88
ДЕВЯТЫЕ БОЛЬШАКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ОРЕНБУРГСКИЙ КРАЙ
КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
У казахов при всем богатстве и разнообразии орнаментального
искусства доминируют мотивы
зооморфного и растительного орнамента.
Много казахских сказок посвящено животным, в частности, в сказках «Бозинген», «Сырттан-
дар», «Тепеп коп» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами —
звери.
Казахская народная мудрость учит отношению к природе, что видно, например, из казахских
пословиц: «Воды не ценит тот, у чьих ворот она течет»; «Мать как лодка, отец как река»; «Умно про-
житая жизнь — в небе плывущий лебедь».
До сих пор не потеряли своего значения песни о флоре и фауне родного края, о временах года,
о домашних животных, уходе за ними, прививающие детям любовь к природе, стремление охранять
ее. В охотничьих песнях изображается нелегкий, но увлекательный мир охотников, их наблюдения
за
повадками зверей, охотничьих собак и ловчих птиц [4].
Из многообразия литературы, посвященной проблемам этнокультурного развития русского на-
рода в Оренбургском крае, обращает на себя внимание публикация материалов Всероссийской на-
учно-практической конференции «Проблемы этнокультурного развития русского народа» [7].
Традиционные культуры проживающих в Саракташском районе основных этносов никогда не
ставили своей целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой. В тради-
ционной культуре этих этносов природа понимается как живой организм, малой частицей которого
является человек. Влияние между этнической культурой и природой обоюдное. Для этого взаимного
сложнейшего процесса характерны зональность и региональность. Этносы адаптируются к природ-
ной среде, формируя сложнейшую систему связей с природой — особую в каждом регионе. Особен-
но это относится к этносам, проживающим в сельской местности. Весь уклад жизни населения эт-
нокультурного региона так или иначе связан с ландшафтами. Соблюдение правил взаимоотношения
человека с природой в традиционной культуре перечисленных этносов не служит никакой заранее
определенной цели. Другими словами, оно направлено не на сохранение и приумножение богатств
природы, а на повседневное обеспечение жизнедеятельности человека. Соблюдение многих из этих
правил приводит к последствиям, которые нельзя предвидеть заранее, наблюдать непосредственно, а
значит, невозможно заранее установить, благотворны они или нет. Об устоях, характеризующих от-
ношение этносов к природе в их традиционной культуре, не спорили — их просто выполняли. Тра-
диционная культура этноса во взглядах на природу ближе к антропоцентрическому экологическому
сознанию, в то время как сегодня мы говорим о необходимости формирования экоцентрического
экологического сознания.
Материал подготовлен при финансовой поддержке отделения гуманитарных и общественных
наук РФФИ и Правительства Оренбургской области (грант № 17-12-56009а(р)).