Thomas H. Leahey
A HISTORY OF
MODERN PSYCHOLOGY
Third Edition
Upper Saddle River, New Jersey 07458
Томас Лихи
ИСТОРИЯ
COBPEMEHHOl ПСИХОЛОГИИ
3-е издание
ПИТЕР
Москва - Санкт-Петарбург -Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара
Киев- Харьков • Минск
2003
ББК 88.1(0) УДК 159.9(091) Л65
Л65 История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
ISBN 5-94723-199-9 .
В данной книге рассматриваются основные этапы формирования и развития психологии как науки — от античности до наших дней. Вниманию читателей предлагается не просто отстраненное перечисление событий, имен и концепций, но и оригинальный авторский взгляд на процессы и метаморфозы психологической науки, оценка ее ярчайших представителей. Книга адресована психологам, социологам, филологам, историкам и философам, а также всем, кто в силу профессиональной деятельности или иных причин интересуется психологией.
ББК 88.1(0) УДК 159.9(091)
©2001,1994,1991 by Prentice Hall, Inc.
ISBN 0-13-017573-0 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003
ISBN 5-94723-199-9 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003
Оглавление
Предисловие 10
Часть I. Введение
Глава 1. Психология, наука и история 12
Понимание науки 13
Образ современной науки 13
Объяснение 14
Теории: как ученые объясняют явления 19
Природа научных изменений 24
Наука как мировоззрение 33
Вызов, брошенный психологии естественными науками 35
Психология и исторические дисциплины 37
Библиография 43
Глава 2. Заложение основ 45
Три эры и две революции в образе жизни людей 45
Происхождение понятия «психология» 47
Эпоха Возрождения 48
Научная революция 49
Трансформация материи и механизация картины мира 50
Трансформация опыта и создание сознания 50
Создание психологии: Рене Декарт 51
Философская психология в XVII и XVIII веках 55
Исследования разума 55
Изучение разума и тела 60
Изучение разума других людей ..60
Природа человека, мораль и общество 61
Проект Просвещения 61
Изучение природы человека 62
Контрпросвещение 63
XIX век: формирование поля деятельности психологии 64
Основные противоречия 64
XIX век: инновации 71
Неврология 71
Методы 74
Институты 76
Психопатология 77
Заключение 81
Библиография 82
Общие работы 82
Эпоха Возрождения 83
Научная революция и философская психология (1600-1900) 84
Просвещение 85
XIX век 86
6 Оглавление
Часть II. Основание психологии
Глава 3. Психология сознания 89
Окружение 89
Психология сознания Вильгельма Вундта 95
Вильгельм Вундт (1832-1920) 95
Психология Вундта 96
Вундт за работой 102
После Лейпцига: другие методы, новые движения 107
Поворот: к позитивизму: психология как естественная наука 107
Феноменологические альтернативы 110
Систематическая интроспекция: Вюрцбургская школа, 1901-1909 ... 113
Научная феноменология: гештальт-психология 118
Поворот к практике: прикладная психология 124
Судьба психологии сознания 125
Библиография 127
Глава 4. Психология бессознательного 130
Значение психоанализа 130
Зигмунд Фрейд и научная психология 131
Структура главы 133
Формирование психоанализа, 1885-1899 133
Фрейд и биология 133
Фрейд — врач: изучение истерии 140
Ошибка с совращениеми создание психоанализа 146
Классический психоанализ, 1900-1919 154
Основополагающая работа: «Толкование сновидений» (1900) 154
Классическая теория инстинктов:
«Три очерка по теории сексуальности» (1905) 156
Классическая теория личности: топография разума 158
Ревизия и расширение психоанализа 161
Пересмотр 161
Расширение 163
Судьба психоанализа 165
Психоанализ Фрейда и наука 165
Психоанализ после Фрейда 167
Наследие Фрейда 169
Библиография 170
Общие работы 170
Окружение 172
Путь через физиологию 172
Дора и другие случаи 173
Бессознательное 173
Викторианская сексуальность 173
Ошибка с совращением 174
Оглавление
Критика Фрейда 174
Положение психоанализа 175
Герменевтика 176
Общее влияние 176
Глава 5. Психология адаптации 177
Эволюция и психология 177
Триумф Гераклита: дарвиновская революция 178
Окружение 178
Романтическая эволюция 179
Революционер Викторианской эпохи: Чарльз Дарвин (1809-1882) ... 180
Принятие и влияние идеи эволюции путем естественного отбора 184
Начало психологии адаптации в Британии 185
Ламаркистская психология: Герберт Спенсер (1820-1903) 185
Дарвинистская психология 188
Функциональная психология в Европе 194
Психологические идеи в Новом Свете 196
Общая интеллектуальная и социальная атмосфера 196
Философская психология 199
Новая американская психология 201
Национальная философия Америки: прагматизм 201
Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) 201
Американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) 203
Становление американской психологии 211
Библиография . f 213
Часть III. Совершенно другая эпоха: 1880-1913
Глава 6. Заговор натурализма 219
От ментализма к бихевиоризму 219
Психология и общество 219
От островных общин к повсеместным общинам 220
Старая психология против новой 222
Моторная теория сознания: 1892-1896 227
От философии к биологии: функциональная психология, 1896-1910 .... 230
Глава 7. Сознание аннулируется 237
Новые направления в психологии животных, 1898-1909 237
От рассказа к эксперименту 237
Проблема разума животных 244
Переосмысливая разум: споры о сознании, 1904-1912 246
Существует ли сознание? Радикальный эмпиризм 246
Относительная теория сознания: неореализм 247
Функциональная теории сознания: инструментализм 251
Заключение: сознание сбрасывается со счетов, 1910-1912 252
Библиография 255
Оглавление
Часть IV. Научная психология в XX веке
Глава 8. Золотой век бихевиоризма, 1913-1950 261
Бихевиоризм провозглашен 261
Манифест бихевиоризма 261
Бихевиоризм получает определение, 1919-1930 267
Формулировка основных принципов бихевиоризма, 1930-1950 273
Заключение: все мы сейчас бихевиористы 287
Глава 9. Закат бихевиоризма, 1950-1960 289
Закат начинается 289
Философский бихевиоризм 290
Формальный бихевиоризм 295
Б. Ф. Скиннер (1904-1990) 298
Радикальный бихевиоризм как философия 298
Экспериментальный анализ поведения 299
Интерпретация человеческого поведения 305
Бихевиоризм и человеческий разум 309
Вызовы, брошенные бихевиоризму 312
Картезианская лингвистика 312
Разрушение основ 315
Исчезновение позитивизма 316
Ограничения в научении животных 317
Осознание и научение человека 320
Глава 10. Подъем когнитивной науки, 1960-2000 322
Первые теории когнитивной психологии 322
Новый структурализм 322
Познание в социальной психологии 324
Новые когнитивные теории перцепции и мышления 325
Механизация мышления 327
Триумф переработки информации 330
«Когнитивная революция» 330
Поражение бихевиоризма 335
Природа когнитивистики 338
Когнитивистика в процессе созревания:
споры и развитие 341
Неопределенность 341
Споры 342
Развитие: новый коннекционизм 348
Исследования разума в начале нового тысячелетия 357
Библиография 357
Часть V. Прикладная психология в XX веке
Глава И. Возникновение прикладной психологии, 1892-1919 363
Научная и прикладная психология 363
Оглавление 9
Происхождение прикладной психологии 364
Тестирование интеллектуальных способностей 364
Возникновение прикладной психологии в США 368
Прикладная психология 373
Психология проникает в общественное сознание:
психология на Первой мировой войне 376
ава 12. Подъем прикладной психологии, 1920-1950 380
Психологи среди социальных противоречий 380
Психология и повседневная жизнь 389
Противоречия между прикладными психологами 399
Психология во время Второй мировой войны 403
Послевоенный оптимизм 406
[ава 13. Психологическое общество: 1950-2000 412
Развитие психологического общества 412
Социальная «революция» 1960-х гг 415
Профессиональная психология 425
Выделение средств на социальные исследования 425
Клиническая психология в 1960-х и 1970-х гг 426
Новый разрыв: уход «академиков» 432
Прикладная психология в начале нового тысячелетия 433
Библиография 434
Предисловие
«История современной психологии» (A History of Modern Psychology) не переиздавалась с 1994 г., хотя за это время появились два издания «Истории психологии» (A History of Psychology). В третье издание книги я включил все изменения, внесенные в «Историю психологии», но не нанося ущерба повествованию о современной психологии.
Самые заметные особенности нового издания касаются его структуры. Я включил новую, вторую, главу, суммирующую историю психологии от эпохи Возрождения и научной революции до середины XIX в. При написании этой главы помимо «Истории психологии» я руководствовался работой Mind as scientific object: An historical-philosophical exploration («Разум как научный объект: историко-философское исследование»), написанной для книги Mind as Scientific Object («Разум как научный объект»), под редакцией Д. Джонсона и К. Эрнелинга (D.Johnson and С. Erneling (Eds.), Oxford University Press, in press), и двумя статьями: The Renaissance through the Eighteenth Century («От Возрождения до восемнадцатого века включительно») и The Nineteenth Century through Freud («От девятнадцатого века до Фрейда включительно») из «Энциклопедии психологии Американской психологической ассоциации» (АРА Encyclopedia of Psychology, Oxford University Press, 2000).
Главы З и 7, посвященные рождению психологии и тайному заговору натурализма, были пересмотрены, но самые серьезные изменения коснулись главы 4 «Психология бессознательного», которая в настоящем издании построена не тематически, а хронологически. Раздел о развитии психологии в XX веке был дополнен и реорганизован, чтобы сосредоточить внимание на двух направлениях современной психологии: научной психологии и профессиональной психологии. Главы 8—10 рассказывают об истории научных исследований разума в XX столетии вплоть до 2000 г. Главы 11—13 посвящены деятельности профессиональной психологии того же периода. В этих структурных изменениях нашли свое отражение две проблемы, волнующие меня. Во-первых, за годы моей преподавательской деятельности я обнаружил, что метания между принципиально различными направлениями, неизбежно сопровождающие попытки описать тот или иной период, вызывают смятение в умах студентов. Я думаю, что можно дать более ясную картину и научной, и профессиональной психологии, если рассказывать каждую историю отдельно. Во-вторых, как неоднократно подчеркивалось, научная и профессиональная психология идут каждая своей дорогой, поэтому деление повествования на две части отражает реальную ситуацию. Наконец/разделение материала на две части позволит лекторам сделать упор на одной из них по своему выбору.
Как всегда, я был бысчастлив услышать мнение преподавателей и студентов о третьем издании «Истории современной психологии». Пожалуйста, свяжитесь со мной по электронной почте, мой адрес: tleahey@saturn.vcu.edu.
Томас Харди Лихи Ричмонд, Вирджиния
Часть I
Введение
Слева - Исаак Ньютон, основатель современных естественных наук. Хотя исследования Ньютона были посвящены физике, его подход к научной работе (ньютонианский стиль) произвел революцию во всех науках и в философии. Справа - Рене Декарт, основатель современной психологии. Его идеи о разуме и сознании, а также его теория, согласно которой тело представляет собой машину, создали ту основную схему, которой психологи оперировали на протяжении нескольких веков.
Источник Американский психологический архив, Университет Экрона.
Первые две главы подготовят нас к восприятию истории современной психологии. С самого момента своего возникновения психология претендовала на звание науки. Тем не менее ее статус как науки никогда не был особенно прочным. Частично это было обусловлено тем, что концепции природы науки менялись с годами и все еще остаются предметом разногласий между студентами, изучающими философию и историю науки. Итак, в первой главе приводится обзор философии науки, причем особое внимание уделяется ее причастности к научным амбициям психологии. Мы также рассмотрим альтернативные взгляды на психологию как область деятельности: как один из видов инженерной деятельности или как одну из гуманитарных наук. Наконец, мы кратко рассмотрим историографию, уделив особое внимание истории науки и истории психологии. Вторая глава дает общую картину донаучных предпосылок психологии, начиная с научной революции и заканчивая последней четвертью XIX столетия, когда, наконец, на сцену вышла научная психология.
ГЛАВА 1
Психология, наука и история
Платон заметил, что философия начинается с удивления. Наука также начинается с удивления — удивления перед внутренней работой природы, и все естественные науки, в том числе психология, изначально были частью философии. На протяжении столетий отдельные науки постепенно обретали независимость от философии. Психология одной из последних «отделилась от родителя», оставаясь частью философии вплоть до XIX в. Основателями психологии были как философы, так и психологи, и даже сегодня психология сохранила тесные связи с философией.
На протяжении многих веков история психологии была, по большей части, историей философии, особенно таких ее областей, как философия разума, гносеология и этика. Дословный перевод слова «психология» — исследование души, хотя сам термин не употреблялся вплоть до XVII в., а широкое распространение получил только в XIX в. Философы и религиозные деятели всего мира ожесточенно спорили о природе души, т. е. на тему, известную философам как философия разума. Существует ли душа? Какова ее природа? Каково ее предназначение? Как она связана с телом? Хотя психологи и не принимают названия «душа», предпочитая термин «разум», который несет меньшую религиозную нагрузку, они задаются все теми же тревожащими вопросами. Даже те психологи, которые определяют психологию как исследование поведения, а не изучение разума, по-разному отвечают на них.
Со времен древних греков философы интересовались проблемой о том, как люди узнают мир. Это направление получило название эпистемология (гносеология), от греческих слов episteme (знание) и logos (рассуждение). Вопросы о том, как люди познают мир, включают в себя и вопросы об ощущениях, восприятии, памяти и мышлении, — целый мир, который психологи называют когнитивной психологией.
Этика — это еще одна область, которую философы (и религиозные мыслители) делят с психологией. Хотя этика, главным образом, занимается вопросом, как людям следует себя вести, практическая этика зависит от понимания человеческой природы. Добры ли люди по своей натуре? Какие мотивы существуют у людей? Какие из них следует приветствовать, а какие — подавлять? Являются ли люди общественными существами? Существует ли общий стиль хорошей жизни, которого следует придерживаться всем? Подобные вопросы по сути своей психологические, и ответить на них можно, изучив человеческую природу. Этические представления проявляются во многих отраслях психологии. В научной психологии мы обнаруживаем их при изучении мотивации и эмоций, общественного и сексуального поведения. Прикладная психология, касается ли она бизнеса, промышленности или управления либо представляет собой индивидуальную клиническую или
Глава 1. Психология, наука и история 13
консультативную психологию, тесно связана с человеческой этикой. Люди обращаются к психологам, желая стать счастливее или более продуктивными, ожидая научной помощи психолога. Знания психолога о мотивации, эмоциях, научении и памяти дают ему орудия для изменения поведения, но психолог должен быть не только соратником клиента. Психолог, консультирующий в сфере бизнеса, порой должен говорить своему клиенту, что тот сам является причиной проблем компании, и ни один этичный психолог не станет учить популярного артиста, как тому следует представлять себя. Наука, проникая в тайны природы, имеет традиционно нейтральные ценности, но, как говорил Фрэнсис Бэкон, «знание — сила», и орудия прикладного психолога следует использовать по назначению.
Хотя концептуальные основы психологии следует искать в философии, идея создания психологии как самостоятельной науки проистекает из биологии. Идея о том, что функции, которые философы приписывают разуму, на самом деле зависят от глубинных процессов в головном мозге, существует со времен Древней Греции, но общепризнанной она стала в середине XIX в. Основатели психологии надеялись, что спекулятивная философия и религия могут стать естественными науками. Более молодая отрасль биологии — теория эволюции — также заложила основы научной психологии. Философы и психологи, особенно британские и американские, начали задаваться вопросом, чем хорош разум в борьбе за существование, представляющей собой эволюцию за счет естественного отбора. Почему мы должны быть сознательными? Есть ли сознание у животных? Эти новые вопросы тревожили и вдохновляли психологов с самого начала. Следовательно, мы должны рассмотреть не только абстрактные вопросы философии, но и растущее понимание функционирования мозга и нервной системы с древности и до наших дней.
Сейчас, на протяжении последнего десятилетия — настоящей эпохи мозга — надежды первых психологов на физиологию заслуживают уважения. Они надеялись, что психологические процессы можно связать с физиологическими, но затем, на протяжении почти всего XX века, психология отошла от физиологической ориентации. Однако сегодня, вооружившись новейшими методиками исследования мозга, психологи вернулись к исходным поискам. В то же время новая область эволюционной психологии вернулась к старым фундаментальным вопросам о человеческой природе (R. Wright, 1994).
Понимание науки
Хотя определение предмета психологии всегда было противоречивым, начиная с XIX в. и по сей день существовало соглашение о том, что психология является (или, по крайней мере, должна быть) наукой.
Образ современной науки
Люди ждут от науки объяснений того, почему мир, разум и тело функционируют именно так, а не иначе. Тем не менее существуют постоянные разногласия о том, что же составляет научное объяснение, и эти дебаты — хороший способ познакомиться с философией науки, т. е. с исследованием природы науки.
Ньютонианский подход. Современный стиль научных объяснений восходит к Исааку Ньютону (1642-1727) и к временам научной революции. Ньютон опреде-
14 Часть I. Введение
лял научную деятельность как поиск ограниченного количества математических законов, позволяющих вывести наблюдаемые в природе закономерности. Сферой его интересов была физика движения, которую он предлагал объяснять с помощью трех законов движения и закона тяготения. Ньютон показал, насколько точно его законы описывают движение тел в Солнечной системе. В качестве примера нью-тонианского подхода к объяснению (I. В. Cohen, 1980) рассмотрим закон тяготения: между двумя любыми телами существует взаимная сила притяжения, величина которой обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Современники Ньютона критиковали его за то, что он не смог предложить механизма, объясняющего работу гравитации; для них взаимодействие двух объектов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга, попахивало магией. Ньютон, однако, отвечал на это так: «Hypotheses nonfingo» («Я не предлагаю гипотез»). Другими словами, Ньютон отказывался объяснять свой принцип гравитации; для него было достаточно постулировать существование силы, посредством которой можно было предсказывать движение небесных тел.
Позитивизм. С Ньютона начинается новая философия природы, которая позднее приняла крайние формы у Огюста Конта (1798-1857) и его последователей, позитивистов. Конт полагал, что, поскольку наука исправно работает, другие формы человеческой деятельности должны перенимать ее методологию. Он основал философию науки, пытаясь выразить сущность науки в формуле, которую могли бы использовать все остальные.
Для Конта и его последователей-позитивистов наука работала, поскольку нью-тонианский стиль держался как можно ближе к наблюдаемым фактам и как можно дальше от гипотетических объяснений. По мнению позитивистов, основная задача науки — не объяснение, а описание. Предполагалось, что ученые должны пристально наблюдать за природой, ища закономерные события и надежные корреляции. На основании наблюдений ученые должны предлагать научные законы, наподобие закона тяготения Ньютона. Следуя нежеланию Ньютона формулировать гипотезы, позитивисты считали, что научные законы должны быть математическим выражением наблюдений.
Из первой задачи науки, описания, в идеальном случае обобщенного в виде закона, проистекает вторая — предсказание. Используя закон тяготения Ньютона и три его закона движения, ученые смогли предсказать такие будущие явления, как затмения и появление комет. Используя законы Ньютона, инженеры смогли вычислить импульс, необходимый для запуска спутника на точную орбиту вокруг Земли, и послать зонды к далеким планетам. Знание — сила, как говорил Фрэнсис Бэкон, и конечной целью науки, согласно философии позитивистов, было осуществление контроля. Конт мечтал об обществе, которым управляет наука, и важную роль в формировании психологии XX в. сыграло желание применить научные психологические знания к проектам Конта.
Объяснение
Номологический подход. Описание, предсказание и контроль были, по мнению позитивистов, тремя единственными задачами науки. Они считали желание людей получить объяснения — ответы на вопрос «Почему?» — опасной поблажкой
Глава 1, Психология, наука и история 15
метафизике и даже теологическим спекуляциям. Позитивисты утверждали, что наука должна избегать объяснений и руководствоваться исключительно фактами. Однако в 1948 г. началась эпоха, когда философия науки признала необходимость объяснений. Ее отправной точкой стала публикация работы «Исследование логики объяснений» (Studies in the Logic of Explanation), принадлежащей перу двух логических позитивистов, Карла Гемпеля и Пола Оппенгейма. В их статье был предложен способ, с помощью которого в функции науки можно было включить объяснение, не выходя при этом за рамки позитивизма. Несмотря на свой возраст и недочеты, модель объяснения Гемпеля-Оппенгейма остается основой для понимания научного объяснения.
Гемпель и Оппенгейм высказали предположение, что научные объяснения можно рассматривать как логические аргументы, в которых событие, подлежащее объяснению (explanandum), может быть выведено из explanans, соответствующих научных законов и исходных наблюдаемых условий. Так, физик может объяснить солнечное затмение, показав, что при данном расположении Солнца, Луны и Земли, используя законы движения и тяготения Ньютона, с помощью дедукции можно предсказать образование ими соединения, порождающего затмение. Поскольку Гемпель и Оппенгейм говорили, что объяснения представляют собой следствия научных законов, их схема получила название дедуктивно-номологической (от греч. nomos — закон) модели объяснения. Ее также называют моделью объяснения, относящейся к закону, поскольку объяснение показывает, как событие подчиняется определенным научным законам.
Следует отметить определенные черты модели Гемпеля-Оппенгейма. Во-первых, она помогает лучше понять характерную особенность объяснения, подмеченную еще в античные времена. Я называю эту особенность Железным законом объяснения: событие, нуждающееся в объяснениях (explanandum), не может явно или неявно содержаться в законах и обстоятельствах, привлекаемых для разъяснения (explanans). Нарушение этого правила приводит к тому, что объяснение теряет законную силу и аннулируется из-за замкнутого рассуждения, не выходящего за пределы логического круга. Вообразите себе вопрос: «Почему сомитол меня усыпляет?» и ответ «Потому что он обладает наркотическим действием». На первый взгляд, это кажется объяснением некоторого явления (сна) за счет другого (наркотического действия). Но когда мы узнаём, что «наркотический» означает «вызывающий сон», то видим, что предлагаемое объяснение ничего в себе не содержит, поскольку, по сути дела, утверждает, что сомитол усыпляет вас потому, что он вас усыпляет. То, что подлежит объяснению (explanandum), причина сна, в неявной форме содержится в разъяснении (explanans), поэтому объяснение становится замкнутым (circular).
Хотя Железный закон объяснения может показаться слишком прямолинейным, ему не так-то легко следовать. Постоянно существует искушение дать явлению какое-либо заманчивое название, например «наркотический эффект», и считать, что этим дается объяснение. Античные доктора, наблюдая снотворные свойства различных веществ, могли сделать вывод о присутствии снотворной силы, заставляющей людей засыпать. Это могло быть первым шагом к понима-
16 Часть I. Введение
нию фармакологии сна, но это не является объяснением. По большей части предубеждение позитивистов к объяснениям проистекает из'того исторического факта, что люди зачастую обманывали себя, принимая объяснения такого сорта, подразумевающие наличие неких сил (а также демонов, ангелов и богов) в событиях, которые они затем считали объясненными. Жестко разделяя то, что подлежит объяснению (explanandum), с одной стороны, и привлекаемые научные законы и наблюдаемые обстоятельства (explanans) — с другой, модель объяснения Гемпеля-Оппенгейма делает Железный закон более ясным и, возможно, более выполнимым.
Самая противоречивая черта дедуктивно-номологической модели — уподобление объяснения предсказанию. С точки зрения Гемпеля и Оппенгейма, объяснение события состоит из демонстрации того, как оно могло быть предсказано. Так, астроном предсказывает затмение в 2010 г., но объясняет его в 1010 г. В каждом случае процедура одна и та же: применение законов движения к положению Солнца, Луны и Земли и демонстрация неизбежности затмения. Но тезис о симметричности объяснения и предсказания наталкивается на серьезные проблемы. Рассмотрим, например, то, что можно так же хорошо логически вывести факт затмения из законов движения, примененных к Солнцу, Луне и Земле месяц спустя после затмения, как и из условий за месяц до этого события. Или рассмотрим флагшток и его тень: если знать высоту флагштока и положение солнца, можно логически вывести или предсказать длину тени, исходя из законов, управляющих светом, и правил геометрии; и, следовательно, кажется вполне резонным сказать, что мы объяснили длину тени. К тому же, если мы знаем длину тени, мы можем логически вывести и, таким образом, предсказать высоту флагштока, но, конечно, длина тени не объясняет высоту флагштока. Падение давления в барометре предсказывает шторм, но не вызывает его.
Последняя важная особенность модели объяснения Гемпеля-Оппенгейма состоит в том, что она рассматривает объяснения в качестве логических аргументов: ученый логически выводит (или предсказывает) событие из совокупности предпосылок. Поскольку позитивисты рассматривают научные законы всего лишь как человеческие изобретения — обобщение прошлых событий, то они считают, что эти законы не управляют природой и, следовательно, не служат причиной происходящего. Строго говоря, для позитивиста законы движения и тяготения Ньютона не являются причиной и не вызывают затмений; они просто позволяют нам логически вывести существование затмений в будущем.
Достарыңызбен бөлісу: |