Конспект открытого урока музыки
на городском обучающем семинаре «Реализация базовой модели урока в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)».
Дата проведения урока – 27.02.2009 г.
Учитель: Рощина Г.В.
Класс: 7 «В»
Количество учащихся на уроке: 24 ученика.
Тема урока: «Тембры и настроение»
Тип урока: Урок-исследование.
Цели урока:
-
Создать условия для освоения учащимися способа обработки информации с помощью приемов «Синквейн», «Инсерт»; развивать навык различения новой и известной информации; формировать умения излагать информацию с помощью ключевых слов, определять недостаток информации или ее отсутствие; совершенствовать умение определять влияние тембра музыкального инструмента на настроение человека.
-
Развивать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость учащихся через использование приёмов технологии развития критического мышления; формировать коммуникативные компетентности учащихся: самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью, сотрудничество через использование компьютерной техники, групповые формы работы, организацию исследовательской деятельности учащихся.
-
Воспитывать положительное и творческое отношение к
инструментальной музыке.
Оборудование урока:
1. Эпиграф,
2. Портреты композиторов,
3. Цветовые полоски (желтая, оранжевая, розовая, красная, светло-
зеленая, зеленая, голубая, синяя, белая, серая, черная)
4. Иллюстрации музыкальных инструментов,
5. Компьютер, интерактивная доска,
6. Видео-исполнение оркестром музыкальных фрагментов,
7. Презентация плана-конспекта урока с демонстрационным материалом
Музыкальный материал:
Слушание: 5 фрагментов с разными солирующими инструментами.
1. М.Равель «Болеро» (симфонический оркестр)
2. И.Бах «Шутка» (флейта)
3. Л.Беккерини. «Менуэт» (скрипка)
4. И.Брамс. «Интермеццио» (фортепиано)
5. А.Онеггер. «Пасифик 231» (духовые инструменты)
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка наличия учащихся в классе и организации их рабочих мест, психологический настрой на предстоящую работу.
2. Стадия вызова.
Слово учителя:
- Прошу вас прочесть эпиграф к теме урока, автора Г.Гессе:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Учащиеся произносят вслух эпиграф вместе, по одному в цепочке. Учитель направляет выразительность интонации.
- Предлагаю прослушать один знакомый вам фрагмент, какое впечатление оно может оказать на человека, на вас.
(звучит фрагмент М.Равель «Болеро»)
- Ребята, скажите, какое впечатление осталось у вас от прослушанного фрагмента?
(Выслушиваются и обсуждаются мнения учеников. Скорее всего, точки
зрения будут разделяться вплоть до противоположных.)
- Как вы думаете, почему ваши впечатления не совпадают?
(Потому что в произведении звучали разные группы инструментов
с разными тембрами. Все люди разные, и каждый человек
воспринимает тот тембр, который ему ближе, подходит его
настроению, ощущению).
- Верно. Что такое тембр? Каким он бывает? (ответы ребят).
Слайд №2
- Сегодня, на примере трех фрагментов, мы будем находить цветовую гамму определенному настроению и тембру в соответствии с музыкальным образом. Вспомните известное вам определение музыкального образа.
(«Музыкальный образ» – это воплощенная в музыке жизнь, её чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества).
- Правильно, теперь подумайте, какой из миров внешний или внутренний - всегда будет меняться в зависимости от слушателя? (Конечно, внутренний.)
Слайд №3
- Посмотрите, получается целая цепочка восприятия музыкального образа:
композитор с его мироощущением;
исполнитель, у которого есть своё видение произведения;
слушатель...
(который имеет свое мироощущение, настроение)
- Музыка и живопись изображают мир человека, раскрывают явления «в человеческом к ним отношении», а собственно изобразительные и выразительные моменты играют при этом подчиненную роль.
Стадия осмысления.
I. Вот на слушателе я и предлагаю остановиться и провести небольшой эксперимент. Сейчас вы услышите несколько фрагментов, похожих по характеру и стилю. Ваша задача - определить солирующий инструмент, подобрать по цветовому ряду оттенки, которые, по вашему мнению, будут соответствовать этому фрагменту и составить синквейн к данному произведению.
Учащимся предлагается индивидуально составить свою версию описания характера произведения с применением технологии «Синквейн».
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому,
Слайд № 4
(Используем для этой работы таблицу. Заполняется соответствующая строка. Также отмечается фрагмент, который не вызвал отклика).
№ п/п
|
Солирующий инструмент
|
Цветовой фон
| -
И.Бах
«Шутка»
|
|
| -
Л.Беккерини.
Менуэт
|
|
| -
И.Брамс.
Интермеццио
|
|
|
- Теперь давайте посмотрим, какому из фрагментов досталось больше всего симпатий.
(Результаты выносятся на интерактивную доску. Если получилось
несколько вариантов, то рассматриваем все.)
- Обратите внимание, что один и тот же фрагмент у одного слушателя вызывает живой отклик, а другого оставляет равнодушным. Если мы попробуем сравнить цветовую гамму, то у нас тоже получится множество мнений.
(Рассматриваем цветовую гамму, классифицируем ее с психологическим настроением человека).
- Теперь подробнее остановимся на солирующих инструментах. Перечислите те инструменты, чьи голоса вы узнали.
- Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно этот инструмент, какие особенности звучания вас привлекли?
Слайды № 5, 6, 7, 8
(Короткое обсуждение впечатлений от услышанного. Надо помочь ученику обобщить его точку зрения в краткой форме.)
- Что общего в звучании этих инструментов вы заметили?
(Их звучание близко человеческому голосу.)
- Правильно. Хочется уточнить, что в данных фрагментах и диапазон звучания тоже почти соответствует певческому диапазону. А мы с вами прекрасно знаем, что именно песня находит самый короткий путь к нашему сердцу. Но сегодня звучали разные инструменты и, тем не менее, каждый и вас нашел что-то, что пришлось ему по душе. Как вы думаете почему?
(Наверное, потому что каждому нравятся разные голоса.)
- Верно, именно это и произошло при прослушивании музыки. Каждый инструмент обладает своим тембром, особенным, неповторимым. И каждый из вас выделил то, что ему ближе и поэтому каждый из вас по-своему прав.
(Важно, чтобы высказались, пусть очень кратко, все ученики. Можно краткие характеристики, одним - двумя словами, вынести на доску для наглядности.)
- Посмотрите, какие разные ощущения вызвал один и тот же фрагмент, и это ещё одно подтверждение того, что мы по-разному воспринимаем не только саму музыку, но и тембр самого инструмента.
* Физкультурная пауза: разминка, упражнения для снятия усталости глаз.
Слайд № 9
- Далее я предлагаю вам прослушать новое произведение, которое отлича-ется тембром от прежних. Ознакомиться с его историей вам поможет текст. Прием «Инсерт». Слайд № 10
II. Работа ведется индивидуально. Перед звучанием фрагмента А. Онеггера «Пасифик 231» ребята получают текст. При чтении текста учащиеся условными обозначениями на полях делают пометки в соответствии с заданной системой разметки. Система разметки (на интерактивной доске):
«» – знал раньше (известная информации, вошедшая или по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).
«+» – никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).
«–» – противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
«?» – мало информации по этому поводу, хотелось бы получить больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).
Текст:
-
Артю́р Онегге́р (10 марта 1892 - 27 ноября 1955, Париж) швейцарско-французский композитор и музыкальный критик.
-
В 1923 г написал оркестровую пьесу «Пасифик 231».
-
Состоял в творческой группе «Шестерки» (по аналогии с «Пятеркой» – так во Франции называли русскую «Могучую кучку»): кроме Онеггера, в группу входили Д.Мийо, Ф.Пуленк, Ж.Орик, Л.Дюрей и Жермен Тайфер. Объединение было не официальным, а чисто художественным и имело целью пропаганду новой музыки.
-
А.Онеггер, будучи активным членом «Шестерки» (содружества молодых французских музыкантов, ищущих новые музыкальное пути), решил воплотить в звуках ярко урбанистический образ — мощного паровоза, с силой рассекающего пространство.
-
УРБАНИЗМ (от лат. urbs — город) — отражение в литературе (в ее тематике, образах, стиле) большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, особенностей психики, порожденных городским укладом.
-
Пристрастие к урбанизму было для «Шестерки» общим. Не случайно Мийо, создает произведение с эпатирующим названием «Каталог сельскохозяйственных машин».
-
В одном из своих интервью Онеггер рассказал: «Я всегда любил локомотивы; В "Пасифике" я не хотел подражать шумам локомотива, а стремился передать музыкальными средствами зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением.
-
Сочинение начинается спокойным созерцанием: ровное дыхание машины в состоянии покоя, усиление запуска, постепенное нарастание скорости, и, наконец, — состояние, которым проникнут поезд в 300 тонн, летящий глубокой ночью со скоростью 120 километров в час.
-
Прообразом я выбрал локомотив типа "Пасифик-231" для тяжеловесного состава большой скорости». Итак, названием сочинения стало название паровоза — самого нового и мощного в то время.
-
Однако вовсе не его изображением руководствовался композитор, создавая пьесу. Первоначально он, по собственным словам, «руководствовался весьма отвлеченным замыслом вызвать впечатление такого ускорения движения, которое казалось бы сделанным с математической точностью, в то время как его темп постепенно замедлялся» и «хотел только поэкспериментировать».
-
Лишь после окончания пьесы, первоначально названной –«Симфоническое движение», его осенила мысль дать то название, под которым музыка вошла в историю – "Пасифик-231"».
После прочтения в группах организуется обсуждение результатов и составляется одна на группу таблица, в которую ключевыми словами вошли основные результаты работы.
Таблица:
|
1.
2.
…
|
+
|
1.
2.
…
|
–
|
1.
2.
…
|
?
|
1.
2.
…
|
- Какие музыкальные инструменты звучали в этом произведении?
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, цилиндрический барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, струнные.
3. Стадия рефлексии.
Учителем организуется беседа по вопросам:
1) Найдена ли нужная информация?
2) На какие вопросы ответить не получилось?
3) Что бы вы назвали своим успехом на сегодняшнем уроке?
Вывод: Каждому голосу и музыкальному инструменту присущ свой тембр. Тембры получают свои психологические характеристики. Так, тембр способствует созданию определенного чувства, настроения, он неотделим от создаваемого композитором образа.
4. Проводится инструктаж по домашнему заданию:
- В заключении урока послушайте стихотворение Л. Озерова «Вальс»
«Еще звучит в моих ушах,
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл,
В сплетенье нотных строк,
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне, как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу с природою в родстве!»
Слайд № 11
- Теперь я предлагаю вам закончить урок замечательной песней «Вальс в ритме дождя». Попробуйте голосом выразить в ней своё настроение.
Песня «Вальс в ритме дождя».
- Благодарю вас за творческие мысли, за работу. Вы получили следующие оценки…. Слайд № 12
Урок закончен.
Достарыңызбен бөлісу: |