З Глава I. Митхила: прошлое и настоящее. 23 §



Дата29.06.2016
өлшемі181.58 Kb.
#165552
түріРеферат




Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. з

Глава I. Митхила: прошлое и настоящее. 23

§ 1. Княжество Митхила: историко-культурный обзор. 23 § 2. Деревня: сельская община, касты, календарные

обряды и праздники. 31 § 3. Мир митхильской женщины: дом и

художественное творчество. 37

Глава II. Иконография живописи мадхубани. 51

§ 1. Пантеон митхильских богов. 51

1. Брахма. 51

2. Шива. 54

3. Вишну. 59

4. Женские божества. 72 § 2. Символика свадебных ритуалов и росписей.

Кохбар - синтетический образ. 90

Глава III. Особенности стиля росписей мадхубани. 105

§ 1. Классификация росписей, созданных на бумаге. 105

§ 2. Пространство и время в живописи мадхубани. 110

§ 3. Изображение человека в живописи мадхубани. 115

§ 4. Канон и вариативность. 123

Заключение. 139

Литература. 141 Приложения:

I. Аннотированный список иллюстраций. 150

II. Кастовый состав Митхилы. Выдержки из отчета о полевых антропологических исследованиях, проведенных в 1995 г. Каролин Б.Хейнз в Митхиле (штат Бихар). 165

III. Митхильские календарные праздники. 167

IV. Альбом иллюстраций (отдельный том).

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Предметом исследования являются ритуальные росписи деревенского жилища на территории современного индийского штата Бихар и их модификации при переводе на бумагу.

У многих народов, особенно проживающих в тех регионах, где распространено саманное и глинобитное домостроение, встречается такой вид женского творчества, как росписи стен. Немногочисленные научные и научно-популярные работы, написанные в период с 1930-х по 1970-е гг. на основе материала, собранного в 1910-30-х гг., сообщают о том, что роспись крестьянского жилища встречалась и встречается у украинцев, белорусов, русских, молдаван, словаков, поляков, болгар и сербов, а также на Кавказе - у черкесов и грузин, в Средней Азии - у таджиков1.

1 См. об этом: Арутюнов С.А., Васильев В.И., Джарылгасинова Р.Ш. Древние уральско-восточноазиатские этнографические параллели (на материалах жилища).// Советская этнография, М., 1991, ft 2, с.28-37; Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири, М., 1953; Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири, М., 1950; Бардавелидзе В.В. Древние религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен, Тбилиси, 1957; Бежкович А. С. Настенная роспись украинской хаты.// Советская этнография, М., 1954, ft2, с.121-128; Белановская Т.Д. Трипольская культура, Л., 1958; Берченко Е.В. Наст1нне мальовання украз.ньских хат на господарьских буд!вель при них, Днепропетровск, 1930; Бломквист Е.Э. Общие черты в крестьянском жилище русских и украинцев.// Советская этнография, М., 1954, №> 4, с.25-41; Воронина В.Л. Узбекское народное жилище.// Советская этнография, М., 1949, ft 2, с.59-85; Выставка украинской народной живописи. Росписи хат. Институт истории искусств, Л., 1928; Зарембский А. Народное искусство подольских украинцев, Л., 1928; Коваленко Гр. Про укра1нський стиль i украЛнську хату. Киев, 1912; Кржем1нский К. Ст±нн1 розписи на Уманщинл.. Мотиви орнаменту, Каменец на Подз.ллю, 1927; Матер1али з етнографИ та художнього промислу, Киев, 1956; Материальная культура компактных этнических групп на Украине. Жилище, М., 1979; Миллер М.А. Очерки крестьянских построек в Приазовье, Ростов-на-Дону, 1912; Никольская З.А. Из истории аварского жилища.// Советская этнография, М., 1947, № 2, с.155-166; Салманович М.Я. Жилище коренного населения Молдавской ССР.// Советская этнография, М., 1947, ft 4, с.204-233; Украинский народ в его прошлом и настоящем (ред. Ф.К.Волков), Пг., 1914 - 1916,

Большинство исследователей сходятся на том, что это древняя традиция сохранилась благодаря немногочисленным мастерам2.

В 1934 году на севере индийского штата Бихар3, на границе с Непалом, произошло землетрясение, которое разрушило деревенские глинобитные дома; и оказалось, что стены и полы этих скромных жилищ покрыты выразительными символическими росписями.

Т. 2; Украинское народное искусство. Ковроделие, ткачество, вышивка, роспись, гончарные изделия, М.-Л., 1938; Чураков С. Древнерусские стенописные орнаменты.// Декоративное искусство, М., 1958, № 12, с.38-42; Шарко А. Малороссийское жилище, М., 1901; Шероцкий К. Очерки по истории декоративного искусства Украины. Т.1 Художественное убранство дома в прошлом и настоящем, Киев, 1914; Щепотьэва М. Розписи хат в с.Ходоровцях на Камянечинз., Киев, 1928; Юрченко П.Г. Народное жилище Украины, М., 1941

2 На Украине в Киеве, в Государственном музее украинского народного декоративного искусства находится большая коллекция работ украинских народных художниц, в том числе и Марии Приймаченко, которая родилась в 1908 году в с. Болотня на Киевщине. Ее работы экспонировались во многих странах мира, а ее имя включено во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», изданную в Будапеште. Подробнее см.: Мария Приймаченко. Альбом. Киев, 1989.

3 Митхила - страна древних митхилов, защищенная с севера Гималаями, а на востоке, юге и западе - реками Коши (Каушики) , Ганг и Гандаки соответственно, занимала около 20 000 квадратных миль современного индийского штата Бихар (дистрикты: Мадхубани, Дарбханга, Самастипур, Вайшали, Музафарпур, Чампарак, Монгхур, Сахарса, Пурни) и примерно 10 000 квадратных миль - в Непале (районы: Рохтара, Сарилахи, Мохитари, Саптари, Моранг). Сейчас это небольшой район Бихара, одного из наиболее густонаселенных штатов Индии. В среднем плотность населения на Бихарской равнине - 447 чел. на 1 кв.км. Наиболее густо заселены четыре округа -Патна, Саран, Музаффарпур, Дарбханга (605 - 635 чел. на 1 кв./км), причём доля городского населения в большинстве округов составляет не более 10%. (См.: Сингх Г. География Индии, М., 1980, с.443).

В поздне-ведическую эпоху Митхила была частью королевства Видеха. Тирабхукти - другое название Митхилы и более популярное в IV - V вв. н.э. Но исторически, Митхила - более употребляемое название этого региона, если говорить о культурных аспектах, а не политико-географических.

Своеобразный уклад жизни позволял на протяжении долгого времени скрывать от посторонних глаз это искусство, образцы которого сейчас представлены во многих музеях мира и частных коллекциях4.

В 1966 - 1967 гг. на Бихар обрушилось новое бедствие -голод. Чтобы облегчить участь голодающих, Всеиндийский Совет по ремеслам, возглавляемый выдающимся деятелем индийской культуры Пупул Джаякар, снабдил митхилок бумагой и шелковой тканью (для написания картин), предоставил субсидии и обеспечил их работам рынок сбыта. Так живопись мадхубани начала обретать коммерческую основу. В определенном смысле она повлияла и на моду: многие женщины с удовольствием начали носить сари с росписями, аппликациями или вышивками, сделанными на основе митхильских сюжетов; интерьеры многих морских портов, железнодорожных вокзалов, отелей и даже поездов были украшены работами художниц.

В 1970 году это искусство получило официальное признание, когда Премьер-министр Республики Индия Индира Ганди вручила государственные награды нескольким художницам: Джагдамбе Деви, Сите Деви, Махасундари Деви.

Искусство мадхубани имеет очень древние корни. Мадхубани -название более известное, но менее точное, ибо так называется только один из четырех районов той части штата Бихар, где распространено это искусство. Другое название этих росписей -митхильская живопись или митхильские росписи - происходит от

4 Коллекции митхильского народного искусства (в том числе и росписи) хранятся в Индии: Чандрадхари музеум (г.Дарбханга, штат Бихар), Бихарский институт промышленного дизайна (г.Патна, штат Бихар), Музей ремесел (Нью-Дели), частная коллекция Упендры Маратхи; в музеях Европы, Америки и России (например, в индийском департаменте Британской библиотеки - коллекция, собранная У.Г.Арчером и М.Арчер в 1930-40-е гг.; в Государственном Музее Востока - коллекция В.И.Коровикова, собранная в 1980-е гг.). Выставки живописи мадхубани прошли в Париже в 1973 г. и 1975 г.

наименования государства, а затем княжества Митхила, которые существовали на этих землях (см. Главу I).

Этим видом творчества занимаются в основном женщины из каст брахманов и каястхов. Узоры мадхубани выделяются специфической композицией. Фигуры богов, людей или животных обычно помещаются в рамку, все пространство которой заполнено изображениями цветов, рыб, птиц, змей и символов планет.

Традиция создания рисунков на стенах и полах домов, на ткани и бумаге существовала с древних времен и в других индийских штатах: Ориссе, Западной Бенгалии, Раджастхане, на юге и др. Но если в узорах альпона (создаваемых у входа в дом и внутри помещения на полу) можно найти много общего, то в живописи, создаваемой на ткани или бумаге, есть региональные отличия5.

5 В окрестностях храма Джаганнатха и в ближайших деревнях вокруг городов Пури и Ганджама (штат Орисса) сохранилась древняя традиция: изображение на пальмовых листьях или бумаге сюжетов на религиозные темы (появление живописи Пури относят к началу строительства храма, примерно к XII в. н.э.). Она сохранила черты буддийских фресок, найденных в орисских храмах. Основным же объектом для изображения был сам Джаганнатха, как один, так и в компании с братом Баларамой и сестрой Субхадрой. Другие сюжеты подсказывали эпос Рамаяна, Пураны, мифологические повествования о Кришне. Относительно редко иллюстрировались местные легенды и исторические события. (См.: Das J.P. Puri paintings. New-Delhi, 1982; Krasa M. The folk paintings of Orissa.// New Orient, 1962, Ш 1, p.19) .

С древних времен и на территории Бенгалии (Х.Книжкова упоминает только некоторые места из огромного списка: Банкура, Бирбхум, Бурдхван, Надиа, Хугли и Калькутта) жили художники, создававшие подобные картины, но более других славились мастера Калигхата - района вокруг храма богини Кали, предместья Калькутты. Они называли себя читракарами или патуа. О первоначальной стадии развития этого искусства ничего неизвестно. Большинство существующих росписей относится к середине XIX - началу XX вв. Любимыми сюжетами для художников из предместья Калигхат были изображения бенгальских женщин, индуистских богов, сцен из эпических поэм, Пуран и Корана. Изображение человека или животного было достаточно крупным, и на одном листе помещали только одну фигуру. (См. : Knizkova H. Bengali pictures of Kalighat style.// New Orient, 1967, ft 6, p.79-80).

Одним из первых, кто по достоинству оценил и начал собирать живописные произведения и сведения о мадхубани, был английский ученый У.Д.Арчер6. Он собрал то немногое, что было создано до 1934 г. на редкой для тех мест бумаге, а также сфотографировал росписи на стенах внутри домов. Теперь его коллекция хранится в Восточном отделе Британской библиотеки.

Российские индологи-искусствоведы почти не обращались к этой тематике7, за исключением Н.Р.Гусевой. В ее книге8 одна из глав посвящена народной живописи, в том числе и митхильской, но в ней использован уже известный, хотя, возможно, и малодоступный на тот момент, англоязычный материал.

В основном же проблемами истории и развития этого вида живописи занимались индийские и западноевропейские искусствоведы: первые работы появились почти сразу после того, как мир узнал об этих росписях. В 1949 г. У.Д.Арчер опубликовал

Близкой к мадхубани ветвью художественно-ремесленного производства является изготовление свитков печваи в небольшом городке Натхдвар (штат Раджастхан). Эти росписи впервые появились в г. Матхура - историческом центре кришнаизма. В XYII в., в период правления Аурангзеба, центральное изображение Кришны было перевезено в Натхдвар, к северу от Удайпура, куда переселяются и мастера, изготавливающие печваи. (См.: Joshi О.Р. Painted Folklore and folklore Painters of India (a study with reference to Rajasthan). New Delhi, 1976) .

6 У.Д.Арчер 16 лет проработал в Indian Civil Service в Бихаре. В это время он несколько лет прожил среди санталов, одной из крупных племенных групп Бихара, а вернувшись в Англию, с 1949 г. возглавлял отдел индийского искусства в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. У.Д.Арчер - автор монографий и каталогов по классическому и народному искусству Индии.

7 Историография вопроса представлена в статье автора. См.: Гордейчук СТ. Ритуальная живопись Северо-восточной Индии (мадхубани Бихара): история изучения и перспективы. // Культура

в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научно-информационный сборник РГБ. Вып. 3. Москва, 2002, с. 63-79.

8 Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии.. М., 1982.

статью в специальном журнале «Marg»9. В относительно небольшой статье исследователь обрисовал основной круг проблем и вопросов, которые позже разрабатывали его последователи и коллеги. Он наметил черты социально-исторической обстановки, в которой родилось это искусство (роль женщин из каст брахманов и каястхов; факторы, повлиявшие на сохранение традиционных форм и образов; функциональное назначение росписей); описал технику художниц и материалы, которыми они пользовались; разделив все изображения на две группы (1. мифологические существа: боги, герои, др.; 2. символы плодородия), попытался объяснить их значение в культуре Митхилы; но наибольшая ценность его работы заключается в том, что он дал характеристику стилей живописи женщин-брахманок и женщин из касты каястхов.

В 1964 г. в сборнике по индийскому народному искусству была опубликована статья Сундхаканты Мишры10. В ней автор рассматривает все виды народного творчества жителей Митхилы, хотя и не отдает предпочтение ни одному из них: производство одежды и домашней утвари из металла и дерева, гончарное производство, создание различных изделий и игрушек из травы сикки, искусство татуировки и другие виды украшения тела, народная живопись и, как наиболее важный вид народного искусства, ритуальные узоры альпона.

В 1966 г. выходит специальный номер журнала «Marg», посвященный искусству и культуре штата Бихар, в котором были опубликованы две статьи о живописи мадхубани11. Статья Милдред

9 Archer W.G. Maithil painting.// Marg, 1949, Vol.Ill, & 3, p.25 - 31.

10 Mishra S. The folk-art of Mithila.// Studies in Indian folk culture, Calcutta, 1964, p.103-110.

11 Archer, Mildred. Painting.// Marg, 1966, Vol. 20, fcl, p. 47; Mathur J.C. Domestic arts of Mithila.// Marg, 1966, Vol. 20, fcl, pp. 43 - 46.

Арчер - это краткое обобщение всего известного о росписях, а работа Дж.С.Матхура ввела в научный оборот новые данные. Прежде всего, автор дает краткую историческую справку о Митхильском княжестве, рассказывая о системе кулинизм, введенной раджой Карнатакской династии Нарасимхадэвой среди брахманов и каястхов и предписывающей им создать свои генеалогические таблицы. Дж.С.Матхур показал неразрывную связь митхильской живописи с домашними обычаями и особенно со свадебными церемониями. Митхильское народное искусство он разделил на четыре категории (альпона, стенная живопись, терракотовые скульптуры, изделия ремесленников) и дал им краткие характеристики, утверждая тем самым (еще раз) необходимость комплексного подхода к изучению народного искусства.

Конец 1960-х - 1970-е гг. отмечены статьями о народном искусстве Пупул Джаякар, книгой-альбомом Ива Веко и работой Милдред Арчер12.

В своей статье, опубликованной в журнале «Marg», П.Джаякар особое место отводит искусству создания альпона, в основном тех мотивов, которые органично входят в митхильские росписи (например, стенописи в комнате новобрачных). В статье,

12 Jayakar P. Painting: colour in the hands of folk makes holy Mandalas in gay spirits.// Marg, 1969, Vol.XXII, К 4, p.37 - 43; Jayakar P. Paintings of rural India.// The Times of India annual, 1975, pp.53 - 62; Vequaud Y. The art of Mithila: ceremonial paintings from the ancient kingdom, London, 1977; Archer, Mildred. Indian Popular Painting in the India Office Library, London, 1977.

Пупул Джаякар - автор работ по народному искусству Индии, председатель Всеиндийского Совета по ремеслам (учрежден в 1952 г.) и одна из активных сторонников сохранения и развития традиций живописи мадхубани.

Ив Веко (был известен в Индии как Bihko Fransi) - французский исследователь, один из наиболее активных собирателей и пропагандистов живописи мадхубани в начале 1970-х гг. Автор книги и фильма о творчестве митхильских художниц. Возможно, именно он был одним из организаторов двух выставок мадхубани в Париже в 1973 и 1975 гг.

опубликованной позже, в 1975 г., она рассматривает уже более широкий круг вопросов (создание мандал, альпона, домовых росписей, живописных свитков патуа, творчество племенных групп), используя для сравнения художественный материал не только Бихара, но и Западной Бенгалии, Махараштры и Раджастхана.

Работа И.Веко - первая основательная работа о митхильских росписях, которая строится по традиционной схеме:

1 глава - историко-географический обзор;

2 глава - характеристика тантрических и ведийских истоков митхильской культуры (но не очень конкретная и полная);

3 глава - описание деталей быта и жизни деревенских жителей (жилище, утварь); характеристика матриархального общества, пережитки которого сохраняются в Митхиле; свадебных ритуалов, а также важную их часть - создание настенных росписей, которые должна была уметь делать каждая девушка;

4 глава - беглый взгляд на образы богов и героев, которых изображают митхилки (Шива и Парвати, Кришна и Радха, Рама и Сита, Вишну и Лакшми);

5 глава - изложение уже известных сведений (например, о двух кастовых стилях, о красках и роли традиции и цвета в митхильской культуре) и новых черт, отмеченных исследователем (развитие живописи среди митхильских женщин других каст).

Работа Милдред Арчер - это полноценный музейный каталог работ митхильских художниц, собранных ею под руководством У.Г.Арчера, а также подаренных П.Джаякар и теперь хранящихся в Индийском отделе Британской библиотеки.

Все работы в каталоге разбиты на четыре группы: 1. эскизы настенных росписей, выполненные на бумаге; 2. уникальные фотографии этих росписей, сделанные У.Г.Арчером в 1938 г. и 1940 г., причем каждая фотография снабжена пояснениями относительно цвета изображенных предметов и живых существ, это единственные фотоснимки росписей столь раннего периода; 3. фотографии других

10

видов живописи: альпона, расписного глиняного панно, др.; 4. работы художниц Митхилы, относящиеся к концу 1960-х - началу 1970-х гг. Каждая группа разделена еще на два раздела в соответствии с «кастовым происхождением» работ: росписи художниц-брахманок и художниц из касты каястхов (см. Главу 1) . Дается информация о других местах публикации этих работ. Каталогу предшествует статья, в которой особый интерес представляет описание художественных особенностей двух «кастовых» стилей. Кроме этого, две главы в книге и соответственно два раздела в каталоге отведены живописи художников племени санталов, самого многочисленного в Бихаре, и живописи художников из касты мали, основным занятием которых было создание цветочных гирлянд и композиций.



В 80-е гг. появляется статья К.Чайтаньи в журнале «Индия», упоминают в своих книгах о мадхубани Д.Н.Сараф, Дж.Джайн и А.Аггарвала, С.Крамриш13. Но эти авторы, каждый, по-своему, повторяли уже известное.

К этому же времени относятся три монографии о митхильском искусстве. В 1982 г. выходит из печати книга У.Тхакура «Живопись мадхубани»14. Автор не скрывает, что часть информации и канву повествования он заимствовал из работ своих предшественников. Но его работа имеет и существенные преимущества, это: высокая информационная наполненность, особенно 1 и 2 глав, повествующих об исторической обстановке в Митхиле с древнейших времен до наших дней, о развитии философии, религии, литературы и

13 Чайтанья К. Искусство мадхубани.// Индия, 1983, № 2,- Джайн Дж., Аггарвала А. Шильпашастра: живые традиции индийских ремесел, М., 1987; Saraf D.N. Indian crafts: development and potential, New-Delhi, 1985; Kramrish S. Unknown India: ritual art in tribe and village, Philadelphia, 1968.

14

Thakur U. Madhubani painting, New-Delhi, 1982.



11

искусства15; детальная разработка всех аспектов бытования живописи. Он традиционно выделяет две группы символов (боги и богини; символы процветания и плодородия), добавляя третью группу (изображения сельскохозяйственных животных, играющих важную роль в экономике региона). «Деревенское искусство Митхилы», - пишет У.Тхакур, - «уникальная комбинация различных явлений: санскритского знания и культуры, тантрических ритуалов и магии и реалий деревенской жизни. И эти направления очень часто плавно перетекают друг в друга. Так, например, Дурга, вместо гирлянды черепов, одета в цветочную гирлянду; а также почти на всех картинках Дурга, Кали, Лакшми, Сарасвати одеты в платье в соответствии со старинными местными традициями, что свидетельствует о том, что женщины-художницы пытались одушевить богов и богинь, воспринимая их как «живущих рядом»16. Констатируя это, исследователь не пытается проанализировать, какие художественные средства использовались для этого.

Через два года выходит книга М. Р. Ананда17. В ней он собрал уже известные факты, и в то же время попытался взглянуть на это явление несколько шире. Прежде всего, он пересматривает систему деления сюжетов на две основные группы. По его мнению, главными изображаемыми персонажами были Богиня-мать в ее многочисленных воплощениях: от Сарасвати до зловещей Кали; персонажи «Рамаяны», «Махабхараты», Пуран; отдельно он выделяет Раму и Ситу, Кришну и Радху. Третью группу составляют символы процветания. Автор поднимает вопрос о целенаправленности создания образов. М.Р.Ананд считает, что процесс создания картин носил ритуально-

15 В этом разделе монографии нашли свое отражение научные интересы У.Тхакура, который долгое время работал в университете в Бихаре и опубликовал ряд статей о политической и религиозно-философской истории Митхильского княжества.

16 Thakur U. Op. cit., p. 80.

17 Anand M.R. Madhubani painting, New-Delhi, 1984.

12

символический характер, во время которого человек стремился к воссоединению с богом. «Фактически все индийское творчество существует для того, чтобы создавать образы, посредством которых верующий мог бы стать вровень с богом или богиней», - пишет исследователь18. Одна из последних глав книги повествует о творчестве художницы Ситы Деви.



В 1980-х гг. выходит книга уже упомянутой П.Джаякар19. Это не специальная монография о мадхубани, а большой научный труд, охватывающий ритуальное творчество многих регионов деревенской Индии.. В этой работе рассматриваются с разной степенью полноты следующие вопросы:

1.домашние обряды, совершаемые женщинами (врата) и включающие в себя визуальное искусство (создание магических узоров - мандал, настенные росписи внутри дома и снаружи, узоры альпона) , музыкальные представления с песнями и танцами, магию, алхимию, др.;

2.роль тантры (тантрические тексты сохранили архаические магические формулы, описывающие космические формы богини-матери, хотя эти абстрактные формы никогда не заменяют ее антропоморфный образ, а наоборот, сосуществуют вместе), также автор описывает некоторые наиболее распространенные магические диаграммы;

З.роль ремесленника (и особенно гончара) в сельской общине, как одного из ведущих звеньев между «монументальными формами великой традиции, деревенскими богами и племенными духами лесов и гор»;

4.мифы о богинях (Дурге-Махишасурамардини, Дайамаве и Дургамаве, Педамме-Мариамме, Ренуке);

18

Anand M.R. Op. cit., pp.17 - 18.



19 Jayakar P. The earthen drum: an introduction to the ritual arts of rural India, New-Delhi, 1989.

13

5.роль Ведической традиции и классической литературы (Рамаяны, Махабхараты и Пуран) в деревенской культуре; б.ритуальное искусство долины Инда;



7.создание мандал и магических узоров, (отдельно автор останавливается на самой древней мандале - сарватобхадра -символе богини и восходящего Солнца), живописных картинок -патуа, монументальных росписей художников из племен гонда и бхилы;

8.скульптурные образы богов (особо выделяются Хануман и Ганеша);

9. три последние главы посвящены женским божествам: исследователь пишет о специфическом восприятии богинь Кали, Гаури, Ситы, Маха-Мари в разных районах Индии; а также рассматривает глиняные и металлические скульптурные образы женских божеств в исторической перспективе (от цивилизации Хараппы до наших дней).

В девятой главе, наиболее интересной с точки зрения данной работы, П.Джаякар рассматривает творчество художниц Митхилы. Автор посещала этот район несколько раз. Последний ее приезд в Митхилу был в мае 1968 года. Исследовательница описывает отдельные работы художниц-брахманок и художниц из касты каястхов, что, однако, не помогает представить своеобразие этой живописной школы. Главы, упомянутые выше, дают больше материала для художественного и культурологического анализа живописи мадхубани.

В 1990-е гг. выходит еще ряд публикаций20. В статье Р.П.Гурпура21, в основном рассматриваются взаимоотношения государства и художниц.

20 Ряд объективных причин не позволяет говорить о том, что отмечены все публикации по данной тематике, но можно утверждать, что освещены работы основных исследователей живописи мадхубани.

21 ГУРПУР Р. П. Мадхубани: бесценный дар из глубины веков.// Индия. Перспективы, 1992, В» 4, с.17-22 .

14

В 1994 г. издается альбом К.Пракаша22. Автор книги -человек, мыслящий художественными образами (К.Пракаш - известный в Индии и за ее пределами художник и дизайнер по тканям), что нашло отражение и в его книге. Небольшая вводная статья освещает основные аспекты бытования этого искусства, не углубляясь ни в одну из проблем. Единственное достоинство его книги заключается в большом количестве иллюстраций. Все они не атрибутированы, но стиль работ позволяет предположить, что они созданы художницами из одной касты.



В 1997 г. Джйотиндра Джайн, директор Музея ремесел в Нью-Дели, публикует монографию о творчестве одной из наиболее известных митхильских художниц Ганги Деви23, основой для которой стали беседы и интервью Д.Джайна с ней в период с 1986 г. по 1991 г. Это единственная работа, посвященная творчеству одной самобытной художницы, работающей в русле народной традиции. Поэтому неудивительно, что в тексте постоянно переплетаются характеристика индивидуального стиля художницы и история развития живописи мадхубани. Так в главе «традиции живописи Митхилы» автор останавливается в большей мере на свадебных ритуалах индуистов и многообразии живописных мотивов, которые создаются к этому событию. В разделе «Иконографические мотивы и живописные концепции» он рассматривает далеко не все (хотя и наиболее распространенные) образцы, такие как: кохбар (или лотосовый круг), бане (или узор из побегов бамбука), латпатия суга (или. узор из двух попугаев), бидх-бидхата (или мотив из двух птиц, обращенных друг к другу) , наг-нагини (или 2 змеи) ,

22

Prakash К. Madhubani. Bombay, 1994.



23 Jain J. Ganga Devi. Tradition and Expression in Mithila Painting, New-Delhi - Niigata, 1997.

15

найна-йогин (богиня с одним глазом), альпона и домашние божества.



Наиболее интересны последние главы, в которых опубликованы живописные работы Ганги Деви и комментарии к ним. Это три цикла: Рамаяна; цикл жизни (основные этапы жизни митхильской или шире индийской женщины); автобиографические работы (4 серии: американская серия, «Путешествие в Бадринатх» и так называемые «раковая» и «японская» серии). Каждый из этих циклов показывает, как своеобразно воспринимаются, трансформируются в художественном сознании и предстают на бумаге литературное произведение, жизненный уклад и быт, которые не меняются в этой части планеты на протяжении многих столетий; другие культуры и народы.

В следующем 1998 году выходит из печати работа Барбары Росси24, выпущенная по итогам выставки, подготовленной Художественным музеем Университета Айовы и демонстрируемой в 1994-95 гг. в Художественных музеях Давида и Альфреда Смартов (Университет Чикаго) и города Санта Барбара. Несмотря на богатый иллюстративный материал, охватывающих художественную историю многих индийских штатов, вступительный текст носит эссеистичный характер.

К самому концу 1990-х гг. относится работа Хизер Элгуд «Индуизм и религиозное искусство»25. Она, безусловно, ценна как исследование по индуистскому искусству, так как в ней главным становится принцип религиозной принадлежности памятника или произведения искусства, что встречается не часто в подобных исследованиях (в основном преобладают хронологический и регионоведческий принципы). Во-вторых, Х.Елгуд рассматривает все формы искусства (хотя часто и поверхностно), в том числе и

24 Rossi В. From the Ocean of Painting Indians popular paintings 1589 to the present. New-York - Oxford, 1998.

25 Elgood H. Hinduism and the Religious Arts. London - New-York, 1999.

16

народные. Среди прочих, она упоминает о росписях мадхубани, но и этот материал так же не дает нам полного представления о своеобразии этого вида искусства.



Необходимо отметить работы, которые, возможно, напрямую не связаны с живописной традицией и даже не повествуют о художественных проблемах Митхилы, а относятся к творчеству народов соседних индийских штатов: Западной Бенгалии, Ориссы и Ассама, и соседнего королевства Непал, но в силу культурной общности могут помочь понять некоторые аспекты митхильской культуры. Это исследования Н.Вермы и Э.Н.Никитиной - о бихарской и бенгальской терракотовой скульптуре, М.Р.Ананда - о народной живописи и скульптуре, А.Мукерджи - об индийских игрушках, ритуальном искусстве племен и тантрическом искусстве, Е.Бхавнани и К.М.Бэлла - о роли орнамента в народном искусстве, Дж.Аппасами - о живописи на стекле, а также обзорные справочные издания о народном искусстве, охватывающие почти все регионы Индии и все виды творчества, С.Санти, Х.Модэ и Дж.С.М.Бёрдвуда26.

Основным материалом для исследования послужили оригинальные произведения живописи мадхубани из собраний



26 Verma N. The terracotta of Bihar. New-Delhi, 1986; Никитина Э.Н. Изучение глиняной бенгальской традиционной скульптуры в общей художественной фольклорной системе ритуала врата.// ГМИНВ. Научные сообщения. Вып. XVII, М., 1984, с. 108 - 124; Никитина Э.Н. Традиционная бенгальская скульптура.// ГМИНВ. Научные сообщения. Вып. XIX, М., 1988, с. 102 - 141; Никитина Э.Н. Традиционная мелкая пластика Западной Бенгалии.// ГМИНВ. Научные сообщения. Вып. XVI, М., 1982, с. 74 - 95; Anand M.R. Sculpture.// Marg, 1969, Vol. XXII, & 4, p.23-35; Mookerjee A. Folk toys of India. Calcutta, 1956; Mookerjee A. Indian primitive art. Calcutta, 1959; Mookerjee A. Tantra magic. New-Delhi, 1977; Bhavnani E. Folk and tribal designs of India. Bombay, 1974; Ball K.M. Decorative motives of oriental art. New-York, 1969 - 260 p.; Appasamy J. Indian paintings on glass. New-Delhi, 1980; Mode H. Indische Volkskunst. Leipzig, 1984; Santi S. 5000 years of the art and crafts of India and Pakistan. Bombay, 1957; Birdwood G.C.M. The arts of India. New-Delhi, 1997.

17

Список литературы

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет