МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «РГГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Кафедра истории и теории культуры
Тетеревенкова Милана Витальевна
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРАКТИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»
Работа студентки 4-го курса
очной формы обучения
Направление подготовки 51.03.01 «Культурология»
Профиль «Культура стран и регионов мира: Европа»
Москва 2022
В своей работе я бы хотела остановить внимание на британском сериале «Sex Education» («Половое воспитание»)1, который стал одним из наиболее популярных и обсуждаемых сериалов среди аудитории платформы Netflix. Сериал «Половое воспитание» – британский комедийно-драматический проект, вышедший на платформе в 2019 году. Третий сезон сериала был удостоен международной премии «Эмми». Сериал рассказывает о жизни подростков-школьников, их родителей и учителей. Действия происходят в прогрессивной вымышленной школе Мурдейл. Сюжет строится вокруг главных действующих персонажей, Отиса Милборна, школьника, который преодолевает как свои собственные эмоциональные, сексуальные и другие проблемы подросткового созревания, так и проблемы его одноклассников и друзей. В начале сериала одним из ключевых моментов является создание Отисом и его одноклассницой Мейв Уайли секс-клиники: в школьном туалете Отис и Мейв консультируют всех нуждающихся, рассказывая способы справляться с проблемами.
Цель моей исследовательской работы провести культурологический анализ и выявить определенный эмоциональный режим, господствующий в данном сериале. Здесь важно пояснить, что я буду понимать под эмоциональным режимом. Эмоциональный режим, согласно Уильяму Рэдди, «ансамбль предписанных эмотивов вместе со связанными с ними ритуалами и другими символическими практиками»2. Важная здесь для моей работы мысль, что эмоции и способы их выражения имеют социальный фундамент. Для того чтобы выявить определенный эмоциональный режим, я обращаюсь к сериалу «Половое воспитание», как к отражению определенной культурной формы современности. Кратко говоря, я буду работать с понятием репрезентации Стюарта Холла, который определяет ее как процесс, посредством которого субъекты культуры используют язык (любую систему знаков) для производства значений».3 Я буду учитывать особенности сериальной культуры как самостоятельного медиа, но моя главная исследовательская оптика будет заключаться в том, чтобы посмотреть на сериал и его сюжетную линию, как на определенный тип истории и определенный порядок говорить, рефлексировать над собой, отношениями, своими эмоциями и взаимодействием с другими.
Важный для меня инструмент анализа моего источника – дискурс-анализ. Понятие дискурс анализа постепенно становится междисциплинарным и отсылает к трудам ученых из антропологии, лингвистики, семиотики и когнитивной психологии.4 Однако, так как меня волнуют репрезентационные свойства дискурса и связь слова с определенным господствующем социальным или эмоциональным, как в моем случае, режимом, то меня будет интересовать критический дискурс-анализ по Фэркло. Согласно Фэркло, дискурс есть «промежуточный уровень между текстом как таковым и социальным контекстом, составляющим связь между внутренними отношениями в тексте и его внешними отношениями»5. Истоки критического-дискурс анализа лежат в идеях Мишеля Фуко. Фуко расставляет важные для меня акценты, смотрит на дискурс, как на систему репрезентаций. Он уходит от исключительно лингвистического понимания дискурса и говорит о дискурсе как о создании знания через язык. Дискурс по Фуко никогда не существует одним утверждением, текстом, он всегда принадлежит к определенной структуре знания в тот или иной исторический период (эпистему). Фуко утверждает, что нет ничего вне дискурса.
Я вижу разумным использовать именно критический дискурс анализ, так как он (КДА) ориентирован на социальные проблемы или явления. Лингвистическая структура и принадлежность дискурса к определенной социальной практике, которую я, планирую зафиксировать в своем источнике, даст увидеть определенный эмоциональный и культурный код данного источника, так как «общество и культура диалектически связаны с дискурсом - они формируются дискурсом и в то же время конструируют дискурс».6 Главная для меня здесь возможность увидеть как социальное отражается в языке. Используя критический дискурс-анализ Фэркло, я буду действовать в три этапа. Сначала я буду говорить о лингвистических особенностях текста, далее я буду говорить о связи текста и дискурсивной практики, после чего перейду к разговору о социальной практике.
Для анализа я обращусь к нескольким эпизодам сериала и процитирую 10 отрывков из диалогов, которые относятся к тому, как персонажи сериала говорят о своих чувствах, отношениях, эмоциях.
«Я хорошо поработал чтобы полюбить себя, и я не хочу возвращаться назад и скрывать вещи про себя» (С2Е6)
«Я думаю я осознала, что я стала слишком независимой для отношений» (С2Е6)
«Мы все имеем недостатки, и наши тела делают вещи которые мы не в силах контролировать. Но мы всегда можем выбирать контроль над тем, чтобы быть честными» (С2Е1)
«Работа, где одно неверное слово может быть триггеров для нервного срыва, который приведет к декадам эмоционального ущерба» (С1Е2)
«Я не знаю чего я хочу. Никто никогда не спрашивал меня об этом ранее»
«Когда моя мама умерла, я все время злилась. Врач посоветовал вымещать злобу на подушке. Вот я и била ее каждую ночь месяцами. Но в конечном итоге помог именно разговор»
«Чарли не может изменить свое прошлое, и важно лишь то, кем он является сейчас. Мы все лажаем и делаем ошибки. Это не значит, что мы плохие люди»
«Я думаю, что твоего отца так пугает это чувство, что… он запрещает себе чувствовать что-либо вообще. Но ты должен давать своим любимым понять, что ты их любишь. Даже ценой огромной боли»
«Трудно понравиться другим, если не нравишься себе»
«Многие так справляются с несчастьем. Люди по-разному скорбят. Может именно поэтому она все время хочет близости с Вами. Так она избегает грусти» (3СЕ3)
Здесь я хочу обратить внимание на синтаксис определенных выражений. Получается интересно заметить, что в разговоре об эмоциях говорящий субъект как бы направлен сам на себя, направлен на рефлексию собственных эмоций. Можно говорить, о некоторой утрате целостности личности, говорящий субъект двоится. Подобную ситуацию социолог эмоций Ева Иллуз называет рационализацией эмоциональных связей, она говорит о том, что эмоции теперь могут быть отделены от субъекта в целях прояснения и контроля: «увеличивается возможность утраты эмоциями своей идентичности, чтобы оцениваться на основе абстрактных критериев». Интересную мысль касательно двоения субъекта высказывает Нелло Бариле с интересующей меня тематикой работой «Брендирование «я» в эпоху эмоционального капитализма»7, опираясь на работу Мишеля Фуко «Воля к знанию», он называет такой способ построения диалога «исповедальным», имя в виду построения диалога как дискурсивной формы исповеди: «Исповедь - дискурсивный ритуал, в котором говорящий субъект совпадает с субъектом высказывания…»,8 делая интересный вывод, о том, что данный ритуал перерастает во властные отношения.
Второй интересный момент использование определенных слов, которые относятся больше к сфере экономики, рядом с существительными или прилагательными, описывающими эмоциональное состояние. Например, «выбирать контроль», «справляться с несчастьем», «запрещать себе что-либо чувствовать», «эмоциональный ущерб», «поработал чтобы любить себя». Интересно, что помимо некоторого наделения эмоций своей собственной субъектностью, можно отметить представление о чувствах, как о некоторых независимых состояниях, которые мы сами можем выбирать, контролировать и преобразовывать. Как сказала бы исследователь эмоций Полина Аронсон, происходит коммодификация чувств, развивается эмоциональный капитализм, чувства приобретают капиталистическую логику, во многом логику товара, который мы можем улучшить, который мы можем контролировать.
Создателями сериала, на мой взгляд, используется терапевтический дискурс. Ранее упомянутая социолог эмоций, Ева Иллуз утверждает, что терапевтический дискурс – определенный способ описания отношений вокруг, использующий язык психотерапии9. Согласно Иллуз, терапевтическая логика институционализируется в различные сферы и закрепляется в культурных репертуарах человека. Например, опыт взаимоотношений в публичном пространстве описывается через психотерапевтический нарратив, имеет определенную структуру, цель и определенный психологизированный язык, с помощью которого конструируются смыслы. Терапевтический дискурс представляется через определенный способ говорить и проблематизировать сферу взаимоотношений через психоаналатическую логику, выбирать определенные слова и грамматические конструкции, пример которых я привела выше.
Если далее говорить о речевой коммуникации как об определенной форме социальной практики, коммуникация напрямую связана с обществом и на этот процесс связи влияют социальные, политические и экономические факторы. Здесь, устанавливая связи между моей гипотезой о терапевтическом эмоциональном режиме и общественно-экономическими силами, мне кажется важным объяснять эту связь через неолиберализм. Однако, на неолиберализм, тут важно посмотреть не только как политико-экономическую практику, но как на определенную степень развития капитализма, которая коммодифицирует эмоции. Для такого анализа, я обращусь к книге Полины Аронсон «Любовь: сделай сам. Как мы стали менеджерами своих чувств». 10Аронсон пишет, что эмоциональная модернизация современного человека и диктат «свободы выбора» не отделим от экономических и политических установок, которые руководят и влияют на идентичность «сверху», поэтому здесь важно обратиться к понятию неолиберализма не столько как политико-экономической практики, сколько морально-философской концепции: «неолиберализм – это индивидуалистическая концепция, которая главным образом сосредоточена на отдельной личности и чье понимание человеческой природы основано на представление о том, что мы все являемся независимыми, автономными акторами, пересекающимися на рынке, с теми, кто строит общество в процессе создания своей собственной судьбы».11 Неолиберализм главный целью для субъекта видит достижение личного счастья индивида, в том числе через различные эмоциональные практики и эмоциональную работу. Таким образом, можно утверждать, что определенный экономический режим в логике которого живет современный человек, непосредственно влияет даже, на такую казалось бы, ранее непубличную сферу эмоциональных переживаний и межличностных отношений.
Второй важный, но вспомогательный для меня элемент анализа моего источника это нарративный анализ. Нарративный анализ согласно Леонтович - это качественный метод исследования, направленный на интерпретацию повествования и уделяющий особое внимание временной последовательности, которую устанавливают люди как рассказчики о своей жизни и окружающих событиях.12 Данный метод восходит к деятельности структуралиста Цветана Тодоров, который первым обозначил термин «нарратология». Существуют различные подходы к анализу нарратив, а именно дискурсивная нарраталогия, которая была основана на работах В. Проппа. Главный акценты данного подхода в рассмотрении развития сюжета, а «внимание исследователя направлено на цепочку действий…» 13 Парадигматический подход восходит к Леви-Стрессу и сосредоточен вокруг бинарных оппозиций внутри нарратива. Существовал так же ряд исследователей, которые придерживались узкого понимания нарратива, но мне близок подход исследователей, которые утверждают, что «нарратив - это все, что содержит в себе повествование (роман, танец, картинка, пьеса, витраж, пантомима, комикс, кинофильм и т.д»14. Нарративный анализ даст мне возможность зафиксировать определенную нарративную структуру и как следствие попытаться сформулировать смысл, лежащий в основе конструирования определенной нарративный истории. Моей задачей будет выявить какую определенную систему ценностей транслирует определённый способ повествования в сериале, какую информацию нарративная линия выносит на первый план, как главную. В своей работе я буду использовать структурный анализ, чтобы выявить как именно ведется повествование, его смыслообразующие элементы, которые создают убедительность рассказываемой историй.
Так как меня интересует вопрос эмоционального режима в моем источнике, мне важно проследить нарратив героев моего сериала. Подробнее я остановлюсь на одном из главных героев сериала – Отисе Милборне. Под нарративом я имею в виду определенный тип повествования, который пронизывает разрозненные события логикой, упорядочивает смысл за счет создания связей между событиями, одним словом – нарративизация помогает нам понимать мир, свою жизнь и идентичность как нечто логичное и цельное. Мне будет важно определить как происходит нарративизация жизни моего героя, определить через какие основные события повествуется его биография, определить как именно в данном случае нарратив выбирает и связывает значимые события, тем самым придавая жизни смысл. Отис Милборн является школьником-подростком, который испытывает определенные трудности с половым созреванием, общением с противоположным полом, способностью к отношениям и способностью считывать знаки внимания и отвечать взамен. Буквально вся история его жизни есть череда любовных неудач, сложности с восприятием своего тела, его телесности и сексуальности, однако, кульминационный и во многом формообразующий момент в сериале – это объяснение причин его неловкости. Согласно сюжетной линии и отсылкам к его детству, такая неспособность и некоторая сексуальная и романтическая уязвимость, объясняется полученной детской травмой, как от развода родителей, так и от измен отца его матери. Так, буквально смыслообразующим ядром его жизненной истории является детская травма, под влиянием которой, происходят основные события. Нарратив жизненной истории Отиса выстраивается вокруг определенной «терапевтической структуры».
Под структурой я имею в виду здесь, что жизнь и поступки обусловлены «травмой» или каким-то психологическим событием, и его дальнейшая жизнь определяется во многом этим. Мне кажется важным, отметить, что повествование строится через линию «диктата травмы», словно это то, единственное, что будет определять развитие жизни. Так же сам процесс «выздоровления», а в данном сериале это разговор и рефлексия своих эмоций, честные разговоры с тем, кто нанес тебе травму нарративизируют травму. Наша травма в данном случается встраивается в закономерность из оппозиций «травма» и «излечение». Так, если обращаться к нарратологии Цветана Тодорова и его выделение в фабуле рассказа два состояния: «равновесие» и «неравновесие», то в биографии героев моего сериала, как раз «неравновесие» это всегда некоторое разрушающее психологическое событие, а работа над собой и эмоциями это попытки вернуться к равновесию. Важно, отметить, что я использую слово «попытки», так как в логике терапевтического эмоционального режима, та самая «норма» или психическое здоровье постоянно размываются, именно это в свою очередь объясняет необходимость постоянной рефлексии своих эмоций, постоянное наблюдение за собой как за больным.
Таким образом, возвращаясь к цели моего исследования – зафиксировать господствующий эмоциональный режим, можно сделать несколько выводов. Господствующий эмоциональный режим в сериале можно обозначить как «терапевтический». Терапевтический эмоциональный режим предполагает публичную рефлексию эмоций и эмоциональных проблем через постоянную работу над эмоциями, в то время как работа над эмоциями является отправной точкой превращения эмоций в товар.
Достарыңызбен бөлісу: |