Встреча с Наполеоном
С будущим «властелином мира» она встретилась осенью 1795 года. В то время Наполеон был простым генералом, на которого однако сразу после успеха под Тулоном «положил глаз» Поль Баррас. Грациозная креолка сразу поразила воображение двадцатишестилетнего генерала, и он принялся испепелять ее горящим взглядом.
Произошло их знакомство при следующих обстоятельствах. Генерал Бонапарт отдал приказ о разоружении парижан. Но тут к нему на аудиенцию прорвался мальчик с просьбой оставить на память шпагу погибшего отца. Это был Эжен де Богарне. На следующий день с благодарностью пришла мать ребенка, вдова бывшего главнокомандующего Рейнской армии Александра де Богарне. Она показалась Наполеону такой изящной и грациозной, такой благородной и гордой. Следует отметить, что Жозефина повела себя интуитивно очень верно. Она умело распределила роли в сцене благодарности: он - покровитель и благодетель, она - слабая просительница. Тщеславие будущего императора было удовлетворено сполна.
Но храбрый на поле битвы, он, однако, оказался весьма робок в отношениях с женщинами, вниманием которых он не был избалован. Через много лет, на острове Святой Елены, он признается:
«Я был хотя и не совсем невосприимчив к женскому обаянию, но до тех пор женщины меня не баловали. Вследствие моего характера я был чрезвычайно робок в обществе. Мадам де Богарне была первой, вселившей в меня некоторое мужество. Однажды, когда я сидел рядом с нею за ужином, она наговорила много комплиментов моим военным способностям. Эти похвалы вскружили мне голову. Я говорил весь вечер только с нею и не отходил от нее. Я страстно влюбился в нее, и об этом узнало сразу все общество задолго до того, как я решился ей в этом признаться».
Действительно, ему потребовалось несколько дней на то, чтобы решиться вновь заговорить с Жозефиной. Она же, будучи женщиной уже достаточно опытной, ободрила его, с восторгом отозвавшись о его военных подвигах. По признанию самого Наполеона, эти похвалы буквально опьянили его. После этого он не мог говорить ни с кем другим и не отходил от нее ни на шаг. Совершенно очевидно, что это была любовь с первого взгляда.
Жозефина овладела Наполеоном всецело и вскоре уже стала казаться ему идеалом женщины. Ее же смущало лишь одно: ей было уже, как говорится, «за тридцать». Конечно же, она умела искусно скрывать это, но терять время было нельзя. После казни мужа она осталась одна с двумя детьми на руках, и влюбленный генерал Бонапарт виделся ей весьма перспективной партией. Неважно, что он был маловат ростом, неважно, что он был болезненно бледен и носил такую смешную прическу, а его мундир был изношен до неприличия. По-житейски мудрая Жозефина с первого дня знакомства смогла разглядеть в нем человека, для которого не существует ничего невозможного. Короче говоря, ей нужен был мужчина, на которого можно было опереться, и Наполеон был именно таким мужчиной.
Самого же Наполеона влекла к Жозефине только любовь, безумная любовь впечатлительного южанина, закомплексованного и истосковавшегося по женскому вниманию. Прошлое Жозефины его не волновало, и союз с мадам де Богарне представлялся ему вершиной счастья. Она пригласила его к себе в гости. Баррас не возражал. Послушаем, кстати, рассказ об этом самого Барраса:
«Несколько дней спустя ко мне пришла мадам Богарне. Она начала с того, что в предполагаемом союзе сердце ее не участвует, что этот «кот в сапогах» - последний из мужчин, которых она могла бы полюбить, но - увы! Выбирать не приходится. Он из нищей семьи, никто из его родни не преуспел в жизни, кроме одного брата, который выгодно женился в Марселе и обещал помогать братьям и сестрам…
Мадам де Богарне рассказала мне, что Бонапарт делает ей богатые подарки.
- Так что, может быть, он богаче, чем я думаю. Он не знает о моих стесненных обстоятельствах, - продолжала она, - он думает, что у меня есть состояние и большие надежды на Мартинику. Вы не должны проговориться об истинном положении дел, Баррас, не то все сорвется. Вы не будете возражать против этого брака, раз я не люблю Бонапарта, я всегда буду любить только Вас… Но вы меня больше не любите, - воскликнула она, залившись потоком слез, которые умела проливать в необходимый момент, - и в этом мое горе; ничто не может меня утешить. Никого в мире я не любила так, как вас!..
- А Гоша? - ответил я, сдерживая улыбку. - Его вы тоже любили превыше всего… О, вы ретивая обольстительница!»
Если верить Баррасу, Жозефина просто «технично» влюбила в себя Наполеона. Он же с радостью принял ее приглашение. Наконец-то у него появилась женщина! И какая!
Едва закончив с приветствиями, он прижал ее к себе, и та подалась к нему, такая мягкая и послушная. Наполеон отнес ее в постель. Наконец-то, она принадлежала ему, эта умелая женщина с длинными пальцами и шелковистой гладкой кожей. Он с жаром сжимал ее в объятиях и так горел желанием, что она едва не лишилась чувств. Жозефина сделала вид, будто хочет оттолкнуть его, но тут же, словно признав свое поражение, уступила...
Их первая ночь, проведенная вместе, была омрачена одним прямо-таки водевильным эпизодом. Собираясь лечь в постель, Наполеон заметил, что на одеяле спит Фортюне, любимая собачка Жозефины. Он хотел сбросить собачку на пол, но Жозефина запротестовала:
- Не надо беспокоить бедняжку, раз ей захотелось устроиться в моей кровати. Смотрите, как она умильно на вас смотрит. Надо быть совсем бессердечным созданием, чтобы прогнать ее.
Влюбленный генерал, ненавидевший подобного рода животных, очень хотел дать Фортюне доброго пинка сапогом, но рассудил, что такой поступок будет неверно понят, и предпочел молча проскользнуть под одеяло.
Придя в возбуждение, Наполеон перепугал собачку, и та начала яростно лаять. Тут будущий победитель при Аустерлице уже не мог сдержаться и все же пнул ее ногой. Фортюне с жалобным визгом свалилась на ковер, а влюбленные продолжили свое упоительное занятие. Вдруг Наполеон вскрикнул, и это был крик страшной боли: Фортюне, снова забравшаяся на кровать, вонзила свои острые зубки в его левую икру.
После этого взбешенный генерал надолго забыл о наслаждении, и Жозефине пришлось прикладывать к его ране примочки.
Но подобные казусы не могли сбить с избранного пути величайшего человека всех времен. Едва расставшись с Жозефиной, он тотчас же писал письмо:
«Мое пробуждение полно вами. Ваш облик и пьянящий вечер, проведенный с вами вчера, не оставляют в покое мои чувства. Нежная, несравненная Жозефина! Что за странные вещи творите вы с моим сердцем! Стоит мне представить, что вы сердитесь, или грустите, или встревожены, как душа разрывается от боли, и ваш друг не знает более покоя».
Позже Наполеон не раз описывал эту историю, и один из свидетелей его шутливых рассказов изложил его слова в своих «Мемуарах» следующим образом:
«Вы видите этого господина, - сказал он, показывая на скачущую собачку, - это мой соперник. Он владел постелью мадам до того, как я на ней женился. Я хотел удалить его, но безуспешно: мне заявили, что меня примут в этой постели, только если я разделю ее с прежним владельцем. Мне это было не по душе, но пришлось согласиться. Я то смирился, но маленький фаворит был менее уступчив, чем я; доказательство - шрам на моей ноге».
Наполеон и Жозефина стали любовниками в ноябре 1795 года…
Достарыңызбен бөлісу: |