Методические указания для студентов исторического факультета



жүктеу 299.91 Kb.
Дата16.06.2016
өлшемі299.91 Kb.



АКСИОЛОГИЯ

Методические указания
для студентов исторического факультета

Автор-составитель: Климович А.В.



Тема 1 Становление ценностных представлений и идей в истории философской мысли
Занятие 1.1 Развитие аксиологических идей в классической философии


  1. Религиозная аксиология Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

  2. Аксиологические идеи в философии эпохи Возрождения и Нового времени (гуманизм, сенсуализм, утилитаризм).

3. Деонтология И. Канта и предпосылки возникновения аксиологии.

4. Аксиологическая проблематика в традициях русской философии.


Вопросы для самоконтроля

    1. Каковы причины появления аксиологической проблематики в древнегреческой философии?

    2. Какой древнегреческий мыслитель выводит аретологию на более высокий уровень духовной ценности?

    3. В чём особенности представленной Платоном иерархии ценностей?

    4. В чём заключается вклад Аристотеля в аксиологию?

    5. Какой мыслитель античности первым употребил понятие «ценность» как философский термин?

    6. В чём специфика и особенности христианской аксиологии?

    7. Какова представленная Аврелием Августином иерархия ценностей?

    8. Какие группы ценностей выделяет Ф. Аквинский?

    9. Какие ценности были «эмансипированы» в эпоху Возрождения?

    10. В каких направлениях философии Нового времени представлена аксиологическая проблематика?

    11. Каковы аксиологические идеи Д. Юма?

    12. В чём заключалась роль И. Канта в процессе возникновения аксиологии?

    13. Назовите основные подходы к аксиологической проблематике в традициях русской философии.


Темы сообщений

  1. Сократ о высших благах.

  2. Учение Платона о материальных и идеальных благах.

  3. Аристотель о высших добродетелях и возможностях их достижения.

  4. Культ разума и силы духа в философии стоиков.

  5. «Переоценка ценностей» в философской школе киников.

  6. Ценностные приоритеты философии эпикурейства.

  7. Экзистенциальные проблемы в философии Аврелия Августина (сущность человека, смысл жизни, счастье, любовь, совесть).

  8. Фома Аквинский о сущности и предназначении человека.

  9. Человек как высшая ценность в философии гуманизма эпохи Возрождения.

  10. Свобода как ценность в философии Б. Спинозы.

  11. Социальные ценности и идеалы Нового времени и эпохи Просвещения.

  12. Учение о ценностях Н.О. Лосского.

  13. Абсолютные ценности в трактовке философии всеединства.


Практические задания

    1. Древнегреческий философ Платон предпринял одну из первых попыток создать иерархию ценностей, внести в них разумный порядок. В какой мере, как Вы думаете, обусловлена эта иерархия ценностей учением Платона о мире идей? Сопоставьте иерархии ценностей, представленные Платоном и Аврелием Августином.

    2. Известно, что Сократ не признавал проблем, характерных для натурфилософов античности: о природе, о её первоначале, о мироздании. Чем, по мнению Сократа, должна заниматься философия? Каким образом Сократ соединяет стремление человека к счастью с поиском истины?

    3. Какую ценность и почему Платон рассматривал в качестве высшей и универсальной? Обоснуйте свой ответ.

    4. Выделите и охарактеризуйте выдвинутые древнегреческими мыслителями модели поведения людей в обществе. Какими ценностями определяются эти модели поведения?

    5. В каком направлении древнегреческой философии было выдвинуто понятие «антиценность»? Какой смысл был вложен в это понятие? Что считалось антиценностью? А как Вы думаете, что такое антиценность в контексте современной цивилизации?

    6. Как известно, Фома Аквинский разработал особую иерархию ценностей. Какие две основные группы ценностей он выделяет? Каким образом эти ценности связаны между собой?

    7. Какие ценности считали наиболее важными и значимыми для человека мыслители Нового времени? Почему отношение философов XVII века к ценностной проблематике было преимущественно негативным?

    8. Объясните, почему именно И. Кант считается предшественником научной аксиологии. Какие именно идеи Канта оказали наиболее значительное влияние на формирование аксиологии как науки?

9. Выделите основные идеи учения Н.О. Лосского о ценностях. Почему своё учение мыслитель называл идеально-реалистическим?

10. Какие ценности русские философы С. Франк и Н. Лосский считали «абсолютными сверхценностями»? Доступны ли такие ценности человеку? Что считал Н. Лосский «категорическим условием» возможности существования ценности?

11. Творчество человека, по мнению Н.А. Бердяева, предполагает «три элемента – элемент свободы, благодаря которой только и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворённого уже мира, в котором и совершается творческий акт и в котором он берёт себе материалы». (См. : Хрестоматию по философии, с. 268). А что, по Вашему мнению, представляет собой творчество человека? Согласны ли Вы с утверждением о том, что все люди являются творческими существами? Обоснуйте свой ответ.


  1. Какую ценность полагает русский философ В.С. Соловьёв в качестве высшей ценности всего бытия и жизни человека? Каким образом, по Соловьёву, человек может обрести эту ценность?


Литература

1. Анисимов, С.Ф. Введение в аксиологию / С.Ф. Анисимов. – М., 2002. – 125 с.

2. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1976. – 460 с.

3. Боннар, Андре. Греческая цивилизация: В 2-х т. / Андре Боннар. – Ростов-на-Дону, 1994.

4. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения / А.Х. Горфункель. – М., 1980. – 368 с.

5. Кузнецов, В.Н., Мееровский, Б.В., Грязнов, А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. – М., 1986. – 450 с.

6. Лосев, А.Ф. Страсть к диалектике / А.Ф. Лосев. – М., 1990. – 320 с.

7. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. – М., 1991. – 559 с.

8. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии / Г.Г. Майоров. – М., 1979. – 390 с.

9. Момджан, Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. / Х.Н. Момджан. – М., 1983. – 480 с.

10. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVII в. / И.С. Нарский. – М., 1976. – 460 с.

11. Соколов, В.В. Средневековая философия / В.В. Соколов. – М., 1979. –376 с.

12. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М., 1991. – 512 с.

13. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. – М., 1981. – 374 с.



Занятие 1.2 Ценностные идеи и концепции в философии постклассического периода

1. Теория ценностей в марксизме.

2. Трактовка ценностей «философией жизни».

3. Аксиологическая проблематика в философии экзистенциализма.

4. Формирование систематической аксиологии в феноменологическом направлении немецкой философии конца XIX – начала XX века.

5. Современный этап развития аксиологии.



Вопросы для самоконтроля

  1. В чём заключаются предпосылки возникновения аксиологии в неокантианстве?

  2. В русле какого направления современной философии началось формирование систематической аксиологии?

  3. Каким образом трактовались ценности в «философии жизни»?

  4. Назовите основные идеи субъективистской англо-американской аксиологии.

  5. В чём заключается сущность аксиологического поворота современной философии?

  6. Как связана аксиология с культур-ориентированной социологией?

  7. В чём заключается «субъективизация» аксиологической проблематики в экзистенциализме?

  8. В чём специфика понимания ценностей в марксизме?

  9. Как связаны между собой аксиология и феноменология ценностей?

  10. Каковы особенности «аксиологического бума» 60–80-х годов XX века?

  11. В чём заключаются особенности аксиологического поворота современного философского и социогуманитарного знания?

  12. Что такое аксиометрия?


Темы сообщений

  1. Вера как высшая ценность в философии С. Кьеркегора.

  2. «Переоценка ценностей» Ф. Ницше.

  3. «Человек» и «сверхчеловек» как ценности в философии Ф. Ницше.

  4. А. Шопенгауэр о жизни, ей высших благах и страдании.

  5. Труд как ценность в философии марксизма.

  6. Религиозный экзистенциализм о высших ценностях.

  7. Свобода как ценность в философии экзистенциализма.

  8. Трактовка смысла жизни человека в философии А. Камю.

  9. Аксиологический смысл теории социального действия М. Вебера.

  10. Трактовка ценностей в неокантианстве.

  11. Трактовка ценностей в «критической онтологии» Н. Гартмана.

  12. Философия постмодернизма о ценностях.


Практические задания

    1. Известно, что формирование систематической аксиологии связано с творчеством неокантианцев Баденской школы. Сопоставьте взгляды на сущность и природу ценностей Г. Когена, П. Риккерта, В. Виндельбанда. Почему представители неокантианства считали, что понятие ценности является трудно определимым?

    2. Каким образом трактует ценности Н. Гартман? В чём сущность выведенного Н. Гартманом закона «обоснования ценностей». Как Вы думаете, действует ли в среде ценностей такой закон? Обоснуйте свой ответ.

    3. Сопоставьте понимание ценностей представителями неокантианства и «философии жизни».

    4. Какой мыслитель первым ввёл аксиологическую проблематику в социологию? Как вы понимание утверждение П. Сорокина о том, что социология «является по преимуществу теорией ценности»? Обоснуйте свой ответ.

    5. Можно ли утверждать, что представители различных направлений современной философии спорят между собой прежде всего о ценностях? Обоснуйте свой ответ и приведите конкретные примеры таких споров.

    6. Выделите основные подходы к трактовке понятия «ценность» в современной аксиологии.

    7. В «философии жизни» утверждается, что ценности столь же историчны, как сама жизнь и всё в ней пребывающее. Соответственно нет ничего, что могло бы судить жизнь, предписывать ей масштабы ценностей и оценок извне. Именно поэтому не может быть никаких абсолютных ценностей добра, красоты, справедливости. Согласны ли Вы с данными утверждениями? Обоснуйте свой ответ.

    8. Как Вы думаете, почему в СССР аксиология вплоть до начала 60-х годов XX века находилась под запретом как «буржуазная лженаука»?


Литература

  1. Анисимов, С.Ф. Введение в аксиологию / С.Ф. Анисимов. – М., 2002. – 125 с.

  2. Дильтей, В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. – 1988. – № 4.

  3. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб., 1997. – 390 с.

  4. Канке, В.А. Основы философии / В.А. Канке. – М. : Логос, 2002. – 288 с.

  5. История философии / под ред. Ч.С. Кирвеля. – Гродно, 2003. – 980 с.

  6. Кьеркегор, С. Болезнь к смерти: страх и трепет / С. Кьеркегор. – М., 1993.

  7. Скирбекк, Г., Гилье, Н. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2003. – 800 с.

  8. Современная западная философия / под ред. Т.Г. Румянцевой. – Минск, 2001. – 470 с.

  9. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991. – 414 с.


Тема 2 Специфика моральных ценностей и их свойства
Занятие 2.1

  1. Оценочный характер моральных принципов.

  2. Счастье как категория философии и фундаментальная ценность человеческого существования.

  3. Любовь как важнейшее понятие религии и философии.


Вопросы для самоконтроля

    1. Что представляет собой моральное сознание и какова его структура?

    2. Что является первичным элементом морального сознания?

    3. В чём заключается сущность ценностного и нормативного аспектов морали?

    4. В чём специфика моральных ценностей?

    5. Каковы основные свойства моральных ценностей?

    6. Что необходимо для моральной оценки?

    7. В чём заключается натуралистическая ошибка отождествления ценностей и их предметных носителей?

    8. Что представляет собой «пирамида» моральных ценностей личности?

    9. Какое место занимает идея счастья в западной культуре?

    10. В чём специфика понимания счастья в культуре Востока?

    11. Что такое эвдемонизм?

    12. В чём специфика утилитаристской концепции счастья?

    13. Каковы внутренние и внешние условия счастья?

    14. В чём заключаются основные факторы счастья?

    15. Каковы основные дилеммы в понятии счастья?

    16. Какие существуют концепции любви в философии?

    17. Что представляет собой любовь как центральное понятие христианской этики?

    18. Какие виды любви выделяет Э. Фромм?


Темы сообщений

  1. Психоаналитическая трактовка феномена любви (З. Фрейд).

  2. Тема любви в русской философии (В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк).

  3. Э. Фромм о видах любви.

  4. Псевдолюбовь и её формы.

  5. Тема любви в античной философии.

  6. Христианское понимание любви.

  7. Смысл жизни и счастье.

  8. Трактовка любви в средневековой философии.

  9. Основные модели счастья в античной философии.

  10. Условия и факторы счастья.

  11. Понимание счастья в восточной и западной культуре.


Практические задания

    1. Почему, как Вы думаете, счастье часто считается фундаментальной ценностью человеческого существования? Какими причинами можно объяснить то, что в разных культурах и цивилизациях по-разному понимают счастье как таковое и условия его достижения?

    2. Древнегреческий философ Пиррон утверждал, что философ – это тот человек, который стремится к счастью. На каких три вопроса, по его мнению, должен ответить человек, который желает достигнуть счастья?

3. В философии существует мнение о том, что гораздо важнее любить самому, а любят тебя или нет – это не так уж важно. Соответствует ли это Вашим представлениям о любви?

4.По мнению Б.Паскаля, любовь есть неотъемлемое качество человека и невозможно представить себе человеческое существо без любви. Согласны ли Вы с тем, что любовь всё-таки – не массовое явление, а редкий подарок и довольно парадоксальная вещь?

5. Известный драматург Метерлинк писал: «Надо самому быть счастливым, чтобы делать людей счастливыми. Надо приносить другим счастье, чтобы самому оставаться счастливым. Постараемся сперва улыбаться сами для того, чтобы наши братья научились улыбаться…». Как Вы думаете, достаточно ли самому быть счастливым, чтобы окружающие заражались от тебя счастьем? Или нужно приносить им счастье? Обоснуйте свой ответ.

6. Теме любви посвящён один из диалогов Платона «Пир», в котором философ излагает свою концепцию любви. Какие виды любви выделяет Платон? Что такое «платоническая» любовь?

7. Почему, как Вы думаете, Аврелий Августин рассматривает любовь как высшую ценность и величайшую добродетель? Какие виды любви выделяет Августин?

8. Русский философ В.С. Соловьёв выделял три типа любви: 1) любовь нисходящая, которая более даёт, нежели получает; 2) любовь восходящая, которая более получает, нежели даёт; 3) любовь, в которой то и другое уравновешено. Какие, как Вы думаете, конкретные виды любви можно отнести к каждому из этих трёх её типов?

9. Как Вы думаете, почему идея индивидуального счастья человека получила столь широкое распространение в западной культуре?

10.В своей работе «Искусство любви» Э. Фромм, как известно, выделяет различные виды любви. А какие элементы и почему, по мнению Э. Фромма. присущи каждому виду любви?


Литература

1. Зеленкова, И.Л., Беляева, Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. – Минск : НТОО «Тетра-Системс», 1997. – 320 с.

2. Золотухина-Аболина, Е.В. Страна философия. Книга для школьников и студентов / Е.В. Золотухина-Аболина. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 1995. – 544 с.

3. Ивин, А.А. Аксиология / А.А. Ивин. – М. : Высшая школа, 2006. – 390 с.

4. Лаптёнок, С.Д. Этика и этикет / С.Д. Лаптёнок. – Минск : Нар. асвета, 1998. – 160 с.

5. Философия любви. – М., 1990. – Ч. 1–2.

6. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992. – 490 с.

7.Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм – М., 1990. – 390 с.

8. Этика / под ред. Т.В. Мишаткиной. – Минск, 2002 – 289 с.
Занятие 2.2.


  1. Свобода как нравственная ценность.

  2. Справедливость как социальная и нравственная ценность.

  3. Жизнь, смерть и бессмертие человека в религиозном и научном мировоззрении.


Вопросы для самоконтроля

        1. В чём сущность свободы как нравственной ценности?

        2. В чём специфика понимания свободы как нравственной и моральной ценности?

        3. В чём заключается отличительная особенность категории справедливость?

4. Что такое распределительная справедливость?

5. Что такое уравнительная справедливость?

6. В чём состояло первое понимание справедливости в человеческом обществе?

7. Восстанавливается ли справедливость с помощью кровной мести?

8. В чём специфика понимания справедливости в морали и праве?

9. Что представляет собой справедливость как нравственная ценность?

10. Как понимает справедливость Дж. Роллз?

11. Каковы наиболее типичные постановки проблемы жизни и смерти человека в философии?

12. Каковы основные традиции интерпретации проблемы смысла жизни человека в философии?

13. Каковы основные этапы эволюции идеи бессмертия человека в религиозном сознании?

14. Каково отношение науки к проблеме бессмертия человека?

Темы сообщений


              1. Понятие свободы и его эволюция.

2. Понимание справедливости в морали и праве.

3. Право на жизнь в системе прав человека.



        1. Жизнь как высшая ценность (проблема эвтаназии).

        2. Проблема жизни и смерти человека в философии Древнего мира.

        3. Интерпретация проблемы жизни и смерти человека в философии экзистенциализма.

        4. Возможность бессмертия человека с точки зрения современной науки.

        5. Виды свободы и формы её проявления.

        6. Смысл жизни и пути его обретения.

        7. Свобода и необходимость.

        8. Трактовка смерти в античной философии.

        9. Проблема жизни и смерти человека с точки зрения биоэтики.


Практические задания

  1. Прокомментируйте высказывание Эпикура: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений". (Хрестоматия по истории философии. – В 3 ч. – Ч. 1. – С. 125). Как Вы думаете, почему в философии эпохи эллинизма одной из актуальных проблем была проблема жизни и смерти человека?

  2. Прокомментируйте высказывание Д. Юма: "Свободу мы можем разуметь лишь возможностью действовать либо не действовать согласно решению воли". Сопоставьте данное понимание свободы с трактовкой свободы в этике Б. Спинозы.

  3. Сопоставьте высказывания о свободе философов эпохи Просвещения:

1) "Делать то, что доставляет удовольствие, – значит быть свободным. Когда я смогу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости" (Ф. Вольтер);

2) "Если и существует свобода, то вследствие незнания. Когда перед нами две возможности и у нас нет причины для предпочтения одной из них, тогда лишь мы выбираем ту из них, которую хотим" (Д. Дидро).

Как Вы понимаете свободу человека?

4. Как Вы думаете, почему человек, по мнению философов-экзистенциалистов, обречён на свободу?

5. Согласны ли Вы с постмодернистским пониманием свободы как свободы от чего бы то ни было? А какова Ваша личная точка зрения на свободу человека?

6. Как Вы думаете, почему человек, с одной стороны, обречён на свободу, а с другой стороны, довольно часто не хочет быть свободным? Что заставляет человека «бежать» от свободы?



  1. Можно ли сказать, что человек живёт бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни? А что, по Вашему мнению, может наполнить жизнь смыслом?

  2. Выделите основные положения теории справедливости Дж. Роллза. Как Вы думаете, справедливость в большей мере это всё же моральная или социальная ценность?

  3. Прокомментируйте высказывание В.И. Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Согласны ли Вы с существующим мнением о том, что в обществе реально существует только относительная свобода? В чём, по Вашему мнению, заключается мера свободы личности? Проиллюстрируйте свой ответ на конкретных примерах.

  4. Прокомментируйте основные положения концепции смысла жизни С.Л. Франка:

  1. Смысл или есть в жизни как таковой, или его нет.

  2. Попытки найти смысл жизни лишь во внешней, частной, единичной жизни обречены на провал.

  3. Иллюзорны и обманчивы также и все попытки найти смысл жизни в служении некой высшей, внежизненной идее, обращённой в метафизическое будущее.

  4. Единственно реальный путь поиска и обретения смысла жизни лежит в претворении высшей идеи в непосредственный жизненный опыт каждого человека. Могут ли эти принципы стать определяющими установками Вашей собственной жизни?

11. Как известно, человека нельзя научить смыслу жизни. Но помощниками в самостоятельном поиске смысла жизни должны быть ценности, знания, идеалы и цели. А какие ценности, идеалы, знания помогают Вам обрести свой смысл жизни?

12. Философия часто всю человеческую жизнь называла «бытием к смерти». Почему выбор перед лицом смерти в наибольшей степени выявляет сущность человека?

13. Почему, как Вы думаете, люди боятся смерти? Что страшит тех, кто верит в бессмертие души?
Литература

1. Вишев, И.В. Бессмертие человека: реально ли оно? / И.В. Вишев. – Минск : Беларусь, 1990. – 340 с.

2. Вишев, И.В. Проблема личного бессмертия / И.В. Вишев. – Новосибирск, 1990. – 460.с.

3. Гаджиев, К.С. Введение в политическую философию / К.С. Гаджиев. – М. : «Мысль», 2004. – 336 с.

4. Гусейнов, А.А. Введение в этику / А.А. Гусейнов. – М., 1985. – 208 с.

5. Зеленкова, И.Л. Основы этики / И.Л. Зеленкова – Минск : ТетраСистемс, 1998. – 490с.

6. Зеленкова, И.Л. Прикладная этика / И.Л. Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 208 с.

7. Зеленкова, И.Л., Беляева, Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум / И.Л.Зеленкова, Е.В. Беляева. – Минск : НТОО «Тетра-Системс», 1997. – 320 с.

8. Золотухина-Аболина, Е.В. Страна философия. Книга для школьников и студентов. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 1995. – 544 с.

9. Лаптёнок, Л.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации / Л.С. Лаптёнок. – Минск : НИО, 1999. – 202 с.

10. Яскевич, Я.С. Социальная философия: Антиномии человеческого бытия / Я.С. Яскевич. – Минск : РИВШ, 2005. – 420 с.
Тема 3 Эстетические ценности
1. Эстетическое сознание как вид ценностного сознания. Историческая динамика и иерархия эстетических ценностей.

2. Виды эстетических ценностей.

3. Искусство как феномен культуры и духовно-художественная ценность.

4. Эстетический вкус и эстетическая оценка.


Вопросы для самоконтроля

              1. Что представляет собой эстетическое сознание как вид ценностного сознания?

              2. Каково место ценности в структуре предмета эстетики?

              3. Является ли эстетическое отношение ценностным?

              4. Назовите аксиологические категории эстетики.

              5. Что представляет собой понятие «эстетическая ценность»?

              6. Что представляет собой эстетический вкус как способность к оценочному суждению?

              7. Что такое эстетический идеал как критерий вкусовой оценки?

              8. Выделите основные сферы и способы проявления эстетического вкуса.

              9. Как связаны между собой эстетический вкус и эстетическая оценка?


Темы сообщений

  1. Телесная и духовная красота.

  2. Трагическое и комическое в исторических событиях.

  3. Смех: комическое или низменное?

  4. Героическое и антигероическое в исторических событиях.

  5. Имеет ли право на существование «искусство для искусства»?

  6. Понятие «эстетический вкус».

  7. Катарсис и эстетическая свобода.

  8. Проблема формирования эстетического вкуса.


Практические задания

    1. Почему согласно Платону нельзя определить прекрасное, указывая на конкретные прекрасные вещи? Какие признаки прекрасного выделил Платон?

    2. Фома Аквинский утверждал, что «Для красоты требуется троякое. Во-первых, цельность (integritas), или совершенство. Во-вторых, должная пропорция, или созвучие (consonantia). И, наконец, ясность (claritas)». «Понятие красоты успокаивает страсти благодаря тому, что красоту созерцают или познают. Поэтому красоту воспринимают главным образом те чувства, которые, подобно зрению и слуху, имеют познавательный характер, являясь тем самым помощником разума». Как Вы думаете, какие объекты и произведения искусства соответствуют идеалу красоты Фомы Аквинского?

    3. К. Маркс писал: «Все великие всемирно-исторические события и личности появляются дважды. Первый раз как трагедия, второй раз как фарс». Приведите примеры проявления трагического и комического в исторических событиях и в жизни исторических лиц.

    4. Какие мыслители в эпоху Возрождения предприняли первую попытку эстетического истолкования безобразного? Почему они рассматривали безобразное как ошибку в творчестве, которую следует скрывать?

    5. Способен ли низменный человек испытывать возвышенные чувства? Обоснуйте свой ответ.

    6. Известно, что наиболее ярким проявлением возвышенного характера является героическое. В прошлом героические поступки совершались во имя интересов народа, общества, всего человечества. Возможны ли такие поступки в условиях современной цивилизации, когда ведущей идеей в жизни становится единение членов общества не во имя торжества добра и справедливости, а во имя эгоцентрических интересов каждого? Приведите конкретные примеры в обоснование своего ответа.

7. Является ли смех эстетическим явлением и ценностью? Ведь нередко люди не получают удовольствия от смеха. Какими ситуациями вызывается эстетический смех?

8. К красоте и прекрасному как к высшему уровню системы эстетических ценностей человек шёл через чувственные переживания и эмоции, чтобы подняться к испытанию высшей радости от творчества. Можно ли утверждать, что искусство является самой высшей ценностью, которую мог сотворить человек, удовлетворяя требования своего вечно не до конца удовлетворённого духа?

9. Выражение «красивая жизнь» имеет множество значений. Выделите их и проанализируйте. Какое из этих значений Вам наиболее близко и почему?

10. Широко известна фраза А.П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» Можно ли, как вы думаете, вменить красоту в обязанность человеку?


Литература

  1. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М. : Высш. шк., 2002. – 511 с.

  2. Киященко Н.И. Эстетика – философская наука / Н.И. Киященко. – М.-СПб.- Киев, 2005. – 592 с.

  3. Кондрашов, В.А., Чичина, Е.Е. Этика. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.Е. Чичина. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 1998. – 512 с.

  4. Кривцун, О.А. Эстетика / О.А. Кривцун. – М. : АспектПресс, 2001. – 447 с.

  5. Шестаков, В.П. Эстетические категории: Опыт систематического исследования / В.П. Шестаков. – М. : Искусство, 1983. – 358 с.



Тема 4 Ценности религии и свободомыслия
1. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций.

2. Особенности интерпретации ценностей в религиозной морали.

3. Аксиологические принципы поведения религиозной личности.

4. Свобода выбора как акт ценностного предпочтения.


Вопросы для самоконтроля

  1. В чём заключается эзотерический смысл религиозных ценностей?

  2. Что представляют собой религиозные ценности как объекты внутреннего опыта?

  3. Что представляют собой религиозные ценности как импульс развития творчества?

  4. Что представляют собой религиозные ценности как масштаб посредством которого оцениваются дела человечества?

  5. Каковы особенности религиозных верований как ценностных систем?

  6. Что является источником ценностных ориентаций индивида в рамках религии?

    1. Каковы аксиологические принципы, регулирующие поведение религиозного индивида?

    2. В чём особенности религиозной морали?

    3. Выделите общечеловеческие ценности в христианской морали?

    4. В чём смысл понятий «свобода совести», «свобода мысли», «свобода вероисповедания»?

Темы сообщений

  1. Религиозные заповеди и нравственные нормы.

  2. Вера религиозная и нерелигиозная.

  3. Дух, душа, духовность.

  4. Проблема теодицеи.

  5. Особенности христианских моральных ценностей.

  6. Моральные ценности в исламе.

  7. Моральные ценности в буддизме.

  8. Роль религиозных ценностей в социальной интеграции.

  9. Свобода вероисповедания и свобода совести.

  10. Ценности атеизма и секуляризации.

  11. Христианская концепция человека. Проблема антроподицеи.

  12. Концепция человека в буддизме.

  13. Концепция человека в исламе.


Практические задания

    1. Как известно, религиозный опыт связан со смыслом жизни личности и предназначением человека. Некоторые периоды в жизни человека и отдельные события бывают поводом для того, чтобы сознание человека обратилось к религии. Такие периоды и события именуются «жизненными кризисами». Приведите примеры такого рода кризисов. Почему они считаются опасными для человека? Всегда ли, на Ваш взгляд, обращение к религии обеспечивает выход из кризиса?

    2. Отношения между священным и секулярным прежде всего проявляются в том, что концепция Бога оказывает влияние на стандарты человеческого поведения и отношение к жизни в целом. Можно сказать, что священное определяет принципы, которые регулируют человеческие отношения, придаёт жизни глубинный смысл. Как Вы думаете, не возникает ли при этом опасность растворения священного в мирском? Каким образом можно сохранить специфически религиозные формы жизни?

    3. Что, как Вы думаете, является главным признаком религиозности человека? Выделите уровни религиозности. Составьте перечень характерных черт индивида, относящегося к тому или иному уровню религиозности.

    4. Что представляет собой ситуативное обращение к религии? Какое место, как Вы думаете, действительно занимают религиозные ценности в системе ценностных ориентаций ситуативно обращающегося к религии человека?

    5. Интерес к религии в современном мире, как известно, возрос, влияние её усилилось. Свидетельствует ли это о том, что массовое сознание приобрело качество религиозности? Может ли массовое исполнение людьми религиозных обрядов свидетельствовать о том, что произошли изменения в системе ценностных ориентаций?

    6. В чём заключается специфика интерпретации религией таких моральных ценностей как милосердие, сострадание, долг? Приведите соответствующие примеры.

    7. Известно, что духовность человека характеризует личность с точки зрения меры освоения ею духовной культуры, в том числе и религиозной. Духовность представляет собой постижение и приобщение к ценностям, самосознание и самопознание, возвышение интеллекта и чувствований, поиск смысла и цели существования, нахождение идеала, слушание и слышание голоса совести. Всегда ли, как Вы думаете, эти процессы обязательно связаны с религиозной верой? Обоснуйте свой ответ.

    8. Выделите особенности религиозной морали. На какие группы ценностей ориентируется эта мораль? В чём заключается специфика интерпретации ею этих ценностей?

    9. Что такое мнимое благодеяние? Приведите соответствующие примеры.

10. Является ли, на Ваш взгляд, зло ценностью? Или же это – антиценность? Обоснуйте свой ответ.
Литература

1. Духовность человека: педагогика развития / под ред. В.Н. Михалковича. – Минск, 2006. – 560 с.

2. Гусейнов, А.А. Введение в этику / А.А. Гусейнов. – М., 1985. – 208 с.

3. Круглов, А.А. Религиоведение: Пособие для студентов вузов / А.А. Круглов – Минск : Тесей, 2008. – 648 с.

4. Кудрявцев, В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия / В.В. Кудрявцев. – Минск : ТетраСистемс, 1997. – 208 с.

5. Лаптёнок, Л.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации / Л.С. Лаптёнок. – Минск : НИО, 1999. – 202 с.

6. Основы религиоведения / под ред. Н.Н. Яблокова. – М., 1998. – 480 с.

7. Радугин, А.А. Введение в религиоведение / А.А. Радугин. – М., 1997. –240 с.

8. Религиоведение: Учебное пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др. – Минск : Новое знание, 2003. – 446 с.

9. Самыгин, С.И., Нечипуренко, В.Н., Полонская, И.Н. Религиоведение: социология и психология религии / С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. – Ростов-на-Дону, 1996. – 672 с.

10. Трофимова, З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие / З.П. Трофимова. – М., 1992. – 128 с.

Тема 5 Социальные ценности
Занятие 5.1


      1. Ориентация социальных систем на определённые типы ценностей.

      2. Особенности реализации ценностей в различных социальных системах.

      3. Объективный и субъективный смысл истории.

      4. Ценности и исторический прогресс.


Вопросы для самоконтроля

1.Что представляют собой внутренний и внешний подходы к исследованию социальной реальности?

2. Каковы основные ценности коллективистического общества?

3. Каковы основные ценности индивидуалистического общества?

4. Выделите субъективные и объективные ценности в истории человеческого общества.

5. Каковы основные позиции в решении вопроса о смысле истории?

6. Каковы особенности религиозной концепции истории?

7. В каких концепциях истории придаётся объективный смысл?

8. В чём особенность автаркического понимания смысла истории?

9. Назовите основные концепции социального прогресса.


Темы сообщений

      1. Коллективизм и индивидуализм.

      2. Исторический прогресс как социальная ценность.

      3. Настоящее, прошлое и будущее как ценности.

4. Постмодернистская интерпретация истории.

5. Проблема единства и цели мировой истории.

6. Проблема конфликта цивилизаций в XXI веке.

7. Проблема “конца истории”.

8. Ценности в социальном познании.
Практические задания


        1. Могут ли ценности быть внешними, принудительными? Если нет, то почему? Носят ли ценности коллективистического общества внешний, принудительный характер?

        2. Можно ли считать идеалом социального устройства такое, при котором достигается «наибольшее счастье для наибольшего числа людей»?

3. Как известно, К. Поппер провёл различие между «закрытым» и «открытым» обществом. Объясните, почему этот мыслитель закрытое общество называет «коллективистским», а открытое – «индивидуалистическим»? Можно ли согласиться с существующей точкой зрения, что индивидуализм и коллективизм в чистой форме проявляются только в немногих общественных структурах? На какие ценности ориентируются эти социальные структуры?

4. Прокомментируйте высказывание известного русского философа С.Л. Франка: «Если история вообще имеет смысл, то он возможен лишь, если каждая эпоха и каждое поколение имеют своеобразное собственное значение в ней, являются творцом и соучастником этого смысла. Этот смысл должен поэтому лежать не в будущем, а сверхвременно охватывать мировую историю в её целом» (Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – Париж, 1930. – С. 42). В чём ещё, по Вашему мнению, может заключаться смысл истории? Или такого смысла не существует? Обоснуйте свой ответ.

5. В традиционных обществах изменения в общественной жизни происходили медленно, в течение веков. Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать предназначенному ролью, даже если эта роль – роль короля. Как Вы думаете, о чём свидетельствуют известные слова Людовика XIV «Государство – это Я» – о высочайшей степени свободы человека или о жесточайшей зависимости его от своей роли? Может ли считаться и быть свободным человек традиционного общества?

6. Вопрос о том, станет ли человек лучше благодаря цивилизации, Ф. Ницше считал смешным, так как противоположное ясно как день. В чём, по мнению Ницше, заключается глубочайший антагонизм между культурой и цивилизацией? Назовите других мыслителей, придерживающихся даной точки зрения. Какие аргументы они приводили, доказывая, что цивилизация есть «смерть духа культуры»? Можно ли в наше время считать цивилизованного человека гуманным человеком?



  1. Как взаимосвязаны понятия «культура» и «ценность»? Что представляют собой ценности культуры? Как взаимосвязаны между собой ценности культуры и деятельность человека? Приведите конкретные примеры.

  2. Концепции, постулирующие конечную, не зависящую от ценностей человека цель истории, объединяет убеждение в существовании объективного, заданного раз и навсегда смысла истории. Приведите примеры таких концепций. Почему, как Вы думаете, в концепциях такого рода утверждается, что смысл истории можно познать и попытаться жить в соответствии с ним, но его нельзя изменить?

  3. Является ли, как Вы думаете, социальный прогресс одновременно и прогрессом ценностей? Обоснуйте свой ответ.

  4. Что обычно выделяют в качестве критериев социального прогресса? В каких концепциях критерии социального прогресса находятся в ценностной сфере и почему?


Литература

        1. Духовность человека: педагогика развития / под ред. В.Н. Михалковича. – Минск, 2006. – 560 с.

        2. Ивин, И.И. Основы социальной философии / И.И. Ивин. – М. : Высш. шк., 2005. – 440 с.

        3. Ивин, А.А. Аксиология / А.А. Ивин. – М. : Высш. шк., 2006. – 390 с.

        4. Кармин, А.С., Бернацкий. Г.Г. Философия / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с.

        5. Методологические проблемы истории / под ред. В.Н. Сидорцова. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

        6. Основы философии / под ред. Е.В. Попова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 320 с.

        7. Соколов, В.В. Социальная философия / С.В. Соколов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440 с.

        8. Шаповалов, В.Ф. Основы философии: От классики к современности / В.Ф. Шаповалов. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 608 с.

        9. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки / Я.С. Яскевич. – Минск : БГЭУ, 2009. – 475 с.


Занятие 5.2.
1. Ценности «открытого» общества: демократия, права человека, гражданское общество.

2. Негативные ценности закрытого общества.

3. Экономические ценности.
Вопросы для самоконтроля

1. Какова система ценностей «открытого» общества?

2. Какова система ценностей «закрытого» общества?

3. Упрочению каких ценностей способствует развитие гражданского общества?



      1. К какому виду ценностей относится демократия?

      2. В условиях общества какого типа появилась демократия?

      3. Назовите важнейшие условия эффективности демократии.

7. Что представляет собой свобода в индивидуалистическом смысле?

8. Что представляет собой свобода в коллективистическом смысле?


Темы сообщений

  1. Ценности традиционного общества.

  2. Ценности декларируемые и реальные.

  3. Проблема «общечеловеческих» ценностей.

  4. Демократия как достижение и ценность современной цивилизации.

  5. Права человека: история и реализация.

  6. Патриотизм.

  7. Труд и трудолюбие.

  8. Богатство, большие деньги, деньги.

  9. Семья. Родственники. Старшее поколение.

  10. Практицизм.

  11. Социальное положение и социальный статус.

  12. Антропологические и ценностные аспекты отношений собственности.

  13. Отношения ценностного уровня в экономической деятельности человека.

  14. Право как ценность человеческой цивилизации.


Практические задания

        1. Как Вы думаете, делает ли людей отсутствие политических свобод более нравственно свободными? Или такой зависимости не существует?

2. Почему трудолюбие – это моральная ценность, а не только экономическая необходимость? Обоснуйте свой ответ.

3. Почему, на Ваш взгляд, трудолюбие в системе ценностных ориентаций студентов БрГУ имени А.С. Пушкина (согласно социологическим опросам) не играет почти никакой роли?

4. А. Бергсон определял закрытое общество краткой формулой: «авторитет, иерархия, неподвижность». Черты такого закрытого общества мы находим в первобытной общине, в государствах Древнего мира. А есть ли в современном мире такие общественные системы, существование которых полностью определяется формулой Бергсона? Приведите примеры и обоснуйте свой ответ.

5. Чем, как Вы думаете, можно объяснить тот факт, что возникновение и развитие обществ открытого типа сопровождается активной и нередко агрессивной экономической, политической и культурной экспансией на другие страны? Приведите наиболее типичные примеры, подтверждающие данный факт.

6. Почему, как Вы думаете, в античном мире физический труд рассматривался как тягость? В какую историческую эпоху и в связи с чем труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело?



7. Охарактеризуйте объект собственности как ценность.

8. Какие черты обретает человек как собственник? Почему частная собственность преломляется во внутреннем мире личности значительной напряжённостью, беспокойством?

9. Каждый отдельный человек является членом нескольких социальных общностей. Как вы думаете, зависит ли от этого развитие индивидуальности человека? Как это сказывается на системе его ценностных ориентаций? Приведите примеры влияния социальной общности (прогрессивной или реакционной) на человека.

10. Древняя Греция, как известно, имела богатый опыт демократии. В период расцвета древнегреческой демократии, при Перикле, граждане собирались 40 раз в год, в собрании мог участвовать всякий свободный афинянин и мог предложить к обсуждению любой вопрос. Но почему Платон и Аристотель негативно относились к демократии? В чём, по Вашему мнению, заключается существенное отличие современной демократии от античной?


Литература

1. Барулин, С.В. Социальная философия / С.В. Барулин. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 560 с.

2. Ивин, И.И. Основы социальной философии / И.И. Ивин. – М. : Высш. шк., 2005. – 440 с.

3. Ивин, А.А. Аксиология / А.А. Ивин. – М. : Высш. шк., 2006. – 390 с.

4. Методологические проблемы истории / под ред. В.Н. Сидорцова. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 352 с.

5. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М. : НОРМА, 1997. – 652 с.

6. Соколов, В.В. Социальная философия / С.В. Соколов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 440 с.

7. Философия / под ред В.Н. Лавриненко. – М., 1996. – 512 с.


Тема 6 Ценности познания и науки


        1. Место науки в шкале ценностных приоритетов современного общества. Сциентизм и антисциентизм.

2. Проблема включения в научное познание ценностных ориентаций.

3. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.


Вопросы для самоконтроля

1. Что является высшей ценностью познания?



        1. В чём смысл и ценность практики?

        2. Каково место науки в шкале ценностных приоритетов современного общества.

        3. Что представляет собой сциентизм как идеология ценностно-нейтральной науки?

        4. Что такое антисциентизм?

        5. Назовите основные аргументы сциентизма и антисциентизма.

        6. В чём заключается воздействие науки на систему ценностных ориентаций современной культуры?

        7. Каковы внешние и внутренние ценности научной теории?

        8. Каковы ценности научных сообществ?

        9. В чём заключается проблема ценности научно-технического прогресса?


Темы сообщений

          1. Истина как высшая ценность познания и науки.

          2. Основные концепции истины.

          3. Сциентизм в оценке настоящего и будущего науки и человеческого общества.

          4. Антисциентизм о перспективах развития науки и человеческого общества.

          5. Проблема социальной ответственности учёного.

          6. Ценности научных сообществ.

          7. Инновация как ценность.

8. Внешние и внутренние ценности научной теории.

9. Ценность информации и информация как самоценность.

10. Нравственные ценности и виртуальное общение.

11. Компьютерная этика и права человека.


Практические задания

            1. Раскройте смысл девиза эпохи Просвещения вообще и французского Просвещения в частности: «Имей мужество пользоваться своим умом!» Как Вы думаете, имеет ли этот девиз отношение к современному учёному?

            2. Как Вы думаете, почему в современном обществе не может безоговорочно приниматься идея неограниченной свободы учёного? Согласны ли Вы с тем, что знание не всегда ведёт к добродетели? Обоснуйте свой ответ.

            3. Известно, что истина – это главная ценность учёного, но эта ценность для него не единственная. Как Вы думаете, какие ещё ценности распространены в научном сообществе? Приведите конкретные примеры.

4. В современном мире развитие техники всё более остро проявляет двойственный характер её достижений. Это заставляет людей задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения. Как Вы думаете, почему в современном общественном сознании существует страх перед техническим прогрессом? В чём состоит ответственность современных учёных и технических работников перед обществом?

5. Один из мыслителей русского религиозного ренессанса В.В. Розанов, предчувствуя грядущую глобальную технизацию, предсказывая её экспансию, в начале XX века писал: «Техника, присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же её и раздавила. Появилась «техническая душа… И вдохновение умерло». Как Вы понимаете смысл высказывания В.В. Розанова? Согласны ли Вы с мнением современных мыслителей, что человек в определённых социальных условиях превращается в раба машины?

6. Выделите и сопоставьте аргументы сциентистов и антисциетистов в их оценке настоящего и будущего науки и человеческого общества.

7. В отличие от обыденной жизни «высокая наука» сама по себе не содержит прагматической цели. Она осуществляет познание, которое в рамках исследования выглядит самоценным. Учёный теоретик не задаётся специально вопросом о том, где и когда его открытие может принести непосредственную пользу. Как Вы думаете, не является ли, в таком случае, эта «высокая наука» чуждой человеку? Обоснуйте свой ответ.

8. Какие, как Вы думаете, нравственные проблемы наиболее часто встают перед учёными?

9. Выделите и опишите основные сферы взаимодействия науки и нравственности.

10. В основе позиции так называемого «нейтрализма» лежит теория неценностной природы научного знания. Она утверждает, что научное знание может формироваться только в виде дескриптивных (описательных) и проскриптивных (предписывающих) высказываний, а ценностные высказывания не входят в компетенцию науки и не могут содержаться в научном знании. А можно ли, в таком случае, высказывать ценностные суждения относительно самого научного знания? Обоснуйте свой ответ.
Литература

1. Гуревич, П.С. Философия / П.С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.



2. Джегутанов, Б.К. История и философия науки / Б.К. Джегутанов. – СПб. : Питер, 2006. – 368 с.

        1. Зеленкова, И.Л. Прикладная этика / И.Л. Зеленкова. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – 208 с.

        2. Кармин, А.С., Бернацкий, Г.Г. Философия / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2006. – 560 с.

        3. Кохановский, В.П., Пржиленский, В.Н., Сергодеева, Е.А. Философия и методология науки / В.П. Кохановский, В.Н. Пржиленский. Е.А. Сергодеева. – М., 2005. – 496 с.

        4. Рузавин, Г.И. Философия науки / Г.И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.

        5. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки / Я.С. Яскевич. – Минск : БГЭУ, 2009. – 475 с.




©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет