Генеральному директору



бет1/4
Дата26.01.2023
өлшемі91.5 Kb.
#468795
түріМетодическое пособие
  1   2   3   4
методичка по фондам


Научно-фондовая работа в музее


Краткое методическое
пособие в помощь
молодому музейному
специалисту, занимающемуся
учетом экспонатов
Главная инвентарная книга (Книга поступлений музейных предметов (основного фонда) на постоянное хранение) – юридический основной учетный документ, предназначенный для первичной регистрации (инвентаризации) музейных предметов и музейных коллекций, поступивших в состав основного фонда музея на постоянное хранение. Являясь важным элементом общей системы фондовой документации, Главная инвентарная книга обеспечивает (документирует) выполнение музеем целого ряда комплексных задач в области учета основного (музейного) фонда, в их числе:

  • общую систематическую первоначальную инвентаризацию поступивших музейных предметов и музейных коллекций;

  • ученую индивидуальную индексацию музейных предметов и музейных коллекций;

  • юридическое закрепление новых поступлений за конкретным музейным собранием;

  • документирование результатов первичной атрибуции новых поступлений;

  • информацию о количестве, составе, содержании и состоянии музейных предметов и музейных фондов, источниках и способах их поступления в музей;

  • закрепление первичной классификации и систематизации предметов по определенным музейным фондам и музейным коллекциям.

Первичная регистрация новых поступлений в Главной инвентарной книге проводиться на основе утвержденного директором музея Акта приема предметов на постоянное и прилагаемой к нему описи (коллекционной или полевой), другой сопроводительной документации – легенды по истории создания и бытования предметов, биографических данных о лицах, связанных с предметами и др.
Предъявляются определенные требования к оформлению Главной инвентарной книги: до заполнения все листы книги должны быть прошнурованы и пронумерованы чернилами или пастой; заверительные записи о количестве листов в книге подписаны директором и главным хранителем музея, скреплены печатью музея и утверждены вышестоящей организацией культуры. Описание музейных предметов при регистрации в Главной инвентарной книге основного фонда по форме и содержанию проводится в более расширенном варианте по сравнению с Актом приема. Главная инвентарная книга основного фонда заполняется по форме Книге поступлений музейных предметов (основного фонда), которая дана в приложении № 9а действующей Инструкции.
Книга поступлений музейных предметов (основного фонда) состоит из 12 граф.
Графа №1 – «№№ пп» предназначена для учетной индексации предметов. В этой графе проставляется порядковый номер предмета (музейной коллекции или иного музейного комплекса предметов), который закрепляется за каждым музейным предметом и входит как составная часть в его учетное обозначение. Этот номер не может быть присвоен другому музейному предмету даже в случае его передачи, утраты и списания. При групповой (суммарной) записи музейные предметы регистрируются под одним (едины) порядковым номером с проставлением через дробь номеров предметов, входящих в данный комплекс (или комплект предметов), которые они имеют по коллекционной или полевой описи. В Инструкции особо оговаривается, что запрещается групповая запись предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней без последующей попредметной записи.

В графе 2 – «Дата записи» проставляется полная и точная дата регистрации предмета.


В графе 3 – «Время, источник и способ поступления, сопроводительные документы, №Акта» указывается: дата приема предметов в собрание музея (в соответствии с Актом приема); источник поступления – название конкретной организации, если же предметы переданы частным лицом – фамилия, инициалы данного лица; способ поступления – передача, дар, завещание, закупка, обмен, экспедиция музея; сопроводительные документы – приказ Министерства культуры Российской Федерации, полевая опись и др.; номер и дата Акта приема.

В графе 4 «Наименование и краткое описание предмета(автор, дата, место происхождения, надписи, подписи и пр.)» дается общая характеристика предмета и отмечаются его основные отличительные особенности. Содержание информации зависит от типа источника и видового состава регистрируемых предметов.


Так, методика описания в графе 4 вещественного источника будет включать следующие позиции:
а) определение видового признака предмета и его функционального назначения (кувшин, чашка с блюдцем, ткань льняная, блузка, монета и т.д.). Если предмет имеет собственное название (авторское, функциональное, местное-бытовое), оно приводиться после видового признака (шкатулка «Лесное царство», тарелка декоративная, кружка-«шутиха»). Для наград, мемориальных предметов и личных вещей указывается их принадлежность определенному лицу или событию (знак «Гвардия СССР» Балюк О.И., участницы Великой Отечественной войны; знамя солдат-двинцев и т.д.);
б) при регистрации многопредметных комплексов (комплектов), организованных по определенному принципу (функциональному назначению, тематическому, персональному, номинальному и др.), при записи в графу 4 им дается обобщенное наименование, а затем проводиться попредметное описание с возможной группировкой однотипных предметов (сервиз-чашки, блюдца и т.п.).
Парные предметы описываются в общей форме (чашка с блюдцем, пара обуви, чайник 2-парный, медаль … и удостоверение к ней и т.п.);
в) при определении автора – создателя, изготовителя указывается конкретное лицо и предприятие, организация, центр производства (завод, фабрика, мастерская и т.п.);
г) дата создания или бытования может быть полной (год, число, месяц), неполной (год, век) или приблизительной
(1920-ые гг., конец XIX в., «около», «не позднее» и т. д.);
д) место происхождения (создания, бытования или обнаружения) – географический признак описывается в исторической форме на период создания предмета, бытования и т. д. (например, Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург).
В тех случаях , если такие элементы описания, как автор, дата, место происхождения или название предмета при первичной регистрации или неточное определение, они записываются со знаком вопроса или в квадратных скобках, например, Иванов С.И.(?); Иванов С.И.
е) фиксируется при регистрации наличие и расположение на предмете клейм, марок, штампов, монограмм, надписей, подписей, печатей (например, «на дне заводская марка» или «марка отсутствует»);
ж) если предмет имеет специальное оформление (вместилище) – футляр, папку, обрамление из металла, дерева, кости и т.п., при описании это оговаривается (в футляре, в рамке, в папке и пр.).
При регистрации письменных источников указываются следующие данные:
а) вид и разновидность документов (например, приказ, протокол заседания, записка докладная);
б) заголовок (собственный заголовок документа или составленный при описании), содержание документа – информация о фактах, событиях, отраженная в тексте;
в) автор документа – индивидуальный или коллективный, издатель для печатных изданий;
г) адресат – отдельное лицо или организация (учреждение, предприятие) кому адресован (направлен) документ, его получатель;
д) дата и место составления документа или его подписания, утверждения или издания;
е) наличие формуляра, подписей, надписей, печатей;
ж) подлинность или копийность документа – подлинник, автограф (для авторской рукописи) копия, заверенная копия, отпуск и др.
При описании произведений изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры указываются:
а) автор произведения (Ф.И.О., годы жизни художника);
б) видовой признак – картина, панно, гравюра, скульптурная фигурная группа, бюст, барельеф и др.;
в) название произведения (авторское или данное позднее), жанр – портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный жанр и пр.
г) год создания (при отсутствии даты – ориентировочно указываются годы, начало или середина века и т.д.); место создания – город, регион, для зарубежного искусства – страна;
д) наличие авторской подписи, надписи, датировки и их расположение;
е) вариант произведения – эскиз, этюд, зарисовка, авторское повторение, авторская копия;
ж) указание на наличие рамы, подрамника, постамента, подставки, паспарту (для графики) и других оформительских элементов.
Кинофотофоноисточники при их регистрации в графе 4 Главной инвентарной книги основного фонда описываются примерно по такой схеме:
а) видовой признак, целевое назначение, жанр:
киноисточники – фильм документальный, учебный, игровой и т. д., спецвыпуск, кинохроника, кинорепортаж и др.,
фотоисточники – негатив, позитив (фотография, фотоснимок), диапозитив (слайд), фотоальбом, фотооткрытка; фотохроника, фоторепортаж, портрет, пейзаж, бытовой жанр и др.;
фоноисточники – запись события (интервью, репортаж с места события), запись воспоминания, запись произведения литературы, искусства и пр.;
б) авторство персональное: для киноисточников указывается режиссер, оператор; для фотоисточников- фотограф (фотомастер), фотокореспондент, фотолюбитель; для фоноисточников – редактор или режиссер звукозаписи, автор- исполнитель;
авторство коллективное: кино-, телестудия, студия грамзаписи, фотоателье и др.;
в) дата и место происхождения – создания, бытования, события и т.д.;
г) краткое описание источника: аннотация о запечатленном событии, лице или группе лиц, об объекте или предмете съемки; надписи или отметки, нанесенные на поля пленки, фотоотпечатка и т.п.; наличие паспарту, переплета (или альбома); обстоятельства съемки (записи); местонахождение оригинала-негатива; сведения об авторе или запечатленном лице в кадре и др.
В графе 5 «Количество предметов» указывается фактическое количество предметов (единиц хранения), которые были зарегистрированы в Акте приема.
В графе 6 «Материалы и техника» дается общая характеристика основы, из которой изготовлен предмет и техники изготовления (создания, воспроизведения), исходя из специфики источника, например:
вещественные источники: материал (основа) – металл, стекло, дерево, кость, ткань и пр.; техника – литье, штамповка, ковка, резьба, шитье и пр.;
письменные источники: материал (основа) бумага, картон, ткань и пр.; способ воспроизведения – рукопись, машинопись, ротапринт, ксерокс, телеграфная лента, типографская печать или техника простейших множительных аппаратов (гектограф, мимеограф, стеклограф);
произведения изобразительного искусства: материал (основа) для живописи – холст, картон, фанера, дерево, бумага и пр.; для графики – бумага, ткань и пр.; для скульптуры – гипс, металл, мрамор, гранит и пр.; техника живописи – масло, акварель, темпера, пастель и пр.; техника графики – рисунок, гравюра, литография, акварель и пр.; техника скульптуры – литье, отливка, чеканка, ковка и пр.
кинофотофоноисточники: материал (основа) – пленка, стекло, пластинка, фотобумага и п.д. (с указанием светлости, тональности, размера) магнитная лента, восковой валик, металлический диск и пр.; техника кинематография, фототехника, система звукозаписи (механическая, оптическая, магнитная и пр.).
Графа 7 «Размер. Вес для драгоценных металлов и камней» заполняется путем непосредственного обмера предметов и на основании Акта результатов опробирования драгоценных металлов и экспертизы драгоценных камне. Размеры предметов указываются в сантиметрах или в миллиметрах (например, для нумизматики, филателии и графики и др.) в соответствии с общими правилами обмера музейных предметов: для прямоугольных предметов (двухмерных, плоских) – высота (вертикаль) на ширину (горизонталь); для круглых и эллипсообразных – диаметр; для объемных (трехмерных) – высота, ширина и глубина. При измерении фигурных композиций отмечаются все три обмера предмета – высота, ширина, глубина. Для ваз, блюд, тарелок, чашек , а также для цилиндрических предметов проставляются два размера – высота и наибольший диаметр. Размеры съемных частей предметов указываются после общих размеров. В единых комплектах предметов (сервизах, наборах и пр.) указываются размеры только одного из состава аналогичных предметов, например, чашки, блюдца сервиза. Имеется специфика обмера отдельных предметов одежды, например, для распашного костюма (пальто, сюртук, пиджак, френч и пр.) определяется общая длина и ширина плеч; для платьев - общая длина и ширина подола, для некоторых видов ширина талии и другие обмеры, например, длина рукава; для брюк, юбок - общая длина и ширина пояса; для головных уборов – высота и ширина по краю, для фуражек – диаметр, высота; для обуви – общая длина и высота и т.д.
Для произведений изобразительного искусства: живопись измеряется путем измерения высоты и ширины; скульптура – высота, ширина, глубина; графика – ширина, высота с полями и отдельно без полей. Если произведения живописи или графики находятся в раме или паспарту, которые не могут быть размонтированы для обмера, они измеряются «в свету», когда измеряется лишь видимая часть лицевой стороны произведения, а также проводится обмер с учетом рамы, паспарту.
В графе 8 «Сохранность» фиксируются как общее состояние предмета (например, «в сохранности» или «загрязнен»), так и отдельные дефекты, утраты частей с указанием места и размеров повреждений основы (например, «правый угол оторван», «сгиб по центру», «у ворота прорыв 3 см»).
В графах 9-12 дается информация о стоимости предмета (при закупке), месте его хранения, сведения о передаче, списании и др.
Порядок и формы учета предметов научно-вспомогательного фонда определены в п.121-123 Инструкции, включая актирование и регистрацию в Книге учета научно-вспомогательных материалов. При атрибуции используется дифференцированно методика работы с предметами основного фонда.


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет