ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКИХ АДРЕНАЛЭКТОМИЙ ПО ПОВОДУ НОВООБРАЗОВАНИЙ НАДПОЧЕЧНИКОВ, ПРЕВЫШАЮЩИХ 5 СМ В НАИБОЛЬШЕМ ИЗМЕРЕНИИ Курганов И.А., Емельянов С.И., Богданов Д.Ю., Матвеев Н.Л., Мамиствалов М.Ш.
Москва
ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России, кафедра эндоскопической хирургии ФПДО
Актуальность: Размер новообразования надпочечника является важным фактором, оказывающим влияние на выполнимость лапароскопической адреналэктомии. Увеличение размеров адреналовых неоплазий в большом проценте случаев приводит к изменению топографо-анатомических взаимоотношений между внутренними органами, что, закономерно, сопровождается возникновением технических трудностей в процессе идентификации и диссекции анатомических образований. В связи с данными особенностями, на протяжении многих лет считалось, что максимальный диаметр новообразования надпочечника, при котором возможно выполнение лапароскопического вмешательства, должен быть ограничен 5 см во избежание повышения риска возникновения интраоперационных осложнений. Однако в последние годы по мере накопления практического опыта рядом авторов была продемонстрирована возможность безопасного осуществления лапароскопической адреналэктомии и по поводу неоплазий, достигающих 8-10 см в наибольшем измерении.
Цели исследования: Изучить уровень выполнимости и безопасности лапароскопической адреналэктомии при новообразованиях надпочечников, превышающих 5 см в максимальном измерении. Определить оптимальные аспекты оперативной техники данных вмешательств.
Материалы и методы: В исследуемую группу были включены 32 пациента, у которых были выявлены новообразования надпочечников больших размеров. Все пациенты были оперированы посредством бокового трансабдоминального лапароскопического доступа. Правосторонняя операция была проведена в 21 случае (65,6%), левосторонние вмешательства были проведены у 11 больных (34,4%). Были выявлены следующие формы поражения надпочечников: кортикостерома (10 случаев), феохромоцитома (8), инсиденталома (7), альдостерома (5), киста (2). В контрольную группу были включены 63 пациента, у которых лапароскопическая адреналэктомия, проведенная также с помощью бокового трансабдоминального доступа, была выполнена по поводу доброкачественных новообразований надпочечников малых и средних размеров (до 5 см). Правостороннее вмешательство в данной группе было осуществлено в 40 случаях (63,5%), а левостороннее – у 23 пациентов (36,5%).
Результаты: Средняя продолжительность операции в исследуемой группе составила 96,3±13,44 минут, в контрольной – 67,2±11,07 минут. Мы отметили, что основное увеличение временных затрат было получено на этапах идентификации центральной вены (на 61,5%), диссекции надпочечника в блоке с опухолью (на 118,2%) и экстракции удаленного препарата из брюшной полости (на 53,8%). Средний размер удаленного новообразования в группе больных, оперированных по поводу неоплазий, превышающих 5 см в наибольшем измерении, составил 66±14 мм (от 52 до 87 мм – при правосторонней адреналэктомии и от 51 до 84 мм – при левосторонней). Средний диаметр новообразования, удаленного в контрольной группе был равен 37±11 мм (от 15 до 50 мм). Осложнения в исследуемой группе были выявлены у 3 пациентов (9,4%). В 1 случае имело место интраоперационное ранение селезенки, связанное с трудностями при диссекции опухоли, которое было устранено лапароскопически. У 1 пациента в послеоперационном периоде в области троакарного доступа развилась нарастающая гематома предбрюшинной клетчатки, потребовавшая хирургической коррекции. В 1 случае была выявлена картина послеоперацинного реактивного панкреатита, разрешенного консервативно. Конверсия доступа в основной группе не потребовалась ни в одном из наблюдений. В контрольной группе осложнения были зафиксированы у 5 больных (7,9%) в виде 1 случая ранения печени, 1 случая ранения селезенки (устранены с сохранением лапароскопического доступа); у 2 пациентов в послеоперационном периоде была отмечена клиническая картина реактивного панкреатита. В 1 случае во время вмешательства развилась нарастающая подкапсульная гематома селезенки, потребовавшая конверсии доступа и выполнения спленэктомии. Необходимо отметить, что в исследуемой группе для повышения безопасности при проведении лапароскопической адреналэктомии мы применяли ряд специальных технических приемов, например: взятие центральной вены надпочечника перед клипированием на держалку в виде лигатуры, а также повторный вход в забрюшинное пространство после пересечения центральной вены путем рассечения брюшины в области проекции нижнего полюса надпочечника.
Выводы: Проведение лапароскопической адреналэктомии при новообразованиях надпочечников размером от 5 до 8-9 см следует признать выполнимым и безопасным. С другой стороны, для успешного осуществления операции требуется высокий уровень мастерства и опыт операционной бригады, соответствующий уровень аппаратного обеспечения, а также применение специальных приемов оперативной техники.