Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). Ф. 12 Зарубежная литература и культура



Дата15.07.2016
өлшемі236.35 Kb.
түріУчебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).Ф.12 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА
Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по профессионально-образовательной программе направлений
050300 Филологическое образование

(код и наименование направления/ний)

Утверждено на заседании кафедры

русского языка, литературы и методики их преподавания

факультета филологии и журналистики

(протокол № 11 от 25.06.2010 г.)


Зав. кафедрой

______________________________


Структура учебно-методического комплекса
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Авторы программы: кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГПУ Наумлюк М.В.

1.2 Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры РЯЛиМП МГПУ Пожидаева О.В.,

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и филологии МГИ Музычук Н.А.



1.3 Пояснительная записка:

Зарубежная литература и культура 17-19 веков

Цели курса: сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о литературе и культуре Европы 17-19 веков нашей эры.

Задачи:

  1. Научить студентов методам исследования мирового литературного процесса.

  2. Дать представление о литературном развитии Европы в контексте культуры, о высших достижениях зарубежной литературы и культуры.

  3. Обучить студентов основам анализа произведений европейских писателей 17 века, эпохи Просвещения, 19 столетия.

  4. Сформировать у студента компетентностный подход к пониманию историко-литературных и культурных процессов рассматриваемого периода.

  5. Расширить формы и способы самостоятельной работы.

Основные понятия:

Классицизм, нормативность эстетики классицизма, литературные типы, тенденции абсолютизма, «высокая комедия», комедия дель арте, конфликт между долгом и чувством, барокко барочная поэзия, «темный стиль», консептизм, метафора-концепт, Просвещение, культ разума и знания, просветительский реализм, просветительский классицизм, сентиментализм, философская повесть, психологический роман, энциклопедисты, теория естественного человека, руссоизм, штюрмерство, веймарский классицизм, робинзонада, предромантизм, готический роман, воображение, двоемирие, жанры романтической поэмы, лирическое и эпическое начало, местный колорит, романтическая ирония, романтический идеал, романтический герой, байронизм, философская условность, хронотоп, юмор, социально-психологический реалистический роман, подтекст, натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм.



Умения и навыки:

Уметь рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи; понимать национальную специфику каждой из изучаемых литератур и культуры; уметь анализировать произведения, относящиеся к разным жанрам, знать биографии крупнейших писателей и художников, уметь пользоваться критической литературой и интернет-ресурсами, грамотно выстраивать самостоятельные сообщения на практическом занятии, в том числе и с использованием компьютерной презентации, выступать с докладами на конференции, умение создавать портфолио, приобрести навыки реферирования и конспектирования критической литературы, при анализе произведений использовать умения и навыки, полученные при изучении университетских курсов иностранных языков.



1.4 Извлечение из ГОСВПО.

Литература и культура Древнего Египта. Библия о первоначалах бытия, о сущности человека, о смысле отношения человека с Богом. Литература и культура Древней Греции, ее мифологическое основание. Историческая и мифологическая основа поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея". Античная лирика, драма, комедия. Древнеримская литература. Театр, поэзия, художественная проза доклассического периода. Новый завет и начало христианской литературы Запада. Литература и культура Средних веков и эпохи Возрождения. Литература зрелого средневековья Предвозрождение. Эпоха Возрождения. Ренессанс как стиль эпохи Возрождения. "ХУП век" как самостоятельный этап в развитии западноевропейских литератур. Барокко, его социально-исторические корни, мировоззренческая основа и соотношение с ренессансом. Эпоха Просвещения: основные этапы просветительского движения и художественные направления эпохи. Романтизм и его крупнейшие представители. Зарубежная литература и культура Х1Х века. Зарубежная литература и культура ХХ века.


1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование

направления



Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоём-кость

Всего

аудит.


ЛК

ПР/СМ

СР

1.

050300 Филологическое образование

2

3

70

50

30

20

20

экзамен


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.



Литературное движение 17 века и культура Испании, Германии.

2

2












Литература и культура Англии 17 века. Донн. Мильтон

2

2












Литература Франции 17 века. Теория классицизма. Драматургия и театр Корнеля, Расина, Мольера. Трактаты Буало.

8

4

4









Просвещение в Англии. Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг.

6

4

2









Просвещение во Франции. Энциклопедия и энциклопедисты. Дидро, Вольтер, Руссо, Монтескье.

6

4

2









Просвещение в Германии. Эстетика и драматургия Лессинга, Шиллера, Гете. Немецкий театр.

6

4

2









Романтизм в европейских литературах и литературе США.

8

4

4









Реализм в литературе и искусстве 19 века и на рубеже 19-20 веков

12

6

6










Всего

50

30

20




20

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.



  1. Литературное движение 17 века и культура Испании, Германии.

Цель и задачи курса. 17 век как особая эпоха в культуре стран Европы. Концепция мира и человека в искусстве барокко и классицизма. Испанская поэзия барокко, Луис Гонгора. Драма Кальдерона и Т. де Молина. Жанр плутовского романа. Архитектура и живопись барокко.

  1. Литература и культура Англии 17 века. Донн. Мильтон.

Социокультурная ситуация в Англии 17века.Черты барокко в творчестве Донна. Революция в Англии и творчество Мильтона.РРРрРРР


  1. Литература Франции 17 века. Теория классицизма. Драматургия Корнеля, Расина, Мольера. Трактат Буало.

Принципы классицизма в трактовке Буало. Жизнь и творчество Корнеля, Расина, Мольера. Басни Лафонтена. Архитектура классицизма.

  1. Просвещение в Англии. Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг.

Жизнь и творчество Дефо. Роман «Робинзон Крузо» и жанр робинзонады. Памфлеты Свифта и «Путешествие Гулливера», сатира и гротеск в романе. Сентиментальный роман Ричардсона. Филдинг как основатель реалистического просветительского романа.

  1. Просвещение во Франции. «Энциклопедия» и энциклопедисты. Творчество Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье.

Французские энциклопедисты как идеологи буржуазной революции. Политические, философские, эстетические взгляды Вольтера. Дидро и «Энциклопедия», идейно-художественное своеобразие прозы Дидро. Руссо-философ и политик, жанр сентиментального романа в творчестве Руссо, «Исповедь».

  1. Просвещение в Германии. Эстетика и драматургия Лессинга, Шиллера, Гёте. Немецкий театр.

Лессинг-основоположник Просвещения. Трактат «Лаокоон». Литература «Бури и натиска». Лирика Гёте, «Страдания юного Вертера», «Фауст». Драматургия Шиллера.

  1. Романтизм в европейских литературах и литературе США.

Английский романтизм (Блейк, Колридж, Вордсворт, Байрон, Шелли, Скотт). Французский романтизм (Шатобриан, Мюссе, Виньи, Санд, Гюго). Немецкий романтизм (Новалис, Шлегель, Тик, Гельдерлин, Клейст, Гофман). Американский романтизм (Ирвинг, Купер, По).

  1. Реализм в литературе и искусстве19 века и на рубеже 19-20 веков.

Реалистические тенденции в литературе Англии, Франции, Германии, Скандинавии, США. Направления и течения в искусстве и литературе рубежа 19-20 веков (натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм).
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Барокко в живописи и архитектуре Испании, Италии, Франции.

Рефераты, презентации

2

Защита рефератов, демонстр. презентаций

2.

Классицистическая архитектура и живопись Франции.

Реферат, доклад, презентации

2

Защита рефератов, демонстр презентаций

3.

Драматургия Вольтера, романистика Руссо, творчество Паскаля, Ларошфуко.

Рефераты, эссе

4

Защита рефератов

4.

Литература Германии. Драматургия Лессинга, Шиллера, поэзия Гете.

Рефераты, доклады, контр. Работа. Создание портфолио

4

Защита рефератов, проверка контрольных работ

5.

Романтизм. Творчество Мелвилла, Купера, Санд, Шатобриана.

Доклады, рефераты, контр. работа

4

Защита рефератов

6.

Творчество семьи Бронте, романистика Остин, Скотта.




4

Эссе, рефераты




ВСЕГО




20



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

ЗАНЯТИЕ 1.

Драматургия французского классицизма. Корнель. Расин.


  1. Теоретические основы классицизма.

  2. Трагедия Корнеля «Сид». Конфликт между чувством и долгом.

  3. Характеристика основных героев.

  4. Трактовка античного мифа в трагедии Расина «Федра».

  5. Своеобразие расиновского психологизма.

Литература:

История зарубежной литературы 17 века (под ред. З.И. Плавскина). - М., 1987.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М,1999.

Корнель. Сид. Расин. Федра.


ЗАНЯТИЕ 2.

Жанр «высокой комедии» в творчестве Мольера.



  1. Художественный метод Мольера (народная французская комедия, итальянская комедия дель арте).

  2. «Тартюф». Конфликт и способы создания комических образов.

  3. «Дон Жуан» и тенденции реализма.

Литература:

История зарубежной литературы 17 века (под ред. З.И. Плавскина).- М., 1987.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М, 1999.

Мольер. «Тартюф», «Дон Жуан».


Занятие 3.

Философский роман Д. Свифта «Путешествие Гулливера».



  1. Сатирический жанр в творчестве Свифта.

  2. Роман Свифта «Путешествие Гулливера» и просветительская концепция философии истории и цивилизации.

  3. Образ Гулливера.

  4. Гротеск в романе.

Литература:

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 2008.

Свифт «Путешествие Гулливера».

Урнов Д.М. «Творчество Свифта». - М., 1987.


ЗАНЯТИЕ 4.

Просветительские повести Вольтера и Дидро.



  1. Социальные, политические, философские, эстетические взгляды Вольтера.

  2. Философская повесть «Кандид или Оптимизм».

  3. Дидро – критик абсолютизма и феодализма.

  4. Идейно-художественное своеобразие повестей «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист».

Литература:

Вольтер «Кандид».

Дидро «Жак-фаталист», «Племянник Рамо».

История французской литературы. - М., 1946-1995.


ЗАНЯТИЕ 5.

Гёте «Фауст».



  1. История создания «Фауста».

  2. Композиция, прологи, система художественных образов.

  3. Путь исканий Фауста. Фауст и трагедия Маргариты.

  4. Вторая часть «Фауста».

Литература:

Гете «Фауст».

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1975 г.
ЗАНЯТИЕ 6.

Романтизм в европейских литературах 19 века.



  1. Теория романтизма.

  2. Йенский романтизм. Творчество Новалиса.

  3. Гейдельбергский этап романтизма. Творчество Гофмана.

Литература:

Новалис. «Генрих фон Офтердинген». «Песни ночи ».

Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра». «Крошка Цахес»

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – СПб, 2004.


ЗАНЯТИЕ 7.

Романтизм в Англии и Франции.



  1. Теория английского романтизма (Вордсворт, Колридж).

  2. «Баллада о Старом Мореходе» Колриджа.

  3. Восточные поэмы Байрона.

  4. Роман Гюго «Отверженные».

Литература:

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. - М., 1978.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 2008.

Обломиевский Д.Д. Французский романтизм.- М., 1989.

Колридж «Баллада о Старом Мореходе».

Байрон «Гяур», «Корсар».

Гюго «Отверженные».

ЗАНЯТИЕ 8,9,10.

Реализм в литературе и искусстве 19 века и на рубеже 19-20 веков.


  1. Французский реалистический роман и творчество Бальзака.

  2. Философский социально-психологический роман Стендаля «Красное и черное».

  3. Новеллистика Мериме.

  4. Английский реализм и творческий метод Диккенса (роман «Домби и сын»).

  5. «Ярмарка тщеславия» Теккерея.

  6. Своеобразие творческого метода Флобера и роман «Мадам Бовари».

  7. Натуралистический метод Золя.

  8. Эстетизм Уайльда.

  9. Английские и американские неоромантики.

Литература:

История западно-европейской литературы 19 века (под ред. Сидорченко, Бурова). - СПб, 2004, 2005 г.

Зарубежная литература конца 19 – начала 20 века (ред. Толмачёв). - М., 2003 г.

Стендаль «Красное и чёрное».

Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио».

Мериме. Новеллы по выбору преподавателя и студентов.

Диккенс «Домби и сын».

Теккерей «Ярмарка тщеславия».

Флобер «Мадам Бовари».

Золя. Один роман из цикла «Ругон-Маккары».

Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Произведения Киплинга, Лондона, Уэллса, Конрада, Конан-Дойла.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература.


СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.



Корнель. Сид. Расин. Федр.

Мольер. «Тартюф», «Дон Жуан».

Свифт «Путешествие Гулливера».

Вольтер «Кандид».

Дидро «Жак-фаталист», «Племянник Рамо».

Гете «Фауст».

Новалис. «Генрих фон Офтердинген». «Песни ночи».

Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра». «Крошка Цахес»

Колридж «Баллада о Старом Мореходе».

Байрон «Гяур», «Корсар».

Гюго «Отверженные».

Толмачёв. - М., 2003 г.

Стендаль « Красное и чёрное».

Бальзак «Евгения Гранде», «Отец Горио».

Мериме. Новеллы по выбору преподавателя и студентов.

Диккенс «Домби и сын».

Теккерей «Ярмарка тщеславия».

Флобер «Мадам Бовари».

Золя. Один роман из цикла «Ругон-Маккары».

Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Произведения Киплинга, Лондона, Уэллса, Конрада, Конан-Дойла.
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зарубежная литература ХVII века: хрестоматия/ под ред. Б.И. Пуришева/ предисл. В.А.Лукова.- 3 изд.- М.: Альянс, 2012.-816с.

Зарубежная литература ХVII века: хрестоматия/ под ред. Б.И. Пуришева/ предисл. В.А.Лукова.- 3 изд.- М.: Альянс, 2012.-684с. с.

Горелов А.А. История мировой культуры: учеб. пособие / А.А. Горелов; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 505с. [1] с. - ISBN 978-5-9765-0005-1(Флинта). - ISBN 978-5-9770-0183-0(МПСИ) [Гриф]

Проскурнин Б.М. История зарубежной литературы ХIХ века.западноевропейский реализм: уч. пособие для педагог. Вузов.-М.: Флинта,2008.- 409с.

Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 031000 и спец. 031001 - Филология: В 2 т. Т. 1. / авт. В.М. Толмачев, А.Ю. Зиновьева, Г.К. Косиков; под ред. В.М. Толмачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2008. - 304 с.

Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 031000 и спец. 031001 - Филология: В 2 т. Т. 2. / В.М. Толмачев [и др.]; под ред. В.М. Толмачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 400 с.

Зарубежная литература ХХ века: учеб. для студ. вузов/ Андреев Л.Г. и др.; под ред. Л.Г. Андреева.- 2 изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2000, 2001, 2003. - 560 с. Гриф

Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пос. для фак. филол. профиля/ Л.Г. Андреев и др.; под ред. Л.Г. Андреева.- М.: Высш. шк, 2001. - 333 с. Гриф

Литература и искусство западноевропейского Средневековья: учеб. пособие для вузов / под ред. О.Л. Мощанской, Н.М. Ильченко. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 208 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00610-6 [Гриф МО]

Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. вузов.- 2- е изд., испр. - М.: Академия, 2005.

Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / Н.Н. Петрухинцев. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 400 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00528-6 [Гриф]

Теория и история мировой культуры: учеб. пособие для подгот. к экзамену / [сост. П.Б. Клевцов; науч. ред. В.П. Большаков]. - СПб.: СПбКО, 2008. - 312 с.: ил.

Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студ. вузов (ГСЭ.Ф.04-Культурология) / В.Г. Торосян. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 735 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-01395-5 [Гриф УМО]

Фёдоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 021700 Филология / А.А. Фёдоров; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 460, [2] с. - ISBN 5-89349-704-Х (Флинта). - ISBN 5-89502-800-4(МПСИ) [Гриф]
ОСНОВНАЯ КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М, 1999.

Урнов Д.М. «Творчество Свифта». - М., 1987.

Жирмунский В.М.Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1975.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – СПб., 2004.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм.- М., 1978.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 2008.

Бахтин М.М. Литературно критические статьи. - М., 1986.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм.- М., 1978.

Зарубежная эстетика и теория литературы.- под ред. Косикова. - М., 1987.

История западно-европейской литературы 19 века (под ред. Сидорченко, Бурова). - СПб., 2004,2005 г.

История зарубежной литературы 17 века (под ред. З.И. Плавскина). - М., 1987.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

Мультимедийный проектор, TV с видеоприставкой.

1.9.2 Перечень используемых пособий:

История зарубежной литературы. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности «Филология». - МПГУ.

Художественные альбомы живописи 19-20 столетия.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения:

Интернет-ресурсы: www.miclibrary.ru;



http://www.philology.ru/literature3.htm

Видеофильмы учебные по художественной культуре этого периода.


1.10 Примерные зачётные тестовые задания.
1.Вводный контроль.
А) Какие течения и направления в искусстве характерны для 17 века?

Б) Какие течения литературы и искусства характерны для 18 века?

В) Назовите основные произведения Гёте и Свифта.

Г) Какую национальную литературу представляет каждый из писателей: Шиллер, Теккерей, Расин?

Д) Приведите 1-2 характерных особенности романтизма.

1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену.

1.Понятие 17 века в мировой литературе. Барокко. Классицизм.

2.Испанская литература 17 века. Пикарескный роман. Кальдерон. Гонгора.

3.Литература Германии17 века.

4.Английская литература 17 века. Мильтон. Донн.

5.Философия, эстетика, художественная практика Просвещения.

6.Просвещение в Англии . Дефо. Ричардсон.

7.Творчество Свифта.

8.Английский сентиментализм. Голдсмит. Стерн.

9.Просвещение во Франции. «Энциклопедия» и энциклопедисты.

10. Творчество Вольтера.

11.Творчество Дидро.

12.Творчество Руссо.

13.Просвещение в Германии. Драматургия Лессинга.

14.Творчество Гёте

15.Гёте «Фауст».

16.Драматургия Шиллера.

17.Европейский романтизм. Теория и практика.

18.Романтизм в Германии. Йенская школа, Новалис.

19.Гейдельбергская школа. Гофман.

20.Романтизм в Англии. Вордсворт, Колридж, Байрон, Скотт.

21.Романтизм во Франции. Гюго.

22. Романтизм в США. По.

23.Реалистические тенденции в литературе и культуре 19 века.

24.Реализм во Франции. Творчество Стендаля.

25.Цикл романов «Человеческая комедия» Бальзака.

26.Английский реализм. Диккенс. Теккерей.

27.Направления и течения литературы и искусства рубежа 19 – 20 веков. Натурализм.

28.Эстетизм, символизм, неоромантизм в искусстве и литературе.
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) находится на кафедре. Находится на кафедре.

1.13 Примерная тематика рефератов.

1.Испанская драма 17 века. Тирсо де Молина. Кальдерон.

2.Принципы создания характеров в трагедиях Корнеля.

3. Трактовка античного мифа в трагедии Расина «Федра».

4. Мастерство Мольера-комедиографа.

5.Жанр басни в творчестве Лафонтена.

6.Проза Паскаля, Ларошфуко, Лабрюйера.

7.Образ Сатаны в поэме Мильтона «Потерянный рай».

8.Версаль как воплощение принципов архитектуры классицизма.

9.Лоррен и классицистический пейзаж.

10.Пуссен и мифологический жанр в живописи классицизма.

11.Сатира и памфлет в творчестве Свифта.

12.Комедийная драма Шеридана «Школа злословия».

13.Кладбищенская поэзия как жанр сентиментализма.

14.Психологический роман аббата Прево «История шевалье де Грие и Манон Леско».

15. «Энциклопедия» и энциклопедисты.

16. Место «Исповеди Руссо» в мировой литературе.

17.Жанр «готического романа» в английской литературе (Уолпол, Рэдклиф).

18.Трагический пафос и герой в драмах Шиллера.

19. «Фауст» Гёте. Система образов. Философия.

20.Предметный мир у йенских романтиков.

21.Роль и характер описаний внешнего мира и человека у Гофмана.

22. Двоемирие и гротеск в творчестве Гофмана.

23.Романтические драмы Байрона «Манфред», «Каин».

24.Образ собора в романе Гюго «Собор Парижской Богоматери».

25.Поэзия Шелли.

26.Воплощение «естественного человека» и цивилизации в романистике Купера.

27.Тема Дон Жуана у Мольера, Гофмана, Байрона , Пушкина.

28.Романтический идеал в поэзии По.

29.Образ «Американской Мечты» в романе Мелвилла «Моби Дик».

30.Романтическая живопись Д.К.Фридриха.

31.Тема Италии в творчестве Стендаля.

32.Смысл названия и система образов романа Стендаля «Красное и чёрное».

33.Концепция мира и человека у Бальзака.

34.Экзотические новеллы Мериме.

35.Жанр «рождественского рассказа» у Диккенса.

36.Проблема образования и воспитания в романистике Диккенса.

37.Тема утраченных иллюзий в творчестве Флобера.

38. Цикл стихотворений Бодлера «Цветы зла».

39.Романтические и реалистические начала «Книги песен» Гейне.

40. «Новая драма» в творчестве Ибсена.

41.Своеобразие творческого метода Гамсуна.

42.Французский символизм. Рембо. Верлен.

43.Символистская драма Метерлинка.

44.Цикл романов Золя «Ругон-Маккары».

45. Социально-психологическое начало в новеллистике Мопассана.

46. Импрессионизм во французской живописи (Моне, Мане, Писарро, Сислей, Дега).

47.Творчество Гонкуров и французский натурализм.

48.Поэзия и живопись прерафаэлитов.

49.Драма-дискуссия в творчестве Шоу.

50.Неоромантизм в английской и американской литературе (Стивенсон, Конрад, Киплинг, Конан-Дойл, Честертон, Лондон).

51.Английский эстетизм и творчество Уайльда.


1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.16 Методика(и) исследования. Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Дисциплина для студентов заочной формы обучения не читается.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

1.Характеристика 17 века в литературе и искусстве.

Цель и задачи курса.

Понятия барокко и классицизма.



Основные понятия: барокко. Классицизм, пикарескный роман, маньеризм, «темный» стиль, метафора – концепт, теория стилей. Равновесие, рационализм, противоречивость. Дисгармония, хаос, высокая комедия, классицистический характер.
2.Просвещение.

Определение понятия Просвещение.

Философия. Эстетика, художественная практика Просвещения.

Основные понятия: Просвещение, энциклопедисты, сентиментализм, «Буря и натиск», теория естественного человека, общественный договор, философская повесть, просветительский роман, эпистолярный жанр.
3.Романтизм.

Немецкий романтизм. Йенская и гейдельбергская школы.

Французский романтизм.

Английский романтизм. «Озерная школа».

Американский романтизм.

Основные понятия: романтизм, йенский период, гейдельбергский период, романтическая ирония, исторический роман, байроновский герой, двоемирие, восточные поэмы, «мировая душа», «местный колорит», Фантазия и воображение, романтический идеал, бунтарство.
4.Реализм.

Французский реализм.

Английский реализм.

Американский реализм.



Основные понятия: социально-психологический реалистический роман, объективное повествование, социальная среда, предметный мир, автор-повествователь, викторианство.
5.Литература и искусство на рубеже 19–20 века.

Натурализм.

Символизм.

Эстетизм.

Неоромантизм.

Основные понятия: декаданс, драма-дискуссия, импрессионизм, «новая драма», позитивизм, наследственность, детерминизм, символ, символизм, эстетизм, неоромантизм.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Основные понятия: барокко. Классицизм, пикарескный роман, маньеризм, «темный» стиль, метафора-концепт, теория стилей. Равновесие, рационализм, противоречивость, дисгармония, хаос, высокая комедия, классицистический характер.

Просвещение, энциклопедисты, сентиментализм, «Буря и натиск», теория естественного человека, общественный договор, философская повесть, просветительский роман, эпистолярный жанр.

Романтизм, йенский период, гейдельбергский период, романтическая ирония, исторический роман, байроновский герой, двоемирие, восточные поэмы, «мировая душа», «местный колорит», Фантазия и воображение, романтический идеал, бунтарство.

Социально-психологический реалистический роман, объективное повествование, социальная среда, предметный мир, автор-повествователь, викторианство.



Декаданс, драма-дискуссия, импрессионизм, «новая драма», позитивизм, наследственность, детерминизм, символ, символизм, эстетизм, неоромантизм.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Нет
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение


























РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

ФИО, ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Направление

Наумлюк Марина Валентиновна, к.фил.н., доцент

2010/2011

ФЖиМК

050300 Филологическое образование

Гафаров Рамель Магфурьянович, к.фил.н., доцент

2011/2012

ФЖиМК

050300 Филологическое образование



Каталог: umu-umk -> %D0%A4%D0%96%D0%B8%D0%9C%D0%9A -> 050300.62%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA
050300.62%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 4 «теория и практика перевода»
050300.62%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). 2 «Ономастика»
050300.62%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Рабочая программа дисциплины дн(М). 2 Кельтская мифология и фольклор
050300.62%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Учебно методический комплекс
%D0%A4%D0%96%D0%B8%D0%9C%D0%9A -> История религии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050300.62%20%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%20%D0%98%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA -> Учебно-методический комплекс дисциплины


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2020
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет