ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА».
-
Природа мифологического мышления. Этапы развития мифологии: фетишизм, зооморфизм, развитый анимизм у греков: олимпийская мифология, мифы о культурных героях. Особенности греческой мифологии.
-
Гомеровский вопрос. «Илиада» и «Одиссея» - сходство и различия. Особенности гомеровского стиля. Гекзаметр. Поэтический язык Гомера: сравнения, повторы, формулы, Эпитеты.
-
Характеристика главных героев «Илиады».
-
Характеристика главных героев «Одиссеи».
-
Общая характеристика греческой лирики VII – VI вв. до н. э., причины расцвета, основные виды. Поэзия Солона, Тиртея, Архилоха. Сольная мелика Алкея, Сапфо, Анакреонта.
-
Характеристика классического периода в истории греческой литературы. Греческий театр и драма V в. до н. э. Устройство театра, хор, актеры. Структура трагедии. Связь с мифологией, с общественной жизнью античной драмы.
-
Общая характеристика творчества Эсхила. Анализ трагедии «Прометей прикованный».
-
«Орестея» Эсхила. Социально-политические и нравственно-философские проблемы трилогии. Хоровые и актерские партии.
-
Общая характеристика творчества Софокла. Анализ трагедии «Царь Эдип» (характеристика фабулы, героя произведения в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля).
-
Анализ трагедии Софокла «Антигона».
-
Связь творчества Эврипида с философией софистов. Общая характеристика трагедий Эврипида. Анализ трагедии «Медея» или «Ипполит».
-
Происхождение и общий характер древней античной комедии. Актеры и хор. Агон и парабаса. Комические приемы. Анализ одной комедии Аристофана.
-
Эллинистический период в развитии греческой литературы. Позднегреческий роман. Своеобразие пастушеского романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Римская комедия Плавта.
-
«Век Августа» - «золотой век» римской литературы. Общая характеристика творчества Вергилия. «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: боги и люди, авторское «я» в поэме, особенности стиля. Пространственно-временная характеристика произведения.
-
Творчество Горация. Основные идеи и темы «Сатир» и «Од» Горация. Этика и эстетика поэта. «Послание к Пизонам».
-
«Наука любви» Овидия. Основные идеи и способ их поэтического выражения. Особенности стиля. Поэма «Метаморфозы» Овидия. Основная философская идея, общий замысел и строение поэмы. Новое в изложении общеизвестных мифов.
-
Римский роман. Апулей («Метаморфозы») «Золотой осел». Религиозно-философские идеи романа. Особенности композиции и стиля.
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Раздел I
Гея, в греческой мифологии мать-земля. Потомство Г. отличается дикостью и стихийной силой, уродством и смешением животных и человеческих черт. Г. — хранительница древней мудрости, ей ведомы веления судьбы, поэтому она отождествлялась с Фемидой.
Уран, божество, олицетворяющее небо; супруг Геи, принадлежащий к первому, самому древнему поколению богов. Родила Урана Гея и, вступив с ним в брак, породила горы, море Понт, нимф, сторуких, киклопов, титанов.
Крон, Кронос, один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению матери оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость. Взял в супруги свою сестру Рею. Среди детей Крона выделяется его сын от нимфы Филиры — мудрый кентавр Хирон. Народная этимология сблизила имя К. с наименованием времени — Хроносом. В римской мифологии К. известен под именем Сатурна, которому посвящались праздники сатурналии, когда менялись своими обязанностями слуги и господа, и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
Зевс, Дий (рим. Юпитер), глава олимпийской семьи богов, божество неба и всех небесных явлений, позже бог закона, порядка, науки, покровитель общности людей, городской жизни.
Аид, Гадес, Плутон (рим. Орк), владыка царства мертвых и само царство мертвых. Брат Зевса, царствует вместе с супругой Персефоной (Корой), которую он похитил у матери Деметры.
Посейдон (рим. Нептун), владыка моря, брат Зевса и Аида. П. считался божественным отцом героя Тесея.
Гера (рим. Юнона), сестра и супруга Зевса, блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи, помощница женщинам в родах, покровительница городов и героев.
Деметра (рим. Церера), богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Д. научила людей пахоте и севу, дала людям зерна пшеницы. Д. — мать Плутоса, бога богатства и изобилия.
Гестия (рим. Веста), богиня домашнего очага, дочь Кроноса и Реи. Г. целомудренная и безбрачная, пребывает на Олимпе. Образ ее не связан с мифологическими сюжетами.
Афина (рим. Минерва), богиня мудрости и справедливой войны, дочь Зевса и Метиды, которая была проглочена мужем. Зевс при помощи Гефеста, расколовшего ему голову топором, сам произвел на свет А., которая появилась из его головы в полном боевом вооружении. А. целомудренная и безбрачная, покровительствует городам и героям, художественным ремеслам: гончарному делу, рукоделию, ткачеству и др. Римская Минерва покровительствует учителям, актерам и врачам.
Аполлон, Феб, сын Зевса и Лето, брат Артемиды, божество света, солнца, губитель и целитель. Золотые стрелы А. приносят внезапную смерть, но он же защищает от зла и болезней.
А. — прорицатель, пастух-охранитель стад, основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен. А. — музыкант, покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель Муз.
Артемида, (рим. Диана), дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона, богиня охоты, покровительница животного и растительного мира. А. девственница и защитница целомудрия, ей приносят жертвы вступающие в брак и роженицы.
Афродита, Киприда, Киферея (рим. Венера), богиня любви и красоты, плодородия, весны и жизни.
Арей, Арес (рим. Марс), бог войны жестокой, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины-Паллады — богини войны честной и справедливой.
Гефест (рим. Вулкан), бог огня и кузнечного дела, сын Геры, за безобразие сброшенный ею с Олимпа. Г. — муж Афродиты, обманывающей его с Аресом. Г. — мастер и художник, он охраняет дома, города и племена.
Гермес (рим. Меркурий), вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Г. — сын Зевса и Майи. Он насылает на людей сны; хитрость и ловкость делают Г. покровителем воровства и плутовства. Г. покровительствует пастухам, ораторам и спортсменам, имеет тайные знания и может наделять ими.
Дионис, Бахус, Вакх (рим. Либер), бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия.
Раздел II
Ананке (греч.), необходимость, неизбежность судьбы. Также имя богини судьбы.
Антей, в греч. мифологии сын Посейдона и Геи. Великан А. вызывал всех чужестранцев на поединок и всегда побеждал, обретая в прикосновении к матери-земле новые силы. А. задушил Геракл прежде, чем тот коснулся земли.
Аргус, многоглазый, часто стоглазый страж в греч. миф. Гера поручила А. стеречь Ио, превращенную в корову. Гермес усыпил А. и убил его, освободив Ио. Гера поместила глаза А. на хвосте павлина.
Арион, легендарный поэт и певец. Геродот рассказывал о чудесном спасении Ариона: спасаясь от пиратов, А. бросился в море и был подхвачен дельфином. Имя А. стало нарицательным.
Асклепий, греч. бог врачевания, сын Аполлона, обучавшийся у Хирона. Зевс умертвил А. за то, что тот пытался оживлять мертвых.
Астарта, финик.-сирийская богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Отождествлялась с греч. Афродитой и рим. Юноной.
Ата, греч. богиня мгновенного безумия, затуманивающего рассудок и приносящего человеку несчастье.
Атлант, 1. Греч. титан, брат Прометея. Держал на западной окраине земли небо в наказание за участие в борьбе титанов против богов.
2. В архитектуре А. называются мужские статуи, поддерживающие перекрытие зданий.
Ахерон, река в подземном царстве, через которую души умерших, чтобы достичь потустороннего мира, переправлялись в челне Харона.
Борей, греч. бог северного ветра.
Гарпии, (греч. хищницы), духи бури, полуптицы, полуженщины. Были безобразными и злыми.
Геба, богиня вечной цветущей юности, жена Геракла, подносила олимпийцам на пирах нектар и амброзию.
Гипербореи, легендарный народ, пребывающий в вечном блаженстве на Крайнем севере, живущий по ту сторону сев. ветра (Борея). На зиму у них останавливался Аполлон. В новое время Г. — люди, ставящие себя выше других (сверхчеловек)
Гименей, греч. бог брака, сын Диониса и Афродиты или Аполлона и одной из муз, прекрасный юноша с факелом и венком.
Гипнос, греч. бог сна, сын богини ночи. Брат-близнец Танатоса (бога смерти), изображался крылатым юношей.
Гиппокрена, Иппокрена, в греч. миф. источник вдохновения, который возник от удара копыта Пегаса на горе муз Геликоне (букв. «лошадиный источник»)
Геликон, гора в Средней Греции, где обитали музы.
Геката, в греч. миф. богиня мрака, ночных видений и чародейства. Г. ночная страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах; богиня колдовства, она помогает покинутым возлюбленным. Г. выводит призраки умерших на землю.
Гермафродит, сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты, по просьбе влюбленной в него нимфы слит с нею в двуполое существо.
Дике, греч. богиня правосудия. В Афинах Д. была олицетворением всеобщего права подачи судебных исков.
Диоскуры, сыновья Зевса и Леды, близнецы Полидевк и Кастор, братья Елены и Клитемнестры. Особенно почитались в Спарте как покровители воинов, моряков и спасители при кораблекрушении. Перенесены в качестве звезд-близнецов на небо.
Загрей, сын Зевса и Персефоны, архаическая ипостась Диониса. Зевс, согласно мифу, хотел передать ему власть над миром, но Гера из ревности приказала титанам умертвить младенца. Они растерзали его на куски и сожрали. Афине удалось спасти только его сердце.
Зефир, греч. бог легкого и влажного западного ветра, от гарпий породил быстроногих коней Ахилла.
Ирида, (греч. радуга) быстрая, крылатая вестница богов, прислужница Геры, сходящая на Землю по радуге.
Каллиопа, (греч. прекрасноголосая) муза эпической поэзии, ее сыном считался легендарный певец Орфей.
Камены, древнеиталийские божества, нимфы источников, обладавшие даром прорицания, отождествлены с греческими музами.
Кастальский ключ, ручей на Парнасе, в котором мыли волосы жрицы Аполлона и брали воду для окропления посетителей дельфийского храма. К. ключ славился и как прорицалище Аполлона, отсюда его значение «источник вдохновения».
Квирин, др.-рим. бог народного собрания, отсюда наименование римлян квириты. К. считался ипостасью Марса, он — Марс мирный, Марс в покое. Впоследствии отождествлялся с Ромулом, основателем Рима.
Кентавры, полулюди, полукони, потомки Иксиона и Нефелы.
Кербер, Цербер, пес, охранявший ворота Аида, сын Тифона и Ехидны, часто изображался многоглавым — с тремя, пятью, ста головами, увитыми змеями.
Кибела, фригийская богиня, Великая Мать, богиня материнской силы и плодородия.
Клио, муза истории.
Лары, в Др. Риме божества, охранявшие домашний очаг и семью, а также хозяев дома во время полевых работ и путешествий.
Лета, (греч. забвение), река забвения в царстве мертвых. Испившие из нее забывали свою земную жизнь.
Либертас, богиня, олицетворявшая свободу.
Мегера (греч. завистница) одна из трех эриний; в современном языке иносказательно: мегера — злая, сварливая женщина.
Медуза-Горгона, старшая из трех сестер Горгон, взгляд которой превращал все живое в камень. Была обезглавлена Персеем, из туловища ее появился на свет крылатый конь Пегас.
Мельпомена, муза трагедии. В современном значении «слуги Мельпомены» — актеры.
Ментор, в греч. миф. друг Одиссея, в облике которого иногда являлась Афина, чтобы дать совет сыну Одиссея Телемаку. В совр. знач. — учитель, наставник.
Мнемозина, (греч. воспоминание), дочь Урана и Геи. Родила от Зевса девять муз.
Мойры (греч. доля, участь, судьба), богини судьбы, которые определяют срок жизни человека, дочери Зевса и Фемиды. Одна из них прядет жизненную нить, вторая определяет участь человека, третья перерезает жизненную нить. В рим. миф. отождествлялись с парками.
Морфей, греч. бог сновидений, сын бога сна Гипноса, являющийся людям в самых разных образах. Изображался в виде крылатого существа. От М. происходит название снотворного вещества морфия. «Находиться в объятиях Морфея» — спать.
Наяды, в греч. миф. нимфы источников, прудов, озер.
Немесида, греч. богиня. Воздает людям сообразно их вине наказание за гордыню и несправедливость. В Риме почиталась как покровительница солдат и гладиаторов.
Нереиды, в греч. миф. морские нимфы, 50 дочерей морского бога Нерея. Особо почитались среди моряков. Наиболее известна Амфитрита, супруга Посейдона, и Фетида — мать Ахилла.
Ника (рим. Виктория), греч. богиня, олицетворение победы. Изображалась с крыльями и победным венком.
Нимфы (греч. невеста, юная дева), низшие божества, олицетворяющие силы природы, часто считались дочерьми Зевса. Н. — прекрасные молодые девушки, проводят время на лоне природы в пении, играх, вождении хороводов. Н. посылают удачу и плодородие.
Пан (рим. Фавн, Сильван), в греч. миф. божество стад, лесов и полей, сын нимфы Дриопы и Гермеса. П. козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью, пристрастен к вину и веселью. П. сделал первую свирель, он судья пастушеских состязаний в игре на свирели. В предании Плутарха смерть Великого Пана показана как символ уходящего античного мира.
Парнас, горный массив в Центральной Греции. На его склоне находятся Дельфы с храмом Аполлона. На Парнасе берет начало Кастальский источник, посвящ. музам. Поэтому Парнас наравне с Геликоном стал горой муз и символом поэтического искусства. Здесь же почитали Диониса.
Пегас, в греч. миф. крылатый конь, который родился из туловища Горгоны Медузы после того, как Персей отсек ей голову. Ударом копыта П. выбил на горе муз (Геликоне) Иппокрену, «конский источник», поэтому позже П. стал конем поэтов. «Взлететь на крыльях Пегаса» — испытать состояние поэтического вдохновения.
Пенаты, рим. домашние боги, существующие во множественном, иногда в двойств. числе, боги домашних припасов и кладовых, которые находятся во внутренней части дома, поэтому в переносном смысле слово употребляется как «жилье, дом, родина».
Фемида, (греч. устав, закон), богиня права и законного порядка, была первой женой Зевса, от этого брака родились мойры.
Харон, в греч. миф. — грязный, седой, угрюмый старик, переправляющий души умерших через Ахерон.
Химера (греч. коза), в греч. миф. огнедышащее чудовище. Согласно Гомеру, Х. спереди — лев, в середине — коза, сзади — змея. В переносном значении Х. — необоснованная, несбыточная мечта, праздная фантазия.
Эол, живший на острове Эолия повелитель ветров.
Эос (рим. Аврора), богиня утренней зари.
Эрида, греч. богиня раздора, дочь ночи, сестра Ареса.
Эринии, (рим. фурии), богини мщения подземного мира, безжалостно карали за убийство кровных родственников.
Эрот (рим. Амур, Купидон), греч. бог любви. Сначала древнейшая, самовозникающая космогоническая первобытная сила, позднее — сын Ареса и Афродиты, крылатый стрелок из лука. Своими стрелами может возбуждать любовь, но и отвращение (миф об Аполлоне и Дафне).
Эскулап, (соотв. греч. Асклепию), рим. бог врачевания. В совр. языке — ироническое прозвище неумелого врача.
Раздел III
Танталовы муки — муки от недостижимости близкой цели. Тантал, сын Зевса, посещал пиры богов, похищал со стола нектар и амброзию, разглашал людям тайные решения богов; желая узнать, всеведущи ли боги, Т. убил своего сына Пелопса и накормил их его мясом. Боги наказали Т.: он стоял в подземном царстве в воде, но не мог утолить жажду; над ним висели ветки с плодами, но голод мучил его, т.к. вода отступала, когда Т. хотел напиться, а ветки отодвигались, когда он протягивал к ним руку.
Сизифов труд — тяжелая, лишенная смысла работа. Сизифу удалось заковать в цепи бога смерти Танатоса, хитростью он добился того, что его отпустили из подземного царства на землю. За свои мошенничества С. был наказан в Аиде: он должен был постоянно вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз.
Нить Ариадны — путеводная спасительная нить. Дочь критского царя Миноса Ариадна, влюбившись в Тезея, дала ему клубок ниток для того, чтобы он, убив Минотавра, смог выбраться из лабиринта.
Сова Минервы вылетает по ночам — мудрые мысли приходят ночью. Минерва (греч. Афина) — богиня мудрости. Одним из зооморфных ее воплощений является сова.
Ахиллесова пята — уязвимое место. Ахилл, сын Пелея и Фетиды. Мать А., желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды Стикса. Лишь пятка А. не коснулась воды и осталась уязвимой.
Бочка Данаид — бездонная бочка, аналог бесполезного труда. 50 дочерей царя Даная против их воли должны были выдать замуж за 50 сыновей их дяди. По совету отца все они (за исключением одной) убили своих мужей в первую брачную ночь. В Аиде в наказание за убийство Д. должны были носить воду в бездонный сосуд.
Геркулесовы столпы — предел ойкумены. В древности так назывались предгорья на африканском и европейском берегах Гибралтара. Геракл обнаружил Г. с. по пути к великану Гериону или, по другой версии, сам соорудил их. «Дойти до г. с.» — дойти до предела.
Прокрустово ложе — унифицированная мерка, под которую что-либо или кого-либо подгоняют. Прокруст подгонял зашедших к нему путешественников, укорачивая их или вытягивая при помощи молотка, к размерам ложа.
Панический страх, паника — производные от имени Пана, который иногда в раздражении своими криками наводил ужас на путников.
Троянский конь — предательский, гибельный дар. Огромный конь, построенный греками по совету Одиссея, чтобы хитростью захватить осажденную Трою. Жрец Лаокоон предупреждал троянцев о связанной с этим конем опасности: «Чем бы он ни был, страшусь и дары приносящих данайцев».
Между Сциллой и Харибдой – по совету Кирки Одиссею удалось пройти между двух морских чудовищ С.и Х; находиться между С. и Х. Означает подвергаться опасности с разных сторон.
Эгида – щит или доспех, являлась атрибутом Зевса, Аполлона, Афины. В переносном смысле Э: - защита, покровительство (выражение «под эгидой»).
МИФОЛОГИЯ
Обязательный минимум к экзамену по античной литературе
Раздел 1. Знать греческое и римское имя, основные функции и мифы о происхождении.
Гея Уран Зевс Посейдон Аид Гера Деметра Гестия Афина Аполлон
Афродита Арей Гермес Гефест Дионис
Раздел 2. Знать мифологическое значение и современный смысл образов:
Ананке Антей Аргус Арион Асклепий Астарта Ата Атлант Ахерон Борей
Гарпии Геба Гипербореи Гименей Гипнос Гиппокрена Геликон Геката
Гермофродит Дике Диоскуры Загрей Зефир Ирида Каллиопа Камены
Кастальский ключ Квирин Кентавры Кербер Кибела Клио Лары Лета
Либертас Мегера Медуза-Горгона Мельпомена Ментор Мнемозина Мойры
Морфей Наяды Немесида нереиды Ника Нимфы Парнас Пегас Пенаты
Плеяды Приап Протей Помона Психея Селена Сивилла Сфинкс Сирена
Силен Талия Танатос Тартар Терпсихора Тихе Тритоны Фави Фауна Фемида
Феникс Флора Фортуна Фурии Хариты Харон Химера Хирон Эол Эос Эрида
Эринии Эрот Эскулап
Раздел 3. Знать мифы о…..
Адмете Адонисе Актеоне Атрее и Фиесте Гармонии Европе Левкофее
Девкалионе и Пирре Иксионе и Нефеле Беллерофонте Ниобе
Орфее и Евридике Прокне и Филомеле Леде Дафне Арахне
Пигмалионе Нарциссе Каллисто Мирре Фаэтоне Пандоре Мелеагре
Дедале и Икаре
О подвигах Геракла; о подвигах Персея; О подвигах Тезея; о походе арганавтов.
Раздел 4. Знать мифологическое содержание и современное значение следующих выражений:
Танталовы муки; сизифов труд; нить Ариадны; сова Минервы вылетает по ночам;
Ахиллесова пята; бочка Данаид; геркулесовы столпы; прокрустово ложе; Троянский конь; между Сциллой и Харибдой; находиться под эгидой; Панический страх, паника.
СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ПО КУРСУ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
для заочного отделения
Гомер. «Илиада». «Одиссея». (песни выборочно).
Лирика Архилоха, Тиртея, Солона (декламационная лирика) Алкея, Сапфо, Анакреонта (сольная лирика), (хоровая лирика). По книге «Эллинские поэты» пер. Вересаева. – М., 1963 или «Античная лирика». – М., Худ. Лит., 1968.
Эсхил. «Прометей прикованный» (полностью), «Орестея» (хрест.)
Софокл. «Царь Эдип», «Антигона» (полностью).
Еврипид. «Медея» или «Ипполит» по выбору (полностью).
Аристофан. «Всадники» или «Облака» по выбору (полностью).
Лонг. «Дафнис и Хлоя» (полностью).
Плавт. «Горшок» или «Хвастливый воин» по выбору (полностью)
Вергилий. «Энеида» (в объеме хрест.).
Гораций. Лирика (в объеме хрест.).
Овидий. Лирика «Метаморфозы» (в объеме хрест.).
Апулей. «Золотой осел» (полностью).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
О с н о в н а я:
-
Античная литература под ред. Тахо-Годи, 2-е изд. – М., 1973.
-
Тронский И.М. История античной литературы, 3-е изд. – Л., 1984.
-
Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М., 1982.
-
Радциг С.И. История древнегреческой литературы, 4-е изд. – М.,
-
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1976.
-
Анпеткова-Шарова. Чистякова Н.А. Античная литература.
-
Никола. Античная литература. Практикум.
Д о п о л н и т е л ь н а я:
-
История греческой литературы. – М., 1960, тт.1-3.
-
История римской литературы. – М., 1962, тт.1-2.
-
Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1960.
-
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М.,1959.
-
Федоров И.А. Греческая лирика. – М., 1963.
-
Федоров И.А. Греческая трагедия. – М., 1960.
-
Парандовский Ян. Мифология. – М., 1917.
-
Шталь.
-
Ярхо В.Н.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Трагедии Софокла «Царь Эдип» и «Антигона».
-
Составьте конспект «Поэтики» Аристотеля (гл. IV–ХХ).
Найдите прежде всего нормативные определения Аристотеля:
-
каким должен быть герой трагедии?
-
Каким требованиям должна отвечать фабула трагедии?
-
Что такое перипетия? узнавание? катарсис?
-
Проанализируйте трагедии Софокла в соответствии с определениями Аристотеля.
а) Дайте подробную характеристику главного героя трагедии «Царь Эдип».
-
нормативность героя Софокла, в чем она проявляется?
-
Есть ли у Эдипа разногласия со своим полисом?
-
Соответствует ли он античному идеалу правителя? Человека?
-
Кто или что противостоит Эдипу?
-
Проблема вины и ответственности. Как ее решает Эдип?
-
В чем прежде всего состоит его вина?
б) Найдите песню хора, в которой выражена главная идея трагедии. Выявите актуальность трагедии для современников Софокла, «вечный» смысл ее проблем, т.е. актуальность произведения V в. до н.э. и в наши дни.
-
«Антигона». Какие герои этого произведения могут быть названы трагическими? Докажите (опираясь в своих суждениях на определение Аристотеля и текст трагедии). Тщательно охарактеризуйте Антигону и Креонта. На чей стороне хор, автор, зрители? Зачем Софокл ввел в трагедию образ Гемона, какова его художественная и идеологическая роль? В чем для Вас состоит актуальность трагедии Софокла?
Литература:
-
Аристотель. Поэтика. (IХ-ХХ)
-
Софокл. Царь Эдип. Антигона.
-
Традиции и взаимосвязи в зарубежных литературах. – Пермь, 1990 (1-я ст. в сборнике об «Антигоне» Софокла)
-
Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М. 1978 (гл.VII-VIII).
-
Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона».
Достарыңызбен бөлісу: |