Централизованная библиотечная система
Библиотечно-информационная служба (БИС)
«Лауреаты в области литературы XXI век»
Венедикт Станцев
Централизованная библиотечная система
Библиотечно-информационная служба (БИС)
«Лауреаты в области литературы XXI век»
Венедикт Станцев
Камышлов, 2008
ББК 91.9:83
Редакционная коллегия:
Кириловских Л.К.
Лавренцева М.Э.
«Лауреаты в области литературы XXI века Венедикт Станцев:/Ред Л.К .Кириловских, М.Э. Лавренцева; Сост. Л.К. Кириловских, М.Э. Лавренцева, Е.В. Минкаирова . – Камышлов, 2008.-
Биографическая справка
Поэт Венедикт Станцев родился в 1922 году в небольшой деревне Саратовской области. В 1941 году окончил Балашовский учительский институт. Но учительствовать ему не пришлось. В 19 лет он ушел на фронт. Основная его боевая биография складывалась в православной уральской 3-ей гвардейской стрелковой дивизии. Был рядовым стрелком, ранцевым огнеметчиком, командиром отделения зенитного пулеметного расчета. С 1944 года – литературный сотрудник дивизионной газеты.
Стихи Венедикта Станцева неоднократно публиковались в газетах и журналах. В областном издательстве вышло шесть его сборников стихов. Поэт продолжает настойчиво работать над новыми стихами и поэмами.
ГЕРМАН ДРОБИЗ
«Прорастая в памяти России…»
У Венедикта Тимофеевича есть обаятельная «дежурная» шутка, с помощью которой он сходу вступает в доверительный контакт с молодыми слушателями.
- Если кто-то не знает фамилии, - говорит он, - запомнить ее нетрудно. Вот вы – молодые. Куда вы любите бегать по вечерам? Конечно, на танцы. На танцы… А мой возраст вы видите. Вы – на танцы, а я уже – Станцев…
Шутка шуткой, а подоплека у нее совсем нешуточная. Юношеский возраст – девятнадцать лет, когда и впрямь бегать на танцульки, обнимать девчонок – у сельского паренька, уроженца Саратовской области Вени Станцева пришелся на весну 1941 года. И мечтал юноша о самой мирной и доброй профессии на Земле – учить грамоте деревенских ребятишек. В свои девятнадцать он успел закончить учительский институт. Как гордилась мама-крестьянка своим образованным сыном! На скудные гроши справила ему первый в его жизни настоящий костюм – как же учитель без приличного костюма! Но не пригодился костюм. А вместо школьной указки в руках оказалась трехлинейная винтовка. И отправился Веня на фронт самой страшной и кровопролитной войны двадцатого столетия.
Все рода войск испили смертную чашу, но гуще всех гибла пехота. Станцев провоевал в пехоте на переднем крае три с лишним года – рядовым стрелком, пулеметчиком, командиром отделения. Среди его погодков из каждых ста уцелели по двое-трое.
Поэтический дар в юной душе бывает большим потрясением, чаще всего – первой любовью. У Венедикта Станцева, как и у других замечательных поэтов, рожденных на фронтах, мощным толчком к творчеству стала война, желание запечатлеть всю ее жестокую правду. Ту самую, которую долгие послевоенные годы третировали как будто бы неполную, узкую, «окопную», но которая и была главной правдой о войне.
Когда-то поэтесса Юлия Друнина написала строки, ставшие известными, полемически отстаивая эту самую «окопную» правду:
Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и тысячи – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно
тот ни чего не знает о войне.
Эта же убежденность пронизывает всю фронтовую поэзию нашего земляка. В одном из стихотворений, обращаясь к неназванному собеседнику, он пишет:
Однажды сказал ты небрежно мне,
Не выслушав возражения:
«Сурово ты пишешь, мой друг, о войне,
Нельзя ли о том же на бойкой струне,
Чтоб ничего не боялось в огне
Подрастающее поколение…
Не стану цитировать всю страстную отповедь поэта приведу лишь заключительные строки:
Нет,
Не могу я на бойкой струне,
Я в другом убежден без сомненья:
Чем слово правдивее о войне,
Тем мужественнее поколение.
Тут, кстати сказать, о творческой манере Венедикта Станцева. Стремление высказаться максимально правдиво, без пафоса, но, не теряя душевной наполненности строк с годами привело поэта к замечательному, уникальному мастерству – умению говорить предельно просто и внятно. Это особая, труднодостижимая простота, иногда похожая на дневниковые записи, насыщенные деталями, которые мог увидеть только зоркий глаз участника боя, и запомнить – чуткая память поэта:
В траншею прятался закат,
в сон уходил, забыв молитвы,
как настрадавшийся солдат,
живым, оставшись после битвы.
Читая стихотворения моего старшего друга, я часто вспоминаю строки Маяковского из поэмы «Про это»: «Немолод очень лад баллад, но если слова болят и слова говорят про то, что болят, молодеет и лад баллад»
Баллада, сюжетное стихотворение – жанры, в которых Венедикт Станцев особенно выделяется в уральской поэзии, да, пожалуй, и во всей современной российской. Думаю, к лучшим поэтическим произведениям о Великой Отечественной войне с полным правом можно отнести станцевские «Балладу о хлебе», «Балладу о журавлях», «Балладу о месяце апреле», «Балладу о спасении чести»…
Много раз доводилось мне выступать вместе с коллегами, свердловскими поэтами, как говорится, хорошими и разными, неизменно добивавшимися успеха у слушателей. Но никогда не забуду того сопереживания, которое охватывало любую аудиторию, когда Станцев читал свою «Балладу о двадцатилетнем капитане» - юноше, умиравшем в госпитальной палате:
Хриплым криком капитан кого-то,
задыхаясь, крыл в слепом бреду:
все еще он вел в атаку роту
у стволов глазастых на виду…
После заключительных строк:
Время – доктор.
Затянулись раны,
стали мы бывалыми людьми,
но забыть не можем капитана,
так и не узнавшего любви –
долго длилась тишина. У людей наворачивались на глаза слезы. И только после паузы гремели благодарные аплодисменты.
Особняком в творчестве поэта стоит поэма «Мать», полностью автобиографическая, произведение, удивительное по чистоте и глубине чувств, написанное поразительно непринужденно, органично вместившее в себя и горе, и страдание, и любовь, и даже добрый и озорной юмор. Но это естественно для душевного устройства нашего поэта. Жесточайшие испытания не вытравили из его души ни доброты, ни нежности:
Выхожу на улицу рассвета,
Завожу по солнышку часы,
Нежно улыбаются мне дети,
И, как дети, нежничают псы,
Я противник ругани и драки,
Пусть себе дерется дурачье,
Меня любят дети и собаки,
Если бы и женщины еще…
В таких очаровательных признаниях, освещенных мягкой усмешкой, адресованной самому себе, еще полнее раскрываются этот мужественный и добрый человек.
Он даже о самом страшном – о гибели, которая чудом миновала его, - смог сказать с потрясающим спокойствием, на какое редко кто способен:
Ходила смерть – легка в походке –
На фронте рядышком со мной,
И я привык к ней, как к винтовке,
Как к неизбежности самой.
Я в бой, она – в зловещий клекот.
Но в наступлениях сквозь тьму
Я обгонял ее на локоть
И, может, выжил потому.
Всей своей творческой судьбой Венедикт Станцев заслужил право называться поэтом-фронтовиком. Достаточно напомнить названия его стихотворных сборников: «Роса на стволе», «Иду в бой», «Залп», «Эхо войны», «Ожог». Но, между прочим, сами поэты, рожденные войной, не очень любят, когда к ним на всю жизнь приклеивают его определение: «фронтовик». По крылатому выражению Евтушенко, «поэт в России больше чем поэт». Вот и поэты, подобные Венедикту Станцеву, больше, чем «поэты-фронтовики». В его творческом багаже отнюдь не только военная тема. Заметная его вещь – вольный венок сонетов, посвященный любимейшему М. Ю. Лермонтову. В последние годы поэт дарит читателям своеобразные миниатюры, философские и лирические. И в них все тот же, единственный в своем роде, голос, узнаваемые интонации, когда надо – суровые и скорбные, а порой – бесшабашные, говорящие о неиссякаемом заряде оптимизма в немолодом уже человеке и о свойственном ему порою чудесном юморе:
Да, я не ангел света,
но и не ангел тьмы.
Я посредине где-то,
где, собственно, все мы.
Уверен я игриво,
что истина в вине,
и это справедливо
не нравится жене.
Но я ей, как молебен,
твержу навеселе:
«Святые все на небе,
а я же на земле…
Невольно сравниваю эти искрящиеся жизнерадостностью строки с мастеровито скроенными, но однообразно печальными и унылыми стихами многих нынешних молодых поэтов. Как не сказать, что перед нами, если и впрямь не «ангел» света», то уж точно человек, у которого на девятом десятке лет не гаснет свет души!
А ведь за плечами Мастера – не только годы служения поэзии, но и десятки лет, отданных армейской печати, начиная с дивизионки в конце войны и заканчивая «Красным бойцом», газетой Уральского военного округа.
И еще – многолетнее руководство секцией поэзии при писательском Союзе: умное, доброе, бережное пестование молодых дарований. Сегодня это вполне зрелые, самостоятельные поэты – Андрей Комлев, Герман Иванов, Владимир Блинов, Александр Драт, Александр Кердан, Вадим Дулепов, Евгений Бунтов. Все они по-прежнему считают Венедикта Тимофеевича своим учителем, «дядькой», передавшим творческий, боевой и жизненный опыт молодым товарищам по перу.
Бажовская премия присужденная поэту за итоговую книгу избранных стихотворений и поэм «Явь». И всю эту книгу и воплощенную в ней долгую жизнь хочется назвать героической балладой о солдате и поэте. Многие его стихи в хрестоматии. А есть строки, которые могли бы быть запечатлены на обелисках погибшим воинами:
Смерть над нами
«Юнкерсом» кружит,
целит в лоб наш
трассами косыми,
но, сгорев,
мы продолжаем жить,
прорастая в памяти России.
СТИХИ
Баллада о журавлях
Летят журавли,
Летят журавли…
А мы, окруженные,
в землю вросли.
С полночи подсумки
почти пусты,
два дня как во флягах
ни капли воды,
три дня как под пулями
тают ряды,
а где-то над нами
в туманной дали
летят журавли,
летят журавли…
Каленым железом
несет от земли.
И в горле горит,
и в сердце горит.
На ствол опираясь,
привстав замполит –
горячие пятна
на пыльных бинтах,
соленная накипь
на черных губах.
От залпов колышется
пламя зари.
И в горле горит,
и в сердце горит…
Винтовку роняя,
упал замполит.
Винтовку упавшую
друг мой берет:
- За мной!
В штыковую, ребята,
Вперед!
Встает под огнем,
кто еще не убит..
И поле горит.
И небо горит…
Отблеском алым
сверкают штыки.
Припали к реке,
задыхаясь, стрелки.
И пахнет гречихой
от знойной земли…
Летят журавли,
летят журавли…
Передо мной проходит детство
Я знал о войнах с малолетства
и сам не раз крещен войной…
Передо мной проходит детство –
документальное кино.
Мелькают кадры на экране:
апрель, сосульками звеня,
уже причислил к полю брани
на свет пришедшего: меня…
Росой мои пропахли ноги,
июльским солнцем – голова…
Война стояла на пороге,
твердила строгие слова.
И я, приникнув к пулемету,
бил белочехов на мосту…
Ждала меня седьмая рота,
когда всерьез я подрасту.
Еще мальчишкой конопатым,
натасканный военруком,
я точно в цель метал гранаты
и зло орудовал штыком.
Сорок первый
Вспомнил дзот я –
хрупкие накаты,
сорок первый –
многосмертный год…
Спят в углу уставшие ребята,
дремлет в амбразуре пулемет.
Только я не сплю у пулемета
с юностью своей наедине.
Чуть видны мне
в амбразуре дзота
срезанные немцы на стерне.
Я к другой готовился работе,
зная сто премудростей из книг,
но тогда,
у амбразуры дзота,
я не вспомнил ни одной из них.
Вот заговорили
пушки вражьи,
взвод у нас,
у них в атаке полк!..
Перла цель пунктиром
тусклых пряжек,
Чуть повыше я направил ствол.
Не было тогда важнее дела,
мысль одна владела мной опять:
посредине прорези прицела
только бы мне мушку удержать!
22 июня
Встав на цыпочки рассвет
с улыбкой робкой спросонок,
как не хлебнувший еще бед
в объятьях матери ребенок.
А день уже наотмашь бил,
взрывая небеса и долы,
и души падали без сил,
как износившиеся пчелы.
В траншею прятался закат,
в сон уходил, забыв молитвы,
как настрадавшийся солдат,
живым оставшись после битвы.
Любви во имя
Я был мальчишка – не спасибо,
Тот самый – оторви и брось.
На головою вместо нимба –
Вихры нечесаных волос.
Босой и черный от загара,
Поправ учения плоды,
Я нажимал на А. Гайдара
И на окрестные сады.
Душой застенчивый и ломкий,
Я погружался весь в мечты…
А в дневнике сияли тройки!
И то от женской доброты..
И тут… Нет в мире точных строчек,
Чтоб спеть о трепете моем:
В класс вдруг явился ангелочек
В коротком платьице цветном…
Шагал я в школу фу-ты ну-ты,
Не трогая собак и птиц,
Я тем же нищим был по сути,
Зато причесан, словно принц,
Зато заштопаны все дырки
И на рубахе и штанах,
Чтобы сказала мне та Ирка
Свое восторженное: «Ах!»
Я взял учебники без порки,
Чтобы все было по уму,
И заработал три пятерки,
К недоуменью своему…
Ах, Винька, Виня, что ж ты, Виня,
С тех пор стихами болен ты
Во имя женщины, во имя
любви ее и красоты.
Творчество
Отдельные издания:
Роса на стволе: Стихи. - Свердловск: Кн. изд-во, 1962.
Иду в бой: Стихи. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965.
Баллада о хлебе. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1970.
Залп: Стихи. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1972.
Звездный дождь: Стихи и поэмы. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979.
Эхо грозы: Баллады и поэмы. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982.
С болью наедине: Стихи, поэмы, венки сонетов. - Екатеринбург: Изд-во БКИ, 1987.
Смотрю я памяти в глаза... Стихи, поэмы, венки сонетов. - Екатеринбург: Изд-во "Сфера", 1997.
Ожог: Стихи. - Екатеринбург: Изд-во "Уральский литератор, 1995.
Диво-дивизия: Док.повесть. - Екатеринбург: Изд-во "Арго", 1995.
Зов: стихи. - Екатеринбург: Изд-во БКИ, 1998.
Явь: Избранное. - Екатеринбург: Изд-во БКИ, 2000.
Публикации в коллективных сборниках и журналах
Соловей. В разлуке: Стихи / / Урал. 1958. № 2.
Знамя, Разговор с юностью: Стихи / / Урал. 1959. № 4.
Баллада о хлебе / / Урал. 1960. № 11; Заветное, 1961; Тридцать влюбленных, 1967.
Солнце: Стихи / / День уральской поэзии, 1962.
Стихи / / Урал. следопыт. 1971. № 6.
Мать: Поэма / / Урал. 1972. № 2; Поэты Урала: Антология. В 2-х т. Т. 2-й, 1976.
Главком: Поэма / / Урал. следопыт. 1976. № 9; Русская советская поэзия Урала: Антология, 1983 (главы из поэмы).
Стихи / / Слова любви. Пермь, 1978.
Стихи / / Встреча друзей. Пермь, 1981.
Баллада о месяце апреле / / Урал. следопыт. 1982. № 4.
Цикл стихотворений / / Суровая память: Стихи поэтов-фронтовиков, 1985.
Смотрю я памяти в глаза... Поэма / / Урал. следопыт.1985. № 5.
Венок сонетов / / Урал. следопыт. 1987. № 2.
Лермонтов: Вольный венок сонетов / / Урал. следопыт. 1989. № 10.
И ты не забудь обо мне: Цикл стихотворений / / Урал. следопыт. 1994. № 10.
Война пришла к моим воротам: Цикл стихотворений / / Урал следопыт. 1997. № 3.
Спит солнце в моем саду: Цикл стихотворений / / Урал. 1997. № 4.
Стихи / / Ковчег. Екатеринбург, 1997.
Стихи / / Пушкинская, 12: Современная поэзия Екатеринбурга. Екатеринбург, 1998.
Я готов был к верной смерти: Цикл стихотворений / / Урал. следопыт. 1998. № 10.
Стихи / / Нагая Муза. Екатеринбург,1998.
Борис Ручьев: Лит. мемуары / / Лит. Екатеринбург. 1999. № 1.
Как в давно промелькнувшей молодости: Цикл стихотворений / / Урал. 1999. № 2.
Стихи / / "Духовной жаждою томим...". Екатеринбург, 1999.
Стихи / / Чаша круговая. Екатеринбург, 1999.
Переведены на другие языки
Сонце (Солнце): Стихи / Пер. на укр. О.Ющенко / / Вiтчизна. 1961. № 8.
Баллада о журавлях: Стихи / Пер. на укр. В.Терещенко / / До голубых Уральских гiр. Днепропетровск, 1974.
Гололовнокомандувач (Главком): Поэма / Пер. на укр. Ф.Исаева / / Пiсня сонячноi сталi. Днепропетровск, 1983.
Достарыңызбен бөлісу: |