Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саткинский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Пути развития педагогического артистизма в рамках дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Автор:
Бабенко С.В.
Сатка, 2007г.
УТВЕРЖДЕНО
на заседании предметно-цикловой комиссии
психолого-педагогических дисциплин
____________________________
на методическом совете ГОУ СПО
«Саткинский педагогический колледж»
____________________________
Бабенко С.В. Пути развития педагогического артистизма в рамках дисциплины «Основы педагогического мастерства».- Сатка, 2007.
В методическом пособии дается характеристика педагогической деятельности как реализации индивидуальных творческих способностей педагога. Показаны взгляды на творческую индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности педагога. Раскрывается сущность педагогического артистизма как профессиональной и личностной характеристики. Предложены пути развития педагогического артистизма в рамках дисциплины «Основы педагогического мастерства», материалы для практикумов. Рекомендации могут быть полезными преподавателям и студентам педагогических колледжей.
Рецензент: Кириенко С.Д., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства ЧГПУ
© С.В. Бабенко
Содержание
Введение………………………………………………………………...…….с.3
-
Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей педагога.
-
1.1. Современная педагогика о творческой индивидуальности и индивидуальном стиле деятельности педагога……………………………с.9
-
1.2. Общность и различие актерско-режиссерской и педагогической деятельности. ………………………………………………………………с.18
2. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика.
2.1. Артистизм в структуре личности…………………………………с.32
2.2. Педагогический артистизм как профессиональная характеристика………………………..…………………………………с.34
3. Пути развития педагогического артистизма в рамках дисциплины «Основы педагогического мастерства»..…………………………………..с.38
Материалы для практикумов………………………………………………с.43
Выводы……………………………………………………………………....с.55
Рекомендуемая литература…………………………………………...……с.57
Введение
Общепризнано, что педагогика — не только наука, но и искусство, а практическая педагогика, обучение и воспитание на любой ступени — от вскармливания и развития младенца до психолого-педагогической помощи престарелым — тем более. Однако и теоретические проблемы, и прикладные методики овладения искусством воспитания пока разработаны очень слабо, а студентам педагогических учебных заведений либо вовсе не помогают овладевать педагогическим искусством, либо делают это бессистемно, эпизодически.
Данные методические рекомендации посвящены воспитанию педагогического артистизма как качества личности творческого педагога, как неотъемлемого компонента педагогического профессионализма и мастерства, как условия становления его индивидуальности.
В последние годы мы осознали, что любое образование, а педагогическое в особенности, поскольку это образование базовое, — это не только овладение системой знаний, логикой рассуждений и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений. Это становление внутреннего мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви. Современный педагог не столько транслятор информации или инструктор, сколько полпред культуры, духовный наставник.
Чтобы справиться с этой миссией, ему необходимы развитое мышление, не только логическое, но и образное, способность к эмпатии, к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения, способность к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию, выразительность и экспрессивность внешней деятельности. Он должен уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения.
Тут вполне разумно обратиться к резервам театральной педагогики, к мыслям и рекомендациям ее корифеев, не забывая, разумеется, о различиях этих видов деятельности. Нам представляются очень интересными и продуктивными педагогическая трактовка известного положения К. С. Станиславского о «сверхзадаче» актера, сравнение артистической и педагогической техники, мысли о педагогическом артистизме как условии выполнения педагогом ролей сценариста будущего педагогического действия, его режиссера, актера и критика одновременно.
Артистизм — не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника (не хочется употреблять традиционное — зрителя, лучше — участника, партнера, сотворца). Артистизм подлинный — это богатство и красота внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое.
Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив какие-либо положения. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу детей.
Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности педагога становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания. Педагоги недооценивают роль эмоционально-образного компонента в своей деятельности.
Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога.
Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» (М., 1986) справедливо заметил, что во все времена подлинные педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Однако, если раньше внимание обращали, прежде всего, на отрицательные эмоции, такие, как страх перед наказанием или неудачей, то нас больше интересуют возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе.
Новые исследования на стыке психологии и физиологии показали несостоятельность представлений о биполярности двух полушарий головного мозга и утвердили представление о его функционировании как целостной, единой системы, в которой вне развития правого полушария, «ведающего» фантазией, воображением, творчеством, немыслима и активизация полушария левого, «отвечающего» за анализ, логику, теоретические мыслительные навыки. Прямой же путь увеличения комплекса изучаемых наук и новых знаний бесперспективен, более того — блокирует мыслительный потенциал воспитанников.
Нужен шаг к синтезу знания с верой и эмоциями, что позволит в перспективе отработать новое содержание образования, которое будет способствовать вхождению ребенка в информационную цивилизацию не только как потребителя ее благ, но и как индуктора самодвижения самой этой цивилизации.
Для подготовки педагога к этому нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как эмпатия, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты которой — глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности.
Значение трансформации, интеграции достижений театральной педагогики с общепедагогическими положениями, вскрытие собственных «пластов» и возможностей педагогики, раскрывающих ее связи с театральным мастерством, трудно переоценить в педагогическом образовании.
Субъект-субъектные отношения между педагогом и ребенком, необходимость особой «технологии прикосновения» к личности ребенка придают педагогическому процессу черту, объединяющую педагогику и искусство. «Технология прикосновения» складывается из мимических, пластических, интонационных, лексических умений педагога, его темпоритма, реактивности, эмоциональности, чувства меры, адекватного восприятия ребенка и других операционных умений, поэтому необходимо, чтобы в системе профессиональной подготовки студенты педагогических специальностей овладевали особого рода знаниями и практическими умениями. Это — овладение методикой определения и средствами достижения сверхзадачи взаимодействия с детьми; средствами актерской выразительности, умением тонко сочетать, с одной стороны, образное, а с другой — логическое; овладение приемами воздействия на внимание аудитории; приобретение умения управлять своим психофизическим аппаратом и творческим самочувствием для успешной организации общения, взаимодействия с учениками; умения эффективно действовать в условиях публичных выступлений и др. В этой связи представляется важным сосредоточить внимание на таких сторонах деятельности педагога, как образность и гибкость мышления, творческое самочувствие, саморегуляция психических состояний, умение привлечь и удержать внимание детей, речевое искусство, выразительность, умения в области невербальной коммуникации.
Система воспитания людей театра перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, потому что, во-первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и, что особенно важно, определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития.
Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов, М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Г. В. Кристи, Л. П. Новицкая, С. В. Гиппиус, В. А. Петров определили роль и значение тренинга как формы занятия, стимулирующего активность студентов, играющего важную роль в развитии их профессионально-личностных качеств. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности педагога внесли Ю. П. Азаров, В. М. Букатов, П. М. Ершов, А. П. Ершова, И. А. Зязюн, Ю. Л. Львова, В. А. Кан-Калик, В. Ф. Моргун, Е. А. Ямбург и др.
Артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые качества личности (образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру), напрямую связанные с артистизмом. Творчески одаренный человек может — если захочет — раскрыть, а затем усовершенствовать свои природные данные.
Будущему педагогу важно научиться ставить перед собой сверхзадачу своих действий, чтобы конкретные задачи текущего момента, технологические процедуры не дробили воспитательный процесс, не расчеловечивали его. Приемы создания творческого самочувствия, воспитание умения думать о сверхзадаче своих действий и т. д. — не самоцель для педагога, а средство создания и поддержания его постоянного «духовного тонуса».
Педагогическое творчество может быть охарактеризовано не только как эффективное использование педагогических знаний, умений и навыков в деятельности, но и как применение художественной логики при решении собственно педагогических задач, что обеспечивает совершенствование творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов. Важно осмысление современных требований к педагогу, особенностей этапа подготовки к профессиональной деятельности, необходимости скорейшего выявления собственной творческой индивидуальности и определение путей, ведущих к этому, а также понимание цели и перспектив проведения взаимообогащающих параллелей между педагогикой и театральным искусством.
1. Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей педагога.
1.1. Современная педагогика о творческой индивидуальности и индивидуальном стиле деятельности педагога.
В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.
Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ребенок принял педагога как яркую неповторимую личность.
На страницах педагогических изданий термин творческая индивидуальность педагога появляется все чаще, вытесняя более распространенное ранее словосочетание творческая личность. Вероятно, это обусловлено пониманием того, что решающим фактором обновления образования является не просто личность педагога, его готовность действовать творчески, но яркая, самобытная личность, уникальная и неповторимая; что педагогическое творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения.
Рассмотрим по отдельности понятия «индивидуальность», «творчество», «творческая индивидуальность», «творческая индивидуальность педагога», «индивидуальный стиль деятельности».
Слово «индивидуальность» происходит от латинского «individuum» (отдельный, особый) и является переводом с древнегреческого термина «atomos» (неделимый). В широком смысле индивидуальность — это «неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их».
В психологии с термином «индивидуальность» традиционно связывают изучение индивидуальных особенностей личности (прежде всего темперамента, характера, способностей). Индивидуальность — это «человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей», она «проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида».
Подход к человеку как к уникальности, отдельному микрокосму обусловил более широкое употребление термина «индивидуальность» при характеристике внутреннего духовного содержания, особого свойства личности, сущностного качества человека.
Для Б. Г. Ананьева индивидуальность — высший уровень развития личности: «Если личность — "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это глубина личности и субъекта деятельности».
С. А. Гильманов выделил ряд моментов, которые обусловили распространение термина «индивидуальность» в последние годы, когда усилился интерес общества к конкретным проявлениям личностных черт в различных видах деятельности:
— индивидуальность — высшая стадия развития личности, основной характеристикой которой является целостность, обусловливающая способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, установки, ценности;
— психологическое понимание индивидуальности опирается на представление о структуре личности, охватывая в единстве психофизиологические и психологические характеристики, но наибольший вес все чаще придается социально значимым чертам, тем чертам, которые проявляются в деятельности и общении;
— проявления индивидуальности (отдельные поступки, высказывания, стиль деятельности в целом и др.) всегда обусловлены внутренними, личностными смыслами и значениями, а не заданными извне обстоятельствами.
В бытовом толковании под индивидуальностью понимают и людей масштабных, способных влиять на других, и людей просто своеобразных, противопоставляя этой непохожести на других развитость личности в целом.
Многообразие точек зрения на понимание термина «индивидуальность» присуще и толкованию термина творчество.
Творчество понимается как деятельность, направленная на создание существенно нового; как процесс, включенный в постановку и решение проблем, нестандартных задач; как форма познания действительности и т.д.
Педагогическую профессию к разряду творческих еще недавно безоговорочно отнесли бы немногие, в ряду творческих скорее назвали бы профессии музыканта, актера, художника. Причин тому много: массовость и широкое распространение педагогической деятельности, низкий социальный престиж, рассмотрение педагогической деятельности в течение долгого времени как нечто внешнего по отношению к осуществляющему ее субъекту; трудность системного исследования педагогики как искусства на уровне научного знания и др.
В последние годы, когда возникло большое количество инновационных школ и экспериментальных площадок, авторских программ, активизировались разработки проблем непрерывного образования, наметилась тенденция к освобождению от стереотипов в оценке педагогической деятельности. И все же вопрос о том, является ли педагогический труд творческим или нет, вряд ли можно считать решенным окончательно. Полемика о соотношении науки и искусства в педагогической практике, ведущаяся со времен К. Д. Ушинского, продолжается. Один из современных подходов к пониманию сути педагогики заключается в рассмотрении ее даже не как двуединства (науки и искусства), но как триединства {науки, искусства и любви). Педагогика как наука развивает мысль и чувство, утверждает ценностные основания бытия человека. Педагогика как искусство одухотворяет педагогический процесс, наполняет его содержание и методы особым светом человеколюбия и добросердечия, ведет к открытиям и позволяет через творчество и мастерство найти принципиально иное качество педагогического профессионализма. Педагогика как любовь согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности, позволяет через живые добрые чувства вести ребят к высшей духовности, к осознанию уникальности и гармонии великого достоинства человека.
Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должно рассматривать как сотворчество педагога и ребенка, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельности.
Что же касается творчества как свойства личности, то исследователи называют как отдельные свойства (смелость, оригинальность, критичность мышления, независимость и др.), так и пытаются построить целостную модель творческой личности. Так, В.И.Андреев говорит как о творческом, о таком типе личности, «для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности». В этом определении отражены наиболее распространенные установки при характеристике творческой личности:
-
набор взаимосвязанных качеств личности (творческая направленность, мотивация, способности, мышление, волевые качества), где центральными являются мотивы и способности, которые обусловливают внутреннюю активность и результативность;
-
обязательность объективно и субъективно значимого результата как основного смысла существования и деятельности творческой личности;
-
новизна и оригинальность этого результата;
-
безусловно положительное этическое отношение к творческой личности;
-
подчеркивание постоянства, устойчивости творческих качеств в структуре личности.
Рассматривая в совокупности признаки индивидуальности и творчества, как видим, можно обнаружить много общего. В широком понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими черты характера и выражающимися в автономности, активности, своеобразии и оригинальности всех проявлений личности, в творческой направленности, в ее готовности до конца отстаивать свои убеждения и ценности.
Чем в большей степени человек самостоятелен в постановке целей деятельности, поиске средств для ее осуществления и оценке результата, тем в большей мере его можно охарактеризовать как творческую индивидуальность. Творческий человек сам определяет ценность своего произведения, она не зависит ни от похвалы, ни от критики других.
Творческая индивидуальность педагога — это особое качество, уровень развития личности в целом, поэтому дать ее однозначное определение невозможно: ее сущность в самобытности и цельности всей личности (внутренняя сторона), в оригинальности, ярком своеобразии и масштабности всех проявлений личности и деятельности педагога (внешняя сторона), выражающихся в автономности постановки жизненных и педагогических целей и задач, самостоятельности действий, в непрекращающемся поиске смысла жизни и деятельности и в готовности до конца отстаивать найденные, выстраданные идеалы и жизненные ценности. Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).
Направленность педагога — ярко выраженной творческой индивидуальности — характеризуется наличием ценностей, убеждений и идей, составляющих внутренний стержень личности и деятельности педагога; гуманистической доминантой личностных целей; представлением о цели своей деятельности как высокой миссии развития человека; особым душевным настроем; наполнением глубоколичностным смыслом всего, что осуществляется в сфере профессиональной деятельности; значительной степенью отождествления себя с профессией; верой в себя, оптимизмом, стремлением к самоактуализации; высоким уровнем творческой мотивации, широтой интересов.
К личностным качествам, которые характеризуют творческую индивидуальность, можно отнести глубокую эмоциональную погруженность в ход событий; наличие педагогических способностей, артистичность, экспрессивные способности, обаяние, эмпатию, волю и целеустремленность в реализации своих идей и достижении желаемых результатов; открытость, искренность.
Значимым фактором является когнитивная сфера психики педагога: склонность к тому или иному типу принимаемых решений по характеру их обоснования — важная сторона творческой индивидуальности педагога, характеризующая его интеллектуальные особенности. Для характеристики творческих решений важно то, как и чем обосновывает их педагог. Здесь говорят о двух видах обоснования: логическом (или аналитическом) и образно-интуитивном.
Успешность той или иной деятельности, ее результативность зависит от того, насколько полноценно сформирован индивидуальный стиль деятельности ее субъекта, то есть насколько эффективно и целесообразно используются стойкие особенности личности человека, обусловленные типом его высшей нервной деятельности.
Индивидуальным стилем деятельности педагога называют систему предпочитаемых учителем приемов, склад его мысли, манеру общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов.
Достарыңызбен бөлісу: |