ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО В ЗЕРКАЛЕ АРХЕОЛОГИИ. К 70-летию Д. Г. Савинова. – Кемерово, 2011
Л. Н. Ермоленко
К ВОПРОСУ О КОМПОЗИЦИИ
НА ОБКЛАДКЕ ЛУКИ СЕДЛА ИЗ КУДЫРГЭ
Изображение на паре костяных (по А. А. Гавриловой, роговых) пластин с передней луки седла
из могилы 9 могильника Кудыргэ (
рис. I–1) неоднократно анализировалось исследователями
[Руденко, Глухов, 1927; Киселёв, 1949; Грязнов, 1961; Гаврилова, 1965; Фёдоров-Давыдов, 1976;
Савинов, 2005; и др.]. В композиции центральным положением и размерами выделяются фигуры
двух тигров. Если по обеим сторонам от хищников изображены сцены конной охоты – стрелок и
звери, стремительно движущиеся
влево (с
внешней зрительной позиции), то противопоставленные
фигуры тигров, по общему мнению, «разрывают» композицию, создавая независимую парную
сцену. Образы тигров С. В. Киселёв, например, считал более значимыми по сравнению с образами
всадников [1949, с. 279].
Д. Г. Савинов [2005] справедливо относит изображение тигров на кудыргинской обкладке к
геральдическим.
Действительно, здесь использован приём (зеркальной) симметрии,
хотя и не
строгой: фигуры отличаются, особенно положениями хвоста и головы. На наш взгляд, хищники
не просто составляют геральдическую пару, но
проявляют взаимодействие, демонстрируя друг
другу агрессию: у них оскалены пасти, высунуты языки; звери показаны ударяющими хвостами,
причём образ хищника слева более экспрессивен.
Позиции животных, непосредственно окружающих тигров, тоже мало согласуются с общей
направленностью охотничьих сцен. Г. А. Фёдоров-Давыдов об этом писал: «... однонаправленное
движение кое-где как бы тормозится второстепенными фигурками, обращенными в другую сто-
рону или поставленными поперек основной линии» [Фёдоров-Давыдов, 1976, с. 69]. Нам пред-
ставляется, что в расположении этих «второстепенных фигурок» прослеживается закономерность,
если рассматривать их в связи с фигурами тигров, и данная совокупность образов нуждается в
осмыслении. Ранее нами было высказано предположение о том, что в центральной части соеди-
нённых пластин запечатлено противостояние
охотящихся хищников [Ермоленко, 2008, с. 62, 63].
Характерно, что вся сцена, а не только фигуры тигров, организована по принципу равновесия,
симметрии, осью которой служит место стыка пластин. С каждым из тигров сочетаются по три
фигуры животных, изображённых, соответственно, сверху, снизу и сзади хищника. В контексте
центральной сцены на сдвоенных накладках образы животных, размещённых одинаково по отно-
шению к тиграм, могут быть описаны как парные. Если пары
животных над и под фигурами
тигров, подобно самим тиграм, повёрнуты головами друг к другу, то при воспроизведении фигур
животных сзади тигров использован приём переносной симметрии (повтора). Таким образом,
ближайшие к тиграм звери, образуя ритмическое
обрамление центральной сцены, несомненно к
ней принадлежат (
рис. I–2).
Позади каждого из тигров изображено «распластавшееся в беге»
животное, направленное
вправо и одновременно вверх (как будто вставшее на задние ноги). За тигром, расположенным
слева,
находится животное, которое, несмотря на достаточно длинный хвост,
отождествляется
143
авторами с самкой козы (по С. И. Руденко, А. Н. Глухову) или косули (по А. А. Гавриловой), за
тигром, стоящим справа – горный баран (козёл). Первый тигр занёс хвост для удара, изогнув его,
подобно бичу, тогда как опущенный, но напряжённый хвост второго тигра, по всей видимости,
запечатлён в момент удара. Удар этот пришёлся по находящемуся сзади горному барану (козлу):
хвост тигра изображён поверх рогов и верхней части спины животного. Ввиду выявленной нами
в фольклоре (героическом эпосе) ассоциации хвоста с оружием [Ермоленко, 2008, с. 207–209],
можно допустить, что баран показан поверженным. Учитывая аналогичную позицию животного,
расположенного позади тигра с поднятым для удара хвостом, следует признать, что и оно изобра-
жено лежащим. Очевидно, в последнем случае мы имеем дело с изобразительным приёмом сов-
мещения разновременных событий (предшествующего и последующего) [Успенский, 1995, с. 264
и сл.]. Под задними ногами тигра,
находящегося справа, лежит самка копытного животного с
вывернутым крупом (в публикациях идёт речь о самке горного барана, косули, лани). Животное
тоже сражено тигром, что отмечает и Д. Г. Савинов, проводя аналогию с торевтикой [2005, с. 20].