Татарское стихосложение: типологические и национальные особенности



бет1/3
Дата29.06.2016
өлшемі397.16 Kb.
#165086
түріДиссертация
  1   2   3


На правах рукописи

Замалиев Айдар Маратович
ТАТАРСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ:

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Специальность:

10.01.02 – Литература народов Российской Федерации

(татарская литература)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Казань – 2011

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории татарской литературы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»


Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор



Бакиров Марсель Хаернасович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор



Шарипов Анвар Магданурович

кандидат филологических наук



Еникеев Ильдар Ахнафович
Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Казанский

государственный университет

культуры и искусств»
Защита состоится 12 мая 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссерта­ционного совета Д 212.081.12 по защите диссертаций при Казанском (При­волжском) федеральном университете по адресу: 420008, г.Казань ул. Крем­левская, 35, корп. 2, ауд. 1113.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Ло­ба­чевского Казанского (Приволжского) федерального универ­си­тета (г.Ка­зань ул. Кремлевская, 35).
Электронная версия автореферата размещена на официальном
сайте Ка­зан­ского (Приволжского) федерального университета: http://www.ksu.ru.
Автореферат разослан «5» апреля 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор филологических наук,

профессор Юсупова А.Ш.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования. Стихосложение – в ритмико-ин­то­на­ционном и функциональном отношениях носит весьма сложный и много­гранный характер, именно поэтому теория стиха должна постоянно обога­щаться и углубляться за счет исследований его малоизученных сторон и плас­тов. Об этом известный знаток тюркской поэзии З.А.Ах­метов писал: «При изучении стиха встает задача выявления важнейших закономерностей стихо­сложения, выделения основных ком­по­нентов его ритмической струк­туры. Ибо любой стих связан с при­менением и осу­ществлением общих законо­мерностей и принципов ритма, свойст­венных данной национальной системе стихо­сложения. Изучение строя стиха создает возможность для более широкого понимания этих особенностей на уровне общенацио­нальной поэзии, а также для по­ни­мания своеобразия ритмики в творчестве того или иного писателя»1.

Актуальность предпринятого исследования определяется именно тем, что оно, с одной стороны, связано с задачей дальнейшей разработки теории стиха, а с другой стороны – с практической значимостью полу­ченных ре­зуль­татов для поэтов-художников, занимающихся поэтическим созиданием. Актуаль­ность и значимость темы диссертации обусловлено также востре­бованной задачей целенаправленного и историко-сравни­тельного изучения типологи­ческих и национальных особенностей татар­ской верси­фикации, а также необ­хо­димостью полнее и более дифферен­цированно раскрыть и анализировать различные типы фольклорного и пись­менного стиха.



Степень изученности темы. Хотя мысль о равносложном, изосилла­биче­ском характере тюркоязычного стиха впервые была высказана поэ­том булгар­ского периода Кул Гали еще в XIII в., тюркское стихосложение начинает изучаться только в конце XIX и в начале ХХ столетия. Среди ученых, сделавших в этой области первые свои наблюдения и оста­вив­ших письменные труды, надо отметить В.Радлова, В.Минорского, В.Горд­лев­ского и Ф.Корша2. Если первые три автора установили чле­нение тюркского стиха на ритмические звенья и ведущую роль изо­силлабизма, то Ф.Корш пришел к противопо­ложной мысли о том, что стихосложение тюркских народов якобы изначально имело силлабо-тонический характер. Позднее, в 1921 г., эта теория нашла поддержку и получила своеобразное развитие у польского тюрколога Т.Ко­валь­ского, и за счет односторонних исследований преувеличенно трактовалась рит­мико-метрическая роль ударений в тюрко­язычном поэтическом тексте.

В последующем, в тюрко-татарском стиховедении оба этих взгляда, при­знающие силлабический и силлабо-тонические принципы или под­черкивающие приоритет того или другого, продолжали свое сущест­во­вание вплоть до 50–60-х годов прошлого столетия. Если брать соот­ветственно эт­но­нимов, то казахский, киргизский, туркменский и татар­ские иссле­дователи С.Кенесбаев, Х.Карасев, А.Поцелуевский и Гульсум Мухаммет1 с искус­ствен­ными натяж­ками пытались объяснить строй сти­ха своих нацио­нальных поэзий, осно­вываясь на силлабо-тоническую систему. В свое время этот взгляд проник в татарскую теорию лите­ратуры и даже в школьные учебники2. Другая же часть интересующихся ритмическим строем поэзии, в частности, такие литера­туроведы и писа­тели из татар, как Габдрахман Сагди, Г.Рахим, Г.Ибрагимов, С.Рамиев выступили с утверждениями, что «у нас соразмерность стихов зак­лючается в количестве слогов», «среди раз­личных строев стиха счет по паль­цам – бармак – самый легкий», «наши сти­хотворные размеры – сил­лаби­че­ские и измеряются количеством слогов»3.

Обращение в татарском литературоведении к изучению строя силлаби­че­ского стиха и выступления в его защиту сошлись с переходом в пись­менной поэзии от строя квантитативного аруза к силлабическому стиху. Вот почему отдельные ученые и писатели обратили свой взор и на метрику аруза, активно применявшуюся в нашей классической поэзии со времен Золотой Орды по начало ХХ века, и стремились раскрыть его отличи­тельные свойства от сил­лабического строя. Такой сравнительный анализ был особенно характерен для статей С.Рамиева и для моно­гра­фического труда Хайрутдина Вали, напи­сан­ного позже о татарском стихе в типо­ло­гическом плане4.

Ученым-языковедом, доказавшим чужеродность для татарского стихо­сло­жения силлабо-тонической системы и правомерность бытования с древ­нейших времен в фольклоре, а также в письменной поэзии силла­бической системы стал Халиф Курбатов5. Если Х.Вали примечал в тюрко-татарском арузе ритмическую роль открытых и закрытых слогов и покрытие цезур словами («Чык­чы, и фик=рем кояшы!»), то Х.Курбатов, опираясь на на­ходки В.Рад­ло­ва, показал, как силлабический стих чле­нится на ритмические части, и это было положительно воспринято общественностью.

В 1960–70 годы появились довольно серьезные труды, имеющие не­посред­ственное отношение к татарскому стихосложению1, была также защищена отдельная диссертация2. Если в некоторых из них (Х.Усманов) выдвигалась мысль о том, что строй стиха, названный исследователем отк­рыто­сложником, т.е. тюркский аруз якобы был порожден нашими предками без влияния извне, то в работах М.Бакирова, Х.Курбатова было убедительно доказано, что такая система сформировалась под влиянием арабо-персид­ского аруза. И в последующих своих исследованиях эти ученые продолжали отстаивать свои позиции, и это привело к более глубокому проникновению к типологически общим и специфическим свойствам силлабического и кван­титативного (аруз) типов стиха, исполь­зовавшихся, соответственно, в фольклоре и классической письменной поэзии.

Мы считаем, что новые исследования в области тюрко-татарского сти­хо­сложения должны осуществляться по линии дальнейшего развития и обо­гащения достигнутых результатов, а также в виде разработки пока еще не­достаточно затронутых и невыясненных проблем.



Объект исследования – тексты стихов татарских поэтов, а также образцы стихотворного творчества других тюркских народов, привле­каемых для срав­нительного анализа.

Предмет исследования – определение в системе общетюркского сти­ха ти­по­ло­гических особенностей и ритмических типов татарского стиха, выявление его национального своеобразия.

Цель диссертационной работы – на материале народного поэтиче­ского творчества и образцов письменной поэзии изучить типологические особен­ности татарского стиха, построенного на различных принципах ритмики и разветвленной метрики; путем сравнения с разновидностями или типами общетюркского стиха и арабо-персидским арузом установить общие черты и различия в области стихосложения.

В связи с указанной целью ставились следующие задачи:

– определение взаимоотношений между языком и характером стихо­сло­жения;

– установление типов или разновидностей народного стиха и про­слежи­вание их воздействия на развитие письменной поэзии;

– характеристика различных теорий о зарождении силлабического сти­ха и современная их оценка;

– выделение ритмических и метрических определителей (компонентов, прие­мов), организующих внутренний строй – структуру силлабического стиха;

– анализ исторического развития системы силлабических размеров;

– изучение ритмических особенностей тюрко-татарского аруза и его свя­зей с силлабическим стихом.



Научная новизна диссертации заключается в стремлении внести опре­деленную лепту в обогащение и развитие теории тюрко-татарского стиха за счет исследований на малоизученном и разножанровом мате­риале сопо­ставительного характера. В частности, в работе татарский стих изучался в сравнительном аспекте со стихотворным творчеством других тюркских и иных народов, и в татарском стиховедении впервые или в порядке углубления пред­шествующих исследований были достигнуты определенные результаты о рит­мико-интонационном строе народного и письменного стиха и об их нацио­нальных особенностях. При этом особое внимание было уделено раскрытию и анализу как общих, так и отличи­тельных свойств между различного типа стихосложениями. Все это в конечном счете привело к созданию общей и наиболее полной картины исторического развития татарского стиха.

Теоретической базой исследования послужили положения, касаю­щиеся нашей темы, разработанные отечественными и зарубежными уче­ными раз­личных времен. Авторы этих положений: А.Н.Веселовский, В.В.Радлов, В.М.Жир­мунский, Т.Ковальский, В.Гордлевский, А.Бомбачи, И.Ю.Крач­ков­ский, Л.И.Тимофеев, Б.В.Томашевский, В.Е.Холшевников, Ю.М.Лотман, Л.В.Щерба, М.Л.Гаспаров, И.В.Стеблева, О.И.Федотов, Х.Усманов, З.А.Ах­метов, М.Хамраев, К.Рысалиев, Х.Р.Курбатов, Н.Г.Юзиев, М.Х.Бакиров, Т.Н.Га­лиуллин, Ф.М.Хатипов, А.М.Шарипов, В.Г.Родионов, Н.Н.Тобу­роков.

Методологическую основу труда составляет комплекс взаимодопол­няю­щих друг друга методов: системный подход, структурный анализ и разрабо­тан­ный в компаративистике сравнительно-исторический метод.

Научно-теоретическая значимость исследования проявляется, в первую очередь, в изучении татарского стихосложения в контексте его широких свя­зей со строем стиха других народов, в том числе русских, поляков, французов, арабо-персов и народов тюркской семьи. Это, по­мимо прочего, дает возмож­ность наиболее рельефно и полнее пред­ставить как общие типологические сходства, так и генетическую общ­ность между ними, а также выделить при­сущие только татарскому стиху ритмико-интонационные особенности. Самым важным итогом иссле­дования является то, что в работе тюрко-татарское сти­хосложение пред­стает как прошедшая длинный путь развития довольно раз­ветвленная, ритмо-метрическая национальная система.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть рекомендовано в качестве учебного пособия по теории стиха студентам гуманитарных вузов, а также предложено для использования в творческой практике и ознакомления с историей и теорией стиха писателям, поэтам и широкой общественности. Кроме того, основные положения и вы­воды диссертации могут быть использованы при составлении спецкурсов и учебных программ по литературоведению.

Положения, выносимые на защиту:

1. Строение канонически упорядоченного стиха зиждется на ритмико-интонационном строе языка и, в особенности, на его фонетико-просоди­ческих свойствах. Грамматические же особенности участвуют в придании раз­нообразия стихотворному ритму, а также в создании асимметрических конструкций.

2. Из-за построения стиха на синтезе канонов языка, музыки и эс­тетики, в фольклоре и письменной поэзии каждого народа, в зависимости от потребностей времени и запросов общества, возникли различные формы стихосложения. У тюркских народов, в том числе у татар, это аллитера­ционный стих, слово-стопный стих, опирающийся на симметрию количества слогов, усиленно-ударный стих и силлабический стих, кото­рые зародились первоначально в фольклоре и постепенно, частично или вслед друг за другом, проникли в письменную поэзию. Письменная куль­тура подняла их на новую ступень.

3. Утверждение отдельных литературоведов, которые не отличают понятия «метра» и «ритма», о том, что в силлабическом стихе ударения якобы не входят в разряд ритмообразующих средств, не соответствует действитель­ности. Наоборот, в тюрко-татарском слогочетном стихе фра­зовые ударения, связанные с синтагмами, рельефно возвышаясь в раз­личных местах строк, несомненно участвуют в ритмообразовании, а также в его варьировании. В силу лишь того, что ударения в таком стихе не чередуются в определенном порядке, т.е. не являются метрическим средством, их функция, рождающая раз­личные ритмические вариации, отнюдь не исчезает.

4. Тюрко-татарский силлабический стих от французской, польской, русской силлабики отличается не только тем, что в конце полустиший, а также строк отсутствуют постоянные ритмо-метрические ударения, но и тем, что осно­вывается он, главным образом, на довольно часто употребляющиеся слово­разделы или цезуры. Удивительное разнообразие этих размеров, о чем свиде­тель­ствует хотя бы то, что количество иссле­дованных нами в историко-эволю­ционном плане метрических вариаций превышает число 50, также под­тверждает то, что вкупе они представляют спе­цифическую национальную рит­ми­ческую систему.

5. Система метрики татарского силлабического стиха весьма мно­гогранная и широко разветвленная сокровищница метров-размеров. Такое ритмическое богатство сформировалось за счет многовекового развития нашей поэзии и выдержало испытания времени. Утверждения некоторых знатоков силлабо-тонического стихосложения о том, что якобы в «сил­лабике метрический размер неизвестен», что нет «идеального закона» метрики», не согласуются с фактом безусловного наличия в данном типе стихосложения своей устойчивой метрической системы.

6. В тюрко-татарской классической поэзии имелась благоприятная почва для освоения под воздействием стихотворной поэтики персо-арабов кван­титативной системы аруз. То, что в татарских словах откры­тые и закрытые слоги в определенных позициях могли читаться долго и кратко, общность традиций чтения стиха нараспев или в форме сканди­рования, которые ис­пользовались с древнейших времен также и у нас, и, наконец, определенное созвучие усиленно-ударного древнетюркского стиха с метрическим открытым слогом в графическом отношении или по местоположению слогов с кванти­тативной метрикой явились предпо­сылками, приведшими наших предков к освоению тюркского аруза. Впервые изученные в татарском стиховедении М.Х.Бакировым эти сходства и соответствия в нашей работе пополнились и обогатились но­выми наблюдениями и отдельными разработками, касающи­мися нацио­нальной специфики этого типа стиха.

Апробация работы. Основные положения диссертации и итоги были ос­вещены в семи публикациях, а также озвучены в форме докладов на конфе­ренциях студентов и аспирантов факультета татарской филологии и истории Казанского государственного университета (2008), в чтениях «Молодых фольклористов» при Государственном центре татарского фольклора (2010), читались лекции перед студентами университета (2010).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, вклю­чающих в себя по два раздела, заключения и списка использованных источ­ников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность и научная новизна работы, опре­делены цель и задачи, объект и предмет исследования, указаны его теоретико-методологическая база и методология, дан краткий анализ научной лите­ратуры по теме; сформулированы основные положения, выносимые на защиту, обозначены научно-практическая значимость и структура диссертации.

Первая глава, озаглавленная «Разветвленные корни тюрко-татар­ского стиха», состоит из двух разделов. Они посвящены вопросам исходного ха­рактера, служащим ключом к основной теме.

В первом разделе «Взаимоотношение языка и стиха» (I.1) речь идет о взаимоотношениях языка и поэтического текста. Отношения между ними носят довольно сложный и своеобразный характер. И пото­му-то общие или односторонние утверждения, в том числе неаргумен­тиро­ванные заявления о том, что якобы «тип стихосложения опреде­ляется грамматическим строем языка» (В.И.Асланов), или «систему стихосложения диктуют не особенности языка, а поэтический стиль» (В.А.Ни­конов), по нашему мнению, не имеют под собой почвы.

Как известно, грамматический строй языка определяется системой или особенностями изменения слов (морфология), а также системой связей слов и предложений в речи или тексте (синтаксис). Исходя из отличий внутри этих разделов грамматики, языки, как по морфологической, так и по синтак­си­ческой классификации делятся на три группы. В морфо­логическую группу входят агглютинативный, флективный и аморфный (корневой) языки. По синтаксическому же строению языки делятся на аналитическую, синтети­ческую и полисинтетическую группы. Однако ритмический строй упорядо­ченных или канонизированных типов стиха ни в коей мере не определяется зависимостью от специфики и отличий этих групп. Именно поэтому, нап-ример, силлабическая система в одинаковой степени характерна как для аг­глю­тинативных (сращенных) языков – тюркских народов, так и для флектив­ных языков – для фран­цузов, итальянцев, поляков. И именно поэтому, хотя и русские и тюрки входят в одну синтетическую синтаксическую группу, основ­ные формы их стихосложения построены на принципиально отличающихся друг от друга ритмических принципах.

Этим самым мы нисколько не собираемся ограничивать или отрицать в стихе роль синтаксических средств и, в особенности, синтагм. Они принимают самое активное участие в варьировании ритма стиха, более того, в создании стиха ассиметричного строя. Но синтагмы, будучи единицами интер­нацио­нальной природы, не обладают силой или функ­цией, порождающей и опреде­ляющей метрическое своеобразие рав­но­мерно-канонического стиха, специ­фику строя классических стихо­твор­ных систем.

В своей основе научные выводы русского стиховеда В.Холшевникова и исследователя тюрко-татарского стиха М.Бакирова о взаимоотно­ше­ниях между языками и стихотворным строем, к которым они пришли само­стоя­тельно, совпадают: «Различие в интонационно-ритмическом строе речи по­рождает различие в системах стихосложения»1, «Хребтом стихосложения является ритмико-интонационный строй языка»2. С вы­водами этих ученых мы полностью солидарны. Когда мы говорим «ин­тонация», наталкиваемся на ту область языкознания, которая связана с фонетикой. Ибо в основе поэтического ритма также лежат единицы, передаваемые интонацией языка. Если в обычной разговорной речи самой малой единицей является звук, то в размеренной поэтической речи такой единицей, порождающей ритм-метр стиха, является слог. Они разного типа и, в зависимости от ритмико-интонационной природы языка, высту­пают в различных ипостасях: открытые и закрытые слоги, долгие и краткие слоги, а также ударные и безударные слоги. В зависимости от того, какое из этих свойств используется в качестве основной ритмо-метрической единицы, как раз и формируются различные разновидности канонизирован­ного или упорядоченного стиха.

Таким образом, для создания стиха в той или иной системе, без­условно, необходимо наличие в языке благоприятной просодической почвы, иначе говоря, ритмико-фонологической подосновы. Именно такими качественными отличиями объясняет видный татарский стиховед Х.Усманов использование в русском и татарском языках двух различных ритмических систем: «Можно ли использовать силлабо-тонику в татар­ском стихе? Нет, нельзя. Ибо в русских и татарских словах не одинаково месторасположение и динамика ударений. В русском языке слово, в какое бы положение его не ставь, не теряет своего ударения, к тому же, ударение здесь очень подвижно: оно может прийтись на конец слова, в зависимости от склонения – также на середину, может перейти и в его начало. В татарском же языке все по-другому. Здесь, как правило, ударение падает на конец слова. <…> Его, как в русском, невозможно пере­местить с одного места на другое исходя из требований рит­мического строя силлабо-тоники. Это – одна сторона проблемы. Есть еще и другая сторона: в татарском языке слово, когда произносится в оди­ночку, сохраняет полностью свое ударение. Но когда в предложении слова объединяются в синтагмы, то они группируются вокруг одного ударения; у одного из слов оно усиливается, другие же его теряют, остаются без ударения. Именно по этим причинам в татарском языке нельзя построить ритм стихотворения в определенном порядке ударений, повторяющихся через равное количество слогов»1.

Но в создании ритмики и метра-размера стиха, помимо средств языка, участвует еще один синтетическо-синкретический фактор, это – каноны музыки и эстетики. Синтез канонов, строящийся на общих категориях, как повторы, параллелизм, изохронность и изоморфизм, так многогранен и потенциально мощен, что очень возможно, что в будущем могут появиться на свет совер­шенно неведомые для нас новые ритмические конструкции и новые метри­ческие формы. На наш взгляд, это бесспорный прогноз на будущее.

Второй раздел называется «От разновидностей народного стиха – к раз­новидностям письменного стиха» (I.2). Здесь, на материале устного поэти­ческого творчества различных тюркских народов исследуется преемствен­ность между многогранной и разветвленной системой фольк­лорного стиха и разновидностями письменного стихосложения, а также качественный скачок, совершенный последним.

Как показывает системно-дифференцированный анализ, несмотря на то, что в тюрко-татарском стихосложении ведущая роль принадлежит силлабической системе, строение народного стиха и его типы отнюдь не ограничиваются только ею. В ходе развития словесного искусства народ­ный стих постепенно отпочковался и появился ряд типов различного строя. Это связано, разумеется, с тем, что в основе каждого языка и уст­ного творчества каждого народа, помимо основного типа стихосложения, имеется почва также для формиро­вания связанного с ним или фигу­рирующих совершенно само­стоятельно других стихотворных форм и ритмов. И для того, чтобы появились подобные полиритмы, было необ­ходимо переплетение фольклорного и языкового мате­риала с канонами музыки и эстетики, создание совокупного и целостного синтеза.

Разнотипные стихи формировались, в основном, в недрах четырех ответв­лений народного творчества: 1) в паремиях, 2) лирической поэзии, 3) эпиче­ской поэзии, 4) обрядово-игровом фольклоре и, конечно же, использовались в различных жанрах, относящихся к этим группам. Ритмика паремий, т.е. пого­ворок и пословиц издревле отличалась своим синкретическим характером и играла роль первоосновы для различных ритмо-мет­рических форм и структур. Становление и развитие же лири­ческой поэзии (произносительные стихи, песни, алкыши-добропожелания и религиозные гимны) шло само по себе в четырех направлениях. Если конкретнее, то данный эволюционный процесс привел к формированию и укоренению 1) силлабического стиха, 2) алли­те­рационного стиха, 3) сло­во-стопного стиха, который основывается на равное количество слов в смежных строках и 4) усиленно-ударного стиха. Анало­гичный процесс в той или иной степени охватил также и эпическую поэзию. Указанные разновидности стиха постепенно проникли и в письменную поэзию, совершенствовались там, получали дальнейшее развитие. Некоторые из них, например аллитерационный стих, стал основным типом стихо­сло­жения в фольклоре и ранней письменной поэзии у древних уйгуров, якутов, хакасов, тувинцев, алтайцев. Вот один из образцов подобного строя песни уйгуров Турфанского региона, а также фрагмент гимна, посвященного пророку Мани, распространителю манихейской веры:



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет