ТЕРМИНЫ АРХИТЕКТУРЫ В КАРТИНКАХ
АМВОН
(греч.) [ambo; Ambon m, Altarbьhne f; ambon (m)] — 1. особое огражденное пространство, занимающее середину христианского храма. Специальные лестницы ведут к возвышениям, с которых читаются проповеди. Амвоны, играющие немалую роль в интерьере церкви, декорированы резьбой и мозаикой. 2. в православной церкви — возвышенное место для чтения Священного Писания. Обычно это выступающая часть солеи, расположенная перед средней частью иконостаса.
Примеры амвонов:
Амвон византийского типа (базилика Сант-Аполлинаре-Нуово)
Архиерейский амвон в русском православном храме
АНТЕФИКС
(лат.) [antefix; Antefix m; antéfixe (m); — каменное или керамическое украшение, размещавшееся на продольном свесе крыши античного храма. Антефиксы выполнялись в форме пальметты, в виде щита с изображением человеческой головы, фантастического животного или рельефного орнамента.
АППАРЕЛЬ
(франц.) [approach ramp, access ramp; Auffahrt f, Pandus m; appareil (m)] — пологий подъем или спуск для подхода к повышенным частям здания или подъем на верхнюю площадку бастиона. То же, что пандус.
Примеры:
Царское Село. Пандус.
Схема аппарели (пандуса)
АПСИДА
(греч.) [apsis, apse; Apside f; abside (f)] — выступ в восточной части храма, чаще всего полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым сводом. Внутреннее пространство апсиды составляет часть алтаря.
Апсида, вид с фасада
АРАБЕСКИ
(франц.) [arabesque; Arabeske f; arabesques (f, pl)] — орнамент из сложно переплетающихся геометрических и стилизованных растительных мотивов, изредка включающий надписи, исполненные арабской вязью. Арабески отличаются изящностью линий и причудливостью рисунка. Возникнув на Востоке, они получили распространение в искусстве итальянского Возрождения, а затем и в искусстве других европейских стран.
АРК
[arc; Bogen m; arc (m)] — крепость, цитадель в средневековом городе Средней Азии.
Пример: арк в Бухаре
АРКА
(лат.) [arch; Bogen m; arc (m), arcade (f), arceau (m), cintre (m)] — криволинейное, стрельчатое или полукруглое перекрытие проемов в стене или пролетов между двумя опорами: колоннами, столбами, пилонами и т. п. Изменение системы конструкции сводчатого перекрытия и требования стиля вызвали появление большого разнообразия форм арок. Различные типы арок, обладающие наибольшей художественной выразительностью, характерны для того или иного стиля архитектуры. Наиболее распространенные формы арок — полуциркульные, или полукруглые; стрельчатые и трехлопастные характерны для готической архитектуры; подковообразные арки — для арабской, мавританской архитектуры; килевидные — те же полуциркульные арки, но с заостренным верхом, нашли широкое применение в древнерусском зодчестве; подпружные арки несут своды, барабан и паруса подкупольного пространства.
АРКАТУРНЫЙ ПОЯС, АРКАТУРНЫЙ ФРИЗ
[false (blind) arcading, arch (arcature) frieze; Bogen-fries m; ceinture (f) d'arcature, frise (f) d'arcature] — аркатура, опоясывающая храм, реже гражданское здание, на определенной высоте. Этот стройный изящный декор характерен для древнерусской архитектуры, особенно для владимиро-суздальских и московских церковных зданий.
Пример: Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс.
АРКБУТАН
(франц.) [arc boutant, flying buttress; Strebebogen m; arc (m)-boutant] — наружная полуарка, соединяющая контрфорс, расположенный за пределами основного объема готического храма, с его стеной.
АРМАТУРА
(лат.) [decorative composition of arms, shields, spears and banners; Dekorationskomposition aus Rüstungen, Waffen, Bannern; armature (f)] — скульптурное изображение военного снаряжения, которое использовалось в архитектурных сооружениях в качестве декора. Композиции из воинских доспехов, шлемов, кирас, щитов, различного рода оружия, знамен и т. п. украшали триумфальные памятники и здания военного ведомства.
Примеры:
Неоклассицистический трофей, увенчивающий пилон Бородинского моста в Москве
Элемент трофейного декора арки Главного штаба в Санкт-Петербурге. Архитектор К. И. Росси
АРСЕНАЛ
(франц.) [arsenal; Zeughaus n; arsenal (m)] — учреждение, служащее для изготовления или хранения предметов вооружения и снаряжения войск. Арсеналы подразделяются на сухопутные и морские. Сухопутные устраиваются преимущественно в крепостях, морские — при военных портах и гаванях. В России существовали арсеналы-заводы и арсеналы-склады. Plx архитектура отличалась строгостью, лаконичностью и почти полным отсутствием декора.
Примеры:
Арсенал Московского Кремля
Арсенал в Венеции
АРХИВОЛЬТ
(итал.) [archivolt; Archivolte f, Vorderbogen m; archivolte (f)] — деталь, повторяющая очертание арки и составляющая оформление арочного проема, благодаря чему дуга арки рельефно выделяется из плоскости стены. Арочная кладка, профилировка архивольта делают его важным элементом декора фасада здания.
Примеры:
Разрез архивольта из «Архитектурного словаря» (1856)
АРХИТЕКТОНИКА
(греч.) [architectonics; Architektonik f; architectonique (f)] — художественное выражение закономерностей, присущих конструктивной системе здания, искусство расположения частей здания в соответствии с правилами архитектуры, композиционное построение здания, обусловливающее гармоничное соотношение его главных и второстепенных частей. Архитектоника выявляется взаимной связью и взаимным расположением несущих и несомых элементов сооружения.
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЛОМЫ
[moulds, mouldings; Baukyma n; moulures (f, pl) architecturales] — см. Молдинги.
Примеры архитектурных обломов (молдингов):
АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР
[architectural decor; Baudekor n; décoration (f) architecturale] — элемент композиции, система украшения фасада и интерьера здания или сооружения. Архитектурный декор находится в единстве с объемно-пространственной композицией, усиливая ее выразительность. Он может включать различные части архитектурных ордеров (капитель, фриз, карниз и т. п.), профили, детали окон, дверей, элементы, характерные для разных архитектурных стилей.
Примеры архитектурного декора на фасадах зданий (проекты Регент Декор):
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРНАМЕНТ
[architectural ornament; Bauschmuck m; architectures (f, pl)] — декоративный узор, выполненный на архитектурном сооружении, на его частях или деталях. Возникновение орнамента восходит к древнейшим историческим цивилизациям. Каждая эпоха, каждая страна, каждый стиль создавали свои типы орнамента: это и древнегреческий меандр, и растительный орнамент (акант, пальметта), и зооморфный декор (изображение животных) и др. Орнаменты отличаются большим разнообразием рисунка. Характер орнамента определяется ролью, которая ему отведена в архитектурной композиции, а также типом конструкции или отдельных ее элементов, на которых он размещен, и способом его выполнения.
Примеры архитектурных орнаментов:
Храм св. Георгия в Юрьеве-Польском, 12 век
Орнаменты для молдингов (архитектурных обломов)
Роспись стен орнаментом, Индия
АРХИТРАВ
(греч.) [architrave; Architrav m, Hauptbalken m; architrave (f)] — 1. всякая прямолинейная перекладина для перекрытия пространства между опорами; 2. нижняя часть антаблемента (несущая балка), расположенная непосредственно на капителях колонн. Архитрав в виде широкой гладкой балки характерен для дорического и тосканского ордеров. Три полосы — фасции — составляют архитрав ионического и коринфского ордеров
АСТРАГАЛ
(греч.) [astragal; Astragal m; astragale (m)] — см. Молдинги.
Пример астрагала:
АТТИК
(греч.) [attic; Attika f; attique (m)] — декоративная стенка, которая размещается над антаблементом, а именно над венчающим карнизом. Обычно аттиком завершают триумфальную арку. На нем могут быть выполнены надписи, барельефы или роспись.
Пример аттика на жилом здании (см. самую верхнюю часть):
БАЗА
(франц.) [base, basis; Basis f; base (f)] — подножие, основание колонны или пилястры. Колонны дорического ордера выполнялись обычно без баз. Базы колонн других ордеров состоят из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов и различаются по величине и профилю.
В классической ордерной архитектуре, согласно «Четырём книгам об архитектуре» Палладио, пропорции и сложность рисунка базы жёстко увязываются с пропорциями каждого из пяти ордеров:
-
В простейшем тосканском ордере высота базы равна половине диаметра колонны. База разделена на две части — плинт (собственно основание) и циркульную полочку (её валик выступает примерно на 1/6 ширины колонны)
-
В античном греческом дорическом ордере база не используется, однако простые базы сочетались с дорическими колоннами уже в древнеримской архитектуре. Так называемая аттическая база, рекомендуемая Палладио для дорических колонн, имеет в высоту половину диаметра колонны и разделена на три равные части — плинт (цоколь) и сложный циркульный переход от цоколя к колонне с двумя валами.
-
В ионическом ордере база (с пьедесталом или без него) сложнее, чем у предыдущих ордеров, и может включать два или три циркульных валика и циркульные переходы от плинта — к базе и от базы — к телу колонны.
-
В коринфском ордере, аналогично ионическому, могут использоваться пьедесталы и сложные базы с тремя валиками, но общая высота пьедестала — ниже, чем в ионическом ордере. Аттическая база имеет здесь более приплюснутые пропорции, чем в дорическом ордере.
-
В сложном ордере, который всегда делается более стройным, нежели коринфский, аттическая база имеет, напротив, более вытянутые в высоту пропорции.
|
|
|
|
Дорический ордер с высоким пьедесталом
|
Ионический ордер с простой аттической базой
|
Коринфский ордер с аттической базой
|
Тосканский ордер
|
Пример: аттическая база колонны собора в Новаре
БАЛЮСТРА
(греч.) [baluster; Baluster m; balustre (m)] — боковая часть ионической капители, украшенная стилизованными листьями аканта.
БАЛЮСТРА
(греч.) [baluster; Baluster m; balustre (m)] — боковая часть ионической капители, украшенная стилизованными листьями аканта.
БАЛЮСТРАДА
(франц.) [balustrade, baluster railing; Balustrade f; balustres (m, pl)] — невысокое ограждение лестниц, балконов, террас, галерей и т. п., исполненное из ряда фигурных столбиков — балясин или стоек различного профиля, соединенных вверху перилами или балкой, внизу — опирающихся на цоколь в виде непрерывного бруса, отделанного архитектурными обломами. Материалом для балюстрады могут служить дерево, камень, бронза, чугун и др.
Примеры балюстрад из проектов Регент Декор:
Примеры балюстрад на фасадах зданий:
БАЛЯСИНЫ
[balusters, rail posts; Baluster m; balustres (m, pl), rambardes (f, pl)] — гладкие или декорированные резьбой фигурные столбики из дерева, камня и других материалов, предназначенные для поддержания перил, ограждений лестниц, балконов и т. п.
РАЗДЕЛ КАТАЛОГА ПО ТЕМЕ
Примеры балясин Регент Декор:
БАПТИСТЕРИЙ
(греч.) [baptist(e)ry; Baptisterium n; baptistère (m)] — небольшое многогранное или круглое в плане здание, в центре которого размещается бассейн. Предназначенное для совершения обряда крещения, оно располагается обычно рядом с церковью и соединяется с ней галереей. Баптистерии возводились в странах Западной Европы.
Примеры баптистериев-крещален смотрите здесь.
Херсонес. Баптистерий с ротондой
БАРАБАН
[dome-drum; Trommel f; tympan (m)] — венчающая часть здания храма цилиндрической или многогранной формы, опирающаяся на своды и перекрытия куполов. В большинстве случаев декор барабана соответствует убранству самого храма. Для увеличения освещенности помещения в барабане выполнены оконные проемы. Простенки между окнами украшались колонками или пилястрами, а также резными или лепными изображениями. Довольно узкий барабан без окон называется шея.
Примеры барабанов:
Собор Никорцминда. Грузия. Барабан купола.
Древнерусские храмы с цилиндрическими барабанами (Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Волоколамск)
Храмы Армении, увенченные куполами на барабанах.
БАРОККО
(umaл.) [baroque; Barock n; style (m) baroque, baroque (m)] — одно из основных стилевых направлений искусства XVI—XVIII вв. Архитектура барокко пришла на смену архитектуре Ренессанса с ее логичными композициями. Для сооружений стиля барокко характерны пластичность объемов, фасадов, сложные системы пространств, причудливая игра света и тени, пышность пластического декора парадных интеръеров, богатство лепки, скульптуры, резьбы. В России барокко, имевшее некоторые характерные особенности, утвердилось в первой половине XVIII столетия. Стиль русской, в основном московской, архитектуры конца XVII в., соединивший богатое разнообразие белокаменного резного убранства и традиции древнерусского зодчества с новыми чертами европейской архитектуры, принято называть «нарышкинское барокко». Такое название установилось в связи с тем, что наиболее выдающиеся и яркие памятники архитектуры этого стиля были сооружены в подмосковных усадьбах бояр Нарышкиных. Название «петровское барокко» получил стиль архитектуры первой трети XVIII в. В нем уже соединились черты нескольких европейских стилей и направлений в архитектуре. Для петровского барокко характерны принципы строгой регулярности и симметрии. Своего величия архитектура барокко достигла в ансамблях Петербурга и императорских резиденций Царского Села и Петергофа. Наиболее яркими представителями архитектуры этого стиля были М. Г. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, С. И. Чевакинский. К числу архитектурных ансамблей и отдельных зданий и сооружений, отличающихся парадностью и великолепием, относятся Зимний дворец и Никольский Морской собор в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. В первой половине XVIII в. барокко переходит в легкий, грациозный стиль рококо, который к концу столетия сменяется строгим классицизмом.
Пример замка в стиле барокко, оформленного с помощью фасадной лепнины Регент Декор:
БАСТИОН
(франц.) [bastion; Bastei f, Bastion f; bastion (m)] — пятиугольное укрепленное сооружение, расположенное в углах крепостной стены для обстреливания местности. Бастионы впервые появились в крепостных сооружениях эпохи Возрождения.
Бастионы крепости Комарно
Форт Буртанье (Bourtange) в Нидерландах (ныне в составе муниципалитета Влагтведде рядом с Гронингеном), отреставрированный по состоянию на 1750 год.
БЕГУНЕЦ
[begunets; Vertiefter Zickzack-Dreieckfries (f); briquetage (m) ornemental] — орнаментальная кирпичная кладка, образующая на стене ряд углубленных треугольников, вершины которых обращены поочередно вверх и вниз. Этот орнамент характерен для русского зодчества.
Пример: церковь в Зверин-Покровском монастыре. Великий Новгород. 1468 г. Ряды бегунца и поребрика.
БЕЛЬВЕДЕР
(итал.) [belvedere; Belvedere n, Pavillon n; belvédère (m)] — 1. башенка, надстройка над домом, круглая или многогранная в плане, для осмотра окружающей местности; 2. беседка, садовый павильон на возвышенном месте, откуда открываются красивые виды на дальние пейзажи.
Пример: Пашков дом, увенчанный бельведером
БЕЛЬЭТАЖ
(франц.) [first floor; Belletage f; entresol (m), balcon (m)] — 1. обычно главный, второй по счету, наиболее высокий этаж дворца, особняка. Парадные залы и помещения, располагавшиеся в бельэтаже, отличались богатством отделки. 2. в театре первый ярус балконов, расположенный на возвышении над партером.
Пример: Эрмитаж в Усадьбе Кусково
БОЧКА, КРЕЩАТАЯ БОЧКА
[bochka, kreschataya bochka; Tonne f, Kreuztonne f; tonneau (m), tonneau (m) d'arêtes] — повышенная и заостренная вверху крыша, имеющая форму полуцилиндра, благодаря чему на торцевом фасаде образуется килевидный фронтон. Такие покрытия распространены в деревянном зодчестве русского Севера. Две пересекающиеся под прямым углом бочки образуют покрытие, называемое крещатая бочка.
Пример: крещатая бочка в четыре лица
БРАНДМАУЭР
(нем.) [fire-proof wall; Brandmauer f; mur (m) réfractaire] — глухая противопожарная стена здания из несгораемого материала, разъединяющая смежные здания и дворы и имеющая высоту больше высоты соседних строений.
БУДУАР
(франц.) [boudoir; Boudoir n; boudoir (m)] — небольшая гостиная или смежная со спальней комната, предназначенная для приема самых близких друзей. Обставленные обычно с большим изяществом, будуары были характерны для интеръеров стиля барокко и особенно рококо.
Пример: овальный будуар в Большом Гатчинском дворце
ВАЛ, ВАЛИК
[torus, moulding fillet, band; Rundstab m, Welle f; arbre (m)] — см. Молдинги.
ВАЛЬМА
[hip; Walme f; croupe (f)] — треугольный скат от конька крыши до карниза по торцевым сторонам здания.
ВАЛЬМОВАЯ КРЫША
[hip roof; Walmdach n; comble (m) а croupes] — четырехскатная крыша, имеющая вальмы. Такие крыши довольно часто встречались в зданиях средневековой архитектуры стран Западной Европы, распространены в строениях южных городов.
Схема вальмовой крыши:
ВАРНИЦЫ
[varnitsa; Maschikulis pl, Ausgußöffnungen; sauneries (f, pl)] — бойницы, устроенные в верхней нависающей части крепостной стены. Варницы служили удобными проемами, через которые лили горячий вар или кипяток на осаждавшего крепость или город врага.
ВЕЖА
[vezha, watch (defence) tower; Wachturm m; tente (m)] — крепостное сооружение, отдельно расположенная наблюдательная сторожевая башня.
Примеры:
Каменецкая башня-донжон
Литография Наполеона Орды, 1876.
ВЕНЕЦ
[venets, timber set; Kranz m; rangée (f) de poutres, rangée de rondins, cadre (m)] — один ряд бревен или брусьев по периметру сруба, уложенных горизонтально и соединенных в углах с помощью врубок.
ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО
[plcture window, Venetian window; venezianisches Fenster; fenêtre (f) а l'italienne] — определенной формы стрельчатый проем, в середине которого размещается гладкая или витая колонка. Такие окна появились в архитектуре венецианских домов XV—XVI вв.
Пример:
ВИАДУК
(лат.) [viaduct; Viadukt m, Talbrücke f, Überführung f; viaduc (m)] — мост значительных размеров на высоких опорах над ущельем, оврагом, дорогой, иногда в несколько этажей. В Древнем Риме виадуки возводились из крупных каменных блоков по арочной системе. С конца XIX в. они стали сооружаться из металла и железобетона.
Примеры:
Мацестинский виадук в Сочи
Виадук. Ворохта, Украина
ВИМПЕРГ
(нем.) [(high) pediment; Spltzgiebel m, Wimperg m; Wimperg, fronton (m) gothique aigu] — элемент готической архитектуры, представляющий собой высокий остроконечный фронтон треугольной формы над окном или порталом. Богатый декор вимперга составляют ажурная или рельефная резьба, а также скульптурные детали и венчающий его крестоцвет.
Примеры:
Вимперг портала церкви в Бад-Херсфельде (ранняя готика)
Вимперг портала церкви аббатства в Вандоме (пламенеющая готика)
ВИСЯЧИЕ САДЫ
[hanging garden(s); hängende Gärten; jardins (m, pl) suspendus] — см. Садово-парковое искусство.
Висячие сады Семирамиды. Реконструкция начала XX века
ВОСЬМЕРИК
[vosmerik (structure octagonal in plan); Achteck n; cage (f) en plein bois octaèdre] — восьмиугольное в плане сооружение, увенчанное шатромили куполом, характерное для деревянного церковного зодчества Руси и Украины. В XV—XVI вв. довольно часто встречалась такая архитектурная композиция, как «восьмерик на четверике», когда восьмерик устанавливался на четырехугольном основании.
ВОЛОКОВОЕ ОКНО
[volokovoe window; Kleines Fenster in Zwei Häbften der Holzstämme mit Hinterschieber; fenêtre (f) ellipsoïdale, coupée dans deux rondins voisins] — небольшое окно, вырубленное в двух смежных бревнах сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывалось (заволакивалось) тесовой задвижкой.
Конструкция самцовой крыши:
1 - охлупень (шелом)
2 - полотенце (ветреница)
3 - причелина
4 - очелье
5 - красное окно
6 - волоковое окно
7 – поток
8 – курица
9 - слега
10 - тес
ВРУБКА
[joggle, notch; Zinke f; assemblage (m) par entaille, entaille (f)] — способ соединения бревен или брусьев в различных конструкциях. Существуют различные виды врубок: «в лапу», «в обло», «в реж», «в чашу» и др.
ВУТ
[haunch, bracket; Ausleger m, Gewölbeschenkel, Voute f; voussure (f)] — см. Падуга.
Типы сводов:
А — крестовый свод;
Б — монастырский свод;
В — цилиндрический свод;
Г — купольный свод;
Д — сомкнутый свод;
Е — стрельчатый свод;
Ж — крещатый свод;
3 — зеркальный свод: а — зеркало, б — падуга;
И — парусный свод: а — парус;
К — византийский свод: а — парус;
Л — готический (звездчатый) свод.
ВЫКРУЖКА
[gorge, cove, shophuge; Abkehlung f, Hohlkehle f; cavet (m), congé (m)] — см. Молдинги.
Цитата и иллюстрация из работы Андреа Паладио "Четыре книги об архитектуре" (Книга Первая):
A. гусек.
B. венец.
C. выносная плита и гусек.
D. выкружка.
E. фриз.
F. архитрав.
G. карнизик.
Н. абака.
I. гусек капители.
К. шейка.
L. астрагал.
М. толща колонны под капителью.
N. толща колонны внизу.
О. чимбия колонны.
Р. вал и гусек.
Q. плинт.
ВЫПУСКИ
[vypuski (projections of logs); Auskragungen pl, Auslдufe pl; saillie (f), encorbellement (m)] — концы бревен, консольно выпущенные из сруба и поддерживающие крыльца, кровли, галереи.
Пример:
ГАЛЕРЕЯ ВИСЯЧАЯ
[hanging gallery; Hängegalerie f; galerie (f) suspendue] — галерея, устраиваемая на консолях (выпусках), выступающих из стен здания или сооружения. Висячие галереи характерны для русской деревянной архитектуры.
Пример:
ГАЛТЕЛЬ
(нем.) [hollow chamber, quirh; Hohlkehle f; arête (f) creuse, arrondi (m), doucine (f), plinthe (f)] — профилированный брусок или планка, закрывающая щель в местах соединения стены с потолком, полом и Ъбеспечивающая плавный переход от одной плоскости к другой.
Погонажные строительные изделия:
а — наличник;
б — плинтус;
в — галтель:
г — поручни;
д — шпунтованная доска.
ГАРГУЛЬЯ
(франц.) [gargouille; Traufe in Form fantastischer Lebewesen; gargouille (f)] — желоб для отвода дождевой воды с карниза здания. Гаргулья (или гаргуйль), характерная для готической архитектуры, оформлялась в виде фантастических существ, чудовищ, из пасти которых лилась вода.
Пример: гаргулья собора в Дижоне
ГЕЙСОН
(греч.) [corbel; Geison n, Kranzgesims n; ressaut (m) de dalle d'une corniche] — в античных строениях верхняя часть карниза. При двускатной крыше горизонтальный гейсон вместе с наклонными образует обрамление треугольного фронтона. См. Карниз.
ГЕРМА
(греч.) [herma; Herme f; hermes (m), piédouche (m)] — первоначально груда камней или каменный столб, отмечавшие места погребений, служившие «охранителями» дорог, границ, ворот и т. п. Позднее герма — четырехгранный столб или пилястра, увенчанные вместо капители изваяниями головы божества, а в дальнейшем портретными изображениями философов, государственных деятелей, ученых. С XVI столетия гермы стали распространенным видом декора дворцов, площадей, парков, садов, фонтанов.
Пример:
ГЗЫМЗ
[gzymz, cornice; Sims n; comiche (f) en Ancienne Russie] — устаревш. Карниз.
ГИПОСТИЛЬ
(греч.) [hypostyle; Hypostyl m, Säulensaal m; hypostyle (m)] — в архитектуре стран Древнего Востока и Индии значительных размеров зал дворца, храма или другое обширное крытое помещение с большим количеством часто поставленных колонн.
Пример:
ГИРЬКА
[ghirka, pendant adorning arch; Zapfen, Knauf m; élément (m) architectural suspendu а la barre d'appui des arceaux ornant des portes, des perrons, des ouvertures] — каменное резное декоративное украшение арочного проема. Обычно гирька подвешивается на заделанном в кладке металлическом стержне. Гирька служила украшением парадных крылец в хоромах и каменных палатах.
ГЛАВА, ГЛАВКА
[glava, glavka (cupola, dome); Kuppel f, kleine Kuppel f; coupole (f)-bulbe] — наружная часть купольного перекрытия барабана, декоративное завершение церковных построек. Благодаря наличию глав самых разнообразных форм, их окраске, узору, материалу покрытия, архитектурное сооружение приобретает характерный силуэт и большую живописность. В русском зодчестве распространены шлемовидные, луковичные, грушевидные главы. Главы иных форм встречаются в архитектуре Кавказа, Средней Азии, Индии и других стран
ГЛАСИС
(франц.) [glacis; Glacis n; glacis (m)] — открытое пространство вокруг крепости, обеспечивающее видимость для обстрела. В XIX в. гласисы, утратив оборонительные функции, преобразовывались в городские парки.
Пример:
ГОЛОСНИКИ
[golosniki (resonators); Gefäßkeramik f; résonateurs (m, pl) acoustiques céramiques posés au massif des murs ou des voûtes] — резонаторы в храмах, представляющие собой небольшие камеры или глиняные горшки, вделанные в верхние участки стен и сводов и развернутые внутрь помещения церкви для улучшения акустики.
Примеры голосников:
1 — Успенский собор Киево-Печерского монастыря;
2 — церковь Василия в Овруче;
3 — Нижняя церковь в Гродно;
4 — церковь в Трубчевске;
5,6 — собор на Протоке в Смоленске;
7 — церковь Спаса-Нередицы в Новгороде;
8 — Киевский Софийский собор
ГОЛУБЕЦ
[golubets; Giebeldach an der Kirchenfassade als Ikonendehutz; goloubets (m), comble (m) а deux pentes au-dessus d'une icône au parement] — двускатная крыша, которая защищала от непогоды иконы, размещавшиеся на фасадах церковных строений.
Пример:
ГОРОДИЩЕ
[gorodishche (site of an ancient town); prähistorische Siedlung; vestiges (m, pl) d'une ville] — древнейшее поселение, укрепленное валами и рвом. Упоминание о городищах на Руси встречается в русских летописях с начала XII в.
ГРИДНИЦА
[gridnitsa; Versammlungshalle f; locaux (m, pl) du palais russe pour les gardes au corps] — в древнерусском зодчестве отдельно стоящее строение или чаще большое просторное помещение в княжеском дворце, предназначавшееся для младшей дружины (гридей). Гридница служила также местом праздничных пиров и приема гостей.
ГРОТ
(франц.) [grotto; Grotte f; grotte (f)] — широко распространенное в садово-парковой архитектуре европейских стран сооружение в виде павилъона, кладка и отделка которого, выполненная из туфа, ракушек и морских камней, воссоздают как бы естественную пещеру. Начиная с XVIII столетия гроты украсили сады и парки России.
Пример:
ГУЛЬБИЩЕ
[gulbishche (ambulatory, balcony); Rundgang m, Terrasse f; galerie (f) extérieure couverte] — в древнерусском деревянном и каменном зодчестве устроенная на столбах или аркадах крытая галерея или терраса, окружающая здание.
Пример: гульбище Спасского собора в Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде
ГУРТ
(нем.) [nerve, nervure, fillet; Gurt m; nervure (f)] — ребро cводa, слегка выступающее на его поверхности, характерное для готической архитектуры Германии (во Франции — нервюра). Применение гуртов способствовало укреплению крестовых сводов, а также позволило разделить постройку на несущий каркас и легкое заполнение.
Пример:
ГУСЁК
[cyma, recta, ogee; Welle f, Sima f, Syma f; doucine (f); — см. Молдинги.
По поперечному сечению выделяются следующие типы архитектурных обломов:
1. полочка (прямоугольное сечение). Для полочки, расположенной в пьедестале колонны, зачастую используется название плинт
2. полка (более широкое прямоугольное сечение)
3. валик (полукруглое сечение)
4. вал (более широкое полукруглое сечение)
5. четвертной вал (сечение в виде четверти окружности)
6. обратный четвертной вал
7. каблучок (сечение содержит выпуклую и вогнутую дуги с выпуклой дугой наверху). Используется в капителях и карнизах
8. обратный каблучок с выпуклой дугой внизу используется в базах колонн и цоколях
9. гусёк (очертание сечения составлено из двух дуг окружностей, образующих рукописную строчную букву Г)
10. обратный гусёк
11. жёлоб
12. обратный жёлоб
13. выкружка (сечение содержит вогнутую часть окружности или кривой)
14. скоция
15. астрагал (сложный профиль, состоящий из валика и полочки)
16. слезник (сложный профиль, состоящий из полки и жёлоба)
ГУТТЫ (лат.), КАПЛИ
[drops, frets, guttae; Tropfen pl; gouttes (f, pl)] — характерные для дорического антаблемента небольшие выступы, имеющие форму усеченного конуса. Они расположены на нижней поверхности мутулов и регул. См. Архитрав.
Пример:
ДЕНТИКУЛЫ (лат.), ЗУБЧИКИ («СУХАРИКИ»)
[dentils, denticulation; Zahnschnitt m, Zahnfries m; denticules (m,pl)] — ряд небольших прямоугольных выступов на карнизе, выполняющих роль декора.
ДЕСЮДЕПОРТ
(франц.) [overdoor, dessus de porte; Hochtür f, Supraporte f; dessus de porte (m)] — живописное или скульптурное панно, размещенное над дверным проемом и имеющее с ним общее обрамление. Десюдепорты широко применялись в декоративном убранстве парадных интерьеров зданий, сооружавшихся в XVII—XVIII столетиях.
Пример: Ф. Б. Растрелли. Десюдепорт в одном из залов Большого Екатерининского дворца
ДЕТИНЕЦ
[detinets (kremlin); befestigter Stadtkern; detinets (m), kremlin (m)] — древнее (до XIV в.) название укрепленного центра города или крепости, позднее замененное названием «кремль» или «град», «город».
Пример: стены и башни Новгородского детинца
ДОНЖОН
(франц.) [donjon; Donjon m; donjon (m)] — главная башня феодального замка. Чаще всего это массивное сооружение возводилось в недоступном для врага месте. Оно имело круглый или четырехугольный план, в его толстых мощных стенах были устроены бойницы и амбразуры.
Пример: донжон в Lillebonne, Франция
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР
[Doric order; dorische Ordnung; ordre (m) dorique] — см. Ордер архитектурный.
|
|
Греко-дорический ордер. Парфенон.
|
Римско-дорический (с зубцами) ордер. Театр Марцелла.
|
ДЫНЬКА
[dynka; Dekorteil in Form einer Zuckermelone; renflement (m) des colonnes en bois] — декоративная деталь, напоминающая по форме дыню, применялась для украшения резных столбов, колонок, дверных порталов и оконных наличников. Характерна для древнерусского зодчества.
ДЬЯКОННИК
(греч.) [robing room; Diakonikon n; salle (f) de diacre] — в христианских храмах помещение в южной части алтаря, в которое ведут южные двери иконостаса. В католических храмах дьяконник называется сакристией.
Сакристия (дьяконник) в соборе г. Брессаноне
ЖЕМЧУЖНИК
[zhemtchuzhnik, pearls; Perlstab m, Perlschnur m; perles (f, pl), rang (m) de perles] — вид орнамента, представляющий собой ряд чередующихся круглых и дискообразных элементов. Жемчужник характерен для архитектурных сооружений античности, эпохи Возрождения и классицизма. См. Бусы.
Общая схема орнамента:
ЖЕРТВЕННИК
[altar; Opferalmar m; autel (m)] — 1. возвышение, на котором в языческие времена приносились жертвы; 2. принадлежность христианской церкви, имеющая вид стола. Выполненный из дерева или камня, украшенный резьбой, он часто представлял собой произведение искусства. Жертвенник располагался в северной части алтаря.
Примеры:
Римский алтарь
Реконструкция медного Жертвенника всесожжения
ЗАБОРОЛ(О)
[zaborol (log parapet of the fortress wall); Holzbrьstung auf Festungsmauer; visière (f)] — бревенчатый парапет, нависающий над крепостной стеной или башней, ограждающий верхние боевые площадки и образующий своим напуском бойницы навесного боя.
ЗАВИТОК
[scroll; Volute f; volute (f)] — см. Волюта.
Пример: капитель с двумя волютами (ионический ордер)
ЗАКОМАРА
(греч.) [zakomara (blind arch); Sakomara; fronton (m) circulaire d'une voûte] — полукруглое или килевидное завершение верхней части стены храма. Обычно закомара повторяет очертание ceoцa, перекрывающего внутреннее пространство. В древнерусских постройках закомары, помимо декоративной, выполняли утилитарную роль — защищали завершаемые ими прясла стен от дождевой воды, направляя ее к водостокам, так как кровли настилались по закомарам.
Пример: завершение фасада закомарами. Успенский собор во Владимире. XII век.
ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ
[soffit cusp, arch keystone; Schlußstein m; clef (f) de voûte, clef (f) de cintre] — верхний клиновидный камень в вершине арки или ceрфa. Довольно часто на нем выполняли надписи либо декор в виде барельефов, изображающих головы зверей, маски или лист аканта. Нередко над окнами и дверьми устраивают декоративный замковый камень (замок).
РАЗДЕЛ КАТАЛОГА ПО ТЕМЕ
Примеры замковых камней на фасадах зданий:
Примеры замковых камней в реализованных проектах Регент Декор:
ЗАХАБ
[zahab; Torschutzanbau an der Festungsmauer; zahab (m), œuvre hors du rempart protégeant une porte de la forteresse russe] — наружная пристройка к крепостной стене, защищающая ворота крепости.
Пример:
Внешний захаб Никольской башни крепости Порхов, 1387
ЗВОННИЦА
[zvonnitsa (bell-tower); Glockenturm m, Kampanile f; clocher (m)] — отдельно стоящее или надстроенное на стене храма вытянутое в плане сооружение с несколькими проемами в виде сквозных арок, расположенных в один, а иногда в два яруса, имеющих односкатную или двускатную крышу, в середине которой возвышается небольшая главка на глухом барабане. В проемах (пролетах арок) на балках подвешивали колокола. Звонницы явились ранней формой колоколен.
Пример:
Звонница Преображенского собора, Вязёмы
ЗИККУРАТ
[zikkurat; Zikkurat f, Rampentempel m; ziccourat (m)] — возводившееся в Двуречье еще в VII в. до н. э. культовое сооружение в виде установленных друг на друга усеченных пирамид, не имевших интеръера, на вершине которых находилось святилище. Для соединения окрашенных в разные цвета террас зиккурата служили пандусы или лестницы.
Примеры:
Зиккурат в Уре
Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов
ЗОФОРНЫЙ ФРИЗ
[frieze; Figurenfries m; frise (f)] — в античной архитектуре, чаще всего на здании ионического ордера, фриз, расположенный снаружи по периметру здания и украшенный рельефами.
Пример:
Достарыңызбен бөлісу: |