Учебно-методический комплекс дисциплины этнопедагогика для специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»



бет1/5
Дата06.07.2016
өлшемі380 Kb.
#181148
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5

УМКД 042-14.05.01.20.38/03-2012

Ред.№4 от взамен ред. № 3

От 10.03.10



Страница из 45



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


имени ШАКАРИМА

Документ СМК 3 уровня

УМКД

УМКД 042-14.05.01.40

/38-2012


УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине

«Этнопедагогика»


Редакция №

от

взамен ред. № 3 от



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Этнопедагогика

для специальности 050119


«Иностранный язык: два иностранных языка»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ




Семей, 2013

Содержание




1

Глоссарий




2

Лекции




3

Практические и лабораторные занятия




4

Курсовая работа и дипломный проект (работа)




5

Самостоятельная работа студента





1 ГЛОССАРИЙ

Дидактика – совокупность трёх различных видов знания и трёх различных областей деятельности, описывающих и исследующих один и тот же объект (процесс обучения) с разных позиций и различными методами: философия образования – цели и содержание обучения, теория обучения – структуры и закономерности процесса обучения, педагогическая инженерия – нормативные принципы организации процесса обучения.

Задача познавательная – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.

Знания учащихся - результат педагогически направленного усвоения фактов, понятий, законов науки, в которой отражены закономерности развития природы и общества. Знания являются орудием мышления и преобразования природы.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Индивидуальный способ обучения – общественно- исторический этап развития процесса обучения, в основе которого лежит примат индивидуальной формы над парной.

Классификация – система соподчинённых понятий (классов, объектов) какой-либо области знаний о деятельности знаний и деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Компетентность – овладение знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.

Коллективный способ обучения – общественно-исторический этап развития процесса обучения, организационной структурой которого является коллективная форма обучения (все обучают всех и все – каждого).

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов.

Личностно-ориентированное обучение – обучение, при котором каждый субъект учебно-воспитательного процесса для раскрытия и реализации своих способностей и дарований активно включается в учебный процесс.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.

Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся в определённой системе общественных отношений. Основным в характеристике личности является её общественная направленность, непосредственно связанна с мировоззрением. Потребности, мотивы и интересы обуславливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека.

Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

Народная педагогика - духовный феномен, присущий сознанию народных масс (эмпирические педагогические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий). (Г.Н. Волков, КЗ А. Рудь, В Ф. Афанасьев, Ш.А. Мирзоев).

Навыки в обучении - учебные действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер.

Научение – преднамеренно проводимый процесс развития личности для приобретения ею новых или измененных умственных или физических качеств.

Образование - 1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системы знаний, умений, навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями ЗУНами в связи с изменяющимися условиями жизни; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Обучение – целенаправленная, организованная и систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

Педагогическая парадигма – совокупность устойчивых характеристик, которые определяют содержательное единство схем теоретической и практической деятельности независимо от степени их рефлексии.

Познавательная деятельность – процесс постижения индивидом окружающей природой и социальной реальности. Познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающей действительности.

Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и (в той или иной степени) усвоение знаний.

Развитие – целенаправленное накопление информации с последующим её упорядочением, структуризацией.

Результат учения – поддающееся наблюдению поведения, свидетельствующее о приобретении обучаемым той или оной способности. Результаты обучения часто подаются в виде поведенческих целей.

Рефлексия – 1) размышление, самонаблюдение; 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Самостоятельная продуктивная деятельность учащихся подразделяется на четыре уровня, соответствующих их учебным возможностям:

а) копирующие действия по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путём сравнимая с известным образцом (на этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности);

б) репродуктивная деятельность по воспроизведению учебной информации, не выходящей, как правило, за пределы уровня памяти (на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач);

в) продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задачи, выходящих за пределы типовых, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам;

г) самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, выработке гипотетического аналогового мышления.

Средства обучения – специально разработанные материальные, или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.

Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Усвоение – форма познания, имеющая три произвольных или непроизвольных этапа: понимание, запоминание, возможность практического использования.

Учебная деятельность – один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности; заключается в усвоении определённого круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике.

Учение – 1) специально организованная, активная самостоятельная, познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей; 2) организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащиеся проходят путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному.

Формы обучения – устойчивые способы организации учебной деятельности учащихся, учителя и учащегося, направленные на достижение планируемых результатов обучения, на воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.

Формирование- становление человека под воздействием следующих факторов: среда, наследственность, воспитание, деятельность;

Цели образования – предвосхищаемые результаты участия человека в разного рода образовательных программах. Направлены на обогащение установок, понимания, знаний, умений.

Ценности – ориентиры в жизни отдельного человека, группы людей или всего общества, определяющее их отношение к действительности. Ценности могут быть материальные, духовные, культурные и др.
2 ЛЕКЦИИ
Тема 1: Этнопедагогика как наука.

План:


1 Характерные особенности развития педагогической масли на современном этапе.

2 Общие черты народного воспитания разных народов

3 Средства и методы народного воспитания

4 Пути возрождения национальной культуры

5 Проблемы этнокультурного образования современных школьников
1. Характерные особенности развития этнопедагогической мысли на современном этапе.

В полиэтническом обществе этнопедагогические идеи являются решающими, судьбоносными. Именно через этнопедагогики лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, трансформирующими и суммирующим и суммирующим этнические сокровища народов.

1. этнопедагогические идеи демократизируют и гуманизируют политический климат общества (флаг - юрта - Киргизии, конституция-защита национального достоинства, семейное воспитание).

2. Система народного воспитания - суверенная (школьная политика -антинациональная, антинародной была, родные языки преследовала). 24 депортированных народа сохранились только благодаря самобытной системе воспитания.

3. «Все народы - великие педагоги, все великие педагоги - народы».

4. «Пренебрежение культурой любого народа - есть бескультурье» (Чукчи, народы Севера).

5. Золотая формула: без памяти (истории) нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности -нет личности, без личности - нет народа.
2. Общие черты народного воспитания разных народов.

Народное воспитание характеризуется:

1. Цикличностью «каждый рождается внуком, умирает дедом».

2. Комплексным: Труд + нравственное, художест венное, эстетическое воспитание.

3. Массовость участия народа в воспитании.

Идеалы современного человека v всех народов носят комплексный, характер. У русских «маленький, да удаленький, умница, красавица, добрый молодец»; у горцев -настоящий джигит, у чукчей - честью живущий человек, у бурят - семь доблестей

В народной педагогике далеких друг от друга этносов мы не всегда ясно видим

целеполагание, педагогические принципы, технологию воспитательного воздействия.

Мужчины (на войне - богатырь, во власти - отсутствие лукавства, в работе - мастерство, речах - мудрость, на чужбине — непоколебимость, в стрельбе - меткость).

3. Средства и методы народного воспитания.

К средствам относятся все родовые виды деятельности: игра, труд, общение, учеба, природа, окружающий мир, быт и т.д. Существует великое множество мер воздействия на волю, чувства:

Показ, Приучение, Упражнение, Поверье, Моленье «Господи помилуй», молитвы, Благожелание «В добрый путь», «Счастливого пути»,«Дай бог счастья»,«3дравствуйте», Заклинание «Заклинаю всеми святыми», Благословение, Просьба, Намек, Заповедь, Обещание, Одобрение «Молодец», Осуждение, Упрек, Укор, Насмешка, Уговор, Клятва, Запрет, Зарок, Разъяснение, Увещевание, Благодарность, Приветствие, Угроза, Устрашение, Порицание, Брань, Побои, Проклятье.
4. Пути возрождения национальной культуры.

1. Приоритет родного языка

2. Глубокое изучение истории родного края

3. Учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических традиций в оформлении школьных помещений

4. Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игрищ, игр, приобщения учителей, учащихся, род.

5. Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развития духовности (новые учебные планы, предметы, программы, учебники, воспитательная работа, в начальной школе создание книг для внеклассного чтения).

6. Введение фольклора как самостоятельной дисциплины.

7. Поощрительная оплата двуязычным учителям.

8. Воссоздание преемственности поколений.

9. Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах, полное уравнивание прав национального языка.

10. Расширение числа национальных общеобразовательных школ.

11. Укрепление национальных связей.

12. Гарантия защищенности малых народов во имя национальног'о согласия.

13. Осуждение шовинистических, человеконенависнеческих теорий.

14. Расширение научных исследований в области этнопедагогических проблем.
5.Проблемы этнокультурного образования

Сегодня РК, не имеющая внутри себя национально-административных и автономных образований, является унитарным государством.

Образование является единственным каналом передачи этнокультурного наследия от поколения к поколению. Утрата национальной идентичности, национального достоинства может лишь способствовать этнополитическому и культурному регрессу страны.

Политическая независимость Казахстана положила начало процессу формирования нового исторического самосознания Казахов, как в этническом, так и в государственном плане.

Формируя будущие модели образования РК, необходимо учитывать особенности этнокультурных, традиций казахского этноса:

1. Разработать законодательные акты;

2. Специальная программа возрождения культур и языков народов, проживающих в нашем государстве, конкретном регионе;

3. Уделить внимание созданию центров и советов по этнокультурному образованию при учебных заведениях;

4. Наладить систему переподготовки кадров, учителей и преподавателей.

5. Обновить работу национально-культурных центров:

6. Введение региональною компонента в учебные планы школьного и высшею образования;

7. Изменение содержания образования требует изменения методики преподавания;

8. Школа должна стать каналом формирования у молодого поколения потребности в национальной культуре.
Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите характерные особенности развития педагогической мысли на современном этапе.

2. В чем состоят общие черты народного воспитания разных народов?

3. Какие существуют методы народного воспитания?

4. С какими проблемами этнокультурного образования сталкиваются современные педагоги?

Литература:

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. 1997, 285 с.

2. Наурызбай Ж. Этнокультурное образование школьников: позиции старшеклассников // Учит. Каз-на, 1996. - № 33-34

3. Сагиндыков Е.Н. Этнокультурное образование: Общие и рациональные проблемы // Саясат. 1996. - №11. с 45-50

4. Айтыбаева А Воспитательные возможности казахских народных игр // Вестник НПЦ-1995-№23с. 11-12

5. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.

6. Магауова А. Народная педагогика и современная школа //вестник НПЦ. - 1974. -№ 18 (август)- с.11-13.
Тема 2. Зарождение и становление народной педагогики

План:


1 Сущность понятия «народная педагогика»

2 Вклад ученых в исследование проблем народной педагогики:

а) Г. Н. Волков

б) Я. И. Ханбиков

в) А. Э. Измаилов
1.Сущность понятия «народная педагогика»

В историко-педагогической литературе сложилось четыре основные трактовки содержания понятия «народная педагогика»:

1. Духовный феномен, присущий сознанию народных масс (эмпирические педагогические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий). (Т.Н. Волков, Ю.А, Рудь, В.Ф. Афанасьев, Ш.А. Мирзоев).

2. Педагогическая практика народа (Бальжиев В., Э.Х, Талиев, 3. Васильцова).

3. Единство педагогической мысли и педагогической деятельности народных масс (Г.С. Виноградов, Я.Н. Ханбиков, Пирмиев).

4. Наука о народном воспитании (Я.Н. Ханбиков, Р.А. Дзалаев)

В настоящее время приоритетное положение имеет первая трактовка.

Наиболее общепризнанным в научной литературе является определение, данное Волковым: «Народная педагогика - это совокупность и взаимбзависимость целей, задач и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желаемых народ». Народная педагогика представляет собой совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания, распространяемых устно, и включает в себя практическую трудящимися.

Исходя из основного методологического положения о созидательной, активной роли народа в истории человечества, ученый раскрывает сущность народной педагогики как важнейшего компонента педагогической культуры. Автор отмечает, что «НП» не наука, но для науки представляет огромный и неоценимый интерес, т.е. она составляет объект научного исследования, предмет науки «этнопедагогика».

Заслуга ученого в том, что он впервые ввел в научный оборот термин «Этнопедагогика» - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации, раскрытия ее методологической основы, показал значение эти. как науки, параметром изучения которого являете народная педагогика.

Существенный вклад в разработку вопросов этнопедагогики внес профессор Ханбиков Я.И., который высказался против сведения этнопедагогики только УНТ.

В НП. Включаются не только взгляды на воспитание, не только педагогические идеи, но и умения и навыки, средства воспитания и обучения, традиции семейного и трудового воспитания.

Таким образом ученый расширил содержание понятия НП и дал свою трактовку: «НП называется область эмпирических знаний и опыта, выражающая взаимосвязь знаний и опыта, выражающая взаимосвязь народного воззрения на цели и задачи воспитания, средств и путей, умений и навыков воспитания обучения, применяемых широкими массами трудящихся в целях привития подрастающему поколеншо желаемых качеств». Автор показал отличия народной педагогики от научной, которое состоит в том, что первая лишь является простой суммой знаний в области воспитания, накопленных человечеством эмпирическим путем.

Особенностью НП является осуществление тесной связи воспитания с жизнью, ее гуманистический и демократический характер.

Я.И. Ханбиков в своих работах раскрыл основные методы и источники при исследовании НП. Он отмечает, что кроме специфически педагогических методов и источников в НП следует вводить методы других наук, а именно этнографии, фольклора. Из разных отделов этнографии для изучения НП больше всего используется: нравы и обычаи, народные знания, народное право, словесность и искусство, верования, игры и игрушки, но привлекаются и другие объекты материальной и духовной этнографии.

Важное значение имеет специфика предмета народная философия, медицина, астрономия, которые определяют не только материалами духовной культуры, но и используют вещественные объекты и средства народного творчества. Ученый определяет народные средства воспитания, к которым относит УНТ, труд, опыт семейного воспитания, игрушки, игры, народные традиции, система поощрения и наказания, ориентация детского быта и досуга.

Раскрывая историографию научных исследований проблем народной педагогики А.Э. Измаилов указывает на то, что определяя сущность НП, следует иметь в виду не только совокупность передаваемых знаний, сведений, но и практическую деятельность людей. Весьма существенным является мнение автора о том, что при определении объекта и предмета НП нельзя ограничиваться лишь процессом воспитания, упуская процесс обучения. Измаилов считает, что «НП - это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс». Автор выделяет ведущим условием жизненности идей народной педагогики* изучение памятников народной педагогики, которые хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках, пословицах. Важно то, что автор, анализируя содержание НП, выделяет ее своеобразные и характерные особенности, прежде всего эмпирический характер народных представлений и знаний о процессе обучения и воспитания.

Исследуя процесс воспитания детей средствами прогрессивных идей и опыта узбекской народной педагогики Сахаров дает следующее определение народной педагогике «совокупность исторической социальной педагогической культуры, накопленой разными народами, которая может стать источником формирования богатой творческой свободной личности в ЦПП». Автором делается попытка выяснить сущность рассматриваемого понятия с точки зрения диалектического единства национального, межнационального и общечеловеческого в педагогической культуре.

Таким образом, мы можем видеть, что проблема раскрытия сущности понятия «народная педагогика» стоит в центре внимания исследователей. Несмотря на различные подходы ученых к раскрытию рассматриваемого понятия, все они выделяют отличительные черты: историчность, классовость, демократичность, гуманность. Эмпирический характер, преемственность, подчеркивают созидательную роль народных масс в создании педагогической культуры.

Анализ проблемы показал, что народную педагогику можно рассматривать как.

1. составную часть педагогической культуры народа;

2. духовный феномен, присущий сознанию народных масс;

3. совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности, ее обучения и воспитания;

4. эмпирические педагогические знания, воспитательных воздействий сведения, идеалы, идеи, взгляды, установки;

5. наука о народном воспитании в единстве педагогической мысли и деятельности народа.
Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность понятия «народная педагогика»?

2. Как понимается «народная педагогика» в трудах ученых: Г. Н. Волкова, Я. И. Ханбикова, А. Э. Измаилова?

3. Какие общие особенности народной педагогики можно выделить в трудах разных ученых?



Литература:

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. 1997, 285 с.

2. Наурызбай Ж. Этнокультурное образование школьников: позиции старшеклассников // Учит. Каз-на, 1996. - № 33-34

3. Сагиндыков Е.Н. Этнокультурное образование: Общие и рациональные проблемы // Саясат. 1996. - №11. с 45-50

4. Айтыбаева А Воспитательные возможности казахских народных игр // Вестник НПЦ-1995-№23с. 11-12

5. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону, 2000.

6. Магауова А. Народная педагогика и современная школа //вестник НПЦ. - 1974. -№ 18 (август)- с.11-13.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет