«Основы педагогического мастерства»



жүктеу 0.61 Mb.
бет1/4
Дата10.07.2016
өлшемі0.61 Mb.
  1   2   3   4
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саткинский педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Пути развития педагогического артистизма в рамках дисциплины «Основы педагогического мастерства»
Автор:

Бабенко С.В.

Сатка, 2007г.

УТВЕРЖДЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

психолого-педагогических дисциплин

____________________________

на методическом совете ГОУ СПО

«Саткинский педагогический колледж»

____________________________

Бабенко С.В. Пути развития педагогического артистизма в рамках дисциплины «Основы педагогического мастерства».- Сатка, 2007.

В методическом пособии дается характеристика педагогической деятельности как реализации индивидуальных творческих способностей педагога. Показаны взгляды на творческую индивидуальность и индивидуальный стиль деятельности педагога. Раскрывается сущность педагогического артистизма как профессиональной и личностной характеристики. Предложены пути развития педагогического артистизма в рамках дисциплины «Основы педагогического мастерства», материалы для практикумов. Рекомендации могут быть полезными преподавателям и студентам педагогических колледжей.

Рецензент: Кириенко С.Д., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства ЧГПУ


© С.В. Бабенко


Содержание
Введение………………………………………………………………...…….с.3

  1. Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей педагога.

    1. 1.1. Современная педагогика о творческой индивидуальности и индивидуальном стиле деятельности педагога……………………………с.9

    2. 1.2. Общность и различие актерско-режиссерской и педагогической деятельности. ………………………………………………………………с.18

2. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика.

2.1. Артистизм в структуре личности…………………………………с.32

2.2. Педагогический артистизм как профессиональная характеристика………………………..…………………………………с.34

3. Пути развития педагогического артистизма в рамках дисциплины «Основы педагогического мастерства»..…………………………………..с.38

Материалы для практикумов………………………………………………с.43

Выводы……………………………………………………………………....с.55

Рекомендуемая литература…………………………………………...……с.57

Введение
Общепризнано, что педагогика — не только наука, но и ис­кусство, а практическая педагогика, обучение и воспитание на любой ступени — от вскармливания и развития младенца до пси­холого-педагогической помощи престарелым — тем более. Однако и теоретические проблемы, и прикладные методики овладения искусством воспитания пока разработаны очень слабо, а студен­там педагогических учебных заведений либо вовсе не помогают овладевать педагогическим искусством, либо делают это бессистемно, эпизодически.

Данные методические рекомендации посвящены воспитанию педагогического артистизма как качества личности творческого педагога, как неотъемлемого компонента педагогического про­фессионализма и мастерства, как условия становления его инди­видуальности.

В последние годы мы осознали, что любое образование, а пе­дагогическое в особенности, поскольку это образование базо­вое, — это не только овладение системой знаний, логикой рас­суждений и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений. Это становление внутреннего мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви. Современный педагог не столько транслятор информации или инструктор, сколько пол­пред культуры, духовный наставник.

Чтобы справиться с этой миссией, ему необходимы развитое мышление, не только логическое, но и образное, способность к эмпатии, к продолжительной и продуктивной деятельности в ус­ловиях эмоционального напряжения, способность к перевопло­щению, сотворчеству и сопереживанию, выразительность и экс­прессивность внешней деятельности. Он должен уметь поддер­живать свою творческую форму, обладать искусством самовыра­жения.

Тут вполне разумно обратиться к резер­вам театральной педагогики, к мыслям и рекомендациям ее ко­рифеев, не забывая, разумеется, о различиях этих видов деятель­ности. Нам представляются очень интересными и продуктивными педагогическая трактовка известного положения К. С. Станислав­ского о «сверхзадаче» актера, сравнение артистической и педагогической техники, мысли о педагогическом артистизме как усло­вии выполнения педагогом ролей сценариста будущего педагогического действия, его режиссера, актера и критика одновремен­но.

Артистизм — не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоциональ­но воздействуя на воспитанника (не хочется употреблять тради­ционное — зрителя, лучше — участника, партнера, сотворца). Ар­тистизм подлинный — это богатство и красота внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, пред­ставляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармо­нически сочетая логическое и эстетическое.

Артистизму нельзя научиться, прочитав или запомнив какие-либо положения. Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией, открытостью, убедительностью в служении добру и красоте, в пробуждении и выращивании лучших качеств доверенных педагогу детей.

Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности педагога усилили по­требность в формировании творческой индивидуальности педаго­га, реализации его творческих способностей, развитии индивиду­ального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности педагога становятся такие, как способность ярко и убе­дительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогиче­ский артистизм. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания. Педагоги недооценивают роль эмоционально-образного компонента в своей деятельности.

Педагогический артистизм как проявление богатой палитры отношенческих реакций на явления окружающего мира является качеством, имеющим сегод­ня реальное право быть включенным в профессиограмму совре­менного педагога.

Р. Берне в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» (М., 1986) справедливо заметил, что во все времена подлинные педа­гоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспита­нии и общении. Однако, если раньше внимание обращали, прежде всего, на отрицательные эмоции, такие, как страх перед наказа­нием или неудачей, то нас больше интересуют возможности по­ложительного воздействия эмоциональных переживаний в воспи­тательно-образовательном процессе.

Новые исследования на стыке психологии и физиологии пока­зали несостоятельность представлений о биполярности двух полу­шарий головного мозга и утвердили представление о его функцио­нировании как целостной, единой системы, в которой вне разви­тия правого полушария, «ведающего» фантазией, воображением, творчеством, немыслима и активизация полушария левого, «от­вечающего» за анализ, логику, теоретические мыслительные на­выки. Прямой же путь увеличения комплекса изучаемых наук и новых знаний бесперспективен, более того — блокирует мысли­тельный потенциал воспитанников.

Нужен шаг к синтезу знания с верой и эмоциями, что позво­лит в перспективе отработать новое содержание образования, ко­торое будет способствовать вхождению ребенка в информацион­ную цивилизацию не только как потребителя ее благ, но и как индуктора самодвижения самой этой цивилизации.

Для подготовки педагога к этому нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как эмпатия, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии во многом может помочь театральная педагогика, главные черты ко­торой — глубокая индивидуализация, творческий характер деятель­ности и стремление проникнуть в природу человеческой выразитель­ности.

Значение трансформации, интеграции достижений театраль­ной педагогики с общепедагогическими положениями, вскрытие собственных «пластов» и возможностей педагогики, раскрываю­щих ее связи с театральным мастерством, трудно переоценить в педагогическом образовании.

Субъект-субъектные отношения между педагогом и ребенком, необходимость особой «технологии прикосновения» к личности ребенка придают педагогическому процессу черту, объе­диняющую педагогику и искусство. «Технология прикосновения» складывается из мимических, пластических, интонационных, лек­сических умений педагога, его темпоритма, реактивности, эмо­циональности, чувства меры, адекватного восприятия ребенка и других операционных умений, поэтому необходимо, чтобы в си­стеме профессиональной подготовки студенты педагогических спе­циальностей овладевали особого рода знаниями и практическими умениями. Это — овладение методикой определения и средствами достижения сверхзадачи взаимодействия с детьми; средствами ак­терской выразительности, умением тонко сочетать, с одной сто­роны, образное, а с другой — логическое; овладение приемами воздействия на внимание аудитории; приобретение умения уп­равлять своим психофизическим аппаратом и творческим само­чувствием для успешной организации общения, взаимодействия с учениками; умения эффективно действовать в условиях публич­ных выступлений и др. В этой связи представляется важным сосре­доточить внимание на таких сторонах деятельности педагога, как образность и гибкость мышления, творческое самочувствие, са­морегуляция психических состояний, умение привлечь и удер­жать внимание детей, речевое искусство, выразительность, умения в области невербальной коммуникации.

Система воспитания людей театра перспективна для понима­ния сущности воспитательного взаимодействия, потому что, во-первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникатив­ного порядка и, что особенно важно, определяет пути управле­ния им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразитель­ности и пути ее развития.

Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов, М. О. Кнебель, Б. Брехт, Б. Шоу и многие другие в своих трудах предложили интересные подходы, способствующие формированию человека-творца. Г. В. Кристи, Л. П. Новицкая, С. В. Гиппиус, В. А. Петров определили роль и значение тренинга как формы за­нятия, стимулирующего активность студентов, играющего важную роль в развитии их профессионально-личностных качеств. Свой вклад в понимание роли и значения элементов театрального мастерства в деятельности педагога внесли Ю. П. Азаров, В. М. Букатов, П. М. Ер­шов, А. П. Ершова, И. А. Зязюн, Ю. Л. Львова, В. А. Кан-Калик, В. Ф. Моргун, Е. А. Ямбург и др.

Артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значи­мость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые каче­ства личности (образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру), напрямую свя­занные с артистизмом. Творчески одаренный человек может — если захочет — раскрыть, а затем усовершенствовать свои при­родные данные.

Будущему педагогу важно научиться ставить перед собой сверх­задачу своих действий, чтобы конкретные задачи текущего мо­мента, технологические процедуры не дробили воспитательный процесс, не расчеловечивали его. Приемы создания творческого самочувствия, воспитание умения думать о сверхзадаче своих дей­ствий и т. д. — не самоцель для педагога, а средство создания и поддержания его постоянного «духовного тонуса».

Педагогическое творчество может быть охарактеризовано не только как эффективное использование педагогических знаний, умений и навыков в деятельности, но и как применение художе­ственной логики при решении собственно педагогических задач, что обеспечивает совершенствование творческого потенциала лич­ности через систему эмоционально-образных механизмов. Важно осмысление современных требований к педагогу, особенностей этапа подготовки к профессиональной деятельности, необходи­мости скорейшего выявления собственной творческой индивиду­альности и определение путей, ведущих к этому, а также понима­ние цели и перспектив проведения взаимообогащающих паралле­лей между педагогикой и театральным искусством.




1. Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей педагога.

1.1. Современная педагогика о творческой индивидуальности и индивидуальном стиле деятельности педагога.

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида долж­но превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизнен­ную стратегию.

Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педа­гога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методи­ческой умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ребенок принял педагога как яркую неповто­римую личность.

На страницах педагогических изданий термин творческая индивидуальность педагога появляется все чаще, вытесняя более рас­пространенное ранее словосочетание творческая личность. Веро­ятно, это обусловлено пониманием того, что решающим факто­ром обновления образования является не просто личность педагога, его готовность действовать творчески, но яркая, самобытная лич­ность, уникальная и неповторимая; что педагогическое творче­ство не может существовать без личностного, индивидуального воплощения.

Рассмотрим по отдельности понятия «индивидуальность», «творчество», «творческая индивидуальность», «творческая инди­видуальность педагога», «индивидуальный стиль деятельности».

Слово «индивидуальность» происходит от латинского «individuum» (отдельный, особый) и является переводом с древнегре­ческого термина «atomos» (неделимый). В широком смысле инди­видуальность — это «неповторимое своеобразие какого-либо яв­ления, отдельного существа, человека. В самом общем плане ин­дивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их».

В психологии с термином «индивидуальность» традиционно связывают изучение индивидуальных особенностей личности (прежде всего темперамента, характера, способностей). Индиви­дуальность — это «человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей», она «проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, ка­честв перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и спо­собностей индивида».

Подход к человеку как к уникальности, отдельному микрокос­му обусловил более широкое употребление термина «индивиду­альность» при характеристике внутреннего духовного содержания, особого свойства личности, сущностного качества человека.

Для Б. Г. Ананьева индивидуальность — высший уровень раз­вития личности: «Если личность — "вершина" всей структуры че­ловеческих свойств, то индивидуальность — это глубина лично­сти и субъекта деятельности».

С. А. Гильманов выделил ряд моментов, которые обусловили распространение термина «индивидуальность» в последние годы, когда усилился интерес общества к конкретным проявлениям личностных черт в различных видах деятельности:

— индивидуальность — высшая стадия развития личности, ос­новной характеристикой которой является целостность, обуслов­ливающая способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, установки, ценности;

— психологическое понимание индивидуальности опирается на представление о структуре личности, охватывая в единстве психофизиологические и психологические характеристики, но наибольший вес все чаще придается социально значимым чер­там, тем чертам, которые проявляются в деятельности и обще­нии;

— проявления индивидуальности (отдельные поступки, выс­казывания, стиль деятельности в целом и др.) всегда обусловле­ны внутренними, личностными смыслами и значениями, а не заданными извне обстоятельствами.

В бытовом толковании под индивидуальностью понимают и людей масштабных, способных влиять на других, и людей просто своеобразных, противопоставляя этой непохожести на других раз­витость личности в целом.

Многообразие точек зрения на понимание термина «индиви­дуальность» присуще и толкованию термина творчество.

Творчество понимается как деятельность, направленная на со­здание существенно нового; как процесс, включенный в поста­новку и решение проблем, нестандартных задач; как форма по­знания действительности и т.д.

Педагогическую профессию к разряду творческих еще недавно безоговорочно отнесли бы немногие, в ряду творческих скорее назвали бы профессии музыканта, актера, художника. Причин тому много: массовость и широкое распространение педагогической де­ятельности, низкий социальный престиж, рассмотрение педагогической деятельности в течение долгого времени как нечто внешнего по отношению к осуществляющему ее субъекту; трудность системного исследова­ния педагогики как искусства на уровне научного знания и др.

В последние годы, когда воз­никло большое количество инновационных школ и эксперимен­тальных площадок, авторских программ, активизировались разработки про­блем непрерывного образования, наметилась тенденция к освобож­дению от стереотипов в оценке педагогической деятельности. И все же вопрос о том, является ли педагогический труд творческим или нет, вряд ли можно считать решенным окончательно. Полемика о соотношении науки и искусства в педагогической практике, веду­щаяся со времен К. Д. Ушинского, продолжается. Один из совре­менных подходов к пониманию сути педагогики заключается в рассмотрении ее даже не как двуединства (науки и искусства), но как триединства {науки, искусства и любви). Педагогика как наука развивает мысль и чувство, утверждает ценностные основания бытия человека. Педагогика как искусство одухотворяет педагоги­ческий процесс, наполняет его содержание и методы особым све­том человеколюбия и добросердечия, ведет к открытиям и позво­ляет через творчество и мастерство найти принципиально иное качество педагогического профессионализма. Педагогика как лю­бовь согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности, позволяет через живые добрые чувства вести ребят к высшей духовности, к осознанию уникальности и гармонии великого достоинства человека.

Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должно рассматривать как сотворчество педагога и ребенка, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельно­сти.

Что же касается творчества как свойства личности, то иссле­дователи называют как отдельные свойства (смелость, оригиналь­ность, критичность мышления, независимость и др.), так и пыта­ются построить целостную модель творческой личности. Так, В.И.Андреев говорит как о творческом, о таком типе личности, «для которой характерна устойчивая, высокого уровня направ­ленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уров­нем творческих способностей и которые позволяют ей достиг­нуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности». В этом определении отражены наиболее распространенные уста­новки при характеристике творческой личности:


  • набор взаимосвязанных качеств личности (творческая направ­ленность, мотивация, способности, мышление, волевые качества), где центральными являются мотивы и способности, которые обус­ловливают внутреннюю активность и результативность;

  • обязательность объективно и субъективно значимого результа­та как основного смысла существования и деятельности творче­ской личности;

  • новизна и оригинальность этого результата;

  • безусловно положительное этическое отношение к творческой личности;

  • подчеркивание постоянства, устойчивости творческих качеств в структуре личности.

Рассматривая в совокупности признаки индивидуальности и творчества, как видим, можно обнаружить много общего. В широком понимании творческой индивидуальностью можно считать человека, который обладает сформировавшимся цельным ядром личности, богатым внутренним миром, обусловливающими чер­ты характера и выражающимися в автономности, активности, свое­образии и оригинальности всех проявлений личности, в творче­ской направленности, в ее готовности до конца отстаивать свои убеждения и ценности.

Чем в большей степени человек самостоятелен в постановке целей деятельности, поиске средств для ее осуществления и оценке результата, тем в большей мере его можно охарактеризовать как творческую индивидуальность. Творческий человек сам определя­ет ценность своего произведения, она не зависит ни от похвалы, ни от критики других.



Творческая индивидуальность педагога — это особое качество, уровень развития личности в целом, поэтому дать ее однозначное определение невозможно: ее сущность в самобытности и цельно­сти всей личности (внутренняя сторона), в оригинальности, яр­ком своеобразии и масштабности всех проявлений личности и деятельности педагога (внешняя сторона), выражающихся в авто­номности постановки жизненных и педагогических целей и за­дач, самостоятельности действий, в непрекращающемся поиске смысла жизни и деятельности и в готовности до конца отстаивать найденные, выстраданные идеалы и жизненные ценности. Твор­ческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержа­тельных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфе­ра (содержание, уровни и операции мышления).

Направленность педагога — ярко выраженной творческой индивидуальности — характеризуется наличием ценностей, убежде­ний и идей, составляющих внутренний стержень личности и дея­тельности педагога; гуманистической доминантой личностных целей; представлением о цели своей деятельности как высокой миссии развития человека; особым душевным настроем; напол­нением глубоколичностным смыслом всего, что осуществляется в сфере профессиональной деятельности; значительной степенью отождествления себя с профессией; верой в себя, оптимизмом, стремлением к самоактуализации; высоким уровнем творческой мотивации, широтой интересов.

К личностным качествам, которые характеризуют творчес­кую индивидуальность, можно отнести глубокую эмоциональ­ную погруженность в ход событий; наличие педагогических спо­собностей, артистичность, экспрессивные способности, обая­ние, эмпатию, волю и целеустремленность в реализации своих идей и достижении желаемых результатов; открытость, искрен­ность.

Значимым фактором является когнитивная сфера психики педагога: склонность к тому или иному типу принимаемых решений по характеру их обоснования — важная сторона творческой инди­видуальности педагога, характеризующая его интеллектуальные особенности. Для характеристики творческих решений важно то, как и чем обосновывает их педагог. Здесь говорят о двух видах обоснования: логическом (или аналитическом) и образно-интуи­тивном.

Успешность той или иной деятельности, ее результативность зависит от того, насколько полноценно сформирован индивиду­альный стиль деятельности ее субъекта, то есть насколько эффек­тивно и целесообразно используются стойкие особенности лич­ности человека, обусловленные типом его высшей нервной дея­тельности.



Индивидуальным стилем деятельности педагога называют систе­му предпочитаемых учителем приемов, склад его мысли, манеру общения, способы предъявления требований и разрешения кон­фликтов.
  1   2   3   4


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет