Российский театр кукол



бет1/3
Дата23.07.2016
өлшемі199.5 Kb.
#216595
  1   2   3

Российский театр кукол

Истоком российского кукольного театра являются традиционные языческие обряды, народные игры. Первые играющие куклы в России были найдены в Москве на Красной площади в культурном слое 15 в. Это керамические фигурки, надеваемые на пальцы с помощью круглых втулок. Подобные куклы использовались скоморохами в начале 17 в. Комедианты носили на головах небольшие доски с установленными на них подвижными куклами. Первое документальное свидетельство о театре кукол в России зафиксировано (1636) А. Олеарием (Эльшлегель) - немецким дипломатом, ученым, путешественником. В этой традиционной уличной комедии типа «Петрушки» использовались перчаточные куклы (называемые в России «петрушечными»). Сюжет состоял из цепочки встреч главного героя с различными персонажами и закачивался драками и его победой. Участвовали двое актеров: кукольник, работавший за ширмой и музыкант (позже – шарманщик), комментировавший представления и собиравший деньги. Был традиционным и кукольный вертеп. Он представляет собой уменьшенную копию мистериальной сцены - похожий на домик ящик, открытый со зрительской стороны, как правило, двухэтажный. Представления давались в дни Рождества. После сюжета «О царе Ироде», на первом этаже вертепа начинается кукольный спектакль, сюжетно напоминающий «Петрушку». Кукольные вертепы появились на рубеже 16 - 17 вв. в западных и юго-западных регионах государства (Украина, Белоруссия). Первоначально это был вид церковного театра, где изображался евангельский сюжет о рождении Христа, поклонении волхвов, преступлениях царя Ирода. Со временем вертеп слился с народной бесцензурной культурой, наполнился светским, бытовым, социальным содержанием. Через Смоленск, Москву, Нижний Новгород он распространился по городам Урала и Сибири (Тобольск, Иркутск и др.).

В официальных театральных представлениях куклы используются со второй половины 17 в. в спектаклях, дававшихся для царя Алексея Михайловича (“О Давиде и Голиафе”, “О Бахусе с Венусом”, “Егорьевая комедия” и др.). В них, наряду с масками, делались большие куклы: Бахус, Голиаф, Дракон и др В конце 17 в. во время правления Петра Первого в Москве появляются небольшие труппы западноевропейских марионеточников: “венгерской нации комедиант” Я. Сплавский и “человек датского посланника” Г. Каулиц. Их отличали зрелищность, показ чудес, полетов, превращений, трюков, казней, рыцарских боев и др. В 1700 г. состоялись первые гастроли кукольников под патронажем царя Петра. Одна из групп проехала по городам Украины, другая - по волжским городам в Астрахань. Среди актеров был и «русской земли кукольник Ивашка Иванов»

Я. Сплавский привез в 1702 г. из Гданьска в Москву труппу И. Кунста (ученика немецкого кукольника И. Фельтена), начавшего представления общедоступного театра на Красной площади.

По приглашению императрицы Анны Иоанновны в Москве и Санкт-Петербурге (1733 г) работают с 4-мя кукольными театрами итальянские комедианты, приехавшие в составе труппы комедии дель арте. Одновременно играют кукольники из Германии и Франции.

В Москве появляются первые династии российских кукольников. Сначала это были Якубовские (Осип, Петр, Илья) - жители Витебска, которые давали кукольные представления с начала до 60-х гг. 18 в.

В “Санкт-Петербургских ведомостях” печатается теоретическая статья “О позорищных играх” (1733), автор которой (вероятнее всего Я. Штелин), указывал, что кукольный театр способен “показывать существо вещи”. Значительное влияние на формирование кукольного театра в России оказал И. Зигмунд (Сигмунд). Вместе с женой Елизаветой (1733) в Москве и Петербурге он дает ряд кукольных спектаклей («Об Адаме и Еве», «Об Эсфири», «О. Св. мученице Доротеи», «О Доне Жуане» и мн. др.), а в 1742 г. он получает “исключительную привилегию”, дающую право «в Москве, в Санкт-Петербурге, в Нарве, В Риге, в Ревеле и в Выборге комедии играть и писаться вольными комедиантами, и те комедии представлять”. Ему также было пожаловано право и места для строительства театральных зданий. Затем привилегия переходит к П. Гильфердингу (1746),. И. Нейгофу (1762), а от них - к “комедианту Школярию (Сколари).

В обеих столицах России также играли марионеточные представления И. Менде из Бреславля, “комедиант Везер”, “капитан Шаунберах,” братья Сарге, и мн. др. Репертуар состоял из “англо-немецких комедий”, инсценировок рыцарских романов, библейских притч и шутовских интермедий, известно и представление о докторе Фаусте. Спектакли отличались пышностью костюмов кукол и декораций. Сами куклы были лишены театральной условности и походили на реальных людей. С середины 18 в. вошли в моду куклы-автоматы, театр теней, различные панорамы и “оптические театры” (в частности механические куклы француза П. Дюмолена), а также “театр фейерверков”, где использовались пылающие огнем полуавтоматические куклы, изображавшие бои богатырей, аллегорические фигуры, огненных драконов, орлов и т.д.

Уделял театру кукол внимание и основатель русского театра Ф. Г. Волков. Еще учась в Сухопутном Шляхетном корпусе, он самостоятельно изготовил “театр, состоящий из кукол” (предположительно для императора Петра Третьего). В драматических спектаклях Волков использовал большие куклы и маски, а во время коронационного маскарада “Торжествующая Минерва” в Москве в честь Екатерины Второй ввел в действие уличных кукольников.

В 19 в. кукольный театр прочно вошел в российскую культуру; окончательно складывается народная комедия «Петрушка». Театр кукол шире проникает в семейную среду, заявляет о себе на праздничных гуляньях, в балаганах. В городах работают итальянцы И. Фере (1800), К. Жуванети (1802), И. Солари (1806), француз Ф. Браунеру, (1804), немец Шеффер (1816-1822) и др. С “механическими” “выпускными» и «марионеточными” театрами выступали как иностранцы, так и российские кукольники (Карасев, Никулин, Надуев, Лобков, Яковлев, Воронов, Новиков, Борзунов и т. д.). Представители разных поколений династии Гобби (Яков и Катерина) демонстрируют в Петербурге и Москве “механический итальянский кукольный театр, китайский фейерверк и волшебный фонарь”. Активно работал и перенявший у Я. Гобби секреты мастерства Д. Беев (Бей) (1841-1873). Во время Рождества выступали с представлениями вертепа, “при котором находятся певчие орган и тени”, учитель вокальной музыки И Колосов и его сыновья Александр и Павел. С китайскими тенями выступали И. Киоз (1804), М. Принчипе, и мн. др.

В России был известен и традиционный западноевропейский театр марионеток. В частности, парижская труппа Ж. Вердана с репертуаром ярмарочного театра. Классику кукольной сцены - “Дон-Жуана” и “Фауста” играли «прибывшие из немецких земель» госпожа Пратте, отец и сын Крамесы, Г. Клейншнек, механик из Голландии Швигерлинг.

Эти пьесы, как и приспособленные для театра марионеток сюжеты “Волшебной флейты”, “Вольного стрелка”, шли не только на столичных сценах; но и в Севастополе, Одессе, Казани, Харькове, Воронеже, Саратове и др. городах..

В 19 в. российская публика знакомится и с новыми типами искусства играющих кукол, возникшими в связи с развитием физики, механики и оптики. Профессор физики из Льежа Э. Робертсон демонстрирует «кинетозографические представления - картины, оживляемые движущимися фигурами и световыми эффектами» (1804). Подобные зрелища дают «механик Московских императорских театров Портнов» (1826), венецианец Г. Маджи, австриец Мейергофер, француз А. Мишо (1831-1833), полонизированный румын И. Купаренко. Куклы-автоматы показывал в России и ”тирольский механик» И. Чугмалл и др. западноевропейские кукольники. Французский подданный Лемольт организовал в Петербурге первый в России постоянный Детский театр (1841 – 1844).

Во 2-й половине 19 в. инициатива переходит к русским кукольникам и владельцам балаганов (И. Макаров, П. Седов, А. Павлович и др.). Огромную популярность завоевывает Петрушка. Возникший под влиянием западноевропейских кукольников, его образ вобрал в себя наиболее яркие отличительные черты русского национального характера.

В 19 в. рождается профессиональная русская кукольная драматургия: “Царь-девица” В. Ф. Одоевского, “Очарованный лес”. А. А. Бестужева-Марлинского, “Принц Лутоня” В. С. Курочкина (авторская переделка французской пьесы) и др. Кукольную эксцентричность русской истории, движимую безмозглыми механическими куклами с органчиком в пустой голове показал в “Истории города Глупова” и “Игрушечных дел людишках. М. Е. Салтыков-Щедрин. В конце 19 в. кукольный театр в России привлек к себе внимание ученых, исследователей, собирателей старины (В. Н. Перетц, Д. В. Григорович, Д. А. Ровинский и др.).

Новый импульс развития кукольный театр в России получил в начале 20 в. под влиянием творческих поисков во Франции и Германии. Художники А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, режиссер Н. Н. Евреинов активно включали куклу в сферу работы организованного ими Старинного театра (“Ярмарка на индикт Св. Дениса”, “Игра о Робине и Марион”, “Действо о Теофиле” (1907 г.) и др.). Поэт К. Д. Бальмонт в 1903 г. дал в стихотворении “Кукольный театр” своеобразный поэтический манифест искусства играющих кукол Серебряного века. А. И. Куприн сочинял и разыгрывал с куклами водевили.

Идея создания кукольного театра в России начала 20 в. интересовала многих: от замысла А. Белого (Б. Н. Бугаев) до набросков кукольной пьесы Е. Б. Вахтангова (1915), вертепной пьесы “князя эстетов” М. А. Кузмина. “Рождество Христово” на сцене кабаре “Бродячая собака” в Петрограде, русского варианта “Карагеза” Евреинова и др. В феврале 1916 г. в доме художника А. Ф. Гауша в Петрограде открылся спектаклем “Силы любви и волшебства” Аларда и Вандербека (кукольная ярмарочная комедия 18-го в.) «Кукольный театр» Ю. Л. Слонимской и П. П. Сазонова. Хотя он не выпустил более ни одной премьеры, весь отечественный кукольный театр жил под влиянием театра кукол Серебряного века в целом и “Сил любви и волшебства” в частности.

Для театра Слонимской и Сазонова написал философскую пьесу “Дитя Аллаха” (по мотивам арабских сказок) поэт Н. С. Гумилев. Сказка была адресована не столько детям, сколько Детству, которое живет в каждом кукольном представлении.

Октябрьская революция 1917 г. создала новую ситуацию в России. Получили распространение разнообразные агитационные кукольные представления, для которых характерна политическая и социальная тенденциозность, плакатный гротеск формы, сатиричность жанра, простота драматургии.

На общем плане выделяются «Революционный Петрушка» (1918), созданный. режиссером П. И. Гутманом. Работавший на фронтах Гражданской войны, он положил начало целому направлению – Красноармейскому Петрушке. Первый спектакль Гутмана «О Деникине-хвастуне и герое-красноармейце» был показан в 1919 г. под Тулой, где шли бои между Красной армией и Белой армией генерала Деникина. В агитационных кукольных представлениях, как правило, использовались приемы, формы обрядового, религиозного театра. Иллюстрацией тому служит Межигорский революционный вертеп, (1919) созданный в Киеве. режиссером П.П. Горбенко и театр «Арлекин», созданный юными Г. М. Козинцевым, С. И. Юткевичем и А. Я. Каплером (1919).

В Москве при Театральном отделе Народного комиссариате просвещения открыли Студию «Петрушка», который к юбилею революции поставил спектакль «Война карточных королей» (1918). Карточные короли, свергали более мелкие карты. Главный герой – Петрушка вел всю «игру» и комментировал действие. А. А. Блок положительно отозвался о спектакле. Студия выпускала наборы кукол к этому спектаклю, которые вместе с текстами пьесы и альбомами декораций высылались в любительские театры.

Агитационный театр кукол особенно активно развивался в первые десятилетия после революции. Большую роль сыграла поэзия В. В. Маяковского, и тексты Д. Бедного (Е. А. Придворов) которых ставили за образец литературной и идеологической основы кукольных пьес. В 1919 г. возникли многочисленные представления на антирелигиозную тему. В 1920 г. получил распространение спектакль «Петруха и разруха», где Петрушка вместе с кукольным «народом» борется с разрухой. В 1927 г. пьесой С. Городецкого “От царя к Октябрю” открылся театр “Красный Петрушка” (“О займе”, “Бабье равноправие”, “Наша конституция”, “Политические пантомимы”, “Дорога бедняка”, “Класс против класса” и др.). Спектаклем “Зеленый змий” (1929) открылся Первый государственный передвижной театр малых форм Института санитарной культуры под руководством О. Л. Аристовой (“Сан-Петрушка”). Также известны в 20-е годы были Московский театр кукол «Кооперативный Петрушка», «Осоавиахимовский Петрушка» и др. Одновременно существовали и другие кукольные театра, не ставившие перед собой политических задач. Среди них – театр марионеток А. П. Седова («Давид и Голиаф», «Липанюшка» и др.). Куклы создавал В. А. Фаворский.

В 1917 г. в Москве открывается “Театр Петрушки” известных художников Н. Я. Симонович - Ефимовой и И. С. Ефимова. Изучив опыт народных кукольников, Ефимовы обогатили его классическим репертуаром, технически усовершенствовали сами театральные куклы. Круг их общения составляли художники В.А. Серов, В.А. Фаворским, скульптор А. С. Голубкина, ученый и философ П.А. Флоренский. Огромным успехом пользовались спектакли Ефимовых: «Басни И.А. Крылова», «Веселый Петрушка» и др. Они работали с различными системами кукол, и в каждую вносили технические и художественные коррективы. В 30-е годы в фойе драматических театров, артистических клубах они показывали сцены из "Макбета" У. Шекспира. На фоне кроваво-красного задника, над серебристыми, легкими ширмами играли куклы с широкими трагическими жестами необыкновенно длинных рук, выразительными лицами, при поворотах меняющими мимику. Интересны были и номер с Большим Петрушкой (куклой в рост человека) и кукольные интермедии Ефимовых для Н. П. Смирнова-Сокольского "Тринадцать писателей" (1934). Их семейный театр просуществовал более 20 лет, повлияв на эстетику, профессиональное мастерство не только русского, но и мирового театра кукол. В театр Ефимовых приезжали на практику десятки кукольников из многих городов СССР. Он стал первой ступенью к формированию российской кукольной школы.

Под их влиянием открывались новые театры кукол. Среди них и единственный в России большой государственный Московский театр теней. Организованный в 1937 г. при Музее детской книги («Тиль Уленшпигель»), театр создал разнообразный репертуар: «Пушкинский спектакль» (1937), «Приходи, сказка!», «Три толстяка», «Живые афиши», где на экране оживали дружеские шаржи на В. Клайберна, Ч. Чаплина, И. Монтана и др. В спектаклях использовалась техника европейского театра теней, а также изобрели собственную теневую технику. Театр также применяет китайскую технику вождения теневых фигур. Московский театр теней много работает и сегодня. В его репертуаре не только теневые спектакли, но и обыкновенные - кукольные.

Этапным стало творчество Е. С. Деммени - режиссера, актера театра кукол, эстрады, кинорежиссера, историка и теоретика театра. Он начал как любитель (1918). После демобилизации поступил в Петроградский Театр Юного зрителя на техническую должность (1922). В 1924 г. создал «Театр Петрушки», показав премьеры «Петрушка» и «Арлекинада». О себе говорил коротко: “По происхождению – дворянин, по образованию – военный, по устремлениям – актер”. Будучи в составе Тюза (1925 – 1930), «Театр Петрушки» ставит не только детские, но взрослые спектакли («Свадьба» А. Чехова (1928), «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» Н. Гоголя ( 1929) и др.

Деммени одним из первых поставил в театре кукол спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков: А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, А. Чехова, У. Шекспира, Ж. Мольера, Г. Сакса, первым создал кукольный игровой кинофильм, кукольный телевизионный спектакль. Е. Деммени также первым поставил пьесы С. Я. Маршака и Е. Л. Шварца, создал направление куклотерапии, выступая для больных детей в Ленинградском институте Турнера. Объединившись с Ленинградским театром марионеток Л. В. Шапориной-Яковлевой (1930), Деммени создает спектакли с куклами-марионетками («Наш цирк», (1930), «Пустяки» (1932), «Гулливер в стране лилипутов» Дж. Свифта, «Мальчик с пальчик» Ш. Перро (1946), «Проказницы из Виндзора» В. Шекспира (1947), «Умные вещи» (1948) «Кем быть?» В. В. Маяковского (1950), и «Терем-теремок» (1950) С. Я. Маршака и др.)

Спектакли Деммени отличала высокая исполнительская и общетеатральная культура, музыкальность, динамичность. Режиссер отказался от занавеса, использовал прием «моновидения», создавая такой окружающий героев мир, каким они могли его увидеть. Для этого он смело изменял масштабы вещей, показывая зрителям мир глазами действующих лиц спектакля.

В то же время в Москве активно работал режиссер В. А. Швембергер. Закончив Вахтанговскую студию, он основал два Московских театров кукол: Московский городской - «Театр детской книги» (1931), Московский областной театр кукол(1933).(«Ревизор» и «Снежная королева», Три поросенка», «Машенька и медведь»). Он же основал первый профессиональный театр кукол Украины (1921) в г. Чернигове и профессиональный театр кукол в Киргизии (1941, Фрунзе), куда он, будучи по национальности немцем, был выслан сразу же после начала войны. "Чем выше искусство драматического актёра, -считал В. Швембергер, - тем легче и лучше он овладевает искусством актёра-кукольника".

Уникальная деятельность Деммени, Ефимовых, Швембергера и др. стала катализатором создания в СССР небывалой до того в мире сети государственных театров кукол: Большой театр кукол в Ленинграде (1931), театры кукол в Нижнем Новгороде (1929), Самаре (1932), Архангельске (1933), Рыбинске (1933), Иваново (1934), «Ростове на Дону» (1934), Самаре (1935), Ижевске (1935) и др. Формируется кукольная драматургия (пьесы С. Я. Маршака, Е. Л. Шварца, Н. В. Гернет, А. П. Глобы, Е. Я. Тараховской, Г. Л. Владычиной, Г. И. Матвеева и др.).

Следующим и ключевым этапом развития театра кукол в России стала деятельность С. В. Образцова. Режиссер, педагог, теоретик театра, писатель, киносценарист, художник, он оказал огромное влияние на развитие всего мирового театра кукол 20 в. Образцов учился в Высших Государственных Художественных мастерских (ВХУТЕМАС), был артистом Музыкальной Студии Московского Художественного театра и МХАТа 2-го (1923 – 1936). Работая в театре и на эстраде («романсы с куклами»), в 1931 г., возглавил ГЦТК (ныне академический) при Народном Комиссариате просвещения РСФСР. Штат театра состоял из 12 человек (среди них: С. С. Шошин, Е. В. Сперанский, Т. Б. Александрова, Е..М. Успенская, Л. Г. Шпет, Ю. С. Милютин и др.). В 1936 г. театр получил собственную сцену на площади Маяковского (ныне Триумфальная). Тогда же в стенах театра прошел Первый Всесоюзный смотр театров кукол, показавший, что Театр Образцова стал центром, где аккумулировались и откуда распространялись по театрам СССР новые идеи, сценографические и постановочные приемы, пьесы, теоретические и практические открытия в области театра кукол.

В годы войны 16 концертных бригад театра выступали на фронте и в госпиталях. В театре ставили агитационные спектакли: "Сон Гитлера", "Над крышами Берлина" и другие. Одновременно актеры театра играли спектакли для детей и взрослых в городах Поволжья, Алтая, Сибири, Казахстана В Новосибирске Театр Образцова стал крупнейшей в России базой по организации фронтовых агитбригад. Театр участвовал в создании профессиональных театров кукол многих стран Восточной Европы -: Польши, Чехии, Словакии, Югославии, Восточной Германии, Литвы, Латвии и Эстонии. Благодаря авторитету, профессиональному мастерству, репертуару Театра Образцова, начали возникать новые театры кукол (Ленинградский театр сказки (1944), а также театры кукол в Сталинграде (1936), Вологде (1938), Красноярске (1944), Твери (1944), Курске (1944) и др. С 1948 г. Театр Образцова показывает свои спектакли за рубежом. Он побывал в 67 странах мира..

Первым спектаклем. Образцова стал "Джим и Доллар" (с перчаточными куклами). Далее были: Поросенок в ванне" и "Каштанка" "По щучьему велению" (1936), "Большой Иван" (1937), "Кот в сапогах", "Волшебная лампа Аладдина" (1940). Последний стал предтечей «образцовских» спектаклей для взрослых и был сыгран тростевыми куклами. Переосмыслив опыт Ефимовых, в театре были созданы собственные тростевые куклы, которые впоследствии стали называть «русскими тростевыми».

Во время войны был поставлен "Король-олень" (1943), а сразу после войны в 1946 г. - "Необыкновенный концерт" (Первоначальное название – «Обыкновенный концерт»). Этот спектакль был сыгран более 10000 раз, вошел в книгу рекордов Гиннеса. Среди спектаклей Театра Образцова «Чертова мельница» Я Дрды, И. Штока (1953 г.), "Божественная комедия" (1961), «И-ГО-ГО» (1964) г., «Дон Жуан» (1975) и др. Репертуар театра стал образцом для подражания 130 крупных государственных театров кукол СССР и десятков государственных театров стран Восточной Европы театров. Творческое лицо Театра Образцова создавали выдающиеся художники В. В. Андриевич и Б. Д. Тузлуков.

В 1970 г. театр переехал в специально выстроенный для него архитектурный комплекс на Садовом кольце (2 зрительных зала и две сцены, зрительские фойе, зимний сад с фонтанами, аквариумами и экзотическими птицами). На фасаде театра установили часы с куклами.

В 2001 г. в честь 100-летия со дня рождения Образцова в Москве состоялся 1-й Международный фестиваль С. Образцова (организован Фондом имени С. В. Образцова), на который съехалось около 100 театров кукол мира. Первые пять премий получили на фестивале Ф. Жанти (Франция), Ж. Жоаль (Бельгия), Х. Юрковский (Польша), В. А. Вольховский Россия), А. Розер (Германия). Благодаря Образцову, театр кукол занял в мировой культуре достойное место, из низового театра он превратился в высоко, признанное всеми искусство. Образцов создал неформальную школу, которая была признана эталоном искусства играющих кукол.

Дальнейшее развитие театра кукол связано с расширением художественных возможностей за счет использования смежных театральных средств. С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в Праге в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали. Возникает стремление к синтезу зрелищных искусств. Одним из первых в России кто осуществил поворот театра кукол в сторону синтеза, стал режиссер Б. И. Аблынин, основатель Театра-студии «Жаворонок» (1968). Театр просуществовал всего несколько лет и был закрыт в 1972 г. Спектакли Аблынина стали предтечей театров «уральской зоны», эстетику которых польский профессор Х. Юрковский сформулировал, как «третий жанр».

Окончательно оформил и воспитал плеяду деятелей нового направления М. М. Королев - режиссер, педагог, драматург театра кукол, профессор ЛГИТМиК, основатель «ленинградской» кукольной школы. Творческая жизнь Королева в первую очередь связана с Ленинградским Большим театром кукол и ЛГИТМиК, где он руководил организованной им Кафедрой театра кукол (1959). Театр Королева продолжил традиции классического детского театра. ("Дикие лебеди" Г.-Х. Андерсена, "Конек-Горбунок" П. Ершова и др.). Его спектакли для взрослых , подобно «образцовским», вошли в золотой фонд мирового театра ("В золотом раю" Бр. Чапек, "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова, "Прелестная Галатея", Б. Гадор, Д. Дарваш, «Голый король» Е. Шварца и др.

Ученики М. Королева определили дальнейший путь российского театра кукол в 70-х –80-х гг. Среди них – В. Л. Шрайман. Последователь «королевской школы», один из создателей «уральской зоны» (по региону, где, в основном, работали ученики Королева), он использует не только средства кукольного искусства, но и других зрелищных искусств, - в первую очередь драматического театра, цирка, эстрады, способ «монтажа аттракционов» кино и др. Совместно с художником М. И. Борнштейном и др., Шрайман основал в Магнитогорске «Театр кукол и актера «Буратино» («Айболит против Бармалея» (1975), «Три мушкетера» (1976), «Маугли» (1976), «Следствие по делу Вилли Старка» (1982) и др.). Театр также обращается к классическим произведениям драматургии, созданным для драматических и музыкальных театров: «Человек из Ламанчи» (1979), «Дракон» (1980), «Гамлет» (1981), Смерть Тарелкина (1984), «Дом, который построил Свифт» (1985). Сценические работы Шраймана имели успех в СССР и за рубежом не только в связи с их оригинальностью, но и потому, что вступали в острый диалог с официальной советской культурой «эпохи застоя».

Другой ученик Королева – В. А. Вольховский свои спектакли создал в содружестве с художником-постановщиком Е. Луценко (ведущим художником театра кукол конца 20 в.) в Челябинском областном театре кукол (1972 –1987). Первой его крупной работой стал спектакль «Соломенный жаворонок» (1977) В. И.. Новацкого, Ю.А. Фридмана. Созданный по мотивам славянских обрядов, русского фольклора, спектакль переосмысливал древние народные традиции. В «Соломенном жаворонке» использовались средства театра кукол, масок, элементы пантомимы, драматической игры. Спектакль получил Диплом и медаль Лауреата крупнейшего фестиваля театров кукол в Шарлевиле-Мезьере (Франция, 1979). Среди других его спектаклей: «Процесс над Жанной де Арк», «Краса Ненаглядная» (1981), «Мертвые души» (1985), «Соловей и император» (1986) и др. В 1987 г. В. Вольховский возглавляет Воронежский областной театр кукол «Шут», который становится одним из ведущих театров кукол России («Озерный мальчик», «Шинель» и др.).

Среди ведущих режиссеров, актеров, художников «уральской зоны»: Е. В. Терлецкий, С. Ф. Железкин, С. Столяров, Р. Виндерман, Е. Ю. Гимельфарб, М. И. Борнштейн, М. А. Хусид и др., работавшие в Кургане, Екатеринбурге, Томске, Ярославле, Петербурге, Челябинске и др. городах.

Немалое влияние на российский театр кукол 60-х - 70-х гг. оказал режиссер В. Б. Сударушкин. Ученик Королева, режиссер Ленинградского Большого театра кукол, он разрабатывал жанр музыкальной комедии, мюзикла («Поросенок Чок» (1969), «Маяковский и Маршак – детям» (1970), «Сказка про Емелю» (1971), «Любовь, любовь…» и др.). С ним работали: художники – В. Г. Ховралева, Э. А. Боровенкова, артисты И. С. Альперович, А. П. Корзаков, В. П. Мартьянов, В. С. Киселева, В. В. Кукушкин и мн. др.

До 80-х годов 20 в. сохранялась традиция работы с куклами на эстраде, заложенная Образцовым и Деммени. Тогда на российской эстраде с куклами выступали М. В. Цифринович, И. Н. Дивов и Н. А.. Степанова и др.

Эстетика номеров Дивова близка выступлениям Образцова на эстраде. В отличие от Образцова, Дивов работал с марионетками. Куклы создавали художники по куклам Театра Образцова - В. Н. Конюхова и В. А. Гарбузов.

Цифринович создала знаковый образ «кандидата околовсяческих наук Венеры Михайловны Пустомельской». Мимирующую куклу для этого номера сделала художница по куклам Е. Т. Беклешова. В репертуаре актрисы были и публицистические номера («Это повториться не должно»), и сатирические («Плоды воспитания»), и лирические («Балеринка»), и пародийные («Руки и шляпы»). Актриса стремилась расширить выразительные средства кукольного эстрадного искусства.

В 80—х гг. с угасанием традиционной советской эстрады изменились и эстрадные куклы. Основной упор стал делаться не на содержании, а на зрелищности номеров. Появились многочисленные ростовые куклы, играющие скорее декоративную, чем содержательную роль.

В это же время возрождаются и забытые кукольные формы («Петрушка», «Вертеп»), которые стали показываться на ярмарках, в местах народных гуляний, в период Рождества.

Российские кукольные театры все чаще становятся непременными участниками и лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска» (Архангельский, Екатеринбургский, Омский театры кукол, Семейный московский театр «Тень», Петербургский театр сказки, театр «Кукольный дом» (Петербург) и др.). Плодотворно работают ведущие режиссеры театров кукол: В Н. Шацкий (в 2002 г. избран Президентом УНИМА России, г. Рязань), В. А. Вольховский (Воронеж), Ю. А. Фридман, С. Ф. Железкин, И. М. Эппельбаум (Москва), О. В. Борок (Екатеринбург), Д. А. Лохов (Архангельск), И. В. Игнатьев, А. Максимычев, Н. Н. Боровков, С. Столяров (Петербург), Ю. Е.. Лабецкий (Выборг), Я. М. Мер (Вологда) и др. Среди художников и мастеров-кукольников широко известны такие имена, как: А. Ефимов (Екатеринбург), С. А. Алимов, М. Б. Грибанова, М. Х Шмулевич (Москва), Е. Л. Луценко (Воронеж), и др.

Российские кукольники регулярно выезжают на гастроли за рубеж, на международные фестивали театров кукол в Германию, Польшу, Францию, Голландию, Бельгию, Хорватию, Италию, Иран, Республику Корею и др., где их спектакли часто отмечаются, как лучшие.

С 80-х годов в России регулярно проводятся международные и региональные фестивали театров кукол в Петербурге, Рязани, Иваново, Архангельске, Екатеринбурге, Томске, Вологде и др. городах.

В 20 в. много и плодотворно работали исследователи - историки, теоретики российского театра кукол. Среди них: В. Н. Перетц, Л. Г. Шпет, А. Я. Федотов, Н. И. Смирнова, И. П. Уварова, И. Н. Соломоник, И. Н. Жаровцева, Б. П. Голдовский, Е. С. Калмановский, А. П. Кулиш, А. Ф. Некрылова и др.

Созданы и успешно работают музеи театральных кукол. Среди них Музей при ГАЦТК им. С. В. Образцова (основан в 1937), Московский музей Детских театров, Музей при Петербургском театре марионеток им. Евг. Деммени, Музей при Воронежском театре кукол «Шут» и др. В московской квартире, где жил и работал Образцов (1938 – 1992), открыта мемориальная квартира. Здесь хранится коллекция вещей и книг Образцова.

В настоящее время в России работает более 100 государственных театров кукол и около1000 частных коллективов. Подготовка актеров-кукольников ведётся в высших и средних театральных учебных заведениях Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, а также в институтах и колледжах культуры многих городов России

В самодеятельности, особенно в школах, домах детского творчества, искусство театра кукол также пользуется большой популярностью. Ежегодно проводятся смотры и фестивали любительских детских коллективов.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет