Константин Дмитриевич Ушинский
- педагог-гуманист XIX века
«Воспитание должно просветить
сознание человека, чтоб глазами его
ясно лежала дорога добра».
К.Д.Ушинский.
К.Д. Ушинский известен как основоположник научной педагогики в России, автор многих педагогических трудов и статей.
Константин Дмитриевич был представителем практического направления гуманистической педагогики. Практический гуманизм провозглашал самоценность личности учащегося. В технологии обучения и воспитания учитывались индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Особое значение придавалось практической стороне образования и воспитания.
Ушинским была обоснована целостная гуманистическая теория общественного воспитания, которая основывается на принципе соединения духовности и народности как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Целью воспитания Ушинский определял развитие в ребенке истинного духа, народной души, национального самосознания. Одну из главных целей образования он видел в воспитании нравственности. Эту проблему он рассматривал во многих аспектах, и прежде всего – в аспекте духовном.
В статье «О народности воспитания», будучи сторонником национального течения практического гуманизма, Ушинский отмечает, что духовное понимание нравственности вообще присуще русской национальной культуре. Он постоянно подчеркивал ценность религии как необходимого базового элемента воспитания человека.
Он считал важным народность воспитания, поскольку у каждого народа есть свои ценности, цели, которые определяются народными особенностями характера. Суть народности у Ушинского заключается не только в сохранении религиозных духовных ценностей, но и в бережном отношении к семейным ценностям и сельскому учителю. Семью и учителя Ушинский считал главными источниками воспитания духовности и нравственности у русского народа. Вот что он пишет о важности семейного воспитания в своей статье «О народности воспитания»: «Природные русские педагоги – бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, - понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу». Таким образом, Ушинский считал, что большую роль в развитии духовно-нравственных качеств в ребенке играет его приобщение к семейным ценностям, ласковое, уважительное отношение, умение понять ребенка.
Ушинского в целом восхищал подход к воспитанию в крестьянских семьях. Он отмечал, что необразованность простого крестьянина вовсе не отменяет его истинную житейскую мудрость – имея твердые и ясные убеждения и горячее родительское сердце он способен своим примером воспитать ребенка в нравственности и духовности.
В своем труде «О нравственном элементе в русском воспитании», признавая достижения научно-технического прогресса, Ушинский отмечает, что главным является не достижения науки, а совершенствование человеческой личности. Ушинский говорит о том, что все научные достижения человечества не смогут сделать человека счастливее, потому что внутри себя человек носит многие несчастья и проблемы. Важнее открытий технического характера Ушинский считает открытия духовного характера, которые помогли бы человеку обрести позитивное видение жизни и развитие нравственных качеств. Борьба с собой, со своими недостатками – вот что он считал условием настоящего прогресса и развития человечества. Нравственный прогресс в его понимании лежит в основе любого другого прогресса.
И.П. Деркачев - учитель гимназии, в которой преподавал Ушинский - вспоминал, что дружественный тон, которым Константин Дмитриевич говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, в непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение. Отсюда мы можем сделать вывод, что Ушинский проповедовал духовно-нравственные ценности не только словом, но и делом, являя собой воплощение высоких моральных качеств – скромности, стремления к саморазвитию.
Таким образом, Ушинский очень широко рассматривал проблему нравственного воспитания, считая идеи духовности и национального самосознания оплотом нравственности. Идеи, проповедуемые им в его научных трудах он подкреплял собственным примером, являя собой образец прекрасного педагога и истинного лидера. Его гуманистический подход к воспитательному процессу позволяет назвать К.Д. Ушинского одним из крупнейших педагогов-гуманистов XIX века.
Достарыңызбен бөлісу: |