Технологические основы ювелирных технологий. Курс лекций Введение. Ювелирное искусство



бет1/4
Дата10.07.2016
өлшемі342.5 Kb.
#189034
түріКурс лекций
  1   2   3   4
Технологические основы ювелирных технологий.

Курс лекций
Введение.

Ювелирное искусство (от немецкого Juwel - драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. Ювелирное искусство... С этим понятием ассоциируются музейные собрания крупнейших хранилищ древностей во всем мире, включающие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые, ярко сверкая и переливаясь на свету, завораживают массой золота и серебра, привлекают внимание разнообразием приемов исполнения и отделки, изяществом форм, рожденных фантазией мастеров.

И эти ассоциации не случайны. Они сформировались за тысячелетия истории ювелирного искусства. В современных словарях и энциклопедиях ювелирное искусство трактуется как вид декоративно-прикладного искусства, связанный с изготовлением художественных украшений, предметов быта и других изделий из драгоценных металлов, часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, а также художественных изделий из других металлов, вы­полненных с особым мастерством и изысканностью.

В Ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение, резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), филигрань, зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и другие механические приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др. Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного искусства (в том числе народного). Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально престижное значение изделий ювелирного искусства чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно-магического представления. Вплоть до XX века ювелирное искусство остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки. Истоки ювелирного искусства уходят в глубь веков, когда ювелирное украшение носило еще дуалистичный характер, выполняло двуединую функцию — украшения и символа, являясь отличительным знаком родовой, племенной или социальной принадлежности своего владельца. Многие столетия ювелирные украшения через яркие зрительные образы создавали своеобразную визитную карточку своего владельца. Вместе с тем человек издревле стремился оберечь себя от бедствий и невзгод и делал это с помощью магических знаков: в древности люди носили амулеты, в которых, по их представлениям, была заключена магическая сила. Но человек не только верил в силу этих амулетов, а еще и любовался ими. Любовался блеском и красотой металла, камня, из которых они были выполнены.

Сначала для изготовления амулетов и разнообразных оберегов использовались медь и бронза, позднее предпочтение было отдано золоту и серебру, которые обладали весьма ценными свойствами. В отличие от других металлов золото и серебро долго сохраняют свой завораживающий цвет, хорошо поддаются ковке, легко плавятся и вытягиваются в тончайшие нити-волоски, устойчивы к окислению и коррозии. Из золота, серебра или их сплава делали браслеты, кольца, перстни, цепи, колье, диадемы, а также височные украшения и серьги, разнообразные заколки и пряжки. Все эти предметы на протяжении столетий и сформировали самый крупный раздел ювелирного искусства — ювелирные украшения. Раздел, который приобрел настолько самостоятельное звучание, что в общепринятом понимании с этим ярким направлением ювелирного искусства часто и ассоциируется само понятие „ювелирное искусство".

На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и так называемая холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерны для ювелирных изделий древнего Двуречья (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер). Ювелирные изделия эгейского искусства (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в произведения ювелирного искусства Древней Греции классического периода (V-IV веков до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в произведениях эллинистического искусства и Древнего Рима вновь появился интерес к звучной полихромии.

К этому времени сложились четыре достаточно автономных пласта в изготовлении современных ювелирных украшений в России. Первый — ювелирное искусство народных художественных промыслов. Это, как правило, ювелирные изделия, выполненные в национальных традициях с использованием техники скани и зерни, из недрагоценных металлов с покрытием в виде оксидирования серебром. Второй — ювелирная промышленность, выпускавшая магазинные массовые украшения из золота, серебра, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, цена которых зависит не столько от их художественного уровня, сколько от стоимости материалов, пошедших на их изготовление. Третий пласт — работы многочисленных самодеятельных мастеров, изготавливающих украшения. Это, как правило, недорогие работы эпигонского характера, удовлетворяющие невзыскательный вкус определенных слоев населения. И, наконец, четвертый пласт — авторское ювелирное искусство.

Необходимо отметить, что российское авторское ювелирное искусство с самого начала имело одну особенность. Вследствие государственной монополии на работу с драгоценными металлами и камнями авторское ювелирное искусство было лишено возможности использовать основные традиционные ювелирные материалы. Для многих художников, в особенности старшего поколения, этот запрет существенно мешал реализации их творческого потенциала. В то же время подобная ситуация заставила художников-ювелиров искать нетривиальные пути выхода из сложившегося положения, что во многом определило облик авторского ювелирного искусства последующих десятилетий.

Художники обратились в своем творчестве к созданию конструктивной формы изделия, пошли от идеи к 'материалу, осваивая такие новые, современные материалы, как титан, сталь, пластмассы, синтетическое стекло. Ограничение возможности работы с традиционными для ювелирного искусства материалами и, следовательно, с традиционными техниками направило интерес художников к формотворчеству, связанному с новой эстетикой дизайна.


Ассортимент, классификация, конструкция ювелирных изделий, ювелирная мода.
Многообразие видов ювелирных украшений, широкий спектр материалов изготовления, вставок и способов декоративной отделки предопределяют необходимость их деления по конкретным признакам на определённые группы, т.е. классификацию.

Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:



  • Предметы личных украшений.

  • Предметы туалета.

  • Принадлежности для курения.

  • Предметы для сервировки стола.

  • Письменные принадлежности.

  • Предметы для украшения интерьера.

  • Принадлежности для часов.

  • Сувениры.

В каждую группу входят несколько подгрупп. Например, в группу «Личные украшения» входят подгруппы «Кольца», «Серьги» , «Броши», «Кулоны», «Медальоны», «Колье», «Ожерелья» и др.

Ассортимент ювелирных изделий непостоянен. Стремление к оригинальности в украшении человека и его быта, различные географические и этнические особенности приводят к созданию новых видов ювелирных изделий.

Предложенная классификация ювелирных изделий охватывает только основные их группы и подгруппы и не исключает возможности развития ассортимента в новых направлениях.
Изделия каждой подгруппы ювелирных изделий классифицируются по основному материалу, из которого они изготовлены, материалу вставки, виду декоративной отделки и конструктивным особенностям.
По основному материалу ювелирные изделия классифицируются на изделия из золота, серебра, недрагоценных металлов и прочих материалов (цветного поделочного камня и янтаря). Изделия, выполненные из металлов, делят по материалу вставок на изделия с драгоценными камнями, с полудраго­ценными камнями, с цветными поделочными камнями, с янтарем, жемчугом, со стеклом, без камней. По виду декоративной отделки ювелирные изделия классифицируют на изделия, выполненные с алмазной обработкой, эмалью, филигранью и пр.

Декоративное назначение ювелирных изделий предъявляет особые требования к их ассортименту. Он должен быть достаточно разнообразен, не отставать от моды и гарантировать оригинальность моделей.


Основную часть ювелирных изделий составляют личные украшения. На них приходится 75 % всего ассортимента, выпускаемого предприятиями ювелирной промышленности. Внутри этой группы кольца составляют 50 %, серьги 25 %, кулоны и медальоны 10 %, броши 6 %, цепочки 3 %, бусы 2 %, браслеты 2 %; остальные 2 % приходятся на колье, гарнитуры (наборы, выполненные в одной композиции), ожерелья, брелоки и прочие изделия.


Кольца — носимое на пальце руки украшение в виде декоративно оформленного ободка (шинки) с верхушкой (кастом и вставкой) или без неё. Наиболее распространенный вид ювелирных украшений. Кольца могут быть не только декоративным украшением, но и символом. Наиболее распространенные в нашей стране кольца-символы— обручальные. Кольца изготовляют из сплавов золота, серебра, платины, цветных недрагоценных металлов, а также титана, стали, драгоценных, полудрагоценных, поделочных, искусственных, органических камней, кости, рога, пластмассы, стекла, дерева, фарфора. Ассортимент колец очень разнообразен, кольца с камнями и вставками составляют наиболее распространенную и самую разнообразную группу украшений. Кольца серебряные и из недрагоценных металлов часто покрывают золотом (золотят). Поверхность кольца, кроме золочения, может быть подвергнута оксидированию либо химическому окрашиванию под золото и в другие цвета. Платину как оправу используют для колец с бриллиантами, так как она и отличие от золота не придает бриллиантам желтого оттенка; иногда платину заменяет белое золото.

В качестве вставок используют драгоценные, полудрагоценные, цветные поделочные камни, янтарь, жемчуг, стекло, пластмассы. Все кольца принято делить на простые и сложные. К простым кольцам относятся обручальные (сплошные и пустотелые, витые и ажурные), кольца – печатки, кольца вензеля (прямоугольные и овальные, сегментные в сечение). Сложные – это кольца усложненной конструкции: со вставками, украшенные филигранью, эмалью, ажурными рисунками и деталями сложных форм. Конструктивно ювелирные кольца (кроме обручальных и без каменных) состоят из двух основных частей – шинки и ободка и верхней. Встречающиеся различия в конструкции колец обусловлены изменением формы, материала, размеров и огранки вставок.

Ободок (шинка рис.1а) кольца может быть сплошным и полым с сечением разных форм — круглым, полукруглым, прямоугольным и др. ширина и толщина шинки – непостоянны. В большинстве случаев они расширяются и утолщаются по направлению к касту. Внутренняя сторона шинки всегда гладкая. С наружной стороны ободок бывает гладким, с чеканным или гравированным рисунком, эмалью, с местами для закрепления драгоценных и полудрагоценных камней, штампованных и граненых стекол, вставок из пластмассы, янтаря, кости и др. шинку припаивают к касту ранту, соединяя таким образом с верхней частью (верхушкой) кольца.

рис. 1 конструкция кольца

В верхушку – основную украшающую часть кольца входят как самостоятельные следующие детали: каст (оправа) для вставки. Рант под каст, накладки. Форма верхушки может быть круглой. Овальной, многоугольной, сложного узора; рисунок на её плоской, а чаще выпуклой поверхности может быть прорезным или напайным.

Каст 4 или оправа для вставки – общая деталь многих ювелирных изделий со вставками. Касты бывают различных форм и размеров. Оправы для камня (одна или несколько) могут иметь различные форму, конфигурацию и высоту. Наиболее распространенными креплениями вставок являются следующие: закрепка с помощью специальных лапок, называемых крапанами; глухая закрепка, когда вставка обжимается металлом по всему периметру рундиста; на штифте (в основном для крепления жемчуга).


Рант 3 – это контурный ободок, припаянный к касту снизу. Рант под оправу бывает различных форм и размеров, но он должен обязательно копировать все контуры каста и по размерам не выходить за его пределы. Нередко рант называют дигелем.

Накладка 2 – важная деталь верхушки. Придаёт кольцу особый колорит декоративности. Накладки бывают гладкие, чеканные или гравированные, штампованные, филигранные с местами для крепления камней или стекол различных форм и размеров.

Размер шинки кольца должен соответствовать объему пальца, на котором будут носить кольцо. Размер кольца равен диаметру шинки в мм. Кольца выпускают с размерами от 15 до 25 (номера меняются через 0,5). Определение размера кольца производят с помощью кольцемера – металлического конусообразного предмета (рис.1б), а размер пальца покупателя – помощью кольцемера, состоящего из пальцемерных колец (рис 1.в). Кольца каждой модели должны иметь различные размеры, что определяется представителями торговли при заключении договоров на поставку.

Ювелирной промышленностью выпускается широкий ассортимент серег. Большой удельный вес среди них занимают серьги без камней. Они включают в себя как традиционные серьги типа обруч, калач, шарики, полушарики, так и широко распространившиеся в последнее время серьги с алмазной обработкой, так же выпускается множество моделей серёг самых разнообразных фантазийных форм. Наряду с этим во многих моделях широко используются вставки из драгоценных, полудрагоценных, цветных поделочных камней, янтаря, жемчуга и пластмассы.

Основное отличие серёг от других ювелирных украшений в том, что они выпускаются в паре: обе серьги должны быть идентичны по рисунку, размеру, массе, материалу, вставкам, декору.
Серьги состоят из основания (остова), оправы для камня (каста), ранта под оправу, накладок, подвесок и замка (рис 2.).

1 – швенза; 2 – крючок; 3 – основание; 4 – вставка; 5 – каст; 6 – рант; 7 – подвеска.

Основание может быть со штампованным, чеканным или гравированным рисунком, гладким или с местами для закрепки драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, штампованных и граненых стекол, вставок из пластмассы, эмали, кости и др. Оправа для камня (одна или несколько), накладки (гладкие, чеканные, штампованные, филигранные) и подвески различаются по форме и размерам.

Замковая часть серёг является самой важной и ответственной деталью, а поэтому должна отвечать трём основным требованиям: быть по возможности простой, надёжной и долговечной. Замки могут быть разных конструкций: для проколотых ушей — сложные (на крючках с защелкой) и свободные (на крючках с петелькой, в виде скобы на шарнире, винта с гайкой); для непроколотых ушей—в виде зажимного винта и клипса. Зажимной винт — это конструкция, в которой основная часть серьги — ее остов — с тыльной стороны имеет не рант, а глухую подпайку с площадкой, примыкающей к лицевой стороне мочки уха. К остову припаивается дужка; на се верхнем свободном конце имеется миниатюрная цапфочка, я которую пропущен винтовой стержень. Конец стержня снабжен полусферической шляпкой, при завинчивании плотно зажимающей мочку между свободным концом дужки и подпайкой остова серьги. Клипс имеет вид защелки, которая благодаря пружинному устройству плотно прижимает серьгу к мочке уха, охватывая ее снизу.

К личным украшениям относятся и кулоны, состоящие из основания, накладки, подвески (возможны разнообразные художественные композиции, на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте) соединительного или подвесного кольца (ушка) для соединения с цепочкой и цепочки. Цепочки кулонов изготавливают из сплавов платины, золота, серебра, недра­гоценных металлов. Нередко роль цепоч­ки играет удерживающая часть, изготов­ленная из шерстяных, капроновых, шел­ковых нитей, кости, специальных сортов резины.

Основание может быть самым разным: штампованным, с чеканным или гравированным рисунком, гладким или с местами для закрепки накладки, вставки, подвески из металла, камней, кости, перламутра, подвески с эмалью и др.

В верхней части подвески просверливают отверстие или припаивают колечко, в которое вставляют свободно вращающееся ушко, служащее для продевания цепочки. Подвески выполняют съёмными, и как одно целое с цепочкой. Бывают кулоны с несколькими подвесками: одна (большая) – в центре, две (поменьше) – по сторонам. Для подвесок часто используют жемчуг, камеи из кораллов, полудрагоценных камней и ракушек, миниатюры на фарфоре, кости, металле, круглые или овальные пластинки с рельефным или выполненным эмалью изображением.

Подразделяют кулоны и в зависимости от вида художественной обработки (гравирования, чернения, нанесения эмали, филиграни и др.), а также различают кулоны без камней и других вставок, с камнями и вставками из других материалов. Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора, фаянса различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде пластин – круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с гравированным, штампованным или чеканным рисунком.



Рис 3 конструкция кулона

1 – основание; 2 – каст; 3 – подвесное ушко; 4 – соединительное ушко; 5 – вставка.

Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и запором. Такой кулон одновременно является и брошью.




Медальон - украшение, по назначению схожее с кулоном; представляет собой футлярчик, куда помещают фотографии или сувениры. Медальоны бывают овальной, круглой, прямоугольной и других форм. Состоит из цепочки и хутлярчика, в верхней части медальона имеется колечко для продевания тонкой цепочки (подвесное ушко) и соединительного ушко.

Рис. Конструкция медальона:

1 – футлярчик; 2 – цепочка; 3 – соединительное и подвесное ушко.

Изготавливают медальоны из золота, серебра и сплавов цветных металлов.


Поверхность медальонов украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких граненых полудрагоценных или синтетических камней, граненого стекла на фольге, художественной эмалью.

Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Открывающиеся, состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри медальона обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный портрет. Неоткрывающиеся медальоны также состоят из двух половинок, но они спаяны между собой.

Броши. Это женское украшение, которое прикалывают к платью (костюму). Броши могут быть исполнены практически из любого «ювелирного» материала, пригодного для изготовления колец и серег. Форма брошей самая разнообразная: от строго заданной до неопределенной. Броши могут изображать растения, листья деревьев, цветы и цветочные композиции, а также птиц, животных, насекомых, небесные светила (луну, звезды, солнце), разнообразные геометрические формы, банты, узлы, переплетения, образы абстрактной символики. По характеру обработки различают броши гладкие (со вставками и без них), украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком, ажурные, ажурно - филигранные со вставками и без них, керамические (терракота, майолика, фарфор, фаянс) с декоративно-художественной обработкой, из кости с ажурно выпиленным рисунком, из янтаря, перламутра, стекла с декоративно-условным рисунком, из дерева с декоративно-художественной обработкой поверхности различными способами, эмалевые (с живописной, перегородчатой и выемчатой эмалью), броши-камеи и броши-инталии. Броши всех видов могут иметь подвески из камня или металла. Броши имеют различные вставки из драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др.
Броши. Броши состоят из основания, каста для вставок, накладок, замковой части (рис. ). Иногда к этим деталям добавляются еще фигурные проволочные детали. Основание может быть гладким, чеканным, гравированным, штампованным, эмалевым, с мозаичным рисунком, а также филигранным или в виде ободка под вставку или камею. Касты для брошей имеют разные формы и размеры. Накладки изготовляют гладкими, с чеканным, гравированным, штампованным рисунком, филигранными. Замки брошей бывают простыми — в виде

крючка из проволоки и сложными — с предохранителем и без него. Существуют три вида замков для брошей: шомпольный, визорный и револьверный. Применяется также клипсовый (пружинящий) замок.



Рис конструкция брошей

1 – замковая часть; 2 – вставка; 3 – каст; 4 – основание.
Колье. Это женское шейное украшение, состоящее из гибкого или жесткого металлического обруча или обычной цепочки, или шелкового (капронового) шнура, или ошейника из резины и акцентированных в центральной части одного, двух, трех, четырех элементов декора, изготовленных из металлических или неметаллических «ювелирных» материалов.

Колье. Включает в себя цепочку с замком и несколько соединенных или несоединенных между собой подвесок различных форм и размеров, имеющих деко­ративную отделку и расположенных в центральной части цепочки (рис. .).



Рис конструкция колье

1 – цепочка с замком; 2 – подвеска.

Ожерелье. Это женское шейное украшение, выполненное в виде гибкого или жесткого обруча (ошейника), сплошного или звенчатого, или цепочки со вставками, близкими, а чаще одинаковыми между собой по размерам, материалу, форме и художественному оформлению и равномерно расположенными по всему периметру обруча (цепочки). При изготовлении ожерелий используют те же материалы, что и при изготовлении колье. Ожерелья состоят из гибкого обруча или цепочки с кастами для вставок, а также отдельных, различных по форме деталей (рис. 4.7) сложного переплетения, украшенных вставками из драгоценных и полудрагоценных камней.

Рис конструкция ожерелья


Заколки. Украшение — равнозначное как для женщин, так и для мужчин. Мужчины используют заколки для закрепления галстука и как застежки вместо пуговиц. У женщин заколки служат тем же целям. Иглы заколок делают как из драгоценных, так и из недрагоценных цветных металлов. Головка заколки может быть выполнена из драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, жемчуга, янтаря, коралла.

Внешне заколки очень похожи на обычные иглы, незаостренные концы которых оканчиваются округлым утолщением — головкой (рис. 4.8). Заколки бывают двух типов: с длинной и короткой иглой из драгоценных или цветных металлов. Для крепления ограненных камней в заколке предусматривается каст; жемчуг, бирюза, янтарь, коралл, крепятся в заколке с помощью штифта (для этого в них просверливают отверстия).



Рис конструкция заколки

1 – вставка; 2 – основание; 3 – игла.

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет