РД ПГАТИ 2.10.4 - 2006 Учебно-методический комплекс
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики»
Кафедра философии
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедрой, д.ф.н., профессор
_______________ Филатов Т.В.
« ____ » _______________ 2006г.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
" ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ "
Для направления/специальности: __________________________________
______________________________________________________________
Обсуждено на заседании кафедры
«_____» ____________________ 200__ г.
протокол № ___________
Подготовил кандидат исторических наук,
доцент Медвецкий Андрей Федорович
Самара 2006
Содержание
-
1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ. История КЭИС-ПИИРС-ПГАТИ.
|
2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ГОСУДАР-СТВЕННОСТИ В XI — XIII вв.
|
3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII — XV вв.
|
4. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО: НА ПУТИ К ДЕСПОТИИ ВОСТОЧНОГО ТИПА
|
5. РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ РАСКОЛ В ОБЩЕСТВЕ
|
6.ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВЫНЕ ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
|
7. ПОПЫТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ В XIX СТОЛЕТИИ
|
8. ЦИВИЛИЗАЦИОНЫЙ ВЫБОР РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НАЧАЛЕ XX в.: РЕВОЛЮЦИЯ И РЕФОРМЫ
|
9.РОССИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА
|
10. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА
|
11.«ПОЧВА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (1917 — 1920 (1922) гг.).
|
12. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 20-е—30-е гг. УСИЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВОСТОЧНОГО ТИПА РАЗВИТИЯ
|
13. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941 — 1945 гг.)
|
14. ПОПЫТКИ ПОСЛЕВОЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СССР (1945 —1964 гг.)
|
15.ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР И ЕГО РАСПАД
|
16. РОССИЯ ПОСТСОВЕТСКАЯ: ИСТОИЧЕСКЕ КОНТУРЫ ГРЯДУЩЕГО
|
17. РОССИЯ. Век XXI. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРОГНОЗЫ.
|
©Ипполитов Г.М
©Медвецкий А.Ф.
Лекция №1 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ РАЗВИТИЕ ИСТОРИИ КАК НАУКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ.
Греческое слово *история* означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было.
Вопрос исторического познания волновал человека с самых первых шагов возникновения цивилизации.
История, как наука начинает свое развитие со времен ГЕРОДОТА, названного «отцом истории». Однако, в истории Геродота еще не существует исторического процесса как такового. Его повествование распадается на обособленные картины, не связанные в хронологическое целое.
В отличие от Геродота, другой греческий историк ФУКИДИД уже полностью стоит на почве истории. Именно Фукидид является родоначальником научной историографии, основанной на рациональных методах объяснения исторических событий.
У римского историка ПОЛИБИЯ появляется совершенно новый тип историографии – тип всеобщей истории. В центре его внимания не событийная история войн, как у Фукидида, а внутренние отношения действующих в них политических сил. В истории Полибия появляется анализ внутренних и внешних взаимоотношений государств, и впервые появляется мысль о том, что отдельные государства есть часть всемирной истории.
Следующим историком, внесшим ощутимый вклад в историческую науку стал средневековый историк ВИКО. Его история предстает как процесс, созданный людьми, их речью, обычаями и законами. Вико увидел в истории процесс возникновения и развития человеческих обществ и их институтов. По мнению Вико существуют определенные периоды в истории, имеющие черты которые повторяются в другом периоде, т.о. два периода оказываются тождественными. При этом, сходные периоды чередуются в одном и том же порядке. Однако, подобное циклическое движение истории оказывается не простым вращением, прохождением ее через определенные фазы. История движется не по кругу, а по спирали, ибо она никогда не повторяется, а вступает в новую фазу в иной форме. По этому, по мнению Вико, история всегда создает нечто новое, циклический закон ее развития не позволяет нам предвидеть будущее.
Вико является непосредственным предшественником основных исторических кон-цепций, которые стали возникать в конце XIX в. и которые можно свести к трем группам: концепции ОДНОЛИНЕЙНОГО, МНОГОЛИНЕЙНОГО И ЦИКЛИЧЕС-КОГО развития.
-
Концепция однолинейного развития представлена его основателями Гегелем и К. Марксом. ГЕГЕЛЬ полагал, что историческая деятельность человечества слагается из деятельности отдельных людей, каждый человек преследует свои собственные интересы, а в результате возникает нечто, такое, о чем люди и не подозревали. По мнению Гегеля в истории действует некий ДУХ, или МИРОВОЙ РАЗУМ, который постепенно разворачивается и направляет в конечном счете деятельность людей.
Вся история у Гегеля – история постоянного прогрессивного развития мирового разума, который выступает в форме духов отдельных народов. Человечество, как по ступенькам (этими ступеньками являются достижения свободы отдельных стран и народов), поднимается к светлому царству свободы.
МАРКС, испытавший на себе влияние Гегеля, также считал, что история человечества едина. Все народы, по представлению Маркса, должны пройти пять общественно-экономических формаций. Подобный подход назван в истории Формационным. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему. Маркс полагал, что в истории господствуют объективные, т.е. независимые от людей законы. Он сделал этот вывод на основании того факта, что в истории есть повторяемость. Маркс считал, что наличие подобных законов дает возможность через их изучение управлять развитием общества: предсказывать негативные последствия, выбирать оптимальный путь и т.д.
Еще одним представителем однолинейной направленности исторического процесса является американский экономист РОСТОУ. В его учении также как и в учении Маркса наблюдается тенденция разделить историческое развитие общества на формации, но в его учении эти понятия заменены на с т а д и и. Вся человеческая история сводится у Ростоу к истории совершенствования техники. Развитие передовых стран Европы и США жестко предопределено, что касается отсталых стран Азии, Африки и Латинской Америки, то они вообще находятся у Ростоу вне истории.
-
Концепции многолинейного развития. Основные представители – К. Ясперс, А. Вебер. Схема мировой истории по Ясперсу строится на четырех пунктах:
А) доистория, или «прометеевская эпоха» - возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем.
Б) существовавшие тысячелетия великие культуры древности. Например, древнеиндийская, древнекитайская и т.д.
В) осевое время, когда полностью формируется современный человек.
Г) научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие мы сейчас испы-тываем.
Понятие Осевое время Ясперс считал основным в своей теории. Он писал, что примерно за 500 лет до н.э. в истории произошел резкий поворот, как бы повернулась ось истории. В это время начинают возникать крупнейшие философские школы и появляются некие пророки, зарождающие основу мировых религий, в эту эпоху происходит перерождение личности человека. В осевое время люди впервые начинают ощущать, что в их время, в настоящем. Начинается нечто исключительное и именно от них, от их действий будет зависеть, как повернется история. Т.о. происходит пробуждение исторического сознания.
Еще одной концепцией многолинейного развития является теория А. Вебера. Согласно Веберу, к началу 1-го тысячелетия до н.э. сложились три большие культурные сферы: китайская, индийская и Греко-римская, и соответствующие им три религии: конфуцианство, буддизм и греческая религия. Именно их развитие предопределило многовариантность дальнейшего развития человечес-тва.
-
Концепцию циклического развития представляет в исторической науке О. Шпенглер. Согласно его теории нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур, каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности. По Шпенглеру – каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни – примерно 1000 лет. Каждая имеет сою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во Вселенной и т.д.
Продолжателем теории Шпенглера является английский социолог Тойнби. Он развивает концепцию циклического развития истории, на основе полученных данных выделил развитие 37 основных цивилизаций. Тойнби делит все цивилизации на три вида: 1. расцветшие. 2. неразвившиеся 3. застывшие.
Достарыңызбен бөлісу: |