Заполните таблицу



Дата12.12.2023
өлшемі60.5 Kb.
#486223
түріСамостоятельная работа
СРС Р1


Самостоятельная работа обучающегося (СРО) Тема: заполните таблицу:
таблица №1 Культурно-историческая типология цивилизации

Основные критерии

Линейные

Мультилинейные




Г.В.Ф.
Гегель

концепция К. Маркса

К.Ясперс

Н.Я. Дани- левский

А.Тойн би

О.Шпен
глер

Название
культур и
цивилизаций

Культура: Феноменология духа
Цивиализация: Древняя Индия, Египет, Вавил, Греция, Рим.

Культура:
Маркситская концепция
Цивилизация:Франция и Германия.

Культура: Осевое время
Цивилизация: Индия, Китай, Египт и Месопотами

Культура: Россия и Европа
Цивилизация: Египет, Китай, Индия, Рим.

Культура: Постижение истории
Цивилизация: Греция.

Культура:
Концепция «кризиса культуры»
Цивилизация: Египет,
Греция.

Время существования

XIX-XX вв

XIX-XX вв

800-200
годами до н.э

XX в

XX в

XIX-XX вв

Ареал распространения

Древней Греции и Риме, Индии, Китае и Персии.

Франция и Германия.

Китай, Египт и Месопотами

Египет, Китай, Индия, Рим.

Греция.

Египет,
Греция.

Основа существования

Это самая грандиозная в истории философии попытка примирить между собой разум и дух, представить духовную историю как рационально построенную систему, развивающуюся по законам диалектической логики. Для теории культуры важным было положение Гегеля о связи культуры с человеческим трудом.

Основывает культурное развитие на материальном производстве, и разделяет культуру на духовную и материальную стороны. Базирующаяся на понимании истории с материалистической точки зрения. Данная концепция рассматривает культуру во взаимосвязи с процессами производства материальных благ, а также с человеческим трудом, которые являются главными источниками общественного прогресса.

Сам К. Ясперс писал о том, что мы живём в сложное и волнительное время, которое может обернуться не только катастрофой, но и, возможно, приведёт к новому «осевому времени». Но будущее невозможно предопределить, поэтому человечество должно суметь понять себя и свою историю, заглянув в прошлое, в котором скрыта загадка всего человечества. Этой загадкой и является «осевое время»,

Исходным пунктом его теории стал отказ от традиционного рассмотрения исторического процесса как охватывающего все страны и народы мира единого эволюционного потока.Не согласен он и с точкой зрения, считающей современную европейскую цивилизацию и культуру вершиной развития и оценивающей культуру других народов но ее соответствию европейской культуре. Данилевский отвергает эту европоцентристскую позицию, навязывающую всем странам также чисто европейское деление истории на древнюю, среднюю и новую.

Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Другими словами цивилизация - это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности.

Ее пессимистический настрой совпал смироощущением поколения, пережившего Первую мировую войну и последовавшие за ней кризис, хаос, разруху и упадок во всем.

Методы и принципы исследования

Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии. Гегель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона диалектики.



Он исходил из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита-Рикардо, немецкой классической философии Гегеля-Фейербаха, французского утопического социализма. У первых он заимствовал в числе многих других трудовую теорию стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного и непроизводительного труда и др., у вторых – идеи диалектики и материализма, у третьих – понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества.

Изучает психологические последствия конкретных исторических событий, особенности психики исторических личностей, ее воздействие на мотивацию их действий, складывание психотипов под воздействием социокультурной среды.

В основу его концепции исторической типологии положен принцип многообразия локальных цивилизаций, циклического развития культуры.

Понимает рост цивилизации не как географическое распространение, расширение общества, а как прогрессивное аккумулирующее внутреннее самоопределение или самовыражение цивилизации, которое состоит в переходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры.

Теории единства и преемственности процесса мировой истории как общей картины развития человечества Шпенглер противопоставляет свое учение о множестве завершенных, разобщенных в пространстве и во времени локальных целостностей («культур»), равноценных по предельной полноте осуществленных в них возможностей и достигнутому совершенству выражения, языка форм.

Система ценностей

Культура для Гегеля — это форма отчуждения абсолютного духа, аккумулирование абсолютной идеи, способ самопознания абсолютного духа и самого человечества. Важнейшим свойством культуры является творчество — создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его в себе как момент своей истории, как свою предпосылку.

Особенностью марксистской концепции культуры является нововведение в плане трактовки понятия культуры. Ранее, под культурой подразумевались плоды деятельности общества только в духовной области, а сама культура противопоставлялась природе. С точки зрения марксизма, общественная деятельность направлена на улучшение условий жизни человека и общества в тесной связи с природой.

В эту эпоху сложились все те основополагающие категории, с помощью которых мы сегодня мыслим; были заложены основные принципы мировых религий, исходя из которых, люди живут до сегодняшнего дня. В этом смысле был сделан переход в универсальное. «Осевое время» знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями.

Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития.Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые могут существовать как последовательно, сменяя друг друга, так и параллельно.

Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби, являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати.

Западную культуру Шпенглер считает одной из трех самых великих культур, наряду с античной и арабской. Ее характеризует символ бесконечности, с которым Шпенглер связывает особенности европейца как культурного феномена.

Литература:

  1. Габитов Т. Х., Кульсариева А., Муталипов Ж. Культурология/ А, 2004

  2. С. Кульсариева, Гарифолла Есим, Габитов Т. Х.Культурология/ А,

2006

  1. Токенов Р. С. С. Жанакулов Основы культурологии/ А, 1999

  2. В. Нагымулы .Культурология/Астана,2007

  3. Ермишина Н.Д. Культурология: учеб. пособ. для вузов / Н.Д.

Ермишина/ М.: Академический проект, 2007

  1. Каверин Б.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / Б.И.

Каверин/М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005

  1. Кармин А.С. Культурология / А.С.Кармин, Е.С. Новикова/

СПб.: Питер, 2005

  1. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С.

Кагана/ М., 2007

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет