Русская литература ХХ века 1941 – начало 1980х годов



бет1/16
Дата26.06.2022
өлшемі326.5 Kb.
#459482
түріЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Лекции Никоновой Литература периода В.О.В.


Русская литература ХХ века 1941 – начало 1980х годов

Литература периода Великой Отечественной Войны




1. Особенности литературного процесса военных лет. Ведущие жанры.
2. Тема жизни и смерти в трактовке литературы военного времени.
3. Революционное и общечеловеческое.

ВОВ во многом результат неразрешимого конфликта, а также внутренняя драматичность человека. Обе стороны вышли с поражённым национальным чувством. Страна и государство – это разные понятия. Страна – исторически сложившаяся; государство – идеологический механизм, без которого страна жить не может. Литература мгновенно отреагировала на глубинное содержание войны.


Симонов «Парень из нашего города» (поэма) – романтические настроения. Внутренняя готовность к войне была и у народа, и в литературе. Стихотворение «Ты помнишь, Алёша…»
ВОВ возвратила нам чувство родины. Советский солдат ощутил себя русским. Русский стало синонимом слова советский – на первый план выступила национальная история.
Новое качество – эпическое – ускоренное переживание событий. Очерки – Эренбург. Стремительное «мужание» народа.
1942 год – эпические жанры. Появляется поэма П. Антакольского «Сын», посвящённая погибшему сыну.
М. Алигер « Зоя» – арест и гибель Зои Космодемьянской.
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» – глубокое проникновение в судьбу человека.
Литература быстро набирала период зрелости. Поэма дала общее видение мира.


Представления о войне:
1. Столкновение двух социальных систем – социализма и фашизма.
«Сын» – комсомолец. Рассказывает о враге – говорит о фашисте, человеке другой идеологической формации. Самоубийственная борьба. Обращается к отцу (спор отцов, который разрешать ни в чём не повинным сыновьям). Социализм и фашизм по-разному воздействуют на человеческую природу.
«Зоя» – вчерашняя школьница. Должна поджечь село. Зоя жжёт свою родную землю. Долг перед родиной – оставление жизни. Смерть её становится равной её жизни, вклад в общую победу, утверждение жизни её родины.
2. Два смысла: 1) борьба ха жизнь; 2) борьба за родную землю.
«Василий Тёркин» – в первую очередь труженик. Стал солдатом, потому что война пришла в его дом. Для него война – защита жизни. Один на один сражается со смертью, но живой дух.
«Бой…ради жизни на земле». Главная цель – выйти из войны живым и духовно и нравственно.
Близость к солдату. Поэма росла вместе с войной. Каждая глава – законченный фрагмент. Главная – про солдата-сироту.
Герой неуничтожим, один представляет собой весь народ. Немец – «немой» – восстанавливает древнейший смысл, т.е. любой иностранец.
Каждый бой – прохождение между жизнью и смертью. Жизнь и смерть – онтологические, бытийные понятия.

Ещё одна тема – тема бессмертия. А. Платонов. Привозил с фронта рассказы-притчи. Сосредоточены вокруг темы бессмертия. «Одухотворённые люди» – сходятся о.л. и неодушевлённый враг. У него души нет. Любовь объединяется о.л. (песнь девушки); память (боец умер => мать перестала думать о нём). Память – это бессмертие.


Идеологические постулаты отступили. Общечеловеческое стало главным.

Литература послевоенного десятилетия (1946-1956 годы).






Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет