Августин Аврелий
Submitted in Partial Fulfillment of
The Requirements for
“История церкви”
Professor: Роберт Маккей
Due Date: 19 February 2003
BY Кремняк Сергей
План роботы:
Фотография:
Figure 1: Джанлоренцо Бернини. Святой Августин Аврелий 3
F igure 1: Джанлоренцо Бернини. Святой Августин Аврелий1
Августин Аврелий
Введение
Вот шестнадцать веков личность Августина, одна из самых внутренне богатых и значительных в истории Церкви, освещает путь людям, захваченным его проникновенными писаниями, заворожено следящим за его насыщенной и пылкой мыслью.
Последний из Отцов золотого века, Августин явился на римскую землю из-за моря как преемник гениев III века Тертуллиана и Киприана. С первым его роднили магия слова и правоведческий искус; со вторым — пастырский дар; с обоими — поразительная духовная восприимчивость и горделивое ощущение сопричастности африканской церкви, породившей стольких вероучителей и мучеников.
Юность и обращение Августина
Августин родился в 354 г. в нумидийском городе Тагаст, его мать Моника была глубоко верующей христианкой, а отец оставался язычником. В 370 г. родители послали сына учиться в Карфаген благодаря щедрости богатого покровителя. В совершенстве овладев латынью, Августин стал учителем грамматики в Тагасте, затем в Карфагене, а в 383 г., в возрасте двадцати девяти лет решил попытать счастья в Риме. Августин умел завоевать аудиторию, ученики были от него без ума впрочем, бывал он и освистан, как поначалу в Карфагене, но и там его быстро оценили. Все привлекало в нем молодежь, он и сам был молод, не по годам умен и начитан, прекрасно владел словом, обращенным к сознанию и к сердцу.
В 384г. переехал в Милан, тогдашнюю столицу Римской империи.2
Милан стал важнейшей вехой на его пути к Богу. Душа его не знала покоя, ни в чем не находила удовлетворения, он желал одного, а устремлялся к другому, плоть пребывала в постоянном борении с духом. «Два человека живут во мне...»
В Милане все только и говорили, о епископе Амвросии. Римский аристократ, красноречивый, любезный, обходительный — в нем было все, чтобы привлечь молодого Августина.3
Слушая проповеди миланского епископа, Августин впервые столкнулся с иносказательным толкованием Писания. Амвросий хорошо знал богословие Оригена, хотя заимствовал его через каппадокийских отцов. Он положил конец частным вопросам о безнравственных рассказах и исторических неточностях, возникавших при буквальном подходе к тексту, а также развязал один давний узел, человек сотворен по образу Божию, но не в смысле телесного сходства, как раньше думал Августин, а духовно.4
В «Исповеди» есть сцена, которая соблазнила воображение многих живописцев. Августин ищет уединения в саду возле своего миланского дома.
В глубине сада растет смоковница. Августин ложится под нею, прислонившись спиной ко стволу. В этой странной позе он дает волю слезам, стонет: «Доколе? Доколе? Завтра! Почему же завтра, а не сейчас?».
Голос из соседнего дома возвращает его к реальности: «TOLLE LEGE, TOLLE LEGE…». Словно какой-то ребенок нараспев повторяет эти слова.
Что же это, призыв? «Возьми, читай!»
Может быть , это припев в какой-нибудь песенке-игре? Он пытается вспомнить похожий детский стишок.5
Открыл Послание к Римлянам, и он прочел: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:13-14).
Он воззвал, и Бог ему ответил. Ему был ниспослан мир и успокоение. Сердце его напиталось светом и преисполнилось благодати, и разомкнулась тьма сомнений. Его и самого удивляло, сколь долгим оказался путь, на котором он обрел Господа своего лишь к тридцати двум годам; и с тех пор он не уставал благодарить за это откровение. Это основная тема «Исповеди»: «Поздно же возлюбил я тебя, о краса нетленная, столь древняя и столь нынешняя, поздно же возлюбил я тебя...»
Он преподавал еще несколько недель, а затем оставил поприще ритора. Вместе с матерью, сыном и несколькими друзьями Августин удалился в деревенскую усадьбу в Кассициакумс, принадлежавшую его другу и расположенную в тридцати километрах к северу от Милана. Он принял крещение от Амвросия.
С 388 по 391 он ждал знамения Божьего. И Бог избрал его.
Как-то в Гиппоне престарелый епископ Валерий предложил собравшимся в церкви изыскать священнослужителя ему в помощь особенно в деле проповеди. Августин находился среди присутствующих, и его сразу заметили. Раздался возглас: «Августина в священники». Августин спорил, противился, даже плакал. Напрасно: посвящение было предрешено. Позже он сменит Валерия на епископском престоле Гиппона, второго по значению (после Карфагена) африканского города. Его собственное значение к этому времени возрастет неизмеримо: Августин станет неоспоримым главою африканского епископата, советником христианского Запада, богословской совестью Церкви.
Августин был прежде всего служителем верующих. Он так и определял назначение всякого епископа: «не руководить, а служить». Ему надлежало ежедневно свершать литургию, причащать верующих, читать проповеди по воскресеньям и праздникам, причем дважды в день. До нас дошло около тысячи проповедей и наставлений, это едва ли не лучшая часть его литературного наследия, она свидетельствует о редкостном знании буквы Писания, ставшем как бы его второй натурой. Он также приуготовлял оглашенных к крещению, распределял мирские блага, вершил по утрам правосудие, заботился о бедняках и сиротах, придавленных богачами, поощрял благотворительность, ибо времена для простых людей были тяжкие — и в Гиппоне, и в Антиохии. Августин не однажды признавался, что «удручен своими епископскими заботами».6
Борьба против донатизма
Августин все эти годы с 391-397 трудился очень много. Это было время, весьма плодотворное в творческом отношении. Он написал: «О разных вопросах к Симплициану», «О пользе веры», «О двух душах», «О нагорной беседе Господней», «Псалом в противодействие Донату», «Против послания Доната»,
«О лжи», «О христианском учение». В это время в Мутуненне и ее окрестностях донатисты особенно упорно и фанатично проводили в жизнь свои идеи, они перекрещивали католиков, переходящих в их схизму, ибо полагали недействительным обряд крещения, совершенный католическим священником.7 Августин начал борьбу против донатизма, используя в ней самые разнообразные методы, особенно открытые дебаты. Августин начинает с того, что Бог распространил Свою Церковь по всей земле (то есть по Римской империи), а донатисты имеют влияние только в Африке. Следовательно, они не могут претендовать на звание соборной Церкви. Августин брал аргументы донатистов и опровергал их один за другим, стараясь опираться на документы и риторику. Августин придерживался противоположного взгляда на таинства и признавал донатистское крещение и рукоположение. С одобрением отзываясь об аскетизме донатистов и их вере в Троицу, он напоминал, что все это бессмысленно без любви, и приводил (1 Кор 13:3).
То, что Августин писал о крещении и рукоположении, стало основой западного понимания таинств. Донатисты утверждали, что законность крещения зависит от духовной чистоты священника. Августин отвечал на это, что таинство совершается властью Иисуса Христа. Согрешивший священник не теряет сана, каким бы ужасным ни было его преступление, а крещенные и рукоположенные им принимают истинную благодать таинства.
В мае 411 г. было созвано собрание епископов под председательством императорского трибуна Марцеллина, где присутствовало равное число донатистов и ортодоксов. И донатизм со следующего года запретили под угрозой сурового наказания.
Борьба против пелагианство
Пелагий был, по всей вероятности, шотландцем, но долгие годы проповедовал в Риме. До того времени он успел убедить немалое число людей по всей Италии, что заповедь Христа «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48) не просто исполнима, а обязательна, поскольку Бог не повелел бы того, что невозможно сделать. Пелагиане верили, что благодать помогает человеку осуществлять добрые намерения, принятые благодаря его свободной воле. Собственно, сама воля и является благодатью, без которой люди беспомощны.
За следующие несколько лет Августин написал целый ряд работ, связанных с новой ересью: о крещении детей, о природе и благодати, о деятельности Пелагия и толкование ( Рим. 7:8).
Императорский указ в 418 г. запретил пелагианство, а Эфесский собор в 431 г. предал его анафеме.8
Сочинения
Сочинения Августина нелегко охватить разумом, их трудно даже перечислить.
По большей части его волновали вопросы насущные и спорные. Он вступал в борьбу с манихейцами, донатистами, пелагианцами, рушившими Церковь. Августин ощущал себя в центре ортодоксии и непрестанно вставал на защиту христианской веры. Сохранилось около 113 сочинений, 224 письма.
Особое значение имеют два сочинения Августина.
Первое – «Исповедь». Это духовная автобиография в форме обращенной к Богу молитвы, показывающая долгий и трудный путь, по которому Бог вел его к вере.
Смирение заставило написать эту книгу и публично признаться в своей нищете, чтобы восславить милость Божию: «Ты – милость, я – нищета».
Есть великие писатели, создавшие всего одну книгу. И если бы Августин ничего не написал, кроме «Исповеди», одна эта книга сделала бы его великим.
Другая работа, заслуживающая особого упоминания, - «О граде Божием». Непосредственным поводом для ее написания послужило падение Рима в 410 году.
Августиг был призван написать «О граде Божием» - в котором он заявляет, что существует два города, основанием которых служит любовь. «Град Божий» строится на Божий любви, «Земной град» - на любви к себе. В человеческой историей два эти града всегда взаимосоединялись, но не смотря на это, между ними существует непримиримое противоречие. В конечном счете останется только град Божий.9
Заключение
Августин стал последним великим деятелем имперской церкви на Западе. Благодаря своим сочинениям он стал учителем новой эпохи. В средние века никто из богословов не цитировали бльше, чем его, и он стал одним из крупнейших авторитетов католической церкви. Хотя толковали его по разному, Августин стал наиболее влиятельным богословом всей Западной церкви, как католической, так и протестанской.
Достарыңызбен бөлісу: |