Приложение № 2.
Тексты
Создатель «Демона»
Однажды Валентин Серов приехал в гости к Мамонтову не один. Невысокий, изящный белокурый молодой человек, вошедший с ним гостиную, был Михаил Врубель. К тому времени ходила за ним слава неудачника. Жил он впроголодь был почти нищ и доходил до полного отчаяния берясь за унизительную работу. Его живопись опередила время, понять художника мог в ту пору только такой тонкий ценитель, как Мамонтов. Радушие, с которым приняли Врубеля, ему было внове, а абрамцевская земля оказалась землёй обетованной для его искусства.
Здесь он начал всерьёз работать над «Демоном», о котором мечтал всю жизнь. Он стал центральным произведением художника. Врубель отмечал двойственную природу своего героя: «Это дух не столько злобный сколько страдающий и скорбный но при всём том дух властный величавый».
Здесь начался Врубель - блестящий самобытный и непревзойдённый керамист. В одной из комнат старого дома, особенно любимой жившими здесь художниками, стоит пленяющая глаз разноцветными глазурями изразцовая печь - лежанка выполненная Врубелем.
Отсюда писал он сестре: «Я в Абрамцеве! И опять меня обдаёт, нет, не обдаёт а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте...». Эту русскую нотку мы чувствуем в его знаменитых работах «Царевна - Лебедь» «Богатырь» «Пан».
Певцы природы Абрамцево
Для многих русских художников природа в окрестностях Абрамцева стала прозрением проникновением в сущность русского пейзажа. О притягательной силе абрамцевской природы лучше всего сказал художник Константин Коровин: «И что, кажется, особенного - там ольха серебрится, тут осинка голубая совсем, волчья ягода раскинулась, орешник. Только здесь по-особому чувствуешь русскую землю.
Всё в ней здесь есть и будни и праздники и музыка цвета.
В гостях у С.Мамонтова часто бывал художник Василий Поленов. Собрания кружка музыкальные и драматические вечера давали ему духовную пищу. В Абрамцеве с его лесами перелесками небольшой извилистой речушкой Ворей везде находила близкую ему своей скромной красотой природу. Абрамцевская усадьба и её окрестности многочисленными мотивами вошли в десятки этюдов и пейзажей написанных здесь художником. «Абрамцево. Речка Воря.» « На лодке.Абрамцево.» «Пруд в Абрамцеве.» В них та же умиротворенность та же память о патриархальном быте которую пробуждала в художнике бывшая аксаковская усадьба что и в его московских картинах. Но в абрамцевских пейзажах проявляются и новые лирические связи художника и природы. Люди из картин Поленова постепенно исчезают но сохраняется высокий духовный строй пейзажа его эмоциональное звучание. Работы Поленова в абрамцевский период - это, в сущности, изображение любимых и родных «до боли знакомых» мест.
Сказочный мир Абрамцева.
Художественная атмосфера царившая в Абрамцеве побуждала к свободному выражению личности давала простор для поисков нового для экспериментаторства. Влияние этой атмосферы сказывалась на самых разных сторонах творчества членов художественного кружка.
В Абрамцеве у Мамонтова работал архитектор В.А.Гартман и создавал постройки в древнерусском и сказочном стиле. Вы видите «Мастерскую». Правда, похожа на сказочную избушку? Кругом деревянная резьба на фронтоне на полотенцах на крылечке на оконных наличниках. Вид у постройки удивительно радостный солнечный какой-то.
А неподалеку выглядывает из-под густых и хмурых еловых и сосновых ветвей совсем сказочное строение толстые бревна крошечное окошечко крыльцо с навесом а над ним сова. Это «Избушка на курьих ножках» построенная по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова. И сова и крылечко и сама избушка плоды фантазии художника воплотившиеся в действительность. Точно из детских снов приплыло это диво.
Много чудес в Абрамцево но чудеснее всего покосившаяся старая-престарая церквушка. "Купол звонницы прямо над входом отсутствие крыльца покосившиеся стены каменная резьба всё как будто указывает на её невероятную древность.* Кажется, сюда ходили молиться ещё какие-нибудь богатыри святорусские. Только вот она совсем не древняя. Построена в 1882 году также по проекту В.Васнецова. Художник вложил в эту церквушку всю свою любовь к России к русской сказке и к русскому народу и смог создать такой вот маленький архитектурный шедевр.
«Вдохновитель вдохновения»
Старый абрамцевский дом стал магнитом который притягивал к себе всё самое талантливое и передовое что было в русском искусстве. Абрамцево было тем местом, куда знаменитых русских художников В.Поленова И.Левитана В.Серова В.Васнецова М.Нестерова тянули какие то глубинные силы. Именно здесь многим из них суждено было выйти на новую творческую дорогу. Причины этой притягательной силы требуется искать в личности хозяина усадьбы - Саввы Ивановича Мамонтова. Он сам хорошо рисовал и лепил профессионально пел и всячески покровительствовал художникам, особенно начинающим безвестным неимущим.
Он сумел не только бережно сохранить духовное обаяние аксаковской традиции но и наполнить атмосферу дома новым содержанием.* Интерес к русской истории объединил художников в абрамцевский кружок, в котором С.Мамонтов был, по удачному слову современника, «вдохновителем вдохновения»
Любовь к прекрасному замечательный вкус признаваемый русской интеллигенцией того времени за эталон обаяние удивительное умение своей неукротимой жаждой деятельности зажигать других объединять и вдохновлять окружающих всё это позволило Мамонтову стать центром притяжения талантливейших людей того времени.
Достарыңызбен бөлісу: |