Еще их называют фигурационными или орнаментальными. Сформировались ко второй половине XVIII в. Преемственно связаны со старинными. Главный принцип – варьированное повторение – сложился в старинной сюите (танцы дубли).
Тема гомофонно-гармонического склада, структурно оформлена. Чаще пишется в простой двухчастной форме, реже – в простой трехчастной, еще реже – в форме периода (32 вариации Бетховена), что объясняется связью темы со старинными вариациями. Ключевое качество темы можно охарактеризовать словом умеренность, так как она отличается:
-
небыстрым темпом;
-
умеренной динамикой;
-
средней регистровой зоной;
-
простой, скромной фактурой (3-, 4-голосный склад).
Смысл этого – сохранение большого потенциала для варьирования – ускорение темпа, усложнение фактуры, регистровое сопоставление и т. д.
Название строгие оправдано существованием определенного рода рамок. Это неизменность качеств темы при ее варьировании: метр, темп, тональность, гармонический план, размеры и форма темы. Нормированы даже отступления от правил:
-
одна или несколько (в больших циклах) вариаций могут писаться в тональности, одноименной главной;
-
нередко перед концом цикла вводится медленная вариация, оттеняющая финальную (финальные) вариацию и коду;
-
отступление от формы:
а) при смене гомофонного склада на полифонический вариация превращается в фугато или фугетту;
б) в финальной вариации возможны расширения, дополнения, предыкты, а также добавочная вариация в коде.
Распространены небольшие строгие вариационные циклы (Моцарт, соната D-dur, I ч.). Реже встречаются большие вариационные циклы (32 вариации Бетховена). При анализе развернутых циклов встает проблема группировки вариаций, которая укрупняет общие контуры формы, делает ее более цельной.
Достарыңызбен бөлісу: |