Введение глава I история дуньхуана



Дата25.06.2016
өлшемі147.81 Kb.
#157504
түріРеферат




Содержание

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА I ИСТОРИЯ ДУНЬХУАНА...13

1.1 краткие сведения по истории дуньхуан а... 13

1.2 буддизм на территории дуньхуана... 24

1.3 особенности архитектуры древнего китая...30

1.4 особенности дворцовой архитектуры танского времении...33

1.5 Форма пещер дуньхуна...35

1.6 пещерный храм могао как образец храмового комплекса в дуньхуане...40

1.7 Архитектурное решение основных типов пещерных храмов могло...43

1.8 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТЕНОПИСИ ТАНСКОГО ВРЕМЕНИ...56

1.9 СКУЛЬПТУРА ДУНЬХУАНА...61

1.10 ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ В ДУНЬХУАНЕ...66

ГЛАВА II СЮЖЕТЫ СТЕНОПИСИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ...69

2.1 СЮЖЕТЫ СТЕНОПИСИ В ПЕШЕРАХ ДУНЬХУАНА...69

2.2 ПОРТРЕТЫ ДОНАТОРОВ...97

2.3 СЮЖЕТ « ТАНЕЦ ПОД МУЗЫКУ » В СТЕНОПИСИ ТАНСКОГО ПЕРИОДА. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРОВ И КОМПОЗИЦИИ ПЕШЕР... 104

2.4 Образ феи в стенописи дуньхуана...113

2.5 создание образа персонажей...127

2.6 Передача характера персонажей...132

2.7 декоративные орнаменты стенописи дуньхуна танского времени... 138

2.8 линия в рисунке жанровой живописи... 150

2.9 колорит...158

2.10 композиция и песпектива... 163

ГЛАВА III ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТЕНОПИСИ: МАТЕРИАЛЫ, ПРОЦЕССЫ И ИНСТРУМЕНТЫ...167

3.1 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ГЛИНЯНЫХ СТЕН ДЛЯ РОСПИСИ... 167

3.2 МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТЕНОПИСИ ДУНЬХУАНА... 169

3.3 ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ... 172

3.4 ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ РОСПИСИ... 175

3.5 ТВОРЧЕСТВО МАСТЕРОВ СТЕНОПИСИ ТАНСКОГО ВРЕМЕНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСКУССТВО ДУНЬХУАН А... 179

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...192

БИБЛИОГРАФИЯ...198

ПРИЛОЖЕНИЕ...204

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация посвящена проблемам развития настенных росписей периода Тан (618-907) пещерного монастырского комплекса Могао (также называемого Цяньфодун - Пещеры тысячи Будд), расположенного в провинции Ганьсу на северо-западе Китая и являющийся главной частью комплекса пещер вблизи города Дуньхуана. Тема эта весьма актуальна в наши дни, когда проблема осмысления и изучения творческого наследия прошлого особенно остро встала перед учеными Китая, стремящимися сохранить культурное богатство страны.

Пещерный монастырь Цяньфодун по праву считается сокровищницей китайского национального искусства. Его многовековая история отразила в себе все особенности эволюции китайского художественного мышления на разных этапах Средневековья. Пещерные храмы дают возможность изучать историю буддизма, а также архитектуру, скульптуру и живопись прошлого, благодаря уникальной сохранности памятника.

Цяньфодун или, как чаще принято его называть Дуньхуан, достаточно полно и тщательно исследован и описан учеными, преимущественно китайскими.

Об этом монастыре в Китае написан ряд серьезных работ. В странах России и Европы искусство Дуньхуана так же изучалось достаточно тщательно. Среди русских ученых, разрабатывавших проблемы, связанные с буддийскими скульптурами и росписями этого пещерного комплекса, можно назвать Н.В. Дьяконову, СМ. Кочетову и К.Ф. Самосюк.

Искусство Дуньхуана по праву считается частью общемирового художественного наследия, поэтому оно является объектом изучения ученых-синологов из многих стран.

Изучение этого памятника началось сравнительно недавно. Монастырь Цяньфодун («Пещера тысячи Будд») был обнаружен учеными только в начале XX столетия. Хотя огромный скальный комплекс создавался в течение тысячелетнего периода, начиная от 366 до 1368 гг., и представлял собой важнейший пункт на Великом шелковом пути, он был заброшен на долгие годы.

Из истории известно, что в конце периода Северной Сун (первая четверть XII века) из-за надвигавшегося вторжения на китайские земли вражеских войск лучшие предметы искусства и ценные рукописи были замурованы в одну из пещер Цяньфодуна. В 1900 году эта пещера была случайно обнаружена настоятелем ближайшего монастыря, даосом Ваном. В 1907 году значительная часть предметов культуры была скуплена англичанином Аурелом Стейном, который вывез в Лондонское географическое общество 24 ящика древних рукописей, 5 ящиков живописи и вышивок.

В том же году французский синолог Поль Пельо , посетив Дуньхуан, так же вывез большое количество предметов культуры и искусства в Париж, отправив в Пекин лишь некоторые из них. Эти предметы в настоящее время находятся в Париже, в Национальном музее, Лувре и музее Гимэ.

Некоторые предметы были куплены русским консулом С.Ф.Косаревым и вывезены в Россию в 1909 году. В 1910 году часть китайских рукописей была доставлена в Пекин и стала достоянием нынешней Пекинской библиотеки.

В 1911 году в Дуньхуане побывали японцы Татибана Мидзуки и Есикава Контиро, которые вывезли 300 рукописей.

Таким образом художественные памятники Дуньхуана приобрели всемирную известность. Первые открытия положили начало длительному изучению этого удивительного памятника.

Благодаря экспедициям П. Пельо Франция занимала ведущее место среди других европейских стран в области изучения стенописи Дуньхуана.

Французская школа изучения стенописи Дуньхуана весьма серьезна и основательна, в 1973 г. по инициативе ученых был создан специальный государственный научный центр по изучению Дуньхуана, получивший название «Группы по изучению документов Дуньхуана».

Первостепенной задачей эти ученые ставили перед собой не только исследование школы Дуньхуана, но наведение порядка и составление каталога документов. Так, в 1907 - 1920 гг. П. Пельо был издан «Каталог документов Дуньхуана в библиотеке Парижа», который до 60-х годов XX века считался наиболее полным и фундаментальным. Затем ученый Цзо Цзинцюань вместе с другими написал книгу «Каталог книги Дуньхуана Пельо, которая сохранилась в Парижской государственной библиотеке до наших дней». Первый том посвящен экспедиции французского ученого П. Пельо и его экспедиции в Дуньхуане. Книга издана в 1920 - 1924 годах.

С 1981 года во Франции началось издание шеститомного сочинения «Описание пещер Дуньхуана» П. Пельо, которое содержит ценные исторические сведения и документы, способствующие изучению ситуации в Дуньхуане в XX веке.

Французские ученые тщательно изучали не только искусство Китая, но его политику, экономику, религиозные представления, что нашло отражение в изданных ими книгах. В качестве примера можно привести труд «Экономика храмов 5-10 веков в Китае».

В сферу их внимания входит и изучение древних книг, сохранившихся в Дуньхуане. Это прежде всего книги о древних языках, однако, именно об искусстве Дуньхуана ими написано недостаточно.

На протяжении длительного периода изучением Дуньхуана также занимались и японские ученые, достигшие значительных успехов.

Начало этому процессу положил один из японских бизнесменов, который в 1909 году ознакомился с собранием вывезенных из Дуньхуана книг и опубликовал эти сведения в газетах и журналах. Именно эта дата считается началом первого этапа изучения Дуньхуана в Японии. В 1911 г. в Дуньхуане побывали японцы Татибана Мидзуки и Есикава Коитире. Они вывезли 300 рукописей.

Японские ученые собирали информацию о Дуньхуане в Западной Европе, занимаясь в библиотеках и собраниях Берлина, Лондона, Парижа. Им удалось собрать и исследовать значительное число ценностей Дуньхуана, что имеет неоспоримое значение для научного изучения этого явления.

До начала второй мировой войны основным для японских исследователей было собирание и систематизация материала, однако в некоторых областях они смогли глубоко изучить и прийти к серьезным научным выводам. Основу для изучения искусства Дуньхуана заложил ученый &##¦—, который скопировал стенопись в пещере Могао и классифицировал ее. Он издал два тома, в первом

из которых систематизировал научный материал («Изучение росписи в Дуньхуане»), а во втором - изобразительный («Иллюстрации»).

В середине 50-х годов внимание к Дуньхуану не ослабло, многие ученые занимались им, в частности, можно упомянуть книгу «Пещерное искусство Дуньхуана» (уШШ-0 .

Итоговым трудом в области изучения искусства Дуньхуана японскими учеными является капитальная «Энциклопедия Дуньхуана» в 9 томах (1980г. ±\Щ:МШ

Немало важную роль в изучении Дуньхуана сыграли и русские ученые. В России сохранилось много ценных рукописей и документов, относящихся к Дуньхуану. Изучение всего комплекса памятников, связанных с этим пещерным храмом, началось в первые десятилетия XX века. В 1909 году в Зимнем дворце (ныне Эрмитаже) был выставлен ряд предметов, вывезенных русским консулом Косаревым из Дуньхуана.

Экспедиция академика С.Ф. Ольденбурга (1914 - 1915) пополнила собрание Эрмитажа рядом ценных памятников скульптуры и живописи вэйского и танского периодов. Был также издан Каталог книг, обнаруженных в пещерах. Однако систематическое изучение Дуньхуана как одного из важнейших центров средневековой китайской культуры началось после окончания второй мировой войны, с 1950-х годов. С 1957 года активизировалось изучение Дуньхуана и была создана специальная группа по исследованию хранящихся в России памятников.

В 1963 - 1967 годах были изданы два тома «Каталога книг Дуньхуана», написанных на китайском языке. В настоящее время в Эрмитаже продолжается активная работа по изучению живописи и

8

скульптуры Дуньхуана. Н.В. Дьяконова, М.Л. Рудова и К.Ф. Самосюк рассматривают разные аспекты творчества средневековых живописцев и скульпторов, связанные с особенностями буддийской иконографии и ее изменениями на протяжении разных эпох.



В Англии также сохранилось много документов Дуньхуана, поскольку еще в 1907 году, как уже упоминалось, значительная часть художественных памятников была вывезена А. Стейном. С 1950 годов английские ученые стали сотрудничать с китайскими специалистами и достигли определенных успехов. В 1953 году в Лондоне вышла книга французского ученого Анри Масперо.

Вывезенные из Китая Стейном памятники искусства хранятся в Британском музее. На материале этих коллекций Вэйто совместно с японскими учеными издал ряд иллюстрированных книг об искусстве и культуре Дуньхуана.

И все же собственно искусствоведческих исследований об этом уникальном явлении недостаточно. Все исследователи сосредотачивали свое внимание главным образом на изучении комплексных или же слишком частных проблем. Специального труда, посвященного танским настенным росписям пока еще нет.

Китайский ученый Чэн Иньло первым ввел в научный оборот понятие «школа Дуньхуана», которое включает в себя такие аспекты как история, религия, наука и технология, этнография, военное дело и т.д. Чэн Гэн, автор книги «Список Дуньхуана после ограбления», придерживается этой концепции. В центре внимания ученых оказываются история и культура Дуньхуана, стенопись, материалы, скульптура и архитектура и пр. Таким образом, «школа Дуньхуана» - синтез многих дисциплин. С 1931 по 1943 годы было организовано несколько поездок китайских ученых (Лю Фу, Сян Да, Ван Чунмин)

в Европу, результатом чего было полное описание вывезенных из Дуньхуана памятников. Статья Ван Гуовэя и Чэн Иньло явилась открытием для китайской науки, так как в ней впервые было сформулировано значение искусства и культуры Дуньхуана. В 1941 году художник Чжан Дацянь с женой и пятью тибетскими мастерами создали копии дуньхуанских стенописей, их работа была продемонстрирована на выставке в центральной части Китая, вызвала большой интерес и имела успех. Это спровоцировало появление ряда научных публикаций, посвященных искусству Дуньхуана. В частности, книги Фу Чжэнлуня «Очерки искусства Дуньхуана», Чжэн Лэя «Буддийское искусство Дуньхуана», Цзин Байхуа «Значение и ценность искусства Дуньхуана». Однако, в этот период в Китае не была выработана методология изучения и анализа проблем синтеза искусств.

В 1944 году в Дуньхуане организован Институт изучения искусства Дуньхуана собравший художников и искусствоведов, его директором стал получивший образование во Франции Чан Шухун. Сотрудниками института были не только сделаны копии и обмеры многих росписей, но и опубликован ряд серьезных научных работ. С этого момента начинается период систематического комплексного изучения памятников. Появились два тесно связанных направления, изучающие документы пещер и их искусство. Школа Дуньхуана стала самостоятельной отраслью науки.

Фу Юньцзы написал книгу «Дуньхуан за 30 лет». Художники Чан Шухун, Дуань Бэньцзе и Ши Вэйсян сделали полные копии стенописи многих пещер, которые хранятся и экспонируются в музее Дуньхуана, что позволило сохранить и полно представить

10

картину искусства Дуньхуана, так как в самих пещерах в ряде случаев стенопись практически не сохранилась.



В 1949 году образована Китайская Народная Республика, в 1951 году Институт искусства Дуньхуана стал называться Научно-исследовательский Институт изучения культурных ценностей Дуньхуана. Он занимался не только научной деятельностью, но и организацией выставок произведений искусства Дуньхуана во многих странах, что послужило целям пропаганды китайской культуры. Сотрудниками НИИ была проделана большая работа, написаны и опубликованы научные труды по буддийскому искусству, сюжетам и технике исполнения росписи, что способствовало широкому и доступному для ученых всего Китая изучению этого явления. В 1954 г. в Пекинском Музее Гугун состоялась выставка копий стенописи пещер Дуньхуана. В 1956 г. в Историческом музее Тайваня был создан макет расположения росписей пещер Дуньхуана. Курс лекций по истории искусства Дуньхуана читается во многих китайских университетах (в таких городах, как Пекин, Шанхай, Сиань и других.).

В 1999 году в Пекине была опубликована «Энциклопедия Дуньхуана», которая явилась итогом более чем десятилетней работы ста ученых, обобщающей результат всего изучения «школы Дуньхуана» за прошедший век.

Таким образом за последние годы именно китайская научная школа оказалась в авангарде изучения наследия Дуньхуана.

Актуальность темы. Искусство Дуньхуана, таким образом, изучено достаточно полно учеными из разных стран, однако стенопись еще не была предметом специального анализа.

11

1).Социально-политические условия нынешнего времени (бурное развитие экономики, экспансия китайских товаров и технологий в другие страны, открытость страны для экономических и культурных контактов) способствуют повышению интереса к Китаю во многих государствах. Научное исследование, посвященное стенописи пещер Дуньхуана, актуально не только с искусствоведческих позиций, но также и геополитических.



2). Искусство стенописи не осталось только памятником древнего творчества, современные архитекторы и художники используют стенопись как важный декоративный компонент создания образа общественных зданий. Работа о стенописи, таким образом, является актуальной с точки зрения проблемы традиционного национального и современного искусства.

3). Искусство стенописи - фрески - имеет глубокие корни в русском искусстве, работа позволяет сделать сравнительный анализ русского и китайского искусства.

Новизна работы. Искусство стенописи не было предметом отдельного исследования, хотя китайские ученые достаточно основательно занимаются проблемами сюжетики и размещения росписей в разных пещерах.

Впервые проблемы технологии, материала и их роли в создании художественного образа, воплощении идеи становятся в центре внимания.

Также впервые рассмотрена проблема синтеза искусств в пещерном храме.

Объект исследования - искусство средневекового Китая на примере комплекса пещерных храмов Дуньхуана.

12

Предмет изучения- стенопись пещер Дуньхуана и проблемы синтеза искусств.



В соответствии с поставленными задачами в диссертации разрабатывается целый ряд проблем:

1). Особенности танских росписей, связанные с культурными и историческими сдвигами в стране, и их зависимость от изменений, происходящих в буддизме.

2). Художественные принципы танских росписей Дуньхуана и их взаимодействие с культурными веяниями Запада.

3). Расположение танских росписей в пещерах Дуньхуана.

4). Сюжеты, технические нововведения, колорит.

5). Взаимодействие танских росписей со скульптурой.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, приложения в виде Словаря основных понятий и терминов, а также альбома иллюстраций.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования результатов и выводов диссертации в педагогической, музейной и реставрационной практике как в Китае, так и в других странах.

13

ГЛАВА I ИСТОРИЯ ДУНЬХУАНА.



4

1.1 Краткие сведения по истории Дуньхуана.

Область Дуньхуан основана при императореУди династии Западная Хань(206г. до н.э - 8г.). В нее входили шесть уездов с населением около сорока тысяч человек.

Пещерный монастырь Цяньфодун был основан в 366 году близ города Дуньхуан в провинции Ганьсу на стыке с Синьцзяном. Отсюда начинался Великий шелковый путь, караванная дорога связывающая Китай с Западом. Монастырь представлял собой обширную группу пещер, высеченных в толще скал между горами Миншашань и Санвэйшань на высоте, достигающей 50 метров. « Цяньфодун или Могао протянулся на 1600 метров. До настоящего

времени сохранилось 492 пещеры, насчитывающие 45000 квадратных метров стенных росписей и 2500 расписанных красками глиняных статуй, созданных за десять столетий, с 4 по 14 века. Пещеры Могао являются наиболее хорошо сохранившимися из числа скальных ансамблей Китая.

Художественное оформление пещер Цяньфодун охватывает огромный этап развития китайского средневекового искусства. По преданию, монах Лэ Цзуньв 4 веке вырубил здесь первую пещеру для размышления и чтения буддийских сутр. А затем, во времена династии Северная и Западная Вэй ( 386 - 534 и 535 - 577 ), .« Северная Чжоу (557 - 581), Суй (581 - 618), Тан (618 - 907), эпохи

Пяти династий (907 - 960), Сун (970 - 1279) и династии Юань (1271 - 1368) были вырублены, покрыты росписями и украшены скульптурами многочисленные пещеры.

14

Каждая эпоха оставила в гротах Цяньфодуна неповторимые по стилю художественные произведения. И если вэйские пещеры прославились красотой и одухотворенной грацией скульптурных образов буддийских божеств, то эпоха Тан создала полные земной красоты и чувственной прелести памятники стенной живописи, вошедшие в сокровищницу мирового искусства как подлинные шедевры.



Танская эпоха (618-907) - «золотой век» в истории Древнего Китая, время мудрого правления и развития экономики и политики в стране, приверженности правителей открытому курсу общения с другими странами, стремления к прогрессу. В этот период была проявлены большая терпимость, основанная на уверенности в собственном могуществе, по отношению к чужеземному культурному влиянию. Ни одна китайская правящая династия не могла сравниться с танской по степени открытости и интенсивности культурного обмена (илл. 1-1,2).

Танские купцы вели торговлю более чем с 70 странами мира, используя для этого как сухопутные, так и морские пути. Императорский двор установил льготные условия для деятельности и жизни иноземных купцов: они были избавлены от уплаты дополнительных налогов, могли селиться на длительное время в Китае, вступать в брак с китаянками, сдавать экзамены на знание языка, традиций и культуры, что давало им право занимать административные посты.

Современные города Гуанчжоу и Цюаньчжоу в то время были международными портами, а столица Чанъань (ныне г. Сиань) с миллионным населением стала центром торговли, политики и

15

образования. Там училась молодежь из Персии, арабских стран, Индии, Японии, Восточно-Римской империи.



Китайские технологии изготовления бумаги, фарфора, ткачества проникли в арабские страны, Африку и Европу. Японцы заимствовали у Китая социально-культурные реалии - от политического устройства до конструкции архитектурных сооружений, от фасонов женского платья до игры в шашки.

Танская империя обладала большим политическим весом в мире, в то время китайцев даже называли «танцами», что до сих пор сохранено в словарях некоторых стран.

Открытость иноземным культурным веяниям и уверенность в собственном могуществе танских правителей нашли воплощение в отношении к чужеземным религиям. Была гарантирована свобода вероисповедания, наряду с местными религиями равные права получили пришедшие извне религии, кульминации достигло учение и искусство буддизма. Помимо него определенное распространение в Китае получил ислам и пришедшее из Средиземноморья христианство.

Большого прогресса в танскую эпоху достигли наука, культура и просвещение. Это время можно назвать и «золотым веком» поэзии и каллиграфии.

Строительство и развитие пещерно - храмового комплекса Могао подтверждает факт поддержания танскими правителями широких международных культурных связей.

Период Тан, когда Китай вступил в пору развитого Средневековья, оставил в искусстве и культуре страны яркий след. Расцвет культуры был связан с развитием городов, в которых были сконцентрированы многие виды деятельности: торговля, ремесло,

16

производство. Именно в городах собирались библиотеки, открывались учебные заведения. Разные виды творчества -архитектура, скульптура, поэзия - переживали на протяжении трех веков высокий взлет.



Расцвет культуры Китая периода Тан связан с развитием городов, в которых были сконцентрированы многие виды творческой деятельности. Китайские храмовые росписи, созданные выдающимися мастерами живописи, донесли до нас высокий уровень художественной жизни страны.

В X веке при императорском дворе существовала Академия живописи. Умение слагать стихи и отличать подлинные произведения искусства было обязательным для государственных чиновников.

Китай этого периода, находясь в зените своего могущества, оказал влияние на развитие культуры других стран, прежде всего -Японии, государств Средней и Центральной Азии, Кореи.

До прихода в Китай буддизма стенопись была уже известна и распространена. В частности, сохранились образцы стенописи в гробницах династии Хань, в также в гробницах династии Вэй и Цзинь, расположенных в районе Дуньхуана и Цзюцзюань. Основой сюжетики в этих монументальных росписях служат даосские и конфуцианские легенды.



Зарождение буддийской стенописи относится ко 2 веку до н.э. и к началу новой эры. Этот вид творчества из Индии проник в страны Средней и Западной Азии, а во 2 веке н.э. по Великому шелковому пути пришел в район Синьцзян, в 4 веке по северному (через Тюцы и Куча) и южному (через Хотан и Лоулань) путям - в Дуньхуан, наконец, по Коридору Хэси1 - в центральную часть Китая.

Список литературы

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет