Справочник по истории первобытного общества, Древнего мира, Средних веков и раннего нового времени



бет1/8
Дата22.06.2016
өлшемі0.95 Mb.
#153215
  1   2   3   4   5   6   7   8
Словарь-справочник

по истории первобытного общества, Древнего мира, Средних веков и раннего нового времени (Западная Европа и Восток)

(термины, понятия, названия)

Основные термины и понятия курса

Адаптация – приспособление к внешней среде при сохранении значительного влияния традиционных механизмов и тенденций развития социальной системы.

Альтернатива – путь развития, качественно отличающийся от существующего.

Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин Аккультурация используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Аккультурация – процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

Архетип – первообраз, идея. Означает изначальные, врожденные психические структуры, формирующие активность воображения. Лежит в основе общечеловеческой символики, выявляется в мифах, религии, искусстве, философии.

Ассимиляция культурная - полное или частичное поглощение культуры одного, обычно менее цивилизованного и более «слабого», народа другой, иноземной культурой, чаще всего путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» порабощенного этноса в этносе поработителя.

Вариант – путь развития, обладающий некоторыми существенными, но частными особенностями по сравнению с существующим.

Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) – собирательное название группы специальных научных и учебных дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики исторического исследования и формирующие систему дополнительных знаний, необходимых историку для составления полной картины о прошлом.

Вызов проблемная ситуация, от способности разрешить которую зависит выживание или гибель конкретного общества или цивилизации в целом.

Генезис происхождение и развитие какого-либо явления, народа.

Духовная культура – совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения...), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей посредством межкультурных контактов и заимствований.

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации.

Интраверт – тип личности, ориентированный на достижение духовного совершенства, склонный к самоанализу, принимающий внешнюю, практическую деятельность как неизбежное зло.

История – в переводе с древнегреческого (Historia ) – повествование, рассказ о прошедшем, о тех или иных событиях. Сегодня этот термин имеет несколько значений.

В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе. Историю можно назвать фундаментом научного познания во всех областях, так как научное объяснение любого явления может быть найдено только в том случае, если рассматривать это явление в развитии, то есть исторически.

В более узком смысле слова под историей понимают процесс развития человеческого общества.

История – это и особая отрасль знания, наука, изучающая развитие человеческого общества в прошлом. Главная ее цель – с помощью знаний о прошлом способствовать пониманию настоящего и прогнозировать будущее.

История имеет огромное социальное значение. Человек представляет собой историческое существо, во-первых, в том смысле, что он меняется с течением времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю; во-вторых, потому, что сознательно или невольно воздействует на ее ход.

Главная задача исторического образования в современной России – воспитание историей, формирование в сознании подрастающего поколения, всех граждан страны гуманистических принципов, патриотизма – в частности. Эту задачу можно решить с помощью объективных знаний, которые далеки от идеализации, приукрашивания нашего прошлого.

История исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе называется историографией. Базой для проведения исторических исследований служат исторические источники.

Историография – имеет два основных значения: история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например: историография Октябрьской революции, историография средних веков), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография).

В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков.

В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись «волей богов».

Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания стала античная историография. Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих историков Геродота (прозванного «отцом истории») и особенно Фукидида; для последнего характерны уже отказ от объяснения истории вмешательством божественных сил и стремление проникнуть во внутреннюю причинно-следственную связь событий, элементы исторической критики – попытка отделить достоверные факты от вымысла.

Для историографии эпохи средних веков, когда характер исторического мышления определяла преимущественно церковная идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление «божественного плана». На западноевропейскую феодально-христианскую историографию наряду с Библией огромное влияние оказали философско-исторические концепции христианского теолога Августина Блаженного, на мусульманскую историографию – Коран.

Наиболее распространёнными формами исторических сочинений наряду с агиографической литературой (жития святых) были анналы – «всемирные истории» - обзоры всемирной истории от «сотворения мира». Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий – анналы. На Руси их аналогом были летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов – «Повесть временных лет»).

В развитии российской исторической науки можно выделить ряд этапов:

Возникновение русской историографии в XIX в. Наиболее существенный вклад в ее становление внес В.Н. Татищев в 5-ти томном труде «История России с самых древнейших времен.

В это период в российской Академии наук складываются первые научные школы, дискутирующие по вопросу происхождения русского государства: норманнская (Байер, Миллер) и антинорманская (М.В. Ломоносов).

2. Оформление русской историографии в XIX веке как самостоятельной дисциплины, в рамках которой складываются следующие направления:

а) Консервативное направление в этот период было господствующим (крупнейший представитель первой половине XIX века - Н.М. Карамзин). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития.

б) Государственная школа считала государство движущей силой исторического развития. Ее представители (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и Соловьев С.М.) признавали закономерности исторического развития, стремились установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривали историю как процесс развития политических и юридических институтов - при особом внимании к истории государства (с которой нередко отождествлялась история народа).

в) Революционно-демократическая концепция истории сложилась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Они при постановке вопроса об объективных законах истории, придавали особое значение развитию экономического быта, изменениям в социально-экономическом положении народных масс. Стержнем революционно-демократической концепции явилась идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетённых против угнетателей.

г) Особое место в русской историографии XIX века занимают работы В.О. Ключевского, концентрировавшего своё внимание на анализе социальных и экономических факторов (особенно в работах 1880-х гг.). В.О. Ключевский противопоставлял свои взгляды исторической концепции государственной школы и рассматривал историю как процесс развития сословий в их взаимоотношении друг с другом и с государством.

д) В 1870-х гг. в России в работах Н.Я. Данилевского получает развитие концепция, отрицающая существование единого мирового исторического процесса. Формируется цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах, который получил дальнейшее развитие в работах западных исследователей О. Шпенглера, и А. Дж. Тойнби.

е) Марксистская историография нашла свое выражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства, порождающих всю общественную структуру. В рамках этой концепции было сформулировано учения об общественно-экономических формациях в которую было вписано все мировое развитие.

В России марксистская историография получила развитие в работах В.И. Ленина. Он разрабатывал проблемы буржуазных революций и социалистической революции, роли народных масс в истории, рабочего, демократического и национально-освободительного движения, особенности феодального строя в России, генезис капитализма, вопросы пореформенного социально-экономического и политического развития России и др. Он предложил свою периодизацию истории России и русского революционного движения.

3. Историография советского периода

а) Официальная историография сложилась в СССР после октябрьской революции, когда сформировалась советская историческая наука, которая полностью опиралась на труды Маркса, Энгельса, Ленина, отвергнув все другие историографические концепции.

Советская историография в силу господствующей идеологической установки концентрировалась на изучении классов и классовой борьбы в разные исторические периоды, на истории буржуазных революций (особенно Великой французской революции), Парижской Коммуны, возникновения и развития марксизма, русского революционного движения, большевизма, истории Великой Октябрьской революции и практически не уделяла внимания социальной (повседневной) истории.

С середины 1930-х гг. в советской исторической науке окончательно сформировалась концепция всемирно-исторического процесса, рассматривающая его как закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма, капитализма, социализма (коммунизма), Изучение социально-экономических отношений, положения непосредственных производителей заняло центральное место в исторических исследованиях. Ведущими советскими историками становятся Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков.

В 1960 – 1970-е гг. в советской историографии сформировался ряд исследовательских направлений, отличающихся определённой спецификой в разработке больших проблем истории, например М. Н. Тихомирова - по русской истории эпохи феодализма, А.Л. Сидорова – по истории российского империализма, И. И. Минца - по истории Великой Октябрьской революции, М. В. Нечкиной – по истории русского революционного движения XIX в. и т.д.

б) альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепции Л.Н. Гумилева, автора пассионарной теории, предложил рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов.

4. Современное состояние российской исторической науки.

В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идет поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории (на основе положений «школы Анналов»), истории отдельных социальных групп (например: интеллигенции), гендерной истории (истории взаимодействия полов) и др. Наблюдается тенденция к использованию комплексных подходов, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, культурологии и др.

Исторические источники – продукт культуры, объективированный результат деятельности человека. Современные исследователи рассматривают источник как составляющую часть социальной структуры, которая связана со всеми остальными структурами общества. Произведение принадлежит автору, но в тоже время оно есть феномен культуры своего времени. Источник возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован.

Исторические источники многообразны. Далеко не все используются только историками. Историческая наука активно сотрудничает со смежными историческими дисциплинами – археологией, сфрагистикой, геральдикой, генеалогией, а также с филологией, статистикой, этнографией, и т.д., и использует источники этих наук. Многообразие источников неисчерпаемо, одно из определений относит к историческим источникам «все, что дает информацию о прошлом человеческого общества» (И.Д. Ковальченко).

Существует несколько типологий источников. Одна из самых распространенных выделяет 4 основные группы источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонические. Внутри каждой из этих групп выделяют подгруппы, которые меняются в зависимости от эпохи. Например, письменные источники Нового времени можно разделить на законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственные материалы, периодическую печать, источники личного происхождения (мемуары, письма, дневники и т.д.), статистические материалы, художественную литературу.

Объективный историк не только системно анализирует историческую эпоху, но и опирается на комплекс разнообразных источников.

Классы – большие группы людей, различающиеся по месту в общественном производстве, по отношению к собственности на средства производства, доле общественного продукта и способу его присвоения.

Креационизм – теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.

Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Понятие «культура» возникло в противовес «природе». Употребляется и в более узком смысле. В настоящее время насчитывается более 500 определений. Понятие культура употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных народностей (культура майя), для обозначения сферы духовной жизни людей и т.д.

Культурно-исторические типы основное понятие философии истории Н.Я. Данилевского, согласно которой несколько самостоятельных цивилизаций существовавших (или продолжавших существовать) в истории, никогда не образуют единое человечество.

Культурогенез – понятие, употребляемое в истории культуры и культурологии для обозначения процесса зарождения культуры в виде первых каменных орудий труда в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Культурная дихотомия «Восток - Запад» - противопоставление западной цивилизации восточным, имеющее другие исторические корни. В восточной культуре преобладает установка на слияние человека с природой, отказ от активного вмешательства в процессы окружающего мира и делается акцент на личностное самосовершенствование. В западной культуре – установка на покорение природы, активное преобразование общественной жизни, культ науки и техники.

Культурные традиции – (от лат. traditio – передача, предание) стороны, элементы целостного многовекового процесса развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур.

Личность – культура, отраженная в поведении индивидов.

Локальные культуры – культурологический термин, обозначающий разнообразие геогр. и соц. параметров, с одной стороны, накладывающихся на культуру, а с другой – осваиваемых ею, что ведет к складыванию конкретных ист. типов культуры, которые в литературе и называют Локальной культурой.

Марксизм - разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом во второй половине XIX века система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

- философский материализм и диалектику;

-материалистическое понимание истории (теорию общественно-экономических формаций);

- обоснование экономических законов развития капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

- теорию классов и классовой борьбы;

- теорию пролетарской - социалистической революции и перехода к коммунистическому обществу.

Марксизм – это учение о буржуазном обществе XIX в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм, теория практического изменения мира человека. Одновременно это и глубокое социально-философское исследование человеческой истории, ее сущности, противоречий, движущих сил и тенденций развития.

Идейными источниками марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Марксизм это определенная модель глобального переустройства мира, включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции.

Классический марксизм отличается ощущением исторического оптимизма и порожденной им крайней безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса о социальных издержках реализуемого проекта.

В принципе марксизм отстаивал идею демократии как справедливого общественного устройства, связанного с освобождением человека. При этом демократия трактовалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать защищенность и дееспособность класса, способного обеспечить такую свободу, то есть пролетариата. Отсюда тезис о неизбежности диктатуры пролетариата является для марксизма вполне закономерным.

Возникнув как теория, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848 – 1849 гг. в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал, основан 28 сентября 1864). В 1870-1880-е годы в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.

Дальнейшее теоретическое развитие марксизм получил в работах В.И Ленина, который детально разработал положение о диктатуре пролетариата, о социализме, как переходной стадии от капитализма к коммунизму, о классах и классовой борьбе при социалистическом строе.

В октябре 1917 г. марксизм послужил идеологической основой для социалистической революции в России. В настоящее время стало очевидным, что ряд важнейших положений марксизма иллюзорны и не реалистичны. Однако марксизм остается важным пластом мировой духовной культуры и научной мысли.

Менталитет – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) – социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.

Менталитетет - общая духовная направленность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, духовных ценностных ориентации, создающая картину мира и скрепляющая единство культурной традиции нации или сообщества.



Ментальность - мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида ил социальной группы. Ментальность формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания и является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

Метод науки – совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Если предмет отвечает на вопрос «что?», какую область данный предмет, то метод указывает на то, как, каким образом она это делает.

Методы научного исследования делятся на 3 группы: общенаучные, специальные и частнонаучные:

1) Общенаучные методы используются во всех науках. В основном это методы и приемы формальной логики такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, аналогия, моделирование, диалектика.

2) Специальные методы - используются во многих науках. К числу наиболее распространенных относят: функциональный подход, системный подход, структурный подход, социологический и статистический методы. Применение этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, систематизировать историческое знание.

3) Частнонаучные методы имеют не универсальное, а прикладное значение используются только в конкретной науке. К ним относят: сравнительно-исторический подход, историко-генетический метод, историко-типологический метод, хронологический метод исследования, приемы исторического описания.

Наука – система знаний о природе, обществе, мышлении и человеке, накопленные в ходе общественно-исторической практики. Предмет исследования любой науки постигается при помощи системы методов данной науки.

Парадигма – образец постановки и решения проблемы или исследовательской задачи, а также совокупность методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в данном научном сообществе.

Народная, этническая культура – культура, которая создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Н. к. называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Национальная культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Создателем Народной культуры выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники, гуманитарии, берущие на себя функции индивидуального творчества.

«Неосевая» культура – архаическая культура, в которой противоречие сущего и должного ощущается неотчетливо, присутствует иллюзия возможности достижения человеком абсолютного знания и абсолютного могущества при жизни. Период безраздельного господства «неосевых» культур кончился в VIII в. до н. э.

«Осевая» культура – культура, создание которой связано с духовной революцией «осевого времени» – VIIIII вв. до н. э. Повседневная реальность в ней противопоставлена внешнему по отношению к ней, потустороннему идеалу, который достижим лишь за пределами жизни человека. Это позволяет сохранять напряженность между сущим и должным, стимулирующую духовную активность человека и заставляющую высоко ценить любые положительные результаты.

Пассионарности теория – Лев Николаевич Гумилев рассматривает исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов. Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения. Л.Н. Гумилев считал, что этносы цементируются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Именно совпадения или несовпадение колебаний вибраций разных этносов делает их враждебными или дружественными. Появление этноса на свет происходит за счет космического энергетического толчка, порождающего пассионарность. Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом. Кроме них в этносе существуют гармоничные личности и субпассионарии (пассивная масса).

Каждый этнос проходит фазу возникновения (внезапное увеличение пассионариев), высшую ступень развития (акме), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации (замены пассионариев субпассионариями) и фазу гибели этноса. Когда ведущий этнос гибнет, периферийный перехватывает у него эстафету. Так движется история.

Периодизация – деление процессов развития общества на отдельные, качественно отличающиеся друг от друга периоды, в соответствии с объективными закономерностями или определенными признаками. В зависимости от тех факторов, которые положены в основу деления выделяют несколько основных периодизаций: общеисторическая, марксистская (формационная), цивилизационная.

Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе. Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

Предмет исследования – круг общественных и иных явлений, институтов и учреждений, которые изучает данная наука.

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. Провиденциализм присущ всем мировым религиям – иудаизму, христианству , исламу. Основателем христианской концепции исторического процесса считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г., но законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.) в его произведении «О граде божьем». Августин противопоставлял земное и небесное существование. История земного человечества в границах от грехопадения Адама и Евы до страшного Суда является полем борьбы двух человеческих сообществ: 1) сообщество грешных людей «людей плотских», которые наслаждаются дьявольскими призраками – земными благами; 2) сообщества праведных людей «людей неба», которые лишь пользуются этими благами. История трактовалась Августином, как результат деятельности отдельных личностей, в которую властно вмешиваются потусторонние силы. Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству Божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

Религия (лат. religio) – «система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным».

Типология культуры – (от фран. typos. – отпечаток, образец + …логия) применяемый в культурологии науч. метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов культуры и их группировка с помощью обобщенной модели их типа, что дает возможность установить их видовые отличия и сходства.

Формация общественно-экономическая (лат. formatio - образование, вид) - в марксистской теории – исторически определенная ступень в развитии общества, характеризующаяся определенным способом производства и обусловленными им производственными, социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией. Ступень поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.

По мнению представителя данного подхода К. Маркса решающим фактором общественного развития является базис (экономический строй общества, представляющий определенную систему исторически определенных производственных отношений), который определяет и соответствующий тип надстроечных элементов (надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов – политика, право, мораль, религия, философия, искусство и соответствующие им организации и учреждения).

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую (см. таблицу №1)

Таблица №1

Каждой формации соответствует определенный тип производственных отношений. Их изменение по причине усовершенствования способа производства (способа создания материальных благ) приводит к социальной революции, к переходу от одной формации к другой. Например: изобретение парового двигателя привело к появлению принципиально новых орудий труда (станков), к складыванию машинного (фабричного производства), переходу от феодальной к капиталистической ОЭФ.

Важнейшим фактором, определяющим тип государства при таком подходе, является его классовая сущность (т. е. интересы какого класса выражает государство), а также наличие или отсутствие частной собственности, товарного производства.

Первой ОЭФ являлась первобытнообщинная, но она не знала ни частной собственности, ни товарного производства, ни классов, поэтому не было первобытного типа государства и типология государств начинается с рабовладельческого и далее каждой из формаций соответствует свой исторический тип государства.

Рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и пролетариат представляют основные классы рабовладельческой, феодальной и буржуазной ОЭФ между ними существуют антагонистические (непримиримые) противоречия и потому неизбежной является классовая борьба.

Классовая борьба, в ходе которой непрерывно усиливается роль народных масс, в частности рабочего класса должна привести к социалистической революции, установлению диктатуры пролетариата, которая обеспечит переход к бесклассовой коммунистической ОЭФ, где все равны.

Достоинства данной типологии:1) продуктивна сама идея анализировать исторический процесс на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития общества.

Слабые стороны: 1) она характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы. В мире всегда существовало и существует множество переходных типов которые «не вмещаются» в рамки той или иной формации (например: Киевская Русь в X – XII вв.); 2) только буржуазный общественно-экономическая формация имела универсальный характер. Рабовладельческие государства в чистом виде существовали только в Греции и Риме, феодальные только в Европе. Социалистическое государство так и не стало высшим типом государства. 3) отсутствует объяснение весьма важных различий между государствами одной и той же формации; 4) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.д.).

Ценность представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей.

Цивилизационный подход - в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации.

Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) синоним культуры; в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация. 3) Определенная стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «Цивилизация» появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.

Не сложилось общепринятой классификации цивилизаций. Каждый автор проводит это деление по своим основаниям - хронологическим, пространственным, религиозным и т.п. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история культурно-исторических типов, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера цивилизация - это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат. У А. Тойнби цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.

В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся цивилизаций являются также продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей.

Таким образом, цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» картина развития общества.

Слабые стороны: 1) наличие множества оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств; 2) изначальная направленность «цивилизации» на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и объединений.

Цивилизация локальная – регион мира, в котором развитие общества и культуры происходит в особом, отличном от других регионов направлении, на основе собственных культурных норм и ценностей, особого мироззрения, обычно связанного с господствующей религий.

Цивилизация мировая – результат экономической, культурной и политической интеграции стран и локальных цивилизаций мира в XVIIXX вв. на основе норм ценностей западноевропейской цивилизации.

Школа «Анналов» («новая историческая наука») – научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром журнала, выходившего под названием «Анналы» (1929 – 1939 гг.), «Анналы социальной и экономической истории» (1939 – 1941 гг.). С 1994 г. – «Анналы. История, социальные науки».

С формированием данного направления связывают революционные изменения в исторической науке. Их суть заключалась в том, что произошла замена классической «истории – повествования» «историей – проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. В трудах последователей школы «Анналов» произошел решительный разрыв с традициями позитивизма в истории. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков.

Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук – социологии, этнографии, географии и т.д., а также расширения круга исторических источников. Сторонники «новой исторической науки» привлекают результаты исследований археологии, истории техники, лингвистики, проповеди, жития святых и др. Это привело к эпистемологическому повороту в исторической науке: источник сам по себе нем, вопросы ему задает исследователь, следовательно, ценность приобретает даже фальсифицированный источник, так как он может рассказать, почему фальшивка появилась, кому это было выгодно. Так в трудах сторонников школы «Анналов» возникает диалог с прошлым – важнейший элемент нового подхода к изучению истории.

Сторонники данного направления изучают массовые представления людей той или иной эпохи (история ментальностей), смену ценностных установок на протяжении веков, проблему исторической памяти и т.д.

Эволюция - (от лат. evolutio-развертывание) – в широком смысле – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле – представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

Экстраверт – тип личности, ориентированный на достижение успеха во внешней, практической деятельности, мало склонный к самоанализу и поддержанию душевных, теплых отношений.

Эпистемология – теория познания.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая общими относительно стабильными признаками культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей.

Язычество (церк.-слав. языцы – иноземные народы) – традиционное обозначение нехристианских, в широком смысле – политеистических религий, боги которых олицетворяли стихии природы в различных идолах, в силу чего некоторые авторы считают языческие религии нетеистическими (образец языческого творчества – «Слово о полку Игореве»).

Первобытное общество.

Австралопитек - (лат. australis – южный, греч. pithekos – обезьяна) – ископаемая человекообразная обезьяна, Прямоходящая, использует орудия труда, объем мозга 550-600 куб. см. Обитала, преимущественно, в Южной Африке. Период существования 5 - 3 млн. лет назад.

Аграрная неолитическая революция – процесс разделения труда: выделение земледелия, скотоводства, ремесла и переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. В результате продукты и различные изделия создавались руками человека. Таким образом, около 10 тыс. лет тому назад, в период нового каменного века, началась хозяйственная деятельность человека.

Анимизм - (лат. anima – душа) – вера в сверхъестественные существа заключенные в материальные тела (душа) или существующие сами по себе (духи).

Антропогенез - (греч. anthropos – человек, genesis – рождение, происхождение) длительный период эволюции физического облика человек от обезьяноподобного предка до человека современного физического типа.

Антропология - (греч. anthropos – человек, logos – рассказ, беседа) – наука, изучающая биологические особенности человека и его предков.

Архантроп (от греч. archaios – древний и anthrdpos – человек) – древнейший человек.

Гоминиды (от лат. homo – человек) – семейство или, по другой классификации, надсемейство человечьих.

Государство – политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся, в случаё необходимости, на силу принуждения. Основные характеристики государства: наличие органов публичной власти, правовых установлений (законов), территории.

Дриопитеки (от греч. drys – дерево и pithekos – обезьяна) – ископаемые человекообразные обезьяны, среди которых, видимо, были предки современных человекообразных обезьян.

Идол предмет религиозного поклонения. Часто изображение божества.

Инициация – обряд перехода в другую возрастную группу (например, в разряд взрослых мужчин), связанный с принесением жертв и прохождением испытаний.

Искусство – художественная культура общества (живопись, скульптура, архитектура). Исторический источник-любой объект, содержащий информацию о прошлом.

Кроманьонец - (неоантроп) древний ископаемый человек современного физического облика, обладающий развитым лобным отделом головного мозга (Homo sapiens), речью, изготовлявший и использовавший орудия труда, жилище, одежду. Появляется в период верхнего палеолита.

Культ – 1. Почитание божества. 2. Чрезмерное возвеличение кого-либо или чего-либо.

Магия - (греч. mageia – колдовство) – вера в возможность особыми необычными способами воздействовать на окружающее и сами, связанные с этим действия.

Матриархат – период развития родовой общины, когда во главе ее стояли женщины.

Мезолит - (греч. mesos – средний, среди, lithos - камень) – среднекаменный век, вторая стадия археологической периодизации первобытного общества (12 - 8 тыс. лет назад). Характеризуется господством микролитической техники. Основные занятия людей: охота, собирательство, рыболовство. Время существования неоантропов (кроманьонцев).

Моногамия (от греч. monos – один, единый и gamos – брак) – единобрачие.

Неандерталец - (палеоантроп) ископаемый, древний человек характеризующийся примитивной структурой мозга. Объем мозга – 1200 – 1600 куб. см. Невысокий рост около 160 см, сильно развитая мускулатура, малоподвижная кисть. Название, от местности Неандерталь в Германии. Время существования 250-40 тыс. лет назад.

Неолит - (греч. neos - новый, lithos- камень) – новокаменный век. Последняя стадия в археологи ческой периодизации каменного века (около 8 – 5 тыс., до н.э.). Характеризуется появлением керамики, переходом к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Время существования неоантропов (кроманьонцев).

Олдувайская культура - («культура галек») – первая археологическая культура в рамках палеолита, характеризующаяся примитивной технологией по изготовлению каменных орудий труда, со следами в виде грубых нерегулярных сколов на камнях. Хронологические рамки от 2-х млн. до 500 тыс. лет назад.

Оазис участок пустыни или полупустыни с источником воды и богатой растительностью.

Обожествление придание божественных черт кому-либо или чему-либо.

Община – первичная форма социальной организации жизни в человеческом обществе, возникшая на основе природных, кровно – родственных связей (родовая община). Носитель всей совокупности общественных функций: коллектив производственный, семейно-бытовой и культовый. В эпоху классообразования трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения.

Обряд традиционные действия; установленные традициями религиозные действия, которым приписываются магические свойства.

Палеолит - (греч. palai – древний, lithos – камень) древнекаменный век. Первая стадия каменного века в рамках первобытнообщинного строя, согласно археологической периодизации. Подразделяется на нижний, средний, верхний палеолит. Выделяются так же олдовайская, аелльская и мустьерская эпохи, на основании технологии обработки каменного материала. Характеризуется использованием только оббитых каменных орудий: Начало совпадает с появлением олдовайского homo habilis. Основные занятия людей: охота и собирательство. Хронологические рамки 2 млн. – 12 (10) тыс. лет назад. В эту же эпоху существуют архантропы (питекантропы, синантропы), палеоантропы (неандертальцы) в верхнем палеолите появляются неоантропы (кроманьонцы).

Патриархат – период в развитии родовой общины, когда во главе ее стояли мужчины.

Периодизация – деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.

Первобытное стадо - (праобщина) первая, примитивная форма коллектива формирующихся первобытных людей (архантропов, палеоантропов). Отличается небольшой численностью (10 человек), отсутствием как таковой собственности на средства производства, продукты собирательства и охоты, вероятно, сильной властью вожака над членами стада, сочетанием свойств животного и человеческого коллективов.

Пиктография - (лат. pictus - картина, рисунок; греч. graphae – надпись) - примитивное рисуночное письмо, предназначенное, главным образом, для запоминания.

Питекантроп - (греч. pithekos - обезьяна, anthropos - человек) - ископаемый древний человек (архантроп), обладает прямохождением, изготавливает орудия труда, имеет примитивную структуру мозга (объем около 900 куб. см.). Существовал в эпоху палеолита (ашелльская культура).

Племя – форма организации людей в первобытном обществе. Включает в себя ряд родовых или соседских общин, жители которых состоят между собой в той или иной степени родства и объединены общей территорией.

Политеизм - (греч. polus – много, teos – бог) – форма религиозных воззрений, предполагающая существование большого числа богов, каждый из которых управляет определенной стихией или сферой общественной жизни, во главе с одним верховным божеством.

Политогенез - (греч. роliteia – государство, genesis – рождение) – процесс становления государственных институтов из органов общинного самоуправления и формирования политики, как особой сферы жизни общества, образование особых социальных групп (классов, сословий).

Присваивающий тип хозяйства – использование людьми для удовлетворения своих потребностей «даров» природы в процессе собирательства, охоты и рыболовства.

Приматы (от лат. primus – первый) – отряд высших млекопитающих, включающий полуобезьян, обезьян и человека.

Производящее хозяйство хозяйство, в котором человек является производителем (земледелие, скотоводство, ремесло).

Раса - (франц. rase – род, порода) – исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, верующих в определенных пределах.

Религия - (лат. religio - связь) – мировоззрение, признающее существование сверхъестественных сил (богов), которые сотворили мир и человека и оказывают влияние на их существование.

Ритуал – форма символического поведения, система особых действий (движение, речь, поведение).

Род коллектив кровных родственников, живших и трудившихся сообща и имевших общее имущество.

Синкретизм – нерасчлененное единство ценностей, способное существовать лишь в условиях культурного застоя и распадающееся под влиянием развития.

Совет старейшин орган управления племенем.

Социогенез - (лат. socialis – общественный,. греч. genesis – рождение) – процесс формирования социальных институтов человеческого общества (род, община, государство, сословия, классы).

Старейшина старый, опытный, уважаемый человек, управлявший родом.

Табу – система запретов на те или иные действия, которые могут принести вред коллективу, либо его вождям.

Тотемизм - (язык индейцев оджибве «оттем» – «его род») - примитивная форма религиозных взглядов, основанная на вере в происхождение коллектива от общего предка, животного или растения, в кровнородственную связь с ним.

Урбанизация - (лат. urban - городской) – процесс рождения и формирования города и городского образа жизни, а также приобретения городом функций экономического, политического и религиозного центра.

Фетишизм - (португ. fetico – талисман) – вера в сверхъестественные свойства определенных неодушевленных предметов.

Человеческое стадо непостоянный коллектив первобытных людей во главе с вожаком.

Экзогамия - (греч. aeksis - приходить, gameo – заключать брак) – запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или других групп.

Эксплуатация – система политических и экономических отношений в обществе, направленная на присвоение результатов чужого труда.

Эндогамия - (греч. aendon – внутри, gameo – заключать брак) – предписание вступать в брак внутри своей группы. Может быть предписанной (нормативная эндогамия) или практикуемой в силу фактической частоты контактов женихов и невест (фактическая эндогамия).


Термины по истории Древнего Востока

Авелум – свободный полноправный гражданин в Месопотамии.

Азиатский способ производства - впервые характеристика азиатского способа производства даётся в переписке К. Маркса и Ф. Энгельса в 1853 г. и в статье К. Маркса «Британское владычество в Индии». Согласно более поздним исследованиям авторов, придерживающихся формационного подхода к истории, через данную формацию прошли многие общества на разных континентах. Некоторые российские историки предложили для данного понятия собственные альтернативные названия: Ю. И. Семёнов в своих работах использует термин политарный способ производства, А. Т. Дробан – государственно-общинный строй, Л. С. Васильев – государственный способ производства.

Для азиатского способа производства характерны:

1. Особый вид собственности. Отсутствие частной собственности на землю; почти полное отсутствие частной собственности как системы отношений.

2. Малая роль торговли. Товарообмен играет второстепенную роль, касаясь лишь дополнительных продуктов питания.

3. Особый способ эксплуатации. Принципиально отличнающийся как от классического рабства, так и от крепостничества – «поголовное рабство». Основные признаки этого способа эксплуатации:

Эксплуатация даровой рабочей силы больших масс крестьян;

Расточительное расходование дешевой рабочей силы на создание грандиозных сооружений;

Массовое государственное принуждение к тяжелому физическому труду.

Эксплуатация через посредство коллективов, образуемых сельскими общинами;

Централизованное авторитарное руководство, деспотический государственный строй.

Государство контролирует основные средства производства. При азиатском способе производства выделяются два основных класса: крестьянство и бюрократия. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. Закрепленного законом или религией жесткого наследственного сословного или кастового деления нет, хотя на деле социальная мобильность низка. Социальная иерархия образуется государственными чиновниками и пополняется через систему экзаменов.

По мнению некоторых исследователей, «азиатская формация» представляет большие трудности для марксистского исследования, поскольку формально средства производства не принадлежат правящему классу. Господствующим классом при этом оказываются не люди, а государство как таковое, в лице чиновников и функционеров. При этом место в правящей иерархии определяется не собственностью на средства производства, а наоборот, место в иерархии определяло, в том числе, и экономическое положение функционеров. Правящий класс чиновников эксплуатировал крестьян-общинников не на основе собственности на средства производства, а на основе своей функциональной роли в управлении обществом и его экономикой

Аккад – древнее месопотамское царство (XXIVXXII вв. до н.э.). Основатель его – Саргон Аккадский (правил 55 лет). Разрушено кочевниками.

Алтарь – жертвенник, место принесения жертв богам. Первоначально представлял собой кучу дров, сгоравших с приносимой жертвой. Позднее а. строились в виде возвышения из камня, глины, земли и т.п.

Аренда - (лат. arrendare - отдавать взаймы) договор, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) какое-либо имущество во временное пользование за определенное вознаграждение (арендную плату).

Архитектура - (лат. architectura) искусство возводить постройки, в соответствии с определенным назначением и эстетической формой.

Астрология - (греч. astaer - звезда, logos – знание) – наука предсказания событий на основе расположения звезд и их влияния на земные явления.

Астрономия - (греч. astaer - звезда, nomos – закон) наука, изучающая небесные тела и их движение.

Брахма в индийской мифологии бог-создатель, творец Вселенной. Изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.

Брахманы – представители высшей варны дважды рожденных в Индии, исполнители жреческих функций (жертвоприношения, знатоки и толкователи вед). По представлениям индийцев брахманы сотворены из губ бога Брахмы. Носили белую одежду.

Буддизм – одна из трех мировых религий возникших в Индии в VI-V вв. до н.э. Основатель - Гаутама-Будда. Провозглашал равенство людей вне зависимости от касты, сословия. Центральная проблема – бытие личности. Бытие - это страдание. Главная цель - освобождение от него при помощи «правильного поведения». Достигший освобождения человек может стать богом. Признается бесконечность перерождений.

Бюрократия - (франц. bureau - канцелярия, греч. kratos – власть) – в древности привилегированная и оторванная от народа чиновничье-административная каста.

Вайшьи – варна-сословие в Индии. Рядовые свободные общинники.

Ван – титул царя в древнем Китае, который исполнял функции военного вождя и верховного жреца.

Варна – сословие в Индии, имевшее жесткий кастовый характер (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры).

Вардум – термин, обозначающий раба в Вавилонском государстве.

Веды - (санскр. знание) – собрание древнейшей индийской религиозной литературы (индийская мифология (Ригведа), религиозные гимны, описания ритуала (брахманы), толкования и комментарии к священным текстам (араньяки и упанишады).

Великая Китайская стена – оборонительное сооружение на севере Китая для защиты от кочевников. Строительство было начато при первом императоре Китая Цинь Шихуанди в 214 г. до н.э., завершено в XVI в.

Вольноотпущенник – раб, отпущенный на свободу актом освобождения.

Вождь руководитель племени, невоенный или военный (руководивший племенем только в военное время). В период военной демократии вся власть перешла к военным вождям.

Даосизм – философское учение в Китае в IVIII вв. до н.э., на основе которого во II в. н.э. складывается религия того же названия. Главное понятие даосизма – «Дао» – Путь, сущность и первопричины мира, источник его многообразия. В даосизме есть божественный пантеон, возглавляемый троицей – Шан Ди (яшмовый владыка), Лао Цзы и творец мира Пань Гу. Основные трактаты «Лао-дзы» и «Чжуан». В центре учения - противопоставление общества и природы и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы долга и обязанностей и вернуться к простой жизни, близкой природе. Религиозная организация строиться по иерархическому признаку. Важную роль играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляется вероучение и ритуал, даосизм становится государственной религией. В дальнейшем характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий и мистики.

Двуречье (Междуречье, Месопотамия) территория по среднему и нижнему течению рек Тигра и Евфрата, была заселена еще в доледниковый период.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет