Тема № 3. Архаическая культура
Первобытное общество было самым первым периодом развития человека, началом выхода на путь очеловечивания и, несомненно, оно длилось сотни тысяч лет. Достаточно сказать, что главное доказательство тому — тот факт, что самые первые орудия труда человека появились около 2,5 млн лет назад.
В результате археологических раскопок, проводимых во всем мире, обнаруживаются поселения первобытных людей, находятся во множестве их орудия, сделанные из камня. Таким образом, научные исследования науки археологии не случайно начинаются именно с этих каменных орудий. По мнению ученых, история первобытного общества подразделяется на три периода: это каменный век, бронзовый век и железный век. В мировой науке сам каменный век подразделяется на несколько периодов. Древний каменный век — палеолит, термин «палеолит» образуется из греческих слов «палайос» — древний, «литое» — камень, средний каменный век — мезолит и новый каменный век — неолит. В археологической науке это научное заключение установилось в XIX в. Каменный век начался около 2,5—2,6 млн лет назад, длился до начала II тысячелетия до н. э.
Место, занимаемое палеолитом в эпохе каменного века, является особым.
Во-первых, в эпоху раннего и среднего палеолита завершилась биологическая эволюция первобытного человека и сформировался человек современный. Во-вторых, орудия, сделанные из камня и т. п., не только увеличивались в количестве, но претерпели качественные изменения. В-третьих, самым главным достижением эпохи позднего палеолита стала экзогамия, и впредь из брачных взаимоотношений были исключены прямые родственники — родители и дети, родные братья и сестры. Наложение запрета на инцест (кровосмешение) явилось началом упорядочения брачных отношений с общественной позиции. В результате таких кардинальных общественно-социальных изменений возникли род и семья.
Первые научные сведения о культуре позднего палеолита были основаны на итогах результатов археологических раскопок, которые проводились на юге Франции и на севере Испании. Несмотря на последующие изменения климата и ландшафта, этот уголок Европы было очень благоприятен для проживания людей. Возможно, по этой причине на протяжении тысячелетий множество народов населяли этой край. В обследовании этих полных загадок мест, начиная с прошлого века, большую активность проявили французские и испанские археологи. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола обнаружил в пещере Альтамира первые памятники живописи эпохи позднего палеолита. В 1895 г. во Франции Анри Брейль совершил грандиозное открытие, обнаружив в пещере Ле-Комбатель в долине Везеры около сотни изображений мамонтов, бизонов (диких быков), медведей, лошадей. Удивительно, что среди изображений встречаются и человеческие. В том же году археолог Пестрони открыл в пещере Фон де Гом недалеко от Ле-Комба- теля целую художественную галерею. Она насчитывала 40 изображений дикой лошади, 40 — мамонтов, 17 — оленей. Изображения были нанесены охрой и другими красками, к сожалению, секрет изготовления этих красок до сих пор остается неразгаданным.
Еще одно замечательное произведение доисторического изобразительного искусства — «Сикстинская капелла первобытного изобразительного искусства», обнаруженная в 1940 г. на юго- западе Франции в пещере Ласко близ городка Монтиньяк. Совершенство этих изображений таково, что многие не могли поверить в их оригинальность, считая произведениями современных художников, сделанных с целью розыгрыша общественности, однако научная экспертиза опровергла эти ошибочные мнения.
Тесно сплетавшееся с процессом охоты и труда архаическое искусство показывает постепенное познание человеком окружающей среды и его представления о загадочном мире. Некото-рые искусствоведы разделяют изобразительную деятельность человека эпохи палеолита на три этапа, особо отмечая переход на каждом из них к качественно новому уровню живописи. Для первого этапа (натурально-творческого) характерны композиции, выполненные из костей. На втором этапе, получившем название «естественного изображения», преобладают различные формы и силуэты, барельефы и большого размера изваяния из глины. На третьем — в период изобразительного творчества позднего палеолита — широкое распространение получили настенная живопись на различные сюжеты и резьба по кости. В связи с этим следует особо отметить, что в эпоху первобытнообщинного строя уже возникли все виды изобразительного искусства. Это графика, живопись и силуэт (контурные рисунки), скульптура (высеченные из камня или вылепленные из глины изваяния), живопись (разноцветные изображения, выполненные минеральными красками). Вместе с тем появились и другие виды декоративного искусства, такие, как рельеф, резьба по камню и кости.
В позднем палеолите начинают формироваться два основные центра мировой цивилизации. Ими являлись азиатский и афро-европейский центры. Между этими двумя первыми очагами человечества, несмотря на расовые различия, особенности технических и хозяйственных приемов, начинают закладываться основы культурных связей. В эпоху позднего палеолита начали проявляться первые признаки европеоидной расы у древних обитателей Европы, негроидной — юга Средиземного моря, монголоидной — у жителей Восточной Азии.
Корни родства современных народов, населяющих нашу планету, происходят, вероятно, из единства первых людей, живших в эпоху позднего палеолита. Уже в то время начинали складываться основы языка, религиозных верований, искусства, семейно-брачных отношений, характера и поведения человека.
Как нами замечено, культура эпохи позднего палеолита являлась разнообразной. Не подлежит сомнению, что главным жизненным ремеслом человека того периода была охота на зверей, а охотничье объединение имеет свои отличия от объединений земледельческих и скотоводческих. Поэтому нельзя отрицать тот факт, что превратившийся в основное ремесло жизнедеятельности людей охотничий промысел охватывал различные отрасли общественности жизни, в том числе и область культуры.
Охотник всем своим естеством находился в тесной связи с миром зверей. Такие качества охотника, как выносливость, воля, смелость, присущие только представителям данной профессии, выгодно отличали их от представителей других профессий. Первобытные люди выражали свои представления об окружающем мире посредством магических ритуалов и заклинаний, то есть они, безусловно, верили в существование сверхъестественных сил. Главной целью колдовства являлось изгнание болезни из тела человека, навредить врагу, унизить его, околдовать любимого человека и т. д. Колдун надеялся только на свои силы и способности. В этом аспекте колдовство значительно отличается от религии по той причине, что религия опирается на превосходящую человека сверхъестественную силу — Бога, охотничья же магия была необходима, чтобы обеспечить обнаружение и овладение добычей и т. д.
На основе магии (колдовства) сложилось древнее религиозное верование — тотемизм. Тотемизм — вера людей в то, что их происхождение тесно связано с миром зверей (вместе с тем были моменты, когда оно рассматривалось в связи и со сверхъестественными силами природы, с растительным миром). Сведения о культуре позднего палеолита основаны на результатах археологических раскопок и заключениях этнографической науки. И в наше время существовали народы, которые вели точно такой же, как в эпоху позднего палеолита, образ жизни. Это коренное население Австралии. Австралийские аборигены — классический пример тотемизма и колдовства (магии). Они переживали последний период эпохи позднего палеолита, когда произошла их первая встреча с европейцами. То есть к приходу европейцев коренные жители Австралии только перешли из палеолита в мезолит. По сравнению с австралийскими аборигенами тотемизм первобытных людей, населявших в древности пещеры Европы, был намного более примитивным.
Многочисленность звериных изображений, оставленных на стенах пещер эпохи палеолита, является главным свидетельством расцвета магии в те времена.
Обряды и ритуалы людей первобытнообщинного строя в любом случае соприкасаются с мифологией. Следовательно, несмотря на то, что запечатленные на стенах пещер в самых неожиданных местах, не связанные между собой, не образующие правильного орнамента, разнокалиберные линии и черточки не составляют единой композиции изобразительного искусства, тем не менее, все они по отдельности представляют собой произведения искусства, своего рода дебют, дающий представление о мировоззрении первобытных людей, потому, что пещерные художники не ставили себе целью выстроить какой- либо сюжет, главное их внимание было сосредоточено на колдовстве.
В период позднего палеолита главное средство людей для общения друг с другом — язык — достигло определенного уровня развития. От примитивных звуковых сигналов неандертальцев «человек современный» перешел на первую ступень речи. Обитание первобытных людей в темных пещерах рождало необходимость усовершенствования звуковых сигналов. Различные моменты, возникающие в ходе опасных ситуаций в жизни и быту, необходимость предупреждения об опасности, ускорили процесс становления и развития речи. У охотников эпохи позднего палеолита сложилась командная речь, потому что им крайне необходимы были понятные звуковые сигналы. По мнению ученых, первые словесные обозначения получили животные, названия же предметов и вещей появились позже. Такое закономерное стремление первобытнообщинных людей нашло свое продолжение на следующей ступени развития человечества, в эпоху мезолита. А задачи, возникшие в этот период, тоже находили свое решение в процессе развития общества.
В период мезолита («мезо» означает середина, «лит» — камень), переходном этапе между древним каменным и новым каменным веками, в жизни и быту людей наблюдаются значительные изменения, связанные с изменениями природных условий. Характерной для этого века особенностью является появление у человека нового оружия — лука со стрелами. Изобретение такого оружия оказало огромное влияние на возникновение и развитие в жизни людей скотоводства. Люди не только освоили рыболовный промысел, но и, усовершенствуя это ремесло, изобрели лодку, к тому же первобытные люди сумели понять, что занятие рыболовством не связано с большим риском для человеческой жизни.
К концу мезолита женщины и дети осваивают производство очень удобной для применения в домашнем хозяйстве посуды из глины. Стало традицией нанесение на невысохшие полностью изделия различных черточек палочками или кончиками пальцев. Если, с одной стороны, это делалось для украшения, с другой, было связано с магическими ритуалами. Таким образом возникло женское искусство — узор и орнамент. Люди каменного века перестали изображать на скалах могущественных зверей.
Время зрелости первобытного общества — эпоха неолита. Это период укрепления родового строя и процветания каменной индустрии. В эту пору первобытные люди с помощью очень качественно изготовленных каменных топоров рубили деревья, строили из них дома, мастерили лодки. В новом каменном веке люди усовершенствовали обработку глины, научившись обжигать ее и делать таким образом водоустойчивой. По той причине, что одной из главных особенностей нового каменного века является появление керамики, ему присвоено название «века керамики». Вместе с тем данное достижение искусства знаменует собой великую перемену, поистине огромное событие в развитии человечества. И если до того люди пользовались только готовыми дарами природы, то теперь, производя неизвестные в природе материалы, они предприняли первые шаги на пути превращения из рабов природы в ее хозяев. В процессе такого грандиозного открытия, порожденного жизненной необходимостью, люди постепенно усовершенствовали свое умение в сфере искусства, то есть украшательство, начинавшееся с беспорядочных черточек и узоров, усложняясь со временем, превращалось в произведения искусства, отличающиеся последовательностью красок и линий, геометрической стройностью. В ходе подобных попыток в искусстве у людей первобытного общества стали формироваться первые признаки могучей силы, которую мы называем «чувством эстетики».
По сравнению с искусством эпохи палеолита у искусства эпохи неолита заметен свой почерк, свои особенности. Прежде изображения зверей в пещерах выполнялись в примитивной, статичной манере, теперь же качество изображения животных изменилось в лучшую сторону. Самое главное, заметно стремление не просто изобразить зверей, но и показать их в движении.
Вы гористой местности Тассилин-Адджер, расположенной на Алжирской территории, на границе превратившейся в наше время в пустыни Сахара и Феццан, есть гряда голых скал. В пещерах у их подножия и на самих скалах найдено множество различных рисунков и произведений искусства (15 тысяч фрагментов произведений изобразительного искусства, датированных 4—1 тыс. до н. э.). Благодаря этим бесценным культурным находкам стало возможным познакомиться с художественным творчеством скотоводческого племени, населявшего в древности этот обширный, некогда плодородный край.
Цветущий, красочный, удивительный и загадочный мир открывается в искусстве Тассилин-Адцжер. А теперь вглядимся внимательно в содержание этих картин. Пастбища и стада животных. Пастухи, стерегущие тучных коров. Фигуры людей и животных, переданных разными красками, ярки и сочны. Наряду с изображениями пышнорогих исполинских буйволов, грациозных антилоп, нарядно одетых девушек удивляют своей естественностью различные сюжеты с бьющимися между собой или убегающими от охотников, а то и просто пасущимися жирафами. В силуэтах танцующих женщин заметны особенные стройность и изящество, а суровые лица охотников — словно вестники того замечательного времени.
Не будет преувеличением сказать, что эта картинная галерея на исполинских скалах африканской пустыни, созданная кистью художника древности, — самый крупный во всем мире музей доисторического искусства.
Весьма примечательно, что и в настоящее время искусство неолита сохранилось у африканских племен. Бушмены — коренные жители Южной Африки — до прихода европейских колонистов жили в условиях древнего родового строя. Их великолепное наскальное изобразительное искусство по стилю относится к неолиту. Бушмены не были поголовно художниками, этим искусством занималось ограниченное меньшинство, те, кто умел рисовать. Художники пользовались при рисовании изготовленными из волосков антилопы (позднее изготовляемыми из конского волоса) и стянутыми жилами жесткими кистями. Необходимые для рисования краски разводились в растопленном жире, заливались в небольшие кувшинчики, поэтому использовались столько кувшинчиков, сколько нужно было цветов. К сожалению, англичане и буры с жестокостью истребили последних жителей «каменного века».
По способу ведения хозяйства людей эпохи неолита можно разделить на две группы. Первая занималась охотой, рыболовством. Это является экономикой присвоения. Такой тип экономики в некоторых местах, особенно на тихоокеанском побережье Северной Америки, переживал до прихода европейцев пору своего расцвета. По причине изобилия рыбы в этих водах местные индейцы наряду с добычей тюленей, бобров, красной рыбы охотились и на гигантских китов, промышляли в лесистых местах охотой на горных баранов, коз и оленей. Из животных приручили только собаку, пищу варили в деревянной посуде, кидая туда накаленные на огне камни, однако хорошо освоили производство добротных и качественных лодок из лиственницы. Зимой жили в больших домах, построенных из дерева, в которых по причине отсутствия окон дымоход прорубался в потолке.
Из шерсти диких коз и ягнят изготавливали рубахи и плащи- накидки. Во время междоусобных племенных столкновений надевали деревянные маски. Попавших в плен превращали в рабов, они обычно считались собственностью всей общины. Вели друг с другом меновую торговлю рыбой, рыбьим жиром, украшениями и предметами из кости и камня, рабами. У индейцев, обитавших на северо-западном побережье Северной Америки, был распространен обычай, называемый «дарением». Согласно ему, во время празднеств богатые люди раздавали свое имущество собравшимся, таким образом они поднимали и укрепляли свой авторитет в обществе (во многих случаях розданное имущество возвращалось в виде встречных даров или же услуг).
Народы, населявшие данные местности, великолепно владели искусством резьбы по кости и дереву. Основными признаками мест, где располагались их поселения, являлись достигавшие в высоту 20 метров столбы из лиственницы, они украшались изображениями персонажей тотемного происхождения и различных мифологических образов. Поскольку этот обычай был направлен на увековечение имени владельца и поднимал его авторитет, установка таких священных столбов считалась значительным событием. Во многих случаях такие празднества заканчивались человеческими жертвоприношениями.
Стоит особо отметить, что композиционное строение резных произведений индейцев имеет свои отличия. Произведения их искусства обычно бывают вертикального плана. Для примера можно взять вышедшую из-под инструмента индейского мастера по резьбе группу из четырех образов: в самом низу этого произведения находится кит, над ним — мужчина, над его головой — женщина, а на голове женщины изображен сидящий орел. Не составляет особого труда понять идею данной «спортивной пирамиды». Она символизирует окружающий мир и его целостность.
Поскольку второй способ ведения хозяйства в эпоху неолита был тесно связан с земледелием и выращиванием скота, правильнее будет называть его «добывающей экономикой». Земледелие было развито на плодородных территориях, дававших щедрый урожай. Плодородность приречных территорий была настолько высока, что позволяла снимать обильный урожай дажери примитивном возделывании земли. Люди обрабатывали землю мотыгами и при уменьшении снимаемого урожая переходили на другие места. Такой вид земледелия носил кочевой характер, но люди за сравнительно короткий период, овладев тонкостями этого ремесла, стали переходить к оседлому образу жизни. В результате усовершенствования техники неолита начали появляться богатые поселения, деревни, общины объединялись в племена, таким образом создавались предпосылки к появлению государства. Очагом цивилизации, появившейся в каменном веке, стал Древний Египет. Можно сказать, что история I тысячелетия этого государства не знала металла.
Как известно, на земном шаре плодородных земель немного, они составляют всего лишь один процент населяемых человеком территорий Земли. Поэтому освоение дремучих лесов и полупустынных территорий требовало усовершенствования технологии возделывания и использования земли, применяемых для этого орудий и инструментов. С переходом человека к оседлому образу жизни появились новые отрасли хозяйствования — земледелие и скотоводство. Земледельцы и скотоводы эпохи неолита были первыми крестьянами. Основными признаками этих вновь зародившихся крестьянских хозяйств были аграрная экономика, ручной труд, родовая и общинная организация, религией же являлся анимизм, который означает веру в существование духа, души. По анимизму, главными побудителями всех явлений в природе считаются дух и душа. В культуре древности процесс развития религиозных верований, традиций и обычаев, религиозных празднеств берет начало в анимизме. В культурологическую науку первым этот термин ввел известный ученый Тайлор.
Как указывалось выше, первобытные люди часто применяли магию, однако по сравнению с охотничьей у земледельческой магии имелись свои особенности. Жизненный уклад крестьянина находился в зависимости от плодородности земли. Для него земля была богиней-матерью. Возможно, поэтому ритуалы (обряды), связанные с земледелием, носили сезонный характер, то есть были тесно связаны с началом посевных работ и сбором урожая. Великие богини-матери — Иштар, Кибела, Деметра, Церера, будучи щедрыми и плодовитыми, требовали поклонения себе душой и телом. Возможно, поэтому во время проведения посвященных этим богиням обрядов и ритуалов присутствовали в немалом количестве и эротические моментПримечательно, что во время проведения этих обрядов широко использовались различные маски, фигурки, наскальные изображения, изображения, нарисованные на земле, исполнялись песни и пляски, ставились театрализованные представления.
Магия — самая древняя разновидность религии, одним из основных ее видов является фетишизм (означает амулет, оберег).
Фетишизм — это вера в силу материальных предметов, как природных, так и сделанных руками человека, то есть поклонение духовным силам в образе вещей.
Почти все вышеперечисленные виды верований (тотемизм, фетишизм, анимизм) находят свое широкое отражение в современных традициях и обычаях народов мира.
Архаическая культура первобытного общества сыграла огромную роль в становлении основ мировой культуры. Эти основы — общественная организация, язык, искусство, традиции, религия, наука, родственные отношения и т. д. Культурные связи, протянувшиеся через века, стали смыслом существования человечества.
Достарыңызбен бөлісу: |