ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственные педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф. 6 СКУЛЬПТУРА И ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050602 Изобразительное искусство:
- со специализацией «Живопись и живописная композиция»;
- с дополнительной специальностью «Культурология»
Утверждено на заседании кафедры
Изобразительного искусства
факультета Культуры и Искусств
(протокол № 1 от 01.09.2009г.)
Зав. кафедрой
______________________________
профессор , д. п. н. Лагутина О.Р.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор – составитель: А. А. Бызова, к.п.н., доцент, член Союза художников России.
1.2 Рецензенты: Л.С. Беляева, доктор педагогических наук, профессор;
Е.В. Шорохов, доктор педагогических наук, профессор.
1.3 Пояснительная записка
Необходимым условием совершенствования эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения является качественная подготовка преподавателей художественных дисциплин. Требует обеспечить совершенствование подготовки и повышение квалификации педагогических кадров, сосредоточить усилия на всестороннем повышении уровня профессиональной подготовки специалистов.
Цель изучения дисциплины (ожидаемые результаты):
а) Учитель изобразительного искусства должен знать в достаточной мере основы костно-мышечного строения тела человека и животных, движение его частей в соответствии с конструкцией суставов, представлять закономерные изменения мышечных рельефов, вызванных тем или иным положением тела в пространстве.
б) Учитель изобразительного искусства должен развивать в себе способность обостренно ощущать пластику формы, видеть объем в его пространственном развитии, совершенствовать объемно-пространственное мышление - этому способствуют занятия скульптурой.
Основные задачи курса скульптуры заключается в следующем:
- содействовать нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию студентов, их духовному развитию;
- развивать художественное мышление , зрительную память и представления, творческое воображение, художественные способности;
- развивать эстетическое отношение к произведениям искусства, интерес к скульптуре;
- дать сведения об истории скульптуры на примере выдающихся произведений русской, советской и зарубежной скульптуры;
- обучать основам стилистического анализа скульптуры;
- показывать неразрывную связь содержания и художественной формы произведений скульптуры;
- формировать умение лепить разнообразные объекты действительности и знакомить с техникой работы с мягкими и твердыми материалами;
- формировать умение пользоваться выразительными качествами скульптуры
- (композиция, технология изготовления скульптуры , передача движения, индивидуальная манера исполнения, динамика и т.д.);
- знакомить студентов с пластической анатомией человека, зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся;
- раскрывать содержание, научно-теоретические основы и методику обучения скульптуре.
В системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства предмет «Скульптура и пластическая анатомия» занимает важное место. Это объясняется тем, что свободное владение пластической анатомией плодотворно сказывается в деятельности любого художника, будь он скульптор или живописец, график или керамист. В воспитании студентов-педагогов пластическая анатомия является одной из основных дисциплин, которая формирует правильное творческое мышление и дает необходимые профессиональные навыки при решении творческих задач в практической работе. Точные знания в области пластической анатомии тела человека, его пропорций в таких видах искусства, как скульптура, живопись, графика, имеют исключительно большое значение и обуславливает качество усвоения этих специальных дисциплин. Это во многом определяет успех общего художественно-творческого развития личности будущего учителя изобразительного искусства.
Программа дисциплины «Скульптура и пластическая анатомия» включает в себя занятия по пластической анатомии человека, а также зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся и скульптуры. Программа состоит из четырех разделов – 1 раздел «Пластическая анатомия человека», 2 раздел «Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся», 3 раздел «Лепка человека и предметов», 4 раздел «Анималистическая лепка с натуры, по памяти, представлению зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся».
Особенно важно для будущего педагога знания истории скульптуры. Это необходимо не только для развития его общей культуры, обогащения специфической терминологией изобразительного искусства, но и для овладения теми теоретическими и практическими знаниями, умениями, навыками стилистического анализа, которые он в будущем должен передать учащимся на уроках изобразительного искусства, студенты знакомятся с творчеством знаменитых скульпторов: Э. Фальконе, И.П. Мартоса, Н.А. Андреева, И.Д. Шадра, С.Т. Коненкова, В.И. Мухиной, А.С. Голубкиной, В.А. Ватагиной и др. Ознакомление с произведениями выдающихся скульпторов осуществляется с помощью репродукций, диафильмов диапозитивов. Необходимо как можно шире использовать экскурсии в художественные музеи, на художественные выставки, в мастерские скульпторов.
Российская педагогика непрерывно работает в области преподавания скульптуры, совершенствования методов обучения. Поэтому очень важно построить учебный процесс так, чтобы он охватывал основные формы изучения скульптуры и позволил студенту в короткий срок изучить принципы построения основных видов скульптуры и техники их изготовления из различных материалов.
Занятия по скульптуре развивают у студентов внимание, эстетическое восприятие, мышление, зрительную память, творческое воображение и художественные способности, эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному и явлениям действительности. На практических занятиях студентам дают представление об организации работ: установке станков, построения каркасов, об инструментах и материалах применяемых в скульптуре, о способах обработки материалов, кусковой и черновой формовке. Все основные задания по скульптуре выполняются из глины, пластилина, глина.
Форма организации обучения: занятия проводятся в мастерской приспособленной специально для скульптурных работ, под руководством скульптура - профессионала - педагога.
Организация самостоятельной работы студентов: посещение музеев, отдела слепков, их зарисовка, изучение, изготовление альбома по пластической анатомии, лепке человека и животных.
Промежуточная и итоговая аттестации каждый семестр заканчивается просмотром и оценкой работ студентов по скульптуре и пластической анатомии.
Зачет дифференцируемый . Оценка на основе текущих отметок по перечисленным в программе заданиям (аудиторным и домашним ) и альбома скульптурных рисунков по анималистическому жанру, а также теоретического опроса на предмет знания анатомии человека и животных.
Экзамен проводится по экзаменационным билетам, где включены вопросы по понятиям вида изобразительного искусства - скульптуры, вопросы на предмет знаний по пластической анатомии человека и животных, а так же методики скульптуры. Условием экзамена является наличие всех перечисленных в программе работ. Оценка ставится на основе текущих отметок и отметки полученной на экзамене.
В основу данной программы 1 раздела положен материал из программы 1988 года издания.
Требования к уровню подготовки студента,
завершившего обучение данной дисциплины
(в соответствии с требованиями ГОС ВПО):
Студент должен уметь: использовать средства художественной выразительности, скульптуры в создании скульптурных работ ( выразительные качества скульптуры – композиция, технология изготовления скульптуры, передача движения, индивидуальная манера исполнения ), лепить круглые и рельефные объекты с натуры, по памяти, представлению и наблюдению: череп, голова, торс, фигура человека ( с живой обнаженной модели – мужской и женской),зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся, создавать скульптурную композицию.
Студент должен знать: историю развития скульптуры , метод стилистического анализа скульптуры, выразительные средства скульптуры , пластическую анатомию человека , зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся – строение скелета, черепа , конечностей; мышцы головы человека и зверей , птиц, земноводных , пресмыкающихся ; характерные пластические движения группы мышц человека , зверей , птиц, земноводных, пресмыкающихся; пропорции человека , зверей , птиц, земноводных , пресмыкающихся.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначена для студентов педагогических университетов и институтов. Утвержден на заседании кафедры изобразительного искусства МГПУ __________ (протокол №5 от 21.12 2007г.).
1.4. Извлечения из ГОС ВПО
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п
|
Шифр и наименование специальности
|
Курс
|
Семестр
|
Общая трудоёмкость
|
Виды учебной работы в часах
|
Вид итогового контроля (форма и отчетность)
|
Всего
ауд
|
из них:
|
САМ раб.
|
ЛК
|
ПР/СМ
|
ЛБ
|
1
|
050602 “Изобразительное искусство” со специализацией “Живопись и живописная композиция”
|
1-2
|
1-3
|
250
|
126
|
34
|
92
|
|
124
|
Зачет (1)
Экзамен ( 3)
|
|
ИТОГО:
|
|
|
250
|
126
|
34
|
92
|
|
124
|
|
1.6 Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№ п/п
|
Наименование раздела , темы
|
Количество часов
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР/СМ
|
ЛБ
|
Сам.
работа
|
Первый семестр
|
РАЗДЕЛ 1. Пластическая анатомия человека
|
1.
|
Введение. Понятие «пластической анатомии». Из истории развития пластической анатомии. Пластическая анатомия человека.
|
16
|
16
|
-
|
-
|
-
|
2.
|
Строение скелета, черепа, конечностей.
|
16
|
-
|
8
|
8
|
10
|
3.
|
Мышцы головы человека.
|
8
|
-
|
4
|
4
|
4
|
4.
|
Мышцы торса, верхних и нижних конечностей человека
|
16
|
-
|
8
|
8
|
6
|
5.
|
Пропорции фигуры человека.
|
4
|
-
|
2
|
2
|
-
|
|
РАЗДЕЛ 1. ИТОГО:
|
60
|
16
|
22
|
22
|
20
|
Второй семестр
|
РАЗДЕЛ 2. Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся
|
1.
|
Введение. Из истории развития пластической анатомии объектов фауны. Пластическая анатомия зверей, птиц, земноводных, пресмыкающихся. Анатомические зарисовки.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
2.
|
Пластическая анатомия представителей семейства кошачьих. 1. Строение скелета, черепа, конечностей. 2. Мускулатура торса, головы, шеи, конечностей.
|
5
|
-
|
4
|
1
|
3
|
3.
|
Пластическая анатомия копытных. 1. Строение скелета, черепа, конечностей. 2. Мускулатура торса, головы, шеи, конечностей.
|
5
|
-
|
4
|
1
|
3
|
4.
|
Пластическая анатомия представителей семейства собачьих. 1. Строение скелета, черепа, конечностей. 2. Мускулатура торса, головы, шеи, конечностей.
|
5
|
-
|
4
|
1
|
3
|
5.
|
Пластическая анатомия птиц, земноводных, пресмыкающихся. 1. Строение скелета, мускулатуры птиц. 2. Строение скелета, конечностей земноводных, пресмыкающихся.
|
5
|
-
|
4
|
1
|
2
|
|
РАЗДЕЛ 2. ИТОГО:
|
22
|
2
|
16
|
4
|
11
|
РАЗДЕЛ 3. Лепка человека и предметов
|
6.
|
Лепка с натуры. Лепка натюрморта из геометрических тел.
|
6
|
-
|
-
|
6
|
1
|
7.
|
Лепка с натуры. Лепка розетки (орнамент).
|
6
|
-
|
-
|
6
|
1
|
8.
|
Лепка с натуры. Лепка натюрморта из предметов быта (рельеф). (Контрольная работа).
|
6
|
-
|
-
|
6
|
7
|
|
РАЗДЕЛ 3. ИТОГО:
|
18
|
-
|
-
|
18
|
9
|
|
Итого во 2 семестре
|
40
|
2
|
16
|
22
|
20
|
Третий семестр
|
РАЗДЕЛ 3. Лепка человека и предметов
|
1.
|
Введение. Скульптура. Ваяние. Пластика. Лепка. Разновидности жанров. Художественно - выразительные средства скульптуры. Композиция. Материалы и технология скульптуры.
|
8
|
8
|
-
|
-
|
-
|
2.
|
Лепка с натуры. Лепка гипсовой греческой головы человека.
|
3
|
-
|
-
|
3
|
10
|
3.
|
Лепка с натуры. Лепка маски головы человека с гипсового классического образца.
|
3
|
-
|
-
|
3
|
3
|
4.
|
Лепка с натуры. Лепка рельефа головы человека с объемных классических скульптур.
|
3
|
-
|
-
|
3
|
3
|
5.
|
Лепка с натуры. Лепка с натуры живой модели: голова человека с шеей (мужская или женская).
|
3
|
-
|
-
|
3
|
3
|
6.
|
Лепка с натуры. Лепка обнаженной фигуры человека с опорой на одну ногу (круглая скульптура).
|
3
|
-
|
-
|
3
|
11
|
7.
|
Лепка с натуры. Лепка рельефа одной одетой фигуры человека.
|
3
|
-
|
-
|
3
|
3
|
8.
|
Лепка с натуры. Лепка рельефа двухфигурной композиции. (Контрольная работа)
|
4
|
-
|
-
|
4
|
3
|
|
РАЗДЕЛ 3. ИТОГО:
|
30
|
8
|
-
|
22
|
36
|
Достарыңызбен бөлісу: |