В. П. МИНУЛИН
ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТУРНЫЙ СПРАВОЧНИК
Третье издание, дополненное
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО» МОСКВА 1969
Книга представляет собой собрание современных рецептов для химино-фотографичеснсй обработки светочувствительных материалов — черно-белых и цветных пленом, пластиной, фотобумаг. Внлючает также технологические указания по составлению и применению фотографических растворов, сведения по лабораторной практике.
Предназначена для фотолаборантов, фоторепортеров, подготовленных фотолюбителей.
Цель справочника — способствовать внедрению современной рецептуры в повседневную фотографическую практику.
Адресован справочник сравнительно широкому кругу читателей, причастных к фотографической обработке: профессиональным фотоработникам ведомственных лабораторий, фоторепортерам, лицам, использующим прикладную фотографию в качестве подсобного средства в научной работе, подготовленным фотолюбителям.
Справочник ставит себе задачей помочь им рационально обрабатывать экспонированные светочувствительные материалы. Здесь собраны (в значительной степени из малодоступных большинству шпателей источников) и систематизированы рецепты для лабораторной обработки фотослоев.
Однако не много пользы от превосходного рецепта, если он неправильно выбран, если раствор приготовлен ненадлежащим образом, если обработка произведена с нарушением технологических требований. Поэтому справочник не является только сборником рецептов, но начинается сжато изложенными рекомендациями по химико-фотографической технологии, соблюдение которых обеспечивает надежные результаты. В конце книги объединены разнообразные справочные сведения, относящиеся к лабораторной практике.
Таким образом, справочник состоит из пяти разделов:
I. Технология обработки черно-белых фотоматериалов.
II. Проявляющие растворы для черно-белой фотографии.
III. Растворы, закрепляющие и улучшающие черно-белое фотоизображение.
IV. Цветофотографическая обработка.
V. Различные сведения.
Во втором разделе проявители классифицированы по признаку их назначения на группы и подгруппы, внутри которых распределены в порядке усложнения рецептов.
Содержание третьего раздела составляют рецепты закрепляющих, ослабляющих, усиливающих, окрашивающих и других растворов.
Читатели найдут здесь все существенное из опубликованного в отечественной и зарубежной литературе за последнее десятилетие— к началу 1968 года, причем иностранные рецепты приводятся в той мере, в какой их использование может представить интерес для нашей практической фотографии. Часть рецептов публикуется впервые.
Стремясь не к изобилию рецептов, а к их полноте, составитель руководствовался при отборе признаками характерности, научной обоснованности, производственной эффективности. Значительная часть помещенных в справочнике рецептов лабораторно испытана и проверена в практическом применении; остальные рецепты заимствованы из источников, заслуживающих доверия. Рецепты сопровождаются более или менее подробными указаниями по работе с ними. Использованы фабричные инструкции ведущих зарубежных производств — народного предприятия Фильмфабрика Вольфен (ГДР), компании Истмен-Кодак (США).
Справочник включает, разумеется, не все. Объем его ограничен обычной черно-белой фотографией на солях серебра и цветной фотографией на многослойных материалах. Разновидности же одноцветного позитивного процесса — на бумагах с несеребряными солями, с хромированными коллоидами, гуммиарабиковых, масляные способы — не затрагиваются по причине их малораспространенности и неактуальности в настоящее время.
Химикаты, вводимые в состав рецептов, взяты в основном в рамках каталога Союзреактивсбыта Министерства химической промышленности СССР, причем исключены вещества, распределяемые в особом порядке (соли драгоценных металлов, сильнодействующие ядовитые реактивы).
Отзывы о справочнике, советы и замечания относительно желательных в следующем издании дополнений и необходимых уточнений просьба посылать по адресу: Москва, К-51, Цветной бульвар, 25, издательство «Искусство», редакция литературы по фотографии й кинотехнике.
Содержание
Раздел I
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ЧЕРНО-БЕЛЫХ ФОТОМАТЕРИАЛОВ
ПРОЦЕДУРА ЧЕРНО-БЕЛОЙ ОБРАБОТКИ Ц
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАБОТКИ 19
Время проявления негативных фотослоев 19
Время закрепления негативов............. 26
Время промывки негативов.............. 27
Время обработки отпечатков............. 28
ОСОБЫЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ............... 3J-
Двухрастворное проявление.............. 31
Обработка при высоких температурах......... 33
Обработка при низких температурах......... . 35
Быстрая обработка.................. 37
Одновременное проявление и закрепление....... 42
Предотвращение зернистости фотоизображений..... 43
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ РАСТВОРЫ................ 46
Приготовление растворов для черно-белой фотографии 46
О ХИМИКАТАХ..................... 50
Обращение с химическими веществами....... 50
Правила растворения некоторых веществ..... 52
Заменяемость химикатов.............. 52
О фенидоне.................... 54
Истощаемость и сохраняемость растворов........ 55
Подкрепление проявляющих растворов........ 59
Раздел II
ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ ДЛЯ ЧЕРНО-БЕЛОЙ ФОТОГРАФИИ
МЕЛКОЗЕРНИСТЫЕ ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ........ 63
Выравнивающие мелкозернистые проявители...... 63
Особомелкозернистые проявители........... 101
ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ ДЛЯ КЮВЕТНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ . Щ
Негативно-позитивные проявители........... 111
Негативные проявители................ 119
ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ . . 131
Проявители для получения высокого контраста..... 131
Репродукционные проявители............. 133
Проявители, исправляющие недостатки выдержки. . , 142
Тропические проявители,............... 145
Арктические проявители................ 148
Проявители для быстрой обработки........... 152
Резкостные проявители. ................ 157
Проявители, уменьшающие последствия старения негативных материалов................. 158
Проявители для микрофотографии............ 160
Проявители для рентгенографии............ 161
Проявитель для осциллографии............ . 162
ПОЗИТИВНЫЕ ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ..........163
Проявители для фотобумаг...............163
Нормальноработающие проявители........163
Мягкоработающие проявители...........170
Контрастноработающие проявители.........172
Специализированные проявители..........174
Диапозитивные проявители..............181
П РОЯ В Л Я ЮЩЕ -ЗАКРЕП Л Я ЮЩ И Е РАСТВОРЫ..........185
Раздел III
РАСТВОРЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ И УЛУЧШАЮЩИЕ ЧЕРНО-БЕЛОЕ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЕ
ПРЕРЫВАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ И ДУБЯЩИЕ РАСТВОРЫ .... 191
Прерыватели проявления................191
Дубители фотослоя..................195
ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ.................201
Обыкновенный закрепитель...............201
Кислые закрепители..................201
Кислые дубящие закрепители.............205
Быстрые закрепители.................209
Разные растворы....................211
ПРОВЕРКА ПРОМЫВКИ И УДАЛЕНИЕ ТИОСУЛЬФАТА.....213
Проверка полноты промывки............. 213
Удаление тиосульфата из фотослоев..........215
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ РАСТВОРЫ...............218
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА НЕГАТИВОВ.........221
Правила дополнительной обработки..........221
Ослабляющие растворы................222
Усиливающие растворы............... . 232
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ОТПЕЧАТКОВ......., 242
Улучшение черно-белой тональности..........242
Окрашивание.....................244
Повышение сохраняемости...............248
Глянцевание.....................249
Раздел IV
ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА
ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ЦВЕТНЫХ МНОГОСЛОЙНЫХ ФОТОМАТЕРИАЛОВ.................... .... 253
СТАНДАРТНЫЙ ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.....258
Режимы обработки отечественных цветных фотопленок 258
Режим обработки отечественных цветных фотобумаг. . . 260
Растворы для негативных цветных пленок........261
Растворы для позитивных цветных пленок........263
Растворы для обращаемых цветных пленок.......264
Растворы для* цветных фотобумаг........... .266
ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС «ОРВОКОЛОР»......269
Режимы обработки цветных фотослоев.........269
Растворы для цветных пленок............273
Растворы для цветной фотобумаги...........278
Вспомогательные растворы...............281
Нормы использования растворов............282
ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НИКФИ......., . 283
Режимы обработки цветных фотослоев. ........283
Растворы для обработки цветных фотослоев........285
Обработка при пониженной и повышенной температурах 288
ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЦВИЙГАиК .......290
Режимы обработки цветных фотослоев.........290
Растворы для обработки цветных фотослоев.......291
Раздел V
РАЗЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ РАЗНЫЕ РЕЦЕПТЫ И СОВЕТЫ.................293
Профилактические и лечебные меры против поражения кожи рук.....................299
ТЕРМИНЫ ПО ХИМИКО-ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ , . . 302
УКАЗАТЕЛЬ РЕЦЕПТОВ...................309
Как ориентироваться при выборе проявителя среди многих рецептов?
Опубликованы тысячи рецептов проявителей, особенно много рецептов предложено для мелкозернистого проявления. Однако значительная часть проявителей не выделяется никакими особыми свойствами и представляет собой варианты нескольких оригинальных рецептов. Случается даже, что один и тот же зарекомендовавший себя рецепт публикуется конкурирующими фирмами под другими названиями. Так было с Д-76 Истмен-Кодака, за которым последовали: 6-Д Дюнона и 6-Д Дефендера (США), ИД-11 Ильфорда (Англия), № 19 Агфа (ФРГ), № 19 Орво (ГДР), Р-18а Феррании (Италия), ФВ-3 Фома (ЧССР).
При сомнении в выборе рецепта самое правильное — остановиться на том, который рекомендован фабрикой-изготовителем для данной пленки или фотобумаги. Фабрика, будучи, так же как и потребитель, заинтересована в получении наилучших результатов от ее продукции, путем испытаний устанавливает, какой рецепт нужен для того или иного ее фотоматериала.
Проявители рекомендуются фабриками: отечественными — для отечественных фотоматериалов, Кодаком — для кодаковских, Орво — для восточногерманских. Однако это не значит, что проявителями, рекомендуемыми нашими фабриками, нельзя с успехом обрабатывать импортные фотоматериалы, и наоборот. Проявители одной фабрики будут хорошо работать и на пленках других, но, как правило, все преимущества фотоматериалов наилучшим обра-вом выявляются фирменными проявителями данной фабрики.
Для отечественных пленок «Фото» рекомендован стандартный проявитель №2 (рецепт №1). Время проявления в нем указывается инструкцией, прилагаемой к пленкам.
Зачем справочник приводит рецепты проявителей, порой весьма близких по составу?
Отнюдь не для того, чтобы читатели пытались все их подряд испробовать. Это глубоко ошибочный способ.
В фотолитературе встречаются упоминания того или иного проявителя, причем указывается его название (например, Д-76), а рецепт не приводится. Вот для того, чтобы в случае надобности можно было найти нужный рецепт, справочник и включает все наиболее употребляемые и эффективные, зарекомендовавшие себя в разных странах рецепты.
Что найдет для себя в справочнике начинающий фотолюбитель?
Ему можно порекомендовать две первые главы, посвященные процедуре и продолжительности обработки. Начинающему фотолюбителю, если он не пользуется готовыми смесями химикатов, понадобятся всего три рецепта: стандартный проявитель № 2 для пленок (рецепт № 1), стандартный проявитель № 1 для фотобумаги (рецепт № 53) и закрепитель по рецепту № 222.
В заключение помните:
лучший проявитель — это тот, к которому вы привыкли.
Достарыңызбен бөлісу: |