ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ: ВОСТОК И ЗАПАД 2
1.ЯПОНИЯ 6
2.КИТАЙ 19
3.ИНДИЯ 35
4.ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ 46
5.ИРАН 81
ВВЕДЕНИЕ: ВОСТОК И ЗАПАД
Особенности восточных цивилизаций.
На Востоке сложился иной, отличный от Западной Европы, тип цивилизации. Даже самые развитые азиатские страны сами по себе не встали на путь общественного и научно-технического прогресса. В них не происходило складывания капитализма, динамичного развития общества и становления рационального мировоззрения. Традиционное общество стремилось сохранить в неизменном виде вековые порядки. Здесь политическая элита считала, что консервация “старины” — залог устойчивости государства и общества.
В отличие от Запада, где большое внимание обращалось на индивидуальные свободы человека и вполне нормальным считалось его стремление к прибыли и личной выгоде, на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов общины, касты, клана, государства, строго соблюдались обычаи и традиции, предписывавшие почитание старших и преклонение перед государем и властью вообще. Торговля и предпринимательство не считались престижными в традиционном восточном обществе. Государство оставалось главным регулятором всех общественных отношений. Власть правителей была практически неограниченной. Существовала жесткая и всеобъемлющая регламентация жизни и имущества подданных. Все это мешало развитию капиталистических отношений, которые так успешно развивались в Европе.
К традиционным восточным обществам принято относить Китай, Японию, Корею, страны Индокитая, Индию, азиатские и африканские мусульманские страны, черную Африку и Латинскую Америку.
Проблема «отставания» стран Востока.
Первая часть курса новой истории стран Азии и Африки охватывает эпоху от Великих географических открытий до середины XIX в. Это был Период активной колониальной экспансии капиталистических держав Европы, в результате которой многие страны Востока оказались закабаленными. Поэтому в новое время развитие передовых европейских стран и США, с одной стороны, и развитие стран Азии и Африки, с другой стороны, пошло разными путями. Победа и утверждение капитализма в Европе обернулись колониальным порабощением для азиатских и африканских народов.
По-разному объясняют историки и философы этот кажущийся неожиданным поворот в мировой истории.
Одни, главным образом западные, ученые утверждают, что к началу нового времени народы Востока будто бы находились в состоянии неподвижности и застоя и не были способны к прогрессивному развитию баз вмешательства "цивилизованной" Европы. Причины того, что Европа в своем развитии вырвалась вперед, они находят в превосходстве динамичного западного духа над созерцательной восточной натурой, якобы не способной к самостоятельней исторической деятельности.
Марксистские ученые, отвергая подобные шовинистические измышления в отношении народов Азии и Африки, исходят из того, что их история является составной частью всемирной истории и, следовательно, подчиняется тем закономерностям, которые присущи всемирно-историческому процессу в целом. Общая причина того, что страны Востока стали объектом колониальной эксплуатации, заключается в неравномерности исторического развития отдельных стран и регионов земного шара. В данном случае эта неравномерность проявилась в том, что некоторые страны Европы стали на путь капитализма раньше, чем наиболее развитые к началу нового времени феодальные страны Востока. В этой связи историки обращают внимание на замедленные темпы социально-экономического развития стран Востока по сравнению с передовыми в то время странами Европы.
К числу причин, которые тормозили разложение феодализма и задерживали формирование капиталистического уклада в странах Азии и Африки, на сегодняшний день можно отнести следующие: внутренняя устойчивость сельской общины; длительное преобладание натурального хозяйства; отсутствие развитого частного крупного феодального хозяйства; преобладание государственно-феодальной собственности на землю в некоторых странах; более высокая, чем в Европе, норма феодальной эксплуатации крестьян; отсутствие в большинстве стран тесных экономических связей между городом и деревней; сохранение пережитков рабовладельческих и первобытнообщинных отношений, ростовщичества; длительные и опустошительные междоусобные войны, набеги кочевников или завоевания белее сильными противниками; работорговля, на долгое время задержавшая развитие производительных сил Африки. Следует иметь в виду и то, что к началу нового времени господствующий класс в странах Востока объединяло отрицательное отношение к идеям, исходящим от "неверных" и "варваров", пренебрежение к естественнонаучным знаниям.
Помимо выявления основных тенденций социально-экономического развития стран Азии и Африки в первый период новой истории, специальное внимание необходимо обратить на основные этапы колониальной экспансии капиталистических держав, формы и методы колониальной эксплуатации, закономерность и прогрессивность (несмотря на религиозную окраску) антифеодальных и антиколониальных восстаний.
Непременным условием глубокого усвоения курса является тщательное изучение рекомендованных произведений историософского и концептуального характера, которые дают ключ к пониманию основных закономерностей развития стран Востока в новое время.
ЯПОНИЯ
Объединение Японии под властью Токугава.
Период истории Японии с 1568-го по 1600 г. характеризуется преодолением последствий феодальной раздробленности и объединением Японии под сильной авторитарной властью. Этот процесс связан с именами Оды Нобунаги, Тоётоми Хидэёси и Токугавы Иэясу, вошедшими в историю как «три объединителя Японии».
Начал объединение Японии Ода Нобунага (1534–1582) — феодал из провинции Овари, расположенной в центральной части острова Хонсю. В 1568 г. его 50-тысячная армия заняла столицу Японии — Киото — с целью сурово покарать убийц сёгуна Асикага Ёситэру. Новым сёгуном Японии при непосредственном участии Нобунага был провозглашен младший брат погибшего — Ёсиаки. В честь этого события Нобунага распорядился построить для нового сёгуна замок Нидзё, строительством которого он руководил лично, демонстрируя преданность сёгуну. Все это, несомненно, укрепило влияние Нобунаги.
В 1573 г. Ода Нобунага положил конец правлению последнего, пятнадцатого, сёгуна династии Асикага. Более того, он ликвидировал сёгунат как систему правления. Тем самым закончился 200-летний период Муромати. Нобунага поднял значение императорского двора под собственным контролем. В Адзути Ода построил замок, ставший его резиденцией и давший название этому периоду истории Японии.
К этому времени он подчинил себе почти всю центральную часть Японии, но его стремление создать сильное централизованное государство наталкивалось на противодействие двух могущественных феодальных домов — Такэда на востоке и Мори на западе. Был у Нобунага и третий грозный противник — буддийские монастыри.
Буддийские монастыри были не только религиозными, но и крупными экономическими и военными центрами. На горе Хиэй, в окрестностях Киото, неприступной крепостью возвышался монастырь Энрякудзи секты Тэндай. Это было настоящее государство в государстве. Несколько тысяч строений, большое число монахов и собственное войско. Крупнейшим религиозным, экономическим и культурным центром провинции Сэтцу и района Нанива (современная Осака) был храм Хонгандзи секты Синсю. И если на уничтожение Энрякудзи Нобунаге потребовалось два года, монастырь Исияма Гобо храма Хонгандзи сопротивлялся диктатору 11 лет. Огнем и мечом было уничтожено все: богатейшие хранилища древних рукописей, книг, уникальных ценностей, торговые склады, жилые здания, ремесленные кварталы.
На востоке страны в это время главные сражения развертывались между армиями Токугава и Такэда. Даже после смерти Такэда Сингэн, главы этой сильной феодальной династии, его сын Кацуёри не оставлял помыслов быть самым могущественным даймё в стране. В 1575 г. объединенные войска Нобунага и Токугава в битве при Нагасино нанесли сокрушительное поражение войскам Кацуёри. В этой кампании войска Нобунаги впервые в Японии применили в массовом порядке огнестрельное оружие.
После победы началась подготовка к новой кампании. На этот раз противником был Мори Тэрумото — крупнейший японский феодал той эпохи. Владения Мори занимали всю западную часть острова Хонсю и составляли десять провинций, или почти одну шестую часть территории страны. Осуществить эти планы Ода Нобунага не успел. Он погиб в 1582 г. в результате вероломного предательства одного из своих вассалов.
Гибель Нобунага привела к борьбе за лидерство среди его сподвижников. Успех ждал лишь одного из них — Тоётоми Хидэёси. Ему удалось добиться почти полного объединения страны и некоторой внутренней стабилизации. В 1585 г. Хидэёси при участии войск нового союзника Мори Тэрумото подчинил остров Сикоку, а в 1587 г. — остров Кюсю. В 1590 г. были повержены даймё Ходзё Удзимаса и Датэ Масамунэ, имевшие огромные владения на северо-востоке Хонсю.
Этим был завершен начатый сорока годами ранее процесс территориального, политического и экономического объединения страны.
Сначала Хидэёси держал свой штаб в Фусими (Момояма, в Киото), а затем построил большой замок Осака, вокруг которого вырос крупный город и был устроен удобный порт.
Хидэёси проводил исследование сельскохозяйственных зон в стране, чтобы выяснить продуктивность земли и установить налоги на крестьянство согласно систематизированному каталогу. В этот период усилились различия между самураями и всеми остальными социальными прослойками общества. Была проведена «Охота за мечами», в результате которой были конфискованы все виды оружия у крестьян и монахов, и отныне никто, кроме самураев, не имел права его иметь, а самураи получили практически неограниченные возможности использовать оружие по собственному усмотрению. Были определены размеры владений даймё, исчисленные исходя из продуктивности рисовых полей. Это сделало возможным перевод даймё из одного региона в другой. Было произведено перераспределение владений феодалов с целью наградить землей наиболее приближенных к Тоётоми военачальников. Бывало, что Хидэёси приказывал местным князьям переезжать из одной области в другую со своими вассалами.
Страна стала более мирной. Активно строились замки, вокруг замков развивались города, активизировались торговля и ремесленное производство, увеличилась добыча золота и серебра.
Находясь на вершине успеха, Хидэёси дважды вторгался в Корею (1592 г. и 1597 г.), но обе попытки окончились неудачей.
После смерти Хидэёси в 1598 г. наступил кратковременный период обострения борьбы за власть, в результате которой в 1600 г. крупнейший феодал Японии Токугава Иэясу захватил власть и спустя три года стал первым сёгуном новой династии, правившей Японией 250 лет.
«Закрытие Японии».
Приход к власти Токугава означал также окончание контактов с Западом, которые начались в 1540-х годах с прибытием португальских купцов, которые на целое десятилетие фактически монополизировали торговлю между Китаем и Японией. Корабли португальцев привозили шелк и золото на Кюсю и доставляли серебро обратным рейсом в Аомынь (Макао). К 1600 миссионеры заявляли, что на их счету не менее 300 тыс. новообращенных японцев. География, астрономия, европейская военная наука, техника печати – все это изучалось японцами. За португальцами последовали испанские священники и купцы из Манилы, первая миссия которых появилась в Японии в 1592. В 1600 прибыла малочисленная группа голландцев и один англичанин. В 1609 была основана голландская фактория, а через четыре года – английская.
Нобунага, Хидэёси и Иэясу первоначально считали выгодным доброжелательное отношение к иностранцам, однако вскоре вероисповедание стало казаться потенциальным орудием подрывных действий. Хидэёси издал в 1587 эдикт антихристианской направленности, а в 1597 казнил несколько иностранных священников. Иэясу реагировал сходным образом и, постепенно усиливая свою власть (с 1606), спустя 8 лет объявил о намерении удалить всех миссионеров из страны. Преследования еще более ужесточились при втором и третьем сёгунах дома Токугава.
Настроения, вызванные гонениями на христиан, распространились и на сферу торговли. В результате английская фактория была заброшена в 1623, испанцы прекратили дела в 1624. Португальцам, постоянно обвинявшимся в предоставлении убежищ священникам и неофитам, было приказано покинуть страну по подозрению в причастности к мятежу, поднятому под руководством местных христиан в Симабара на о.Кюсю в 1637–1638. К этому времени были изданы эдикты, запрещавшие японцам заниматься коммерцией или совершать путешествия за рубеж. Таким образом, примерно с 1640, менее чем через 100 лет после прибытия первых европейцев, начался период добровольной изоляции (сакоку). Нескольким голландским купцам было разрешено остаться в Дэсима в бухте Нагасаки, где их деятельность жестко контролировалась. Китайские торговцы также прибывали в Нагасаки, пользуясь там несколько большей свободой, нежели голландцы. Кроме того, контакты поддерживались с Китаем через о-ва Рюкю и с Кореей через о-ва Цусима. В остальном же Япония оставалась отрезанной от остального мира в политическом, экономическом и культурном отношениях вплоть до 19 в.
Общество Токугава.
Административная система Токугава, как и политика национальной изоляции, были разработаны для увековечения власти семьи Иэясу. Высшие должности занимали лишь наследные вассалы Токугава, феодалы фудай, часть из которых всегда назначалась советниками (родзю). Множество нижестоящих чиновников помогали управлять землями сёгуна, с которых, главным образом, и поступали доходы в казну. Столь же важной была задача обеспечения контроля над остальной территорией страны. Это зависело в основном от распределения земель: 40% земель принадлежало сёгуну, его родственникам и приближенным, 20% – фудай и 40% – прочим феодалам, не считавшимся вассалами Токугава (тодзама). Кроме того, назначались губернаторы в ключевые города, включая Киото. Все крупные феодалы должны были проводить по полгода в Эдо, где их жены и дети оставались в заложниках остальную часть времени; права знатных семей на строительство замков и свободу заключения брачных союзов были существенно урезаны.
Эта схема повторялась в каждом из крупных поместий (хан). Феодал (даймё) осуществлял всю полноту власти, действуя через чиновников, которые были также и его вассалами. Меньшинство, которому было позволено иметь лены (в основном члены семьи даймё), также подвергалось ограничениям, сходным с теми, которые налагал сёгун на сюзерена. Остальные самураи получали вознаграждение, выплачивавшееся из казны соответствующего поместья. Они постоянно жили в городе-замке, за исключением периодов пребывания со своим сеньором в Эдо.
Большинство деталей этой системы было разработано ко времени кончины третьего сёгуна Токугава Иэмицу в 1651. На ее вершине были император и придворные, еще долго пользовавшиеся авторитетом после потери реальной власти. За ними следовали сёгун и крупные феодалы, причем последние ранжировались по размерам владений и характеру взаимоотношений с Токугава. Далее шли самураи, разделенные на все растущее со временем число рангов, – начиная с высших самураев, выдвигавшихся на почетные должности, и до пеших солдат (асигару). Однако все они формально принадлежали к правящему классу, составлявшему примерно 6% населения страны. Остальное население делилось на крестьян и группу ремесленников и купцов.
Экономические перемены и реформа.
К концу 17 в. получили развитие крупные рынки риса, сосредоточенные в Эдо и Осака. Все более широкий размах приобретало денежное обращение. В городах и небольших провинциальных центрах гильдии купцов и ремесленников удовлетворяли растущие потребности самураев в товарах и услугах. В 18 в. правители столкнулись с проблемами обнищания самураев и бюджетного дефицита. Первая из них подрывала лояльность по отношению к центру значительной части господствующего класса, а вторая угрожала всей структуре управления. Некоторые правители стимулировали аграрное производство, чтобы добиться увеличения доходов казны, и принимали законодательные меры по ограничению государственных расходов. Наиболее удачливым в этом плане был восьмой сёгун из дома Токугава – Ёсимунэ (правил в 1716–1745), хотя значительную часть проделанной им работы пришлось повторить в 1787–1793 родзю Мацудайра Саданобу.
На заре 19 в. в японской экономике начали складываться рыночные отношения. В деревне появился слой предпринимателей, переключившихся на технические культуры, а также занятых ростовщичеством, торговлей и даже мелким промышленным производством. В городах купцы стали проникать в отдельные группы самураев, используя деньги для получения соответствующего статуса путем заключения браков или установления опеки. В конце эры Тэмпо (1830–1843) это стимулировало новые попытки проведения реформ, которые ассоциировались с именем родзю Мидзуно Тадакуни.
Культура Эдо.
В период Токугава выкристаллизовалась и та культура, которую последующие поколения стали считать традиционной для Японии. В некоторых сферах, особенно касающихся вопросов этики, политических и общественных приоритетов, она явилась результатом очередной волны китаизации. Неоконфуцианство времен китайской династии Сун было принято в качестве официальной философии бакуфу Токугава и класса самураев уже в начале этого периода. Столь же глубоким было воздействие китайских воззрений в области истории, экономики и естественных наук.
Явные различия между китайским и японским обществом привели к попыткам специфической японской интерпретации прошлого страны со стороны ее историков, что выразилось, например, в трудах Арай Хакусэки (1657–1725) и Рай Санъё (1780–1832). В религии наблюдалось возрождение синтоизма, ярчайшим представителем которого был Мотоори Норинага (1730–1801).
В литературе и искусстве получили развитие национальные жанры. Актеры и куртизанки были любимыми персонажами разноцветных лубочных изданий, достигших высокого уровня технического и художественного оформления в 18 в., они действовали также в романах и коротких рассказах популярных прозаиков той эпохи, например Ихара Сайкаку (1642–1693). Сам театр, как дзёрури (кукольный), так и более поздний кабуки, обращался к разным темам. Пьесы, в частности написанные крупнейшим драматургом Тикамацу Мондзаэмоном (1653–1724), отражали главным образом противоборство между долгом и искушением в контексте мести или любви. Создавая подобные произведения, авторы, несомненно, помогали аудитории очутиться в романтическом мире, в котором, однако, угадывались элементы повседневной реальности. Все эти произведения пользовались популярностью, но их нельзя было отнести к разряду изысканных. Проза, цветные гравюры, кабуки – ничто не сумело занять положения, подобного тому, который был у ноо или пейзажной живописи в китайском стиле. Феодалы все еще проявляли интерес к настенным картинам, выполненным в старых традициях. Эстеты по-прежнему практиковали чайную церемонию или писали стихи в подражание китайским образцам. Таким образом, Япония входила в современный период своей истории, имея фактически две сосуществующие культуры.
Реставрация Мэйдзи.
Япония недолго оставалась в изоляции от Европы после западной экспансии, начавшейся в конце 18 в. С 1790-х годов русские из северных поселений стали налаживать контакты с населением Курильских о-вов, Хоккайдо и даже Нагасаки. Позднее имели место редкие визиты англичан и американцев. Опиумная война (1839–1842), которую Великобритания развязала в Китае, привела японское чиновничество к осознанию того факта, что западная политика опирается на мощную военную поддержку, и когда в 1853–1854 эскадра под управлением коммодора Мэтью Перри потребовала открыть японские порты для американских судов, японцам пришлось согласиться на это требование.
Затем аналогичные действия предприняли другие государства, и в 1858 переговоры, проходившие под руководством американцев, привели к установлению торговых отношений со странами Запада по образцу тех, которые уже были налажены на китайском побережье. Они предусматривали открытие договорных портов, введение консульской юрисдикции в отношении иностранных граждан и ограничение размеров японских таможенных пошлин. Многим японцам заключенные договоры казались неравноправными и унизительными. Быстро распространились настроения ксенофобии, сопровождавшиеся нападениями на иностранцев, что даже привело к обстрелу Кагосимы британскими военными кораблями в 1863. На следующий год объединенные силы западных стран уничтожили прибрежную артиллерию в проливе Симоносеки, обстреливавшую иностранные корабли.
За все эти события бакуфу подвергалась критике в Японии, поскольку сёгун совершал ошибки не только при выполнении своего традиционного долга по обеспечению национальной обороны, но и в плане укрепления национального единства и мощи. Наиболее сильное недовольство выказывали крупнейшие феодалы юго-западных районов страны, особенно княжеств Сацума и Тёсю, ставших центром движения против феодального дома Токугава. В конце 1867 их давление привело к тому, что последний сёгун Кэйки (Ёсинобу) добровольно решил оставить свой пост. Не удовлетворившись этим, они установили контроль над императорским дворцом в Киото 3 января 1868. Тут же были изданы указы, лишавшие Кэйки его власти и земель и восстанавливавшие прямое императорское правление. Столица была перенесена в Эдо, переименованный в Токио. Это событие, известное как реставрация, или революция Мэйдзи (название эры правления императора, продлившейся вплоть до его кончины в 1912), ознаменовало начало решительной попытки провести модернизацию Японии с ориентацией на западные образцы.
Эра реформ.
Главной задачей реформ стало обеспечение стабильности режима. Ради этого в 1869 был установлен контроль над крупными феодальными владениями, а в 1871 они были вообще ликвидированы. Тем самым был открыт путь к созданию централизованной системы управления. С 1885 на ее вершине находился кабинет министров. Даймё и самураи потеряли свои права наследных правителей, а также некоторые социальные привилегии.
Это привело к ряду самурайских бунтов, наиболее серьезный из них произошел под предводительством Сайго Такамори в 1877 в княжестве Сацума. Эти бунты, как и периодически возникавшие крестьянские восстания, были подавлены новыми полицейскими силами и армией, состоявшей уже из призывников. Среди молодых лидеров выдвинулся другой самурай из Сацума – Окубо Тосимити. После его смерти в 1878 власть перешла в руки выходца из Тёсю, Ито Хиробуми, вскоре ощутившего угрозу своему положению со стороны вновь образованных политических партий. В 1889 была введена в действие конституция, которая предоставляла ряд прерогатив парламенту, но оставляла реальную власть за кабинетом министров.
Между тем правительство настойчиво добивалось претворения в жизнь своего плана модернизации. В соответствии с ним армия была реорганизована по западному образцу и получила более совершенные виды вооружения. Удалось создать сильный военно-морской флот. Значительный прогресс наблюдался в деле улучшения связи, особенно телеграфной, и транспорта – началось строительство железных дорог. Началась работа по составлению свода законов, основанных на принципах французского и немецкого права, и к созданию государственной системы образования. К 1900 примерно 90% детей школьного возраста обучались в четырехлетних начальных школах.
По инициативе центральной власти предоставлялись налоговые льготы, проводились торговые ярмарки, создавались центры профессиональной подготовки и образцовые фабрики, нанимались иностранные специалисты, направлялись на учебу за рубеж японские студенты. Эти действия вскоре привели к появлению заводов западного типа в таких отраслях экономики, как судостроение, цементная и химическая промышленность. Сложившаяся обстановка способствовала интересу частных предпринимателей к новым областям экономической деятельности. К 1894 в стране сформировалась хлопчатобумажная промышленность, продукция которой в экспорте заняла второе место после шелка.
Международное признание.
В начальный период эпохи Мэйдзи правительство делало упор исключительно на вопросах внутреннего развития. В связи с этим дипломаты направили усилия на обеспечение возможности пересмотра неравноправных договоров. Первоначально они сталкивались с противодействием иностранных партнеров, однако их позиция в диалоге с зарубежными странами по мере появления первых плодов реформы становилась все более сильной. В 1894 Великобритания согласилась отменить свои договорные привилегии, и вскоре ее примеру последовали другие государства.
К тому времени Япония почувствовала себя достаточно мощной державой, чтобы более энергично отстаивать свои интересы на материке, в частности в Корее, где ее основным соперником выступал Китай. По Симоносекскому договору 1895, Китай признал независимость Кореи и уступил Японии о.Тайвань. Лишь вмешательство России, Франции и Германии воспрепятствовало захвату Японией Ляодунского п-ова в южной Маньчжурии.
В течение нескольких последующих лет Япония наращивала вооружения. Обострялась конфронтация с Россией по вопросам контроля над Кореей и Маньчжурией. Заключение в 1902 англо-японского союза подтвердило тенденцию к укреплению международных позиций Японии. Переговоры с Россией в 1904 закончились провалом. Русско-японская война принесла выгодный договор, подписанный в 1905 в Портсмуте (шт. Нью-Гэмпшир, США). В соответствии с ним Россия признавала доминирующую роль Японии в Корее, передавала ей Ляодунский п-ов, а также уступала южную часть Сахалина и российские права в южной Маньчжурии.
Эти приобретения обеспечили Японии ведущее положение в Восточной Азии, что подтвердили события дальнейших 15–20 лет. Наглядным свидетельством стала формальная аннексия Кореи в 1910. После начала Первой мировой войны Япония объявила войну Германии, японские вооруженные силы захватили принадлежавшие немцам острова на севере Тихого океана. Япония атаковала также немецкие базы в китайской провинции Шаньдун, обнаружив, таким образом, предлог для предъявления в 1915 Китаю ультиматума (21 требование), который предусматривал не только передачу Японии прежних германских прав, но и предоставление дополнительных преимуществ по всей стране. На мирной конференции в Версале в 1919 Япония находилась в стане держав-победителей и, хотя китайское противодействие предотвратило формальное признание ее новых захватов на континенте, сумела закрепить за собой бывшие немецкие владения в Тихом океане и получить постоянное место в Совете Лиги наций. На Вашингтонской конференции 1921–1922 Китай был вынужден признать экономические интересы Японии в Шаньдуне, а соглашения с США и Великобританией по сокращению военно-морских вооружений делали Японию неуязвимой в западной части Тихого океана.
Достарыңызбен бөлісу: |