Педагогические условия организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика



жүктеу 464.37 Kb.
бет1/3
Дата14.07.2016
өлшемі464.37 Kb.
  1   2   3
УДК 373.1.02:37.036:793.3(574) На правах рукописи

ДИЛЬДЕБАЕВА ГУЛЬМИРА РАХЫМЖАНОВНА

Педагогические условия организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Республика Казахстан

Шымкент, 2010

Работа выполнена в Южно-Казахстанском Государственном

университете им. М.Ауезова


Научный руководитель доктор педагогических наук,

профессор Нурлыбекова А.Б.




Официальные оппоненты доктор педагогических наук,

профессор Джердималиева Р.Р.




кандидат педагогических наук,

доцент Утешева А.Ж.









Ведущая организация Казахский национальный педагогический

университет им. Абая




Защита состоится «____» ______________ 2010 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 14.20.01 по защите диссетаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Южно-Казахстанском государственном университете им. М.Ауезова по адресу:

160012, г. Шымкент, пр.Тауке хана 5







С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южно-Казахстанского государственного университета им. М.Ауезова по адресу: 160012,

г. Шымкент, пр.Тауке хана,5. 2-этаж





Автореферат разослан «____» ______________ 2010г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Жолдасбекова С.А.



ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Изменившаяся политическая и социально-экономическая ситуация в Казахстане ставят задачу обновления системы образования в Республике в соответствии с интеграционными процессами в мировое образовательное пространство, с направленностью на развитие самосознания личности, приобщение ученика к духовной культуре, творческой деятельности. В новой редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании», как одно из приоритетных задач отечественной системы образования выделяется «приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского народа и других этносов республики».

Актуальность проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения связана с нарушением целостности формирования личности школьника, когда школа ограничивается в основном образовательным процессом, а воспитание с утверждением нравственно-эстетического отношения к действительности, выпадает из реального образовательного процесса. Ситуация усугубляется тем, что дети растут в новой современной социокультурной среде, «заполненной» зарубежными культурно-потребительскими ценностями, которые широко пропагандируются средствами массовой информации. Особой проблемой становится то, что у школьников отсутствует прочный культурно-этнический базис, тот самый стержень, который имеет основополагающее значение в эстетическом воспитании личности. Необходимость создания педагогических условий для организации эстетического воспитания определяется тем, что оно связано с развитием идеалов и потребностей, восприятием прекрасного, с формированием ценностного отношения между человеком и миром.

Анализ воспитательной практики школы показал, что для воспитания недостаточно систематического обучения. Необходимы и специально организуемое ценностно-ориентированное общение с развитием эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности. Одним из средств эстетического воспитания является танцевальное искусство, которое дает зрительно-эмоциональное наслаждение от красоты движений, от гармоничного сочетания музыки и танца. Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без перевода людям всех возрастов и рас, танец несет в себе определенную национальную окраску. Танцевальное искусство, отражая эстетические стороны мира человека - прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое во взаимоотношениях людей, тем самым выполняет функцию социализации людей, и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи.

Народное творчество, и в особенности танцевальная культура народов Казахстана, образно-эмоционально отражающая историю жизни народов, его мировоззрение, национальных художественных традиций, является важным средством эстетического воспитания школьников.

Педагогические возможности искусства в эстетическом воспитании отмечали многие видные ученые-психологи: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.М.Рубинштейн, Б.И.Теплов и др.

Выдающиеся педагоги прошлого Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие видели целью воспитания возвышение личности, развитие всех ее способностей, развитие стремления к самосовершенствованию.

В своих произведениях на вопросы становления эстетической культуры и необходимость нравственного воспитания подрастающего поколения средствами народного творчества обратили особое внимание великие мыслители казахской степи аль-Фараби, Ю.Баласагуни, Коркыт-Ата и др.

В свою время, на важность формирования эстетических чувств средствами народного творчества указывали педагоги-просветители, видные общественные деятели казахского народа Ч.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Кунанбаев, С.Торайгыров, А.Байтурсынов, М.Дулатов и др.

В трудах Ю.Б.Борева, Н.И.Киященко, М.С.Каган, А.Ф.Лосева, Е.Г.Яковлева и др. рассмотрены проблемы развития эстетического сознания личности.

Проблемам эстетического воспитания школьников средствами казахского народного музыкального искусства как одного из основных источников традиционной культуры казахов посвящены работы ведущих отечественных ученых-педагогов - C.А. Узакбаевой, Р.Р. Джердималиевой, М.Х. Балтабаева, А.А. Калыбековой, Р.К. Дюсембиновой, А.Б. Нурлыбековой, К.Е. Ибраевой, Б.С. Утемуратовой, А.Ж.Утешевой и др.

В работах ряда казахстанских авторов (С.Ш. Тлеубаев, А.К. Кульбекова, Б.С.Тлеубаева, Т.О. Изим, З.Б. Ажибекова, Ж.Б. Мукашева и др.) поднимается вопрос эстетического воспитания средствами хореографии, народного танцевального искусства.

Фундаментальные труды Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, Ж.А. Караева, К.Ж. Каракулова, Б.А. Койшибаева, П.Д. Кирилловой, А.П. Ковалева, В.А. Онищука, Р.Г. Лемберг, П. И. Пидкасистого, П.И. Третьякова, Н.Д. Хмель, Н.Н. Хан, Э.Г. Юдина и др. также представляют интерес для нашего исследования, с точки зрения выбора и использования методологических подходов к теоретическо-методическому изучению организации эстетического воспитания школьников средствами народного танцевального искусства.

Результаты теоретического анализа педагогических исследований показали, что в педагогической науке наметились определенные подходы к решению проблемы эстетического воспитания школьников средствами народно-музыкального творчества и народно-прикладного искусства, а также элементами народной педагогики. Однако, несмотря на значительное количество работ по различным аспектам данной проблемы, вопросы организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры не нашли должного освещения в психолого-педагогических исследованиях и остаются малоизученными.

Ведущую роль в системе эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры должна играть школа, призванная реализовать содержание, формы и методы учебной и внеучебной деятельности учащихся эстетической направленности. Однако на практике эта роль сводится часто к использованию занятий по хореографии, ритмике, факультативов по танцам при подготовке и проведении отдельных школьных или внешкольных мероприятий, а эстетическое воспитание средствами народного танца носит эпизодический и случайный характер.

Эффективная реализация эстетического воспитания средствами танцевальной культуры народов Казахстана сдерживается недостаточной разработанностью условий организации эстетического воспитания школьников, отсутствием в школе действенной системы организации внеучебной работы и внеклассной деятельности учащихся по изучению художественных ценностей танцевальной культуры народов Казахстана.

Таким образом, в современной теории и практике эстетического воспитания школьников сложились объективные противоречия:

- между практической потребностью и возможностью организации эстетического воспитания школьников средствами танцевального искусства народов Казахстана и недостаточной степенью изученности этой проблемы;

- между новыми концептуальными задачами эстетического воспитания в школе и отсутствием теоретико-методических разработок, позволяющих эффективно организовать эстетическое воспитание школьников на основе использования танцевального искусства народов Казахстана.

Данные противоречия обусловили проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия организации эстетического воспитания школьников средствами танцевального искусства народов Казахстана как эффективного средства совершенствования эстетического воспитания школьников.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в современной педагогической науке обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана».



Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке педагогических условий и экспериментальной проверке организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.

Объект исследования: процесс организации эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе на факультативных занятиях и во внеклассной деятельности.

Предмет исследования: организация эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.

Гипотеза исследования: если включить школьников в осознанное восприятие народной танцевальной культуры и художественно-эстетическую деятельность танцевального коллектива по овладению искусством народного танца путем организации внеурочной работы и во внеклассной деятельности с соблюдением комплекса педагогических условий, то уровень эстетической воспитанности учащихся будет значительно выше, так как обеспечивается целенаправленное развитие их интереса к народной танцевальной культуре, мотивация и овладение искусством танца, формирование эстетического вкуса, умений анализировать и создать новые творческие композиции.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность эстетического воспитания школьников средствами народной танцевальной культуры.

  2. Определить специфику и возможности танцевальной культуры народов Казахстана в эстетическом воспитании школьников.

  3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.

  4. Разработать модель эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.

  5. Экспериментально проверить эффективность поэтапной организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.

Ведущая идея: поэтапная организация изучения танцевальной культуры народов Казахстана на факультативных занятиях и во внеклассной деятельности эстетической направленности в школе обеспечивает эффективность и результативность эстетического воспитания школьников средствами народного танца.

Теоретико-методологической основой исследования явились: положение материалистической диалектики об источниках и движущихся силах развития; теория познания как объективное отражение окружающего мира в сознании человека; теория личностно-деятельностного подхода и педагогических возможностей искусства в эстетическом воспитании (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.М.Рубинштейн, Б.И.Теплов и др.); философские концепции, раскрывающие сущность понятия «искусство», «культура», «эстетика»; диалектико-материалистическое положение о творческом отношении к историческому наследию прошлого; идеи и концепции эстетического воспитания ( Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, М.С.Каган, А.Ф.Лосев, Е.Г.Яковлев и др.); идеи, раскрывающие смысл творчества; положение о роли и места искусства в в эстетическом воспитании детей (О.А.Апраксина, Ю.Б.Алиев, Д.Б. Кабалевский, В.Н.Шацкая и др.); теория системно-целостного подхода; концепция общения как источника и одного из важнейших условий развития личности; идеи значимости субъект-субъектных отношений педагогов и учащихся, сотрудничества в учебной деятельности; идеи о самореализации личности; концептуальные основы этнокультурного образования.

Источники исследования. Источниками исследования явились официальные документы, определяющие перспективы развития отечественной системы образования: Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2005 – 2010 г.г. (2004); Закон Республики Казахстан «Об образовании» (2007) и др.; труды философов, психологов, психолого-педагогические работы по следующим проблемам эстетического воспитания школьников средствами народного искусства; массовый и инновационный педагогический опыт общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию школьников средствами народного танцевального искусства Казахстана; личный педагогический и исследовательский опыт диссертанта.

Методы исследования: В исследовательской работе использовались методы теоретических и эмпирических педагогических исследований: естественный эксперимент, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение передового опыта педагогов-хореографов, работников этнических культурных центров; педагогическое наблюдение учебно-воспитательного процесса в школе на занятиях по хореографии; анкетирование учащихся; наблюдение за деятельностью и поведением, взаимоотношениями школьников; использование низкоформализованных методик (беседы, анкеты, тесты и др.); проведение констатирующего и формирующего педагогического эксперимента по разработанной методике; методы математической обработки статистической информации; анализ и обобщение полученных результатов.

Этапы и процедура исследования.

I этап (2005-2006) – осуществлялось определение теоретико-методологических основ исследования, выявление состояния разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и на практике учебно-воспитательного процесса школы. Осуществлена разработка научного аппарата исследования, выявление педагогических условий и проектирование модели организации эстетического воспитания школьников средствами танцевального искусства народов Казахстана.

II этап (2006-2009) – разработна поэтапная организация эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана. Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанной методики, формирующий этап которого сопровождался анализом и обобщением полученных результатов. Ведущие методы на этом этапе: изучение и обработка педагогической документации, анализ занятий, заданий школьников, анкетирование, беседа, наблюдение за деятельностью и поведением учащихся, экспериментальные методы математической статистики.

III этап (2009 - 2010) – осуществлялась обработка, систематизация и обобщение результатов эксперимента, уточнение теоретических положений, разработка практических рекомендаций по совершенствованию эстетического воспитания школьников, формулировка выводов, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- теоретически обоснована и определена сущность эстетического воспитания школьников средствами народной танцевальной культуры;

- теоретически обоснованы и определены специфика и возможности танцевальной культуры народов Казахстана в эстетическом воспитании школьников;

- выявлены и обоснованы педагогические условия организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана;

- разработана модель организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана;

- экспериментально обоснована эфективность поэтапной организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.



Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы и научно-методические рекомендации позволяют обеспечить эффективность организации эстетического воспитания школьников средствами танцевального искусства народов Казахстана. Прикладной характер результатов, полученных в ходе исследования состоит в следующем:

- предложен метод обобщенного представления информации со стабильной наглядностью на примере факультативного курса «Танцы народов Казахстана»;

- разработаны рекомендации по организации исследовательской деятельности школьников по истории танцевальной культуры народов Казахстана;

- разработаны и апробированны программа факультативных занятий эстетической направленности «Танцы народов Казахстана», учебное пособие «Танцевальная культура народов Казахстана», адресованные для учащихся общеобразовательных школ, педагогов и студентов педагогических вузов;

- экспериментально проверенная методика организации эстетического воспитания средствами народной танцевальной культуры может быть использована в практике эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ, при подготовке будущих учителей в вузе и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

- сущность и содержание понятия «эстетическое воспитание школьников средствами народной танцевальной культуры», которое определяется как процесс целенаправленного развития интереса и способности личности к познанию и полноценному восприятию прекрасного в народной танцевальной культуре, в других видах искусства, с выработкой системы представлений об истории народов, их танцевальной культуре;

- народное танцевальное искусство своими специфическими средствами может эффективно влиять на процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности школьника и соответствующей ему деятельности под воздействием многообразных проявлений народного танца, является важнейшим средством развития эстетической культуры школьников;

- педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников средствами народной танцевальной культуры, которые сгруппированы на мотивационно-целевые, организационные и содержательные;

- модель организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана, которая отражает целевые ориентиры, содержательную и организационно-процессуальную характеристику и ожидаемые результаты исследуемого процесса, спроектированная на основе системного, личностно-деятельностного, культурологического, проблемного и аксиологического подходов;

- теоретическое и практическое обоснование эффективности поэтапной организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.



Достоверность и обоснованность научных результатов диссертационного исследования обеспечивается исходными методологическими и теоретическими позициями автора, опорой на достижения педагогической науки и образовательной практики, соответствием полученных выводов с основными положениями новых концепций образования, соответствующим выбором методов исследования, результатами опытно-экспериментальной работы, апробацией работ автора, а также репрезентативностью эмпирического материала, на котором базируются выводы и рекомендации диссертации.

База исследования: школы-гимназии № 1 им. А.С.Пушкина, № 8 им. М.Х.Дулати, этнопедагогическая школа-гимназия № 25 им. Т.Рыскулова, художественно-эстетическая гимназия № 65 им. Алтынсарина, а также общеобразовательные школы №№ 78, 77 г. Шымкента. На различных этапах опытно-экспериментальной работы приняли участие 245 школьников, 6 педагогов хореографии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме научных докладов и сообщений на Международных научно-пракьтических конференциях: «Наследие и современные проблемы национальной культуры» (Уральск, 2006 г.); «Ауезовские чтения-5,6,7» (Шымкент 2006, 2007, 2008 гг.); «Валихановские чтения - 12» (Кокшетау, 2007 г.); «Инновационные явления в современной культуре Казахстана» (Алматы, 2008 г.); «Проблемы инновационного развития науки и образования» (Шымкент, 2010 г.); а также посредством публикаций в научных журналах Республики Казахстан «Ұлт тағылымы» (Алматы, 2008-2009 гг.); «Ізденіс» (Алматы, 2008г.); «Білім-Образование» (Алматы, 2010г.).

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Во введении дано обоснование актуальности темы исследования, сформулированы его проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, научная новизна, практическая значимость работы.

В первом разделе «Теоретические основы организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана» подвергнуты анализу сущность эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры; раскрыты специфика и возможности народного танцевального искусства Казахстана в эстетическом воспитании школьников; дано теоретическое обоснование педагогических условий организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана; представлена модель и определены критерии эффективности организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.

Во втором разделе «Опытно-экспериментальная работа по организиции эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана» рассматривается состояние и тенденции совершенствования эстетического воспитания средствами танцевального искусства народов Казахстана; раскрывается методика поэтапной организации эстетического воспитания школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана; представлено содержание опытно-экспериментальной работы и его результаты.

В заключении изложены общие выводы исследования, подтверждающие гипотезу, результаты, выносимые на защиту.

В приложении представлены отдельные материалы опытно-экспериментальной работы.
  1   2   3


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет