УДК 821.161.1
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ КАК ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК ХРОНОТОПОВ
М. А. Пурцхванидзе
Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Севастополе
1. В русскоязычной фантастической литературе было бы полезно выделить признаки, организующие хронотоп. Мы считаем, что такие признаки должны носить типологический характер.
В этой работе мы исходим из гипотезы о реалистичности / ирреалистичности пространства и времени художественного произведения как типологического признака фантастического хронотопа. Материалом исследования избраны произведения Виктора Пелевина, Даниила Андреева и братьев Стругацких.
2. Особенностью поэтики произведений Виктора Пелевина является дуализм художественного мира — изображение реального и иллюзорного (ирреального) пространств. Границы между ними чаще всего стерты, отсутствует ориентир, позволяющий их различить. Представляется, что в основе пелевинской поэтики пространства лежит не взаимоисключение, а одновременное сосуществование реального и иллюзорного пространств: герои существуют на их границе и принадлежат обоим. При этом реальное пространство является результатом деконструкции советского и постсоветского мифов. Так, Виктор Пелевин использует социальные, политические и прочие «мифемы» для структурирования текста романа «Жизнь насекомых». Например, образ комара Сэма основан на стереотипном представлении об американцах, характерная для начала 1990-х гг. распространенная вера в паранормальное отразилась на плакатах, не раз появляющихся в романе [3].
Культурный код, считываемый читателем, создает ложное впечатление реалистичности пространства, которое на самом деле является вторичным. Взаимодействие иллюзорного и деконструированного реального пространств делает пелевинский хронотоп ирреальным.
3. Ирреальному хронотопу типологически противопоставлен метареальный хронотоп. Его особенностью является нарастание реальности: фантастические пространства представляются как реальные, связанные историческими процессами. Таковым является хронотоп в поэме «Железная мистерия» Даниила Андреева. Метакультура России представлена как многослойное пространство, имеющее протяженность, пределы, а также границы. Слои связаны друг с другом общими метаисторическими процессами, наличием «парой враждующих духовных полюсов» [1], национальной спецификой, а также временем. Время, взаимодействуя с пространством, создает события, переживаемые отдельной метакультурой одновременно во всех пространствах. Понимание художественного мира поэмы возможно только при восприятии многослойного пространства как одной реальности.
4. Модель мира, представленная в произведениях братьев Стругацких, более реалистична и привычна. Ряд произведений цикла «Мир полудня», повествуют об истории будущего как на Земле, так и на других планетах. Это накладывает отпечаток на хронотоп произведений, маркируя его как ирреальный, однако является, скорее, декорацией, позволяющей реализовать различные иносказания. В основе же лежит советская действительность, которая остраняется фантастическим допущением. Показательна повесть «Трудно быть богом», где действие происходит на другой планете: узнаваемый и реалистичный средневековый хронотоп здесь становится сценой для отражения событий 1930-1960-х гг.: арканарское общество сворачивает с эволюционного пути развития и приходит к диктатуре сходной с реальными политическими режимами 30-х годов [5].
Братья Стругацкие используют узнаваемые события и предметы советской действительности, но проецируют реальность на межпланетное пространство, что делает хронотопы их произведений реалистичными и помещенными в как бы фантастические декорации.
5. Таким образом, если взять как точку отсчета и наиболее объективно представленную реальность учебник по биологии, то можно представить схему, отражающую распределение хронотопов по признаку реалистичности (рисунок 1).
Рисунок 1
Отличительной чертой сквозящего реализма, на мой взгляд, является коренящаяся в мирочувствии художника и вполне им осознанное стремление к истолкованию мира, как взаимосвязанных и взаимопроникающих сфер.
Это мирочувствие не ставит под сомнение ни самоценности материального мироздания, ни, тем более, его реальности, но воспринимает ее – а художественный метод сквозящего реализма показывает ее – как одну из ряда сосуществующих мировых реальностей. Эти реальности, расположенные как бы слоями и иерархически соподчиненные друг другу, для последователя сквозящего реализма отнюдь не столь замкнуты и изолированы, как это может представляться сторонникам других мировоззрений. Они просвечивают друг сквозь друга, откуда и предлагаемое наименование разбираемого стиля.
Достарыңызбен бөлісу: |