Социальное развитие в России в XIX веке
Структура российского общества XIX века
Территория и население. В первой половине ХIХ в. Российская империя являлась одной из крупнейших европейских держав. Ее территория включала огромные пространства Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток), Северную Америку (Аляска). В это время к России были присоединены Финляндия, Центральная Польша, Бессарабия, Кавказ, Закавказье, Казахстан, Приамурье и Приморье. Ее территория расширилась с 16 млн. до 18 млн. кв. км; население возросло с 37 млн. в начале ХIХ в. до 70 млн. чел. в середине ХIХ в. Территория Российской империи делилась на губернии, области, уезды.
Россия являлась абсолютистским и крепостническим государством. Во главе Российской империи стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Население России делилось на сословия. Самым состоятельным, образованным, привилегированным и господствующим сословием было дворянство. Важнейшей привилегией дворянства было владение крепостными крестьянами. Дворянство было освобождено от всех податей и повинностей, от обязательной службы, имело преимущество в получении наград, в занятии должностей в гражданской и военной службе. В начале 30-х гг. ХIХ в. насчитывалось около 500 тыс. чел. дворян (примерно 1% населения страны). К числу привилегированных сословий относилось и духовенство. Рядом важных привилегий обладало купечество.Оно было освобождено от некоторых податей и рекрутского набора.
Непривилегированным сословием было мещанство: городские ремесленники; мелкие торговцы; наемные работники. Самой многочисленной непривилегированной категорией населения было крестьянство.
В крестьянстве особым, привилегированным сословием было казачество.
Сословный строй постепенно себя изживал. Купечество уже не контролировало всю торговлю. В городах мелкой торговлей стали заниматься мещане и крестьяне. Среди городского населения образовывались новые классы – буржуазия и пролетариат. В рядах буржуазии оказывались многие дворяне, купцы, разбогатевшие мещане, крестьяне. Среди рабочих преобладали крестьяне и городская беднота.
Города. В связи с ростом промышленного производства в первой половине ХIХ в. наблюдался рост городов и городского населения. В начале ХIХ в. в России насчитывалось 630 городов, в середине века – 1032. Городское население в этот период выросло вдвое: с 2,8 млн. до 5,7 млн., но удельный вес городского населения, тем не менее, был невелик – всего 8% по отношению ко всему населению страны. Самыми крупными городами были Петербург (335 тыс. чел.), Москва (270 тыс. чел.), Вильно (56 тыс. чел.). Рост городского населения происходил за счет притока крестьян, приходивших на заработки. Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных предприятий. Провинциальные города имели аграрный характер.
Начало XIX века
Дворянство
Дворяне владели большей частью земли. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата, они составляли его основу.
Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Духовенство
Делилось на черное и белое. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом.
Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
Крестьяне
Крепостные крестьяне составляли основную массу населения и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. Обязанности помещечьих крестьян: барщина, оброк и др. повинности. Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов.
Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.
Городские обыватели
Это сословие делилось на 6 групп: почетные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму. Почетные граждане пользовались рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от личных повинностей.
Купечество делилось на 2 гильдии. Первая – оптовые торговцы; вторая –розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам, делясь на мастеров и подмастерьев.
Городское население составляли мещане, в основном работавшие по найму на фабриках и заводах.
Права: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов.
Казачество
Казачество как сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества.
Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные обязанности: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках. Государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ.
Вторая половина XIX века
После отмены крепостного права произошли существенные изменения в общественном строе страны.
Дворянство
После крестьянской реформы 1861 года экономические позиции дворянства стали слабеть. По мере развития капитализма в России дворянство теряло позиции в обществе. После отмены крепостного права в 1861 году дворяне сохраняют около половины земли, получив щедрую компенсацию за вторую половину. Однако к началу XX века дворяне владеют только 60 % земли, принадлежавшей им в 1861 году.
Духовенство
Правовое положение сословия существенно изменилось: служители церкви получили еще больше привилегий. К середине XIX в. численность духовенства достигала примерно 60 тыс. человек.
Церковное управление делилось на епархии. Имелась система духовно-учебных заведений. Высшим церковным органом с XVIII в. являлся Синод. Духовенство не было связано со светским обществом.
Крестьяне
После отмены крепостного права 19 февраля (3 марта) 1861 года крепостные крестьяне получили свободу и стали считаться временнообязанными. Крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами. Они должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов и могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля, на которой работали крестьяне, принадлежала помещикам. Пока крестьяне не выкупали ее, они назывались временнообязанными, неся в пользу помещиков повинности. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества, которые, в свою очередь, образовывали волости. В селах и в волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.
Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом. Крестьянам предстояло погашать земельные долги ежегодными выплатами (выкупные платежи) 49 лет.
После отмены крепостного права многие крестьяне уходили на заработки в города и становились рабочими.
Городские обыватели
Заметные изменения происходили в первой половине XIX в. в быту горожан. Уменьшается число индивидуальных хозяйственных построек в городах: хлевов, сараев, бань, снопосушилен и пр., что было связано с развитием торговли, транспорта, городского хозяйства. Улицы городов становились более оживленными. Менялся характер народных гуляний и массовых развлечений. Участились многолюдные гулянья в садах и парках, на площадях и бульварах.
Купцы медленнее других слоев городского населения приобщались к новшествам в бытовой жизни, отчасти в силу традиционной неприязни к «аристократии крови». Основная масса купечества по-прежнему придерживалась традиционного уклада жизни и методов ведения дел. В домах сохранялась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Дабы приумножить и сохранить капитал, купцы предпочитали лично контролировать ход дел.
Образ жизни фабричного люда России только складывался. Это был бездомный, походный быт, не устоявшийся, жутковатый. Рабочие подчинялись строгим предписаниям начальства, пытавшегося регламентировать не только их рабочее время, но и повседневную жизнь. Рабочие жили в многоэтажных казармах, в комнатках – клетушках по сторонам сквозного коридора. Стол рабочих был беден, выручали каши и хлеб. Смертность в два раза превышала среднюю по стране. Грамотные в их среде встречались так же редко, как и в крестьянской, из всех развлечений им были доступны лишь кабак и трактир.
В быт рядового населения города и деревни все активнее проникает и утварь европейского образца, в частности фарфоровая и фаянсовая посуда. Деревянные ложки в городах в значительной степени вытесняются металлическими, причем в обиходе различали ложки разных размеров и назначений: чайные, десертные, столовые. Появились специальные столовые ножи, а также вилки. Правда, вилка даже в середине XIX в. была предметом не очень привычным и отчасти аристократическим. Все отмеченные новации явились следствием происходивших в рассматриваемый период социально- экономических и культурных процессов. Городские обыватели занимались ремеслом, торговлей. Городовое положение 1870 года устранило из устройства городского управления сословный принцип как вредный для преуспевания городов. Право на звание «городских обывателей» утратило всякое значение, сделавшись в действительности принадлежностью всех постоянных жителей города, владеющих в нём собственностью, в размере, требуемом законом. Таким образом, сохранявшиеся в законе постановления о городском состоянии были лишены всякого практического значения и стали иметь лишь исторический интерес.
Казачество
В основе привлечения казачества к военной службе и выполнению полицейских функций лежала сложившаяся окончательно в XIX в. система землевладения в казачьих областях. Положение 1869 г. закрепляло общинное владение станичными (юртовыми) землями, из которых производилось наделение казаков «паем» в 30 десятин на казака. Затем государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. В результате казачество, являвшееся ранее угрозой царской власти, стало ее опорой в борьбе с революционным движением.
Буржуазия и пролетариат в России во второй половине XIX века
В начале XX в. в России, как и в других странах, вставших на рельсы индустриального развития, наиболее могущественным с экономической точки зрения классом была буржуазия, но у представителей этого класса отсутствовали политические права.
Все большую силу набирала так называемая новая или петербургская буржуазия. Связанная с передовыми отраслями промышленности, она формировалась не из потомственных предпринимателей, а из числа государственных чиновников, директоров и членов правления акционерных обществ и банков. Эти люди не имели ранее значительных личных капиталов и были тесно связаны с государственным аппаратом. Наиболее известные ее представители — Н. Авдаков, А. Вышнеградский, А. Путилов, Л Давыдов.
Московская и тяготевшая к ней крупная провинциальная буржуазия: Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы и другие «старорусские» кланы — обладали многомиллионными состояниями, нажитыми полуфеодальной формой эксплуатации в «старых» отраслях промышленности. Они не спешили вкладывать свои капиталы ни в новые промышленные районы, ни в новые отрасли, ни в железнодорожное строительство, отдавая предпочтение традиционным, проверенным формам организации производства — мануфактурам, фабрикам. Начавшееся акционирование предприятий проходило здесь обычно в виде паевых товариществ. В результате очень узкий круг людей, в основном связанных семейными узами, становился владельцами крупных паев.
В состав буржуазии в качестве держателей акций или домовладельцев вливались и представители дворянства, крупные чиновники, высшая интеллигенция. Однако общая численность крупной и средней буржуазии была незначительна — соответственно 40 и 400 тыс. (0,02 и 0,2% населения). Буржуазная элита не имела и прочной социальной опоры, так как в России практически отсутствовали так называемые средние слои населения, т. е. мелкие буржуазные собственники. Дело заключалось в том, что интенсивное развитие капитализма и сопутствующие ему социальные изменения произошли в России столь быстро, что не смогли качественно изменить массовое сознание русского народа. Даже у крепких хозяев в массе отсутствовали такие психологические установки, которые способствуют превращению собственника в буржуа: рационализм, прагматизм, безусловное преклонение перед частной собственностью.
Часть «московских» предпринимателей, имеющих купеческие корни, как правило, выходцев из старообрядческой среды, сочетали приверженность к старым способам эксплуатации рабочих на производстве с широкой благотворительностью, меценатской н просветительской деятельностью. Наиболее показательной в этом смысле является деятельность клана Морозовых. Некоторые его представители были выдающимися коллекционерами произведений искусства. Семья владела драгоценной коллекцией русского фарфора, одним из лучших в мире собранием картин французских художников-импрессионистов. На средства этой семьи были основаны известные Пречистенские курсы, сыгравшие большую роль в просвещении московских рабочих. При денежной поддержке Морозовых существовала имевшая большое влияние в обществе либеральная газета «Русские ведомости». При активном участии и финансовой помощи Саввы Морозова был создан Московский Художественный театр.
В силу внутренней разобщенности и различия в экономических интересах русская буржуазия не ощущала себя единым экономическим классом. Создателями крупного индустриального производства в стране, помимо буржуазии, были государство и иностранный капитал. Буржуазия нередко плелась в хвосте политических событий, «передоверив» решение насущных экономических и политических проблем другим категориям общества.
Курс на индустриализацию привел к увеличению численности наемных рабочих. К началу века в России было около 13 млн. наемных рабочих, из них только 2,8 млн. потомственных пролетариев. Среди потомственных пролетариев был высок процент грамотных, они окончательно утратили связь с деревней и являлись носителями городской культуры и образа жизни. Но большинство российского пролетариата формировалось за счет крестьянского населения, беднейших слоев деревни. Они не оторвались еще полностью от деревни, ее культуры и психологии. Среди них было много малограмотных и даже неграмотных.
Особенностью России была высокая концентрация рабочих на крупных промышленных предприятиях. Это во многом было обусловлено слабой технической оснащенностью производства и экстенсивными способами эксплуатации машин и оборудования. В начале XX в. около половины рабочих были заняты на предприятиях с числом работающих свыше тысячи человек. Это способствовало консолидации рабочего класса, упрощало задачу формирования его классового самосознания.
Вместе с тем превращение пролетариата в мощную революционную силу было обусловлено отсутствием продуманной системы государственных мер в области рабочего законодательства. Специальным законом была установлена максимальная продолжительность рабочего дня для взрослых мужчин в 11,5 ч. Введение 8-часового рабочего дня стало самым настойчивым требованием русского пролетариата. Государство же с не меньшим упорством игнорировало его, полагая, что российский рабочий, в отличие от своего европейского собрата, имеет слишком много выходных дней в течение года.
2 июня 1903 г. был опубликован закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семей в предприятиях фабрично-заводской и горнозаводской промышленности». По этому закону владелец предприятия был обязан выплачивать пособие травмированному работнику. Но если несчастный случай произошел по «злому умыслу» или «грубой неосторожности» самого рабочего, последний лишался вознаграждения. Эти оговорки открывали широкие возможности для уклонения от выплаты пособий. Поэтому в рабочих требованиях все чаще звучало желание иметь государственную систему страхования.
Одним из факторов постоянного недовольства российского рабочего была существовавшая на фабриках система штрафов. Правда, закон о взаимоотношениях фабрикантов и рабочих требовал, чтобы все денежные взыскания, налагаемые на рабочих, поступали в специальный фонд, идущий на выплату пособий самим же рабочим, а размер штрафных вычетов не превышал одной трети заработной платы. Однако закон не регламентировал саму процедуру взимания штрафов, не содержал перечня нарушений, за которые налагался штраф.
Заработная плата рабочих колебалась в зависимости от пола, возраста, профессии наемного работника и характера производства. Например, средняя заработная плата на Путиловском заводе составляла в 1904 г. 48 р. 46 к. в месяц. При этом рабочие инструментальной мастерской получали 59 р. 47 к., а чернорабочие — только 18 р. 59 к. Прожиточный минимум в столице для одинокого мужчины составлял в этом же году 21 р., для одинокой женщины — 17 р., а для семейных рабочих — от 32 до 38 р. в месяц.
Рабочие жили, как правило, в помещениях казарменного типа, вся мебель состояла из двухэтажных нар да длинных обеденных столов и скамеек.
Но особенно возмущало российских рабочих отсутствие элементарных гражданских прав. Рабочие были лишены возможности создавать организации даже для защиты своих экономических интересов, а за участие в стачках и забастовках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев.
Достарыңызбен бөлісу: |