. могут быть неосознанными, выраженными сознательно, тщательно отрефлектированными (т. е. проанализированными как бы «со стороны».) В первом случае о реальном мировоззрении можно судить только по тому выбору, который делается в жизни; во втором — человек сам осознает (или ему кажется, что осознает) основания выбора; в третьем — он способен (или стремится к этому) пережить и понять сам выбор оснований ценностей, идеалов ... Формы выражения и обоснования мировоззрения могут носить стихийно-житейский характер («моя хата с краю»или «я отвечаю за все»— это тоже мировоззренческие принципы), или религиозный (таково откровение Бога), или научный, или вненаучный (что отнюдь не является синонимом ненаучного или антинаучного17).
1 Пересечение и переплетение различных мировоззрений в душе одного и того же человека или в одной и той же культуре — проблема очень сложная, и у нас еще будут поводы возвращаться к ней. А пока, читатель, задумайтесь над тем, как обстояло дело с мировоззрением, скажем, в 70-е годы у различных слоев нашего общества, сопоставьте различные варианты с какой-либо «точкой отсчета» (допустим, с мировоззрением и поступками таких людей, как А. И. Солженицын (вспомним его «Не живи во лжи») или А.Л.Сахаров.
17Тютчевское Silentium («Молчи, скрывайся и таи ... »), например, или мысль Достоевского о том, что счастье человечества нельзя купить ценой слезинки невинного младенца («Братья Карамазовы»), — это глубокие мировоззренческие идеи и принципы, но они вненаучны. Правда, содержание их в определенной степени можно выразить и обосновать научно. Позже мы будем иметь возможность обсудить, окажутся ли научные и вненаучные формы бытия этих идей эквивалентными и можно ли их оценивать по шкале «выше-ниже».
Чем же задается содержание мировоззрения? И почему это содержание может быть разным вплоть до противоположного? Можно ли выделить основные типы мировоззрений?
1.2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ТИПОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
Человек в мирах естественного и искусственного. — Ответ на вызов бытия: уход, насилие, сотворчество. — Философия: выбор Храма и Пути.
Великий спор идет между временем и вечностью в человеке о том, кто сильнее: Добро или смерть?
Вл. Соловьев
Рассмотрение всего многообразия мировоззрений во всех их деталях — дело истории философии и культуры. Здесь перед нами другие задачи: выделить основные типы мировоззрений и кратко охарактеризовать их суть; так же кратко показать современную ситуацию выбора между различными типами мировоззрения, выбора, от которого зависят судьбы человечества и планеты, и на этом материале, наконец, определенно ответить на вопрос: а при чем тут философия, какова ее роль в сравнительном анализе различных мировоззрений, выборе и обосновании адекватного мировоззрения?
Но по какому критерию выделить «основные» типы мировоззрений? Мировоззрение — это стратегический ответ на стратегические же вопросы человеческой жизни. А последние порождаются теми противоречиями, в плену которых оказывается человек. Под противоречиями здесь понимается не просто расхождение в оценках, но одна из объективных характеристик самого бытия, такое отношение между явлениями любой природы или сторонами явления, когда они одновременно и исключают друг друга (имеют противоположные тенденции) и с не-
Достарыңызбен бөлісу: |