Подготовила: ст. гр. ДСЮ-23-2р Булегенова Акжамал
Современная историческая наука независимого Казахстана стоит перед необходимостью переосмысления прошлого на базе широкого круга источников. К числу важнейших проблем в современной истории Казахстана относятся вопросы касающееся обычного права казахов. Формирование национальной правовой системы является основной целью проводимой в Республике Казахстан правовой реформы. Одним из главных принципов реформы должна быть преемственность правовой культуры. Необходимо изучение и использование актуального в настоящее время опыта. В недавнем прошлом важнейшего традиционного казахского социально-правового института — суда биев. Суд биев как обычно-правовое учреждение судебного характера сыграл во многом ключевую роль в формировании и функционировании обычного права казахов, а его правотворческая деятельность — в развитии, обогащении и интеграции казахского обычного права и обычно-правовой системы в целом.
Казахское обычное право относится к числу наиболее обширных систем права такого вида. Обычное право казахов – неотъемлемая часть истории, правовой истории мира. Изучение норм традиционного права позволяет установить степень действия в Казахстане общих закономерностей всемирного исторического процесса.
В истории известны факты о том, что в казахском обществе действовали неписаные узаконения, законоположения, постановления ханов. Из поколения в поколение передавались свод законов Касым хана "Касым-ханнын каска жолы", что можно перевести как "установления ясновидца Касым-хана".
Казахское обычное право — неписаное право. Оно построено на ряде основных нормативных институтов и на множестве кратких, легко запоминающихся и в то же время выразительных изречений, содержащих основополагающие материальные и процессуальные нормативы.
В арабско-персидском словаре, изданном на казахском языке, смысл слова «Принцип» («Каида» кагедэ) передается как положение, правило, общая дисциплина, закон, установление, обычай, традиция, т.е. принцип, является источником правового регулирования общественных отношений.
Основное в нормах обычного права — это их внутреннее содержание, лежащие в их основе принципы. Главное назначение — реализация этих принципов, не искажая их сути и содержания. Например, в области преступлений и наказаний — это принципы кровной мести и уплаты куна; в семейно-брачных отношениях — экзогамный запрет — до седьмого колена родства включительно; в области осуществления правосудия — принципы справедливости, открытости, красноречия. Особенность правовой культуры кочевников заключалась в том, что принцип и правовая норма находились между собой в неразрывной связи, «пронизывали» друг друга. Такое неразрывное единство поддерживало на высоте культурный (духовный) уровень системы, преумножало ее привлекательность. Появление взглядов и представлений правового содержания влекло за собой возникновение принципов, наделенных соответствующей регулятивной силой. А это, в свою очередь, вызывало к жизни волну норм, направленных на разрешение различных ситуаций, многочисленных жизненных противоречий и споров.
Правовые (или юридически значимые) принципы-идеи кочевников условно можно разделить на несколько групп: главный (основной) принцип, промежуточные (общие) принципы и частные принципы. Эти принципы были между собой взаимосвязаны, определяли общую структуру правовой системы и обеспечивали ее внутреннее единство, гармонию и независимость, выражающуюся в способности противостоять внешнему влиянию. Единство принципов обычного права и лежащих в их основе взглядов с правовыми нормами и институтами обеспечивало особое влияние последних на поведение и действия человека. В результате этого нормы и институты обычного права поднялись до уровня цельного явления и получили возможность влиять не только на интеллект человека, но и на его эмоциональную сферу. В этом заключался особый секрет норм и институтов обычного права казахов. Следует отметить, что основной целью норм и институтов обычного права казахов было разрешение споров и конфликтов в обществе. Они возникли из этой необходимости и были подчинены этой цели. Поэтому утверждение, что нормы и институты обычного права казахов изначально преследовали цель системного регулирования межличностных, социальных отношений в кочевом обществе, не соответствует действительности.
Обычно-правовые нормы — особое явление в правовой культуре кочевого общества. Общественный порядок, а значит, и соблюдение норм обычного права основывались на «автономности», самостоятельности, самоуправляемости кочевых коллективов. Возможно, в этом кроется одна из причин того, почему обычно-правовые нормы, поддерживаемые государством, известные кодексы не приобрели в конечном смысле «государственного характера». В таких обществах регулятивную роль играли не законы, установленные государством, а нормы обычного права. Нормы обычного права возникали из повседневной жизненной необходимости, «сами по себе» и признавались как «правовое явление», «правовая действительность». Следовательно, их отличие от норм, установленных государством, заключается в том, что они не нуждались в специальном правотворчестве государства, не зависели от него. Связь между нормами обычного права и государственной властью развивалась постепенно.
Нормы обычного права существовали в официальной и неофициальной формах. В основе перехода норм обычного права казахов из неофициальной в официальную форму лежало усиление центральной государственной власти, установление и активизация правотворческой функции государства.
Суд — один из древнейших институтов власти и одновременно органов правотворчества и правового регулирования (в том числе право применения).
Судебная власть, которая принадлежала биям, была достаточно мощной и эффективной ветвью государственности власти и имела исключительное значение в казахском обществе. Она была ведущей формой власти в системе управления. По сравнению с другими ветвями государственной власти судебная власть в условиях кочевого общества была наиболее развитой, максимально реализовала свои возможности, раскрыла свои качества, а иногда даже стремилась охватить и вобрать в себя всю государственную власть. Особая роль судебной власти биев связана с тем, что она была выражением формы относительной самостоятельности кочевых обществ с бытовых, административных, политико-правовых позиций. Бийская прослойка не имела своей сословной организации. Но не один казахский хан не обходился без совета биев, созываемого в особых и экстренных случаях для согласования и решения важных социально-экономических, военно-политических и правовых вопросов. Пренебрежение мнением биев всегда приводило к падению престижа и изоляции ханствующей династии.
История обычного права казахов свидетельствует об активном участии казахского народа в процессе развития мировой цивилизации. В связи с этим практически невозможно определить первоисточник нормы казахского обычного права, которое, как и вся культура древнего казахского народа, формировалось в результате бесчисленных воздействий и заимствований из внешнего мира. Главным источником казахского обычного права является веками создававшийся и совершенствовавшийся устный обычай «адат».
Действительно, общечеловеческая культура сложилась на почве традиций и обычаев народов. Конкретно-исторический анализ обычного права казахов позволяет более глубоко изучить его различные пласты в политической и правовой системе кочевого общества. Особенностью законодательных актов казахского кочевого общества является то, что они не получили письменного оформления, либо не сохранились и дошли до нас в основном благодаря этнографо-фольклорным материалам. В силу данной специфики обычного права казахов классификация его не укладывается в общепринятую систему классификации законодательных актов оседлых обществ.
Обычное право по своему составу было неоднородным. Оно включало различные по характеру нормы и институты, которые функционируя, переплетались; взаимодействовали друг с другом, влияли друг на друга. Консерватизм обычного права казахов обусловил сохранения в нем, даже в ХІХ веке, норм и целых институтов, корни которых уходят в глубокое историческое прошлое. Поэтому в обычном праве трудно зачастую отличить позднейшие его нормы от древнейших. Где то невозможно установить точное время появления тех или иных правовых обычаев.
Немаловажную роль в становлении степной конституции сыграли бии. Они распологали большими правами в толковании норм, обосновании и внесении решений, а также в определении методов и форм проведения этих решений в исполнение.
Нормы обычного права были тесно связаны с обычаями, традициями и верованиями. Поэтому защита этих обычаев в народе обычно связывалась с защитой себя как народности, как этнического целого. Нормы обычного права, пронизывая различные сферы жизнедеятельности и быта, имели большое значение и в духовной жизни.
Достарыңызбен бөлісу: |