Тема 13. Человек, общество и природа. Глобальные проблемы современности
Цель — показать человека и общество как проявления социального при непосредственном взаимодействии с природой.
Задача — сформировать понимание особенностей взаимодействия общества и природы, сути глобальных проблем современности, особенностей экологических проблем.
|
Оглавление
13.1. Природа как предпосылка и условие существования общества. Взаимодействие природы и общества, природное и социальное
Понятие природы в философии многозначно. Природа — это и внутренний структурообразующий принцип любого элемента мира, это и процесс его происхождения, это и окружающая среда. В нашем смысле речь будет идти о понимании природы как той естественной среды, в которой зародилось общество, и в теснейшем взаимодействии с которой оно находится.
В самом широком смысле природа отождествляется с космосом, со Вселенной, образуя реальность в глобальном космическом масштабе. На протяжении всей своей истории человечество строило догадки, предположения, теории, раскрывающие представление о Вселенной. И на сегодняшний день человечество не может похвастаться точным знанием о Вселенной, о ее строении, размерах.
Космологические концепции, существующие с древнейших времен, на сегодняшний день основываются на данных точных наук, используют научную методологию познания, но еще ни один ученый не претендовал на целостное научное представление о Вселенной. Современная релятивистская космология основывается на изысканиях А. Эйнштейна, А. Фридмана и др. Но и здесь мнения ученых расходятся. Одни принимают концепцию бесконечно расширяющейся Вселенной, другие — пульсирующей Вселенной (на смену расширению вновь придет сжатие и весь процесс повторится), третьи — теорию множественности миров и пр.
Теперь рассмотрим строение природы Земли. Философы подразделяют ее на две существенные составляющие: неорганическую (неживую) и органическую (живую). Между ними существует качественное отличие: объекты живой природы характеризуются обменом веществ с окружающей средой, раздражимостью, способностью к размножению, росту, восприятию внешних воздействий в качестве информации об окружающей среде. Органическая составляющая во взаимодействии с неорганической образует биосферу Земли — совокупность живых организмов, растений, бактерий. Биосфера существует в трех различающихся по своей плотности системах неорганической природы Земли: литосфере (земной коре), гидросфере (водной оболочке), атмосфере (воздушной оболочке).
В процессе общей эволюции появился особый биологический вид — Homo sapiens (человек разумный), представители которого обладали сознанием. Эта особенность привела к возникновению общества.
Мы будем рассматривать общество как естественную среду обитания человека, связанную с удовлетворением его социальных (материальных и духовных) потребностей и раскрывающуюся во всевозможных формах взаимодействия людей.
При таком подходе важно определить основные характеристики общества, прежде всего, естественный характер его формирования. Действительно, невозможно представить себе человека вне, за рамками общества, каким бы он мизантропом, отшельником ни был. Человек одновременно и объект, и субъект общественных отношений. Будучи сам частью социальной реальности и ее продуктом, он, вместе с тем, обладает способностью деятельно преобразовывать эту реальность. Человек, выросший вне общества, не прошедший стадий социализации, вряд ли в точном смысле слова может быть назван человеком.
Сфера социальной реальности охватывает не только отношения между людьми. Общественное бытие распространяется и на сферу природы, окружающего мира. В русле социального измерения природа осмысливается, оценивается с точки зрения служения интересам человека. Человек, особенно в современном мире, деятельно воздействует на окружающий его мир. Причем воздействие это, как мы теперь понимаем, зачастую имеет катастрофическое значение как для природы, так и для самого человека. Сегодня мы вновь вспоминаем, что человек лишь часть природы, что без уважительного взаимодействия с природой бытие человека становится проблематичным.
Таким образом, если природа определяет условия существования человека, то общество — среду его обитания. Человек — существо социальное. К этой истине пришел еще Платон, и до сих пор она остается, незыблемым принципом социального бытия человека.
В процессе становления человека происходила все большая социолизация его биологической основы, и при появлении человека разумного его социальная сущность стала окончательно преобладать над биологической. Удовлетворение естественных потребностей человека (пище, одежде, жилище, производстве потомства) постепенно превращается в социально детерминируемый процесс. Возникает ряд новых потребностей, обусловленных не животным происхождением, а общественной природой человека, — это необходимость трудиться (участвовать в процессе общественного производства), потребность в определенных знаниях и навыках, в орудиях и предметах труда и др.
Деятельность людей в начальной стадии была нерасчлененной, однако с дифференциацией основных общественных потребностей происходит и обособление соответствующих видов деятельности по их удовлетворению, что ведет к обособлению сфер общественной жизни.
Вопрос о количестве необходимых и достаточных сфер деятельности еще является дискуссионным, поскольку нет общепринятых критериев выделения именно тех, а не иных сфер.
Можно выделить экономическою, политическую, духовную и социальную сферы общественной жизни. Если первоначально, при возникновении общественного производства и самого общества указанные виды деятельности были лишь внутренними его моментами, то с усложнением характера и потребностей производства, они обособлялись в относительно самостоятельные сферы с характерными для них продуктами, социальными группами и отношениями. Сферы могут быть дифференцированы на соответствующие главные области деятельности людей. Надо отметить, что в ходе исторического развития идет увеличение общего количества главных областей общественной жизни, что делает ее более сложной, но одновременно и более организованной.
Общественная система в виде единства взаимодействий основных сфер и областей деятельности должна быть дополнена и связана с отношениями основных социальных групп. Так система «общество» является своеобразным единством двух основных его структур — функциональной (деятельностной) и субъектной (социальной).
В широком смысле термин «социальное» является синонимом «общественного». Например, социальная форма движения материи — это человеческое общество.
Но социальное употребляется и в узком смысле, а именно в значении характеристики отношений общественных групп и индивидов по поводу равенства и неравенства их общественного положения. Любая общественная группа, класс или индивид имеют свой собственный социальный вопрос, связанный с их положением в обществе.
Отсюда видно, что системное понимание общества как совокупности четырех однопорядковых сфер внутренне противоречиво, так как если основанием выделения экономической, политической и духовной сфер служат соответствующие виды деятельности, то социальная сфера обособляется по другим критериям и представляет собой специфический срез системы всех общественных отношений.
Социальные отношения являются обязательной стороной, аспектом всех указанных выше отношений и характеризуют различие групп людей в общественном положении, в их отношении к производству.
Социальные отношения имеют комплексный характер, то есть они не только являются стороной всех других общественных отношений, но и как целостные отношения частично включают их в себя в качестве своих внутренних моментов.
Социальные отношения определяют общественную реальность как систему, образуя в своей совокупности структуру обществ.
Трудовая деятельность и складывающиеся на ее основе общественные отношения, ставя своей целью обеспечение необходимых условий существования и развития общества, формируют определенную социальную среду, в которой находятся люди. Здесь можно говорить о специфической экосистеме «человек как социальное — социальная среда», которая включает в себя общественное взаимодействие людей между собой и их взаимодействие с социальной средой с целью обеспечения существования человечества как социума. При рассмотрении этой системы природные факторы считаются константными, изначально данными и не учитываются в динамике социального развития человечества. В данном случае социальная среда обеспечивает именно социальное существование людей.
Однако процессы, происходящие в социальной среде, могут оказывать неблагоприятное воздействие на людей и непосредственно, вплоть до физического уничтожения людей в ходе решения социальных задач одними социальными группами за счет других путем вооруженного насилия, и опосредованно, через создание таких условий жизни, когда становятся возможными нищета, голод, другие лишения, вызываемые социальными причинами.
13.2. Современные противоречия в системе «природа — общество». Глобальные проблемы современности
К середине XX века усилившиеся политические и культурные связи, углубившиеся экономические отношения и возникшие новые средства коммуникации создали ряд проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс и судьба всего человечества. Такие проблемы называют глобальными проблемами (от латинского «глобус» — Земля).
К глобальным проблемам относятся: проблема войны и мира, проблема преодоления экономического кризиса, экологическая проблема, демографическая проблема, распространение СПИДа и наркомании, борьба с международным терроризмом и т. д. На сегодняшний день важно не только выявление всех глобальных проблем, но и выяснение причин их возникновения, а также поиск эффективных путей и способов их решения.
Очевидно, что активная преобразующая деятельность человека по своей мощи и последствиям, как созидательным, так и разрушительным, сопоставима с самыми грозными силами природы. Создав могучие производительные силы, человечество не научилось еще в достаточной мере ими управлять. Многие достижения науки в результате неправильно организованной хозяйственной деятельности приносят человеку больше вреда, чем пользы. Достаточно сказать, что 98 % исходного сырья в современном производстве идет в отходы.
Глобальные проблемы тесно связаны между собой. Экологические проблемы возникают как результат нерешенности экономических проблем. Например, резкий рост народонаселения в сочетании с экономическим отставанием влечет за собой демографические, продовольственные и медицинские проблемы. Ведущая роль в выявлении и формулировании глобальных проблем принадлежит науке, которая не только выявляет причины глобальных проблем, но и находит способы их устранения, предлагает пути выхода из сложившейся ситуации. Современная наука рассматривает человека, человечество и биосферу как единую систему. В свое время выдающийся русский ученый В. И. Вернадский писал, что человеку придется сознательно принять на себя ответственность за развитие биосферы.
13.3. Экологические аспекты взаимодействия природы и общества
Взаимоотношения природы и общества представляют собой очень сложный процесс, который непрерывно изменяется в ходе исторического развития. В настоящее время здесь возникли острые противоречия, проявляющиеся в том, что общество нередко деформирует и истощает важнейшие природные условия своего бытия, оказывает определяющее, негативное воздействие на растительный и животный мир, как непосредственно, так и опосредованно — путем преобразования абиотической среды, что в конечном счете может привести к исчезновению на планете живых организмов, прежде всего их высших представителей, включая человека.
Совокупность этих противоречий рассматривает экология. Для системного анализа комплекса экологических проблем во взаимоотношениях природы и общества есть необходимость рассмотреть эту проблему в рамках трех наиболее общих систем, таких как «природа», «общество» и «природа — общество».
Мы рассмотрим развитие природы применительно к планете Земля, не забывая о том, что Земля является частью Солнечной системы, которая в свою очередь входит в космические системы более высокого порядка.
Начало эволюции на Земле определялось взаимодействием физических и химических процессов. В результате на планете сформировались геосистемы различного уровня организованности. С появлением живых организмов начался новый этап эволюции, когда в тесном взаимодействии с абиотическими процессами на планете появились изменения в живой природе. Результатом этого взаимодействия стали эволюционные изменения как в живой, так и в неживой природе. Под влиянием жизнедеятельности организмов, изменился, например, химический состав атмосферы и гидросферы, отмирающие растения и животные минерализовались и стали компонентами геосистем.
Взаимосвязи между биосистемами и геосистемами оказали глубокое влияние на развитие всей Земли. Интеграция биосистем и геосистем породила экосистемы — цельную совокупность организмов и окружающей среды, взаимодействующих между собой. Экосистемой высшего порядка на Земле становится биосфера, представляющая собой системную совокупность всех живых организмов и внешних условий их существования.
Системное изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, соотнесение их жизни с условиями существования началось в середине XIХ века. Известный немецкий биолог Э. Геккель в книге «Всеобщая морфология организмов», вышедшей в 1886 году, для обозначения отрасли биологии, которая занималась этими исследованиями, использовал термин «экология». По сути, Геккель понимал под этим термином физиологический механизм взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Теоретическое осмысление понятие«экология» получает у Геккеля исключительно в рамках физиологии. Более того, в дальнейшем ученый отказался от употребления этого термина, заменив егодругими — «экономия природы» и «биономия».
Однако к концу XIX века понятие «экология» вышло за рамки физиологии, а в первой четверти ХX века — и за рамки биологии, приникнув в различные естественные и общественные науки.
Несмотря на широкое использование данного термина и сегодня существуют различные его трактовки, которые можно свести к двум основным определениям:
• экология — это наука об условиях существования живых организмов, то есть под экосистемой в данном случае понимается среда, в которой существуют биосистемы;
• экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. В этом случае экосистема — это взаимодействующая совокупность живых организмов и среды их обитания, система «организм-среда», обладающая определенными интегративными свойствами.
Представляется, что вторая точка зрения полнее отражает суть проблемы, которая заключается в системном исследовании необходимых параметров жизнедеятельности как отдельных представителей раcтительного и животного мира, так и их сообществ, вплоть до существования биоса в целом, с целью недопущения таких изменений этих параметров, которые ставят под угрозу существование живых организмов.
К системообразующим факторам здесь можно отнести отношения живых организмов к неорганической и органической среде, их отношения с другими живыми организмами, как иными, так и себе подобными, с которыми они взаимодействуют непосредственно и опосредованно.
В.И.Вернадский писал: «Первое появление жизни при создании биосферы должно было произойти не в виде появления одного какого-либо вида организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни, должны были сразу появиться биоценозы».
Биогеоценоз является простейшей экологической системой. Именно в рамках биогеоценозов развертывается многообразие жизни во взаимодействии с биотической, абиотической и антропогенной средой.
Иерархическое взаимодействие биогеоценозов на различных уровнях организации биосистем порождает экосистему высшего порядка — биогеосферу (биосферу в понимании В. И. Вернадского).
Учения о биосфере В. И. Вернадского и о биогеоценозах В. Н. Сукачева создали предпосылки для понимания экологии в широком смысле, в отличии от биоэкологии как отрасли естественно-научного знания. Это понимание экологии сформировалось в результате анализа параметров существования человека, человечества в целом и среды его обитания с учетом сознательной деятельности общества, которые охватывают целый комплекс взаимоотношений живой и неживой природы, природы и человеческого общества.
В середине XX века социальная экология выделилась как особая отрасль знания на основе не только биоэкологии, но и социальных наук.
В системе «природа» человечество являются ее частью, особым природным образованием, обладающим специфическими свойствами и значительной самостоятельностью. В данном случае мы не учитываем социальные характеристики человечества, а рассматриваем его вовлеченность в естественное развитие природы и подчиненность взаимодействию слепых, бессознательных сил.
Таким образом, в общей динамике природных явлений можно выделить экосистему «человек как природное явление — природная среда». Такой системой, по сути, является биогеосфера. Однако на существование человечества могут оказывать воздействие и те природные явления, что возникают за пределами биогеосферы, например в космосе. Такие воздействия имеют чисто природный характер, подчиняясь стихийным силам, однако они могут включать в себя и измененные деятельностью человека явления в той мере, в какой они подчиняются природным процессам«. Эти воздействия осуществляются на абиотическом и биотическом уровнях. Они могут быть локальными и глобальными, то есть касаться всего человечества.
Можно констатировать, что абиотические явления присущи:
• литосфере (землетрясения, извержения вулканов, эрозия почвы, опустынивание, заболачивание и т. д.);
• атмосфере (смерчи, вихри, исчезновение озоннового слоя, изменения химического состава атмосферы и проч.);
• гидросфере (наводнения, тайфуны, изменения химического состава воды и т. п.).
Чаще всего абиотические воздействия носят комплексный характер, что выражается, например, в изменениях климата, которые могут приобрести неблагоприятный характер для существования живого на Земле (парниковый эффект, оледенение и т. д.). В более широких пределах абиотические воздействия можно предположить в виде сверхмощных космических излучений, падения космических тел на планету, других космических явлений.
Биотическое воздействие на человечество происходит непосредственно, например, в виде различного рода инфекций, и опосредованно, когда нарушения равновесия в животном и растительном мире отрицательно сказываются на жизни людей.
Биосфера как самоподдерживающаяся система выполняет очень важные стабилизирующие функции, обеспечивающие продолжение жизни на планете. К их числу относится поддержание постоянного газового состава атмосферы и гидросферы, чистоты воды, динамического равновесия в различных биоценозах и т. д. Однако в настоящее время ее все более существенным компонентом становятся продукты жизнедеятельности общества в виде побочных результатов функционирования социума, а также различного рода отходов. В природные процессы включаются радиоактивные отходы, химические продукты, другие измененные человеком вещества. Это выражается в загрязнении почвы, воды, атмосферы, включении в живые организмы несвойственны им химических элементов, что ведет к различным генетическим изменениям и прочим негативным явлениям.
Для обеспечения экологической безопасности в рамках системы природы человечеству необходимо:
• создать систему всеобъемлющего контроля за течением природных процессов с целью заблаговременного прогноза стихийных бедствий;
• изменить жизнедеятельность социума так, чтобы антропогенный фактор не превышал в природных процессах возможностей биогеосферы самовосстановлению.
При рассмотрении социальных проблем с экологической точки зрения можно выделить некоторые моменты, касающиеся основных сфер социальной деятельности.
В экономической сфере экологический аспект имеет такие, например, проблемы, как:
• создание материальных благ, обеспечивающих в достаточной степени существование людей (прежде всего это продовольствие, одежда, жилище и т. п.);
• общественное регулирование процесса производства, социальные гарантии, обеспечивающие нормальную жизнь участников производства;
• обеспечение необходимых условий труда, создание производственной среды, дающей возможность оптимального функционирования людей, участвующих в трудовом процессе;
• распределение материальных благ, обеспечивающее существование различных социальных групп, всего человечества.
В политической сфере экологическая проблематика включает в себя такие вопросы, как:
• достижение оптимальных параметров взаимоотношений различных социальных групп, народов, исключающих угнетение, насилие, прежде всего вооруженное, ведущее к гибели людей;
• формирование социальной среды, обеспечивающей гармоничное развитие человечества.
В духовной сфере важное значение придается осмыслению экологических проблем в различных формах общественного сознания, формированию экологических критериев мышления каждого человека, всех людей на планете. Особая роль в духовной сфере отводится науке, поскольку ее достижения все более оперативно реализуются в экономической и политической сферах. Развитие современной науки должно быть подчинено обеспечению существования человечества и среды его обитания, решению экологических проблем во всех сферах человеческой деятельности.
Как уже указывалось, определенный срез всех основных сфер человеческий деятельности дает социальную структуру общества, раскрывающую различное положение в нем социальных групп. Это прежде всего социально-классовая структура. В классовом обществе, когда один класс обеспечивает свое существование за счет других, социально-экологические проблемы обостряются. В их основе лежит социальное неравенство, выражающее в ухудшение условий существования тех или иных групп людей вследствие их социального подчинения другим группам.
В экономической сфере это интенсивная эксплуатация трудящихся масс, экономическое закабаление развивающихся стран, что ведет к тяжелым социальным последствиям. И дело не только в сравнительной бедности. Речь идет о неграмотности, хроническом недоедании и голоде, ужасающей детской смертности, эпидемиях, поражающих миллионы людей.
В политической сфере ведущие государства действуют, исходя из своих интересов, запросов монополий, прежде всего военно-промышленного комплекса, что ведет к попыткам силового решения социальных противоречий, а это способствует обострению социально-экологических проблем.
В духовной сфере те или иные государства, с одной стороны, добиваются идеологического обоснования своей политики, пропаганды соответствующего образа жизни, а с другой стороны, занимаются формированием массового сознания, которое было бы настроено чисто потребительски, без должного анализа социальных явлений. Потребительское отношение к жизни, отсутствие духовности влечет за собой асоциальность, самые низменные проявления общественной жизни, социальные болезни общества.
Учение о ноосфере ориентирует на разумную, отвечающую потребностям развивающегося человечества организацию взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, приводящему к разрушению окружающей среды.
Обострившиеся общечеловеческие противоречия, развитие традиционных конфликтов вызывают самую различную реакцию тех или иных социальных групп, что сказывается в разных сферах общества. Так, массовое движение в защиту окружающей среды от чисто природоохранных мероприятий приходит к социальному анализу структуры общества, все активнее вмешивается в политическую жизнь своих стран.
Сегодня экологические проблемы рассматриваются в тесной взаимосвязи с решением экономических, политических и социальных задач.
Провозглашенные цели требуют длительного, кропотливого труда для их достижения в борьбе с ведомственностью, местничеством, эгоизмом отдельных социальных групп, массовым недопониманием необходимости оптимизации социальной среды для сохранения человеческой жизни.
Для дальнейшего существования и развития системы «общество» как экосистемы принципиально важным является совместное решение социальных проблем во всех основных сферах человеческой деятельности, ведущее к созданию необходимых социальных условий для всех людей планеты, исключающее политику эксплуатации и насилия, порождающую войны, лишения и страдания народных масс. Всемирное признание приоритетов общечеловеческих ценностей будет способствовать формированию человечества как цельной системы, обеспечивающей свое функционирование и дальнейшее развитие.
Анализ всего комплекса взаимодействий природы и общества позволяет рассматривать экосистемы «природа-общество», специфика которой не сводится ни к чисто природным процессам, ни к собственно общественной жизни. По всей видимости, в основе такого рассмотрения — жизнедеятельность человека как биосоциальное проявление движения материи и человек как биосоциальное существо. Имеется в виду, что мышление, идеи человека, эмоции, воля, сознание и другие высшие проявления личности формируются социальными условиями, а его физиология, биохимические процессы, происходящие в организме, генетические особенности, продолжение человеческого рода в своем непосредственном проявлении подчиняются законам биологии. Наличие биологического в человеке очевидно. Ф. Энгельс писал: «... уже сам факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти ... только о различной степени животности или человечности».
Понятие жизнедеятельности человека в данном случае характеризует биотические процессы с целью поддержания жизни человека и включает трудовую деятельность в контексте ее взаимодействия с природой.
Известно, что ни одно живое существо не может существовать без обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Взаимодействие человека с окружающей средой отличается от этого процесса у других живых организмов тем, что человек не просто приспосабливается к ней, а преобразует ее благодаря сознательной деятельности. Собственно биотическая форма взаимодействия человеческого организма с окружающей средой превращается в социально опосредованный процесс. Таким образом, мы можем говорить о существовании экологической системы» человек как социально опосредованное природное — социально опосредованная природная среда«. Экологическая система в этом случае включает в себя людей в их биосоциальном проявлении и окружающую органическую и неорганическую среду, то есть природу в узком смысле слова, часть общей природы, активно взаимодействующую с человеком.
Экосистема» общество-природа«представляет собой сложное переплетение прямых и обратных связей природных и социальных факторов, требующих системного анализа и исторического подхода.
Изменения во взаимоотношениях природы и общества все исследователи связывают с развитием производства, производительных сил и производственных отношений. Вместе с тем для системы «природа-общество» характерна природная основа человека и окружающей среды, в том числе и искусственных элементов этой системы, а именно различных технических средств воздействия на природу и искусственно преобразованной природы, в том смысле, что их существование и функционирование обусловлено природными законами, хотя вызвано к жизни социальными целями.
Важно отметить, что техническому типу человеческой цивилизации свойственны в основном абиотические характеристики, преобразование природы идет на физико-химическом уровне, поэтому абиотичны и последствия взаимодействия общества и природы, что негативно сказывается на биопараметрах окружающей среды, отрицательно отражается и на существовании самого человека.
13.4. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере, его актуальность в современную эпоху
Наиболее полная и глубокая концепция биосферы принадлежит В. И. Вернадскому. Биосфера, или сфера жизни, — это часть природы, которая преобразована живым веществом и образует некую целостность, единство, развивающееся по своим специфическим законам. Биосфера — это единая планетная оболочка, связанная с космосом и служащая областью распространения живого вещества, исторически развивающаяся система, в которой человечество становится все более мощным фактором ее изменения.
В.И. Вернадский показал, что результатом воздействия человечества на биосферу будет переход ее в новое состояние — ноосферу, где на смену взаимодействию слепых сил природы придет сознательная деятельность по преобразованию природы.
Ноосфера (от «ноос» — разум и «сфера» — шар) — область взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Для ноосферы обозначения используют также близкие по значению понятия: техносфера, антропосфера, социосфера, «вторая природа». В пределах ноосферы человечество глубоко перестраивает низшие, природные формы материи, постепенно становясь главным фактором эволюции Вселенной. В перспективе ноосфера будет расширяться за пределы Земли, превращая человека в фактор космической эволюции.
Развитие биосферы с учетом активного участия в этом человечества — это не плавный переход из одного состояния в другое, а сложный, диалектически противоречивый процесс. Характер взаимодействия человека с природой проявляется двояко: с одной стороны, это стремление максимально выделиться из природы, преследуя социальные цели, за счет эксплуатации окружающей среды, господства над ней; с другой стороны, потребность в единении с природой. В начале общественного развития человек вышел из естественной экологической ниши и теперь стремится найти свое место путем изменения среды, в которой он находится, что порождает все новые негативные последствия для функционирования экосистемы«человек — общество«.
В настоящее время можно говорить об определенном состоянии биосферы, промежуточном по отношению к ноосфере», которое имеет свои особенности. К ним относятся выход человека за пределы естественной биосферы (освоение космоса), создание искусственных элементов в биосфере на абиотическом и биотическом уровнях, достижение соизмеримости антропогенного воздействия на природу с естественными процессами в биосфере по масштабам и т. п.
Потребительски-мигрирующий тип природопользования достигает своего апогея, его дальнейшая реализация ведет к необратимым экологическим последствиям, угрожающим существованию человечества, всего живого на планете.
Современное положение дел характеризует такое состояние биосферы, в котором отрицание человечеством природы приближается к максимуму. Отсюда объективно возникает необходимость в отрицании отрицания, как бы возврате к гармоничным отношениям человека с природой, но не на начальном, чисто природном уровне, а на уровне достижения того состояния, которое получило название «ноосфера».
Пока цивилизация только нащупывает пути взаимодействия с природной средой, которые должны будут предотвратить надвигающуюся глобальную экологическую катастрофу. Есть, например, серьезные разработки по использованию новых источников энергии. Предлогаемые в западных странах варианты решения экологических проблем, например путем уменьшения потребления истощающихся запасов полезных ископаемых (так называемый «нулевой рост»), способны только отсрочить глобальный сырьевой и энергетический кризис. В последние годы получила широкую известность так называемая концепция «золотого миллиарда»: на Земле удастся обеспечить нормальные условия для одного миллиарда человек, живущих в развитых странах, остальные же 5 — 6 миллиардов людей являются избыточным населением, для которого невозможно создать удовлетворительные условия существования. Эта концепция, если ее попытаться претворить в жизнь, чревата гигантскими мировыми конфликтами. Так, население России в «золотой миллиард» войти не сможет, поскольку ее отставание от стран «большой семерки» огромно и с точки зрения ведущих экономистов не может быть преодолено в течение ближайших десятилетий. Поскольку Россия располагает крупнейшими в мире запасами природных ресурсов, «золотому миллиарду» рано или поздно потребовалось бы установить над ними контроль. Таким образом, в обозримом будущем не исключен жесткий и конфликтный вариант развития цивилизации. Предотвращение такого жесткого сценария — важнейшая задача науки, экономики и политики.
Научное исследование экологических аспектов взаимоотношений природы и общества должно включать рассмотрение данной проблематики при одновременном анализе систем «природа», «общество» и «природа — общество». Только одномоментное конкретное рассмотрение эволюционных изменений, происходящих в природе, характеристик общественного развития и актуальных связей непосредственных взаимоотношений природы и общества в своей совокупности могут характеризовать экологические проблемы, как глобальные, так и локальные, при этом необходимо отметить, что антропогенное воздействие испытывает как природа в целом, так и отдельные ее регионы и районы, отдельные экосистемы — биогеоценозы). Наряду с суммативным интегральным воздействием общества на природу мы должны учитывать его воздействие на отдельные, наиболее чувствительные в экологическом отношении составляющие надорганизменных живых систем, наиболее уязвимые звенья трофических цепей и сетей биотических связей. Важно понимать, что нарушения в биосфере могут возникать не только под влиянием мощного массированного воздействия, но и вследствие относительно мягких воздействий, если они затрагивают жизненно важные элементы и связи экосистем.
Выводы
Человек, уровни и виды его жизнедеятельности в совокупности с условиями своего существования являются структурными характеристиками систем «природа», «природа — общество», «общество». Системный и историко-генетический анализ существования и развития этих систем, а также их взаимодействия дает возможность научного определения тенденций развития человечества в совокупности с гармонизацией взаимоотношений природы и общества.
Экологические аспекты взаимоотношений природы и общества выражаются в нарушениях связей типа «человек — среда» в каждой из указанных систем, что либо непосредственно ведет к гибели человечества, либо делает невозможным его жизнедеятельность вследствие принципиальных изменений условий его существования.
Экологические проблемы современности носят антропогенный характер, их разрешение возможно только при диалектическом рассмотрении соответствующих аспектов взаимоотношений человека со средой своего обитания в системах «природа», «природа-общество», «общество» с целью выявления тех видов человеческой деятельности, которые катастрофическим образом сказываются на жизни людей.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое природа?
-
В чем отличия природного и социального?
-
В чем суть глобальных проблем современности?
-
Что такое экология?
-
Каковы отличительные черты ноосферы?
Достарыңызбен бөлісу: |