Роль интеллектуалов в политике: концепция норберто боббио (1909-2004)



бет1/2
Дата12.07.2016
өлшемі224 Kb.
#194490
түріАвтореферат
  1   2


На правах рукописи

НИКАНДРОВ Алексей Всеволодович

РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ В ПОЛИТИКЕ:

КОНЦЕПЦИЯ НОРБЕРТО БОББИО (1909-2004)

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

МОСКВА


2013
Диссертационная работа выполнена на кафедре философии политики и права философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».


Научный руководитель:

Мощелков Евгений Николаевич, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Официальные оппоненты:

Федякин Алексей Владимирович, доктор политических наук, профессор кафедры «Политология, история и социальные технологии» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»




Подвойская Наталия Леонидовна, кандидат политических наук, заведующая лабораторией, доцент кафедры русского и иностранных языков и литературы НИТУ «МИСиС»

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Защита состоится «29» мая 2013 г. в 15-00 на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.002.14 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4 («Шуваловский»), философский факультет, ауд. А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», 8 этаж, к. 812.
Автореферат разослан «26» апреля 2013 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Д 501.002.14

кандидат философских наук, доцент А.Г. Сытин

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Поиски ответов на вопрос о роли интеллигенции и интеллектуалов в общественной, а в особенности политической жизни, имеют достаточно давнюю историю. Столкновение позиций по данному вопросу особенно обострялось в переломные периоды общественного развития, во времена возрастания политизации общества, и это характерно как для западной, так и для российской политической мысли. В кризисных условиях востребованность интеллигенции с ее опытом выработки направлений и целей взаимодействия с миром политики актуализируется как для политической теории, так и для политической практики. Не является исключением и современный этап истории, характеризующийся бурными реформистскими процессами и революционными изменениями, которые сопутствуют развитию процессов глобализации в мире политики и требуют политико-философского осмысления.

Опыт западных интеллектуалов, роль которых в политических процессах ушедшего столетия трудно переоценить, важен для политической теории и практики нынешнего времени. Представления и концепции политической роли интеллигенции и интеллектуалов, выдвинутые на протяжение ХХ века западными политическими мыслителями, а также сам опыт политической деятельности, накопленный в течение всего прошлого столетия, нуждается в критической оценке и переосмыслении. Особое значение западные концепции, по-разному представляющие роль интеллектуалов в политике, имеют и для современной российской политической науки.

Западные интеллектуалы, размышлявшие над проблемами своей политической деятельности, разработали немало концепций, предлагающих различные интерпретации роли своей социальной группы в политике. Важное место в этом ряду концепций и идей занимает направление интеллектуальной мысли, связывающее политическую роль интеллектуала с защитой культуры. Идея защиты культуры как смысла и цели политической деятельности интеллектуалов, возникшая после Первой мировой войны, развивалась ими в межвоенный период в ходе антифашистской политической деятельности; дискуссии по вопросу о роли интеллектуалов в политике были продолжены после Второй мировой войны. Интеллектуалами были созданы различные международные союзы, группы и общества культуры; на основании разработанных концепций выдвинуты политические программы и манифесты. Активное участие в движении западных интеллектуалов в защиту культуры принимали интеллектуалы-коммунисты. Усиление влияния компартий после войны, а также распространение популярности доктрины гегемонии А. Грамши и концепции ангажированного интеллектуала Ж.-П. Сартра, − эти тенденции в политической мысли Западной Европы приводят к нарастанию волны дискуссий о роли интеллектуалов в политике и о проблеме отношений культуры и политики.

В этой связи особую актуальность имеет идейное наследие итальянского интеллектуала, авторитетного ученого в области философии права и философии политики, крупнейшего политического мыслителя Италии ХХ века Норберто Боббио (1909-2004). На протяжении нескольких десятилетий в своих работах и выступлениях на страницах прессы, в том числе партийной, он проводил линию защиты автономии культуры от влияния политики, разрабатывая концепцию политической роли интеллектуалов как защитников автономии культуры. Отвечая на вопросы об ответственности интеллектуалов, Н. Боббио предложил решение извечного конфликта культуры и политики, выдвинув оригинальную трактовку политической роли интеллектуала. Подход итальянского мыслителя к интеллектуалу как к "человеку культуры", который призван своими политическими действиями защищать культуру от навязывания внешних по отношению к ее сущности императивов, − этот подход политического мыслителя имеет большую ценность и актуальность не только для российских интеллигентов и интеллектуалов, но и для культуры России.

Важным актуальным аспектом концепции Н. Боббио является то, что она формировалась в условиях острой дискуссионной борьбы. Эта концепция была разработана под влиянием дискуссии с коммунистами Италии и политического диспута с ее лидером П. Тольятти. Выводы, сделанные итальянским политическим мыслителем относительно методов взаимодействия интеллектуалов и политических партий в связи с критическим отношением "людей культуры" к идеологиям и партийно-политическим доктринам, представляют актуальный интерес для исследователей в области политической теории и для современных интеллектуалов.

Степень разработанности проблемы

Проблема политической роли интеллектуалов первоначально рассматривалась как главная в полемической литературе самих интеллектуалов1. Она становится предметом политической науки начиная с 60-х гг. ХХ века2, когда полемика интеллектуалов по поводу собственной политической деятельности стала подвергаться критической рефлексии со стороны не только самих интеллектуалов, но и представителей политической науки, к тому времени оформившейся организационно и активно заявляющей о себе3. Этот огромный пласт политических идей и концепций, выработанный в ходе различных дискуссий и столкновений мнений по поводу роли интеллектуалов в политике на протяжении второй половины ХХ века, стал открываться для политической науки России не так давно, и ее представителям еще предстоит долгая работа по его освоению.

Многие концепции отношения интеллектуалов и политики западных ученых были связаны с идеями технократизации общества и политики4. На VIII социологическом конгрессе в Торонто (1974) политологами и социологами был достигнут определенный консенсус в определении политической роли интеллектуалов в обществе5. В 70-е и 80-е гг. ХХ века в политической философии распространились концепции исчезновения, или конца интеллектуалов, в которых утверждалось уменьшение значимости интеллектуально-политических выступлений в связи с изменениями в партийно-политической системе западных обществ6. В последних десятилетиях ХХ века появляются работы, обобщающие различные идеи, связанные с существованием и значением интеллектуалов как политически активной части интеллигенции на протяжении всего ХХ века7. Во Франции вышло немало исследований, посвященных истории и идеям французских мэтров мысли (maîtres à penser)8, но особенно много исследований по проблеме интеллектуалов выходило начиная с послевоенного времени в Италии9, и многие из них были посвящены отношениям итальянских интеллектуалов с политическими партиями Италии (в особенности с компартией)10. Исследования, посвященные различным темам, связанным с проблемой политической активности интеллектуалов, стали появляться и в России: с конца ХХ века этой теме придается все большее значение, постоянно появляются новые работы и переводы11, особенное внимание уделяется теме сравнительного анализа российской интеллигенции и западных интеллектуалов12, и в этом плане особым образом необходимо отметить работу молодого социолога Д.Е. Фирсова, посвященную исследованию европейского интеллектуализма как универсальной модели деятельности западных интеллектуалов, методология которой опирается на принципы, сформулированные Н. Боббио13.

Проблемы соотношения культуры и политики, как и проблемы отношения интеллектуалов и власти в философско-политическом наследии Н. Боббио, освещены в западной критической литературе. Э. Ланфранки принадлежат важные работы, посвященные Н. Боббио: диссертация "Политическая мысль Норберто Боббио (1942-1957)"14 и монография "Воинственный философ. Политика и культура в творчестве Норберто Боббио" (1989)15, в которой нашли освещение проблемы роли интеллектуалов в политике. Политолог А. Греппи (Мадрид), защитив диссертацию "Формирование политического мировоззрения Норберто Боббио" (1996)16, продолжил свое исследование в книге "Теория и идеология в политическом мировоззрении Норберто Боббио"17.

Проблемы политики и культуры, вопросы взаимоотношений интеллектуалов и власти в трудах Н. Боббио рассмотрены в работах итальянских политологов: А. Манкареллы "Норберто Боббио и политика культуры: вызовы разума" (1995)18, Дж. Котронео "Между философией и политикой. Диалог с Норберто Боббио"19. Проблематика политической философии Н. Боббио раскрывается в работах Т. Греко "Норберто Боббио. Интеллектуальный маршрут между философией и политикой"20 и Ф. Сбарбери "Какой либеральный социализм? Теоретическое противостояние Калоджеро и Боббио" (1994)21.

Проблему отношения интеллектуалов и власти в творчестве Н. Боббио исследовал испанский политолог А. Руис Мигель в работах "Философия и право у Норберто Боббио" (1983)22 и "Политика, история и право у Норберто Боббио" (1994)23. К. Преве критиковал Н. Боббио с марксистских позиций в исследовании "Противоречия Норберто Боббио: к критике ритуального боббианства" (2004)24. У. Эко посвятил "Политике и культуре" лекцию в рамках семинара памяти Боббио (2004)25.

М. Мастрогрегори, историк культуры Италии ХХ века, посвятил свое исследование книге Н. Боббио "Политика и культура"26. Исследования М. Мастрогрегори вызвали интерес у молодых итальянских ученых: так, И. Риццинелли (Милан) представляет свое видение отношений политики и культуры в связи с дискуссией Н. Боббио и коммунистов27. Необходимо отметить также исследования П.П. Портинаро28; Д. Дзоло29; сборники критических статей, посвященные творчеству Н. Боббио30.

В России философско-политическому творчеству Н. Боббио были посвящены исследования В.П. Любина. Работая в группе ученых ИНИОНа, с начала 70-х гг. ХХ в. изучающих идейные трансформации социально-политической мысли Западной Европы, В.П. Любин представлял новые труды Н. Боббио, анализируя и критически рассматривая его идеи. Результатом этой работы, помимо ряда статей и рецензий31, стала книга "Общественно-политические взгляды Н. Боббио"32. Публиковались в России переводы Н. Боббио33; отдельные аспекты научного творчества Н. Боббио рассмотрены в работах Ц.И. Кин34, А.Л. Зорина35, И.А. Овсянниковой36, М.Н. Грецкого37.


Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы − исследование концепции роли интеллектуалов в политике, разрабатываемой Н. Боббио в течение второй половины ХХ века, в контексте развития политико-философских взглядов ученого и политических изменений в Италии и в мире.

В связи с поставленной целью в диссертации ставятся следующие задачи:

1) определить на основе полемически значимых работ интеллектуалов специфику западноевропейских интеллектуалов как политически активной части интеллигенции;

2) выявить теоретические истоки и политические предпосылки концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио;

3) проанализировать и определить степень влияния, оказанного на концепцию Н. Боббио идеи Б. Кроче об интеллектуале как человеке культуры; а также концепции партийности интеллектуала, развиваемой в политических теориях итальянских интеллектуалов-коммунистов на основе доктрины А. Грамши;

4) рассмотреть основные характеристики позиции Н. Боббио по отношению к проблеме взаимодействия интеллектуала и политических партий, раскрыть принципы автономии интеллектуала по отношению к партиям и политике;

5) сформулировать основные принципы концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио и раскрыть смысл и взаимосоответствие автономии культуры и независимости интеллектуала в данной концепции;

6) охарактеризовать своеобразие и определить место концепции Н. Боббио в ряду предшествующих теорий и интерпретаций роли интеллектуалов в политике;

7) раскрыть значение концепции Н. Боббио для развития политической науки в качестве одной из научно-политических концепций, исследующих и выявляющих политическую роль интеллектуала.



Теоретико-методологические основы работы

Теоретико-методологической основой работы выступил историко-политологический подход. При проведении диссертационного исследования использовались также методы текстуального исследования произведений и историко-аналитический метод, дающий исследователю возможность представить концепцию Н. Боббио в контексте западноевропейских политических реалий и научных поисков ХХ века.



Научная новизна диссертации

Научная новизна диссертации состоит в следующем:



  1. Концепция роли интеллектуалов в политике Н. Боббио впервые комплексным образом исследована под углом зрения политико-философского анализа;

  2. Определены основные этапы формирования научных взглядов Н. Боббио на проблему роли интеллектуалов в политике;

  3. Выявлены основные принципы, философско-политические и методологические основания концепции политической роли интеллектуалов Н. Боббио;

  4. В рамках исследования подхода Н. Боббио к решению проблемы роли интеллектуалов в политике определена точка зрения ученого на проблему отношения интеллектуала и политических партий; сформулирована теоретическая значимость концепции Н. Боббио как методологического основания для принятия интеллектуалами политических решений и для выстраивания принципов подхода к исполнению ими своей роли в политике;

  5. На примере реальной полемики Н. Боббио с итальянскими марксистами, партийными функционерами и теоретиками компартии обоснована определяющая роль диалога в концепции интеллектуалов Н. Боббио;

  6. Выдвинуто утверждение о базовом характере взаимоотношений политики и культуры в концепции роли интеллектуалов в политике Н. Боббио.

Положения, выносимые на защиту

На основании проделанной работы на защиту выносятся следующие положения:

1) Концепция роли интеллектуалов в политике Н. Боббио, разработанная ученым в середине 50-х и переосмысленная в 70-80-х гг. ХХ века, является целостной, научно обоснованной концепцией. Задача, поставленная Н. Боббио в программной работе "Политика и культура", − определить интеллектуалов как "людей культуры", протагонистов и защитников культуры, − решается ученым как ответ различным идеям и теориям, ставящим развитие культуры в зависимость от политических задач и императивов.

2) Исходя из понимания интеллектуалов как "людей культуры" Н. Боббио формулирует свою позицию по отношению к культуре как позицию интеллектуала, выдвигающего в качестве принципа политической деятельности интеллектуалов принцип защиты автономии культуры. В качестве обозначения роли интеллектуалов Н. Боббио выдвигает понятие "политика культуры" (противопоставляемое ученым понятию "культурная политика"), при проведении которой не допускается возможность вмешательства политики в культуру. Основными принципами деятельности в политике для интеллектуалов он объявляет принцип интеллектуальной автономии, формулируя в качестве "девиза" политически активной части интеллигенции "независимость, но не безразличие"; и отстаивание принципа диалога.

3) В соответствии с собственной интеллектуальной программой, соответствующей его концепции роли интеллектуалов в политике, Н. Боббио обосновывает необходимость диалога различных философско-политических направлений и лично вступает в интеллектуальный диалог с представителями компартии Италии, доказывая необходимость и плодотворность такой формы активности интеллектуала в ситуации политического, культурного и идеологического противостояния.

4) В продолжение разработок относительно автономии культуры и роли интеллектуалов в ее защите, а также с целью апробации собственных идей на практике Н. Боббио включается в деятельность внеблокового Европейского общества культуры, разрабатывая совместно с его основателем У. Кампаньоло принципы "политики культуры".

5) В работах и выступлениях последней трети ХХ века, продолжая отстаивать главное положение своей концепции об интеллектуале как о "человеке культуры" и защитнике культуры, Н. Боббио, не изменяя сути концепции, вводит в нее некоторые коррективы, показывающие изменение форм политической активности интеллектуалов. При этом он твердо отстаивает принцип проведения "политики культуры", отводя главную роль в его осуществлении на практике интеллектуалам.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что сформулированные в работе положения, идеи и выводы могут быть использованы в дальнейшем для развития в отечественной политической науке теории о роли интеллектуала в политике. Положения и основные выводы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по политологии, спецкурсов по философии политики, теории политики и истории политических учений, для подготовки учебно-методических материалов.



Апробация работы

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Основные положения и теоретические выводы, выдвинутые и аргументированные автором, апробированы в виде научных публикаций, две из которых размещены в изданиях, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.



Структура диссертационной работы

Поставленные задачи определили структуру исследования и внутреннюю логику рассмотрения исследуемых проблем. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается степень научной разработанности проблемы, формулируется цель и ставятся задачи диссертационного исследования, описываются методологические основания работы, раскрывается научная новизна, выдвигаются положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость работы.



В первой главе диссертации «Теоретические истоки и политические предпосылки формирования концепции политической роли интеллектуалов Норберто Боббио» исследуется влияние на развитие и обоснование Н. Боббио своей концепции различных идей, выдвинутых в ходе западноевропейской полемики, посвященной участию интеллигенции в политике, начало которой было положено выступлением Э. Золя в защиту Дрейфуса и в ходе которой происходит становление понятия «интеллектуал». Основная проблематика этой полемики выстраивалась вокруг определения политической роли интеллектуалов.

В первом параграфе «Проблема политической роли интеллектуалов в западноевропейской полемике и политических идеях интеллигенции первой половины ХХ века» анализируются основные тезисы споров о роли интеллектуалов как политически активной части интеллигенции и устанавливается основная проблематика этой полемики, заключающаяся в возможности проведения интеллектуалами относительно самостоятельной политики посредством их включенности в регулярные политические организации.

Методологическая сложность определения политической роли интеллектуалов как политически активной части интеллигенции связана с проблематикой отношений интеллигенции и политики, актуализирующейся по мере ее превращения в массовую социальную группу в процессе становления и развития индустриального общества. По мере развития индустриализма и партийно-представительной системы определенная часть интеллигенции превращается в активную политическую силу. От критики существующих идеологий и политических программ интеллигенция переходит к разработке собственных политических идей и программ. Таким образом, политически активная часть интеллигенции переходит в область практической политики и посредством участия в партийно-политической системе добивается влияния на политику данного государства. Появление в ряде западноевропейских стран (прежде всего, во Франции и Италии) интеллектуалов как новой политической группы, активно продвигающей политические программы и доктрины, поставило перед политической наукой ряд новых вопросов.

Проблема возможности выдвижения интеллигенцией политических суждений в рамках избранной по собственной воле классовой ориентации или же независимо от нее исследована К. Манхеймом, который в работе "Идеология и утопия" (1929) признал за интеллигенцией способность иметь и выдвигать независимые суждения, именно вследствие ее межклассового положения. Критическая способность "свободно парящей" в обществе интеллигенции ставит ее в особое положение демократической группы, открытой для обсуждения различных идей и мнений. При этом К. Манхейм осознавал опасность для интеллигенции, заключающуюся в присоединении ее представителей к регулярным политическим организациям, институциональный догматизм которых противоречил его формулировке свойственной интеллигенции "относительной свободы". Основное противоречие деятельности интеллектуалов в политике − противоречие между партийностью и автономией интеллектуалов − будет определять существо споров и борьбы различных концепций политической роли интеллектуалов.

Вслед за изменением форм участия интеллектуалов в политике развивались и представления об их политической роли как в политической полемике (обвинение интеллигенции в предательстве вечных идеалов истины и разума в политических памфлетах Ж. Бенда; ответные обвинения в дезертирстве, выдвинутые П. Низаном; концепция ангажированного интеллектуала Ж.-П. Сартра), так и в области политической теории (доктрина гегемонии А. Грамши). Проблема заключалась в решении вопроса об участии интеллектуала в политических организациях как способе реализации им своей роли в политике, при котором интеллектуал мог бы сохранить интеллектуальную независимость от влияния политических доктрин и от подчиненности партийной дисциплине, то есть в разрешении противоречия между партийностью и интеллектуальной независимостью.

В процессе антимилитаристской и антифашистской деятельности западных, особенно французких, интеллектуалов, выдвигается и развивается новая модель исполнения интеллектуалами своей политической роли, связанная с созданием непартийных международных объединений интеллектуалов, в качестве политической цели принимающих принцип защиты культуры от влияния политических идеологий и императивов. Эта тенденция, связанная с именами Р. Роллана, поставившего проблему ответственности интеллигенции, и А. Барбюса, основателя одного из первых международных союзов интеллектуалов − объединения "Кларте", получит развитие после войны, в особенности в деятельности Европейского общества культуры, в которой будет принимать особенно активное участие Н. Боббио.

Важный вклад в развитие представлений о политической роли интеллектуалов внес также немецкий интеллектуал Т. Манн, который под влиянием полемики с Р. Ролланом пришел к осознанию необходимости деятельного участия интеллектуала в политике и поднял проблему ответственности интеллектуалов, обвинив в национал-социалистской катастрофе немецкого народа аполитичность немецкой "бюргерской интеллигенции".

Второй параграф «Развитие представлений о политической роли интеллектуалов в итальянской политической мысли первой половины ХХ века» посвящен появлению интеллектуалов в Италии, их роли в Сопротивлении и послевоенном демократическом переустройстве страны, и отражению этого процесса в политических теориях, послуживших источниками для выдвижения Н. Боббио собственной концепции политической роли интеллектуалов.

Автор показывает особенности формирования итальянских интеллектуалов, позволившие поставить вопросы об их политической роли. Важнейшим событием, побудившим итальянских интеллектуалов к самосознанию в качестве особой социальной группы, обладающей особой ролью в политике и культуре, стало их массовое участие в антифашистской борьбе и в движении Сопротивления. В ходе этой борьбы интеллигенция Италии не только создала политические организации − движение "Справедливость и свобода" и Партию действия, но и выдвинула теорию либерального социализма как выражение своей политической позиции, как собственную идеологию.

В итальянской политической мысли в годы войны вырабатываются, а в послевоенный период сталкиваются две позиции, выражающие две различные точки зрения по вопросу о политической роли и политических обязанностях интеллектуалов. Столкновение этих двух направлений, представленных учениями Б. Кроче и А. Грамши, выразилось в волне дискуссий о политике и культуре, главным пунктом которых был вопрос о роли интеллектуалов в политике.

Диссертант проводит анализ различия подходов Б. Кроче и А. Грамши в отношении роли интеллигенции в политике, рассматривая принципиально разное понимание двумя теоретиками отношения интеллигенции к культуре. Б. Кроче отстаивал принцип гегемонии культуры и считал интеллектуалов ее защитниками, "попечителями науки и искусств", не допуская "неуместных смешений" политики и культуры. Разделяя неприятие принципа аполитичности интеллектуала, Б. Кроче тем не менее в своем отделении философии и культуры от политики в связи с борьбой против политизированной культуры отводит мало места для политической инициативы интеллектуала, не допуская принцип диалога интеллектуалов, принадлежащих к различным партиям и выражающих разные политические мировоззрения. Вместе с тем важное значение для истории интеллектуалов имеет его идея об интеллектуалах как о людях культуры, ее протагонистах и защитниках, послужившая отправной точкой для разработки Н. Боббио своей концепции.

После Второй мировой войны итальянская политическая теория обретает идейно-политическое наследие А. Грамши. Под эгидой Итальянской коммунистической партии издаются его труды, написанные им во время тюремного заключения. А. Грамши стал первым политиком, придавшим интеллектуалам фундаментальное значение в рамках марксистской теории гегемонии рабочего класса под руководством партии, являющейся, по его определению, коллективным интеллектуалом. Итальянские коммунисты на основании концепции места и роли интеллектуала в системе гегемонии А. Грамши, поставившего интеллигенцию в центр своей политической теории, выступали за активное участие интеллектуалов в политической жизни, призывая интеллигенцию к участию в политике в составе компартии. В соответствии с идеями А. Грамши ряд теоретиков-коммунистов под руководством лидера ИКП П. Тольятти выдвинули программу вовлечения в интеллектуальное поле партии всех левых интеллектуалов и активной борьбы за усиление влияния марксизма на культуру в целях достижения культурной гегемонии. Эта доктрина компартии стала объектом критики Н. Боббио в его послевоенных работах.

В третьем параграфе «Становление философско-политического мировоззрения Норберто Боббио в контексте интеллектуально-политической жизни Италии» диссертант касается отдельных моментов научно-политической биографии Н. Боббио, выявляя роль ученого как выдающегося представителя итальянской политической науки и как интеллектуала, участвовавшего в политической жизни страны в переломные моменты ее истории.

Во время учебы Н. Боббио в университете в стране нарастает сопротивление фашистской диктатуре, студенты и преподаватели активно обсуждают произведения П. Гобетти, выдвинувшего лозунг либеральной революции. Идеи П. Гобетти оказали влияние на формирование Н. Боббио как интеллектуала-антифашиста. С середины 30-х гг. ХХ в. Н. Боббио − участник антифашистского движения "Справедливость и свобода", созданного при активном участии К. Росселли, одним из первых выдвинувшего либерально-социалистическую теорию. Теория либерального социализма К. Росселли повлияла на формирование политического мировоззрения Н. Боббио. Будучи участником Партии действия, Н. Боббио знакомится с другими теориями либерального социализма, выдвинутыми А. Капитини и Г. Калоджеро. Г. Калоджеро разрабатывал также своеобразное учение о диалоге, которое оказало большое влияние на будущую концепцию интеллектуалов Н. Боббио.

Теории либерального социализма и послевоенное прочтение К. Маркса и А. Грамши помогают Н. Боббио занять критическую позицию по отношению к идеализму Б. Кроче. Изучение трудов классиков либерализма под влиянием теорий либерального социализма помогают Н. Боббио еще до появления работ И. Берлина сформулировать понятие негативной свободы, которое легло в основу его политической теории и концепции автономии интеллектуалов.

В ходе дискуссии с итальянскими коммунистами Н. Боббио выдвигает собственную концепцию политической роли интеллектуала. Его программное произведение "Политика и культура" (1955) представляет собой ответ коммунистам с позиций нового взгляда на проблему автономии интеллектуала в рамках соотношения политики и культуры. Защищая вслед за Б. Кроче автономию культуры и независимость интеллектуала, Н. Боббио выступает против концепции партийного интеллектуала. Отстаивая, вопреки Б. Кроче, активность интеллектуала в политике, Н. Боббио формулирует принцип защиты культуры как политическую роль, или обязанность, интеллектуалов.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет