В этом году исполняется 105 лет селу, где я родилась и живу уже 15 лет. Село с необычным названием – Новокамала. Несколько лет назад в газете «Красноярский железнодорожник» была статья о станциях, расположенных на восточно-сибирском участке Транссиба. Так вот о нашей станции там написано так: «Самая красивая станция – Камала – Елисейские поля отдыхают». Природа у нас здесь необыкновенно красивая, но не только она отличает мою малую родину от других мест. Самая главная достопримечательность – люди, их дела и песни. Вот об этом мой рассказ.
Я с детства слышала разные песни в своей семье от мамы, бабушки, дедушки, от прабабушки. Потом в сельском Доме Культуры, на праздниках в школе.
С 5 лет являюсь участницей фольклорного ансамбля «Калинушка» при нашем Доме Культуры и, занимаясь в нём, я услышала много интересного из истории развития фольклорных традиций в нашем селе.
Село Новокамала было образовано в 1909 году, и заселяли его люди из разных концов необъятной страны. Переселенцы ехали из Украины, Белоруссии, с Урала и Западной Сибири. И у каждого был свой уклад, культура, песенное творчество.
Особенностью нашего села является то, что оно дважды переселенческое. В конце ХIХ века возникли сёла: Ивановка, Спасовка, Амосовка, Воскресенка, Коноплянка, Михалёвка. В них селились крестьяне западных губерний, чтобы освоить огромные земельные угодья. А появление села Новокамала связано со строительством железной дороги и станции Камала. Крестьяне из ближайших сёл участвовали в строительстве железнодорожного полотна. Мужчины укладывали рельсы, помогали строителям-мастеровым, а молодые девушки подвозили в специальных тележках-тачках песок, гравий. Работа была тяжёлая, но помогали песни. На этом строительстве раздавались разные песни: украинские, донские казачьи, белорусские, старинные русские.
По песням можно проследить историю села и страны. На только что возникшей станции Камала революция 1917 года не сразу дала о себе знать. Но вот гражданская война аукнулась: то белые проезжали, то красные, то белочехи.
Самая известная песня того времени:
«На нас напали злые чехи,
Село родное подожгли ».
Эту песню до сих пор на праздниках поют старожилы нашего села. Известны ещё такие песни того времени: « Во селении, в крестьянской избе» о трагедии, которая в годы гражданской войны, разделила семьи на «красных» и «белых»; а так же песня «Поехал казак на чужбину» (партизанская песня) и солдатская песня «Солдат, раскинувши палатки».Ну а позже стали петь песни, которые часто звучали по радио и в популярных фильмах.
В 30-е годы в Камале, кроме железнодорожной станции, можно было найти работу на строящейся угольной шахте, МТС(Машинно-тракторная станция, которая обслуживала колхозы, расположенные рядом с Камалой) ну и на элеваторе. Люди тянулись отовсюду к нам на станцию и с собой несли свою песенную культуру.
Великая Отечественная война оставила страшную память в сердцах людей. До сих пор те, кто пережил войну, вспоминают это время с болью и волнением.
Главная площадь камалинская с первых дней войны была многолюдной. Смех, плач, надрывный стон гармошки. Вспоминает Зевакина Галина Игнатьевна: «Мне 7 лет было, а помню, как отец играет на гармошке, мама обняла его, мы, его дети, вцепились в него - а он поёт:
«Люди добрые, поверьте,
Расставанье хуже смерти».
Его вместе с другими мужчинами посадили в грузовик и увезли. Больше отца мы не видели. Тогда увозили полные машины, а возвращались по одному, часто на костылях». Всего было призвано на фронт 305 камалинцев, а погибли 103 человека, многие недолго прожили после возвращения, умерли от ран.
Но и в эти тяжёлые годы песня не умолкала. Пели на работах в поле, в перерывах на шахте, элеваторе, на большой перемене в школе. Заслуженная учительница РСФСР Богданова Л.А так рассказывает об этом: «Лето и осень мы со старшеклассниками работали на колхозных полях. Вечерами ставили концерты для колхозников, с песнями, частушками переходили из одного села в другое. Пели песни, которые пела вся страна: патриотические, лирические - о любви, о верности, надежде на победу. «Катюша», «Тёмная ночь», «Жди меня», «На позиции девушка провожала бойца» и многие другие.
Мои бабушки и прабабушки рассказывали, что раньше семьи были большие, родственников много, все роднились. Если праздник большой, семейное событие, собирались вместе. Набиралось не менее 50-ти человек. Закуска нехитрая: салаты тогда не готовили. Мясо, картошка, солонина, самогоночка своя, бражка или медовуха. Выпьют немного, а потом поют. Так из дома в дом песни и переходили.
Но не у всех были одинаковые песни. Другая родня - и песни другие. У хохлов одни песни, у чалдонов – другие. Мои родственники из чалдонов, т.е из тех казаков с Дона, которые когда-то покоряли Сибирь. Одна из самых любимых песен моего прадедушки:
«Ой, при лужке, лужке, лужке».
После войны в 50-е 60-е 70-е годы песня ещё активно звучала и в домах, и на улицах, и на самодеятельных концертах в клубе.. Но с появлением телевизоров, магнитофонов живой звук народной песни потихоньку исчезал. Оставались верными песне любители – участники художественной самодеятельности да бабушки, которые собирались друг у друга и в песнях вспоминали свою молодость.
Но песенная традиция не умерла. Она встала на другой уровень, профессиональный.
Сорок лет назад вместо 4-ех маленьких клубов был построен в селе большой Дом Культуры, в котором стали работать профессионалы.
Чагирев Иван Иванович – первый художественный руководитель, он создал народный хор из людей, увлеченных песней, самого разного возраста.
А в мае 1985 года известный далеко за пределами нашего края фольклорист Константин Михайлович Скопцов пригласил Новокамалинский ансамбль «Вечерушка» для участия в телепередаче «Родники народные». Съёмки на краевой телестудии и запись на радио прошли успешно. Вскоре весь край увидел на экранах телевизоров камалинские таланты, услышал в их исполнение песни.
А в 1986 году была записана и снята ещё одна, более расширенная программа, где выступали ещё детский фольклорный ансамбль «Калиночка», а так же русские народные песни исполняли те, кто много повидал на своём веку.
С именем Константина Скопцова многое связывает моих земляков. Он был в нашем ДК, общался со многими. По воспоминаниям, он был общительный, весёлый человек. Частушки придумывал на ходу по поводу любой интересной ситуации.
Надежда Александровна Кириллова (директор ЦКС сегодня) вспоминает: «Во время учёбы в училище искусств мне выпало счастье участвовать в концертной программе, режиссировал которую Константин Михайлович. В номере с выступлением сразу трех хоров он поставил меня солисткой. Было страшно, но экзамен я выдержала. За что получила благодарность от маэстро. Сегодня в нашем ансамбле мы постоянно используем наработки моего учителя, сами постоянно ищем старинные народные песни. Так что Константин Михайлович Скопцов – мой крёстный отец в творчестве».
А в 2004 году при содействии администрации Рыбинского района и Государственного центра народного творчества Красноярского края Константин Скопцов выпустил сборник народных песен Рыбинского района «Голубёночек златокрыленький». В нем есть песни камалинских старожилов.
За 40 лет существования Дома Культуры не один раз сменился состав фольклорных ансамблей, взрослых и детских. Ансамбль «Радуга», которому исполнилось уже 20 лет, за все эти годы исполнил более 150 песен. Репертуар пополняется песнями, что пели в старину в нашей местности и из фольклора ведущих коллективов края.
Ансамбль участвует в краевых творческих лабораториях, на которые приезжают преподаватели из Московского института имени Гнесиных.
Участники ансамбля играют на многих народных инструментах: рожках, жалейках, ложках, рубель, трещотках, всевозможных молоточках.
Выступления нашего фольклорного ансамбля, а также хореографического ансамбля «Калинка» с успехом проходят не только в нашем районе, но и в Дзержинском, Тасеевском, г. Канск, на зональных фестивалях Сибири. Большая заслуга в этом принадлежит художественному руководителю и директору Централизованной Культурной Сети села Кирилловой Надежде Александровне. Исполнилось 27 лет ее творческой деятельности. Она сама обладает сильным красивого тембра голосом, солировавшим сводным хором со сцены Красноярского театра оперы и балета, а также на многочисленных краевых и зональных фольклорных фестивалях. Являясь прекрасным организатором, Надежда Александровна создала в нашем Доме Культуры творческую атмосферу, которая помогает реализовывать себя и старому, и молодому.
В течение 5 лет семья Надежды Александровны (муж – Кириллов Владимир Александрович – баянист и дочери – студентки, Женя и Таня) являются лауреатами краевого фестиваля семейных талантов «Очаг». Истоки их музыкального творчества уходят в семейные традиции. Надежда Александровна родом из села Тубинского Краснотуранского района из многодетной семьи: 8 детей у ее родителей. Отец играл на баяне, мать пела. Все дети и внуки не только поют, но и владеют музыкальными инструментами. Главная семейная традиция – ежегодные встречи всех членов семьи, и тогда село заслушивается хоровым пением в 40 голосов под аккомпанемент трех гармоней.
Главной певунье нашего село Надежде Александровне Кирилловой в этом году присвоено звание «Заслуженный работник культуры Красноярского края ».Все, кто её знает, понимают, что она это заслужила. Хотя сама она говорит, что без своего коллектива, без поддержки камалинцев у неё бы многое не получилось. А я считаю, что наша Надежда Александровна ничуть не уступает Надежде Бабкиной.
Но не только в клубной сети хранятся фольклорные традиции. В нашей Новокамалинской школе уже 3-ий год реализуется проект «Зеркало». Его идея заключается в том, что воспитание подрастающего поколения происходит на принципе преемственности традиций. Время мчится стремительно. Порой люди с разницей 15-20 лет с трудом понимают друг друга. Но есть универсальная точка соприкосновения. Это – песни.
Когда проходят у нас такие музыкально-литературные встречи, то происходит общение сразу нескольких поколений. Каждое поколение исполняет свои песни, рассказывает, что было самым ценным в их время.
Хотя песни, которые исполняют старожилы, нам неизвестны, но то, о чём они поют, понятно. Это история любви, подвига, страдания. Особенно запомнилась встреча, когда пели военные песни, рассказывали о пережитом.
Учащихся интересовали разные вопросы. В том числе, как в те годы влюблялись, дружили, замуж выходили. В ответ услышали, что сердце демобилизованного солдата можно было покорить роскошной косой, красивым певучим голосом, умелыми руками да добрыми сердцами.
Старожилы напутствовали молодое поколение не губить свою жизнь праздностью, дурными привычками. А время сейчас уже хорошо тем, что нет войны, нужды, голода.
В заключение хочется сказать что в песне, как в зеркале, отражается время. Изменяется жизнь, меняется человек. Вековая история села отразилась в песнях, которые пели мои односельчане. Все трудности и радости люди переживали с песней. А когда технический прогресс вытеснил живую песню с улицы, из дома, с работы – нашему селу повезло: энтузиасты – профессионалы продолжают песенную традицию через фольклорные ансамбли, этнографическую студию. Все это помогает людям быть ближе друг к другу, сохранять лучшие человеческие качества, а разным поколениям не быть разобщенными временем, уметь слушать друг друга.
Анкета участника Конкурса школьных сочинений
«Мой Красноярский Край» :
Имя и фамилия участника конкурса
|
Окладникова Ульяна
|
ФИО преподавателя
|
Добровольская Надежда Тихоновна
|
Название работы
|
Песенные истоки моего села
|
Школа, класс
|
МКОУ «Новокамалинская СОШ №2», 9 класс
|
Город, поселок, село
|
Село Новокамала
|
Адрес школы с указанием индекса, телефона с кодом города
|
663952 с. Новокамала ул.70 лет Октября, д.21 тел (65) (65) 2-94
|
Номер телефона (для уточнения деталей и приглашения на награждение в случае победы)
|
8-923-293-79-33
|
E-mail (если есть)
|
nkamala_sosh2@mail.ru
|
Дополнительная информация
|
|
Достарыңызбен бөлісу: |